Научная статья на тему 'Роль психического состояния тревожности в оценке успешности профессиональной деятельности футбольных арбитров'

Роль психического состояния тревожности в оценке успешности профессиональной деятельности футбольных арбитров Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
250
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Мяконьков В. Б.

Успешность профессиональной деятельности футбольных арбитров определяется не только физической и теоретической подготовкой, но в том числе и психологической подготовкой, в основе которой лежит формирование профессионально важных качеств ПВК. В проведенном исследовании выявлены показатели личностной тревожности у футбольных арбитров высшей квалификации, а также определены уровни отклонения от нормы данного показателя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The role of anxiety in evaluation of football referees' professional activity

The success of arbiters' professional activity is determined not only by physical and theoretical training but also by psychological grounding, which is based on formation of professionally important qualities (PIQ). In the research the indexes of personal anxiety of the football arbiters of higher qualification are revealed as well as the levels of deviation from the standard index.

Текст научной работы на тему «Роль психического состояния тревожности в оценке успешности профессиональной деятельности футбольных арбитров»

В. Б. Мяконьков

РОЛЬ ПСИХИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ТРЕВОЖНОСТИ В ОЦЕНКЕ УСПЕШНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФУТБОЛЬНЫХ АРБИТРОВ

В современном научном подходе к оценке разных видов профессиональной деятельности все чаще используют такое понятие, как успех. Оценка успешности футбольного арбитра определяется безошибочностью его профессиональной деятельности. С одной стороны, в случае нарушения правил арбитр должен грамотно определить момент нарушения и применить соответствующие санкции к нарушителю, с другой, если правила не нарушены, игра не должна прерываться, и никто не должен нести незаслуженное наказание1.

Успешность деятельности футбольного арбитра зависит от степени его готовности к ответственным матчам, которая, в свою очередь, состоит из трех видов специальной подготовки: теоретической, физической и психологической.

Психологическая подготовка судей по футболу невозможна без изучения психических состояний и личностных качеств футбольных арбитров, определяющих успешность их профессиональной деятельности.

Проведенные ранее исследования ведущих российских футбольных судей позволили выявить психические состояния и личностные качества, которые в большей мере влияют на показатели успешности данного вида профессиональной деятельности2.

Результаты данного исследования во многом способствуют созданию эталонной модели футбольного арбитра, в основе которой заложены показатели профессионально важных качеств — ПВК. Данная модель может быть использована при отборе арбитров для допуска к судейству в профессиональных лигах российского футбола, а также для контроля и коррекции данных показателей при осуществлении психологической подготовки футбольных арбитров в процессе их профессиональной деятельности.

К числу профессионально важных качеств психических процессов и свойств личности, как принято в прикладной психологии, можно отнести лишь те из них, которые имеют тесную взаимосвязь с показателями успешности конкретной деятельности. При изучении как показателей психических процессов и свойств личности, так и показателей успешности деятельности, возникают некоторые проблемы методологического плана: при изучении психических процессов и свойств — проблема их отбора, а при изучении успешности — состава ее признаков, т. е. качественных характеристик деятельности.

По поводу первой проблемы можно отметить следующее. Утверждать, что состав ПВК в какой-либо деятельности определен лишь в том случае, когда в исследовании задействованы все основные свойства личности, составляющие ее психологическую структуру, а таких свойств очень много.

В данном исследовании для сокращения числа изучаемых психологических показателей использовался метод экспертных оценок. С помощью экспертов (4 психологов — кандидатов наук и 2 футбольных арбитров) были отобраны 56 показателей психических процессов и свойств личности.

© В. Б. Мяконьков, 2008

Для определения меры выраженности каждого из показателей использовались широко применяемые в психологии методики (выходные данные методик изучения показателей, отнесенных к числу ПВК, приводятся ниже).

Проблема состава признаков успешности деятельности заключается в том, что пока как в России, так и за рубежом при оценке успешности деятельности футбольного арбитра используется, во-первых, различный состав признаков этой успешности, а во-вторых, эти признаки оцениваются как равноценные, т. е. не определена их ценность в плане влияния на общую оценку успешности судейства того или иного матча. Получается, что к настоящему времени и в России, и за рубежом не разработаны достаточно точные, надежные и валидные методики оценки успешности судейской деятельности.

Решение проблема отсутствия методик, соответствующих принципам психодиагностики (точности, надежности, валидности) при оценке успешности судейской деятельности, потребовало проведения специального исследования. Такое исследование было проведено.

Применялись два метода: метод экспертных оценок, выполненный наиболее авторитетными инспекторами и представителями руководства коллегии футбольных арбитров России (вариант ранжирования арбитров по показателю успешности их судейства) и метод анкетного опроса самих судей (вариант ранжирования выраженности отдельных качественных характеристик собственного судейства, т. е. признаков успешности).

Для расчета диагностической ценности каждой из характеристик судейства использовалось максимальное их количество: безошибочность действий, внимательность наблюдения за игрой, игровая толерантность, независимость при возмущениях игроков, непоколебимость при давлении общественности, объективность судейских решений, отсутствие симпатий и антипатий к одной из команд, последовательность, принципиальность, решительность в действиях, своевременность действий, справедливость решений, уверенность, честность. Все эти признаки в различном составе используются при оценке качества судейства.

Среди показателей ПВК как у главных судей, так и у их помощников выявлено средневысокое значение доминирующего состояния эмоционального возбуждения и тре-вожностир < 0,01 / -0,05, при этом получена нелинейная «куполообразная» связь этого показателя с успешностью деятельности футбольного арбитра3.

В психологической литературе имеются различные определения тревожности. Большинство исследователей сходятся в том, что нужно рассматривать это понятие дифференцированно — как ситуативное явление и как личностную характеристику с учетом динамики его переходного состояния4. По определению Р. С. Немова, «тревожность — постоянно или ситуативно проявляемое свойство человека приходить в состояние повышенного беспокойства, испытывать страх и тревогу в специфических ситуациях»5. Л. А. Китаев-Смык отмечает, что «широкое распространение получило использование в психологических исследованиях дифференцированного определения двух видов тревожности: «тревожности характера» и «ситуативной тревожности»6. Таким образом, необходимо дифференцировать два вида тревожности: свойство личности и состояние в какой-либо определенный момент, связанное с конкретной ситуацией.

Первую можно определить как личностную тревожность, а вторую — как ситуативную (реактивную). Под личностной тревожностью (ЛТ) понимается относительно устойчивая индивидуальная характеристика — склонность или тенденция воспринимать достаточно широкий круг ситуаций как угрожающие и реагировать на эти ситуации появлением состояния тревожности различного уровня. Как реактивная диспозиция, личностная тревожность «активизируется» при восприятии определенных «угрожающих»

стимулов, связанных со специфическими ситуациями: потерей престижа, снижением самооценки, утратой самоуважения индивидом7. Ситуативная (реактивная) тревожность (РТ) характеризуется субъективно переживаемыми эмоциями напряжения, беспокойства, озабоченности, нервозности, вызванными конкретной ситуацией и сопровождаемыми активизацией вегетативной нервной системы, учащением сердцебиений, повышенным потоотделением и т. д. Состояние тревожности как эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию может быть различной интенсивности и достаточно динамично и изменчиво во времени. Тревожность непосредственно связана с риском возникновения неврозов. Она является одним из факторов риска, оказывающих неблагоприятное влияние на адаптационные возможности организма в стрессовых ситуациях8.

Состояние эмоционального возбуждения и тревожности достаточно основательно изучено в спортивной психологии на примере предстартовых состояний у спортсменов, представляющих различные виды спорта (Ю. Л. Ханин, И. П. Волков, Н. Б. Стамбулова, В. К. Сафонов и др.). В психологии спорта различают три вида предстартовых состояний: предстартовую апатию, предстартовую лихорадку и предстартовую готовность или оптимальное боевое состояние. Эти состояния можно характеризовать следующим образом:

Предстартовая апатия характеризуется подавленностью, скованностью движений, на лице ясно выражается растерянность, озабоченность; спортсмен замкнут, необщителен. Состояние апатии обычно возникает в связи с неуверенностью в своих силах, умениях, знании.

Предстартовая лихорадка — наоборот, характеризуется повышенной возбудимостью, импульсивностью, раздражительностью, иногда даже возможны необдуманные высказывания.

Оптимальное боевое состояние (ОБС) — состояние, стимулирующее жизнедеятельность организма в целом. Для него характерно: боевое возбуждение, уверенность в своих силах, знаниях и умениях, эмоциональный подъем, бодрость, веселое настроение, общительность.

Однако нам не удалось обнаружить исследования, которые характеризовали предстартовое психическое состояние в профессиональной деятельности футбольных арбитров. С большой долей уверенности можно предположить, что механизм проявления психического состояния тревожности у футбольных арбитров сопоставим с механизмом проявления данного состояния у спортсменов. При этом чем более значим предстоящий футбольный поединок, тем более судья подвержен влиянию предстартового состояния. А успешность, т. е. безошибочность судейства в данном матче, в конечном итоге, во многом зависит от умения арбитра управлять своим предстартовым состоянием.

В связи с этим стоит упомянуть об еще одном психическом состоянии — состоянии самоуспокоенности, или «ремесленного отношения» к предстоящему футбольному матчу. Оно выражается в полном спокойствии, отсутствии стойкого интереса к предстоящей игре, отсутствии сосредоточенности на предстоящей деятельности. Состояния самоуспокоенности, предстартовой лихорадки и апатии не способствуют успешному судейству, поэтому стоит стремиться к так называемой «золотой середине» — оптимальному боевому состоянию.

В целях достижения успеха в своей профессиональной деятельности футбольный арбитр должен осуществлять саморегуляцию уровня тревожности своего предстартового состояния при подготовке к предстоящему футбольному поединку, учитывая при этом степень важности данного матча для команд соперников, возможную реакцию зрителей, присутствующих на трибунах, характер ведущих футболистов и многие другие факторы.

Целью нашего исследования было выявление уровней личностной тревожности (заниженного, в пределах нормы и завышенного) у ведущих российских футбольных арбитров и определение степени отклонения от нормы респондентов с показателями заниженной и завышенной личностной тревожности. В исследовании не ставилась цель изучения и сравнения показателей реактивной тревожности, т. к. условия проведения исследования не предполагали ситуации, которая могла бы характеризоваться как «предстартовое состояние», например, предстоящий футбольный матч или экзамен.

Для выявления показателей личностной и реактивной тревожности использовалась методика Ч. Спилбергера, Ю. Ханина. В исследовании приняли участие следующие группы респондентов. Первая — главные арбитры Премьер-лиги российского футбольного чемпионата в количестве 22 человек. Вторая — их помощники в количестве 36 человек. В дальнейшем эти две группы были объединены для сравнения с третьей группой, отобранной по случайному признаку, в которую вошли студенты Санкт-Петербургского государственного университета физической культуры им. П. Ф. Лесгафта в количестве 26 человек. Опрос в группе арбитров проводился во время учебных сборов, в группе студентов — перед лекционным занятием.

Таблица 1

Показатели тревожности у главных арбитров и помощников арбитров

Группа респондентов Личностная тревожность Реактивная тревожность

X з2 X з2

Главные арбитры, п — 22 40,05 64,05 23,00 48,58

Помощники арбитров, п — 36 38,17 27,97 22,64 53,38

В табл. 1 представлены показатели личностной и реактивной тревожности у главных арбитров и их помощников. Среднее значение ЛТ у главных арбитров составило 40,05, у помощников арбитров 38,17. Показатели дисперсии у данных групп респондентов имеют существенные различия. Так, разброс показателей ЛТ у помощников арбитров относительно среднего значения (дисперсия) составляет всего 27,97, а у главных арбитров равен 64,05. Этот факт свидетельствует о том, что помощники арбитров в своем большинстве имеют показатель ЛТ ближе к среднему значению, чем главные арбитры.

Таблица 2

Показатели тревожности у арбитров и студентов

Группа респондентов Личностная тревожность Реактивная тревожность

г з2 X з2

Футбольные арбитры, п — 58 38,88 41,62 22,78 50,70

Студенты, п — 26 42,81 93,55 22,31 77,10

В свою очередь, в табл. 2 приведены показатели ЛТ и РТ объединенной группы футбольных арбитров, в которую вошли как арбитры, так и их помощники. Вторую группу респондентов составили студенты СПбГУФК им. П. Ф. Лесгафта, отобранные по случайному признаку. В данном случае, среднее значение ЛТ у арбитров составило 38,88, в группе студентов среднее значение равно 42,81. Показатели дисперсии в данных группах респондентов имеют ярко выраженные различия и составляют 41,62 в группе арбитров и 93,55 в группе студентов.

Для того чтобы выявить уровни ЛТ (заниженный, в пределах нормы и завышенный) у ведущих российских футбольных арбитров, мы установили границы диапазона

нормального проявления показателя ЛТ размахом в 30 %,— соответственно, по 15 % в сторону уменьшения и увеличения от среднего значения показателя ЛТ. Такой же подход в определении уровней тревожности заложен в методике Ч. Спилбергера, Ю. Ханина.

Представленный на рис. 1 уровень, соответствующий нормальным значениям показателя ЛТ арбитров и их помощников, находится в диапазоне от 33 до 45. Показатели в пределах от 32 до 25 составляют заниженный, а показатели от 46 до 55 — завышенный уровень ЛТ.

В группе арбитров 59,1 % (13 респондентов) имеют показатели ЛТ соответствующие норме, 18,2 % (4 респонден-

100 -90 -80 -70 -60 -50 -40 -30 -20 -10 0

| | Главные арбитры

59,1

] Помощники арбитров

83,3

18,2

27,0

11

22,7

5,6

Заниженный

уровень

25-32

Уровень в пределах нормы

33-45

Завышенный

уровень

46-55

Рис. 1. ЛТ арбитров в % по уровням тревожности

та) имеют заниженные показатели ЛТ, завышенные показатели ЛТ имеют 22,7 % (5 респондентов). В целом, у 40,9 % (9 респондентов из 22) показатели ЛТ выходят за уровень нормальных значений.

В свою очередь, в группе помощников арбитров 83,3 % (30 респондентов) имеют показатели ЛТ, соответствующие норме, 11,1 % (4 респондента) — заниженные показатели ЛТ, завышенные показатели ЛТ имеют 5,6 % (2 респондента). Таким образом, в группе помощников арбитров лишь 16,7 % (6 респондентов из 30) имеют показатели ЛТ, которые выходят за уровень нормальных значений.

Если суммировать показатели ЛТ арбитров и их помощников (рис. 2) , то можно констатировать, что 74,1 % ведущих российских футбольных арбитров (43 респондента) имеют показатели ЛТ, соответствующие норме. В группе студентов этот показатель составляет всего 50 %. Ниже нормы показатели ЛТ у арбитров 13,8 % (8 респондентов), а у студентов в два раза больше — 27,0 %. Выше нормы арбитры имеют показатели ЛТ 12,1 % (7 респондентов), студенты — 23,0 %.

Сравнивая показатели уровня ЛТ в пределах нормы у арбитров 74,1 % и студентов 50,0 %, можно сделать вывод о том, что в процессе многолетней подготовки и отбора в элитную группу футбольных арбитров, обеспечивающих судейство Премьер-лиги чемпионата России по футболу, попадают лишь те арбитры, которые обладают способностью саморегуляции своего психического состояния. Тем не менее, 25,9 % ведущих футбольных арбитров нуждаются в психологическом консультировании для коррекции показателей ЛТ в целях повышения уровня успешности своей профессиональной деятельности.

Таким образом, в исследовании удалось установить показатели, характеризующие нормальное проявление уровня ЛТ

| | Арбитры

] Студенты

74,1

50,0

100 90 80 70 60 50 40 30 20 10 0

Заниженный Уровень Завышенный уровень в пределах нормы уровень

Рис. 2. ЛТ арбитров и студентов в % по уровням тревожности

27,0

13,8

23,0

12,1 11

11

у футбольных арбитров, а также степень отклонения, определяющий заниженный и завышенный уровни ЛТ.

Результаты исследования позволили также сформировать новое направление научных исследований, связанное с изучением показателей реактивной тревожности в состояниях «покоя» и «предстартовом состоянии» перед ответственными матчами. Знание этих показателей, позволит осуществлять психологический контроль и проводить коррекцию уровня тревожности в предстартовом состоянии у футбольных арбитров, что в свою очередь будет способствовать повышению успешности в их профессиональной деятельности.

1 Латышев Н. Г. Большая советская энциклопедия: 3-е изд. 2001.

2 Мяконьков В. Б., Николаев А. Н. Профессионально важные качества судей Премьер-лиги по футболу и методики их изучения // Теория и практика физической культуры. Научно-теоретический журнал. М., 2003. № 7.

3 Там же.

4 Прихожан А. М. Психологическая природа и возрастная динамика тревожности: Личностный аспект: Дисс. ... докт. психологич. наук. М., 1996.

5 Немов Р. С. Психология: Психология образования: Кн. 2. М., 1994.

6 Китаев-СмыкЛ. А. Психология стресса. М., 1983.

7 Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. Т. 1, 2. М., 1986.

8 Березин Ф. Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. Л., 1989.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.