УДК 159.99
SOFT SKILLS КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ТЕХНИЧЕСКОГО СПЕЦИАЛИСТА
Н. А. Антоненко, А. М. Лысенко
Аэрокосмический колледж Сибирского государственного университета науки и технологий
имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31
E-mail: [email protected]
Soft skills, личные качества, необходимые для успешности в профессиональной деятельности, рассмотрены в рамках психологической компетентности технического специалиста.
Ключевые слова: hard skills, soft skills, психологическая компетентность технического специалиста.
SOFT SKILLS AS A PSYCHOLOGICAL COMPETENCE OF A TECHNICAL
SPECIALIST
N. A. Antonenko, A. M. Lysenko
Aerospace College of Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarskii rabochii prospekt, Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: [email protected]
Soft skills, personal qualities necessary for success in a professional activity, are considered within the psychological competence of a technical specialist.
Keywords: hard skills, soft skills, psychological competence of a technical specialist.
Перспективы развития инженерного образования, в том числе и в аэрокосмической отрасли, требуют наличия у выпускника не только обширных профильных знаний, но и развития других, личных качеств технического специалиста. Это часто озвучивают потенциальные работодатели, выдвигая требования о наличии у выпускников так называемых hard skills и soft skills [1].
Термины hard и soft skills первоначально появились в сфере военного дела еще в 1959 году, когда армия США начала разрабатывать научно обоснованный подход к подготовке военнослужащих. Была выявлена важность не только профессиональных навыков (hard skills), но и компетенций, не поддающихся планомерному обучению (soft skills), что обозначено в доктрине "Системы проектирования военной подготовки" следующим образом: hard skills являются навыками работы преимущественно с машинами, технической стороной деятельности, a soft skills - навыками работы с людьми и бумагами, эффективным взаимодействием. После того, как термины прижились в военной науке, а затем и в психологии, они перешли в свободное употребление в других сферах. Сегодня во многих вакансиях, на разных языках, можно встретить вместо разделов "профессиональные навыки" и "личные качества" - hard skills и soft skills [1].
Предполагается, что требования к hard skills остаются неизменными вне зависимости от компании, где работает человек и корпоративной культуры. Овладеть hard skills можно в
Секция «Инновационные и здоровьесберегающие технологии в современном образовании»
различных учебных заведениях. Обычно выделяются определенные уровни сложности hard skills, которые можно проверить посредством экзаменов и аттестаций. Например, уровень владения английским языком делится на уровни Elementary, Pre-Intermediate, Intermediate, Upper-Intermediate и т.д. и для получения нового уровня необходимо сдать экзамен.
В настоящий момент нет определенной трактовки термина soft skills [2], но предполагается, что эти навыки изменчивы и ситуативны, связаны с эмоциональным интеллектом, управлением людьми, коммуникативной гибкостью, умением принимать решения. Причем, кто-то обладает этими качеством изначально, а кому-то необходим опыт и подготовка. Например, умение работать в команде, лидерские качества - это soft skills.
Для hard skills существуют подтверждающие сертификаты. Soft skills чаще не имеют сертификации и доказать их наличие труднее.
У профессионалов в разных сферах возможно разное соотношение soft и hard skills. Есть профессии, где hard над soft превалируют - человек может быть специалистом, но при этом он взаимодействует с другими людьми по минимуму. В творческих сферах наоборот - soft превалируют над hard.
Тем не менее, по результатам современных исследований в профессиональной сфере успех человека на 85% зависит от soft skills и на 15% от hard skills, интерес работодателей к мягким навыкам составляет 93% [2], т.е. они в большей степени влияют на развитие карьеры. Из двух инженеров успешным станет тот, кто будет развивать свои социальные компетенции. Вероятно, что он сможет сделать более успешную научную или профессиональную карьеру, чем его необщительный коллега.
Для того, чтобы быть профессионалом практически в любой технической сфере в современном мире, кроме профессиональных компетенций, конечно, необходимо обладать soft skills, потому что в любой деятельности не избежать общения с людьми, даже если это будет происходить не напрямую, опосредованно или удаленно.
В современных представлениях soft skills в западной терминологии - это умственные и межличностные компетенции, которые в отличие от hard skills не поддаются количественному измерению или сертификации. Исследователи по-разному детализируют soft skills, но все сходятся в том, что это умение эффективно общаться с другими людьми, в том числе в конфликтных ситуациях, работать в команде, стрессоустойчивость, способность принимать нестандартные решения [2-5].
Soft skills на языке современной психологический науки можно было назвать психологической компетентностью технического специалиста. В общем смысле в рамках компетентностного подхода компетентность - это способность реализовывать навыки в конкретных изменяющихся условиях. Соответственно, психологическая компетентность -это способность использовать свои навыки общения с другими людьми, регуляции своего поведения в конкретных ситуациях, в т.ч. профессиональных [3-5].
Сопоставление понятий «психологическая компетентность» и «soft skills» дает ключ к достаточно разработанным теоретическим и практическим основам понятий «психологическая и профессиональная компетентность» и различным технологиям формирования необходимых навыков.
Таким образом, психологическую компетентность можно развивать, используя специально направленные тренинги.
Основные ситуации применения психологических знаний технического специалиста можно представить следующим образом.
1. Выбор эффективной стратегии поведения в личных отношениях с опорой на понимание своих потребностей, целей, особенностей взаимодействия, позиции партнера, применение соответствующих приемов коммуникации.
2. Осознание себя в профессии, понимание своих профессиональных целей, развитие качеств, необходимых для успешного осуществления профессиональной деятельности.
3. Осуществление наставнической работы. Институт наставничества является достаточно эффективным, но, учитывая, что наставническая работа, по сути, является педагогической, а у технических специалистов нет специального педагогического образования, им необходимы знания о личностных особенностях наставляемых и закономерностях восприятия и передачи опыта.
4. Понимание особенностей социально-психологического климата в коллективе, корпоративной культуры и влияние на них.
5. Умение устанавливать эффективную коммуникацию внутри профессиональной группы, работа в команде.
6. Конкурсы профессионального мастерства. Соревновательная деятельность является стрессовой по своей сути, поэтому изучение основ «Экстремальной психологии» и приемов саморегуляции может помочь усилить свою конкурентоспособность.
7. Руководство другими людьми. Психология управления позволяет научиться более эффективно управлять человеческими ресурсами.
8. Повышение психологической грамотности своих коллег. Психологически грамотный сотрудник может обучать других сотрудников.
В Аэрокосмическом колледже организован психологический клуб студентов, где мы занимаемся разработкой тематики «Психологическая компетентность технического специалиста». Студенты ориентированы на получение своей технической профессии, но при этом также интересуются развитием своих психологических компетенций.
Библиографические ссылки
1. Зольников А. Е., Ниязбакиев П. П. Hard skills и soft skills: в чем разница для инженера? // Научное обозрение. Педагогические науки. 2019. № 2-3. С. 44-48.
2. Ивонина А. П., Чуланова О. Л., Давлетшина Ю. М. Современные направления теоретических и методических разработок в области управления: роль hard skills и soft skills в профессиональном и карьерном развитии сотрудников // Интернет-журнал «Науковедение». Т.9, №1 (2017). [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/sovremennye-napravleniya-teoreticheskih-i-metodicheskih-razrabotok-v-oblasti-upravleniya-rol-soft-skills-i-hard-skills-v-professionalnom (дата обращения: 20.05.2020).
3. Кузьмина, Л. Г. Компетентностный подход в высшем профессиональном образовании: современное состояние и перспективы развития // Вестник государственного Воронежского технического университета, 2013. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/kompetentnostnyy-podhod-v-vysshem-professionalnom-obrazovanii-sovremennoe-sostoyanie-i-perspektivy-razvitiya (дата обращения: 20.05.2020).
4. Татур, Ю. Г. Компетентностный подход в описании результатов и проектировании стандартов высшего профессионального образования // Исследовательский центр проблем подготовки специалистов. Серия: труды методологического семинара «Россия в Болонском процессе: проблемы, задачи, перспективы». Москва, 2004. 18 с.
5. Туманова, А. Б. Актуализация понятий «компетенция», «компетентность», «компетентностный подход» в условиях интеграции науки и образования // Неофилология. 2015. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/aktualizatsiya-ponyatiy-kompetentsiya-kompetentnost-kompetentnostnyy-podhod-v-usloviyah-integratsii-nauki-i-obrazovaniya (дата обращения: 20.05.2020).
© Антоненко Н. А., Лысенко А. М., 2020