Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ МУЗЫКИ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ: ПРИМЕНЕНИЕ КОНЦЕПЦИИ «HARD-SOFT SKILLS»'

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ МУЗЫКИ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ: ПРИМЕНЕНИЕ КОНЦЕПЦИИ «HARD-SOFT SKILLS» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
86
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРТ-КОМПЕТЕНЦИИ / HARD-SOFT SKILLS / БУДУЩИЙ УЧИТЕЛЬ МУЗЫКИ / МУЗЫКАЛЬНО-КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / МУЗЫКАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тагариева Ирма Рашитовна, Заббарова Маргарита Магнавиевна, Беркет Филюс Фанилевич

Формирование профессиональных арт-компетенций у будущих учителей музыки на основе навыков «hard-soft skills» и музыкально-компьютерных технологий является актуальной проблемой требующей своего решения на основе определения оптимальных подходов к процессу музыкального образования. Современные условия образования предоставляют человеку возможности получать знания в различных форматах. Наличие профессиональных арт-компетенций на основе навыков «hard-soft skills» и музыкально-компьютерных технологий становится стартовой площадкой, предоставляя многочисленные возможности преобразования личностных качеств будущих учителей музыки на всех последующих жизненных этапах. Развитие личности в процессе музыкального образования при накоплении навыков soft skills как гибких компетенций, расширяющих сферу возможных вариантов активной деятельности, относительно новое, но перспективное направление музыкальной педагогики. Ведущую роль в этом процессе будут иметь музыкально-компьютерные технологии, которые в условиях цифровизации современного образования, открывают большие возможности в плане развития любознательности и интереса к познанию себя и окружающего мира через прочтение контекста музыкального искусства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCES IN FUTURE MUSIC TEACHERS IN CONDITIONS OF DIGITALIZATION OF THE EDUCATION SYSTEM: APPLICATION OF THE CONCEPT OF “HARD-SOFT SKILLS”

The formation of professional art competencies in future music teachers based on the skills of “hard-soft skills” and music-computer technologies is an urgent problem that needs to be solved on the basis of determining the optimal approaches to the process of music education. Modern conditions of education provide a person with the opportunity to acquire knowledge in various formats. The presence of professional art competencies based on hard-soft skills and music and computer technologies becomes a launching pad, providing numerous opportunities for transforming the personal qualities of future music teachers at all subsequent life stages. Personality development in the process of music education with the accumulation of soft skills as flexible competencies that expand the scope of possible options for active work is a relatively new but promising area of music pedagogy. The leading role in this process will be played by music and computer technologies, which, in the conditions of digitalization of modern education, open up great opportunities in terms of developing curiosity and interest in knowing oneself and the world around through reading the context of musical art.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ МУЗЫКИ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ: ПРИМЕНЕНИЕ КОНЦЕПЦИИ «HARD-SOFT SKILLS»»

Формирование профессиональных компетенций у будущих учителей музыки в условиях цифровизации системы образования: применение концепции «Hard-soft skills»

Тагариева Ирма Рашитовна,

доктор педагогических наук, доцент, заместитель научного руководителя Научно-исследовательского института стратегии развития образования, ФГБОУ «Башкирский государственный педагогический университет» E-mail: irma_levina@mail.ru

Заббарова Маргарита Магнавиевна.

кандидат педагогических наук, доцент кафедры музыкального и хореографического образования, ФГБОУ «Башкирский государственный педагогический университет» E-mail: zabbarova74@mail.ru

Беркет Филюс Фанилевич,

магистрант кафедры музыкального и хореографического образования, ФГБОУ «Башкирский государственный педагогический университет» E-mail: filyusberket@yandex.ru

Формирование профессиональных арт-компетенций у будущих учителей музыки на основе навыков «hard-soft skills» и музыкально-компьютерных технологий является актуальной проблемой требующей своего решения на основе определения оптимальных подходов к процессу музыкального образования. Современные условия образования предоставляют человеку возможности получать знания в различных форматах. Наличие профессиональных арт-компетенций на основе навыков «hard-soft skills» и музыкально-компьютерных технологий становится стартовой площадкой, предоставляя многочисленные возможности преобразования личностных качеств будущих учителей музыки на всех последующих жизненных этапах. Развитие личности в процессе музыкального образования при накоплении навыков soft skills как гибких компетенций, расширяющих сферу возможных вариантов активной деятельности, относительно новое, но перспективное направление музыкальной педагогики. Ведущую роль в этом процессе будут иметь музыкально-компьютерные технологии, которые в условиях цифровизации современного образования, открывают большие возможности в плане развития любознательности и интереса к познанию себя и окружающего мира через прочтение контекста музыкального искусства.

Ключевые слова. арт-компетенции, hard-soft skills, будущий учитель музыки, музыкально-компьютерные технологии, музыкальная педагогика.

Расширение круга профессиональных компетенций современного учителя музыки является актуальной проблемой требующей решения посредством выбора эффективных подходов к процессу музыкального воспитания студентов педагогического вуза. Современные условия образования предоставляют человеку возможности осваивать знания в различных форматах - очном и заочном, но все они включают цифровые, интерактивные и дистанционные технологии изучения музыкального искусства на основе электронных информационно-компьютерных средств. Приобретение комплекса современных арт-компетенций будущего учителя музыки станет стартовой площадкой для профессиональной самореализации, предоставляя разнообразные возможности совершенствования личностных качеств на всех последующих этапах жизни. Арт-компетенции включают в себя разнообразные медиа-компетенции, требующие дальнейшего рассмотрения и постепенного приобщения к ним.

По мнению многих исследователей, развитие личности в процессе музыкального образования при накоплении навыков soft skills как гибких компетенций, расширяющих сферу возможных вариантов активной деятельности, относительно новое, но перспективное направление музыкальной педагогики. Ведущую роль в этом процессе играют музыкально-компьютерные технологии, которые в условиях цифровизации современного образования открывают большие возможности в плане развития интереса к познанию себя и окружающего мира через интерпретации контекстов музыкального искусства и медиажанров.

В условиях цифровизации сегодняшнего общества требуются обновлённые подходы и технологии, которые улучшат качество общего музыкального и педагогического образования. Известно, что музыкальное образование - активная творческая деятельность, подразумевающая создание соответствующих эмоционально благоприятных условий для развития индивидуальности человека. Рассмотрим педагогические условия, которые включает в себя профессиональная подготовка учителя музыки.

Профессиональная подготовка учителя музыки в вузе подразумевает освоение широкого круга разнонаправленных профессиональных компетенций. Среди них группы универсальных (УК), обе культурных (ОК), общепрофессиональных (ОПК), а также педагогических (ПК) и специальных компетенций (СК), соответствующие профилю образования.

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

«Профессиональная компетентность» определяется исследователями как знания, умения и навыки определенного предмета и готовность применять все данные «ресурсы» в практической профессиональной деятельности, при этом основы данного процесса закладываются при обучении в вузе в ходе изучения специальных дисциплин.

Ориентируясь на учебные планы вузовской музыкально-педагогической подготовки и наличие сформулированных стандартами образования компетенций в области музыкального образования, можно выделить три блока компетенций, которые связаны: с личностными характеристиками обучаемого, с предметно-деятельностной (вариативной) сферой подготовки и информационно-инструментальной (базовой).

Первый личностный блок включает 5 видов компетенций, относящихся к основным -социально-коммуникативный (УК), культурологический (ОК), психолого-педагогический (ОПК), проектно-методический (СК) и исследовательско-методологический компетентности (ПК).

Второй предметно-деятельностный блок углубляет специальные и педагогические компетенции в виде знаний, умений, навыков и опыта профессиональной деятельности: индивидуальную и коллективную музыкально-исполнительские и культурно-просветительскую компетенции.

Третий блок представляет 4 определяющие успешность компетенции: универсальную информационно-коммуникативную, ключевые самообразовательную и музыкально-компьютерную компетенции, являющиеся базой для формирования других узкоспециализированных и мета-предметных, смежных с профессией компетенций. С недавнего времени большое значение стала приобретать медиакомпетентность, как результат медиаобразования.

Роль музыкально-компьютерных технологий в профессиональной деятельности будущего учителя музыки широка и очевидна. Об этом свидетельствует многонаправленность их применения. Специфика их использования связана с включением в образовательный процесс для освоения в качестве дополняющего академическую подготовку электронно-музыкального инструментария (аппаратного харда и программного софта), как средства обучения и создания музыки (проектов, моделей), а также как эффективного вспомогательного инструментария в организации учебного процесса.

Применение информационных компьютерных технологий также является неотъемлемой частью в каждом блоке профессиональных компетент-ностей. Например: УК-1. Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения по-5 ставленных задач. ОПК-2. Способен участвовать § в разработке основных и дополнительных образо-£3 вательных программ, разрабатывать отдельные еЗ их компоненты (в том числе с использованием ав информационно-коммуникационных технологий)

и т.д. Здесь очевидна значимость формирования информационно-коммуникативной и музыкально-компьютерной компетентностей.

Содержание понятия «информационная компетентность» сегодня определяется весьма широко и неоднозначно. Информационная компетентность проявляется в умении технологически мыслить и предусматривает наличие аналитических, проективных, прогностических и рефлексивных умений в усвоении и применении информации в педагогической деятельности.

П.В. Беспалов определяет информационную компетентность как «...интегральную характеристику личности, предполагающую мотивацию к усвоению соответствующих знаний, способность к решению задач в учебной и профессиональной деятельности с помощью компьютерной техники и владение приемами компьютерного мышления» [1, с. 109, 2, с. 45].

В исследованиях О.В. Акуловой информационная компетенция понимается как базовая компетенция, являющаяся основой интеграции социальной, личностной, познавательной, предметно-дея-тельностной компетенций, которая обеспечивает профессиональную мобильность человека и опирается на универсальное умение работать с разными источниками информации [1, с. 107, 3, с. 23].

Таким образом, можно видеть, что данная компетентность является ключевой в профессиональной подготовке для достижения результатов по многим другим компетенциям.

Согласно анализу научных трудов А.Г. Кау-зовой, А.В. Малинковской, В.В. Медушевского, В.И. Муцмахера, С.И. Савшинского, В.А. Петруши-на, А.Н. Сохора, К.В. Тарасовой, Т.В. Трубицыной, Г.М. Цыпина музыкально-исполнительская компетентность основана на применении новых методов обучения, направленных на развитие личности [4]. Всегда актуальными и постоянно обновляемыми являются компьютерные технологии [5; 6; 7].

Структура и содержание музыкальной компетентности педагога определяется спецификой его профессиональной деятельности. Ведущими в музыкальной компетентности выступают: метро-ритмическая, интонационная ладово-гармоническая, интеллектуальная жанрово-стилистическая компетенции [8, с. 265].

Поскольку под исполнительской компетентностью музыканта следует понимать обладание знаниями в той или иной сфере исполнительского искусства, то ее структуру можно построить с помощью разделения суммы знаний о процессах музыкально-исполнительского творчества на более узкие сферы. К примеру, это могут быть вопросы интерпретации музыкального произведения на электронно-музыкальных инструментах и с помощью музыкально-компьютерной аранжировки. Художественно-научные исследования: выразительные средства музыки, психофизиологические особенности исполнительства, или, говоря словами И.М. Ямпольского, «эстетические, психологические и технические проблемы, связанные с во-

площением, передачей и восприятием музыки» [1, с. 110, 9].

Сегодня в контексте современной медиакуль-туры МКТ являются инструментом, продуцирующими музыку, медиатексты и медиажанры. С помощью аранжировочной, звукорежиссерской и клипмейкерской деятельности музыкальное искусство развивается как медиаискусство и ме-диаобразование. Потому теперь музыкально-исполнительская компетентность - это интегратив-ное образование личности, имеющее системную организацию, сложную многоуровневую структуру и выступающее как совокупность, взаимодействие и взаимопроникновение личностного, когнитивного, деятельностного и рефлексивного компонентов, степень сформированности которых позволяет музыкантам-исполнителям эффективно проявлять себя в музыкально-творческой медийной деятельности. Музыкально-исполнительская медиа-компетентность оценивается по таким критериям как степень развития музыкально-творческих способностей, эмоционально-волевых качеств, мотивационно-ценностных ориентаций, степень сформированности системы знаний, умений, психологических и социокультурных компетенций, рефлексивно-исполнительской позиции.

Как видим, творческий потенциал музыкально-компьютерных технологий обучаемых многогранен, а профессиональная медиакомпетентность у музыкантов-исполнителей включает в себя уровни сформированности музыкально-творческих способностей, профессиональных компетенций, и даже новых разнообразных квалификаций.

Профессиональная подготовка студентов-музыкантов складывается из опыта урочной и внеурочной социокультурной коллективной деятельности, воспитывающей особые личностные качества, что и составляет основу профессиональной арт-компетентности.

Квалификация будущего учителя музыки, получаемая в вузе, подразумевает ряд направлений - бакалавриат, специалитет, магистратура и профиль подготовки - музыкальное образование, в планах которых ФГОСами заложены показатели и критерии профессиональной готовности. Имидж современного образовательного учреждения любого уровня основан на том, что кроме обучающих функций, оно берёт на себя ответственность за научно-исследовательскую, проектно-творческую и, что важно, социокультурную деятельность, определяющую суть существования человека в обществе. Неслучайно сегодня большие надежды возлагаются на развитие личностных софт-навыков (soft skills).

Также сегодня делается ставка на развитие арт-навыков (art skills) в сфере цифрового искусства и креативных индустрий - так называемого backstage (перевод «закулисья»), которые реализуют самые крупные креативные проекты под руководством ведущих экспертов на соревнованиях и чемпионатах по мультимедийному мастерству - созданию видеофильма, клипа, озву-

чиванию спектакля и компьютерной игры. Такие площадки становятся плацдармом для развития гибких личностных софт-навыков, и музыкально-компьютерных медиа-компетенций, способных обеспечить успешность формирования индивидуальных качеств будущих учителей музыки на основе повышения мотивации к познавательной музыкально-художественной творческой деятельности.

Термин soft skills в переводе с англ. означает «гибкий», «мягкий». Различные аспекты развития софт-навыков раскрыты в исследованиях: Беляевой С.С., Бацунова С.Н., Деречи И.И., Кунгуро-вой И.М., Слизковой Е.В. и других [10, 11].

В настоящее время выделяются четыре гибких навыка будущего креативность, коммуникативность, кооперативность, критичность. Термин soft skills стал массово употребляться в развитых странах после 2000-х годов. Считается, что гибкие навыки становятся всё более востребованными в условиях технического прогресса и динамично меняющейся предпринимательской среды начала XXI века. Их определяют как критически важный фактор трудоустройства в условиях современного рынка труда. В противоположность гибким навыкам рассматриваются узкоспециализированные профессиональные навыки - hard skills, как более тяжелые в освоении и не столь широко применяемые [11]. Но на сегодняшний день, нет единого научно обоснованного мнения о данном феномене. Поэтому мы придерживаемся позиции, что:

- soft skills - это коммуникативные и управленческие способности, определяющие эффективность работы (учёбы) и взаимодействия с другими людьми;

- soft skills - проявление эмоциональных компетенций как степени эмоционального интеллекта, без которых никогда не добиться успеха, а значит, они относятся к жизненно важным навыкам [11].

В них подчёркивается социальная составляющая, выраженная в качестве умений взаимодействия: навыков убеждать, уважать, лидировать, управлять, сострадать и др.

Следует вывод, что под феноменом soft skills подразумевается комплекс непредметных (неспециализированных) показателей навыков, относящихся к общекультурным профессиональным воспитательным компетенциям, определяющих своеобразную навигационную систему для достижения высокого уровня hard skills, а также решения педагогических и социокультурных музыкально-творческих задач.

Данный аспект развития жизненно важных гибких компетенций рассматривали в педагогике музыкального искусства: Э.Б. Абдуллин, Л.Г. Арчаж-никова, Д.Б. Кабалевский, Б.Т. Лихачёв, С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов, подчёркивая, что обучающийся должен получать не только музыкальное, но и общее развитие. Накопление эмоционального опыта и формирования эмоционального интеллекта происходит в процессе осмысления музыки

сэ о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о

m О

от

З

ы о со

как «субъективного эмоционального состояния, вызванного оценочным отношением человека к музыке как эстетическому явлению» [12, с. 323].

Навыки soft skills представляются в качестве компонента Стандартов на всех образовательных уровнях своевременным и важным средством воспитания подрастающего поколения по причине погружения современных детей и молодёжи в среду виртуальной реальности, нивелирующей навыки живого общения, уводящей их от «живого общения», что становится препятствием в выстраивании ими собственной перспективной линии развития и выбора ее более успешной траектории.

Рассмотрим, какие именно компетенции soft skills развиваются в образовательном процессе средствами музыкального искусства и МКТ, определяя значимые характеристики личности обучающегося. Это:

- высокий уровень концентрации внимания - через развитие умений слушать и слышать музыку;

- эмоционального интеллекта - через присвоения опыта общения с яркими эмоциональными художественно ценными музыкальными образами;

- творческого мышления - через приобретение опыта творческой музыкальной деятельности;

- критического мышления - через активную мыслительную деятельность в процессе слушания и исполнения музыки с последующей её оценкой;

- речевой деятельности - через погружение в мир яркой эмоциональной образности и желание выразить такие впечатления в разговорной речи;

- коммуникативности - через коллективное взаимодействие на занятиях музыкой;

- социальной активности - через организацию концертной исполнительской деятельности;

- управления временем и самоорганиации - через умение балансировки между основными школьными занятиями и занятиями музыкой;

- мотивации - через стремление к творческой деятельности как условия самореализации и саморазвития.

Развитие soft skills становится значимым компонентом в каждом блоке компетентностей и формировании системы предметных профессионально-музыкальных хард- и метапредметных арт-компе-тенций личности, определяющих её конкурентноспособность при единых Стандартах на всех уровнях и направлениях образования, При этом ФГОС с компетентностными показателями становится индикатором и ключевым регулятором образования, влияя на развитие гибких навыков, формирующих индивидуальность личности и влияющих на её успешность. 5 Поскольку «hard» переводится дословно «твер-g дый, жесткий» (в сфере МКТ означает аппаратная S3 часть, в отличие от soft - программного обеспече-еЗ ния), то здесь следует понимать специализирован-5в ные музыкальные навыки с точки зрения умений

играть и импровизировать на инструменте, выстраивать музыкальную форму и фактуру в музыке, осуществлять гармонизацию и полифониза-цию. Тогда как art навыки, по нашем мнению, как более широкий круг компетенций, будет уже включать мастерство музыканта, выходящее за пределы музыкального искусства и даже музыкально-компьютерных технологий, затрагивая такие смежные области искусства как кино, режиссура, театр, анимация, хореография, веб-дизайн и программирование [13].

Поэтому с учетом цифровизации сферы современного искусства и образовательного пространства, информационные компьютерные технологии, применяемые в деятельности современного учителя музыки как уникальный музыкально-компьютерный инструментарий, становятся своего рода коэффициентом, увеличивающим творческий потенциал профессионализма музыканта и усиливающим качественную составляющую музыкального искусства и медиа-мастерства.

Как уже выше говорилось проблематика soft skills (мягких навыков) часто рассматривается в соотношении с hard skills (твёрдых навыков), ввиду их взаимообусловленности. Такое положение объясняется значимостью hard skills как общих предметных навыков, определяющих знаниевый базис.

В связи с этим к hard skills относятся компетенции базовой дисциплинарно-музыкальной направленности. Сюда входят виды специализированного музыкального обучения по таким дисциплинам как: теория и история музыки, гармония и полифония, анализ музыкальных форм, инструментальная, вокальная и хоровая подготовка, инструмен-товедение и инструментовка, педагогика и психология, методология научно-исследовательской деятельности и основы самообразования. При этом умения по учебным дисциплинам информатики и музыкально-компьютерных технологий актуальны в качестве инструментальной основы преподавания в каждом из перечисленных разделов дисциплинарной подготовки, а потому становятся ключевыми прикладными компетенциями в профессиональной подготовке учителя музыки.

Аспекты подготовки с помощью МКТ пронизывают все группы компетентностей - специальные музыкальные (СК), педагогические (ПК), общепрофессиональные (ОПК), среди которых универсальным воспитательным инструментом выступают софт навыки как общекультурные компетенции (ОК).

От гибкости soft skills как степени умения адаптации в социальном окружении, зависит уровень hard skills как маркера профессионализма. Гармония двух видов навыков определяет не сами компетенции в чистом виде, а самодостаточность личности в ее профессиональном мастерстве, как личность универсальную, владеющую комплексом арт-навыков (artmedia skills), которые включают медиадизайн-навыки (mediadisaine-skills) c опытом musicdigital-create и мультимедиа-навыки в смежных областях искусств (multimedia-skills).

Такая классификация арт навыков обусловлена номинациями современных конкурсов World skills, Art-master в области творческого мастерства, которые позволяют разделить направления профессиональной подготовки на 2 подгруппы - мультимедиа-навыков (клипмейкера, режиссера монтажа, веб-дизайнера, художника по свету, сценографа, художника-оформителя, художника по гриму, художника по костюмам, оператора механики сцены), медиадизайн-навыков (композитора-аранжировщика, звукорежиссера, дизайнера звука в аудио-визуальных медиа, диджея, гейм-дизайнера, художника-аниматора, дизайнера смешанной реальности). Можно заметить, что для продвижения себя как профессионального музыканта может быть актуальным изучение музыкантом такого направления как клипмейкерство и продюссирование в сфере музыкальной индустрии. Первый навык позволит самостоятельно смонтировать завершенный проект песни «под ключ» не только в форме аранжировки, но и видеоклипа.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что грани творчества для профессионального учителя музыки в современном мире расширяются и могут востребовать более широкий спектр умений -не только навыки аудио- и видеомонтажа ролика к уроку музыки, но и видеоряда к музыкальному исполнению, фильма о творчестве. При отсутствии такого навыка становится необходимым найти соответствующего специалиста-клипмейкера и тогда в этом случае для самопродвижения своего творчества в информационно-сетевом пространстве актуализируются такие софт навыки как умение работать в команде, общаться, убеждать, организовывать.

Данное направление профессиональной подготовки, включающее знания медиажанров, умения прочтения медиатекстов и создания медиа продуктов творчества с недавних пор развивается как медиаобразование в подготовке будущих специалистов-музыкантов.

Следует сформулировать показатели сочетания софт и арт навыков, формирующие профессиональную готовность учителя музыки:

• внимательное восприятие красочной мульти-тембральной музыки, воспитывающее потребность в творчестве;

• развитие эмоционального интеллекта, позволяющее тонко прочувствовать музыку;

• критическое и творческое мышление в анализе и создании музыки;

• управление и лидерство в расстановке концертного оборудования при организации творческого процесса;

• коммуникативность и убедительность творческих позиций в процессе социокультурного взаимодействия в коллективном арт-проекте;

• самоорганизация творческого студийно-цифрового пространства, учебы и культуро-творческой командной деятельности;

• мотивация и потребность в самореализации в медиа-творчестве;

• публичное исполнение как результат презентации авторского творчества.

Музыкально-компьютерные технологии c их mediadisaine и multimedia skills характеризуются логической обоснованностью, системностью, эффективностью, управляемостью и воспроизводимостью. При этом они базируются на использовании специального электронного музыкального программного обеспечения для процесса создания и аранжировки музыки, видеоролика и т.д. -в виде виртуальных студий и рабочих музыкальных станций (FL Studio Cubase StudioOne и другие) [15, 16, 17].

Кроме того, музыкально-компьютерные технологии включают в себя программы медиапрезен-таций, видеоиллюстраций для слушания музыки, музыкальные конструкторы и тренажёры, нотные редакторы и другие. Как видим, современные электронные музыкальные программы предоставляют большой спектр возможностей педагогу-музыканту для выбора технологий в организации образовательного процесса, определяющего развитие у обучающихся, как hard skills, так и soft skills.

Отметим, что педагогический потенциал в контексте развития в комплексе навыков art skills (soft, hard и media skills с применением МКТ) представляет собой на наш взгляд перспективное направление в музыкальной педагогике и не только.

С целью апробации предлагаемых условий подготовки был разработан экспериментальный специальный курс «Компьютика». Данный обучающий курс рассчитан на организацию работы внутри творческого коллектива, которым становится группа обучающихся в процессе создания музыкального арт-проекта - продукта в виде фонограммы, аранжировки, исполнительства в публичной презентации в концертной или исследовательской деятельности, его рекламы и продюссирования. Данный экспериментальный курс влияет на формирование профессионально реализованной личности, получившей навыки активной социокультурной жизни в современной действительности, совершенствование имеющихся метапредметных и мультисоциальных компетенций - развитие способности к саморазвитию, самоактуализации и самоорганизации; навыков ориентации в социально-культурном окружении и проецировании их в будущую профессиональную деятельность.

Программа курса разработана для одного года обучения при периодичности одного урока в неделю. Цель курса - создать условия для развития у обучающихся компетенций soft skills, предоставив современные музыкальные компьютерные технологии как инструментарий к достижению высокого уровня развития своих профессиональных творческих компетентностей.

Основные задачи программы реализуются в групповой форме работы и заключаются в освоении электронных инструментов и цифровых музыкальных ресурсов, их функциональных возможностей (знакомство со звуковым материалом, ос-

сз о со -а

А —i о

сз т; о m О от

З

ы о со

воение приемов управления фактурой музыкального звучания, различных режимов игры и т.д.; развитии потребности в творчестве средствами музыкального искусства и умений проецировать такую деятельность в свой творческий маршрут на основе приобретения гибких навыков, полученных в процессе групповой работы; в адаптации к современной информационно-цифровой среде на основе самореализации и самоорганизации при использовании музыкально-компьютерных технологий. Подобная разработанная программа музыкальной деятельности должна определить системность формирования профессиональной арт-компетентности на основе развития гибких компетенций, способных выступить жизненно-необходимыми обоснованиями становления индивида, его социальной и образовательной направленности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, за счёт приобретения нового творческого опыта обучающимися по созданию ими музыкального продукта/ ресурса в цифровом формате в процессе групповой работы формируется профессиональная арт-компетентность, определяющая творческий и эмоциональный интеллект. Центральное значение в такой проекции приобретают не только обучающие, но и воспитательные векторы музыкально-ценностного осознания значимости коллективного творческого процесса. При этом, профессиональная арт-компе-тентность предполагает не только знаниевую основу, а практикоориентированность полученных навыков, то есть их реализацию обучающимися в конкретной деятельности.

Литература

1. Лукашева С.С. Сущность и структура профессиональной компетентности у музыкантов-исполнителей // Научные исследования: от теории к практике. Учредители: Общество с ограниченной ответственностью «Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс» Номер: 3 (4) Год: 2015 С. 105-111.

2. Беспалов П. В. «Компьютерная компетентность в контексте личностно-ориентированного обучения» // Педагогика. - 2003, № 4. - С. 45-50.

3. Акулова О.В. Компетентностный подход в информационном обществе: тенденции и проблемы / О.В. Акулова // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена 2003, № 2, С. 17-26 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://cy-berleninka.ru/article/n/kompetentnostnyy-podhod-v-informatsionnom-obschestve-tendentsii-i-problemy/viewer

4. Васильева Н.В. Формирование музыкально-исполнительской компетентности будущего учителя музыки: автореф. дис. ... канд. пед. наук [Текст] / Н.В. Васильева. - Магнитогорск, 2007. - С. 3-10.

5. Скребнева Н.Р. Факторы повышения профессиональной компетентности педагога-

музыканта в процессе вузовской подготовки. Тверской государственный университет Вестник ТвГУ. Серия «Педагогика и психология». 2019. Выпуск 2(47). С. 190-196.

6. Пиджоян Л. А., Ефремова И.В., Кириченко Т.Д. Профессиональная подготовка в вузе будущего педагога к музыкально-просветительской деятельности Ярославский педагогический вестник - 2017 - № 5, с. 119123.

7. Вотинцев А. В., Самакаева М.Ю. В 79 Музыкально-компьютерные технологии в профессиональной деятельности руководителя вокально-хорового ансамбля: Учебное пособие по дисциплинам: «Управление певческой деятельностью», «Методика обучения и воспитания в области музыкально-компьютерных технологий» для студентов направления «050100.62 - Педагогическое образование» профиль «Художественное образование» (Музыкально-компьютерные технологии) / А.В. Вотинцев; М.Ю. Самакаева; ФГБОУ ВПО «Урал. гос. пед. ун-т.» - Екатеринбург, 2012. -88 с.

8. Сигал И.М. Формирование музыкальной компетентности студентов будущих хормейстеров [Текст] / И.М. Сигал // Самара: Издательство Самарского научного центра РАН, 2010. -Т. 12. - N3. - С. 264.

9. Ямпольский И.М. Исполнение музыкальное [Текст] / И.М. Ямпольский / Музыкальная энциклопедия. - М., 1974. - Т. 2

10. Беляева С.С. Развитие soft skills как тренд современного образования [Текст]. Научный электронный журнал «Профессиональное образование Арктических регионов", 1(4), 3-6. 2021. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://arctic-journal.ru/index.php/prof/arti-cle/view/179 (дата обращения: 22.11.2022).

11. Бацунов С.Н., Дереча И.И., Кунгурова И.М., Слизкова Е.В. Современные детерминанты развития soft skills // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2018. -№ 4 (апрель). - С. 12-21 (С..198-207) - URL: http://e- koncept.ru/2018/181018.htm.

12. Лихачев, Б.Т. Педагогика. Курс лекций: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений и слушателей ИПК и ФПК. - 4-е изд., перераб. и доб. [Текст] / Б.Т. Лихачев. - М: Юрайт-М, 2001. - 607с.

13. Горбунова И. Б., Заливадный М.С., Кибитки-на Э.В. Музыкальное программирование: Учеб. пособие. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2012. 195 с.

14. Левина И.Р. Психолого-педагогические факторы развития социального интеллекта педагога-музыканта// Образовательный вестник Сознание, 2020.-Т. 22. - № 4. - с. 23-27.

15. Заббарова М.М. Аранжировка как инструмент проверки готовности студентов на чемпионате World Skills Заббарова М.М. В сборнике: Традиции и инновации в национальных систе-

мах образования. Материалы Международной научно-практической конференции. 2021. С.78-84.

16. Заббарова М.М., Политаева Т.И. Аранжировка - универсальный вид творческой деятельности современного учителя музыки // ИКОНИ, 2021. - № 4. - с. 119-134.

17. Digital educational space in the professional training of music teachers. Daynova G., Zabbarova M., Karimova L., Levina I., Politaeva T. В сборнике: Education and City: Education and Quality of Living in the City. The Third Annual International Symposium. Moscow, 2021. С. 5025.

FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCES IN FUTURE MUSIC TEACHERS IN CONDITIONS OF DIGITALIZATION OF THE EDUCATION SYSTEM: APPLICATION OF THE CONCEPT OF "HARD-SOFT SKILLS"

Tagariyeva I.R., Zabbarova M.M., Berket F.F.

Bashkir State Pedagogical University

The formation of professional art competencies in future music teachers based on the skills of "hard-soft skills" and music-computer technologies is an urgent problem that needs to be solved on the basis of determining the optimal approaches to the process of music education. Modern conditions of education provide a person with the opportunity to acquire knowledge in various formats. The presence of professional art competencies based on hard-soft skills and music and computer technologies becomes a launching pad, providing numerous opportunities for transforming the personal qualities of future music teachers at all subsequent life stages. Personality development in the process of music education with the accumulation of soft skills as flexible competencies that expand the scope of possible options for active work is a relatively new but promising area of music pedagogy. The leading role in this process will be played by music and computer technologies, which, in the conditions of digi-talization of modern education, open up great opportunities in terms of developing curiosity and interest in knowing oneself and the world around through reading the context of musical art.

Keywords. art competencies, hard-soft skills, future music teacher, music and computer technologies, music pedagogy.

References

1. Lukasheva S.S. Essence and structure of professional competence of performing musicians // Scientific research: from theory to practice. Founders: Limited Liability Company "Center for Scientific Cooperation "Interactive Plus" Number: 3 (4) Year: 2015 P. 105-111.

2. Bespalov P. V. "Computer competence in the context of student-centered learning" // Pedagogy. - 2003, No. 4. - P. 45-50.

3. Akulova O.V. Competence-based approach in the information society: trends and problems / O.V. Akulova // Proceedings of the Russian State Pedagogical University. A.I. Herzen 2003, No. 2, S.17-26 [Electronic resource]. - Access mode:

https://cyberleninka.ru/article/n/kompetentnostnyy-podhod-v-informatsionnom-obschestve-tendentsii-i-problemy/viewer

4. Vasilyeva N.V. Formation of musical-performing competence of the future music teacher: Ph.D. dis. ... cand. ped. Sciences [Text] / N.V. Vasiliev. - Magnitogorsk, 2007. - S. 3-10.

5. Skrebneva N.R. Factors of increasing the professional competence of a teacher-musician in the process of university training. Tver State University Bulletin of TVGU. Series "Pedagogy and psychology". 2019. Issue 2(47). pp. 190-196.

6. Pidzhoyan L. A., Efremova I.V., Kirichenko T.D. Professional training at the university of the future teacher for musical and educational activities Yaroslavl Pedagogical Bulletin - 2017 -No. 5, p. 119-123.

7. Votintsev A. V., Samakaeva M. Yu. V 79 Musical and computer technologies in the professional activity of the leader of the vocal and choral ensemble: Textbook on disciplines: "Singing activity management", "Methods of training and education in the field of music and computer technologies » for students of the direction "050100.62 - Pedagogical education" profile "Art education" (Music and computer technologies) / A.V. Votintsev; M. Yu. Samakaeva; FGBOU VPO "Ural. state ped. un-t." -Yekaterinburg, 2012. - 88 p.

8. Sigal I.M. Formation of musical competence of students of future choirmasters [Text] / I.M. Segal // Samara: Publishing House of the Samara Scientific Center of the Russian Academy of Sciences, 2010. - T. 12. - N3. - S. 264.

9. Yampolsky I.M. Musical performance [Text] / I.M. Yampolsky / Musical Encyclopedia. - M., 1974. - V.2

10. Belyaeva S.S. The development of soft skills as a trend in modern education [Text]. Scientific electronic journal "Professional Education of the Arctic Regions", 1(4), 3-6. 2021. [Electronic resource]. - Access mode: https://arctic-journal.ru/index.php/prof/ article/view/ 179 (date of access: 11/22/2022).

11. Batsunov S.N., Derecha I.I., Kungurova I.M., Slizkova E.V. Modern determinants of soft skills development // Scientific and methodological electronic journal "Concept". - 2018. - No. 4 (April). -P. 12-21 (p. 198-207) - URL: http://e-koncept.ru/2018/181018. htm.

12. Likhachev, B.T. Pedagogy. Course of lectures: Textbook for students of pedagogical educational institutions and students of the IPK and FPC. - 4th ed., revised. and ext. [Text] / B.T. Likhachev. - M: Yurait-M, 2001. - 607s.

13. Gorbunova I. B., Zalivadny M.S., Kibitkina E.V. Musical programming: Proc. allowance. SPb.: Publishing house of the Russian State Pedagogical University im. A.I. Herzen, 2012. 195 p.

14. Levina I.R. Psychological and pedagogical factors in the development of the social intelligence of a teacher-musician// Educational Bulletin Consciousness, 2020.-T. 22. - No. 4. - p. 23-27.

15. Zabbarova M.M. Arrangement as a tool for checking the readiness of students at the World Skills Championship Zabbarova M.M. In the collection: Traditions and innovations in national education systems. Materials of the International scientific-practical conference. 2021. S. 78-84.

16. Zabbarova M.M., Politaeva T.I. Arrangement is a universal type of creative activity of a modern music teacher // IKONI, 2021. -No. 4. - p. 119-134.

17. Digital educational space in the professional training of music teachers. Daynova G., Zabbarova M., Karimova L., Levina I., Politaeva T. In the collection: Education and City: Education and Quality of Living in the City. The Third Annual International Symposium. Moscow, 2021, p. 5025.

C3

о

CO "O

1=1 А

—I

о

C3 t; о m О от

З

ы о со

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.