Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ НА УЧЕБНУЮ МОТИВАЦИЮ СТУДЕНТОВ '

ВЛИЯНИЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ НА УЧЕБНУЮ МОТИВАЦИЮ СТУДЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
26
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
успеваемость / мотивация / учебная мотивация / влияние преподавателей на учебную мотивацию студентов / academic performance / motivation / learning motivation / the influence of the teacher on the learning motivation of students

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — А.А. Тюхай, Н.А. Антоненко

На базе Аэрокосмического колледжа Сибирского государственного университета имени академика М.Ф. Решетнева рассмотрены некоторые аспекты проблемы влияния преподавателей на учебную мотивацию студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INFLUENCE OF TEACHERS ON STUDENT LEARNING MOTIVATION

On the basis of the Aerospace College of Reshetnev Siberian State University some aspects of the problem of the influence of teachers on the learning motivation of students are considered.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ НА УЧЕБНУЮ МОТИВАЦИЮ СТУДЕНТОВ »

УДК 37.042

ВЛИЯНИЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ НА УЧЕБНУЮ МОТИВАЦИЮ СТУДЕНТОВ

А. А. Тюхай Научный руководитель - Н. А. Антоненко*

Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газеты «Красноярский рабочий», 31

E-mail: antonenko.nataa@gmail.com

На базе Аэрокосмического колледжа Сибирского государственного университета имени академика М. Ф. Решетнева рассмотрены некоторые аспекты проблемы влияния преподавателей на учебную мотивацию студентов.

Ключевые слова: успеваемость, мотивация, учебная мотивация, влияние преподавателей на учебную мотивацию студентов.

THE INFLUENCE OF TEACHERS ON STUDENT LEARNING MOTIVATION

A. A. Tukhai Scientific supervisor - N. A. Antonenko*

Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarskii rabochii prospekt, Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: antonenko.nataa@gmail.com

On the basis of the Aerospace College of Reshetnev Siberian State University some aspects of the problem of the influence of teachers on the learning motivation of students are considered.

Keywords: academic performance, motivation, learning motivation, the influence of the teacher on the learning motivation of students.

Сложно представить жизнь человека без взаимодействий с другими людьми - семьей, друзьями, соседями, коллегами, случайными прохожими. Такие взаимодействия являются неотъемлемой частью каждодневной жизни и иногда оказывают сильное эмоциональное и психологическое воздействие. Так, услышанный в свой адрес комплимент может зарядить положительными эмоциями на весь день и создать некую энергию для выполнения всех планов, а негативное высказывание может полностью испортить настроение и уничтожить желание работать. Мы предлагаем рассмотреть как взаимодействие между преподавателями и студентами Аэрокосмического колледжа влияет на успеваемость и учебную мотивацию студентов.

Успеваемость студентов - это показатель успешного освоения учащимися знаний и учебной программы образовательного учреждения. Высокая успеваемость показывает результаты плодотворной работы преподавателей и студентов. Высокая успеваемость студента влияет на получении им стипендий и рейтинг образовательного учреждения, а в дальнейшем - на компетентность студента как специалиста [1].

Мотивация - это внутренняя энергия, включающая активность человека в жизни и на работе. Она основывается на мотивах, под которыми имеются в виду конкретные побуждения, стимулы, заставляющие личность действовать и совершать поступки [1]. Если говорить о мотивации студентов, то она представляет собой процессы, методы и средства

Секция «Молодежь, наука, творчество (направления СПО)»

их побуждения к познавательной деятельности, активному освоению содержания образования. В качестве мотивов могут выступать в связке эмоции и стремления, интересы и потребности, идеалы и установки. Мотивация для студентов является наиболее эффективным способом улучшить процесс обучения. Мотивы являются движущими силами процесса обучения и усвоения материала [2; 3]. Мотивация к обучению достаточно непростой и неоднозначный процесс изменения отношения личности как к отдельному предмету изучения, так и ко всему учебному процессу. Мотивация является главной движущей силой в поведении и деятельности человека, в том числе, и в процессе формирования будущего профессионала [4]. Поэтому вопрос о стимулах и мотивах в учебной деятельности студентов является важным.

Проблема повышения успеваемости и учебной мотивации студентов актуальна еще и потому, что по нашим наблюдениям в процессе обучения многие студенты теряют мотивацию к успешной учебе и получению новых знаний. Помимо личных особенностей студента и его неумения использовать самомотивацию, основными факторами неуспеваемости являются: отсутствие интереса к предмету, разочарование в выбранной специальности, отсутствие интереса к обучению из-за личностных особенностей преподавателя, его методов обучения и отношения к студентам в целом [3; 5]. Успеваемость напрямую зависит от мотивации студента, а учебная мотивация, во многом, зависит от преподавателя, особенно, в рамках среднего профессионального образования.

Преподаватель - это человек, который занимается преподавательской деятельностью, своеобразие которой в современном мире в сфере среднего профессионального образования заключается в том, чтобы вести, поддерживать и сопровождать обучающегося. Помочь каждому студенту осознать его собственные возможности, углубиться в выбранную им специальность, найти свой жизненный путь - приоритеты современного преподавателя.

Изменения, происходящие в различных сферах деятельности человека, выдвигают все более новые требования к организации и качеству профессионального образования. Современный выпускник учебного заведения должен не только владеть специальными знаниями, умениями и навыками, но и ощущать потребность в достижениях и успехе; знать, что он будет востребован на рынке труда. Поэтому у студентов, на наш взгляд, необходимо формировать интерес к накоплению знаний, самостоятельной деятельности и непрерывному самообразованию. Чтобы достичь этих целей, необходима учебная мотивация.

По нашим наблюдениям следующие действия преподавателей колледжа могут демотивировать студентов, способствовать снижению их учебной мотивации, а вследствие и низкой успеваемости.

1. Знания, которые не подкреплены нужностью. Иногда преподаватель излагает учебный материал, не объясняя студенту, как он может применить эти знания в будущем. Многие студенты не понимают, что учебный предмет может быть действительно полезен им в их будущей профессиональной деятельности.

2. Отсутствие уважения к студентам. Например, преподаватель считает своих студентов «лентяями», которые не хотят учиться, хотя иногда студент просто не может понять учебный материал.

3. Отсутствие доброжелательных и деловых взаимоотношений между преподавателем и студентом. Такие отношения являются залогом не только качественного образования, но и воспитания студента. Личное отношение преподавателя к своему предмету, к своей работе -важный показатель его эффективной деятельности и может развивать интерес у студента к изучаемому предмету. Студенту важно, чтобы преподаватель был его наставником.

Библиографические ссылки

1. Герасименко Н. А. Мотивация студентов к обучению. Социально-психологический аспект // Вестник университета. 2017. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/

article/n/motivatsiya-studentov-k-obucheniyu-sotsialno-psihologicheskiy-aspekt (дата обращения: 20.04.2020).

2. Мельников В. Е. Мотивация к обучению студентов в ВУЗе как психолого-педагогическая проблема // Вестник Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого. 2016. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ motivatsiya-k-obucheniyu-studentov-v-vuze-kak-psihologo-pedagogicheskaya-problema (дата обращения: 20.04.2020).

3. Гнездилова Л. Б., Гнездилов М. А. Учебная мотивация как основа эффективного образовательного процесса в вузе // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Гуманитарные и общественные науки. 2017. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/uchebnaya-motivatsiya-kak-osnova-effektivnogo-obrazovatelnogo-protsessa-v-vuze (дата обращения: 20.04.2020).

4. Логинов Г. П., Мусафирова Е. Н. Влияние учебной мотивации на успеваемость студентов ВУЗа // Труды Международного симпозиума «Надежность и качество». 2010. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-uchebnoy-motivatsii-na-uspevaemost-studentov-vuza/viewer (дата обращения: 20.04.2020).

5. Анонова С. И. О социально-психологической адаптации обучающихся в ВУЗе // Вестник Бурятского государственного университета. Образование. Личность. Общество. 2015. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-sotsialno-psihologicheskoy-adaptatsii-obuchayuschihsya-v-vuze (дата обращения: 20.04.2020).

© Тюхай А. А., 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.