Научная статья на тему 'Специфика национального самосознания у учащихся-хакасов'

Специфика национального самосознания у учащихся-хакасов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
175
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
PERSONALITY / ETHNIC / STRUCTURE / IDENTITY / PSIHOLOGY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кольчикова Н. Л.

В данной статье рассматривается еще не достаточно изученная проблема национального самосознания учащихся-хакасов, в том числе взаимосвязь структурных компонентов национального самосознания личности. Автор статьи опирается на различные подходы характеристики национального самосознания в отечественной и зарубежной науке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Кольчикова Н. Л.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ETHNIC SELF-CONSCIOUSNESS PECULIARITES OF KHAKASS STUDENTS

The article deals with the problem opf national self-consciousness of the personality including the interaction of structural components of personality`s national personality self-consciousness of Khakass teenagers. The analysis of different approaches to the problem in Russian and foreign science is represented.

Текст научной работы на тему «Специфика национального самосознания у учащихся-хакасов»

Bibliography

1. Alimskaya, L.F. Forming of readiness of students to music pedagogic intercourse: dis. ... cand. of pedag. science. - Saratov, 2001.

2. Poroshina, N.A. Forming of readiness of students to aesthetic education of primary school children by means of music: dis. ... cand. of pedag.

science. - Shadrinsk, 2000.

3. Batchaeva, N.A. Forming of common pedagogic readiness of music college students to pedagogic activity: texs-book for the III course full-time -

postal tuition department of music college. - Moscow: Companiya Sputnik+, 2008.

4. Fokeeva, S.N. Forming of readiness to personal interaction in the process of training a primary school teacher in pedagogical college: dis. ... cand. of pedag. science. - Tyumen, 1997.

5. Bukhalova, S.V. Forming of readiness of a future teacher to realization personal approach to learners in out-of-school institutions: dis. ... cand. of pedag. science. - Samara, 2007.

6. Sleptzova, I.F. Forming of readiness of future educators to interaction with little children in the process of professional training: avtoreferat dis.

. cand. of pedag. science. - Moscow, 2007.

7. Gura, L.M. Pedagogical principles of forming social psychological readiness of students to professional activity: dis. ... cand. of pedag. science. - Irkutsk, 1994.

8. Zaporozhetz, V.N. Forming of readiness of teachers’ training institute students to social pedagogic activity at school providing general education: dis. ... cand. of pedag. science / V.N. Zaporozhezt. - Chelabinsk, 2001.

9. Ayashev, O.A. Forming of professional readiness of a future teacher in educational work by means of physical training: dis. ... cand. of pedag. science. - M., 1991.

Статья поступила в редакцию 15.03.11

УДК 378.147

Kolchikova N.L. ETHNIC SELF-CONSCIOUSNESS PECULIARITES OF KHAKASS STUDENTS. The article deals with the problem opf national self-consciousness of the personality including the interaction of structural components of personality's national personality self-consciousness of Khakass teenagers. The analysis of different approaches to the problem in Russian and foreign science is represented.

Key words: personality, ethnic, structure, identity, psihology, personality.

Н.Л. Кольчикова, канд. пед. наук, доц. кафедры литературы ГОУ ВПО «Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова», г. Абакан, E-mail: pollik21@mail.ru

СПЕЦИФИКА НАЦИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ У УЧАЩИХСЯ-ХАКАСОВ

В данной статье рассматривается еще не достаточно изученная проблема национального самосознания учащихся-хакасов, в том числе взаимосвязь структурных компонентов национального самосознания личности. Автор статьи опирается на различные подходы характеристики национального самосознания в отечественной и зарубежной науке.

В рамках данной статьи нас интересует изучение национального самосознания личности как носителя этнических свойств. Анализ литературы, посвященной исследованию национального самосознания, показал, что этот феномен достаточно хорошо изучен и относится к сфере компетенции этносоциологов, этнографов, историков. Тем не менее изучение личностных характеристик национального самосознания традиционно ведется психологами.

При этом отечественные авторы полагали, что развитие национального самосознания способствует воспитанию этнической (национальной) толерантности. Так, Н.А. Бердяев считал, что общечеловеческое проявляется через национальное: «Человек входит в человечество через национальную индивидуальность, как национальный человек, а не отвлеченный человек, как русский, француз, немец или англичанин» [1, с. 93]. Мысль об опасности национального обезличивания звучит в трудах И.А. Ильина. Единственно возможный путь к становлению духовности личности лежит через национальное воспитание. Родина (т.е. национальность) пробуждает в человеке духовность, которая может и должна быть оформлена как национальная духовность.

Прежде чем приступить к анализу проблемы национального самосознания личности, необходимо определить, что мы понимаем в данной работе под понятием «личность». Такие исследователи, как К. Роджерс, А.Г. Асмолов, В.В. Петухов утверждают, что сущность личности заключается в ее способности действовать свободно, самостоятельно и ответственно. Именно этих представлений о личности мы будем придерживаться в настоящей работе.

Ядром личности выступает ее самосознание как сложная структура представлений человека о себе, отношений к самому себе, которые формируются в процессе социализации и становятся основой саморегуляции человека (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, И.С. Кон, А.Б. Орлов и др.). Они отмечают, в

общей структуре личности самосознание выступает как сложное интегративное свойство ее психической деятельности, центральное ее «образующее». С одной стороны, оно как бы фиксирует итог психического развития личности; с другой - в качестве внутреннего регулятора поведения самосознание является одним из необходимых внутренних условий непрерывного развития личности, устанавливающим равновесие между внешними влияниями, внутренним состоянием личности и формами поведения. Составной частью самосознания личности является ее национальное самосознание.

Ведущим направлением в изучении национального самосознания личности в зарубежной психологии является теория социальной идентичности Г. Тэжфела и Дж. Тернера. Этническая идентичность в ней рассматривается как часть социальной идентичности личности, понимаемой как отождествление себя с той или иной социальной группой. Основные положения теории сводятся к следующему:

1) познание человеком собственной идентичности происходит через социальную категоризацию и социальное сравнение;

2) социальная идентификация - процесс, посредством которого индивид помещает себя в ту или иную категорию, а социальная идентичность - это итог процесса идентификации

- отождествление себя с группой;

3) в социальной идентичности выделяются три связанных между собой компонента: когнитивный - знание индивида о своей принадлежности к группе, ценностный - наличие позитивных или негативных коннотаций (оценок) принадлежности к группе, эмоциональный - принятие либо «своей», либо «чужой» группы на основании первых двух показателей. Эмоциональный компонент заключается в переживании индивидом различных чувств: любви, гордости, ненависти и т.д.;

4) индивиды стремятся к положительному образу себя и той группы, к которой они принадлежат;

5) если социальная идентичность не удовлетворяет членов группы, они стремятся либо покинуть ее, либо поднять ее статус [2, с. 626-629].

В отечественной психологии сложился деятельностный подход к анализу социальной идентичности. В центре анализа

- объективные условия, в которых находится группа. К ним относятся: степень законности статусных различий между группами, принадлежность к большинству или меньшинству, конкурентный или кооперативный характер взаимодействия, степень зависимости индивида от группы, успех или неуспех групповой деятельности и ряд других Трансформации этнической идентичности как составной части национального самосознания в постсоветском пространстве изучаются Т.Г. Сте-фаненко, Н.М. Лебедевой, Г.У. Солдатовой, В.Н. Павленко, Л.И. Науменко, Н.Л. Ивановой. Проблемы этнических миграций и аккультурации - в центре внимания Н.М. Лебедевой, В.В. Гриценко, межэтнической напряженности и этноцентризма - Г.У. Солдатовой, И.Б. Андрущак, СВ. Рыжовой.

Наибольшее количество исследований по проблеме национального самосознания личности посвящено изучению его структуры. Большинство авторов полагают, что национальное самосознание имеет сложную структуру, и выделяют в нем ряд компонентов.

Так, В.Ю. Хотинец и Б.А. Вяткин выделили в психологической структуре национального самосознания личности шесть компонентов:

1) осознание особенностей этнической культуры своей этнической общности. К элементам этнической культуры относятся этноним, происхождение и историческое прошлое членов этноса, этническая территория, язык, религия, культура, экономика. Этническая культура имеет ряд подсистем: производственная (производство и воспроизводство материальных благ, т.е. экономика), жизнеобеспечивающая (жилище и поселение, одежда, питание), соционормативная (право, мораль, обычаи, обряды, традиции, ритуалы и т.д.), познавательная (совокупность научных и эмпирических знаний и опыта, профессиональное искусство и национальная литература, народное творчество, сказки, народные песни и предания);

2) осознание психологических особенностей своего этноса, которые делятся на статичные (национальный характер, национальный темперамент, способности, этносоциальная направленность - моральные убеждения, ценностные ориентации, взгляды, идеалы и т.д.) и динамичные (национальные настроения, чувства, интересы, аттитюды, межэтнические установки, автостереотипы и гетеростереотипы);

3) осознание тождественности со своей этнической общностью, результатом которого является формирование этнической определенности (или идентичности);

4) осознание собственных этнопсихологических особенностей как перенос фиксированных психологических свойств этноса на самого себя в процессе деятельности и общения;

5) осознание себя в качестве субъекта своей этнической общности - понимание и ощущение себя как части своей этнической общности. Условием этого является овладение человеком системой ценностей своего этноса;

6) социально-нравственная самооценка этничности как интегральный показатель этнического самосознания, как «... самоотношение на основе переживаний, возникающих в ходе генезиса этнического самосознания на различных этапах его становления» [3, с. 72].

Анализ содержания выделенных этими авторами компонентов национального самосознания личности показывает, что они фактически могут быть сведены к двум - когнитивному (осознание своего национального Я) и эмоциональному (самоотношение, самооценка этого национального Я).

Другие авторы кроме когнитивного и эмоционального компонентов выделяют еще и поведенческий. Так, З.В. Сике-вич в качестве элементов национального самосознания определяет: этническую самоидентификацию, включающую представление об этноконсолидирующих и этнодифференцирую-щих признаках; национальный характер на уровне системы

модальных автостереотипов; установки, выявляющие направленность этнических отношений на уровне системы модальных гетеростереотипов; социокультурные установки и оценки, выявляющие отношение к национальной истории и национальной культуре; этнически обусловленные модальные ценности на уровне системы предпочтений, обусловливающих социальное поведение [4, с. 102].

В понимании индивидуального национального самосознания сложилось два подхода. Первый из них принадлежит этнодемографу В.И. Козлову, который придерживался узкого понимания национального самосознания и трактовал его как осознание человеком своей принадлежности к тому или иному этносу, самоотнесение к нему. Этой точки зрения в настоящее время придерживаются многие психологи - Т.Г. Сте-фаненко, Г.У. Солдатова, Т.Ц. Тудупова, Э.Р. Хакимов и др.

Другой подход мы находим в работах Ю.В. Бромлея. Определяя национальное самосознание как важный компонент и непременное условие функционирования этноса, он существенно расширил данное понятие, введя в его определение не только национальную идентификацию, но и комплекс всех представлений человека о своем этносе: о культуре, языке, общности исторического прошлого, территориальной и государственной общности, материальных и духовных ценностях народа, автостереотипы [5, с. 177]. Ю.В. Арутюнян, Л.М. Дро-бижева, А.А. Сусоколов вслед за Ю.В. Бромлеем ввели в структуру национального самосознания такие важные элементы, как этнические интересы и этнические чувства. В соответствии с этим Л.М. Дробижева определяет национальное самосознание не только как идентификацию - отнесение человеком себя к той или другой национальности, но и как его представления о своем народе, его характерных чертах, культуре, языке, территории проживания, историческом прошлом, осознание субъектом своих национальных связей и своего отношения к ним.

Сложность исследования проблемы национального самосознания связана с тем, что при описании его нет терминологической определенности. Для обозначения осознания человеком собственной этнической принадлежности привлекается сразу несколько понятий: национальное самосознание (B.C. Мухина, О.С. Новикова); этническое самосознание (Ю.В. Арутюнян, Ю.В. Бромлей, Л.М. Дробижева, В.П. Левкович, И.А. Хотинец); этническая идентичность (Э.Ц. Данзанова, Н.М. Лебедева, Г.У. Солдатова, Т.Г. Стефаненко). В некоторых случаях используется термины «этничность» и «этническая самоидентификация». Отметим, что отчасти терминологическая путаница вызвана неточным употреблением терминов «нация», «этнос», «национальность» и «народ». В нашей стране долгое время использовалось только понятие «национальное самосознание». Это было связано с преимущественным исследованием титульных народов союзных и автономных республик, с использованием в традициях отечественной науки понятия «нация» в значении этнонации - этнической общности. Сейчас, когда начали изучаться народы, не имеющие своей государственности, этнические группы, а нация стала приобретать значение согражданства, стало все чаще использоваться понятие «этническое самосознание».

В последние годы в отечественной литературе широко используется термин «этническая идентичность», пришедший из работ западных психологов («ethnic identity»). При этом Г.А. Солдатова, Т.Г. Стефаненко считают, что, поскольку в «этнической идентичности» подчеркивается наличие бессознательного слоя, то это понятие не может использоваться как синоним «этнического самосознания», в котором акцентируется факт осознания человеком своей принадлежноСТИ к определенному этносу.

Мы придерживаемся точки зрения, высказанной Ю.В. Бромлеем. По мнению ученого, расовые (антропологические) признаки - внешние, весьма наглядные, устойчивые - выполняют этноотличительные функции в тех случаях, когда сопоставляемые народы принадлежат разным расам. Роль этого индикатора национального самосознания, соответственно, будет незначительной, если исследуются народы, принадле-

жащие к одной расе и не имеющие явных различий во внешности (цвете волос, глаз, разрезе глаз, пигментировании, росте...).

Ю.В. Арутюнян, Л.М. Дробижева в когнитивный компонент, или «образ мы», включили следующие составляющие: автостереотипы - как представления о характерных чертах своего народа; представления о родной земле, об общности исторической судьбы; представления о территориальной и государственной общности; национальные интересы. Возрастные особенности подростков и связанные с ними фундаментальные изменения в сфере самосознания - появление рефлексии, способности проникать в собственный мир, выработка собственной независимой системы эталонов самооценивания и самоотношения, - позволяют определить подростковый возраст ключевым периодом развития национального самосознания личности.

Развитие национального самосознания личности в подростковом возрасте предполагает взаимосвязанное развитие когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов в его структуре: рост этнической информированности подростков, интерес к культуре и истории своего и других этносов способствует росту знаний об этническом Я. По мере углубления самопознания происходит формирование эмоционального отношения к себе как представителю этнической группы. На основе первых двух компонентов формируется саморегуляция этнического поведения (национальные установки, которые могут воплощаться в реальном поведении). Анализ литературы показывает, что основы этнической толерантности личности закладываются в подростковом возрасте (Л.С. Выготский, Т.Г. Стефаненко, И.А. Снежкова, О.Л. Романова, В.П. Левкович, и др.).

Среди отечественных исследований подросткового этапа в развитии национального самосознания наибольший интерес вызывают исследования Т.Г. Стефаненко [6], выполненные на подростках - представителях разных этнических групп. В частности, изучались изменения в этнической идентичности подростков в условиях радикальных перемен в российском обществе. Было обнаружено, что у подростков, воспринимающих социальную ситуацию как нестабильную, разрушается позитивный автостереотип, что приводит к негативной этнической идентичности. При этом устанавливаются психологические границы между собой и группой, которые выражаются в приписывании негативных характеристик не себе, а другим членам своего этноса. Для подростков, успешно адаптировавшихся к условиям радикальных социальных перемен, характерна когнитивная стратегия, состоящая в приписывании членам своей этнической группы наиболее ценимых в ней качеств. На формирование этнической идентичности влияет статус этнической группы. Подростки, воспринимающие свою группу как этническое меньшинство, как и сверстники группы большинства, характеризуются «размытой» идентификацией со своей группой и вместе с тем реализованной биэтнической идентификацией.

В работах отечественных психологов (Н.М. Лебедева, Т.Г. Стефаненко, В.Ю. Хотинец, B.C. Мухина и др.) показано, что национальное самосознание является устойчивым образованием личности и важной частью ее самосознания, поскольку обеспечивает удовлетворение потребности человека в психологической стабильности, выполняя приспособительную, защитную, ценностно-экспрессивную, познавательную и регулятивную функции. Поэтому развитие национального самосознания является непременным условием для всестороннего и гармоничного развития личности.

Таким образом, национальное самосознание личности имеет сложную взаимосвязанную структуру, включающую когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты (Т.Г. Стефаненко, Ю.В. Арутюнян, Л.М. Дробижева, З.В. Сикевич, З.В. Сикевич, Г.У. Солдатова). Специальных работ, посвященных анализу личности и специфики национального самосознания хакасских подростков, к сожалению, мало. Поэтому мы опираемся как на данные своих наблюдений, так и на результаты этносоциологических, этнопедагоги-

ческих и этнопсихологических исследований в области национального самосознания хакасского этноса (статьи О.Г. Ултургашевой, М.Н. Чарковой, О.Л. Якоцуц.).

На специфику национального самосознания хакасов (в том числе хакасских подростков) могут влиять такие историко-культурные особенности Республики Хакасия как: относительно продолжительное межэтническое взаимодействие хакасского и русского населения по сравнению с остальными народами Сибири, Крайнего Севера, Дальнего Востока, обусловленное ранним вхождением Хакасии в состав России (1707 г); в составе населения республики жителей коренной национальности - хакасов 12 % , из них большая часть - жители сел. Мы акцентируем на последнем внимание по двум причинам: во-первых, в селах больше сохраняются язык, национальные традиции и обычаи, что, несомненно, оказывает влияние на национальное самосознание. Во-вторых, отсутствие межэтнического взаимодействия у жителей села приводит к более позднему формированию у них национального самосознания. Национально-психологические особенности хакасского народа: чувство единой родоплеменной и национальной принадлежности, сплоченность, привычка взаимопомощи и др., зафиксированные в исторических источниках.

Таким образом, в силу указанных причин хакасы в целом сохранили традиционную культуру, родной язык. Этническая принадлежность ребенка-хакаса все-таки играет немаловажную роль. Хакасы, например, медлительны, малоразговорчивы, лаконичны в ответах, стеснительны, скупы в проявлениях эмоций, для них характерна растянутость речи. В психологической науке давно установлено, что психические свойства людей определяются не только нейрофизиологической структурой, но и условиями проживания в определенной климатической среде, образом жизни и способами деятельности. Для современных хакасских подростков характерны, на наш взгляд, ориентация как на традиционные восточные ценности (уважение к старшим, гостеприимство, заботливость, чуткость, любовь к своей природе, культуре, вежливость, терпимость, религиозные установки), так и ценности европейской (в том / числе российской) культуры (образованность, стремление к повышению культурного и интеллектуального уровня, самостоятельность, раскованность, коммуникабельность, высокое притязание своего Я).

Проведенное нами исследование показало, что хакасские подростки отличаются такими качествами как скромность, застенчивость, сдержанность в проявлениях чувств, уважение к учителям, немногословность. Кроме того, в связи с усилением в последние годы миграционного притока из сел республики в столицу в ее школах увеличилось количество учеников из сельских школ, недостаточно владеющих русским языком. Подростки, приехавшие из сел, испытывают затруднения при общении на русском языке, поэтому многое им приходилось переводить на родной язык. Городские подростки, проживающие в условиях межэтнического общения, имеют больше возможностей для приобретения знаний о своей и других этнических групп, обладают более развитыми коммуникативными навыками.

Анализ данных, полученных при проведении анкетирования, исследующего отношение к себе как члену этноса и члену более широкой общности - к себе как гражданину России, свидетельствует о положительном отношении большинства подростков к себе как хакасу (55,1 %) и к себе как россиянину (49,3 %). Но в то же время у определенной части (27,5 %) в оценке себя как хакаса выявлено эмоциональнонегативное отношение. У 17,4 % выявлено нейтральное отношение к себе как хакасу, что на 12 % меньше, чем при оценке себя как россиянина. Таким образом, оценка себя как хакаса остается небезразличной для испытуемых.

По мнению З.В. Сикевич, изучение феномена этничности требует учета нескольких моментов, связанных, во-первых, с тем, что этничность является эмоционально-чувственной, иногда неосознаваемой, даже иррациональной категорией. Этничность человеком «переживается». Во-вторых, этнич-ность относится к сокровенным, интимным областям челове-

ческой психики и при проведении исследования требуется ты ответов должны быть максимально скрыты от респонден-

учет потенциальной «стыдливости» респондента. Для этого та. В-четвертых, этничность идеологизирована. Это требует от

важно, чтобы интервьюер и испытуемый были одной нацио- исследователя максимальной нейтральности при проведении

нальности. В-третьих, этническое мифологизировано и часто исследования и обработке и интерпретации его результатов, а

мы думаем и действуем согласно так называемым «мифологи- также соблюдения добровольности участия и анонимности

ческим предписаниям». Именно поэтому часто испытуемые ответов.

дают ответы нормативные (как должно быть, как считается). * Печатается при поддержке ФЦП "Научные и научно-

При формулировке закрытых вопросов нормативные вариан- педагогичесжие кадры инновадионной р°ссии 2009-2013 гг.

Библиографический список

1. Бердяев, Н.А. Судьба России. - М.: Мысль, 1990.

2. Агеев В.С. Психология самосознания / В.С. Агеев, А.К. Толмасова: Хрестоматия. - Самара. 2000.

3. Алексеев, А.П. Аргументация. Познание. Общение. — М.: МГУ, 1991.

4. Сикевич, З.В. Социология и писхология национальных отношений: учебное пособие. - Спб., 1990.

5. Бромлей, Ю.В. Очерки теории этноса. — М.: Наука, 1983.

6. Стефаненко, Т.Г. Этнопсихология. - М.: Институт психологии РАИ, Академический проект, 1999.

Bibliography

1. Berdyayev, N.A. The Destiny of Russia. — M.: Mysl. 1990.

2. Agyeyev, V.S. Psycology of self-consciousness / V.S. Agyeyev, A.K. Tolmasova: Reader. — Samara. 2000.

3. Aleksyeyev, A.P. Argumentation. Cognition. Communication. — M.: MSU. 1999.

4. Sikevich, Z.V. Soziology and psychology of national relations Manual. - St.-Petersburg, 1990.

5. Bromley, J.V. Essays on theory of ethnicity. - M.: Nauka. 1983.

6. Stefanenko, T.G. Ethnopsychlogy. - M.: the Academik project. 1999.

Статья поступила в редакцию 15.03.11

УДК 378.02

Krasinskaya L.F. PROFESSIONALLY-PSYCHOLOGICAL DIFFERENCES OF LECTURERS FROM DIFFERENT DEPARTMENTS OF A TECHNICAL UNIVERSITY. Professionally-psychological differences of lecturers with technical and liberal higher education are exposed in this article. Results of research in thinking style, which define the specificity of lecturers professional perception, and specificities of their pedagogical activities and communication with students are analyzed.

Key words: lecturer, higher technical school, thinking style, professional perception.

Л.Ф. Красинская, канд. пед. наук, доц. СамГУПС, г. Самара, E-mail: lfkras@yandex.ru

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ РАЗЛИЧИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ РАЗНЫХ КАФЕДР ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА

В статье раскрываются профессионально-психологические различия преподавателей с техническим и гуманитарным образованием. Анализируются результаты исследования стилей мышления, которые определяют специфику профессионального сознания преподавателей, а также особенности их педагогической деятельности и общения со студентами.

Ключевые слова: преподаватель, технический вуз, стиль мышления, профессиональное сознание.

Профессия вузовского преподавателя объединяет специалистов с разным базовым образованием, которые при этом занимаются одной научно-педагогической деятельностью. Выполнение одинаковых функций сближает представителей данной профессиональной группы, формирует схожие потребности, мотивы, установки, профессионально-личностные качества. Однако характер базового образования и сформированные в соответствии с этим способы мышления не могут не влиять на специфику профессионального сознания и особенности педагогической работы преподавателей разных кафедр. Дифференцированный подход к повышению квалификации (ПК) профессорско-преподавательского состава технического вуза требует изучения профессионально-психологических различий преподавателей разных дисциплин, так как их базовая профессиональная подготовка и сформированный на этой основе стиль мышления не только обуславливают стиль деятельности, но и предопределяют специфические проблемы и трудности в педагогической работе.

Следует отметить, что в психолого-педагогических науках уделяется недостаточное внимание изучению индивидуально-психологических особенностей личности вузовского преподавателя. В этой связи можно отметить лишь отдельные работы ученых В.П. Андронова, З.Ф. Есаревой, Э.Ф. Зеера, Г.А. Карповой, Н.В. Кузьминой, А.В. Морозова, В.А. Попко-

ва, В.П. Симонова и др. Проведенное нами исследование индивидуально-психологических особенностей преподавателя (исследование темперамента, мышления, мотивационной сферы) показало, что выраженные различия между представителями разных кафедр технического вуза проявляются именно в стилях мышления, которые в совокупности с базовым образованием определяют специфику профессионального сознания [1].

У преподавателей технических кафедр изначально наблюдается дуализм мышления: базовое образование и опыт работы на производстве приводят к развитию технического интеллекта и связанного с ним мышления, более логического, рационального, ориентированного на конкретный результат. У преподавателей естественнонаучных кафедр, не имеющих базового педагогического образования, также преимущественно развивается научный интеллект, опирающийся на абстрактно-логическое мышление. Педагогическая работа, в свою очередь, требует развития социального интеллекта и таких механизмов мышления, как рефлексия, социальная перцепция, атрибуция, активизирующихся в процессе межличностной коммуникации. Научный интеллект обеспечивает умение абстрагироваться и разбираться в сложных явлениях окружающего мира, технический интеллект - в инженерных устройствах, схемах, чертежах, мысленно оперировать с предметами в

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.