Педагогические науки
УДК 378.1
Бочарникова Наталия Анатольевна Natalia Bocharnikova
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ У БАКАЛАВРОВ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
FORMATION OF PROFESSIONAL CULTURE AT BACHELORS OF SOCIAL WORK
Анализируются основные подходы к исследованию профессиональной культуры бакалавров. Раскрывается актуальность проблемы становления профессиональной культуры, рассматривается структура и основные структурные компоненты, а также роль профессиональной культуры у бакалавров социальной работы
Елючевые слова: профессиональная культура, культура, бакалавр, социальный работник, профессия, образование
In article the basic approaches to research of professional culture are analyzed. The urgency of a problem of formation of professional culture at bachelors of social work is described; the structure and its basic components, and also a role of professional culture at bachelors of social work are considered
Key words: professional culture, culture, bachelor, social worker, trade,formation
Введение уровневой системы высшего профессионального образования является важнейшим элементом комплексного преобразования сферы высшего образования. В настоящее время, когда технологии и знания обновляются чрезвычайно быстро, готовить «узких» специалистов в стенах вуза, начиная с первого курса в течение длительного периода времени, нецелесообразно. Использование широкой бакалаврской программы с последующей специализацией в магистратуре или на производстве больше соответствует быстроменяющемуся рынкутруда [10].
В условиях инновационной перестройки системы образования актуальной является проблема качества профессиональной подготовки по социальным направлениям. Социальная работа имеет в своей основе мощный ценностный фундамент. На протяжении всей истории становления и развития этой профессии обсуждаются пробле-
мы определения сути социальной работы, ее миссии, природы ценностей, которыми должны руководствоваться профессионалы, приоритеты в работе — стремиться ли к социальным изменениям, то есть работать с причинами многих социальных проблем потенциальных и актуальных клиентов либо же, помогая конкретному клиенту, работать с последствиями этих социальных проблем.
Бакалавру по социальной работе необходимо обладать не только профессиональной компетентностью, но и набором качественных характеристик — элементов профессиональной культуры. Проблема формирования профессиональной культуры в настоящее время весьма актуальна, так как инновационные процессы, происходящие в педагогической теории и практике, предъявляют определенные требования к подготовке будущего бакалавра в социальной сфере: социального работника,
социального педагога ит.д. [3].
Утверждение И.Ф. Исаева о том, что в целом «развитие высшей школы невозможно без осознания огромной роли культуры и образования, личностно-творческой самореализации преподавателя и студента», имеет существенное значение для нашего исследования. Характерные для современного общества изменения во всех сферах жизни и деятельности человека, активное освоение культурных ценностей объективно требуют превращения высшей школы в институт воспроизводства и создания культуры. В общей и профессиональной культуре проявляется социокультурный, интеллектуальный, нравственный потенциал специалиста. Этот потенциал составляет национальное богатство и должен быть своевременно востребован и рационально использован» [5].
Г.М. Кочетов трактует профессиональную культуру как элемент модели личности с высшим образованием и относит к ее признакам три момента:
1) знание свойств продукта и запросов потребителя;
2) способность прогнозирования специалистом последствий своих действий;
3) ответственность за свои действия
[6].
Несколько иной подход к определению профессиональной культуры имеет место в исследованиях И.М. Моделя. Он рассматривал ее как категорию, характеризующую степень овладения профессиональной группой, ее представителями специфическим видом трудовой деятельности в любой сфере общественного производства. В этом качестве профессиональная культура служит мерой и способом формирования и реализации социальных сил субъекта деятельности [8]. В данной интерпретации понятия «профессиональная культура» лежат сущностные характеристики той или иной профессии. Однако в этом же исследовании И.М. Моделя подчеркивается серьезная методологическая трудность употребления понятия «профессия», связанная с тем, что в обыденном и научном сознании в него часто включен неоднозначный смысл, ве-
дущий к отождествлению его с такими понятиями, как «занятие», «специальность» и даже «квалификация». Он полагает, что профессия является таким социально-технологическим механизмом, который создан обществом для обеспечения своих жизненных потребностей путем локализации его в определенном виде профессиональной деятельности и предназначен для производства уникального продукта [8].
Профессиональной культурой, по утверждению А. И. Кравченко, должен обладать каждый, кто занят оплачиваемой работой, неважно, в общественном или частном секторе. Профессиональная культура, по мнению ученого, включает совокупность специальных теоретических знаний и практических умений, связанных с конкретным видом труда [7].
Профессиональная культура передается, осваивается, формируется и реализуется в процессе взаимодействия профессионального сообщества (группы) и личности. В деятельности специалиста она проявляется как сочетание профессионально-типичного и индивидуального. В связи с этим утверждением Г.М. Евелькин приводит интересные аналогии. Во-первых, если исходить из того, что культура является регулятором, то она в определенной степени выполняет со-ционормативную функцию и является тем «ситом», через которое проходят все нормативные предписания конкретного профессионального сообщества. Во-вторых, профессиональная культура, по определению социолога, имеет две составляющие — осознаваемую и бессознательную, то есть — культура как осознаваемая, рефлексивная позиция и диспозиционная структура [4].
Профессиональная культура несет на себе отпечаток специфических особенностей данной профессии, так как профессиональная принадлежность накладывает своеобразный отпечаток на мышление человека, его поведение, отношение к миру.
Несмотря на то, что каждый человек
— яркая, неповторимая индивидуальность, у всех представителей профессии «социальная работа» должны быть общие специфические черты. В теории и практике
социальной работы выработаны основные критерии профессиональной культуры социального работника с учетом его принадлежности к данной профессиональной группе. Принято выделять три составные в структуре профессиональной культуры социального работника [11; 25-27].
Профессионально важные качества, к которым относят:
— общительность, ориентацию на взаимодействие с людьми, интерес к работе с людьми, оптимизм идр.;
— особенности нервной системы (эмоциональная устойчивость, повышенная работоспособность);
— особенности эмоциональной сферы (эмоциональная стабильность, преобладание положительных эмоций, отсутствие тревожности, способность переносить психологические стрессы).
Личностные качества:
— гуманистические качества (доброта, альтруизм, чувство собственного достоинства и др.);
— психологические характеристики (высокий уровень протекания психических процессов, устойчивые психические состояния, высокий уровень эмоциональных и волевых характеристик);
— психоаналитические качества (самоконтроль, самооценка, самокритичность, самоанализ);
— психолого-педагогические качества (коммуникабельность, эмпатичность, ви-зуальность, красноречивость идр.).
Профессиональные знания и умения:
— знания: нормативно-правовой базы деятельности (законов, подзаконных актов, постановлений и т.п.); теории и истории социальной работы; методик и технологий социальной и социально-педагогической деятельности по работе с различными категориями клиентов в разных социумах; возрастной, социальной, специальной психологии; социологии, методов социального управления и планирования профессионально-исследовательской деятельности;
— умения: аналитические, прогностические, проективные, рефлексивные, коммуникативные.
Степень владения профессиональной культурой выражается в квалификации и квалификационном разряде. Необходимо различать:
а) формальную квалификацию, которая удостоверяется сертификатом (диплом, аттестат, удостоверение) об окончании определенного учебного учреждения и подразумевает систему необходимых для данной профессии теоретических знаний;
б) реальную квалификацию, получаемую после нескольких лет работы в данной области, включающую совокупность практических навыков и умений, т.е. професси-ональныйопыг [7].
Н.Ю. Борейко к структурным компонентам профессиональной культуры личности относит аксиологический, когнитивный, операционно-поведенческий и индивидуально-творческий [9; С. 85].
Аксиологический компонент представляет собой совокупность относительно устойчивых ценностей, овладевая которыми будущий бакалавр социальной работы субъективирует их, делает личностно значимыми. Субъективное восприятие и присвоение ценностей определяется богатством личности студента, развитым общекультурным мышлением и сознанием, опытом деятельности в сфере профессиональной культуры, наличием индивидуальной системы использования ее средств, соответствующих направленности личности, ее интересам, актуальному состоянию психофизических и функциональных возможностей и способностей [5].
При этом в процессе формирования профессиональной культуры будущий бакалавр социальной работы актуализирует лишь те ценности, которые приобретают для него жизненный и профессионально-необходимый смысл. На этой основе в его сознании формируется образ культурной личности будущего профессионала как совокупность целей, идей, установок, корригирующих индивидуальный опыт культурной практики и связанные с ними переживания, убеждения, связи и отношения. Ассимилируя и преобразуя общественно необходимые и социально-групповые
ценности, студент строит собственную систему ценностей и вырабатывает личностно-профессиональную концепцию смысла профессиональнойдеятельности [5].
В содержание когнитивного компонента входит упорядоченная система теоретико-методологических, научно-практических и специальных знаний, необходимых для понимания природных и социальных процессов, сопряженных с функционированием культуры общества и личности, умения их адаптивного, творческого использования для личностного и профессионального самосовершенствования при выполнении учебной и профессиональной деятельности.
Операционно-поведенческий компонент включает практическое использование адекватных средств, форм, методов, приемов для достижения необходимых результатов в профессиональной деятельности.
Индивидуально-творческий компонент обусловлен тем, что его может реализовать студент, способный выделить свое «Я» из окружающей действительности, обладающий развитым самосознанием. Творческий характер деятельности, связанный с новизной и значимостью ее результатов, обусловлен синтезом познавательной, эмоциональной, волевой и мотивационной сфер личности. Формирование личностного смысла требует от студента достаточно высокой степени активности, способности управлять, регулировать свое поведение в соответствии с возникающими ситуациями. Индивидуально-творческий компонент обеспечивает процесс постоянного преодоления противоречий, преодоления себя для нового полного профессионального раскрытия своих сил и способностей. В этом случае происходит непрерывное наращивание личностного потенциала через самоотрицание и самоопределение в результатах и процессе профессиональной деятельности.
Только при реализации взаимодействия всех рассмотренных компонентов на лекционных, методико-практических занятиях и во внеучебной работе можно сформировать профессиональную культуру личности бакалавра социальной работы. Для
практической организации формирования профессиональной культуры необходимо создание и внедрение педагогической технологии, которая должна являться моделью учебно-воспитательного и управленческого процесса и объединять в себе ведущую концепцию и поэтапное содержание, формы и средства достижения цели. Разработка технологии позволяет сделать процесс управляемым, а также обеспечивает его коррекцию. Исходя из гуманистической парадигмы образования, в основе ее разработки лежит личностно ориентированный подход — подход диалога, определяющий субъект-субъектное взаимодействие и увеличение меры свободы студента. Технологии этого типа рассматривают преобразование позиций преподавателя и студента как равноправные [2; С. 16]. Преподаватель актуализирует, стимулирует студента к общекультурному, профессиональному развитию, создает условия для его самодвижения. Таким образом, технология должна направляться на то, чтобы студент желал готовиться к профессиональной деятельности (имел мотивацию), знал, как это делать, умел подбирать средства и правильно их применял (практически реализовывал), а также контролировал и корректировал свою подготовку. Соответственно определенным задачам в структуре технологии можно выделить определенные этапы достижения необходимого результата:
1) мотивационный;
2) когнитивно-ориентировочный;
3) деятельностный;
4) контрольно-корректировочный.
Первый этап — мотивационный, основной целью которого является определение основополагающих личных мотивов каждого студента и формирование ценностного отношения к профессиональной деятельности. Этот этап главный, все другие этапы должны постоянно обогащать его результаты.
Основная цель второго этапа, когнитивно-ориентировочного — оказывать содействие осознанию необходимости получения знаний каждым студентом, предоставление ему теоретической основы, создание инди-
видуальной траектории развития, понимание своей индивидуальной профессиональной сущности, на основе которой создается персонал-технология профессиональной подготовки.
Цель третьего — деятельностного этапа, есть практическая реализация личной программы — формирование целостной личности специалиста. Целью четвертого
— контрольно-корректировочного этапа является проверка уровня профессиональной культуры.
Таким образом, внутренняя профессиональная культура бакалавра — это накопленный им социальный опыт как составная часть социальной работы и эмоциональночувственное отношение к ней; внешняя профессиональная культура — индивиду-
альный стиль профессиональной деятельности, включающий социально-педагогический компонент и отношение к ней. Профессиональные знания и навыки реализуются тем активнее, чем полнее человек постигает объективное значение культурной деятельности (как деятельности, соответствующей прогрессивным социально-экономическим, технико-организационным и социально-психологическим нормативам). Само участие бакалавра социальной работы в развитии системы культуры труда как профессионала и как личности приобретает общественно-необходимый характер, так как становится важнейшим показателем развитости общества, критерием приобщения отдельного человека к его духовному богатству.
Литература
1. Ананченко М.Ю.К вопросу о сущности и факторах становления профессиональной культуры специалиста // Формирование профессиональной культуры будущего специалиста: мат. X областной студенческой научной конференции и V международных педагогических чтений. Сборник статей и тезисов. — Под ред. М.Ю. Ананченко, П.Е. Овсянкина. — Архангельск: СГМУ, 2003.
- 160 с.
2. Бех І.Д. Особистісно зорієнтоване виховання. — К.: ІЗМН, 1998. — 204 с.
3. Бочарникова Н.А., Чернышёва А.В. Формирование профессиональной культуры в подготовке будущего специалиста социальной работы: мат. заочной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Актуальные исследования в области психолого-со-циальной работы». — Санкт-Петербург, 2010. — С. 27-31.
4. Евелькин Г.М. Культура как элемент профессиональной готовности личности // Личность. Культура. Общество. — 2004. — Выи. 4 (24). — С. 262-263.
5. Исаев И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя: учеб. пособие. — М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 208 с.
6. Кочетов Г.М. Механизм процесса профессионализации. — Томск: Изд-во Гос. ун-та, 1975.
- 114с.
7. Кравченко А.И. Культурология: учеб. пособие для вузов. — 3-є изд. — М.: Академический Проект, 2002. — 496 с.
8. Модель И.М. Профессиональная культура муниципального депутата: теоретико-социологический анализ. — Екатеринбург, 1993. — 164 с.
9. Педагогические издания / е-журнал «Педагогическая наука: история, теория, практика, тенденции развития» / Архив номеров / Выпуск № 1 [2008] / Н. Ю. Борейко. Гуманізація відносин між викладачем і студентом на заняттях фізичного виховання у вищих технічних навчальних закладах.
10. Реморенко И.М. О введении уровневого образования в системе высшего профессионального образования Российской Федерации и разработке новых федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования: доклад на совещании ректоров высших учебных заведений (Москва, 28 янв. 2009 г.). иВЬ: http://mon.gov.ru/ruk/dir/ гетогепко^ок/5156/.
11. Социальная педагогика: курс лекций / Под ред. М.А. Галагузовой. — М.: ВЛАДОС, 2001.
-416с.
Коротко об авторе Briefly about the author
Бочарникова Н.А., ст. преподаватель кафедры N. Bocharnikova, teacher of social politics depart-
социальной политики, Читинский государственный ment, Chita state university
университет (ЧитГУ)
Научные интересы: профессиональная подготов- Scientific interests: training, methods of vocational
ка, методика профессионального образования education