вития творческих способностей учащихся, на развитие личности студента, индивидуализировать процесс физического воспитания. Поэтому оптимизация процесса физического воспитания должна вестись в соответствии с новейшими методиками и педагогическими технологиями.
В. В. Кукла
Различные подходы к оценке качества футбольного арбитража в России
Современная динамика футбольного матча, значительное количество технико-тактических действий игроков и их активное перемещение, а также постоянно изменяющиеся ситуации игры нередко приводят к ошибочным действиям судьи, что снижает к нему доверие игроков и зрителей, повышает накал борьбы и атмосферы матча. Чаще всего это связано с недостаточным уровнем подготовленности арбитра (К.Л. Вихров, 1987; В.Г. Липатов, 2004;
С. Хусаинов, 2001).
Методические рекомендации, касающиеся подготовки футбольных арбитров (Н.Г. Латышев, 1977; К.Л. Вихров, 1987; В.Г. Липатов, 2004; В.Н. Зуев, 2004; С. Хусаинов, 2001) основаны, как правило, на опыте предыдущих лет или представляют собой отдельные методические рекомендации по поведению судьи на поле в тех или иных ситуациях. В существующих пособиях, к сожалению, нет методики, которая помогла бы самому арбитру или его наставнику скорректировать подготовку на основе анализа динамики ошибочных действий в течение определенного количества времени. Вместе с тем, от качества судейства зависит повышение класса футбола (Гранаткин В.А., 1959; Казаков П.Н., 1978; Латышев Н.Г., 1977; Липатов В.Г., 1972; Якушин М.И., 1988).
Оценка деятельности судей - тема, постоянно возникающая в средствах массовой информации, на сайтах футбольных клубов, интеренет-форумах футбольных фанатов. Однако, эта проблема изучена недостаточно, к оценке деятельности судей прибегало немного специалистов в области физической культуры и футбола.
Достаточно часто, пытаясь провести качественный анализ работы судьи в течение сезона, в качестве базовой составляющей использовалась оценка, выставленная инспектором матча. Так,
С. Алимов, судья международной категории, проводя анализ качества судейства матчей высшей и первых лиг Чемпионата СССР за сезон 1988 г., отметил, что за сезон только девять судей высшей и первой лиги получили двойки за судейство. При этом, он заметил,
269
что оценки инспектора не скрывают многочисленных огрехов, которые в совокупности и характеризуют профессиональную квалификацию судьи. Кроме этого, сами по себе оценки инспекторов не всегда профессиональны и могут зависеть от различных привнесенных извне факторов.
В 1989 г. судьей всесоюзной категории, А.Барышниковым была предпринята попытка определения лучшего в сезоне арбитра путем сложных математических исчислений. Задачей своего исследования А. Барышников ставил количественно оценить качество каждого судьи по всем играм в высшей и первой лиге Чемпионата СССР. Основной проблемой оценки качества работы судей для А. Барышникова было то, что неадекватно оценивалась деятельность судей, которые в сезоне провели разное количество матчей.
В судейской деятельности отсутствует тот объективный результат, который можно замерить, большинство авторов, изучающих эту проблему, достаточно свободно оперируют такими понятиями, как эффективность и успешность деятельности, причем зачастую в качестве равнозначных. Однако, эффективность деятельности - это характеристика, отражающая либо меру затрат при достижении высокого результата, либо соотношение успешных и неуспешных действий (Николаев А.Н., 2001). Успешность же деятельности - это оценка ее результата. Следует отметить, что понятие успешности является в большей степени психологическим. Проблема состава признаков успешности заключается в том, что пока как в России, так и за рубежом при оценке успешной деятельности футбольного арбитра используется, во-первых, различный состав признаков этой успешности, а, во-вторых, эти признаки оцениваются как равноценные, то есть не определена их ценность в плане влияния на общую оценку успешности судейства того или иного матча. Получается, что к настоящему времени и в России, и за рубежом не разработаны достаточно точные, надежные и валидные методики оценки успешности судейской деятельности.
Э.И. Шкловский (1994) провел социально-психологическое исследование мужчин, занимающихся судейством профессиональным команд. По его данным, можно определить профессиональные умения судей по футболу и оценить качество их работы по следующим показателям: уверенность в себе и своей миссии; умение действовать в ситуации конфликта и угрозы неспортивного поведения игроков; постоянная готовность к изменению характера матча и игровых ситуаций; умение эффективно использовать свои навыки и способности в любых ситуациях; умение противостоять давлению и нажиму игроков, трибун, функционеров, отстаивать свою позицию.
Несомненно, каждый из этих показателей является важным для оценки работы арбитра и подтверждает его уровень. Однако в рабо-
270
те Э.И. Шкловского не определены конкретные критерии, по которым можно оценить конкретные умения.
В 1998 г. появилась работа С.В. Голомазова, Б.Г. Чирва, которые предлагали на основе квалиметрического метода парного сравнения методику оценивания и определения рейтинга судей, обслуживающих футбольные матчи. Методика позволяет производить дифференцированную оценку квалификации судей с учетом их мастерства и тенденциозности и предполагает участие в оценивании наиболее заинтересованных сторон. Методика включала систему непредвзятого назначения судей на проведение игр, учитывая квалификацию судей и интересы клубов. Предполагалось, что система позволяет проводить оценивание работы судей и представителям клубов, и экспертам судейской коллегии. К.Л. Вихров в своем исследовании исходил из того, что основополагающей характеристикой судейской деятельности следует считать показатели ошибочных действий судьи, которые по степени значимости подразделяются на три категории: результативные, существенные и мелкие. К результативным относились ошибки, которые при равном или минимальном счете игры приводят к взятию ворот или срыву голевых атак. К существенным относились ошибки, оказавшие влияние на ход игры также при равном или минимальном счете. Все остальные ошибки классифицировались как мелкие. Качество судейства определялось как степень соответствия действий судьи правилам игры и методическим указаниям: за показатель качества судейства судьи за сезон принималось отношение общего числа результативных и существенных ошибок к количеству игр за сезон. Надежность судейства определялась как стабильность судьи, предполагающая отсутствие серьезных ошибок, срывов: показателем надежности судьи за сезон служило отношение числа результативных ошибок к количеству игр за сезон. При изучении ошибочных действий судей высшей квалификации К.Л. Вихровым (1986) был зафиксирован довольно существенный разброс показателей по относительным ошибкам (на одну игру сезона) и отчетливые различия показателей по относительным ошибкам судей всесоюзной и международной категории - соответственно судьи всесоюзной категории ошибались чаще. Классификация ошибочных действий судей по педагогическому показателю (категория ошибок, отмечаемых при оценке игры просмотровыми комиссиями) позволила выявить, что категория ошибок «пропуск грубой игры» значительно превосходит все остальные категории в количественном отношении, следующими шли категории: «пропуск опасной игры», «не было вынесено предупреждение», «не был использован принцип преимущества» и т. д. - всего 29 категорий.
271
Другой путь искали специалисты из области психологии (Мя-каньков В.Б., Николаев А.Н., 2003), которые определили десять наиболее значимых черт характера у арбитров, позволяющие им стабильно работать на протяжении всего сезона, а затем, на основе показателей уровня того или иного психологического фактора делали вывод о степени готовности арбитра, его профессиональном мастерстве.
Этот метод, безусловно, интересен, однако способен отразить лишь одну из граней необходимой многосторонней подготовленности арбитра, а именно, его психологическую устойчивость в работе.
Признанный авторитет в области подготовки футбольных арбитров В.Г. Липатов (2004), оценивая уровень и качество работы арбитра, ставит на первое место его репутацию. Хорошая репутация судьи - сложившееся общественное мнение о его достоинствах - и есть оценка качества деятельности арбитра.
Становится очевидным, что существующие методики оценки деятельности судьи не могут дать полной оценки многогранной деятельности арбитра и полной картины его способностей, что подчеркивает актуальность и своевременность разработки новых современных методик.
С.Н. Мишарина, Р.Н. Гаврилина
Типологическая характеристика проявлений мотивационной и двигательной сферы подростков с умственной отсталостью в соответствии с половой принадлежностью
Как показывает анализ научно-методической литературы, нарушение интеллекта у детей школьного возраста в большинстве случаев сочетается с аномальным развитием двигательной сферы.
Среди причин, способствующих ухудшению здоровья учащихся, специалисты называют снижение уровня их мотивации к занятиям физической культуры (Вавилов Ю.Н. с соавт., 2000; Борисова Л.Г., Кириллова А.И., 2006; С.Н. Мишарина с соавт., 2008).
В работах многих авторов указывается на нарушения моторики умственно отсталых детей (Шпитальная О.А., 1998; Недоленко С.В., 2000; Певзнер М.С., 2001; Д.В. Григорьев, 2003). Наибольшую потребность в развитии психомоторики испытывают школьники-подростки 12-14 лет (В.П. Озеров, 1989). Специфические особенности моторики у всех умственно отсталых школьников связаны, прежде всего, с недостатками высших уровней регуляции действий, что «порождает низкую эффективность операционных процессов деятельности» (Козленко Н.А., 1991).
272