УДК 159
Nishchitenko S.V., teaching assistant, Department of Practical and Special Psychology, North-Caucasian Federal University
(Stavropol, Russia), Е-mail: nishchitenko@inbox.ru
VIRTUAL REALITY AS A SPECIAL KIND OF LIFE ACTIVITY FOR HIGH SCHOOL STUDENT. The article reveals the specifics of a system "man-virtual reality", defines the main characteristics of virtual communications, their impact on underage users. The article highlights the actual principles of psychological and pedagogical support of high school students participating in virtual communications. The author concludes that the pedagogic-psychological accompaniment of high school students in terms of virtual communication should include activities aimed at increasing the information security of the person. Teens need to know about segment capabilities, risks and threats, which abound in the virtual space, possess psychological resistance to the impacts of the Internet.
Key words: virtual communications, virtual reality, information technology, virtual societies.
С.В. Нищитенко, ассистент каф. практической и специальной психологии, Северо-Кавказский федеральный
университет, г. Ставрополь, Е-mail: nishchitenko@inbox.ru
ВИРТУАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ КАК ОСОБЫЙ ВИД ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКА
В статье раскрываются особенности системы «человек - виртуальная реальность», определяются базовые характеристики виртуальных коммуникаций, их влияние на несовершеннолетних пользователей. Статья освещает актуальные принципы психолого-педагогического сопровождения старшеклассников, участвующих в виртуальных коммуникациях. Автор делает вывод о том, что в программу психолого-педагогического сопровождения старшеклассников в условиях виртуальных коммуникаций необходимо включить мероприятия, направленные на повышение информационной безопасности личности. Подростку необходимо знать о криминогенном потенциале, возможных рисках и угрозах, которыми изобилует виртуальное пространство, обладать психологической устойчивостью к воздействиям сети интернет.
Ключевые слова: виртуальные коммуникации, виртуальная реальность, информационные технологии, виртуальные социумы.
Современный стремительный рост информационных технологий, массовое распространение сети интернет, её доступность и повсеместность увеличивают значимость виртуальной психологии, актуализируют экспериментальные исследования системы «человек - виртуальная реальность». Особую остроту приобретают методики, позволяющие изучить психологические характеристики человека в разнообразных виртуальных мирах и кибернетических пространствах, выявить стереотипы и установки людей относительно деятельности, в которой взаимодействие объектов опосредованно электронными носителями информации, а так же оценить эффективность образования и воспитания.
Виртуальная реальность (от латинского слова «virtus» означает «доблесть, необычное качество») появляется благодаря взаимодействию компьютерного устройства и человеческой психики и ограничивается лишь аппаратными возможностями компьютера и психическими возможностями человека.
В. Лившиц отмечает развитие новой парадигмы мышления, согласно которой мир очень многообразен и сложен, в отличие от ньютоновской идеи простоты. Актуальный парадигматический подход (виртуалистика) определяет виртуальную реальность как особый тип взаимодействия между разнородными объектами, а так же специфические отношения между ними - порожденности, интерактивности, активности и автономности [1].
Учёный выделяет психологическую виртуальную реальность, которая предполагает отражение в самообразе характера актуализации образа. Когда человек не находится в виртуальном режиме, то есть если образ актуализируется естественно, а деятельность протекает именно так, как она, по его мнению, должна протекать, такой вид функционирования виртуальной реальности носит название консуетал. Другой вид - виртуал - возникает, если мы сталкиваемся с необычным, экстраординарным, соответствующим экстраординарному характеру процесса актуализации образом. Кроме того в состав виртуала входят два типа событий: гратуал и ингратуал. При помощи первого мы характеризуем приятные и привлекательные события. Второй является противоположностью и применяется для описания неприятных, отталкивающих состояний. Необходимым компонентом виртуальной реальности является «ощущение присутствия» в виртуальном мире.
Термин «виртуальная реальность» необходимо рассматривать в двух основных направлениях (Н.А. Носов, 2000). Во-первых, как компьютерную модель, имитацию реального мира при помощи специальных очков, шлемов, устройств. Во вторых, как полноценную среду жизнедеятельности человека, основой которой являются нематериальные понятия - мысли, образы и информация, в ней принимаются и реализуются собственные решения, удовлетворяются потребности, создаются определённые
продукты деятельности и процесс общения трансформируется в виртуальные коммуникации [2].
Ключевыми характеристиками виртуальной коммуникации, согласно М.Б. Бергельсон, выступают опосредованность, дис-тантность, интерактивность, глобальный межкультурный характер, анонимность участников (в большинстве случаев), широкие возможности для конструирования личностной и социальной идентичности, отсутствие статусной иерархии, неопределённость и неразвитость социальных норм, маргинализация и карна-вализация коммуникационных процессов [3]. Коммуникационные виртуальные технологии, которые K.J. Gergen называет технологиями «социального насыщения», позволяют удовлетворить потребность в информации, обеспечивают общение на больших расстояниях, в реальном времени и с отсрочкой во времени, расширяют рамки социальных контактов за границы непосредственного социального окружения, выполняют саморепрезентативную функцию. Отношения больше не ограничиваются фактом физического присутствия, могут осуществляться на большом расстоянии и с высокой скоростью, стабильные семейные или дружеские сообщества постепенно исчезают, переносятся в виртуальное пространство. Учёный пишет о мультиплицировании «self», о его изменении в соответствии с изменившимися условиями среды и взаимоотношений, человек перестает выполнять функции, к которым он привык в обыденной жизни, начинает относиться к компьютеру, как к живому существу или же начинает отождествлять себя с компьютером. Происходит смещение грани между живым и неживым, между личностью и компьютером, материальным и духовным, между реальностью компьютера и истинной реальностью. Она позволяет развиваться субъективно приятным эмоциональным состояниям, искусственно меняя «настроение духа» [4].
Отечественные и зарубежные учёные (Kelly, Reid, Е.П. Белинская, А.Е. Жичкина и др.) отмечают, что в виртуальных социумах людей как таковых нет, ситуация «человек в социуме» не возникает, скорее, появляются виртуальные образы, созданные реальными людьми. Анонимность и невидимость, обусловленные отсутствием визуального ряда в виртуальных коммуникациях, позволяют пользователю творить себе виртуальный образ сообразно своим желаниям и возможностям [5; 6; 7].
М.В. Воропаев в своих работах указывает на то, что виртуальные коммуникации «растормаживают» многие запреты, которые ограничивают человека в повседневной жизни, создавая иллюзию анонимности. Кроме того, виртуальность размывает идентичность человека, усиливая диссоциативные силы, угрожающие целостности человеческой личности [8].
Учёный считает, что опыт человека в виртуальной реальности очень похож на тот опыт, который мы приобретаем в мире
собственной мечты, т. е. он сюрреалистичен, кроме того, сложен механизм взаимодействия человека и его аватаров, являющихся различными проявлениями одной и той же личности, отражая её подсознательные влечения и страхи. Физическое тело и его ощущения не играют решающей роли в виртуальной реальности. Чувство линейного прошлого, настоящего и будущего становится неясным. Практически все сегменты виртуальной реальности рассчитаны на постоянное стимулирование непроизвольного внимания: яркие баннеры, ссылки, анимация и т.п. Такие явления создают сильный «затаскивающий» эффект и тормозит механизмы произвольной (волевой) регуляции.
Обозначенные тенденции свидетельствуют о наличии многочисленных проблем, связанных с изменением, перемещением жизни подростков в виртуальную реальность. Важно отметить, что дети и подростки с раннего возраста уже являются пользователями виртуальной среды, активными участниками различных механизмов. Для них данная среда выступает в качестве социализирующей, естественной. Отсутствие технических устройств и самого интернета воспринимается как тяжелейшее лишение.
Процесс эффективного психолого-педагогического сопровождения подростков, участвующих в виртуальных коммуникациях мы предлагаем осуществлять на основе таких принципов работы, как принцип гуманизма - веры в возможности подростка, позитивного подхода; принцип реалистичности - учёта реальных возможностей подростка и ситуации; принцип системности -представление о подростке как о целостном, качественно своеобразном, динамично развивающемся субъекте. Необходим личностно-ориентированный подход к выбору конкретных технологий для работы, опора на ведущий вид деятельности, характерный для данной возрастной категории.
Кроме того, на уровне образовательного учреждения большое внимание необходимо уделить принципу профессиональной компетентности, постоянному повышению профессионализма психологов, социальных педагогов, а также учителей и других участников образовательно-воспитательного процесса. Приоритетными должны стать превентивность социальных проблем и сотрудничество с учреждениями и органами, занимающимися
Библиографический список
вопросами охраны психического здоровья подрастающего поколения и его профилактикой.
Ключевое значение имеет принцип стратегической целостности, определяющий единую стратегию профилактики для организаторов и активных участников профилактической деятельности на всех уровнях взаимодействия, включая основные направления, методологические подходы и конкретные мероприятия.
Принцип многоаспектности профилактики основан на понимании проблемы виртуальных коммуникаций подростков как сложного социально-психологического явления, что обуславливает комплексное применение социальных, психологических и личностно-ориентированных направлений и форм деятельности, направленной на профилактику поведенческих деструкций.
Принцип ситуационной адекватности превенции определяет соответствие содержания и организации профилактики существующей экономической и социальной ситуации. Психолого-педагогическое сопровождение должно иметь динамичный характер, обладать подвижностью и гибкостью связей между структурами и компонентами профилактической системы, предоставляющих возможность для её развития и совершенствования с учётом достигнутых результатов.
В программу психолого-педагогического сопровождения старшеклассников в условиях виртуальных коммуникаций необходимо включить мероприятия, направленные на повышение информационной безопасности личности. Подростку необходимо знать о криминогенном потенциале, возможных рисках и угрозах, которыми изобилует виртуальное пространство, обладать психологической устойчивостью к воздействиям сети интернет. Знание прав и обязанностей участника виртуального пространства позволит сделать виртуальные коммуникации безопасными для подростков, обеспечить психологически благоприятную среду жизнедеятельности.
Обозначенные принципы психолого-педагогического сопровождения старшеклассников, участвующих в виртуальных коммуникациях, направлены на создание условий для развития эффективного, психологически устойчивого, осведомлённого в возможных угрозах виртуального пользователя.
1. Пронин М.А. Виртуалистика в Институте человека РАН. Москва, 2015.
2. Носов Н.А. Виртуальная психология. Москва, 2000.
3. Бергельсон М.Б. Языковые аспекты виртуальной коммуникации. Вестник Московского университета. 2002; 1: 56 - 57.
4. Gergen K.J. The Saturated Self: Dilemmas of Identity in Contemporary Life. N.Y., 1991.
5. Белинская Е.П. Информационная социализация подростков: опыт пользования социальными сетями и психологическое благополучие. Психологические исследования. 2013; 30: 5 - 8.
6. Жичкина А.Е. Современные исследования виртуальной коммуникации: проблемы, гипотезы, результаты. Москва, 2004.
7. Петрова Н.Ф., Ермакова О.А. Исследование эмоционально-личностной сферы подростков с игровой зависимостью. Университетская наука - региону: материалы II ежегодной научно-практической конференции преподавателей, студентов и молодых учёных Северо-Кавказского федерального университета 2014: 87 - 91.
8. Воропаев М.В. Психология и педагогика виртуальных сред. Ростов-на-Дону, 2007.
References
1. Pronin M.A. Virtualistika vInstitute cheloveka RAN. Moskva, 2015.
2. Nosov N.A. Virtual'naya psihologiya. Moskva, 2000.
3. Bergel'son M.B. Yazykovye aspekty virtual'noj kommunikacii. Vestnik Moskovskogo universiteta. 2002; 1: 56 - 57.
4. Gergen K.J. The Saturated Self: Dilemmas of Identity in Contemporary Life. N.Y., 1991.
5. Belinskaya E.P. Informacionnaya socializaciya podrostkov: opyt pol'zovaniya social'nymi setyami i psihologicheskoe blagopoluchie. Psihologicheskie issledovaniya. 2013; 30: 5 - 8.
6. Zhichkina A.E. Sovremennye issledovaniya virtual'noj kommunikacii: problemy, gipotezy, rezul'taty. Moskva, 2004.
7. Petrova N.F., Ermakova O.A. Issledovanie 'emocional'no-lichnostnoj sfery podrostkov s igrovoj zavisimost'yu. Universitetskaya nauka -regionu: materialy II ezhegodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii prepodavatelej, studentov i molodyh uchenyh Severo-Kavkazskogo federal'nogo universiteta 2014: 87 - 91.
8. Voropaev M.V. Psihologiya ipedagogika virtual'nyh sred. Rostov-na-Donu, 2007.
Статья поступила в редакцию 30.03.18
УДК 159.922
Akhverdova O.A., Doctor of Sciences (Psychology), Professor, Stavropol Medical University (Stavropol, Russia), E-mail: axverdova61@mail.ru
Tarasyan N.A., Doctor of Sciences (Psychology), senior lecturer, Armavir Orthodox-Social Institute (Armavir, Russia), E-mail: voloskova-vnn24@yandex.ru
Voloskova N.N., Doctor of Sciences (Psychology), Professor, Stavropol Medical University (Stavropol, Russia), E-mail: voloskova-vnn24@yandex.ru
THEORETICAL AND METHODOLOGICAL ANALYSIS OF THE RESEARCH OF SPIRITUALY AND SELF-CONSCIOUSNESS OF THE RUSSIAN YOUTH. The study of self-consciousness as a reflection of the state of spirituality in people and their activities is the ratio of variability and stability of self-consciousness in development that is common to every and each individual, the change of