Таблица 1
Основные барьеры, препятствующие эффективному управлению образовательными учреждениями
социально-экономические социальные психологические
преобладание авторитарного стиля руководства во многих сферах общества; крах многих социальных и духовных ценностей; проблемы в экономике и т.д. недостаточно высокий социальный статус образования в обществе; остаточный принцип финансирования образования; переход первоклассных специалистов- предметников в сферу бизнеса в связи с необходимостью «выживания» в условиях экономической нестабильности в стране низкий уровень психологической культуры педагогов и управленцев; отсутствие разветвлённой сети психологических служб, как в системе среднего образования, так и в других отраслях; недостаточная ориентация общественного сознания в целом на необходимость психологического обеспечения жизнедеятельности людей и психологической защиты и т.д.
разовательными учреждениями и, непосредственно, с их руководителями, укрепление информационно-технической, материальной и учебно-методической базы системы повышения квалификации управленческих кадров.
В то же время учёными выявлены три основные группы барьеров, препятствующих эффективному управлению образовательными учреждениями на основе демократических принципов (табл.1).
Повышение квалификации ещё не гарантирует качественного управления, но существенно повышает потенциальные управленческие возможности руководителей. Однако, даже в условиях функционирования в сложной экономической, социальной ситуации в стране, руководитель образовательного учреждения может быть оптимально результативен. Выделим ведущие факторы эффективного функционирования образовательного учреждения при оптимальном управлении: знание и согласованное видение главных проблем школы; владение руководителем технологией освоения новшеств; создание условий, мотивирующих коллектив к достижению максимально возможных оптимальных результатов; создание условий, позволяющих обеспечить высокую степень удовлетворённости участников образовательного процесса результатами деятельности; организация своевременной информированности педагогов и учащихся о результатах совместной деятельности; соответствие выбранной миссии школы образовательным потребностям учащихся и образовательным интересам социума; соответствие ценностей, норм, традиций, школьной культуры философии школы, ценностям и целям её развития; принятие школьным коллективом общих целей совместной деятельности; осознание педагогами развития как важнейшей цен-
Библиографический список
ности; согласованное понимание нынешних требований к школе и их изменения в будущем.
Следует отметить, что нет и не может быть каких-то абсолютных, универсальных методов руководства, пригодных на все случаи жизни, безотказно действующих в любых ситуациях. Ведущими в работе руководителя образовательного учреждения должны быть методы стимулирования. При этом особую роль играет социальное и моральное стимулирование, использование методов убеждения. Руководитель образовательного учреждения должен всегда помнить о том, что он, прежде всего педагог, учитель учителей, умелый и тактичный воспитатель.
Резюмируя вышеизложенное, можно отметить, что для руководителя современной школой характерны:
• ориентация руководителя на развитие образовательного учреждения в целом, членов педагогического коллектива и на саморазвитие;
• учёт и удовлетворение потребностей всех участников образовательного процесса;
• ориентация на развитие индивидуальности школы;
• соответствие системы управления особенностям школы и её социального окружения;
• опора на научные знания, теорию современного менеджмента в образовании;
• восприятие школы как целостной социальной и образовательной организации
Таким образом, в современных условиях только системный, комплексный подход позволяет успешно управлять образовательным учреждением, обеспечивать высокую эффективность обучения и воспитания, реализацию намеченных целей.
1. Алексеева Т.А., Рекичинская Е.А. Управленческие инновации в гимназии. Педагогическое обозрение. № 10 (85).
2. Астафьева Н.Е., Кузнецов С.В. Управление образованием в условиях модернизации. ПЕДС0ВЕТ.0RG: материалы 15-го Всероссийского интернет-педсовета. Available at: http://pedsovet.org/forum/index.php?showtopic=324&mode=threaded&pid=50831
References
1. Alekseeva T.A., Rekichinskaya E.A. Upravlencheskie innovacii v gimnazii. Pedagogicheskoe obozrenie. № 10 (85).
2. Astaf'eva N.E., Kuznecov S.V. Upravlenie obrazovaniem v usloviyah modernizacii. PEDSOVET.ORG: materialy 15-go Vserossijskogo inter-net-pedsoveta. Available at: http://pedsovet.org/forum/index.php?showtopic=324&mode=threaded&pid=50831
Статья поступила в редакцию 17.03.15
УДК 378
Borokova I.D., postgraduate, Karachay-Cherkessia State University n.a. U.D. Aliev (Cherkessk, Russia),
E-mail: [email protected]
MATHEMATICAL EDUCATION AS A MEANS OF DEVELOPMENT OF TECHNOLOGICAL THINKING IN BACHELORS MAJORING IN SOCIAL WORK. This article discusses the approach to the development of technological thinking by means of mathematical education among bachelors, whose major is social work. Characteristics of technological activity in social work as an activity, procedure, implementation of which is feasible, are most effective in the presence of a professional advanced technological thinking. The necessity of application of mathematical education with the purpose of development of technological thinking in the bachelor of social work is stated. The author concludes that the educational sphere of "Mathematics" acts as a subject of general education, the main objective of which is intellectual education, development of human thinking necessary for free and painless adaptation of it to the conditions of life in the modern society, as well as the effective exercise of the professional activity. The paper gives main ideas that define the meaning of technological type of thinking.
Key words: technological activity, technological process, technological thinking, mathematical education, bachelor of social work.
И.Д. Воронова, аспирант, Карачаево-Черкесский государственный университет им. У.Д. Алиева, г. Черкесск,
E-mail: [email protected]
МАТЕМАТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У БАКАЛАВРА СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
В статье рассматривается подход к развитию технологического мышления бакалавра социальной работы средствами математического образования. Даётся характеристика технологической деятельности в социальной работе как деятельности процессуальной, осуществление которой осуществимо наиболее эффективно при наличии у специалистов развитого технологического мышления. Обосновывается необходимость применения математического образования с целью развития технологического мышления у бакалавра социальной работы. Автор делает вывод, что Образовательная область «Математика» выступает именно как предмет общего образования, ведущей целью которого является интеллектуальное воспитание, развитие мышления человека, необходимого для свободной и безболезненной адаптации его к условиям жизни в современном обществе, а также эффективного осуществления профессиональной деятельности.
Ключевые слова: технологическая деятельность, технологический процесс, технологическое мышление, математическое образование, бакалавр социальной работы.
Технологическая деятельность - деятельность процессуальная, характеризующаяся сменой содержания, форм, методов, которые циклично повторяются при решении каждой новой задачи в социальной работе. Содержание такого цикла (от возникновения задачи до её решения) есть технологический процесс, сущностной характеристикой которого является устойчивая, повторяющаяся, последовательная во времени смена содержания деятельности с единым замыслом. Технологическая задача социальной работы заключается в выявлении социальной проблемы, а также в своевременном корректировании действий социального работника и поведения объекта социальной работы с помощью имеющегося в распоряжении социальных служб инструментария и средств для оказания социальной помощи.
Осуществление технологического процесса в профессиональной социальной работе невозможно без технологического мышления, характеризующегося некоторыми интеллектуальными способностями человека при решении профессиональных задач, таких как: богатство понятий, способность комбинировать, рассуждать, устанавливать логические связи, способности внимания и сосредоточенности, способность к анализу, прогнозированию, к переосмыслению результатов и причин событий и др. Это форма интеллектуальной деятельности, направленной на поиск (конструирование) принципов построения системы действий по решению профессионально-технологических задач.
Анализ, имеющихся в педагогической науке подходов к рассмотрению сущности и особенностей технологического мышления [1; 2; 3], позволил нам дать собственное определение данному понятию. Мы полагаем, что технологическое мышление бакалавра социальной работы - это мыслительная способность к преобразованию объектов социальной действительности, в основе которой лежит рациональное решение социальной проблемы как сложной познавательной задачи, решение которой приводит к существенным теоретическим или практическим результатам.
В квалификационной характеристике выделяются следующие профессионально-важные интеллектуальные свойства мышления профессии «Социальный работник»: абстрактность (абстрактные образы, понятия) мышления; аналитичность (способность выделять отдельные элементы действительности, способность к классификации) мышления; понятийное мышление; предметность (объекты реального мира и их признаки) мышления; стратегическое мышление; творческое мышление.
Теоретический анализ социальных фактов и явлений включает в себя: вычленение факта или явления и его обособление от других; установление состава элементов данного факта или явления, раскрытие содержания и выделение роли каждого из элементов; демонстрация связи данного элемента с другими элементами; проникновение в процесс развития целостного явления; определение места данного явления в социуме.
Сформированность технологического типа мышления лежит в основе обобщенного умения мыслить рационально, которое при решении конкретной задачи социальной работы складывается из следующих частных умений: расчленять социальные явления на составляющие элементы (условия, причины, моти-
вы, стимулы, средства, формы проявления и пр.); осмысливать каждое социальное явление во взаимосвязи со всеми другими социальными явлениями, имеющимися в социуме; находить в теории социальной работы идеи, выводы закономерности, адекватные логике рассматриваемого социального явления; правильно диагностировать социальное явление; вычленять основную социальную задачу (проблему) и определять способы её оптимального решения. Если профессиональную социальную работу рассматривать как решение определенных задач, то такой подход предполагает развитие следующих когнитивно-интеллектуальных умений: распознавание практических проблем; их формулировка; перевод проблемы в форму задачи; соотношение с контекстом полученной системы знаний; анализ и оценка результата.
Математическое образование, по нашему мнению, может являться важнейшим средством формирования технологического мышления у бакалавра социальной работы. Одной из отличительных характеристик реализации компетентностного подхода в вузе является актуализация междисциплинарного взаимодействия учебных дисциплин основной образовательной программы. «Современная система образования (...) вполне закономерно подошла к задаче введения в содержание подготовки специалистов знаний из других, смежных областей. Новая тенденция в содержании образования - интердисциплинарность» [4, с. 258]. «На формирование профессионального технологического мышления студента, - пишут В.П. Овечкин, Я.В. Чуб, - могут оказывать существенное влияние практически все учебные дисциплины основной образовательной программы подготовки специалиста.» [5, с. 142].
Мы разделяем позицию М.А. Холодной, согласно которой целью математического образования является интеллектуальное воспитание, заключающееся в обогащении ментального (умственного) опыта каждого обучающегося. «Обогащение» означает, во-первых, формирование основных компонентов ментального опыта, обусловливающих продуктивность интеллектуального поведения и, во-вторых, рост индивидуального своеобразия склада ума» [6, с. 352]. Под продуктивной интеллектуальной деятельностью и индивидуальным своеобразием склада ума М.А. Холодная подразумевает формирование способностей анализировать, сравнивать, обобщать, учитывать причинно-следственные отношения, исследовать, систематизировать свои знания, обосновывать собственную точку зрения, порождать новые идеи и т. д., осознавать предпочитаемые способы познания. «Для полноценного интеллектуального развития, -пишет И.Ф. Шарыгин, - ... необходима полноценная интеллектуальная пища, каковой и является математика» [7, с. 189].
М.М. Миншин стоит на позиции развития культуры мышления в процессе изучения математики, отмечая, что прочное усвоение математических знаний невозможно без целенаправленного развития мышления и поэтому развитие мышления обучающихся - одна из основных задач математического обучения [8]. Большинство учёных придерживаются точки зрения, согласно которой изучение математики дает универсальный образец рационалистического анализа, предполагает познание опреде-
ленной формы мышления, поскольку является интеллектуальной формой для отражения действительности.
Учебная дисциплина «Математика» изучается бакалаврами социальной работы в первом семестре 1-го курса в объеме 180 часов. Она входит в базовую часть математического и естественнонаучного цикла профессиональной подготовки. Фактически с этой дисциплины начинается процесс развития технологического мышления, так как именно математика закладывает необходимую основу для развития способности к рационально-логической мыслительной деятельности, необходимой для преобразования объектов социальной действительности. Главной задачей обучения математике становится не только изучение основ математической науки как таковой, а общеинтеллектуальное развитие - формирование у студентов-бакалавров социальной работы - в процессе изучения дисциплины таких особенностей мышления, которые необходимы для полноценного профессионального функционирования, для эффективного осуществления технологической деятельности.
С точки зрения приоритета развивающей функции конкретные математические знания рассматриваются не столько как цель обучения, сколько как база, «полигон» для организации полноценной в интеллектуальном отношении деятельности. Для жизни в современном обществе важным является формирование математического стиля мышления, ведь само слово «математика» - греческого происхождения: раепрга - «учение», «наука» - в свою очередь, происходит от глагола, первоначальное значение которого - «учусь через размышление».
Для формирования технологического мышления личности, для достижения высокого уровня его развития именно эта де-
Библиографический список
ятельность, как правило, оказывается более значимой, чем те конкретные математические знания, которые послужили ее базой. Развитие мышления в процессе обучения математике в настоящее время выдвигается на первое место. Это диктуется: во-первых, все возрастающей математизацией наук и производства и вытекающей отсюда потребностью в собственно математиках; во-вторых, тем, что нельзя овладеть основами науки с тем, чтобы научиться применять свои знания, без умения мыслить; в-третьих, изменившейся в наше время парадигмой образования, ставшей в центр его человека, становление новых духовных ценностей. Образование сейчас должно формировать у обучаемых новый взгляд на мир, общество и место человека в нем, учить основам жизненного самоопределения, повышать уровень общей культуры. Изучение всех предметов должно быть не целью, а средством изучения мира, давать возможность учащихся научиться проникать в сущность изучаемых проблем.
Социальная значимость образования «с помощью математики» заключается в повышении средствами математики уровня интеллектуального развития человека для его полноценного функционирования в обществе, обеспечении функциональной грамотности каждого члена общества, что является необходимым условием повышения интеллектуального уровня общества в целом. Образовательная область «Математика» выступает именно как предмет общего образования, ведущей целью которого является интеллектуальное воспитание, развитие мышления человека, необходимого для свободной и безболезненной адаптации его к условиям жизни в современном обществе, а также эффективного осуществления профессиональной деятельности.
1. Чуб Я.В. «Физическая культура»: методика формирования технологического мышления студентов. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2011; 4 (21): 1 - 9.
2. Симоненко В.Д. Технология культуры и образования. 2001.
3. Бурцева И.В. Технологизация профессиональной социальной работы. Наука и современность - 2012: сборник материалов. Новосибирск, 2012: 186 - 190.
4. Курашов В.И. Начала прагматической антропологии. Казань, 2003.
5. Овечкин В.П., Чуб Я.В. Технологическое мышление специалиста: структура и условия формирования в вузе. Педагогическое образование. 2009; 3.
6. Холодная М.А. Когнитивные стили: О природе индивидуального ума. Санкт-Петербург, 2004.
7. Шарыгин И.Ф. Цели, задачи и стандарты математического образования. Стандарт для развития. Вопросы тестирования в образовании. 2003; 6.
8. Миншин М.М. Критериальная характеристика сформированности у студентов профессионально-прикладной математической компетентности. Молодой учёный. 2011; 2.
References
1. Chub Ya.V. «Fizicheskaya kul'tura»: metodika formirovaniya tehnologicheskogo myshleniya studentov. Pedagogiko-psihologicheskie i mediko-biologicheskie problemy fizicheskoj kul'tury i sporta. 2011; 4 (21): 1 - 9.
2. Simonenko V.D. Tehnologiya kul'tury iobrazovaniya. 2001.
3. Burceva I.V. Tehnologizaciya professional'noj social'noj raboty. Nauka isovremennost'- 2012: sbornik materialov. Novosibirsk, 2012: 186 -190.
4. Kurashov V.I. Nachala pragmaticheskoj antropologii. Kazan', 2003.
5. Ovechkin V.P., Chub Ya.V. Tehnologicheskoe myshlenie specialista: struktura i usloviya formirovaniya v vuze. Pedagogicheskoe obrazovanie. 2009; 3.
6. Holodnaya M.A. Kognitivnye stili: O prirode individual'nogo uma. Sankt-Peterburg, 2004.
7. Sharygin I.F. Celi, zadachi i standarty matematicheskogo obrazovaniya. Standart dlya razvitiya. Voprosy testirovaniya v obrazovanii. 2003; 6.
8. Minshin M.M. Kriterial'naya harakteristika sformirovannosti u studentov professional'no-prikladnoj matematicheskoj kompetentnosti. Molodoj uchenyj. 2011; 2.
Статья поступила в редакцию 12.03.15
УДК 378
Burtseva I.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Social Work, North-Caucasian Federal University
(Stavropol, Russia), E-mail: [email protected]
SPIRITUAL CULTURE IN THE STRUCTURE OF PROFESSIONAL CULTURE OF THE BACHELOR OF SOCIAL WORK. The
article analyzes the spiritual culture in the structure of professional culture of the bachelor of social work. From the perspective of ethical and axiological approaches the author observes the spiritual basic idea of professional social work. First, it examines the values that underlie social work as a professional activity. Secondly, this sphere of activity studies the value of personal qualities of a social worker. Thirdly, social work influences the value of creative professional self-development of a person's identity. On the basis of diversity of interpretations of the term "spirituality" the author defines the core of the spiritual culture of the bachelor of social work. In the article the author makes a conclusion: the spiritual culture of the social worker provides a basis for designing professional