Научная статья на тему 'Теоретико-методологический анализ исследования духовности и самосознания российского юношества'

Теоретико-методологический анализ исследования духовности и самосознания российского юношества Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
136
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУХОВНОСТЬ / SPIRITUALITY / YOUNG PEOPLE / СТУДЕНТЫ / STUDENTS / САМОСОЗНАНИЕ / IDENTITY / ДИАГНОСТИКА / DIAGNOSIS / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / INFORMATION TECHNOLOGY / ЮНОШЕСТВО

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ахвердова О. А., Тарасьян Н. А., Волоскова Н. Н.

Изучение самосознания как отражение состояния духовности в людях и их деятельности это общее для всех и отдельно для каждого индивида соотношение изменчивости и устойчивости самосознания в развитии, изменение индивида как качественно своеобразной системы. Социальные факторы и информационные технологии современной культуры, обращенные к сознанию и самосознанию личности, могут либо способствовать развитию духовности и самосознания, либо подвергать деструкции собственное самосознание и духовность. Подтверждено, что существует возможность объективного изучения изменчивости самосознания, уровень адекватности которого может стать маркером изменчивости духовности и нравственных качеств личности во времени и социальных обстоятельствах, обогащающих или обедняющих духовное развитие человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL AND METHODOLOGICAL ANALYSIS OF THE RESEARCH OF SPIRITUALY AND SELF-CONSCIOUSNESS OF THE RUSSIAN YOUTH

The study of self-consciousness as a reflection of the state of spirituality in people and their activities is the ratio of variability and stability of self-consciousness in development that is common to every and each individual, the change of an individual as a qualitatively peculiar system. Social factors and information technologies of modern culture, addressed to the consciousness and self-consciousness of the individual, can either contribute to the development of spirituality and self-consciousness, or subject to destruction of their own self-consciousness and spirituality. It is confirmed that there is a possibility of objective studying of variability of self-consciousness, the adequacy level of which can become a marker of the variability of spirituality and moral qualities of the personality in time and social circumstances enriching or impoverishing spiritual development of the person.

Текст научной работы на тему «Теоретико-методологический анализ исследования духовности и самосознания российского юношества»

собственной мечты, т. е. он сюрреалистичен, кроме того, сложен механизм взаимодействия человека и его аватаров, являющихся различными проявлениями одной и той же личности, отражая её подсознательные влечения и страхи. Физическое тело и его ощущения не играют решающей роли в виртуальной реальности. Чувство линейного прошлого, настоящего и будущего становится неясным. Практически все сегменты виртуальной реальности рассчитаны на постоянное стимулирование непроизвольного внимания: яркие баннеры, ссылки, анимация и т.п. Такие явления создают сильный «затаскивающий» эффект и тормозит механизмы произвольной (волевой) регуляции.

Обозначенные тенденции свидетельствуют о наличии многочисленных проблем, связанных с изменением, перемещением жизни подростков в виртуальную реальность. Важно отметить, что дети и подростки с раннего возраста уже являются пользователями виртуальной среды, активными участниками различных механизмов. Для них данная среда выступает в качестве социализирующей, естественной. Отсутствие технических устройств и самого интернета воспринимается как тяжелейшее лишение.

Процесс эффективного психолого-педагогического сопровождения подростков, участвующих в виртуальных коммуникациях мы предлагаем осуществлять на основе таких принципов работы, как принцип гуманизма - веры в возможности подростка, позитивного подхода; принцип реалистичности - учёта реальных возможностей подростка и ситуации; принцип системности -представление о подростке как о целостном, качественно своеобразном, динамично развивающемся субъекте. Необходим личностно-ориентированный подход к выбору конкретных технологий для работы, опора на ведущий вид деятельности, характерный для данной возрастной категории.

Кроме того, на уровне образовательного учреждения большое внимание необходимо уделить принципу профессиональной компетентности, постоянному повышению профессионализма психологов, социальных педагогов, а также учителей и других участников образовательно-воспитательного процесса. Приоритетными должны стать превентивность социальных проблем и сотрудничество с учреждениями и органами, занимающимися

Библиографический список

вопросами охраны психического здоровья подрастающего поколения и его профилактикой.

Ключевое значение имеет принцип стратегической целостности, определяющий единую стратегию профилактики для организаторов и активных участников профилактической деятельности на всех уровнях взаимодействия, включая основные направления, методологические подходы и конкретные мероприятия.

Принцип многоаспектности профилактики основан на понимании проблемы виртуальных коммуникаций подростков как сложного социально-психологического явления, что обуславливает комплексное применение социальных, психологических и личностно-ориентированных направлений и форм деятельности, направленной на профилактику поведенческих деструкций.

Принцип ситуационной адекватности превенции определяет соответствие содержания и организации профилактики существующей экономической и социальной ситуации. Психолого-педагогическое сопровождение должно иметь динамичный характер, обладать подвижностью и гибкостью связей между структурами и компонентами профилактической системы, предоставляющих возможность для её развития и совершенствования с учётом достигнутых результатов.

В программу психолого-педагогического сопровождения старшеклассников в условиях виртуальных коммуникаций необходимо включить мероприятия, направленные на повышение информационной безопасности личности. Подростку необходимо знать о криминогенном потенциале, возможных рисках и угрозах, которыми изобилует виртуальное пространство, обладать психологической устойчивостью к воздействиям сети интернет. Знание прав и обязанностей участника виртуального пространства позволит сделать виртуальные коммуникации безопасными для подростков, обеспечить психологически благоприятную среду жизнедеятельности.

Обозначенные принципы психолого-педагогического сопровождения старшеклассников, участвующих в виртуальных коммуникациях, направлены на создание условий для развития эффективного, психологически устойчивого, осведомлённого в возможных угрозах виртуального пользователя.

1. Пронин М.А. Виртуалистика в Институте человека РАН. Москва, 2015.

2. Носов Н.А. Виртуальная психология. Москва, 2000.

3. Бергельсон М.Б. Языковые аспекты виртуальной коммуникации. Вестник Московского университета. 2002; 1: 56 - 57.

4. Gergen K.J. The Saturated Self: Dilemmas of Identity in Contemporary Life. N.Y., 1991.

5. Белинская Е.П. Информационная социализация подростков: опыт пользования социальными сетями и психологическое благополучие. Психологические исследования. 2013; 30: 5 - 8.

6. Жичкина А.Е. Современные исследования виртуальной коммуникации: проблемы, гипотезы, результаты. Москва, 2004.

7. Петрова Н.Ф., Ермакова О.А. Исследование эмоционально-личностной сферы подростков с игровой зависимостью. Университетская наука - региону: материалы II ежегодной научно-практической конференции преподавателей, студентов и молодых учёных Северо-Кавказского федерального университета 2014: 87 - 91.

8. Воропаев М.В. Психология и педагогика виртуальных сред. Ростов-на-Дону, 2007.

References

1. Pronin M.A. Virtualistika vInstitute cheloveka RAN. Moskva, 2015.

2. Nosov N.A. Virtual'naya psihologiya. Moskva, 2000.

3. Bergel'son M.B. Yazykovye aspekty virtual'noj kommunikacii. Vestnik Moskovskogo universiteta. 2002; 1: 56 - 57.

4. Gergen K.J. The Saturated Self: Dilemmas of Identity in Contemporary Life. N.Y., 1991.

5. Belinskaya E.P. Informacionnaya socializaciya podrostkov: opyt pol'zovaniya social'nymi setyami i psihologicheskoe blagopoluchie. Psihologicheskie issledovaniya. 2013; 30: 5 - 8.

6. Zhichkina A.E. Sovremennye issledovaniya virtual'noj kommunikacii: problemy, gipotezy, rezul'taty. Moskva, 2004.

7. Petrova N.F., Ermakova O.A. Issledovanie 'emocional'no-lichnostnoj sfery podrostkov s igrovoj zavisimost'yu. Universitetskaya nauka -regionu: materialy II ezhegodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii prepodavatelej, studentov i molodyh uchenyh Severo-Kavkazskogo federal'nogo universiteta 2014: 87 - 91.

8. Voropaev M.V. Psihologiya ipedagogika virtual'nyh sred. Rostov-na-Donu, 2007.

Статья поступила в редакцию 30.03.18

УДК 159.922

Akhverdova O.A., Doctor of Sciences (Psychology), Professor, Stavropol Medical University (Stavropol, Russia), E-mail: [email protected]

Tarasyan N.A., Doctor of Sciences (Psychology), senior lecturer, Armavir Orthodox-Social Institute (Armavir, Russia), E-mail: [email protected]

Voloskova N.N., Doctor of Sciences (Psychology), Professor, Stavropol Medical University (Stavropol, Russia), E-mail: [email protected]

THEORETICAL AND METHODOLOGICAL ANALYSIS OF THE RESEARCH OF SPIRITUALY AND SELF-CONSCIOUSNESS OF THE RUSSIAN YOUTH. The study of self-consciousness as a reflection of the state of spirituality in people and their activities is the ratio of variability and stability of self-consciousness in development that is common to every and each individual, the change of

an individual as a qualitatively peculiar system. Social factors and information technologies of modern culture, addressed to the consciousness and self-consciousness of the individual, can either contribute to the development of spirituality and self-consciousness, or subject to destruction of their own self-consciousness and spirituality. It is confirmed that there is a possibility of objective studying of variability of self-consciousness, the adequacy level of which can become a marker of the variability of spirituality and moral qualities of the personality in time and social circumstances enriching or impoverishing spiritual development of the person. Key words: spirituality, young people, students, identity, diagnosis, information technology.

О.А. Ахвердова, д-р психол. наук, проф., Ставропольский государственный медицинский университет, г. Ставрополь, E-mail: [email protected]

Н.А. Тарасьян, д-р психол. наук, доц., Армавирский Православно-Социальный институт, г. Армавир, E-mail: [email protected]

Н.Н. Волоскова, д-р психол. наук, проф., Ставропольский государственный медицинский университет, г. Ставрополь, E-mail: [email protected]

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ИССЛЕДОВАНИЯ ДУХОВНОСТИ И САМОСОЗНАНИЯ РОССИЙСКОГО ЮНОШЕСТВА

Изучение самосознания как отражение состояния духовности в людях и их деятельности - это общее для всех и отдельно для каждого индивида соотношение изменчивости и устойчивости самосознания в развитии, изменение индивида как качественно своеобразной системы. Социальные факторы и информационные технологии современной культуры, обращенные к сознанию и самосознанию личности, могут либо способствовать развитию духовности и самосознания, либо подвергать деструкции собственное самосознание и духовность. Подтверждено, что существует возможность объективного изучения изменчивости самосознания, уровень адекватности которого может стать маркером изменчивости духовности и нравственных качеств личности во времени и социальных обстоятельствах, обогащающих или обедняющих духовное развитие человека. Ключевые слова: духовность, юношество, студенты, самосознание, диагностика, информационные технологии.

В отечественной психологии исходной методологической позицией в нашем исследовании выступил аксиологический подход, основанный на признании приоритета развития личности в рамках единой гуманистической системы ценностей при сохранении разнообразия их культурных и этнических особенностей; равнозначимости традиций и творчества; признании необходимости изучения и использования учений прошлого и настоящего [1, с. 96].

Традиционное понимание, что развитие индивида как личности обеспечивается сложной детерминацией, проявляющейся в ее социализации, в ходе которой личность овладевает общественным опытом, присваивает его, делает своим фондом развития. Однако все авторы, подчеркивающие роль социализации в развитии личности, единогласно указывали на то, что, приобщаясь к общественным нормам, традициям, ценностям, личность делает это по-своему, индивидуально. То есть у каждой личности формируется собственный (неповторимый) образ жизни, свой собственный внутренний мир, который и составляет новое интегративное образование личности - её индивидуальность. К проблеме нахождения и осмысления законов и механизмов, процессов социализации и индивидуализации обращаются в своих исследованиях А.Г. Асмолов, В.П. Зинченко, И.С. Кон, В.С. Мухина, А.А. Налчаджян, А.В. Петровский, В.В. Столин, и др. [2; 3].

В дальнейшем внутри этой проблемы обозначились и новые аспекты: взаимосвязь социализации и индивидуализации, возникновение новообразований того или другого процесса, социального регулирования и самодетерминации развития личности на разных стадиях её становления. Общая система детерминант развития личности намного расширилась и усложнилась: увеличились число её уровней и измерений, возросло многообразие связей между причинами, условиями, факторами, предпосылками.

По мнению Л.И. Божович, новообразования личности являются результатом усвоения ребенком социального опыта, поэтому развитие личности происходит обязательно в рамках социализации, а формирование личности как социального качества индивида есть результат его социализации [4, с. 84].

Д.И. Фельдштейн придерживается иной точки зрения, рассматривая социальное как особое состояние в эволюции биосферы, которое реализуется в развитии общества. Социализация поэтому предполагает не только выведение ребёнка на освоение определенных социальных ролей, норм, позиций, но и осознание им всех смыслов социального как необходимого свойства, качества развивающегося общества, включающего духовные, производственные и собственно социальные характеристики.

Социализация, по мнению Д.И. Фельдштейна, должна пониматься как вхождение в мир конкретных социальных связей, так и освоение социального как всеобщей характеристики человечества. Это осознание, освоение («присвоение») ребенком социокультурных достижений общества и обеспечивает индиви-

дуализацию, так как только в общественных контактах, диалоге, «пробе» себя в социальном, самоопределении в социокультурном пространстве и происходит рефлексия, развивается самосознание. В этой связи, чем больше растущий человек социализируется, тем в большей степени он индивидуализируется [5; 6]. В контексте психософии, социализируясь, формируются в ребенке такие сферы психософии, как «логика», «эмоция», «физика» и «воля».

Б.Г. Ананьев определяет жизненный путь человека как историю «формирования и развития личности в определенном обществе, современника определенной эпохи и сверстника определенного поколения. Фазы жизненного пути накладываются на возрастные стадии онтогенеза, причем в такой степени, что в настоящее время некоторые возрастные стадии обозначаются именно как фазы жизненного пути, например, преддошкольное, дошкольное и школьное детство» [7, с. 177]. На каждой фазе жизненного пути, как подчёркивал Л.С. Выготский складывается определенная социальная ситуация в развитии. По Л.С. Выготскому, социальная ситуация развития «определяет целиком и полностью те формы и гот путь, следуя по которому ребёнок приобретает новые свойства личности, черпая их из социальной действительности как из основного источника развития, тот путь, по которому социальное становится индивидуальным». Как отмечает И.Л. Зимняя, социальная ситуация развития, включающая систему отношений, различные типы и формы деятельности, рассматривается в качестве основного условия личностного развития [7].

Из экспериментально-психологического анализа результаты 142 подростков были исключены ввиду диагностирования у них смешанных психотипов.

В основу качественной градации исследования 442 испытуемых положены два наиболее распространённых конституциональных психотипа: с циклоидной и эпилептоидной структурой личности.

1-я группа (основная) - 182 подростка, успешно учившиеся в лицеях, гимназиях, характеризуемые социально-приемлемым стереотипом поведения, подвергающиеся обычному воздействию социально-информационных масс-медийных факторов среды жизнедеятельности. Все подростки разделились на две подгруппы: 1 А - с эпилептоидной структурой личностного психотипа (88 человек) и 1 Б - с циклоидной структурой личностного психотипа (94 человека).

2-я группа (сравнительная) состояла из 188 подростков с социально-приемлемым стереотипом поведения, учившихся в школах со спортивным уклоном, что ограничивало или сужало системность воздействия социально-информационных масс-ме-дийных факторов среды жизнедеятельности.

Эти подростки также разделились на две подгруппы: 2А - с эпилептоидной структурой личностного психотипа (86 человек) и 2Б - с циклоидной структурой личностного психотипа (102 человека).

3-я группа (контрольная) состояла из 72 подростков с социально-приемлемым стереотипом поведения, которые на протяжении последних 5 лет посещали воскресную школу Свято-Троицкого собора или систематически занимались в классах с преподаванием основ православной культуры. Было выделено 2 подгруппы: ЗА - с эпилептоидной структурой личности (42 человека), 3Б - с циклоидной структурой личности (30 человек).

Для проведения психолого-математического дискриминант-ного анализа были выделены подгруппы подростков в сравниваемых группах с адекватным, неадекватным и сниженным уровнем самосознания, с индивидуально-типологическими характеристиками и с учетом преобладания конкретных внешних факторов воздействия (масс-медийная среда, среда православия и спортивная среда).

Методологическая основа развития проблемы сознания в психологии как научной отрасли знания анализируется развитие проблемы сознания в основных психологических школах и направлениях. К их числу относятся, прежде всего, интроспективная психология, психоанализ, бихевиоризм (необихевиоризм), гештальтпсихология, гуманистическая психология, психология деятельности, когнитивная психология с её метакогнитивизмом. Именно эти школы оказали наибольшее влияние на развитие знаний в самых различных областях, в том числе в области духовности и самосознания.

Жизнедеятельность любого человека, общества обусловлена постоянным обменом информацией в ноосфере (по В.И. Вернадскому). Современное развитие науки и техники создало реальную возможность массового распространения новейших технологий для прямого и косвенного воздействия на человека. Нарастающая социально-информационная напряженность в современном обществе близка к ситуации психической эпидемии (по В.М. Бехтереву), что особенно неблагоприятно отражается на молодежи. Среда жизнедеятельности человека наполняется социально-информационными факторами, которые угрожают его сознанию, самосознанию, духовности и, как следствие, конструктивной деятельности человека - Созидателя, Творца. Повышается риск неадекватного восприятия действительности, изменения поведенческих реакций и личностных переживаний человека, не только влияющих на психическое и психологическое здоровье, но и ущемляющих права личности.

Гуманистический подход к человеку подразумевает наличие уникального «Я», которое является интегративным единством телесного, душевного и духовного образа. Современная деструктивная «черная» культура, по Л.Н. Гумилеву, или антикультура, -это, по существу грамотно выполненные произведения, реклама, создаваемые на основе научных знаний и навыков, которые ориентированы на формирование личностной дисгармонии, призыв к смерти, культивирование идеи смерти, обессмысливание и обесценивание жизни, вызывая «духовную и душевную анестезию искусственными способами». В основе деструктивной культуры происходит замена веры - на одержимость, любви - на удовольствие, что приводит к разодушевлению мира и человека в нем.

В результате исследования были сформулированы основные выводы:

1. Подтверждено, что самосознание взаимосвязано с нравственными качествами личности, детерминированными духовностью человека;

Библиографический список

2. Адекватный уровень самосознания подростков может характеризоваться актуализацией положительных или отрицательных нравственных качеств, содержание которых направлено на позитивные или негативные субъект-субъектные отношения;

3. Социальные факторы и информационные технологии современной культуры, обращенные к сознанию и самосознанию личности, могут либо способствовать развитию духовности и самосознания, либо подвергать деструкции собственное самосознание и духовность. Подтверждено, что существует возможность объективного изучения изменчивости самосознания, уровень адекватности которого может стать маркером изменчивости нравственных качеств личности во времени и социальных обстоятельствах, обогащающих или обедняющих духовное развитие человека.

4. На психологическом уровне регистрация неадекватности самосознания коррелирует с ограничением духовности в виде неустойчивости нравственных качеств, сопровождаясь снижением энергетики, спадом настроения, нарастанием тревожности, угрозы, чувства бессилия, снижением способности к антиципации, эмпатичности;

5. Аномальные личностные и поведенческие проявления возникают первыми при взаимодействии с деструктивными социально-информационными и указывают на вероятность изменчивости самосознания, неадекватностью самосознания [8]. Указанные изменения коморбидны искажению нравственных свойств за счет нарастания лживости, лицемерия, меркантильности, редукции чувства стыдливости, совестливости, ограничивая духовность подростка.

6. Подростки с неадекватным уровнем самосознания как из среды православия, так и из среды масс-медиа имеют одинаковые шансы на появление признаков духовности; в этом случае масс-медийная среда, благодаря деструктивным информационным воздействиям, активно деструктирует структуру личностного психотипа, что приводит к закреплению неадекватного уровня самосознания, нравственной опустошенности и дрейфу личностных и поведенческих параметров в сторону аномальной личностной изменчивости.

7. Экспериментально-психологический и психолого-математический дискриминантный анализ уровня адекватности самосознания и, как следствие, духовности конкретного испытуемого на доказательном уровне подтверждает возможность даже слабых деструктивных информационных воздействий современных технологий антикультуры на личность, которая приводит к дефициту духовности с разрушением субъект-субъектных отношений независимо от индивидуально-психотипологических характеристик человека.

8. На эмпирическом, экспериментально-психологическом и психолого-математическом уровнях подтверждена вероятность изменчивости специфических характеристик самосознания, отражающих феномен духовности с разной степенью выраженности нравственных качеств. В деструктивных условиях воздействия технологий антикультуры духовность детерминирует сохранность нравственных качеств, появление же нравственной неустойчивости отражает дефицитарность духовности в виде изменчивости до лицемерия, алчности, двуличности, завистливости, эгоцентричности, которые определяют тенденцию разрушительной деятельности социума на духовность личности.

1. Калитин В.Ф. Духовность и её гносеологические функции. Нижний Новгород, 1992.

2. Асмолов А.Г. По ту сторону сознания: методологические проблемы неклассической психологии. Москва, 2002.

3. Зинченко В.П., Моргунов Е.Б. Человек развивающийся. Очерки Российской психологии. Москва, 1994.

4. Болотова А.К. Психология временной организации деятельности личности: Диссертация ... доктора психологических наук. Москва, 1995.

5. Фельдштейн Д.И. Психология развития человека как личности. Москва, 2005.

6. Фельдштейн Д.И. Психология взаимодействия Взрослого Мира и Мира Детства. Москва, 2006.

7. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Ленинград, 1986.

8. Боев И.В. Пограничная аномальная личность. Ставрополь, 1999.

References

1. Kalitin V.F. Duhovnost'i ee gnoseologicheskie funkcii. Nizhnij Novgorod, 1992.

2. Asmolov A.G. Po tu storonu soznaniya: metodologicheskie problemy neklassicheskojpsihologii. Moskva, 2002.

3. Zinchenko V.P., Morgunov E.B. Chelovekrazvivayuschijsya. OcherkiRossijskojpsihologii. Moskva, 1994.

4. Bolotova A.K. Psihologiya vremennoj organizacii deyatel'nostilichnosti: Dissertaciya ... doktora psihologicheskih nauk. Moskva, 1995.

5. Fel'dshtejn D.I. Psihologiya razvitiya cheloveka kaklichnosti. Moskva, 2005.

6. Fel'dshtejn D.I. Psihologiya vzaimodejstviya Vzroslogo Mira i Mira Detstva. Moskva, 2006.

7. Anan'ev B.G. Chelovek kak predmet poznaniya. Leningrad, 1986.

8. Boev I.V. Pogranichnaya anomal'naya lichnost'. Stavropol', 1999.

Статья поступила в редакцию 10.04.18

УДК 159.9.072

Danacheva M.N., postgraduate, Department of Judicial Ecology with a Course of Human Ecology, RUDN (Moscow, Russia),

E-mail: [email protected]

Glebov V.V., Cand. of Sciences (Biology), senior lecturer, Department of Judicial Ecology with a Course of Human Ecology,

RUDN (Moscow, Russia), E-mail: [email protected]

EVALUATION OF SOCIAL IDENTITY OF HIGH SCHOOL PUPILS WHO LIVE IN DIFFERENT ENVIRONMENTAL CONDITIONS OF A CAPITAL CITY. The article presents empirical data on the assessment of the social identity of high school children living in Moscow. The study was conducted on a sample of secondary schoolchildren (n=233) located in the South-West and SouthEast administrative districts of the capital, which were divided into 4 compared subgroups (CG1-CG4). The analysis of the obtained data shows that the gender identity and educational role prevail in the responses of the pupils. Family affiliation is expressed in the responses of the pupils, where they call a large number of their roles in the family. There are emotionally positive reviews about their roles as brothers, sisters, sons, daughters. The ethnic identity of the pupils is weak. "Communicative Self' and "Physical Self' had mean values, but were more pronounced subgroup CG4 compared CG1. In the "Physical Self' the pupils note their age, paying special attention to their appearance. Much attention is paid to the physical parameters of his body, face. "Active Self' is associated with the "self-assessment of skills, knowledge, achievements". There are also significant differences (p<0.05) between subgroup SG1 and subgroup CG4. It is noted that the indicators of "Active Self' in the subgroup CG1 are higher than in the subgroup CG4.

Key words: schoolchildren, social identity, environmental factors, metropolis.

М.Н. Даначева, соискатель каф. судебной экологии с курсом экологии человека, РУДН, г. Москва,

E-mail: [email protected]

В.В. Глебов, канд. биол. наук, доц. каф. судебной экологии с курсом экологии человека, РУДН, г. Москва,

E-mail: [email protected]

ОЦЕНКА СОЦИАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ЛИЧНОСТИ УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ, ПРОЖИВАЮЩИХ В РАЗНЫХ СРЕДОВЫХ УСЛОВИЯХ СТОЛИЧНОГО МЕГАПОЛИСА

В статье представлены эмпирические данные по оценке социальной идентичности личности учащихся средней школы, проживающих в разных средовых условиях Москвы. Исследование проводилось на выборке учащихся средних школ (n=233) расположенных в Юго-Западном и в Юго-Восточном административных округах столицы, которые были разделены на 4 сравниваемых подгруппы (СГ1-СГ4). Анализ полученных данных показал, что гендерная идентичность и учебная ролевая позиция преобладала в ответах учащихся средней школы.

Семейная принадлежность имела также выраженность в ответах школьников, где они называли большое количество своих ролей в семье. Наблюдались эмоционально положительные отзывы о своих ролях в качестве братьев, сестер, сыновей, дочерей. Этническая идентичность у учащихся была выражена слабо. «Коммуникативное Я» и «Физическое Я» имели средние показатели, но были более выражены подгруппе СГ4 по сравнению СГ1. В «Физическом Я» школьники отметили свой возраст, уделяя особое внимание своей внешности. Большое внимание предавалось физическим параметрам своего тела, лица. «Деятельное Я» также была связана с «самооценкой умений, знаний, достижений» в жизнедеятельности учащихся. Здесь также были выявлены значимые различия (p<0,05) между подгруппой СГ1 и подгруппой СГ4. Отмечено, что показатели «Деятельного Я» в подгруппе СГ1 были выше, чем в подгруппе СГ4.

Ключевые слова: учащиеся средней школы, социальная идентичность, факторы среды, мегаполис.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Идентичность человека в современном социуме является сложным феноменом в связи, нарастающей в обществе тенденции к индивидуализму и размытию в сознании человека своей личной принадлежности к чему-либо - к традициям в обществе, гражданской, этнической принадлежности и т. д. С другой стороны вопросы идентичности человека тесным образом связаны с проблемами адаптации человека и здоровьесберегающей деятельности [1; 2].

Изучая идентичность человека, Э. Эриксон выявил несколько стадий в развитии личности [3] в основе которых стоит идея о том, что на каждой из стадий существует своя главная проблема, которую необходимо разрешить.

Развивая методологию, связанную с самоидентификацией человека психологи Х. Тэджфел и Дж. Тэрнер разработали теорию социальной идентичности, в которой идентичность выступает в контексте «Я-концепция», и определяется как: «когнитивная система, выполняющая роль регуляции поведения в соответствующих условиях» [4].

Ученые, разработавшие данную концепцию («Я-концеп-ция») считают, что идентичность человека состоит из двух подсистем, которые сосуществуют как разные полюса одного поля:

1) социальная идентичность, направленная на социальное окружение, и может состоять из различных аспектов самоидентификации личности (национальная, гражданская, социальная, религиозная, гендерная и т. д.);

2) личностная идентичность человека, базируется на нравственных, морально-этических нормах и может иметь интеллектуальное и физическое самоопределение индивидуума.

Исследования в этой области показывают, что гендерная идентичность личности, как правило, формируется достаточно

легко. Для большинства людей такие идентичности как «групповая, семейная, профессиональная» являются значимыми и также быстро и легко формируются. Однако такие идентичности как «национальная», «мировоззренческая» у человека формируются в молодости медленнее и сложнее чем вышеперечисленные.

В формирование идентичности личности большое значения играют различные факторы окружающей среды - социальные условия, экология и т. д.

Для изучения формирования идентичности среди учащихся средней школы, проживающих в разных условиях г. Москвы нами были проведены эмпирическое исследование.

Организация и методы исследования. Исследовательской базой нашего изучения идентичности учащихся стали 2 школы: школа № 126, находящаяся в ЮЗАО (Юго-западный административный округ) и Центр образования 1989, который расположен в ЮВАО (Юго-Восточный административный округ) г. Москвы. Исследуемая выборка состояла из учащихся 5-7 классов с общим количеством 233 школьника.

Необходимо отметить, что по социальным и экологическим условиям эти два округа столичного мегаполиса имеют различия. Территория ЮВАО это районы промышленной зоны, с высокой антропогенной нагрузкой. ЮЗАО - это округ с благоприятной экологической обстановкой и большим комплексом садово-парковой зоны. Исходя из этого (экологические и социальные условия проживания), учащиеся были поделены 4 сравниваемые группы: СГ1 (подгруппа, проживавшая в неблагоприятных экологических и социальной среды), СГ2 (подгруппа, проживавшая в неблагоприятной экологической и благоприятной социальной среде), СГ3 (подгруппа, где была неблагоприятная социальная среда и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.