Научная статья на тему 'Психологические аспекты деятельности футбольного арбитра'

Психологические аспекты деятельности футбольного арбитра Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
586
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психологические аспекты деятельности футбольного арбитра»

личных физических качеств, когда одновременно развиваются несколько физических способностей, как силовая и специальная выносливость. Однако эти действия могут быть достигнуты при выполнении оптимального режима тренировочных нагрузок скоростно-силового характера, ибо без развития оптимальной силовой выносливости невозможно обеспечить высокую надежность исполнения соревновательных упражнений. Таким образом, методика развития силовой выносливости обеспечивает уровень развития основных физических качеств с одновременным совершенствованием техники соревновательных упражнений лыжника-гонщика в целом.

Н. В. Иванов

Психологические аспекты деятельности футбольного арбитра

Специфика судейской деятельности в спорте практически не отражена в работах ученых-психологов. Специальных исследований, посвященных деятельности судьи по футболу, известно всего лишь несколько. Учебно-методической комиссией Всесоюзной коллегии судей под руководством судьи международной категории С.А. Алимова (1970) на пятнадцати играх высшей лиги методом педагогического наблюдения изучался ряд характеристик деятельности арбитров. Оказалось, что, в среднем, за игру лучшие судьи допускают шесть-семь ошибок. Однако если игра приобретает резкий характер, количество ошибок возрастает. Несколько парадоксальные, по мнению С.А. Алимова (1970), результаты были получены в отношении ситуаций пропуска нарушений. Оказалось, что большинство всех ошибок допускается в статическом положении. В качестве частичного объяснения этого явления С.А. Алимов ссылается на то обстоятельство, что судьи высшей квалификации умело выбирают моменты быстрого перемещения в игровых ситуациях, где менее всего ожидается нарушение. Весьма вероятным является и то, что судья может несколько расслабляться при перемещениях шагом и остановках. Это наблюдение представляет большой интерес и содержит ряд конструктивных предложений по поводу психологической подготовки судей по футболу.

При возросшей скорости в современном футболе, особенно на высшем уровне, есть серьезные основания считать, что многие судейские ошибки имеют психологическую основу (Зайпельт Ф., 1977; Казаков П.Н., 1978; Латышев Н.Г., 1977). Так среди прочих судейских ошибок, связанных с определением положения «вне игры» при взятии ворот, отмечается: невнимательность судьи и помощника к

262

игровому эпизоду, замедленная реакция судьи на сигнализацию судьи на линии, увлеченность судьями игрой, перестраховка судей, боязнь судьи взять решения по определению положения «вне игры», непонимание правила «вне игры» на практике. В основном эти ошибки связаны с функционированием внимания судьи и помощников и недостаточной решительностью судей (Вихров К.Л., 1986).

В работе К.Л. Вихрова (1986) большинство опрошенных тренеров и футболистов высказало мнение о влиянии судейства на игру команд и отдельных игроков, ссылаясь в основном на то, что ошибочные действия судьи вызывают нервозность, неуверенность игроков, агрессивность по отношению к сопернику. Многие тренеры и футболисты имели претензии к судейству, акцентируя внимание на следующих недостатках: необъективность, отсутствие единой трактовки правил. В особенности в определении положения «вне игры» и фиксации неправильности выполнения подкатов, боязнь авторитетных команд и игроков, нерешительность, недостаточная физическая подготовленность, проявляемая в невысокой подвижности; либерализм, нетактичность в отношении с игроками на поле. О важности взаимоотношений с игроками в процессе игры отметили и тренеры и футболисты.

Роль судьи в отечественном спорте не ограничивается чисто техническими функциями. Судья - это в первую очередь педагог, воспитатель спортсменов и зрителей. На важную воспитательную роль судьи указывает Н.Г. Латышев. Он считает, что человек, равнодушный к воспитательной работе, вряд ли сможет стать хорошим судьей (Латышев Н.Г., 1977). Таким образом, судейство - это продолжение воспитательного процесса, направленного, прежде всего на повышение мастерства игроков.

В.Н. Куцев (2008) отмечает, что непросто подготовить и воспитать настоящего высококвалифицированного арбитра, развить в нем не только методически и физически подготовленного арбитра, но и прекрасного психолога и воспитателя. Рассматривая взаимоотношения арбитра с футболистами в процессе матча, он характеризует психологическую выдержанность арбитра, которая должна характеризоваться умением не показывать усталость, способностью к самоуправлению, менталитетом.

Неоспорима взаимосвязь уровня физической и психологической подготовленности арбитра, причем наиболее ярко эта взаимосвязь проявляется в ходе проведения сложных, напряженных матчей, когда на фоне усталости судьи начинают допускать ошибки в принятии решений.

Высокий уровень физической подготовленности, включающий в себя общую физическую подготовку и специальную физическую подготовку, является определяющим в успешном судействе, в том

263

числе и в устойчивости психологического состояния. Прежде всего, хорошо физически подготовленный профессионал чувствует уверенность в себе и своих действиях.

Судья, в период подготовки к матчу стремится достичь оптимального боевого состояния. Оптимальная боевая готовность обеспечивает наилучший психологический настрой и функциональную подготовку арбитра к работе. Это состояние характеризуется высоким уровнем функциональной подготовленности, оптимальным психологическим состоянием и готовности выполнять свои профессиональные функции в неблагоприятных условиях (конфликтные ситуации, стрессовые ситуации, стрессовые ситуации, связанные с принятием ответственных решений: удаление игроков, давление трибун, игроков, назначение 11-метровых ударов и т. д.).

Эффективная работа функциональной системы организма (дыхание, работа сердечно-сосудистой системы, сбалансированное содержание эритроцитов в крови, высокий уровень гемоглобина, общая работа центральной нервной системы) позволяет сократить до минимума (5-7 минут) фазу врабатывания в начале матча. Даже при наличии эффективной разминки фаза врабатывания при плохом физическом состоянии - низком уровне физической подготовленности арбитра в ходе сезона может достигать 25-30 минут (Солодков А.С., Сологуб Е.Б., 2001). В этот период арбитр в большей степени подвержен ошибкам в принятии решений.

Оптимальная боевая готовность позволяет избежать чрезмерного волнения перед матчем (предстартовая лихорадка) или наоборот, состояние предстартовой апатии (Дж.Кретти, 2005).

Кроме того, необходимо учитывать уровень личной тревожности арбитра (Мяконьков В.Б., Шаталова Е.А., 2008). Исследования уровня личной тревожности арбитров высокого уровня показал, что 25,9% ведущих футбольных арбитров нуждаются в психологическом консультировании для коррекции показателей личной тревожности в целях повышения уровня успешности своей профессиональной деятельности. Существует и несколько иное мнение, согласно которому наиболее важным и значимым качеством судья является ригидность (стабильность и надежность), наименее важным -тревожность (Савин Я., 2008).

Большое значение для успешной деятельности арбитра, в том числе и с точки зрения психологии, имеет воспитание выносливости. Высокий уровень развития выносливости позволяют арбитру иметь большой пульсовой резерв. При выполнении нагрузки неизменно увеличивается частота сердечных сокращений (Голуб Я.В., Тайма-зов В.А.). Однако, чем выше уровень выносливости, тем медленнее происходит увеличении ЧСС, а соответственно выше работоспособность и психологическая устойчивость (дольше не наступает

264

утомление, приводящее к эмоциональным всплескам и, как следствие, возможным ошибкам в принятии решений). С другой стороны, пульсовой резерв позволяет быстрее восстанавливаться сердечнососудистой системе после напряженных эпизодов матча, связанных со стрессовой ситуацией психологического характера, так и активных двигательных действий (ускорений). Судья, долго восстанавливающийся после конфликтных ситуаций, рывков, ускорений на определенный период времени становиться менее эффективным в своей работе (Кукла В.В., 2008).

В случае недостаточной физической подготовленности судья вынужден компенсировать ее нехватку эмоциональными всплесками, взрывным, агрессивным характером работы. Однако, при неблагоприятной (стрессовой) ситуации, излишние эмоциональные всплески могут привести к попаданию арбитра в эмоциональнопсихологическую яму, которая приводит к срыву моторной реакции и как следствие нарушение мышечной координации и потере концентрации.

Очевидно, что в успешной деятельности судьи немаловажное значение процесс психологической подготовки. Судья, как и любой спортсмен, испытывает различные психические состояния, которые требуют психической регуляции. Но если у спортсмена рядом находится тренер, то судья, в силу специфики деятельности, должен сам адекватно, грамотно оценивать свое состояние и уметь его регулировать, что обуславливает острую необходимость в разработке новых методик психологической подготовки судей.

И.В. Кивихарью

Некоторые аспекты физического воспитания студентов, обучающихся традиционному декоративно-прикладному искусству

Постоянное увеличение числа молодёжи, у которой развивается с годами творческий потенциал и глубокий интерес к национальному традиционному искусству как основы её эстетического развития и восприятия мира, очевиден. Отсюда достаточно важными становятся вопросы воспитания интереса у подрастающих поколений к художественному творчеству в декоративно-прикладном искусстве и народных промыслах, подготовка будущих художников-педагогов в университетах культуры и искусства, формированию у учащихся гордости за национальное традиционное искусство и стремление к его возрождению и расцвету в будущем, без чего немыслимо становление высокохудожественной личности.

265

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.