УДК 159.99
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АДАПТАЦИОННЫХ СТРАТЕГИЙ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ И СТУДЕНТОВ В ПЕРИОД САМОИЗОЛЯЦИИ
1 2 Н. А. Антоненко , Л. А. Самотик
1Аэрокосмический колледж Сибирского государственного университета науки и технологий
имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31
2Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газеты «Красноярский рабочий», 31
E-mail: [email protected]
Рассмотрены психологические аспекты адаптационных стратегии преподавателей и студентов в период самоизоляции при пандемии коронавируса Covid-19.
Ключевые слова: изменение условии, адаптационные стратегии, стрессовая ситуация.
PSYCHOLOGICAL ASPECTS OF ADAPTATION STRATEGIES OF TEACHERS AND STUDENTS DURING SELF-INSULATION
N. A. Antonenko1, L. A. Samotik2
1Aerospace College of Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarskii rabochii prospekt, Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation
2Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarskii rabochii prospekt, Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: [email protected]
The psychological aspects of the adaptation strategies of teachers and students during the self-isolation of the COVID-19 coronavirus pandemic are considered.
Keywords: change of conditions, adaptation strategies, stressful situation.
Пандемия коронавируса Covid-19 изменила условия личной жизни и профессиональной деятельности людей разных сфер. В том числе, значительно изменились привычные условия педагогической деятельности преподавателей Аэрокосмического колледжа, одного из подразделений Сибирского государственного университета науки и технологий имени академика М.Ф. Решетнева, особенности взаимодействия со студентами в рамках обучения, ставшего дистанционным в период самоизоляции.
Жизнедеятельность человека в изменяющихся условиях осуществляется через универсальные процессы адаптации [1], появление адаптационных стратегий, позволяющих приспособиться к новой стрессовой ситуации. Безусловно, новая медицинская информация, предполагающая вероятность заболеть и умереть, изменение привычного уклада жизни являются стрессовыми факторами, изменяющим состояние сознания людей.
Под адаптационными стратегиями мы понимаем способы поведения личности, направленные на преодоление стрессовых ситуаций в целях восстановления психологического и физического равновесия. Можно выделить следующие обобщенные типы стратегий: активный (влияние на стрессовый компонент), уклоняющийся (избегание, уход) и пассивный (пропуск ответных действий, колебание, ожидание) [2]. Нас интересует психологическое содержание этих адаптационных стратегий.
Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2020. Том 3
Посредством методов наблюдения и анализа сообщений преподавателей и студентов в социальных сетях (как в рабочих, так и в неформальных чатах) удалось выявить, что необходимость адаптироваться к новым, потенциально опасным условиям привело к широкому распространению явлений, редко наблюдаемых в обычной повседневной жизни. Также можно предполагать, что проявляющиеся адаптационные стратегии преподавателей и студентов повторяют общие тенденции более широких слоев населения.
На первоначальном этапе самоизоляции, как в среде преподавателей, так и в среде студентов, можно было отметить возрастание общего психоэмоционального напряжения, проявляющегося в критичных и негативных высказываниях в адрес новых условий, друг друга, а в последующем - жалобы на усталость, со стороны некоторых преподавателей озвучивание намерений ухода на пенсию, смены деятельности. Объективно через 2 месяца самоизоляции можно отметить общее снижение успеваемости студентов, увольнение по собственному желанию преподавателей из числа тех, у кого не было таких намерений до периода самоизоляции.
Среди студентов третьего курса Аэрокосмического колледжа был проведен интернет-опрос «Какие социально-психологические феномены вы наблюдаете в поведении людей, находящихся в режиме самоизоляции (в т.ч. в интернет-пространстве)?». В опросе приняло участие 24 человека.
По результатам опроса наблюдаемые феномены по степени встречаемости можно представить следующим образом.
Освоение новой деятельности, формирование новых полезных привычек - 75%.
Стремление развлекаться больше обычного - 58%.
Страхи, опасения - 50%.
Отрицание официальной версии происходящего - 50%.
Раздражение, агрессивность - 42%.
Нарушение социальных норм и правил - 33%.
Попытки навязать другим объяснение происходящего - 33%.
Заражение эмоциями других людей - 25%.
Радость от того, что не надо идти на работу или учебу - 17%.
Можно отметить, что, несмотря на то, что многие студенты используют изменившиеся условия жизни для освоения новой деятельности, формирования новых полезных привычек, тем не менее, при этой же ситуации присутствуют страхи, опасения, раздражение и агрессивность, нет радости, что не нужно идти на учебу.
Интересным является выявление феноменов отрицания официальной версии происходящего и попыток навязать другим объяснение того, что происходит. Новая медицинская информация, являющаяся стрессором, не дает когнитивной завершенности и предполагает попытки самостоятельного восполнения недостатка информации, в том числе в ряде случаев способами, не выдерживающими объективной критики, идущими в разрез со здравым смыслом. Посредством наблюдения и анализа высказываний преподавателей и студентов в социальных сетях в период самоизоляции выявлены приверженцы различных теорий заговоров [3], восполняющих недостаток информированности, дающих простые объяснения и позволяющих снижать свое эмоциональное напряжение за счет агрессии в адрес выявленных «виновных» лиц. В основе формирования теорий заговора можно предполагать некоторый кризис доверия к официальным источникам. Также и среди студентов, и среди преподавателей были выявлены, так называемые Соу1ё - диссиденты [3], отрицающие само наличие стрессовой ситуации.
Таким образом, странные с точки зрения здравого смысла, теории заговора и теории отрицания наличия заболевания, тем не менее, выполняют роль адаптации, восполняют недостаток информированности, позволяют находить способы снижения эмоционального напряжения.
Библиографические ссылки
1. Суханов А. А. Стратегии психологической адаптации человека, проживающего в экологически неблагополучных условиях жизненной среды: теоретический аспект // Гуманитарный вектор. Серия Педагогика, психология. 2012 [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/strategii-psihologicheskoy-adaptatsii-cheloveka-prozhivayuschego-v-ekologicheski-neblagopoluchnyh-usloviyah-zhiznennoy-sredy (дата обращения: 20.05.2020).
2. Абабков В. А., Перре М. Адаптация к стрессу. Основы теории, диагностики, терапии. СПб.: Речь, 2004. 166 с.
3. Архипова А. С. Новое невежество // Новая газета. Общество. 09.05.2020 [Электронный ресурс]. URL: https://novayagazeta.ru/articles/2020/05/09/85307-novoe-nevezhestvo (дата обращения: 20.05.2020).
© Антоненко Н. А., Самотик Л. А., 2020