утомление, приводящее к эмоциональным всплескам и, как следствие, возможным ошибкам в принятии решений). С другой стороны, пульсовой резерв позволяет быстрее восстанавливаться сердечнососудистой системе после напряженных эпизодов матча, связанных со стрессовой ситуацией психологического характера, так и активных двигательных действий (ускорений). Судья, долго восстанавливающийся после конфликтных ситуаций, рывков, ускорений на определенный период времени становиться менее эффективным в своей работе (Кукла В.В., 2008).
В случае недостаточной физической подготовленности судья вынужден компенсировать ее нехватку эмоциональными всплесками, взрывным, агрессивным характером работы. Однако, при неблагоприятной (стрессовой) ситуации, излишние эмоциональные всплески могут привести к попаданию арбитра в эмоциональнопсихологическую яму, которая приводит к срыву моторной реакции и как следствие нарушение мышечной координации и потере концентрации.
Очевидно, что в успешной деятельности судьи немаловажное значение процесс психологической подготовки. Судья, как и любой спортсмен, испытывает различные психические состояния, которые требуют психической регуляции. Но если у спортсмена рядом находится тренер, то судья, в силу специфики деятельности, должен сам адекватно, грамотно оценивать свое состояние и уметь его регулировать, что обуславливает острую необходимость в разработке новых методик психологической подготовки судей.
И.В. Кивихарью
Некоторые аспекты физического воспитания студентов, обучающихся традиционному декоративно-прикладному искусству
Постоянное увеличение числа молодёжи, у которой развивается с годами творческий потенциал и глубокий интерес к национальному традиционному искусству как основы её эстетического развития и восприятия мира, очевиден. Отсюда достаточно важными становятся вопросы воспитания интереса у подрастающих поколений к художественному творчеству в декоративно-прикладном искусстве и народных промыслах, подготовка будущих художников-педагогов в университетах культуры и искусства, формированию у учащихся гордости за национальное традиционное искусство и стремление к его возрождению и расцвету в будущем, без чего немыслимо становление высокохудожественной личности.
265
В Высшей школе народных искусств воплощена уникальная система непрерывного профессионального образования в области традиционного декоративно-прикладного искусства. Школа представляет собой многоуровневое образовательное учреждение высшего профессионального образования, включающее колледж, а также классы средней общеобразовательной школы-интерната с углублённым изучением народного декоративно-прикладного искусства и иностранных языков.
Физическую культуру в сфере профессионального образования можно представить в двух аспектах. Во-первых, в аспекте важнейшей детерминанты обеспечения единства биологического и социального в культурном преобразовании личности. Во-вторых, в аспекте целенаправленной подготовки человека к трудовой деятельности и накопления обширного фонда теоретических и экспериментальных данных о потенциале физической культуры. Это направление нацелено на создание реального состояния и перспективных основ подготовленности человека к успешному овладению профессией, оптимизацию его профессиональной деятельности.
В традиционном профессиональном образовании в значительной степени упор делался на формирование специальных знаний, умений и навыков к конкретным специальностям, нацеленность на требования современного производства к человеку в связи с подготовкой к конкретным видам труда, поглотили универсальные характеристики личности, ее культурный потенциал. Однако изменения, произошедшие в сфере образования, заставляют по-новому взглянуть на профессионально-прикладную физическую подготовку. Все чаще специалисты указывают на необходимость формирования личности будущих специалистов.
В условиях смены образовательной парадигмы, в которой личность учащихся становится центром педагогического процесса, изменения в области преподавания физического воспитания должны сопровождаться поиском оптимальных путей его совершенствования в аспекте приоритета уникальности индивидуальности. И здесь неоценимую роль должен сыграть личностно ориентированный подход к организации процесса физического развития, который, на наш взгляд, наиболее эффективен в решении вопроса формирования личности студента.
Традиционная система образования не вполне учитывает важность формирования здоровья учащихся, нередко почти не способствует его укреплению и поддержанию, вследствие чего практикоориентированные умения лишь эпизодически самостоятельно используются учащимися в учебной деятельности, свободном времени, досуге. Навыки самоконтроля и самокоррекции формируются поверхностно и не рассматриваются учащимися как ценности физической культуры.
266
Знания и представления учащихся о физической культуре в сохранении и укреплении здоровья односторонни и не соответствуют современным научным реалиям (Виленский М.Я., 1999; Голубев Т.И., 2001).
Ученые считают актуальной задачей сохранение здоровья. Поэтому формирование здоровья учащихся в процессе среднего образования должно идти по пути усиления общей мотивации учения и формирования мотивации здорового образа жизни. Перспективность этой задачи по сравнению со здравоохранительной еще заключается и в том, что здоровье индивида лишь на 10% зависит от качества здравоохранения, а на 50 % - от образа жизни самого человека. Формирование же здорового образа жизни возможно только в процессе специального педагогического воздействия (В.С. Фомин, В.С. Левин, 1999; Г.К. Зайцев, В.В. Тумалев, 2001).
Кафедра физической культуры Высшей школы народных искусств разработала эффективную методику проведения производственной гимнастики для студентов колледжа и института. Правильный (или эффективный) отдых снимает утомление и способствует восстановлению работоспособности. Недостаточный отдых ведет к развитию утомления, а длительное отсутствие полноценного отдыха - к переутомлению, что снижает защитные силы организма и может способствовать возникновению различных заболеваний, снижению или потере трудоспособности. В ежедневный отдых входят короткие перерывы в течение рабочего дня для выполнения производственной гимнастики. Производственная гимнастика - это комплексы несложных физических упражнений, ежедневно включаемых в режим рабочего дня с целью улучшения функционального состояния организма, поддержания высокого уровня трудоспособности и сохранения здоровья работающих. Упражнения для комплексов производственной гимнастики, время и методику их проведения выбирают с учетом особенностей труда, физического развития и физической подготовленности работающих, изменений функционального состояния организма в течение рабочего дня, санитарно-гигиенических условий труда.
Известно, что более эффективно восстановительные процессы в организме протекают при активном отдыхе. Активизировать его можно с помощью специально подобранных физических упражнений. Для этой цели используют разные формы занятий производственной гимнастикой: физкультурную микропаузу (не более одной минуты), физкультурную паузу (выполняется в течение 5 мин.), физкультурную минутку (1,5-2 мин.). С их помощью оказывается разнообразное воздействие на организм занимающихся, предупреждается или снимается утомление, улучшается самочувствие.
267
Нами были выбраны две формы проведения производственной гимнастики - это физкультурная пауза и физкультурная минутка.
Физкультурная пауза (ФП) повышает двигательную активность, стимулирует деятельность нервной, мышечной, сердечнососудистой и дыхательной систем организма, снимает общее утомление, повышает умственную работоспособность. Комплекс состоит из 7 упражнений (всего 7 комплексов) и выполняется в течение 5 мин. Усилить воздействие упражнений можно за счет повышения темпа их выполнения, применения вспомогательных предметов (гантелей, эспандеров, резиновых бинтов, гимнастических палок и др.).
ФП рекомендуется выполнять один или два раза в середине учебного дня.
Физкультурные минутки (ФМ) способствуют снятию локального утомления. Комплекс из 3-4 упражнений выполняется в течение 1,5-2 мин. непосредственно на рабочем месте. По содержанию ФМ различны, так как предназначаются для конкретного воздействия на ту или иную группу мышц или систему организма. В зависимости от самочувствия и степени усталости каждый учащийся выбирает необходимый для себя комплекс и выполняет его в удобное время.
При организации занятий по физической культуре у студентов высшей школы народных искусств нами учитываются следующие аспекты:
• организация занятий по физической культуре для различных медицинских групп на основе результатов медицинского осмотра;
• дифференцированный подход к учащимся с учетом возрастных особенностей физического, психического развития, состояния здоровья и двигательной активности, учет индивидуальных особенностей;
• введение педагогических технологий в процесс обучения и формирование их путем реализации знаний, умений для проведения самостоятельных занятий физическими упражнениями и спортом во время активного отдыха и досуга;
• получение знаний и формирование умений для оценки самочувствия, саморегуляции, оказания первой медицинской помощи, освоения простейших методов оздоровления;
• подача информации об улучшении здоровья, поддержка стремления к здоровому образу жизни;
• разработка вариативных учебных программ с преимущественным использованием наиболее популярных у молодежи традиционных и нетрадиционных видов физической активности, в аспекте развития у них интенционных ценностей.
Проблема оптимизации процесса физического воспитания в настоящее время требует таких подходов, которые бы превратили изучение учебного предмета физической культуры в средство раз-
268
вития творческих способностей учащихся, на развитие личности студента, индивидуализировать процесс физического воспитания. Поэтому оптимизация процесса физического воспитания должна вестись в соответствии с новейшими методиками и педагогическими технологиями.
В. В. Кукла
Различные подходы к оценке качества футбольного арбитража в России
Современная динамика футбольного матча, значительное количество технико-тактических действий игроков и их активное перемещение, а также постоянно изменяющиеся ситуации игры нередко приводят к ошибочным действиям судьи, что снижает к нему доверие игроков и зрителей, повышает накал борьбы и атмосферы матча. Чаще всего это связано с недостаточным уровнем подготовленности арбитра (К.Л. Вихров, 1987; В.Г. Липатов, 2004; С. Хусаинов, 2001).
Методические рекомендации, касающиеся подготовки футбольных арбитров (Н.Г. Латышев, 1977; К.Л. Вихров, 1987; В.Г. Липатов, 2004; В.Н. Зуев, 2004; С. Хусаинов, 2001) основаны, как правило, на опыте предыдущих лет или представляют собой отдельные методические рекомендации по поведению судьи на поле в тех или иных ситуациях. В существующих пособиях, к сожалению, нет методики, которая помогла бы самому арбитру или его наставнику скорректировать подготовку на основе анализа динамики ошибочных действий в течение определенного количества времени. Вместе с тем, от качества судейства зависит повышение класса футбола (Гранаткин В.А., 1959; Казаков П.Н., 1978; Латышев Н.Г., 1977; Липатов В.Г., 1972; Якушин М.И., 1988).
Оценка деятельности судей - тема, постоянно возникающая в средствах массовой информации, на сайтах футбольных клубов, интеренет-форумах футбольных фанатов. Однако, эта проблема изучена недостаточно, к оценке деятельности судей прибегало немного специалистов в области физической культуры и футбола.
Достаточно часто, пытаясь провести качественный анализ работы судьи в течение сезона, в качестве базовой составляющей использовалась оценка, выставленная инспектором матча. Так,
С. Алимов, судья международной категории, проводя анализ качества судейства матчей высшей и первых лиг Чемпионата СССР за сезон 1988 г., отметил, что за сезон только девять судей высшей и первой лиги получили двойки за судейство. При этом, он заметил,
269