Педагогические науки
УДК 364.044.26
Бочарникова Наталия Анатольевна Natalia Bocharnikova
Ардашова Юлия Ивановна Julia Ardashova
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОКУЛЬТУРНОЙ, ВОЛОНТЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ -БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ
FORMATION OF PROFESSIONAL CULTURE OF A SOCIAL WORKER IN THE COURSE OF VOLUNTEER’S ACTIVITY
Раскрывается актуальность проблемы становления профессиональной культуры социального работника. Рассматривается влияние добровольческой деятельности на становление профессиональной культуры социального работника
Ключевые слова: профессиональная культура, социальный работник, волонтер, волонтерская деятельность
The urgency of a problem of formation of social worker’s professional culture is observed in the article. Influence of voluntary activity on formation of social worker’s professional culture is considered
Key words: professional culture, social worker, volunteer
В определении приоритетов развития высшего образования в нашей стране на современном этапе на первое место вышла задача повышения качества подготовки специалистов. Специалисту по социальной работе необходимо обладать набором специальных качественных характеристик
— элементов профессиональной культуры. Проблема становления профессиональной культуры в настоящее время очень актуальна, так как инновационные процессы, происходящие в педагогической теории и практике, предъявляют серьезные требования к подготовке социального работника [3].
Существуют различные подходы к оп-
ределению понятия «профессиональная культура». Так, А.В. Мудрик определяет профессиональную культуру как совокупность теоретических знаний и практических умений и навыков, присущих определенному виду труда, это — совокупность норм, правил и моделей поведения людей в условиях выполнения определенной специфической деятельности [8].
Б.С. Ерасов рассматривает профессиональную культуру как совокупность норм, правил и моделей поведения людей — относительно замкнутая система, связанная со спецификой деятельности людей в современных условиях труда. В ней, как и в лю-
бой другой отрасли культуры, «действуют два начала — консервативное, обращённое к прошлому и поддерживающее с ним преемственную связь, и творческое, обращённое к будущему и созидающее новые ценности» Профессиональная культура — это социальный конструкт, который не может складываться сам собой и должен систематически, эффективно и надежно поддерживаться и развиваться профессиональным сообществом в самых разнообразных условиях [6; С. 7].
Профессиональная культура формируется под влиянием таких внешних факторов, как государственная политика; степень усвоения демократических ценностей; поддержание идей равенства и принципы взаимоуважения, дающие возможность взаимодействовать на основе взаимопонимания и согласия.
В современной России воспринимаются только некоторые из этих ценностей; специфика социально-профессиональных отношений: аспекты социальной стратификации общества, которые являются одним из факторов становления образа профессионала; патриархатная культура порождает такие явления, как гендерная асимметрия в социально-экономической сфере, отраслевая сегрегация, феминизация бедности [2; С. 58]
Феномен профессиональной культуры отражает сложные и противоречивые процессы современного российского социума. При этом вся её структура, все её компоненты внутренне перестраиваются, и в этом процессе переплетаются имманентные свойства и целенаправленные внешние инновации, изменения в области государственных и общественных приоритетов и целеполаганий. Такой противоречивый феномен, как профессиональная культура, включает интенции, замыслы, действия, исходящие от членов профессионального сообщества и ориентированные на новый уровень профессиональной деятельности, на преодоление инерционности и автоматизма, наконец, на значительное улучшение качества и результата этой деятельности.
Авторы согласны с позицией И.Ф. Исаева о том, что в целом «развитие высшей школы невозможно без осознания огромной роли культуры и образования, личностно-творческой самореализации преподавателя и студента. Характерные для современного общества изменения во всех сферах жизни и деятельности человека, активное освоение культурных ценностей объективно требуют превращения высшей школы в институт воспроизводства и создания культуры. В общей и профессиональной культуре проявляется социокультурный, интеллектуальный, нравственный потенциал специалиста. Этот потенциал составляет национальное богатство и должен быть своевременно востребован и рационально использован» [7].
В современных учебных программах главной целью преподавания является усвоение знаний. Что касается формирования на основе полученных знаний социальных и психолого-педагогических умений и навыков, то эта задача остается во многом на уровне декларирования. Доминирует академический стиль представления материала, рассчитанный, главным образом, на информирование студентов, на приобретение ими основ научных, а не практических знаний [5].
Е.В. Гунина, анализируя данные социологических опросов, отмечает, что социальные работники испытывают значительные трудности при реализации полученных теоретических знаний в своей деятельности, так как в учебных планах недостаточно времени отводится на лабораторно-практические, «тренинговые» занятия и на психо-лого-педагогическую и психосоциальную практику.
Таким образом, существующая система подготовки социальных работников не направлена на оказание сопровождающей методической и практической помощи выпускникам, позволяющей им успешно адаптироваться к конкретным условиям практической деятельности. Социокультурный и психологический смысл профессиональной деятельности часто оказывается закрытым для будущего специалиста.
Международный опыт показал, что традиционное теоретическое обучение (лекционно-семинарская система) в сочетании с непродолжительной учебной практикой не дает эффективных результатов, ожидаемых от молодых специалистов современным обществом. Особенно заметны эти образовательные изъяны в подготовке специалистов междисциплинарных отраслей, к каким относится и социальна работа.
Таким образом, для подготовки качественных социальных работников наряду с традиционными нужны принципиально новые, активные формы обучения, занимающие промежуточное место между теорией и практикой, которые предполагают практическую отработку типовой ситуации в аудиторных условиях, дают возможность освоения алгоритмов частных технологий социальной работы, быстрого получения обратной связи от преподавателя проработку любых ситуаций. К активным формам обучения относят тренинги, практикумы, «круглые столы», деловые игры, ознакомительные экскурсии.
Однако в официальном и систематическом виде нетрадиционные формы обучения в учебных планах пока отсутствуют.
Исследование зарубежного опыта подготовки социальных работников, показало, что участие студентов в волонтерской деятельности играет определяющую роль в формировании профессиональных умений и навыков [9].
В своем исследовании Е.И. Азарова дает смысловую характеристику добровольчеству как общественно-полезной деятельности, которая строится на основе добровольческого выбора, отражающего личные взгляды и позиции гражданина; это мощный инструмент социальных перемен, культурного и экономического развития общества. Природа добровольчества предполагает гуманность и милосердие, что служит важным методом воспитания и эффективной социализации молодежи [1].
Исходя из сказанного, полагаем, что участие студентов в волонтёрской деятельности, основанной на использовании профессиональных методов и технологий, поз-
волит научиться понимать другого человека и самого себя, преодолевать стереотипные представления о ролевых позициях различных партнеров, искать и находить ресурсы собственного личностного совершенствования, способствовать развитию аналитического типа мышления, личностной рефлексии, вырабатывать адаптивные способы психологической защиты. Для подтверждения гипотезы и с целью ознакомления студентов с нормами профессиональной культуры, профессионального поведения, профессиональным тактом, навыками общения формирования профессиональной культуры будущих специалистов по социальной работе нами разработана программа по организации волонтерской деятельности студентов. Программа учитывала основные направления профессиональной деятельности социального работника и охватывала следующие категории населения: неблагополучные семьи, детей группы риска, пожилых людей, инвалидов, малообеспеченных граждан и др.
В основу программы положен тематический принцип планирования учебного материала, что отвечает задачам формирования нравственно-этических, профессиональных ценностей студентов, учитывает их интересы, профессиональную направленность, единство воспитания и образования, обучения творческой деятельности, содержание программы направлено на активное развитие у студентов эмоциональноэстетического и нравственно-оценочного отношения к действительности.
В 2001 г. на базе Читинского государственного технического университета (ныне Забайкальский государственный университет) создан волонтёрский отряд «Аюрве-да». Волонтеры были объединены на добровольных началах. Основную часть отряда составляли студенты специальности «социальная работа».
Главной целью деятельности волонтерского отряда «Аюрведа» являлось привлечение студентов к разработке и реализации социально значимых проектов и программ, к организации безвозмездной помощи в учреждениях и организациях социальной
защиты населения, пропаганде здорового образа жизни, социальному образованию, развитию добровольческого движения, что способствовало становлению профессиональной компетентности и формированию профессиональной культуры у будущих специалистов по социальной работе.
Волонтерская деятельность начинается с посещения студентами «Школы волонтеров», где специалисты областного Центра профилактики и борьбы со СПИДом, наркологи, психологи, социальные работники и другие специалисты читают лекции, проводят практические занятия и тренинги.
Используемые в работе интерактивные методы обучения позволяют более глубоко осознавать истинные мотивы и потребности студентов, которые помогают развивать такие важные для будущей профессиональной деятельности качества, как эмпатия, конгруэнтность, доброжелательность, ответственность, а также имеющиеся навыки работы с людьми и скорректировать их в сторону большей эффективности.
После изучения теоретических основ в «Школе волонтеров» студенты получают сертификат, который позволяет осуществлять волонтерскую деятельность с различными категориями населения.
Учитывая преемственность теоретического обучения и предусмотренные учебной программой практики, разработан практический аспект реализации волонтерской деятельности, [4] включающий содержание и систему заданий, [10] которые направлены на формирование профессиональных умений и навыков:
1-й курс — знакомство с основами социальной работы в добровольческих программах, с будущей профессией, обучение в «Школе волонтеров», участие в мероприятиях и различных добровольческих проектах;
2-й курс — участие в добровольческих программах по социальной помощи различным категориям, организация и проведение летней школы волонтеров;
3-й курс — участие в добровольческих программах по оказанию помощи различным категориям, проведение профилак-
тических мероприятий в образовательных учреждениях;
4-й курс — разработка и реализация собственных добровольческих проектов, акций и мероприятий;
5-й курс — выступления на научнопрактических конференциях, выполнение исследований по определенной целевой группе в рамках будущих дипломных работ.
Практическая деятельность волонтеров охватывает образовательные, медицинские, социальные учреждения г. Чита и Забайкальского края, а также отдельных граждан, попавших в трудную жизненную ситуацию.
Реализация программы «Профессионально-культурная, волонтерская деятельность студентов» позволила утверждать, что участие студентов в добровольческой деятельности способствует эффективному становлению профессиональной культуры социального работника:
— происходит осмысление ценностей социальной работы как профессиональной деятельности и ценности профессионального самосовершенствования (это проявляется в практической деятельности, в анализе ситуаций, в способности их прогнозировать и предлагать механизмы социальной помощи и защиты, в проведении постоянной самооценки соответствия своих личностных качеств требованиям профессиональной деятельности);
— интериоризируется личностное восприятие знаний по теории, технологии социальной работы, знаний профессионально-эстетических, организационно-управленческих и экономических основ социальной работы, основных форм и методов социально-педагогической, психосоциальной, социально-медицинской работы и т.д. Полученные знания используются студентами для обоснования и аргументации своих ответов, для ведения диалога по интересующим вопросам. Это проявляется в анализе жизненных ситуаций и оперировании студентами понятиями, категориями, закономерностями;
— актуализируется увлеченность социальной работой, которая проявляется через
положительный эмоциональный настрой, презентацию личностных диспозиций, творческую инициативу, мобилизацию себя на достижение поставленных целей;
— формируется образ своего профессионального «Я», который связан с перестройкой мотивационной сферы студента, перевода должного в желаемое.
Литература
1. Азарова Е.И. Психологические детерминанты и эффекты добровольческой деятельности / автореф. дис. ... канд. психол. наук. — Кемерово, 2008. — 18 с.
2. Ашвин С. Влияние советского гендерного порядка на современное поведение в сфере занятости // Социологические исследования.— 2000. — № 11. — С. 65.
3. Бочарникова Н.А. Формирование профессиональной культуры у бакалавров социальной работы // Вестник ЧитГУ. — 2011. — № 6. — С. 31.
4. Варгина Н.А. Формирование профессиональной культуры социального работника в процессе непрерывной практики в вузе: автореф. канд. пед. наук. — М., 2006. — 25 с.
5. Еромасова А.А. Личностное развитие студентов средних специальных педагогических учебных заведений на занятиях по психологии: автореф. дис. ... канд. психол. наук. — М.: МПГУ, 1998. - 26 с.
6. Ерасов Б.С. Социальная культурология: учебник для студентов высших учебных заведений. — Изд. третье, доп. и перераб. — М.: Аспект Пресс, 2000. — 591 с.
7. Исаев И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по пед. спец. — 2-е изд. — М.: Академия, 2004. — 207 с.
8. Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику: учеб. пособие для студентов. — М.: Ин-ут практической психологии, 1997. — 365 с.
9. Фокин В.А., Фокин И.В. Содержание подготовки профессиональных социальных работников в США // Вест. психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. — 2005. — № 1. — С. 3-19.
10. Швецов М.Ю., Жиляева М.С., Эрдынеева К.Г. Методология научно-исследовательской работы студентов. — Чита: ЧитГУ, 2009. — 168 с.
Коротко об авторах________________________________________________Briefly about the authors
Бочарникова Н.А., ст. преподаватель, каф. «Со- N. Bocharnikova, senior teacher, social policy, psy-
циальная политика, психология и педагогика про- chology and pedagogics of vocational training depart-
фессионального образования», Забайкальский госу- ment, Zabaikalsky State University
дарственный университет (ЗабГУ) [email protected]
Научные интересы: профессиональная подготов- Scientific interests: vocational training, vocational
ка, методика профессионального образования training technique
Ардашова Ю.И., канд. пед. наук, доцент, каф. J. Ardashova, candidate of pedagogical sciences, as-
«Социальная политика, психология и педагогика sistant professor, social policy, psychology and voca-
профессионального образования», Забайкальский tional training pedagogics department, Zabaikalsky
государственный университет (ЗабГУ) State University
E-mail: [email protected]
Научные интересы: профессиональная подготов- Scientific interests: vocational training, vocational
ка, методика профессионального образования training technique