Научная статья на тему 'Формирование профессиональной культуры у бакалавров социальной работы'

Формирование профессиональной культуры у бакалавров социальной работы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
399
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / БАКАЛАВР / СОЦИАЛЬНЫЙ РАБОТНИК / ПРОФЕССИЯ / ОБРАЗОВАНИЕ / PROFESSIONAL CULTURE / BACHELOR / SOCIAL WORKER / TRADE / FORMATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бочарникова Наталия Анатольевна

Анализируются основные подходы к исследованию профессиональной культуры бакалавров. Раскрывается актуальность проблемы становления профессиональной культуры, рассматривается структура и основные структурные компоненты, а также роль профессиональной культуры у бакалавров социальной работы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бочарникова Наталия Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of Professional Culture at Bachelors of Social Work

In article the basic approaches to research of professional culture are analyzed. The urgency of a problem of formation of professional culture at bachelors of social work is described; the structure and its basic components, and also a role of professional culture at bachelors of social work are considered

Текст научной работы на тему «Формирование профессиональной культуры у бакалавров социальной работы»

Педагогические науки

УДК 378.1

Бочарникова Наталия Анатольевна Natalia Bocharnikova

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ У БАКАЛАВРОВ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

FORMATION OF PROFESSIONAL CULTURE AT BACHELORS OF SOCIAL WORK

Анализируются основные подходы к исследованию профессиональной культуры бакалавров. Раскрывается актуальность проблемы становления профессиональной культуры, рассматривается структура и основные структурные компоненты, а также роль профессиональной культуры у бакалавров социальной работы

Елючевые слова: профессиональная культура, культура, бакалавр, социальный работник, профессия, образование

In article the basic approaches to research of professional culture are analyzed. The urgency of a problem of formation of professional culture at bachelors of social work is described; the structure and its basic components, and also a role of professional culture at bachelors of social work are considered

Key words: professional culture, culture, bachelor, social worker, trade,formation

Введение уровневой системы высшего профессионального образования является важнейшим элементом комплексного преобразования сферы высшего образования. В настоящее время, когда технологии и знания обновляются чрезвычайно быстро, готовить «узких» специалистов в стенах вуза, начиная с первого курса в течение длительного периода времени, нецелесообразно. Использование широкой бакалаврской программы с последующей специализацией в магистратуре или на производстве больше соответствует быстроменяющемуся рынкутруда [10].

В условиях инновационной перестройки системы образования актуальной является проблема качества профессиональной подготовки по социальным направлениям. Социальная работа имеет в своей основе мощный ценностный фундамент. На протяжении всей истории становления и развития этой профессии обсуждаются пробле-

мы определения сути социальной работы, ее миссии, природы ценностей, которыми должны руководствоваться профессионалы, приоритеты в работе — стремиться ли к социальным изменениям, то есть работать с причинами многих социальных проблем потенциальных и актуальных клиентов либо же, помогая конкретному клиенту, работать с последствиями этих социальных проблем.

Бакалавру по социальной работе необходимо обладать не только профессиональной компетентностью, но и набором качественных характеристик — элементов профессиональной культуры. Проблема формирования профессиональной культуры в настоящее время весьма актуальна, так как инновационные процессы, происходящие в педагогической теории и практике, предъявляют определенные требования к подготовке будущего бакалавра в социальной сфере: социального работника,

социального педагога ит.д. [3].

Утверждение И.Ф. Исаева о том, что в целом «развитие высшей школы невозможно без осознания огромной роли культуры и образования, личностно-творческой самореализации преподавателя и студента», имеет существенное значение для нашего исследования. Характерные для современного общества изменения во всех сферах жизни и деятельности человека, активное освоение культурных ценностей объективно требуют превращения высшей школы в институт воспроизводства и создания культуры. В общей и профессиональной культуре проявляется социокультурный, интеллектуальный, нравственный потенциал специалиста. Этот потенциал составляет национальное богатство и должен быть своевременно востребован и рационально использован» [5].

Г.М. Кочетов трактует профессиональную культуру как элемент модели личности с высшим образованием и относит к ее признакам три момента:

1) знание свойств продукта и запросов потребителя;

2) способность прогнозирования специалистом последствий своих действий;

3) ответственность за свои действия

[6].

Несколько иной подход к определению профессиональной культуры имеет место в исследованиях И.М. Моделя. Он рассматривал ее как категорию, характеризующую степень овладения профессиональной группой, ее представителями специфическим видом трудовой деятельности в любой сфере общественного производства. В этом качестве профессиональная культура служит мерой и способом формирования и реализации социальных сил субъекта деятельности [8]. В данной интерпретации понятия «профессиональная культура» лежат сущностные характеристики той или иной профессии. Однако в этом же исследовании И.М. Моделя подчеркивается серьезная методологическая трудность употребления понятия «профессия», связанная с тем, что в обыденном и научном сознании в него часто включен неоднозначный смысл, ве-

дущий к отождествлению его с такими понятиями, как «занятие», «специальность» и даже «квалификация». Он полагает, что профессия является таким социально-технологическим механизмом, который создан обществом для обеспечения своих жизненных потребностей путем локализации его в определенном виде профессиональной деятельности и предназначен для производства уникального продукта [8].

Профессиональной культурой, по утверждению А. И. Кравченко, должен обладать каждый, кто занят оплачиваемой работой, неважно, в общественном или частном секторе. Профессиональная культура, по мнению ученого, включает совокупность специальных теоретических знаний и практических умений, связанных с конкретным видом труда [7].

Профессиональная культура передается, осваивается, формируется и реализуется в процессе взаимодействия профессионального сообщества (группы) и личности. В деятельности специалиста она проявляется как сочетание профессионально-типичного и индивидуального. В связи с этим утверждением Г.М. Евелькин приводит интересные аналогии. Во-первых, если исходить из того, что культура является регулятором, то она в определенной степени выполняет со-ционормативную функцию и является тем «ситом», через которое проходят все нормативные предписания конкретного профессионального сообщества. Во-вторых, профессиональная культура, по определению социолога, имеет две составляющие — осознаваемую и бессознательную, то есть — культура как осознаваемая, рефлексивная позиция и диспозиционная структура [4].

Профессиональная культура несет на себе отпечаток специфических особенностей данной профессии, так как профессиональная принадлежность накладывает своеобразный отпечаток на мышление человека, его поведение, отношение к миру.

Несмотря на то, что каждый человек

— яркая, неповторимая индивидуальность, у всех представителей профессии «социальная работа» должны быть общие специфические черты. В теории и практике

социальной работы выработаны основные критерии профессиональной культуры социального работника с учетом его принадлежности к данной профессиональной группе. Принято выделять три составные в структуре профессиональной культуры социального работника [11; 25-27].

Профессионально важные качества, к которым относят:

— общительность, ориентацию на взаимодействие с людьми, интерес к работе с людьми, оптимизм идр.;

— особенности нервной системы (эмоциональная устойчивость, повышенная работоспособность);

— особенности эмоциональной сферы (эмоциональная стабильность, преобладание положительных эмоций, отсутствие тревожности, способность переносить психологические стрессы).

Личностные качества:

— гуманистические качества (доброта, альтруизм, чувство собственного достоинства и др.);

— психологические характеристики (высокий уровень протекания психических процессов, устойчивые психические состояния, высокий уровень эмоциональных и волевых характеристик);

— психоаналитические качества (самоконтроль, самооценка, самокритичность, самоанализ);

— психолого-педагогические качества (коммуникабельность, эмпатичность, ви-зуальность, красноречивость идр.).

Профессиональные знания и умения:

— знания: нормативно-правовой базы деятельности (законов, подзаконных актов, постановлений и т.п.); теории и истории социальной работы; методик и технологий социальной и социально-педагогической деятельности по работе с различными категориями клиентов в разных социумах; возрастной, социальной, специальной психологии; социологии, методов социального управления и планирования профессионально-исследовательской деятельности;

— умения: аналитические, прогностические, проективные, рефлексивные, коммуникативные.

Степень владения профессиональной культурой выражается в квалификации и квалификационном разряде. Необходимо различать:

а) формальную квалификацию, которая удостоверяется сертификатом (диплом, аттестат, удостоверение) об окончании определенного учебного учреждения и подразумевает систему необходимых для данной профессии теоретических знаний;

б) реальную квалификацию, получаемую после нескольких лет работы в данной области, включающую совокупность практических навыков и умений, т.е. професси-ональныйопыг [7].

Н.Ю. Борейко к структурным компонентам профессиональной культуры личности относит аксиологический, когнитивный, операционно-поведенческий и индивидуально-творческий [9; С. 85].

Аксиологический компонент представляет собой совокупность относительно устойчивых ценностей, овладевая которыми будущий бакалавр социальной работы субъективирует их, делает личностно значимыми. Субъективное восприятие и присвоение ценностей определяется богатством личности студента, развитым общекультурным мышлением и сознанием, опытом деятельности в сфере профессиональной культуры, наличием индивидуальной системы использования ее средств, соответствующих направленности личности, ее интересам, актуальному состоянию психофизических и функциональных возможностей и способностей [5].

При этом в процессе формирования профессиональной культуры будущий бакалавр социальной работы актуализирует лишь те ценности, которые приобретают для него жизненный и профессионально-необходимый смысл. На этой основе в его сознании формируется образ культурной личности будущего профессионала как совокупность целей, идей, установок, корригирующих индивидуальный опыт культурной практики и связанные с ними переживания, убеждения, связи и отношения. Ассимилируя и преобразуя общественно необходимые и социально-групповые

ценности, студент строит собственную систему ценностей и вырабатывает личностно-профессиональную концепцию смысла профессиональнойдеятельности [5].

В содержание когнитивного компонента входит упорядоченная система теоретико-методологических, научно-практических и специальных знаний, необходимых для понимания природных и социальных процессов, сопряженных с функционированием культуры общества и личности, умения их адаптивного, творческого использования для личностного и профессионального самосовершенствования при выполнении учебной и профессиональной деятельности.

Операционно-поведенческий компонент включает практическое использование адекватных средств, форм, методов, приемов для достижения необходимых результатов в профессиональной деятельности.

Индивидуально-творческий компонент обусловлен тем, что его может реализовать студент, способный выделить свое «Я» из окружающей действительности, обладающий развитым самосознанием. Творческий характер деятельности, связанный с новизной и значимостью ее результатов, обусловлен синтезом познавательной, эмоциональной, волевой и мотивационной сфер личности. Формирование личностного смысла требует от студента достаточно высокой степени активности, способности управлять, регулировать свое поведение в соответствии с возникающими ситуациями. Индивидуально-творческий компонент обеспечивает процесс постоянного преодоления противоречий, преодоления себя для нового полного профессионального раскрытия своих сил и способностей. В этом случае происходит непрерывное наращивание личностного потенциала через самоотрицание и самоопределение в результатах и процессе профессиональной деятельности.

Только при реализации взаимодействия всех рассмотренных компонентов на лекционных, методико-практических занятиях и во внеучебной работе можно сформировать профессиональную культуру личности бакалавра социальной работы. Для

практической организации формирования профессиональной культуры необходимо создание и внедрение педагогической технологии, которая должна являться моделью учебно-воспитательного и управленческого процесса и объединять в себе ведущую концепцию и поэтапное содержание, формы и средства достижения цели. Разработка технологии позволяет сделать процесс управляемым, а также обеспечивает его коррекцию. Исходя из гуманистической парадигмы образования, в основе ее разработки лежит личностно ориентированный подход — подход диалога, определяющий субъект-субъектное взаимодействие и увеличение меры свободы студента. Технологии этого типа рассматривают преобразование позиций преподавателя и студента как равноправные [2; С. 16]. Преподаватель актуализирует, стимулирует студента к общекультурному, профессиональному развитию, создает условия для его самодвижения. Таким образом, технология должна направляться на то, чтобы студент желал готовиться к профессиональной деятельности (имел мотивацию), знал, как это делать, умел подбирать средства и правильно их применял (практически реализовывал), а также контролировал и корректировал свою подготовку. Соответственно определенным задачам в структуре технологии можно выделить определенные этапы достижения необходимого результата:

1) мотивационный;

2) когнитивно-ориентировочный;

3) деятельностный;

4) контрольно-корректировочный.

Первый этап — мотивационный, основной целью которого является определение основополагающих личных мотивов каждого студента и формирование ценностного отношения к профессиональной деятельности. Этот этап главный, все другие этапы должны постоянно обогащать его результаты.

Основная цель второго этапа, когнитивно-ориентировочного — оказывать содействие осознанию необходимости получения знаний каждым студентом, предоставление ему теоретической основы, создание инди-

видуальной траектории развития, понимание своей индивидуальной профессиональной сущности, на основе которой создается персонал-технология профессиональной подготовки.

Цель третьего — деятельностного этапа, есть практическая реализация личной программы — формирование целостной личности специалиста. Целью четвертого

— контрольно-корректировочного этапа является проверка уровня профессиональной культуры.

Таким образом, внутренняя профессиональная культура бакалавра — это накопленный им социальный опыт как составная часть социальной работы и эмоциональночувственное отношение к ней; внешняя профессиональная культура — индивиду-

альный стиль профессиональной деятельности, включающий социально-педагогический компонент и отношение к ней. Профессиональные знания и навыки реализуются тем активнее, чем полнее человек постигает объективное значение культурной деятельности (как деятельности, соответствующей прогрессивным социально-экономическим, технико-организационным и социально-психологическим нормативам). Само участие бакалавра социальной работы в развитии системы культуры труда как профессионала и как личности приобретает общественно-необходимый характер, так как становится важнейшим показателем развитости общества, критерием приобщения отдельного человека к его духовному богатству.

Литература

1. Ананченко М.Ю.К вопросу о сущности и факторах становления профессиональной культуры специалиста // Формирование профессиональной культуры будущего специалиста: мат. X областной студенческой научной конференции и V международных педагогических чтений. Сборник статей и тезисов. — Под ред. М.Ю. Ананченко, П.Е. Овсянкина. — Архангельск: СГМУ, 2003.

- 160 с.

2. Бех І.Д. Особистісно зорієнтоване виховання. — К.: ІЗМН, 1998. — 204 с.

3. Бочарникова Н.А., Чернышёва А.В. Формирование профессиональной культуры в подготовке будущего специалиста социальной работы: мат. заочной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Актуальные исследования в области психолого-со-циальной работы». — Санкт-Петербург, 2010. — С. 27-31.

4. Евелькин Г.М. Культура как элемент профессиональной готовности личности // Личность. Культура. Общество. — 2004. — Выи. 4 (24). — С. 262-263.

5. Исаев И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя: учеб. пособие. — М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 208 с.

6. Кочетов Г.М. Механизм процесса профессионализации. — Томск: Изд-во Гос. ун-та, 1975.

- 114с.

7. Кравченко А.И. Культурология: учеб. пособие для вузов. — 3-є изд. — М.: Академический Проект, 2002. — 496 с.

8. Модель И.М. Профессиональная культура муниципального депутата: теоретико-социологический анализ. — Екатеринбург, 1993. — 164 с.

9. Педагогические издания / е-журнал «Педагогическая наука: история, теория, практика, тенденции развития» / Архив номеров / Выпуск № 1 [2008] / Н. Ю. Борейко. Гуманізація відносин між викладачем і студентом на заняттях фізичного виховання у вищих технічних навчальних закладах.

10. Реморенко И.М. О введении уровневого образования в системе высшего профессионального образования Российской Федерации и разработке новых федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования: доклад на совещании ректоров высших учебных заведений (Москва, 28 янв. 2009 г.). иВЬ: http://mon.gov.ru/ruk/dir/ гетогепко^ок/5156/.

11. Социальная педагогика: курс лекций / Под ред. М.А. Галагузовой. — М.: ВЛАДОС, 2001.

-416с.

Коротко об авторе Briefly about the author

Бочарникова Н.А., ст. преподаватель кафедры N. Bocharnikova, teacher of social politics depart-

социальной политики, Читинский государственный ment, Chita state university

университет (ЧитГУ)

[email protected]

Научные интересы: профессиональная подготов- Scientific interests: training, methods of vocational

ка, методика профессионального образования education

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.