Научная статья на тему 'Актуальные аспекты деятельности арбитров в футболе'

Актуальные аспекты деятельности арбитров в футболе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1186
209
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУДЕЙСТВО В ФУТБОЛЕ / СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АРБИТРОВ / ФАКТОРЫ ВЛИЯНИЯ НА КАЧЕСТВО СУДЕЙСТВА / REFEREEING IN FOOTBALL / THE STRUCTURE AND CONTENT OF THE ARBITRATORS / THE FACTORS AFFECTING THE QUALITY OF REFEREEING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Питын Марьян Петрович, Самчук Андрей Владимирович

Проанализирована проблема квалифицированного судейства в спорте. Выделены основные функции, структура и содержание деятельности арбитров в футболе. Определены и объедены в группы факторы, влияющие на эффективность деятельности судьи при обслуживании матчей в футболе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Питын Марьян Петрович, Самчук Андрей Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CURRENT ISSUES OF ARBITRATORS IN FOOTBALL

Analyzed the problem of qualified judging in the sport. The basic functions, structure and content of the referees in football. Identified and are joined in the group factors affecting the performance of the referee in football matches in the service.

Текст научной работы на тему «Актуальные аспекты деятельности арбитров в футболе»

УДК 796.332

АКТУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АРБИТРОВ

В ФУТБОЛЕ

М.П. Питын, А.В. Самчук

Проанализирована проблема квалифицированного судейства в спорте. Выделены основные функции, структура и содержание деятельности арбитров в футболе. Определены и объедены в группы факторы, влияющие на эффективность деятельности судьи при обслуживании матчей в футболе.

Ключевые слова: судейство в футболе, структура и содержание деятельности арбитров, факторы влияния на качество судейства.

В теории спорта выделены способы определения результата в соревновательной деятельности (Платонов В.Н., 1997). Соответственно виды спорта разделены на четыре группы: с объективно-метрическим измерением результата; измерением в условных единицах (баллы, очки); определением конечного эффекта или преимущества в условных единицах (очках); комплексным определением.

В трех из представленных групп на результат влияет решение судьи. Поэтому в этих видах результат зависит от объективных и субъективных действий судей, ошибки которых могут стать судьбоносными в последующей деятельности спортсменов (Келлер В.С, Платонов В.М., 1993).

На современном этапе развития для футбола как вида спорта характерна интенсификация соревновательной деятельности. Это приводит к возникновению большего количества игровых ситуаций, которые характеризуется растущей сложностью оценки для арбитра (Соломонко В.В., Лисенчук Г.А., Соломонко О.В., 1997). Также Вихров К.Л. и Догадайло В. (1997) отмечают, что смена событий, зрелищность и эстетичность соревновательной деятельности в значительной мере зависит от действий арбитра. Ему отведена функция контроля за строгим соблюдением правил игры.

Значительное количество научно-методических работ посвящено исследованию деятельности судей в спорте. Так, рассматривались вопросы судейства в волейболе (Медведь М.Н., 2007), баскетболе (Дулин А.Л., 1984), гандболе (Кнышов А.К., 1988). Проблемы арбитража в футболе отображены в незначительном количестве научно методических работ. Однако они раскрывают общее значение судейства (Вихров К.Л., 1981) и особенности физической подготовленности (Калиничук А.О., 2008).

Требование эффективной подготовки квалифицированных арбитров обусловливается проведением значительного количества соревнований разного уровня.

Следовательно, актуализируется проблема исследования структуры и содержания деятельности арбитров в футболе с учетом современного состояния вида спорта. Это может в последующем способствовать оптимизации подготовки арбитров разной квалификации. Ценным для теории и практики подготовки арбитров в этом отношении может стать основательное научное исследование относительно деятельности арбитров в футболе, предметом для которого можно определить модель деятельности арбитров. В соответствии с определенным направлением формулировка цели нами предусмотрена как разработка модели деятельности арбитров в футболе. Структурно логической является формулировка последовательных заданий для исследования: обобщить значение квалифицированного судейства в спорте; определить факторы эффективной деятельности и критерии оценки арбитров в футболе; определить структуру и содержание деятельности арбитров в футболе; разработать практические рекомендации для подготовки арбитров в футболе.

Отметим, что для проведения футбольных матчей футбольной федерацией назначается бригада арбитров в составе четырех лиц (главного арбитра, резервного и двух ассистентов арбитра), исключением на данном этапе является эксперимент УЕФА в лиге Европы, где к вышеотмеченным арбитрам для обслуживания футбольных матчей привлекают еще двух арбитров, которые размещаются за воротами команд. Их функция заключается в том, что они помогают главному арбитру вынести верное решение в спорных моментах о зачислении или не зачислении взятия ворот [1, 7, 9, 10].

Ключевой персоной футбольного поединка является главный арбитр, которому предоставлена функция руководителя игры и отведена функция контроля за соблюдением правил игры. Решения судьи, которые касаются игры, являются окончательными. Среди обязанностей арбитров в футболе необходимо выделить следующие [5, 6, 9]:

- следить за четким выполнением всех пунктов правил игры;

- следить за ходом игры, а по окончании матча заполнять рапорт;

- выносить наказание за нарушение правил игры.

Среди организационных особенностей деятельности арбитра определено обязательство прибыть на место соревнований за один час до начала игры, чтобы: определить пригодность поля к игре; проверить составы команд; отобрать мячи для игры; проверить письма-заявки, карточки футболистов (они подаются судье к началу матча); проверить обувь и экипировку футболистов; обсудить проведение игры с ассистентами судьи [5, 6].

Двигательную деятельность арбитра в процессе футбольного матча можно разделить на передвижение арбитра в течение игры шагом и бегом.

Успешность деятельности арбитра, как отмечает К.Л. Вихров (1981), зависит от понимания содержания спортивной борьбы, трактовки

правил вида спорта, а также от соответствующей физической и психической подготовленности арбитров.

Общая подготовленность арбитра [7, 9] состоит из теоретической, физической, морально-волевой и игровой. Под игровой подготовленностью подразумевается понимание игры, способность разбираться в ее сложностях и чувство интуиции.

Эти составляющие взаимоувязаны, но те или другие из них доминируют на разных этапах многолетней подготовки судей.

Структура и содержание физической подготовленности судей имеет много общих признаков с физической подготовленностью футболистов, но развитие отдельных качеств имеет для судей более важное значение, чем для футболистов. Качества, которые являются значимыми и в большей мере определяют физическую подготовленность судей, это выносливость (специальная), быстрота (прежде всего скорость перемещения). Следует различать как стартовую, так и дистанционную скорость, которые взаимоувязаны между собой. В меньшей степени в двигательной деятельности судей проявляются такие качества, как сила, ловкость и гибкость [9]. Однако реализация уровня подготовленности судей происходит в условиях влияния факторов внешней и внутренней среды [4, 5, 6].

При подготовке арбитров в футболе нужно учитывать не только вышеотмеченные положения, но и влияние факторов во время проведения матчей. Обобщение данных научно-методических работ [2-7] дало нам возможность определить факторы и объединить в группы влияния на арбитра при обслуживании матчей в футболе (рис.).

Таким образом, выделены четыре группы: естественные, поведенческие, внутренние и другие факторы влияния на арбитра во время обслуживания игры.

Группы факторов, которые влияют на деятельность арбитра

в футболе

К первой группе относятся: особенности места проведения, географические и климатические условия (дождь, снег, ветер, туман, солнце, температура воздуха, высота относительно уровня моря, влажность воздуха, разница часовых поясов), оборудование мест проведения матчей, качество инвентаря, средства связи [2, 4, 6].

Ко второй группе относятся: поведение болельщиков, использование пиротехнических средств, поведение игроков, поведение капитанов команд, поведение тренера, поведение официальных представителей команд, поведение ассистентов арбитра, наличие на матче официальных лиц (президента, премьер-министра, руководителей футбольных организаций и др.) [2, 3, 7].

Среди внутренних (личностных) факторов влияния нами выделено состояние здоровья, самочувствия, настроение, психологическая настроенность, сформированность отношения к командам [2-7].

Кроме вышеупомянутых, в научно-методических работах [8] выделено как факторы осведомленность о командах, составе соперников: уровни (сильные, слабые), мастерство, основная профессиональная деятельность арбитра. Они отнесены нами к группе других факторов влияния.

В последующем нами будет проведено исследование с изучением уровня влияния этих факторов на судью в футболе.

Результаты исследования могут быть использованы в работе федерации футбола Львовской области для подготовки арбитров, а также в учебном процессе по дисциплинам «Теория и методика избранного вида спорта (футбол)», «Теория и методика футбола» для студентов Львовского государственного университета физической культуры (г. Львов, Украина.)

Выводы.

Проблемы судейства соревновательной деятельности являются чрезвычайно актуальными в спорте в целом и футболе в частности.

Значительное количество соревнований и изменения структуры и содержания соревновательной деятельности в футболе сформировали потребность в основательном научном исследовании по определению модели подготовки и деятельности арбитров в футболе.

Список литературы

1. Вихров К.Л. Подготовка футбольного арбитра. Киев.: Здоров'я, 1987. 200 с.

2. Горбачев А.И. Факторы, обусловливающие успешность деятельности судьи в условиях соревнований (на примере волейбола): автореф. дис. ...канд. пед. наук. Л., 1976. 18 с.

3. Данилов К. Методология объективизации судейства соревнований в олимпийских дисциплинах фристайла // Наука в олимпийском спорте. 2000. № 1. С. 43-52.

4. Дулин А.Л. Худаев Н.А. Психолого-педагогические аспекты проблемы судейства в спорте // Теория и практика физической культуры. 1984. № 3. С. 48-50.

5. Келлер В.С., Платонов В.М. Теоретико-методичш основи подготовки спортсмешв. Львов.: Украшська Спортивна Асощащя, 1993. 269 с.

6. Латышов Н.Г. Практикум футбольного арбггра // Фiзкультура и спорт, 1977. 207 с.

7. Петров В.Д., Абдула А.Б., Петров В.Д. Физическая подготовка футбольных арбитров. Харьков, 2006. 96 с.

8. Платонов В.Н. Система подготовки спортсменов в Олимпийском спорте. Общая теория и ее практические приложения. Киев.: Олимпийская литература, 2004. 808 с.

9. Сингина Н.Ф. Некоторые аспекты повышения объективности судейства в спортивных танцах // Спортивные танцы. Бюл.№4(3). 1999. С 53-55.

10. Соломонко В.В., Люенчук Г.А., Соломонко О.В. Футбол. Киев: Олiмпiйська лггература, 2005. 294 с.

Питын Марьян Петрович, канд. пед. наук, старший преподаватель, pityn@rambler. ru, Украина, г. Львов, Львовский институт экономики и туризма,

Самчук Андрей Владимирович, преподаватель, [email protected], Украина, г. Львов, Львовский институт экономики и туризма

CURRENT ISSUES OF ARBITRATORS IN FOOTBALL M. PPityn, A.V. Samchuk

Analyzed the problem of qualified judging in the sport. The basic functions, structure and content of the referees in football. Identified and are joined in the group factors affecting the performance of the referee in football matches in the service.

Keywords: refereeing in football, the structure and content of the arbitrators, the factors affecting the quality of refereeing.

Pityn Marjan Petrovich, candidate of pedagogical sciences, senior teacher, Ukraine, Lviv, Lviv institute of economy and tourism,

Samchuk Andrey Vladimirovich, teacher, Ukraine, Lviv, Lviv institute of economy and tourism Ukraine, Lviv, Lviv institute of economy and tourism

Получено 08.02.2013 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.