Библиографический список
1. Белая Н.С. Компетентностный подход как объект исследования в трудах отечественных и зарубежных учёных. Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2013; 6: 166 - 170.
2. Башлуева Н.Н. Внедрение современных педагогических технологий в процесс обучения курсантов вузов системы МВД. Пробелы в российском законодательстве. Юридический журнал. 2012; 5: 196 - 200.
References
1. Belaya N.S. Kompetentnostnyj podhod kak ob'ekt issledovaniya v trudah otechestvennyh i zarubezhnyh uchenyh. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv. 2013; 6: 166 - 170.
2. Bashlueva N.N. Vnedrenie sovremennyh pedagogicheskih tehnologij v process obucheniya kursantov vuzov sistemy MVD. Probely v rossijskom zakonodatel'stve. Yuridicheskij zhurnal. 2012; 5: 196 - 200.
Статья поступила в редакцию 02.06.18
УДК 378
Milusheva G.M., postgraduate, Karachay-Cherkessia State University n.a. D.D. Alieva (Karachaevsk, Russia),
E-mail: [email protected]
AXIOLOGICAL FOUNDATIONS OF THE HUMANITARIAN CULTURE OF A PERSONALITY OF A MEDICAL WORKER. The
article proves the importance of humanitarian culture for medical workers. The category of culture is analyzed, the special value of its humanitarian level stands out. The axiological essence of humanitarian culture is substantiated. The dialectics of interrelation of morality, spirituality and value are described. Humanistic value orientations of health worker are meaningful mental element of his personality structure, laid down his life experience and professional education, as well as the totality of his experience of life and due to professional situations. The combination of value orientations forms a basis of spiritually-moral consciousness of a doctor, which provides social and psychological stability of his personality.
Key words: culture, humanitarian culture, value, morality, spirituality, needs, interests.
Г.М. Милушева, аспирант Карачаево-Черкессий государственный университет им. У.Д. Алиева, г. Карачаевск,
E-mail: [email protected]
АКСИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГУМАНИТАРНОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ МЕДИЦИНСКОГО РАБОТНИКА
В статье обосновывается значимость гуманитарной культуры для медицинских работников. Анализируется категория культура, выделяется особая ценность её гуманитарного уровня. Обосновывается аксиологическая сущность гуманитарной культуры. Описывается диалектика взаимосвязи нравственности, духовности и ценности. Гуманистические ценностные ориентации медицинского работника являются значимым элементом субъективной структуры его личности, закрепленным его жизненным опытом и профессиональным образованием, а также всей совокупностью его переживаний жизненных и профессионально обусловленных ситуаций. Совокупность ценностных ориентаций образует основу духовно-нравственного сознания медика, которая обеспечивает социально-психологическую стабильность его личности.
Ключевые слова: культура, гуманитарная культура, ценность, нравственность, духовность, потребности, интересы.
Ориентация российского медицинского образования не только на профессиональное, но и на общекультурное развитие будущих медицинских работников в настоящее время является одной из ведущих тенденций профессиональной подготовки специалистов. В этом контексте должный профессионализм в области медицинской деятельности предполагает обязательное приобщение медицинских работников к гуманитарной культуре, которую следует понимать, как одно из высших проявлений профессиональной подготовленности медиков. Рассмотрение сущностных, феноменологических характеристик базовой категории «культура» предполагает учесть следующий факт: данная категория в отечественной науке понимается достаточно неоднозначно. Определений культуры сформулировано несколько сотен, и это объясняется сложностью и многогранностью этого явления, поэтому, в каждом авторском определении конкретный исследователь актуализирует только отдельные специфические аспекты того, что называется «культурой». Таким образом, ни одно из определений обозначенного феномена априори не может быть полностью исчерпывающим и законченным [1]. Тем не менее, несмотря на очевидную специфичность каждого определения культуры, во всех её авторских трактовках есть универсальная черта: все определения представляют личность человека в качестве субъекта культурного развития. В этом понимании культура выступает как качественная характеристика того, насколько индивид сумел преодолеть свою биологическую природу, развив в себе необходимую социокультурную сущность. В данном аспекте культурой можно обозначить лишь тот результат деятельности человека, который ориентирован на его саморазвитие и самосовершенствование, развитие его нравственности и духовности.
Культура обладает выраженным аксиологическим значением, которое актуализирует особую ценность её гуманитарного
уровня. В свою очередь гуманитарную культуру следует понимать двуедино:
• во-первых, в качестве внутреннего мира человека, меры развития его духовных потребностей, мотивов и способностей;
• во-вторых, как определенную интенсивность проявления субъективного мира личности в созидательной творческой деятельности.
В этом контексте гуманитарная культура обладает следующим фундаментальным свойством: она одновременно проявляется в диалектической взаимосвязи субъективного мира личности и внешнего, по отношению к ней, социокультурного мира. Поэтому факт двойственной структуры любой культурной модели, наличия в культуре двух основных компонент - образа мира и образа человека, в современной науке уже не подвергается сомнению. Важно, что в субъективном значении гуманитарная культура проявляется в ценностных смысловых конструктах личности.
Отечественный ученый Р.Л. Лифшиц обозначил актуальность гуманитарной культуры для человека и общества следующим образом: гуманитарная культура детерминирует возможность развития универсальной личности, так как, во-первых, интегрирует её в проблемное поле социума, а во-вторых, предоставляет человеку необходимую возможность накопления опыта гибкого, диалектически парадоксального социокультурного мышления [2, с. 129].
В своем аксиологическом значении гуманитарная культура оперирует смысловым полем категории ценности. В науке также не выработано его единое понимание. Так, Н.С. Розов трактует ценности в качестве предельных нормативных оснований актов сознания или (и) поведения людей [3, с. 57 - 58]. Исследователь разработал авторскую классификацию (иерархию) ценностей.
При этом на высшем уровне Н.С. Розов актуализировал так называемые общезначимые ценности, обозначив ведущий критерий их установления. Исследователь полагает, что разные люди и социальные группы осуществляют свою жизнедеятельность, руководствуясь разноплановыми ориентирами, под которыми понимают различного рода ценностные системы: идеалы, принципы, традиции, верования, потребности и т.д. При этом каждый из этих социокультурных субъектов считает, что имеет вправо жить, мыслить и действовать, ориентируясь на свою систему ценностей. Более низшими уровнями ценностной иерархии, по мнению Н.С. Розова, являются частные аксиологические системы, в том числе ценности отдельных социальных групп и индивидов [3, с. 121].
Рассмотрим проблему субъективного проявления общезначимых ценностей. Первое, что необходимо отметить это то, что явление ценности взаимосвязано с социально-психологическими феноменами нравственности и духовности: ценность представляет собой одну из фундаментальных нравственно понимаемых категорий, интегрирующих в своей смысловой структуре всю совокупность общезначимых аксиологических понятий, понимаемых как эталоны должного. При этом конструктивное значение личностных ценностей реализуется в духовно-нравственных решениях и поступках человека. В них личность самореализуется в своем целостном «Я», то есть в индивидуальных мотивах социального поведения, целях и личностных смыслах своей созидательной деятельности.
Связь понятия нравственности со свободой человеческого выбора в свое время отмечал И. Кант, подчеркивая, что «действия, вынужденные страхом, не имеют никакой моральной ценности, так как их «может совершать и злой человек», и в данном контексте истинно свободный, нравственно окрашенный человеческий поступок детерминирован его добровольным принятием морального закона. Суть всякой нравственной ценности поступков состоит в том, отмечал И. Кант, что моральный закон непосредственно определяет волю, а критерий ценности человеческого поступка, как полагал философ, состоит в долге человека: «поступок приобретает свою настоящую моральную ценность если он совершается исключительно из чувства долга» [4].
В целом, в смысловом значении понятий человеческого долга и долженствования, человекотворческая роль гуманитарной культуры, её ориентация на конструктивное человеческое развитие напрямую объединяет её с нравственностью, специфика которой проявляется в том, что она (нравственность) предполагает не субъект-объектные, а субъект-субъектные отношения личности к социокультурному миру [5].
Библиографический список
Таким образом, становится понятно, что истинно нравственный выбор требует от личности соответствующего самоопределения в смысловой системе категорий добра и зла, в необходимости ориентировать свое поведение и деятельность на общезначимые, абсолютные ценности и в таком контексте обозначенный выбор детерминирован личностными качествами человека, интегрированными в единую целостность категориальным значением понятия «духовность».
И.А. Соловцова сформулировала наиболее обобщенные сущностные характеристики духовности следующим образом:
• духовность представляет собой «собственно человеческое в человеке»: это то, что характеризует человека не только и не столько существом биологическим, но в первую очередь представителем социокультурного мира;
• духовность изначально имеет место быть в человеке в виде личностного потенциала, который в полной мере раскрывается в процессе должного воспитания его личности;
• человек в качестве духовного начала открыт культуре, то есть он стремится осознать своё место и смысл своего существования в социокультурном мире;
• человек как духовно-нравственный субъект изначально наделен свободой, то есть творческим потенциалом к постижению и преображению мира культуры и себя в этом мире;
• духовность в качестве субъективной аксиологической основы гуманитарной культуры личности предполагает наличие у человека базовых общезначимых ценностных ориентаций [6].
Ориентируясь на взгляды А.Г. Здравомыслова и др. [7 - 9], определим аксиологические основы гуманитарной культуры личности медицинского работника в качестве духовно-нравственных, гуманистически ориентированных ценностных ориентаций. При этом гуманистические ценностные ориентации обозначенного специалиста являются значимым элементом субъективной структуры его личности, закрепленным его жизненным опытом и профессиональным образованием, а также всей совокупностью его переживаний жизненных и профессионально обусловленных ситуаций. Они (гуманистические ценностные ориентации) дают ворзможность медицинскому работнику отличить существенное профессиональное от несущественного. Совокупность таких ценностных ориентаций образует своеобразную ось духовно-нравственного сознания медика, которая обеспечивает социально-психологическую стабильность его личности, необходимость преемственности профессионального поведения и деятельности, выраженную в направленности профессионально обусловленных потребностей и интересов личности соответствующего специалиста.
1. Дворникова E.H. Культура как базис формирования культурной идентичности и толерантности личности в процессе изучения гуманитарных дисциплин в вузе: монография. Санкт-Петербург, 2009.
2. Лифшиц Р.Л. Духовность и бездуховность личности. Екатеринбург, 1997.
3. Розов КС. Ценности в проблемном мире: философские основания и социальные приложения конструктивной аксиологии. Hово-сибирск, 1998.
4. Кант И. Критика способности суждения: собр. соч. в 6 т. Т. 4, 5. Москва,1965.
5. Клушина КП. Аксиологические основы работы с молодежью. Ставрополь, 2014.
6. Соловцова ИА Духовное воспитание в контексте полипарадигмальной педагогической реальности. Теоретико-методологические проблемы современного воспитания: сб. науч. тр. Под ред. КК. Сергеева, КМ. Борытко. Волгоград, 2004.
7. Здравомыслов A.r. Потребности. Интересы. Ценности. Москва, 1986.
8. Aбдулаева П.З., Aбдулаева Х.С., Aлибекова З.К, Aлиева У.Г., Березова КВ., Богатырева Ж.В., Везетиу Е.В., Вовк Е.В. и др. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС: коллективная монография. Москва, 2018.
9. Aбдулгалимов Р.М., Aсадулаева Ф.Р., Богатырева Ж.В., Валиева П.В., Везетиу Е.В., Вовк Е.В., Гаджиева П.Д., Джаватова ГА, Джам-бекова Т.Б., Джиоева A.R, Джиоева Г.Х., Дубовицкий И.К, Зинченко A^. и др. Психолого-педагогические аспекты совершенствования учебно-воспитательного процесса в системе образования России: коллективная монография. Москва, 2018.
References
1. Dvornikova E.N. Kul'tura kakbazis formirovaniya kul'turnojidentichnostii tolerantnostilichnosti vprocesse izucheniya gumanitarnyh disciplin v vuze: monografiya. Sankt-Peterburg, 2009.
2. Lifshic R.L. Duhovnost'ibezduhovnost'lichnosti. Ekaterinburg, 1997.
3. Rozov N.S. Cennosti vproblemnom mire: filosofskie osnovaniya i social'nye prilozheniya konstruktivnoj aksiologii. Novosibirsk, 1998.
4. Kant I. Kritika sposobnosti suzhdeniya: sobr. soch. v 6 t. T. 4, 5. Moskva,1965.
5. Klushina N.P. Aksiologicheskie osnovy raboty s molodezh'yu. Stavropol', 2014.
6. Solovcova I.A. Duhovnoe vospitanie v kontekste poliparadigmal'noj pedagogicheskoj real'nosti. Teoretiko-metodologicheskie problemy sovremennogo vospitaniya: sb. nauch. tr. Pod red. N.K. Sergeeva, N.M. Borytko. Volgograd, 2004.
7. Zdravomyslov A.G. Potrebnosti. Interesy. Cennosti. Moskva, 1986.
8. Abdulaeva P.Z., Abdulaeva H.S., Alibekova Z.N., Alieva U.G., Berezova N.V., Bogatyreva Zh.V., Vezetiu E.V., Vovk E.V. i dr. PSIHOLOGO-PEDAGOGIChESKIE PROBLEMY RAZVITIYa VYSShEGO OBRAZOVANIYa V ROSSII V USLOVIYaH REALIZACII FGOS: kollektivnaya monografiya. Moskva, 2018.
9. Abdulgalimov R.M., Asadulaeva F.R., Bogatyreva Zh.V., Valieva P.V., Vezetiu E.V., Vovk E.V., Gadzhieva P.D., Dzhavatova G.A., Dzhambe-kova T.B., Dzhioeva A.R., Dzhioeva G.H., Dubovickij I.N., Zinchenko A.S. i dr. Psihologo-pedagogicheskie aspekty sovershenstvovaniya uchebno-vospitatel'nogo processa vsisteme obrazovaniya Rossii: kollektivnaya monografiya. Moskva, 2018.
Статья поступила в редакцию 01.06.18
УДК 613.4:371.011
Mokeeva L.N., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, V. I. Vernadsky Crimean Federal University (Yalta, Russia),
E-mail: [email protected]
THE ORGANIZATION OF HEALTH-SAVING EDUCATION IN "THE SCHOOL OF THE FUTURE" (YALTA SCHOOL № 2). The
article analyzes a Federal law "On education in Russian Federation" No. 273 dated from 12.29.2012 (as amended in 2016) and the preamble to the Charter (Constitution) of the world health organization. The author presentes personalities that were involved in the implementation of the health saving technology in educational institutions, health Ministry data, in Russia in 2016. The work shows a volumetric analysis of the experience of the Yalta school № 2 ("The school of the future") for the organization of health-saving education of children. The article includes statistics collected for the last 10 years about the state of morbidity in school and preventive work with the students at the school. The researcher describes new forms of work with parents.
Key words: innovative technologies, physical education, health saving technology.
Л.Н. Мокеева, канд. пед. наук, доц., Крымский федеральный университет, г. Ялта, E-mail: [email protected]
ОРГАНИЗАЦИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В МКОУ «ЯЛТИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 2 «ШКОЛА БУДУЩЕГО»
В статье проанализирован Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации «от 29.12.2012 № 273 - ФЗ (действующая редакция, 2016) и преамбула к Уставу (Конституции) Всемирной организации здравоохранения. Представлены персоналии, которые занимались внедрением зОж технологиями в образовательные учреждения, данные Минздравсо-цразвития, в России за 2016 год. Показан объемный аналитический материал опыта работы Ялтинской средней школе № 2 «Школа будущего» по организации здоровьесберегающего образования детей. Статья включает статистические данные за последние 10 лет о состоянии заболеваемости в школе и профилактической работы, проводимой с обучающимися «Ялтинской средней школы № 2 «Школа будущего». Указаны новые формы работы с родителями, приводящиеся непосредственно в школе.
Ключевые слова: инновационные технологии, физическое воспитание, ЗОЖ технологии.
Формирование гармонического развития ребёнка - это приоритетное направление в становлении физического, психического, духовного и социального здоровья нации. Организация потребности здорового образа жизни отражена в Законе РФ от 29. 12.2012 г, с переизданием в 2016-17 году. В законе РФ «Об образовании», по данным Министерства России, в настоящее время в России только 10% обучающихся старшей школы относятся к числу здоровых, 50% имеют хроническую патологию, 40% относятся к группе риска [1].
Большинство учителей и родителей под здоровьем понимают здоровье физическое. По уставу ВОЗ, «здоровье является состоянием полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствием болезней и физических дефектов» [2].
Здоровье ребёнка - это оптимальный уровень развития -физического, нервно-психического, интеллектуального, его соответствие хронологическому возрасту.
Значительное ухудшение состояния здоровья детей происходит в возрасте от 7 до 17 лет - на период обучения в разнообразных образовательных учреждениях, где ребенок проводит 70% своего времени. Именно в школьный период формируется здоровье человека на всю последующую жизнь. Д.А. Медведев признал, что «Сегодняшняя статистика здоровья школьников -просто ужасающая» [2].
Школа - один из первых общественных инструкторов, с которым сталкивается ребенок в процессе своего биологического и социального становления. К сожалению, современная школа является фактором, вредящим здоровью ребенка, препятствующим его полноценному развитию [3].
По данным статистики, за последние 10 лет 70% функциональных расстройств, сформировавшихся в начальных классах, к моменту окончания школы перерастают в хронические заболевания: в 4-5 раз возрастает патология органов зрения, в 3 раза - органов пищеварения и опорно-двигательного аппарата. Серьезное беспокойство вызывает увеличение нервно-психических расстройств (в 2 раза) и заболевания сердечно-сосудистой системы (в 2,5 раза), что прямо связывается с отсутствием здо-ровьесберегающей школьной среды. Возрастает инвалидность детей. Особой проблемой в последние годы стали социально-зависимые болезни [3].
По данным Минздравсоцразвития, в России за 2016 год дефицит двигательной активности в младших классах составили 35-40%, а среди старшеклассников - 75-85%, а 68,2 % детей с недостаточной двигательной активностью имеют 100%-ную заболеваемость. Среди факторов, формирующих здоровье, доля воздействия так называемых «школьных» факторов, в том числе педагогических, составляет 20%. Несоблюдение школьных
санитарно-гигиенических норм и рекомендаций, чрезмерная учебная нагрузка, нарушения режима дня, стрессовая тактика авторитарной педагогики, несоответствие учебных программ и методик возрастным и функциональным возможностям учащихся способствуют росту нарушений в состоянии здоровья школьников [2].
Как пишет Н.В. Горбунова, в статье «Поликультурное воспитание младших школьников республики Крым во внеклассной работе»: благоприятность младшего школьного возраста к воспитательным воздействиям, активным формированием характера, установок, стереотипов поведения способствует формированию гармонического развития ребенка через здоровьесбережение [3].
Инновации, происходящие в современном обществе, безусловно, влияют на обновление системы образования и воспитания. Вопросы, связанные с формированием внутреннего мира личности ребенка, заслуживают приоритетного направления в школах. В связи с этим педагогическое сообщество реализовы-вает активные поиски образовательных технологий, которые направлены на развитие качества жизни ученической молодежи [4].
В 2016 - 2017 учебном году муниципальное казенное образовательное учреждение «Ялтинская средняя школа № 2 «Школа будущего» работает над выполнением задач Государственной программы, в которую неизменно входят и ЗОЖ технологии. В «Школе будущего» в Ялте здоровьесбережение учащихся является неотъемлемой частью образовательного процесса. В школе создана модель, способствующая развитию здоровья. Это в свою очередь обеспечивает необходимые условия для успешного внедрения инновационных педагогических технологий, которые направлены на укрепление здоровья обучающихся.
Программа здоровьесбережения в МКОУ «Ялтинская средняя школе № 2 «Школа будущего» ведется по следующим направлениям:
1. Организация работы спортивных секций, кружков.
2. Организация питания в школьной столовой.
3. Проведение физкультминуток и подвижных перемен.
4. Организация дней здоровья по темам: «Школьный осенний кросс», «Осенние старты», «Весёлые старты», «Крымская зима», «Таврические игры», «Папа, мама, я - спортивная семья».
5. Оформление стендов, плакатов и рисунков на темы: «Курить - здоровью вредить», «Нет вредным привычкам», «В здоровом теле - здоровый дух».
6. Проведение родительских собраний на темы: «Режим дня школьника», «Правила безопасности на воде», «Нужны ли уроки физкультуры в школе?», «Витамины для здоровья и не только...», «Компьютер и школьник», «Правила поведения на воде».