References
1. Mironova E.N. Duhovnyj mir cheloveka. Filosofskie i teoretiko-metodologicheskieproblemy sovremennogo social'no-gumanitarnogo znaniya, estestvoznaniya i tehnicheskih nauk. Sbornik nauchnyh statej. Stavropol': SevKavGTU, 2007.
2. Mironova E.N. Duhovnye cennosti kak osnova edinstva rossijskogo naroda. VestnikDagestanskogo gosudarstvennogo universiteta. 2014; 5.
3. Mironova E.N Duhovnye cennosti kak pokazatel' mirovyh kul'turnyh processov. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2015; №1(50).
4. Vysheslavcev B.P. Sochineniya. Moskva, 1995.
5. Zhikriveckaya Yu.V. Professional'no-nravstvennoe soznanie kak osnova professional'noj kul'tury sotrudnikov organov vnutrennih del. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2014.; 2 (45).
6. Mironova E.N., Vlasov A.V. Stanovlenie duhovnosti molodezhi kak faktor sovremennoj social'noj politiki. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2014; 3 (46).
Статья поступила в редакцию 03.04.15
УДК 159.922.7
Prilepskikh O.S., senior lecturer, Psychology Department, Stavropol State Pedagogical Institute (Stavropol, Russia), E-mail: [email protected]
Frantseva E.N., senior lecturer, Psychology Department, Stavropol State Pedagogical Institute (Stavropol, Russia), E-mail: [email protected]
ANTHROPOLOGICAL SUPPORT OF EARLY CHILD DEVELOPMENT IN A FAMILY AND PRESCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTIONS. The article reviews current approaches to the organization of support and early intervention for children in a family and pre-school education. The article presents an analysis of the anthropological support of early child development in families and preschool educational institutions of Stavropol Krai, conducted by the authors of the paper. The authors describe the system of methodological and technological provision of psychological and pedagogical support of early childhood development. The authors stress the importance of systematic anthropological support of families and young children in the process of interaction "family - preschool educational institution". The article is sanctified activity laboratory Anthropological support for early child development in the family and in the educational space Stavropol state pedagogical Institute.
Key words: anthropological support, anthropological approach, preschool educational institution, family, early child development.
О.С. Прилепских, доц. каф. психологии ГБОУ ВПО «Ставропольский государственный педагогический институт», г. Ставрополь Е-mail: [email protected]
Е.Н. Францева, доц. каф. психологии ГБОУ ВПО «Ставропольский государственный педагогический институт», г. Ставрополь, Е-mail: [email protected]
АНТРОПОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РАННЕГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА В СЕМЬЕ И ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
В статье рассматриваются современные подходы к организации сопровождения и оказания ранней помощи детям в условиях семьи и дошкольного образования. Проведен анализ состояния антропологического сопровождения раннего развития ребенка в семье и в пространстве дошкольных образовательных учреждений Ставропольского края, определяется система методического и технологического обеспечения психолого-педагогической поддержки раннего развития ребенка. Подчеркивается значимость системного антропологического сопровождения семьи и ребенка раннего возраста в процессе организации взаимодействия «семья - ДОУ». В статье освящается деятельность ВНИКа лаборатории «Антропологическое сопровождение раннего развития ребенка в семье и в образовательном пространстве» Ставропольского государственного педагогического института.
Ключевые слова: антропологическое сопровождение, антропологический подход, дошкольное образовательное учреждение, семья, раннее развитие ребёнка.
Развитие современного общества, радикальные перемены в системе образования, выдвигают новые требования к организации сопровождения и оказания ранней помощи детям в условиях семьи и дошкольного образования. В настоящее время отсутствует целостная, целенаправленная система работы образовательных учреждений, которая учитывала бы весь комплекс психологических, медицинских, социальных и педагогических проблем ребёнка и семьи.
Обширный теоретический и практический опыт психологов и педагогов в области поддержки и сопровождения личности ребёнка и семьи в период «родительства», в первые годы воспитания ребёнка, указывает на то, что в современных условиях еще не сложился единый методологический подход к определению сущности сопровождения раннего развития детей в семье и образовательных учреждениях. Многие исследователи разрабатывают и внедряют системы и модели сопровождения в образовательных учреждениях, основанные на различных подходах (Е.И. Казакова, Л.М. Шипицына, М.Р. Битянова, Г.А. Берулава и
др.)
Исходя из вышесказанного, по нашему мнению, в системе дошкольного образования возможно осуществление не только индивидуального сопровождения развития личности ребёнка, но
и системное сопровождение семьи и ребёнка раннего возраста в процессе организации взаимодействия «семья - ДОУ». Однако особенности и характеристики сопровождения определяются, на наш взгляд, спецификой региональной культуры (В.Н. Ахренов, М.Л. Баранова, A.M. Новиков, С. Чайклин и др.) и психологической компетентностью работников образования (А.С. Белкин, РВ. Овчарова, О.Ю. Гришина, ЮЛ. Федорова, Т.В. Щербакова и др.).
Разрешить эту проблему нам представляется возможным в русле антропологического подхода, разрабатываемого в психологии и педагогике В.И. Слободчиковым, Е.И. Исаевым, Г.А. Цу-керманом, М.Р. Битяновой, Л.М. Клариной и др. Поскольку в его рамках понятия образования и психологической сущности человека рассматриваются в неразрывной связи. Антропологический поход к анализу развития ребёнка раннего возраста позволяет проникнуть в бытие растущего человека, учитывать природу и закономерности внутреннего развития ребёнка, способствовать активизации его самовыражения [1]. В раннем детстве необходим контроль за психическим развитием для обеспечения психолого-педагогического сопровождения ребёнка, соответствующего его психофизическим особенностям; раннего выявления отклонений от норм развития; планирования индивидуальных
мер коррекции и профилактики, направленных на создание условий полноценного развития всех сторон психики ребёнка [2].
В настоящее время наблюдается острый дефицит соответствующих специалистов (психологов и педагогов) по работе с данной категорией детей. С целью решения актуальных задач раннего развития ребёнка, представляется важным процесс развития психологической компетентности данных специалистов и обучения их эффективным антропо- и психотехникам антропологического сопровождения детей раннего возраста [3, с. 357 -383].
В области антропологического сопровождения раннего развития детей в семье и образовательном пространстве специалистами ВНИКа лаборатории «Антропологическое сопровождение раннего развития ребёнка в семье и в образовательном пространстве» разрабатывается система методического и технологического обеспечения психолого-педагогической поддержки раннего развития ребёнка в семье и дошкольных учреждениях, программы психолого-педагогической поддержки раннего развития ребёнка и осуществляется проектная и экспертная деятельность в условиях экспериментальных площадок.
Создание ВНИКа было обусловлено: увеличением числа новорожденных с тяжелой патологией и важностью раннего выявления детей с проблемами в развитии и раннего обнаружения детей группы риска; необходимостью распространения педагогических, психологических, социальных знаний в области оказания помощи детям от до 0 до 3 лет и поддержке семей.
С учётом выявленных проблем и противоречий сотрудниками ВНИКа «Антропологическое сопровождение раннего развития ребёнка в семье и в образовательном пространстве» Ставропольского государственного педагогического института были определены следующие основные пути решения заявленной проблемы: систематизация и структурирование теоретико-методологического, научно-практического материала синтезированного по данной проблеме в современной науке; выявление и системный анализ проблем, препятствующих полноценному развитию ребёнка, до 3-х лет в семье и в пространстве дошкольного образовательного учреждения; проведение мониторинга состояния антропологического сопровождения раннего развития ребёнка в семье и в пространстве дошкольных образовательных учреждений Ставропольского края; разработка и апробация механизмов, обеспечивающих интеграцию специалистов (медицинских работников, педагогов, психологов) в вопросах реализации сопровождения раннего развития детей в условиях региона; создание и внедрение учебно-методического обеспечения профессиональной подготовки специалистов (педагогов, психологов), призванных обеспечивать психолого-педагогическое сопровождение раннего развития ребёнка в дошкольных образовательных учреждениях.
Проведённый мониторинг состояния антропологического сопровождения раннего развития ребёнка в семье и в пространстве дошкольных образовательных учреждений Ставропольского края определил следующие особенности. В крае существует большое количество психолого-педагогических, медико-психолого-педагогических, развивающих центров, которые предлагают большой спектр услуг для детей раннего возраста, однако эти формы работы в основном имеют коммерческую основу и направлены на удовлетворение существующих запросов у родителей, что значительно сужает количество охватываемых семей. Отсутствует комплексное сотрудничество психологических центров и поликлиник города и районов края. Предлагаемые центрами раннего развития услуги можно разделить на услуги по развитию творческой деятельности, интеллектуального и общего развития детей. В большинстве центров не достаточно полно представлена работа по изучению детско-родительских отношений и их учет в процессе работы с ребёнком. В психолого-педагогических центрах преобладают идеи активной педагогической
Библиографический список
стимуляции раннего развития и медико-ориентированные формы помощи. Психологическая помощь, ориентированная на психологические потребности и эмоциональное развитие ребёнка раннего возраста (консультирование родителей, работа с диадой мать-младенец, отец-младенец, психологические группы) предоставляется лишь в отдельных учреждениях.
Прежде всего, важнейшим фактором содействия организации антропологического сопровождения детей раннего возраста является создание единого воспитательно-образовательного пространства «семья - образовательное учреждение». Организация такого взаимодействия обуславливает выбор определенных целей, содержания, методов, форм психолого-педагогической деятельности. Взаимодействие «семья -образовательное учреждение», должно строиться на открытости целевых установок, совместном поиске решения проблем, диалог должен осуществляться на всех уровнях - ценностных, целевых, содержательных, процессуальных. Образовательное учреждение должно воспринимать не только ребёнка, но и семью в целом в качестве реального полисубъекта образовательного процесса. Целями деятельности образовательного учреждения по формированию культуры взаимодействия с семьей могут стать: содействие повышению уровня родительской компетентности в вопросах воспитания детей, формирование единого взгляда на сущность процесса воспитания с целью создания эффективных условий для личностного развития ребёнка [1].
Содержательный компонент антропологического подхода аккумулировал знания о ценностях и смыслах феномена «роди-тельство» и его роли в развитии ребёнка, теоретико-методологические исследования психолого-педагогического сопровождения семьи детей раннего возраста, что повлекло за собой разработку методологии, технологий и программ для построения эффективного сотрудничества дошкольного образовательного учреждения с семьей.
По мнению Г.М. Коджаспировой, антропологический подход предполагает рассмотрение взаимодействия педагога с семьей как процесса их совместной деятельности по развитию и воспитанию детей, который основан на согласованности в действиях и сотрудничестве [4]. Необходимым условием антропологического подхода в сопровождении раннего развития в семье и в дошкольных образовательных учреждениях является осуществление своеобразного перехода от сотрудничества по обмену информацией и пропаганды педагогических знаний к сотрудничеству как межличностному общению и взаимодействию педагога с родителями, диалогической направленности. Поэтому среди приоритетных направлений деятельности дошкольных образовательных учреждений в рамках антропологического подхода можно выделить следующие: вовлечение родителей в педагогический процесс, сотрудничество с социальными институтами, создание партнерской среды педагогов, психологов, родителей, открытость ДОУ влияниям микросоциума. Реализация данных направлений в процессе взаимодействия ДОУ и семье позволит предотвратить проблемы, возникающие в семьях и устранить психолого-педагогические дисфункции, связанные с внутрисемейными отношениями и воспитанием детей в семье [5, с. 115].
Таким образом, осознание необходимости внесения существенных изменений в практику сопровождения раннего развития ребёнка в семье и дошкольных учреждениях, позволит достигнуть максимальной эффективности в развитии и воспитании детей. Необходимо взаимодействие семьи и дошкольного образовательного учреждения, сотрудничество психологических центров и поликлиник города и районов, организация методических центров, направленных на объединение специалистов (медицинских работников, педагогов, психологов) по вопросам реализации антропологического сопровождения раннего развития детей в условиях региона.
1. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе. Москва: Школьная Пресса, 2000.
2. Дубровина И.В. Практическая психология образования. Москва: Сфера, 2000.
3. Педагогическая антропология: учебное пособие, Под ред. Л.Л. Редько, Е.Н. Шиянова. Ставрополь: Сервис-школа, 2005.
4. Коджаспирова Г.М. Педагогическая антропология. Москва: Гардарики, 2005.
5. Прилепских О.С., Погребная О.С., Торикова Е.Ф., Францева Е.Н. Антропологическое сопровождение перинатального развития ребёнка: учебно-методическое пособие. Ставрополь: Изд-во СГПИ, 2013.
References
1. Slobodchikov V.I., Isaev E.I. Osnovy psihologicheskoj antropologii. Psihologiya razvitiya cheloveka: Razvitie sub'ektivnoj real'nosti vontogeneze. Moskva: Shkol'naya Pressa, 2000.
2. Dubrovina I.V. Prakticheskaya psihologiya obrazovaniya. Moskva: Sfera, 2000.
3. Pedagogicheskaya antropologiya: uchebnoe posobie, Pod red. L.L. Red'ko, E.N. Shiyanova. Stavropol': Servis-shkola, 2005.
4. Kodzhaspirova G.M. Pedagogicheskaya antropologiya. Moskva: Gardariki, 2005.
5. Prilepskih O.S., Pogrebnaya O.S., Torikova E.F., Franceva E.N. Antropologicheskoe soprovozhdenie perinatal'nogo razvitiya rebenka: uchebno-metodicheskoe posobie. Stavropol': Izd-vo SGPI, 2013.
Статья поступила в редакцию 02.03.15
УДК 159.9
Samylova O.A., Cand. of Sciences (Psychology), senior lecturer, Department of Developmental and Educational Psychology, Shadrinsk State Pedagogical Institute (Shadrinsk, Russia), E-mail: [email protected]
SPIRITUAL AND MORAL MEANING OF LIFE YOUTH. The interest in the problem of the meaning of life is a leading motivational orientation in the growth of the psychology of adolescence. This problem of the life meaning worries both boys and girls, who widely discuss it with their friends and adults, whom they consider worthy of their attention and trust. The psychological basis is social need for young people to occupy an internal position of an adult, to realize himself as a member of society, to define himself in the world: to understand themselves and their capabilities along with an understanding of its place and moral purpose in life. There is interest in the meaning of life and its discussion actively characterizes the essence of the process of self-determination of life or distorts. The researcher shows that in the process of solving this problem among the youth, a special focus is done on the future, which is the basis of the orientation of the individual among the youth.
Key words: meaning of life, adolescence, self-determination, spirituality, ethics, and morality.
О.А. Самылова, канд. психол. наук, доц. каф. психологии развития и педагогической психологии Шадринского государственного педагогического института, г. Шадринск, E-mail: [email protected];
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЙ СМЫСЛ ЖИЗНИ ЮНОШЕСКОГО ПЕРИОДА
Интерес к проблеме смысла жизни - ведущая мотивационная направленность в новообразовании психологии юношества. Она волнует юношей и девушек, широко ими обсуждаются со сверстниками и взрослыми, которых они считают заслуживающими их внимания и доверия. Психологическую базу составляет социальная потребность молодых людей занять внутреннюю позицию взрослого человека, осознать себя в качестве члена общества, определить себя в мире - понять себя и свои возможности наряду с пониманием своего места и духовно-нравственного назначения в жизни. Наличие интереса к смыслу жизни и его обсуждение активно характеризует сущность процесса самоопределения жизнедеятельности или его искажает. Устремленность в будущее - основа направленности личности юношества.
Ключевые слова: смысл жизни, юность, самоопределение, духовность, нравственность, мораль.
Старший школьник находится на пороге вступления в самостоятельную жизнь. Перед ним встают фундаментальные задачи социального и личностного назначения. Юношу и девушку волнуют серьезные вопросы: найти свое место в жизни, выбрать дело в соответствие со своими способностями, осознать смысл жизни и как стать настоящим человеком. Молодые люди стремится занять внутреннюю позицию взрослого человека, осознать себя в качестве члена общества, определить и понять себя в мире. Они ищут ответы на эти и другие вопросы. К 17 годам возникает особое личностное новообразование - «самоопределение».
Общепринятым стало рассматривать личностное самоопределение как основное психологическое новообразование юношеского возраста, поскольку именно в нем заключается то существенное, что появляется в жизни старшеклассника, в требованиях к каждому. Это во многом характеризует социальную ситуацию развития, в которой происходит формирование личности в этот период.
Развитие морального сознания идет через восприятие и осознание содержания воздействий, поступающих от окружающих людей посредством переработки связи с нравственным опытом индивида, его взглядами и ценностными ориентациями. Сознание формирует субъективное отношение к нему: формируются мотивы поведения, принятие решения и нравственный выбор собственных поступков.
В период юности человеку необходимо создать план жизни - решить вопросы: кем быть (профессиональное самоопределение) и каким быть (личностное самоопределение). Нужно оценить свои возможности - уровень учебной подготовки, здоровье, материальные условия, свои способности и склонности. То, насколько престижной окажется выбранная профессия или вуз, в который старшеклассник собирается поступать, зависит от его уровня притязаний.
Самоопределение - новая позиция, включающая осознание себя, как члена общества, свое место в нем. И.В. Дубровина
утверждает, что основным психологическим новообразованием юношеского возраста следует считать психологическую готовность к самоопределению, которая предполагает: сформиро-ванность на высоком уровне самосознания; развитость потребности - нравственные установки, ценностные ориентации и временные перспективы; становление предпосылок индивидуальности каждым старшеклассником [1].
Серьёзное, глубокое влияние на восприятие мира юношами и девушками оказывает социальное пространство (микросоциум и макросоциум), в котором они живут. Только в живом общении познается жизнь и деятельность взрослых. Семья - тот микросоциум, где молодые люди чувствуют себя более спокойно и уверенно. С родителями обсуждаются жизненные перспективы, главным образом, профессиональные.
В отечественной психологии при рассмотрении проблемы духовно-нравственного развития личности особый интерес представляют взгляды отечественных психологов. Так, Л.С. Выготский обосновал результат нравственного развития влиянием социума, как идеальной формы[2]. Социальная среда - условие и источник, а само нравственное развитие происходит в процессе последовательного усвоения этих образцов, представленных в нравственных нормах, принципах, идеалах, традициях. Л.И. Бо-жович утверждает связь социального и психического развития, нравственных норм поведения. Это - результат интериоризации внешне заданных форм мышления и поведения, их превращение во внутренние психические процессы, как закономерность одних качественно своеобразных форм нравственности в другие, более совершенные.
Стержнем концепции о духовной нравственности в юношеском возрасте становятся теоретико-методологические принципы: системность, который показывает, что система - целое, составленное из частей, или порядок, планово расположенные взаимосвязи частей из целого. Этот принцип утвердил Аристотель.