УДК 37.65.12 DOI: 10.31862/2218-8711-2023-3-72-83
ББК 74
КОМПЕТЕНТНОСТЬ^ ПОДХОД В АНГЛОАМЕРИКАНСКОЙ СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ VS ПАРАДИГМА ЛИЧНОСТНО РАЗВИВАЮЩЕГО И ТРАНСФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУЧНОЙ ШКОЛЬ
THE COMPETENCY-BASED APPROACH OF THE ANGLO-AMERICAN EDUCATION SYSTEM VS THE PARADIGM OF PERSONAL DEVELOPMENT AND TRANSFESSIONAL EDUCATION OF THE RUSSIAN PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SCIENTIFIC SCHOOL
Попова Анна Владиславовна
Профессор Департамента международного и публичного права Юридического факультета, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, профессор кафедры конституционного права Института права и национальной безопасности, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, доктор юридических наук, кандидат философских наук, доцент
E-mail: anna0710@yandex.ru
Popova Anna V.
Professor at the Department of International and Public Law, Faculty of Law, Financial University under the Government of the Russian Federation; Professor at the Department of Constitutional Law of the Institute of Law and National Security, The Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, ScD in Law, PhD in Philosophy, Associate Professor E-mail: anna0710@yandex.ru
Аннотация. В статье на основе сравнительного анализа юридических документов США и России, а также материалов научной дискуссии о содержании различных моделей
Abstract. Based on a comparative analysis of legal documents of the USA and Russia, as well as materials of a scientific discussion on the content of various models of the competency-
Ф 1 Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License
© Попова А. В., 2023
компетентностного подхода рассматриваются особенности формирования знаний, умений и навыков в советско-российской традиции и системы профессиональных и коммуникативных навыков, созданных английскими и американскими специалистами. В статье автором анализируются модели передающей, порождающей и преобразующей педагогики, предложенные американской педагогической школой мировому сообществу; раскрывается содержание инновационной педагогики, предлагаемой отечественной психолого-педагогической школой. В результате проведенного анализа делается вывод об использовании технологий формирований умений и навыков советской педагогической школы при формировании современного компетентностного подхода, получившего развитие в системе среднего и высшего образования США и стран Западной Европы, в том числе в рамках Болонского процесса. Делается вывод о необходимости обращения к опыту советско-российской педагогической школы и инновационной педагогики для решения актуальных задач, стоящих перед Российской Федерацией по созданию уникальной национальной системы образования.
Ключевые слова: педагогика, hard skills, soft skills, компетентностный подход, инновационная педагогика, преобразующая педагогика, передающая педагогика, порождающая педагогика, трансфессиональное образование.
Для цитирования: Попова А. В. Компетентность™ подход в англо-американской системе образования vs парадигма личностно развивающего и трансфессионального образования российской психолого-педагогической научной школы // Проблемы современного образования. 2023. № 3. С. 72-83. DOI: 10.31862/2218-8711-2023-3-72-83.
based approach, the article examines the features of the formation of knowledge, skills and abilities in the Soviet-Russian tradition and the system of professional and communicative skills created by English and American specialists. In the article, the author analyzes the models of transmitting, generating and transforming pedagogy proposed by the American pedagogical school to the world community; the content of the innovative pedagogy, offered by the Russian psychological and pedagogical school, is revealed. As the result of the analysis, the conclusion is made about the use of technologies for the development of skills and abilities of the Soviet pedagogical school when forming a modern competency-based approach that has been developed in the system of secondary and higher education in the United States and Western European countries, including those within the framework of the Bologna process. It is concluded that it is necessary to turn to the experience of the Soviet-Russian pedagogical school and innovative pedagogy to solve the urgent tasks that the Russian Federation faces when creating a unique national education system.
Keywords: pedagogy, hard skills, soft skills, the competency-based approach, innovative pedagogy, transformative pedagogy, transmitting pedagogy, generative pedagogy, trans-professional education.
Cite as: Popova A. V. The competency-based approach of the Anglo-American education system vs the paradigm of personal development and transfessional education of the Russian psychological and pedagogical scientific school. Problemy sovremennogo obrazovaniya. 2023, No. 3, pp. 72-83. DOI: 10.31862/2218-8711-2023-3-72-83.
В мае 2022 г. В. Н. Фальков, министр науки и высшего образования Российской Федерации, сообщил о необходимости создания «собственной уникальной системы образования, в основе которой должны лежать интересы национальной экономики и максимальное пространство возможностей для каждого студента» [1]. Уже сейчас известно, что, несмотря на отказ от Болонской системы, возврата «без купюр» к советской системе высшего образование не произойдет [2], когда обучение происходило только в рамках специалитета.
Однако, на наш взгляд, использование советского опыта воспитания и образования «нового человека» в 1917-1920-х гг. [3], а также опыта формирования трудовых, профессиональных навыков (как мы сейчас говорим hard skills) [4] уже просто необходимо в связи с принятием статьи 75.1 Конституции РФ, в которой отмечается, что «в Российской Федерации <...> гарантируются защита достоинства граждан и уважение человека труда, обеспечиваются <...> социальное партнерство, экономическая, политическая и социальная солидарность» [5] и статьи 5 Указа Президента РФ от 09.11.2022 № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей», где перечислены традиционные духовно-нравственные ценности, в числе которых отнесены: «созидательный труд» [6].
Профессиональные компетенции - это совокупность знаний, умений и навыков, которые в процессе обучения приобретает студент и которые востребованы работодателями в различных сферах, то есть это определенная совокупность качеств, необходимых для достижения высоких показателей в конкретной области профессионального развития. При этом содержательно, в зависимости от целей и задач, стоящих перед той или иной отраслью экономики конкретного государства, профессиональные компетенции могут очень быстро изменяться, и то, что было востребовано вчера, может быть абсолютно не значимо сегодня и завтра.
Поэтому в эпоху развития цифровизации, противостояния беспрецедентным санкциям в отношении России и необходимости создания собственной высокотехнологической национальной экономики на основе формирования морально-этических и правовых ценностей в первую очередь необходимо определиться с актуальным содержательным контентом профессиональных компетенций [7].
До конца февраля - начала марта 2022 г. содержание профессиональных компетенций, определенных конкретной специальностью и образовательным уровнем вуза, соотносилось с признанным в странах Западной Европы и США их определением в виде особого «интегративного качества личности» выпускника вуза в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами третьего поколения и созданными на их основе собственными образовательными стандартами, разрешенными Указом Президента Российской Федерации для 18 российских вузов по состоянию на начало июня 2022 г. [8].
Следует особо отметить, что компетентностный подход в том виде, в котором он применяется в современной системе образования, в том числе и в российской, был создан английскими и американскими исследователями второй половины ХХ в. (Н. Хомским [9], Дж. Фланаганом [10], Д. Макклелландом [11], Дж. Равеном [12]) для реформирования
американской системы образования в целях преодоления отставания в технологической сфере от СССР, успехи которого были неоспоримы именно вследствие успеха советской системы образования [13]. В целях проведения государственной политики, направленной на победу в Холодной войне, в США был принят целый ряд юридических документов. Так, в Акте «Об образовании в области национальной обороны США» (1958) [14] делался акцент на срочное создание условий для развития «талантов нашей [американской. - А. П.] нации» в целях повышения конкурентоспособности США в сфере науки и техники. Актом «О профессиональном образовании США» (1963) [15] была принципиально изменена система подготовки преподавательского состава на годы вперед, а также были популяризированы профессии преподавателей и инженеров.
В результате принятия этих правовых актов началась научная дискуссия по формированию нового подхода к системе образования в США и в 1970-х гг. в работах В. Хьюстона [16] и Р. Нортона [17] была сформулирована концепция компетентно-ориентированного обучения [18]. Такой подход в первую очередь оказался востребован в сфере государственного и корпоративного регулирования США и получил нормативное закрепление в «Едином руководстве по процедурам отбора сотрудников» (1978) [19]. В этом юридическом документе были даны рекомендации, как оценивать личностные качества сотрудников (soft skills) и их профессионализм в виде знаний и умений планировать и достигать поставленные цели (hard skills).
В 1990-х гг. был принят национальный закон «О стандартах развития навыков» (1994), целью которого заявлялась создание национальной стратегии эффективности производительности труда, что должно привести «к повышению производительности, экономическому росту и конкурентоспособности американской экономики» на основе соблюдения прав и свобод акторами экономического процесса [20].
Как известно, компетентностно-ориентированное образование явилось результатом применения бихевиористского (социально-психологического) подхода, получившего широкое распространение в США во второй половине ХХ в. [21-25], когда Дж. Равен предложил систему из 37 компетентностей [12; 26], к числу которых им были отнесены способности: к достижению поставленной цели; ощущать уверенность в собственных силах; самостоятельно учиться; по контролю и планированию собственной профессиональной занятости, а также критическому анализу ее результатов; к использованию инновационных идей; воспитывать в себе настойчивость; готовность работать в команде; разрешать конфликтные ситуации [27, с. 21].
В 1996 г. на площадке ЮНЕСКО Ж. Делором был сделан доклад «Образование: сокрытое сокровище», где отмечалось, что в глобальном обществе XXI должны быть принципиально значимы четыре базовых принципа системы образования во всем мире: «учиться жить; учиться познавать; учиться делать и учиться сосуществовать» [28]. Эти принципы стали основой для вывода о взаимосвязи между различными ступенями образования, начиная от образования ребенка и заканчивая образованием взрослого человека на протяжении всей его жизни, на основе формирования конкретных компетенций не только в рамках национальной образовательной системы, но в мировом глобальном масштабе.
Такой подход должен быть сформирован в рамках доктрины педагогической триады Н. Кэмброн-Маккейба и Дж. Даттона [29], которая заключается в совокупности трех моделей:
1) «передающей педагогики», базирующейся на методике простой передачи знаний от преподавателя к обучающимся, где первый занимает активную позицию, а вторые поставлены в позицию пассивных слушателей, полностью завися от информации и способов ее передачи, выбранных педагогом [30];
2) «порождающей педагогики», где преподаватель и студенты занимают равнозначные позиции в образовательном процессе, когда педагог применяет методы тренирующей активной модели взаимодействия с обучающимися в рамках «сотрудничающей учебы»;
3) «преобразующей педагогики», основанной на порождающей модели и критической педагогике [31-33], но с формированием умений у студентов применять полученные в ходе обучения компетенции для изменения, как индивидуальных жизненных ситуаций, так и социума в целом [34].
Таким образом, согласно педагогической триаде Н. Кэмброн-Маккейб и Дж. Даттон, модель обучения должна определяться только целью и задачами процесса обучения на конкретном историческом этапе развития системы образования и личностью самого педагога, а не системой дидактических методов, приемов и средств, которые признавались и признаются основополагающими представителями советской и российской педагогики.
Следует отметить, что идеи компетентностного подхода не являются чем-то принципиально новыми, неизвестными для системы российского вузовского образования. В частности, еще в 1960-1970-х гг. в СССР получили практическую реализацию научные школы практико-ориентированного обучения (С. Л. Рубинштейн) и формирования умственных действий и способностей обучаемых (П. Я. Гальперин); успешного обучения и успеваемости (Н. Ф. Талызина, Н. Т. Печенюк, Л. Б. Хихловский) [27, с. 28].
В 1970-1980-х гг. произошло создание Государственных образовательных стандартов 1-го поколения на основе компетентностного подхода к обучению (Е. В. Бондарев-ская, А. А. Деркач, И. А. Зимняя, Н. В. Кузьмина, А. К. Маркова, Н. В. Мясищев, Л. А. Петровская). Стандарт предполагал способность выпускника вуза не только владеть знаниями, умениями, навыками, но и их использовать.
После образования Болонской системы теории компетентностного подхода стали развиваться в соответствие с теми глобальными задачами и принципами обучения, которые были сформулированы в декларации «Зона европейского высшего образования» (В. И. Байденко, В. А. Беспалько, В. А. Богословский, Е. В. Бондаревская, И. А. Зимняя, Н. В. Кузьмина, О. Е. Лебедев, А. К. Маркова, П. И. Пидкасистый, Г. К. Селевко, В. А. Сла-стенин, Ю. Г. Татур, Г. С. Трофимова, В. А. Якунин [27, с. 28-38]).
В конце ХХ - начале XXI в. в России сформировалась целостная теория компетентностного подхода (школа Э. Ф. Зеера), которая востребована в современных реалиях высшего образования, так как профессиональная компетентность трактуется как система, состоящая из методологической, профессионально-практической и личностной
компетентностей [34-37], и основной целью провозглашается необходимость формирования не просто личности обучающегося, а ее профессиональной обусловленности. Данная теория основывается на идее динамической структуры личности К. К. Платонова, в соответствие с которой существуют четыре уровня особенностей, составляющих индивидуальность каждого человека, а именно:
1) особенности, формирующиеся на основе существующих морально-нравственных характеристик индивида, его социализации и желания коммуницировать с другими членами общества;
2) личностный опыт, выраженный не только в количестве, но, в первую очередь, в качестве накопленных знаний, обладании умений и навыков, сформированных привычек;
3) психотип конкретного человека, к основополагающим характеристикам которого следует отнести особенности квалиа (восприятие, ощущения действительности, память, способность к анализу и синтезу получаемой информации, способность ставить цели и достигать их);
4) врожденные биологические качества индивида, к числу которых отнесены темперамент, простейшие потребности [38].
Э. Ф. Зеер, определяя формирование профессиональной компетенции в качестве основополагающей цели всей системы высшего образования, по аналогии с концепцией К. К. Платонова, выделяет четыре элементы в структуре «профессиональной личности»:
«а) доминирующие потребности, мотивы и ценности в каждой определенной профессиональной сфере;
б) профессиональная компетентность, под которой понимается совокупность профессиональных знаний, умений, а также способы выполнения профессиональной деятельности;
в) система профессионально важных качеств как система психологических качеств личности, определяющих продуктивность деятельности, при этом, несмотря на их многофункциональность, каждая профессия имеет свой ансамбль этих качеств;
г) профессионально значимые психофизиологические свойства, развитие которых происходит в ходе освоения деятельности, профессионализируясь, часть их приобретают самостоятельное значение, другие определяют развитие профессионально важных качеств» [39, с. 66].
Исходя их анализа данных элементов, профессиональные компетенции формируются на протяжении всей жизни человека, поэтому мы можем сделать вывод, что все эти уровни в трактовке К. К. Платонова и элементы Э. Ф. Зеера задействованы при формировании, как hard skills, так и soft skills, основанных на принципах англо-американской педагогической школы.
Таким образом, российская школа формирования профессиональной личности Э. Ф. Зеера является более востребованной для создания системы «профессиографи-ческого анализа, анализа требований профессии и личностно-ориентированного подхода» к подготовке выпускников в современных реалиях современного этапа государственно-правового и финансово-экономического развития России [40, с. 70]. И в этой
связи может и должна быть использована «парадигма личностно развивающего и транс -фессионального образования» в рамках «концепции развивающего и развивающегося профессионально-образовательного пространства» [41] на новом этапе развития высшего образования в России для достижения целей и задач прорывного, опережающего развития нашей страны.
Таким образом, поставленная задача перед педагогическим сообществом по созданию «собственной уникальной системы образования», по нашему твердому убеждению, должно соотноситься в первую очередь с национальными традициями высшего образования, показавших высокую эффективность и качество в период существования Российской империи и Союза ССР, правопреемником (правопродолжателем) которого в соответствие со ст. 67.1 Конституции РФ, объявлена Россия.
Список литературы
1. Фальков пообещал быстрый переход к национальной системе образования // Коммерсант. 02.06.2022. URL: https://www.kommersant.ru/doc/5382374?query (дата обращения: 05.01.2023).
2. Попова А. В. К вопросу о возможности использования методов формирования «нового человека» 1917-1920-х гг. в современном процессе образования России // Проблемы современного образования. 2021. № 5. С. 139-152. DOI: https://doi.org/10.31862/2218-8711-2021-5-139-152.
3. Хатарян М. Г. Трудовое воспитание и политехническое образование в советской школе и педагогике (30-50-е годы): дис. ... д-ра пед. наук. Орехово-Зуево, 1983. 585 с.
4. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www. pravo.gov.ru, 04.07.2020.
5. Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» // Официальный интернет-портал правовой информации, http://pravo.gov.ru, 09.11.2022.
6. Игнатьев В. П., Варламова Л. Ф., Шахурдин В. Д. Как нам обустроить высшее образование // Проблемы современного образования. 2022. № 6. С. 150-163. DOI: https://doi. org/10.31862/2218-8711-2022-6-150-163.
7. Указ Президента РФ от 05.07.2021 № 405 (ред. от 01.09.2021) «Об утверждении перечня федеральных государственных образовательных организаций высшего образования, которые вправе разрабатывать и утверждать самостоятельно образовательные стандарты по образовательным программам высшего образования» // Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru, 05.07.2021.
8. Хомский Н. Аспекты теории синтаксиса. М.: Изд-во Московского ун-та, 1972. 258 с. (Публикации Отделения структурной и прикладной лингвистики. Серия переводов. Вып. 1).
9. Chomsky N. Language and Mind Third Edition. Cambridge University Press, 2006. 209 p.
10. Flanagan J. C. The Critical Incident Technique // Psychological Bulletin. 1954. No. 5. P. 327358. DOI: https://doi.org/10.1037/h0061470.
11. Burns R. W., Klingstedt J. L. Competency-Based Education: An Introduction. New York. Educational Technology, 2002. 169 p.
12. Равен Дж. Компетентность в современном обществе : Выявление, развитие и реализация: [пер. с англ.]. М.: Когито-Центр, 2002. 394 с.
13. National Defense Education Act (NDEA) (1958). URL: https://www.britannica.com/topic/ National-Defense-Education-Act (дата обращения: 05.12.2022).
14. Vocational Education Act of 1963 / Legal Information Institute. URL: https://www.law. cornell.edu/topn/vocational_education_act_of_1963 (дата обращения: 05.12.2022).
15. Houston W. R. Competency based education. In: Houston W. R. (ed.). Exploring competency-based education. Berkeley: McCutchan Publishing Corporation, 1974. Р. 3-17.
16. Norton R. E., Harrington L. G., Gill J. Performance based teacher education: the state of the art. Athens, Georgia: American Association for Vocational Instructional Materials, 1978. 64 р.
17. Tuxworth E. Competence based education and training: Background and origins. In: J. W. Burke (ed.) Competency based education and training. Bristol, PA: The Falmer Press, 1989. P. 10-25.
18. Equal Employment Opportunity Commission, Civil Service Commission, Department of Labor, & Department of Justice. (1978). Uniform guidelines on employee selection procedures. Federal Register, 43 (166), 38295-38309. URL: https://www.law.cornell.edu/ cfr/text/29/part-1607 (дата обращения: 07.01.2023).
19. National skill standards board: Integrating manufacturing skill standards into education and training programs. URL: https://www.federalregister.gov/agencies/national-skill-standards-board (дата обращения: 07.01.2023).
20. Rose R. Perspectives on political behavior in time and space // The Oxford Handbook of Political Behavior / ed. by R. J. Dalton, H.-D. Klingemann. Oxford; N.Y., 2007. P. 283-304.
21. Sanders D. Behaviouralism // Theory and Methods in Political Science / ed. by D. Marsh, G. Stoker. Houndmills; Basingstoke, 2002.
22. Pye L. The behavioral revolution and the remaking of comparative politics // The Oxford Handbook of Contextual Political Analysis / ed. by R. E. Goodin, Ch. Tilly. Oxford; N.Y., 2006. P. 797-805.
23. Ирхин Ю. В. Достижения и ограничения бихевиоризма и постбихевиоризма // Социально-гуманитарные знания. 2009. № 1. С. 95-111.
24. Богачев М. И. От поведенческого анализа к пост-бихевиорализму: история парадигмы // Вестн. Московского ун-та. Сер. 18: Социология и политология. 2017. № 1. С. 28-48.
25. Raven J. Competence in modern society - Its identification, development and release. London: H. K. Lewis, 1984. 251 p.
26. Андриенко А. С. Компетентностно-ориентированный подход в системе высшего образования: история, современное состояние и перспективы развития: моногр. Чебоксары: ИД «Среда», 2018. 92 с.
27. Делор Ж. Образование: сокрытое сокровище Основные положения Доклада Международной комиссии по образованию для XXI века. М.: Изд-во ЮНЕСКО, 1996. URL: https://ifap.ru/library/book201.pdf (дата обращения: 07.06.2022).
28. Конвенция о признании квалификаций, относящихся к высшему образованию в Европейском регионе (ETS №165) (Заключена в г. Лиссабоне 11 апреля 1997 г.) // Собрание законодательства РФ. 2000. № 39. Ст. 3836.
29. Школы, которые учатся, книга ресурсов пятой дисциплины / П. Сенге, Н. Кэмрон-Маккейб, Дж. Даттон и др.; пер. с англ. М.: Просвещение, 2010. 576 с.
30. Попова А. В. Вопросы знаниевого или информационного концепта искусственного интеллекта: философский взгляд на проблему // Проблемы современного образования. 2022. № 2. С. 9-20. DOI: https://doi.org/10.31862/2218-8711-2022-2-9-20.
31. Мак-Ларен П. Жизнь в школах: введение в критическую педагогику / пер. с англ. М.: Просвещение, 2007. 417 с.
32. Фрумин И. Д. Вызов критической педагогики // Вопросы философии. 1998. № 12. С. 60-65.
33. Popova A. V., Galiev M. S. American and Western European Variants of Dyad and Triad Educational Models as Potentials for International Cooperation in Sustainable Development of Education // Cooperation and Sustainable Development. Lecture Notes in Networks and Systems / ed. by A. V. Bogoviz, A. E. Suglobov, A. N. Maloletko, O. V. Kaurova. Springer, Cham. 2022. Vol. 245. P. 1215-1223. DOI: https://doi.org/10.1007/978-3-030-77000-6_141.
34. Зеер Э. Ф. Психология профессионального образования: учебник для академического бакалавриата. 2-е изд., испр. и доп. М.: Юрайт, 2020. 396 с.
35. Зеер Э. Ф., Павлова А. М., Сыманюк Э. Э. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход: учеб. пособие. М.: Изд-во Московского психолого-социального ин-та, 2005. 215 с.
36. Зеер Э. Ф. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход // Образование и наука. 2004. № 3 (27). С. 42-53.
37. Зеер Э. Ф. Ключевые квалификации и компетенции в личностно ориентированном профессиональном образовании // Образование и наука. 2000. № 3 (5). С. 90-102.
38. Платонов К. К. Проблемы способностей. М.: Наука, 1972. 312 с.
39. Заводчиков Д. П., Шаров А. А. Вклад научной школы психологии профессионального развития Э. Ф. Зеера в систему профессионального образования // Профессиональное образование и рынок труда. 2020. № 1. С. 66.
40. Зеер Э. Ф., Заводчиков Д. П., Шаров А. А. Исследование факторов транспрофессионализма у инженерно-технических работников // Профессиональное образование и рынок труда. 2019. № 2. С. 27-34.
41. Индивидуальная образовательная траектория как установка субъекта в системе непрерывного образования / Э. Ф. Зеер, Д. П. Заводчиков, М. В. Зиннатова, Е. В. Лебедева // Научный диалог. 2017. № 1. С. 266-279.
References
1. Falkov poobeshchal bystryy perekhod k natsionalnoy sisteme obrazovaniya. Kommersant. 02.06.2022. Available at: https://www.kommersant.ru/doc/5382374?query (accessed: 05.01.2023).
2. Popova A. V. K voprosu o vozmozhnosti ispolzovaniya metodov formirovaniya "novogo cheloveka" 1917-1920-kh gg. v sovremennom protsesse obrazovaniya Rossii. Problemy
sovremennogo obrazovaniya. 2021, No. 5, pp. 139-152. DOI: https://doi.org/10.31862/2218-8711-2021-5-139-152.
3. Khataryan M. G. Trudovoe vospitanie i politekhnicheskoe obrazovanie v sovetskoy shkole i pedagogike (30-50-e gody). ScD dissertation (Education). Orekhovo-Zuevo, 1983. 585 p.
4. Konstitutsiya Rossiyskoy Federatsii (prinyata vsenarodnym golosovaniem 12.12.1993 s izmeneniyami, odobrennymi v khode obshcherossiyskogo golosovaniya 01.07.2020). In: Ofitsialnyy internet-portal pravovoy informatsii http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
5. Ukaz Prezidenta Rossiyskoy Federatsii ot 09.11.2022 No. 809 "Ob utverzhdenii Osnov gosudarstvennoy politiki po sokhraneniyu i ukrepleniyu traditsionnykh rossiyskikh dukhovno-nravstvennykh tsennostey". In: Ofitsialnyy internet-portal pravovoy informatsii, http://pravo.gov.ru, 09.11.2022.
6. Ignatyev V. P., Varlamova L. F., Shakhurdin V. D. Kak nam obustroit vysshee obrazovanie. Problemy sovremennogo obrazovaniya. 2022, No. 6, pp. 150-163. DOI: https://doi. org/10.31862/2218-8711-2022-6-150-163.
7. Ukaz Prezidenta RF ot 05.07.2021 No. 405 (red. ot 01.09.2021) "Ob utverzhdenii perechnya federalnykh gosudarstvennykh obrazovatelnykh organizatsiy vysshego obrazovaniya, kotorye vprave razrabatyvat i utverzhdat samostoyatelno obrazovatelnye standarty po obrazovatelnym programmam vysshego obrazovaniya". In: Ofitsialnyy internet-portal pravovoy informatsii http://pravo.gov.ru, 05.07.2021.
8. Chomsky N. Aspekty teorii sintaksisa. Moscow: Izd-vo Moskovskogo un-ta, 1972. 258 p. (Publikatsii Otdeleniya strukturnoy i prikladnoy lingvistiki. Seriya perevodov. Iss. 1). (In Russian)
9. Chomsky N. Language and Mind Third Edition. Cambridge University Press, 2006. 209 p.
10. Flanagan J. C. The Critical Incident Technique. Psychological Bulletin. 1954, No. 5, pp. 327358. DOI: https://doi.org/10.1037/h0061470.
11. Burns R. W., Klingstedt J. L. Competency-Based Education: An Introduction. New York. Educational Technology, 2002. 169 p.
12. Raven J. Kompetentnostvsovremennom obshchestve: Vyyavlenie, razvitie i realizatsiya. Transl. from English. Moscow: Kogito-Tsentr, 2002. 394 p. (In Russian)
13. National Defense Education Act (NDEA) (1958). Available at: https://www.britannica.com/ topic/National-Defense-Education-Act (accessed: 05.12.2022).
14. Vocational Education Act of 1963. Legal Information Institute. Available at: https://www. law.cornell.edu/topn/vocational_education_act_of_1963 (accessed: 05.12.2022).
15. Houston W. R. Competency based education. In: Houston W. R. (ed.). Exploring competency-based education. Berkeley: McCutchan Publishing Corporation, 1974. Pp. 3-17.
16. Norton R. E., Harrington L. G., Gill J. Performance based teacher education: the state of the art. Athens, Georgia: American Association for Vocational Instructional Materials, 1978. 64 p.
17. Tuxworth E. Competence based education and training: Background and origins. In: J. W. Burke (ed.) Competency based education and training. Bristol, PA: The Falmer Press, 1989. Pp. 10-25.
18. Equal Employment Opportunity Commission, Civil Service Commission, Department of Labor, & Department of Justice. (1978). Uniform guidelines on employee selection
procedures. Federal Register, 43 (166), 38295-38309. Available at: https://www.law.cornelL edu/cfr/text/29/part-1607 (accessed: 07.01.2023).
19. National skill standards board: Integrating manufacturing skill standards into education and training programs. Available at: https://www.federalregister.gov/agencies/national-skill-standards-board (accessed: 07.01.2023).
20. Rose R. Perspectives on political behavior in time and space. In: The Oxford Handbook of Political Behavior. Ed. by R. J. Dalton, H.-D. Klingemann. Oxford; N.Y., 2007. Pp. 283-304.
21. Sanders D. Behaviouralism. In: Theory and Methods in Political Science. Ed. by D. Marsh,
G. Stoker. Houndmills; Basingstoke, 2002.
22. Pye L. The behavioral revolution and the remaking of comparative politics. In: The Oxford Handbook of Contextual Political Analysis. Ed. by R. E. Goodin, Ch. Tilly. Oxford; N.Y., 2006. Pp. 797-805.
23. Irkhin Yu. V. Dostizheniya i ogranicheniya bikheviorizma i postbikheviorizma. Sotsialno-gumanitarnye znaniya. 2009, No. 1, pp. 95-111.
24. Bogachev M. I. Ot povedencheskogo analiza k post-bikhevioralizmu: istoriya paradigm. Vestn. Moskovskogo un-ta. Ser. 18: Sotsiologiya i politologiya. 2017, No. 1, pp. 28-48.
25. Raven J. Competence in modern society - Its identification, development and release. London:
H. K. Lewis, 1984. 251 p.
26. Andrienko A. S. Kompetentnostno-orientirovannyy podkhod v sisteme vysshego obrazovaniya: istoriya, sovremennoe sostoyanie i perspektivy razvitiya: monogr. Cheboksary: ID "Sreda", 2018. 92 p.
27. Delors J. Obrazovanie: sokrytoe sokrovishche Osnovnye polozheniya Doklada Mezhdunarodnoy komissii po obrazovaniyu dlya XXI veka. Moscow: Izd-vo YuNESKO, 1996. Available at: https://ifap.ru/library/book201.pdf (accessed: 07.06.2022). (In Russian)
28. Konventsiya o priznanii kvalifikatsiy, otnosyashchikhsya k vysshemu obrazovaniyu v Evropeyskom regione (ETS №165) (Zaklyuchena v g. Lissabone 11 Apr. 1997). In: Collection of legislation of the Russian Federation. 2000, No. 39, art. 3836.
29. Senge P. M., Kemron-McCabe N., J. Dutton et al. Shkoly, kotorye uchatsya, kniga resursov pyatoy distsipliny. Transl. from English. Moscow: Prosveshchenie, 2010. 576 p. (In Russian)
30. Popova A. V. Voprosy znanievogo ili informatsionnogo kontsepta iskusstvennogo intellekta: filosofskiy vzglyad na problem. Problemy sovremennogo obrazovaniya. 2022, No. 2, pp. 9-20. DOI: https://doi.org/10.31862/2218-8711-2022-2-9-20.
31. McLaren P. Zhizn v shkolakh: vvedenie v kriticheskuyu pedagogiku. Transl. from English. Moscow: Prosveshchenie, 2007. 417 p. (In Russian)
32. Frumin I. D. Vyzov kriticheskoy pedagogiki. Voprosyfilosofii. 1998, No. 12, pp. 60-65.
33. Popova A. V., Galiev M. S. American and Western European Variants of Dyad and Triad Educational Models as Potentials for International Cooperation in Sustainable Development of Education. In: Cooperation and Sustainable Development. Lecture Notes in Networks and Systems. Ed. by A. V. Bogoviz, A. E. Suglobov, A. N. Maloletko, O. V. Kaurova. Springer, Cham, 2022. Vol. 245. Pp. 1215-1223. DOI: https://doi.org/10.1007/978-3-030-77000-6_141.
34. Zeer E. F. Psikhologiya professionalnogo obrazovaniya: uchebnik dlya akademicheskogo bakalavriata. Moscow: Yurayt, 2020. 396 p.
35. Zeer E. F., Pavlova A. M., Symanyuk E. E. Modernizatsiya professionalnogo obrazovaniya: kompetentnostnyy podkhod: ucheb. posobie. Moscow: Izd-vo Moskovskogo psikhologo-sotsialnogo in-ta, 2005. 215 p.
36. Zeer E. F. Modernizatsiya professionalnogo obrazovaniya: kompetentnostnyy podkhod. Obrazovanie i nauka. 2004, No. 3 (27), pp. 42-53.
37. Zeer E. F. Klyuchevye kvalifikatsii i kompetentsii v lichnostno orientirovannom professionalnom obrazovanii. Obrazovanie i nauka. 2000, No. 3 (5), pp. 90-102.
38. Platonov K. K. Problemy sposobnostey. Moscow: Nauka, 1972. 312 p.
39. Zavodchikov D. P., Sharov A. A. Vklad nauchnoy shkoly psikhologii professionalnogo razvitiya E. F. Zeera v sistemu professionalnogo obrazovaniya. Professionalnoe obrazovanie i rynok truda. 2020, No. 1, p. 66.
40. Zeer E. F., Zavodchikov D. P., Sharov A. A. Issledovanie faktorov transprofessionalizma u inzhenerno-tekhnicheskikh rabotnikov. Professionalnoe obrazovanie i rynok truda. 2019, No. 2, pp. 27-34.
41. Zeer E. F., Zavodchikov D. P., Zinnatova M. V., Lebedeva E. V. Individualnaya obrazovatelnaya traektoriya kak ustanovka subyekta v sisteme nepreryvnogo obrazovaniya. Nauchnyy dialog. 2017, No. 1, pp. 266-279.
Интернет-журнал «Проблемы современного образования» 2023, № 3
Статья поступила в редакцию 22.01.2023 The article was received on 22.01.2023