УДК 159.9.072
Danacheva M.N., postgraduate, Department of Judicial Ecology with a Course of Human Ecology, RUDN (Moscow, Russia),
E-mail: [email protected]
Glebov V.V., Cand. of Sciences (Biology), senior lecturer, Department of Judicial Ecology with a Course of Human Ecology,
RUDN (Moscow, Russia), E-mail: [email protected]
EVALUATION OF SOCIAL IDENTITY OF HIGH SCHOOL PUPILS WHO LIVE IN DIFFERENT ENVIRONMENTAL CONDITIONS OF A CAPITAL CITY. The article presents empirical data on the assessment of the social identity of high school children living in Moscow. The study was conducted on a sample of secondary schoolchildren (n=233) located in the South-West and SouthEast administrative districts of the capital, which were divided into 4 compared subgroups (CG1-CG4). The analysis of the obtained data shows that the gender identity and educational role prevail in the responses of the pupils. Family affiliation is expressed in the responses of the pupils, where they call a large number of their roles in the family. There are emotionally positive reviews about their roles as brothers, sisters, sons, daughters. The ethnic identity of the pupils is weak. "Communicative Self' and "Physical Self' had mean values, but were more pronounced subgroup CG4 compared CG1. In the "Physical Self' the pupils note their age, paying special attention to their appearance. Much attention is paid to the physical parameters of his body, face. "Active Self' is associated with the "self-assessment of skills, knowledge, achievements". There are also significant differences (p<0.05) between subgroup SG1 and subgroup CG4. It is noted that the indicators of "Active Self' in the subgroup CG1 are higher than in the subgroup CG4.
Key words: schoolchildren, social identity, environmental factors, metropolis.
М.Н. Даначева, соискатель каф. судебной экологии с курсом экологии человека, РУДН, г. Москва,
E-mail: [email protected]
В.В. Глебов, канд. биол. наук, доц. каф. судебной экологии с курсом экологии человека, РУДН, г. Москва,
E-mail: [email protected]
ОЦЕНКА СОЦИАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ЛИЧНОСТИ УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ, ПРОЖИВАЮЩИХ В РАЗНЫХ СРЕДОВЫХ УСЛОВИЯХ СТОЛИЧНОГО МЕГАПОЛИСА
В статье представлены эмпирические данные по оценке социальной идентичности личности учащихся средней школы, проживающих в разных средовых условиях Москвы. Исследование проводилось на выборке учащихся средних школ (n=233) расположенных в Юго-Западном и в Юго-Восточном административных округах столицы, которые были разделены на 4 сравниваемых подгруппы (СГ1-СГ4). Анализ полученных данных показал, что гендерная идентичность и учебная ролевая позиция преобладала в ответах учащихся средней школы.
Семейная принадлежность имела также выраженность в ответах школьников, где они называли большое количество своих ролей в семье. Наблюдались эмоционально положительные отзывы о своих ролях в качестве братьев, сестер, сыновей, дочерей. Этническая идентичность у учащихся была выражена слабо. «Коммуникативное Я» и «Физическое Я» имели средние показатели, но были более выражены подгруппе СГ4 по сравнению СГ1. В «Физическом Я» школьники отметили свой возраст, уделяя особое внимание своей внешности. Большое внимание предавалось физическим параметрам своего тела, лица. «Деятельное Я» также была связана с «самооценкой умений, знаний, достижений» в жизнедеятельности учащихся. Здесь также были выявлены значимые различия (p<0,05) между подгруппой СГ1 и подгруппой СГ4. Отмечено, что показатели «Деятельного Я» в подгруппе СГ1 были выше, чем в подгруппе СГ4.
Ключевые слова: учащиеся средней школы, социальная идентичность, факторы среды, мегаполис.
Идентичность человека в современном социуме является сложным феноменом в связи, нарастающей в обществе тенденции к индивидуализму и размытию в сознании человека своей личной принадлежности к чему-либо - к традициям в обществе, гражданской, этнической принадлежности и т. д. С другой стороны вопросы идентичности человека тесным образом связаны с проблемами адаптации человека и здоровьесберегающей деятельности [1; 2].
Изучая идентичность человека, Э. Эриксон выявил несколько стадий в развитии личности [3] в основе которых стоит идея о том, что на каждой из стадий существует своя главная проблема, которую необходимо разрешить.
Развивая методологию, связанную с самоидентификацией человека психологи Х. Тэджфел и Дж. Тэрнер разработали теорию социальной идентичности, в которой идентичность выступает в контексте «Я-концепция», и определяется как: «когнитивная система, выполняющая роль регуляции поведения в соответствующих условиях» [4].
Ученые, разработавшие данную концепцию («Я-концеп-ция») считают, что идентичность человека состоит из двух подсистем, которые сосуществуют как разные полюса одного поля:
1) социальная идентичность, направленная на социальное окружение, и может состоять из различных аспектов самоидентификации личности (национальная, гражданская, социальная, религиозная, гендерная и т. д.);
2) личностная идентичность человека, базируется на нравственных, морально-этических нормах и может иметь интеллектуальное и физическое самоопределение индивидуума.
Исследования в этой области показывают, что гендерная идентичность личности, как правило, формируется достаточно
легко. Для большинства людей такие идентичности как «групповая, семейная, профессиональная» являются значимыми и также быстро и легко формируются. Однако такие идентичности как «национальная», «мировоззренческая» у человека формируются в молодости медленнее и сложнее чем вышеперечисленные.
В формирование идентичности личности большое значения играют различные факторы окружающей среды - социальные условия, экология и т. д.
Для изучения формирования идентичности среди учащихся средней школы, проживающих в разных условиях г. Москвы нами были проведены эмпирическое исследование.
Организация и методы исследования. Исследовательской базой нашего изучения идентичности учащихся стали 2 школы: школа № 126, находящаяся в ЮЗАО (Юго-западный административный округ) и Центр образования 1989, который расположен в ЮВАО (Юго-Восточный административный округ) г. Москвы. Исследуемая выборка состояла из учащихся 5-7 классов с общим количеством 233 школьника.
Необходимо отметить, что по социальным и экологическим условиям эти два округа столичного мегаполиса имеют различия. Территория ЮВАО это районы промышленной зоны, с высокой антропогенной нагрузкой. ЮЗАО - это округ с благоприятной экологической обстановкой и большим комплексом садово-парковой зоны. Исходя из этого (экологические и социальные условия проживания), учащиеся были поделены 4 сравниваемые группы: СГ1 (подгруппа, проживавшая в неблагоприятных экологических и социальной среды), СГ2 (подгруппа, проживавшая в неблагоприятной экологической и благоприятной социальной среде), СГ3 (подгруппа, где была неблагоприятная социальная среда и
благоприятная экологическая среда) и СГ4 (подгруппа, проживавшая в благоприятной экологической и социальной среде)
В исследовании использовались тест «Кто Я?» по методике М. Куна и Т. Макпартленда в модификации Т.В. Румянцевой.
Полученные результаты. При обработке результатов теста были получены ответы по семи обобщенным показателям-компонентам идентичности («Социальное Я», «Коммуникативное Я», «Материальное Я», «Физическое Я», «Деятельное Я», «Перспективное Я», «Рефлексивное Я») и двум самостоятельным компонентам («Ситуативное состояние» и «Проблемная идентичность»).
Анализ полученных данных показал, что гендерная идентичность и учебная ролевая позиция преобладала в ответах учащихся средней школы, которое было связано с воспитательной деятельностью семьи и школы.
Семейная принадлежность имела также выраженность в ответах школьников. В основном они называли большое количество своих ролей в семье по отношению к разным родственникам, что показывает их осведомленность, и часто позитивную заинтересованность и энтузиазм в этом вопросе. Наблюдались эмоционально положительные отзывы о своих ролях в качестве братьев, сестер, сыновей, дочерей.
Этническая идентичность у учащихся была слабо выражена, что связано с не достаточно значимостью данной проблемы у многих школьников.
При анализе групповой принадлежности учащихся была выявлена высокая принадлежностью к коллективу подгруппы СГ4 по сравнению СГ1-СГ3, что связано чувством принадлежности к классу и высокой групповой сплоченности в подгруппе СГ4, который показывал о сформированности дружного коллектива.
«Коммуникативное Я» и «Физическое Я» имели средние показатели, но были более выражены в подгруппе СГ4 по сравнению с СГ1-СГ3. Для многих учащихся имело выраженное значение роли хорошего друга, что увеличило влияния коммуникативной сферы в подгруппе СГ4.
В «Физическом Я» все школьники отметили свой возраст, уделяя особое внимание своей внешности. Большое внимание предавалось физическим параметрам своего тела, лица.
«Материальное Я» в подгруппе СГ1-СГ3 было более выражено по сравнению с подгруппой СГ4 и было связано атрибутами собственничества и некого такого превосходства над другими одноклассниками.
Библиографический список
Высокий уровень «Деятельное Я» выразился в выделении учащимися большого количества ролей, которые они выполняют в школе (участие в различных секциях и кружках). Также в этом направлении была отмечена высокая значимость, которая была связана общением со сверстниками и разделение общих интересов.
«Деятельное Я» также было связано с «самооценкой умений, знаний, достижений» в жизнедеятельности учащихся. Здесь также были выявлены значимые различия (р<0,05) между подгруппой СГ1 и подгруппой СГ4. Отмечено, что показатели «Деятельного Я» в подгруппе СГ1-СГ3 были выше чем в подгруппе СГ4.
«Перспективное Я» у большинства учащихся было выражено ниже среднего, в силу того в этом возрасте их внимание в основном сконцентрировано на настоящем - своих увлечениях и учебе. Важно отметить, что учащиеся подгруппы СГ4, отметившие семейную перспективу были из семей, где превалировали семейные ценности.
Оценивая «Глобальное Я» было выявлено, что у большинства школьников данный показатель находился на уровне среднего и показывал, что в этом возрасте подростки не научились еще выстраивать перспективы развития будущего
Персональная идентичность в «Рефлексивном Я» в основном включала их имена, прозвища, то, как их называют в семье, и, по большому количеству таких ответов здесь можно наблюдать сильную взаимосвязь с мнением семьи.
Также необходимо подчеркнуть, что многие представленные идентичности у подростков еще глубоко не осмыслены и пока носят поверхностный характер.
Заключение. Таким образом, по нашему мнению, для формирования положительного мироощущения у учащихся и лучшей адаптации в школьной среде и в социуме важно на каждом этапе онтогенеза решать возникающие трудности и в первую очередь вопросы самоидентификации личности и социального окружения. Для подростков социальным окружением являются родители и учителя, в первую очередь. Для подростка интереснее узнать о чем-то конкретном, но не на уроке, а из рассказов других людей о своем опыте, в котором обычно естественным образом входит самоидентичность рассказчика. Также полезным будет и совместны просмотр фильма, с её последующим обсуждением в кругу семьи. Такие способы практически стимулирует процесс рефлексии на тему своего места в мире, жизненного пути.
1. Эриксон Э. Детство и общество. Санкт-Петербург: Ленати, 1996.
2. Шнейдер Л.Б. Личностная, гендерная и профессиональная идентичность: теория и методы диагностики. Москва: МПСИ, 2007.
3. Айзман РИ., Казин Э.М., Федоров А.И., Шинкаренко А.С. Проблемы и задачи здоровьесберегающей деятельности в системе образования на современном этапе. Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. 2014; 1: 9 - 17.
4. Литвинова Н.А. Роль психофизиологических показателей в механизме адаптации к умственной и физической деятельности: монография. Кемерово: КемГУ, 2012.
References
1. 'Erikson 'E. Detstvo i obschestvo. Sankt-Peterburg: Lenati, 1996.
2. Shnejder L.B. Lichnostnaya, gendernaya iprofessional'naya identichnost': teoriya imetody diagnostiki. Moskva: MPSI, 2007.
3. Ajzman R.I., Kazin 'E.M., Fedorov A.I., Shinkarenko A.S. Problemy i zadachi zdorov'esberegayuschej deyatel'nosti v sisteme obrazovaniya na sovremennom 'etape. Vestnik Novosibirskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2014; 1: 9 - 17.
4. Litvinova N.A. Rol'psihofiziologicheskih pokazatelej vmehanizme adaptaciik umstvennoji fizicheskojdeyatel'nosti: monografiya. Kemerovo: KemGU, 2012.
Статья поступила в редакцию 10.04.18
УДК 159.9
Konstantinov V.V., Cand. of Sciences (Psychology), senior lecturer, Head of Department of General Psychology, Penza State University (Penza, Russia), E-mail: [email protected]
STRATEGIES OF MIGRANT BEHAVIOR IN THE PROCESS OF THEIR SOCIAL-PSYCHOLOGICAL ADAPTATION TO NEW CONDITIONS OF LIFE. The paper presents the main results of the theoretical analysis of the phenomenon of adaptation of migrants to new living conditions and presents the results of an empirical study in which four basic strategies for the behavior of migrants in the host multicultural society are described. The paper gives interpretation to the following strategies of the migrants' behavior: "S-active adaptation", "S-passive adaptation", "S-active negativity towards the local population and culture" and the "S-passive disadaptation" behavior strategy.
Key words: migrants, behavior strategies, socio-psychological adaptation, adopting multicultural society.
В.В. Константинов, канд. психол. наук, доц., зав. каф. «Общая психология», Пензенский государственный университет, г. Пенза, E-mail: [email protected]