УДК 159.99
ПРЕДСТАВЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА О ПРОБЛЕМЕ САМОРАЗВИТИЯ
СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА
К. С. Демченко, Д. Н. Зелепухин, Н. В. Масаева, О. В. Шевцова Научный руководитель - Н. А. Антоненко*
Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газеты «Красноярский рабочий», 31
E-mail: [email protected]
Проведен опрос студентов Аэрокосмического колледжа Сибирского государственного университета имени академика М. Ф. Решетнева с целью выяснить их представления о проблеме саморазвития современного человека.
Ключевые слова: саморазвитие, самоутверждение, самосовершенствование, самоактуализация, самореализация, проблема саморазвития современного человека.
REPRESENTATIONS OF COLLEGE STUDENTS ABOUT THE PROBLEM OF SELF-DEVELOPMENT OF THE MODERN HUMAN
K. S. Demchenko, D. N. Zelepukhin, N. V. Masaeva, O. V. Shevtsova Scientific supervisor - N. A. Antonenko*
Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarskii rabochii prospekt, Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: [email protected]
A survey of students and teachers of the Aerospace College of Reshetnev Siberian State University was conducted to find out their ideas about the problem of self-development of modern man.
Keywords: self-development, self-affirmation, self-improvement, self-actualization, self-actualization, the problem of self-development of modern man.
Почему нас, студентов Аэрокосмического колледжа, заинтересовала тема саморазвития?
По нашим наблюдениям многие люди имеют только поверхностные представления о саморазвитии и не испытывают необходимости в нем, а многие из тех, кто признает важность саморазвития и самосовершенствования - тоже ничего не делают для того, чтобы развиваться самим. Тем не менее, предполагается, что в современном мире успешный профессионал любой отрасли стремится к саморазвитию [1-2].
Существует много определений понятия «саморазвитие». Если их обобщить, то можно сказать, что саморазвитие - это отношение к своей жизни как к предмету практического образования, самостоятельное построение человеком собственной личности, приобретение новых личностных качеств, самосовершенствование (преобразование себя), постоянная работа над собой. А философский контекст проблемы саморазвития соотносит ее с такой базовой категорией как «самодвижение» [3-5].
Саморазвитие не является каким-то одним процессом, а осуществляется в различных взаимосвязанных формах, например, самоутверждение, самосовершенствование, самоактуализация и самореализация.
Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2020. Том 3
В процессе самоутверждения человек убеждает себя и других людей в существовании у него каких-то определенных качеств.
Самосовершенствование - это приобретение нового в себе, обогащение своих знаний и навыков путем самостоятельных занятий, ограничение или преодоление нежелательных качеств.
В ходе самоактуализации человек накапливает и осознает свой личностный потенциал и свои возможности.
В процессе самореализации человек использует свой накопленный потенциал в жизни, удовлетворяя свою потребность быть личностью, концентрируется на своих собственных желаниях и целях.
Все названные формы саморазвития, так или иначе, обусловливают личностный рост человека, который и является результирующей их составляющей и обеспечивает достижение личностного успеха [3, 5].
Несмотря на индивидуализацию человека в процессе саморазвития, ему также необходима социальная адаптация, так как без успешного взаимодействия с обществом, умения излагать свои мысли и выражать то, что он думает, понимания других людей, человек не сможет достичь успеха. Мы считаем достаточно важными следующие «социальные» аспекты саморазвития: знание правил поведения и этикета; хорошие коммуникативные навыки; умение слушать и слышать; умение признавать свои ошибки; умение принимать себя и других.
С целью выявления представлений о проблеме саморазвитии была разработана анкета и проведен опрос 30 студентов Аэрокосмического колледжа. В анкету вошли следующие вопросы:
- Занимаетесь ли вы саморазвитием?
- Как вы это делаете?
- Что вы понимаете под саморазвитием?
В результате опроса были получены следующие результаты.
Большая часть опрошенных студентов - 24 человека (80%) ответили, что они занимаются саморазвитием, но при этом они указали достаточно обычные занятия, а некоторых случаях даже развлечения (компьютерные игры (20%), чтение книг, изучение иностранных языков, соблюдение распорядка дня), не дающих целостного представления о самосовершенствовании, самопреобразовании.
2 студента (6%) ответили, что они не занимаются саморазвитием, так как не считают это нужным и 4 человека (14%) ответили, что не придают этому большого значения и считают, что занимаются саморазвитием иногда.
Некоторые студенты вообще не смогли сформулировать как они занимаются саморазвитием.
По результатам опроса можно сделать вывод о том, что представления человека о саморазвитии и способах его реализации может не соответствовать содержанию понятия саморазвития. Кроме этого, оценить со стороны есть ли реальное самодвижение человека, преобразование себя, сложно. Вероятно, это и есть еще один аспект проблемы саморазвития современного человека.
Библиографические ссылки
1. Минюрова С. А. Личностно-профессиональное саморазвитие как порождающая субъекта деятельность // Образование и наука. 2006. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/lichnostno-professionalnoe-samorazvitie-kak-porozhdayuschaya-subekta-deyatelnost (дата обращения: 20.04.2020).
2. Фролова Ф. Ф. Профессиональное саморазвитие студентов как важнейшая задача ВУЗа // Вестник Казанского технологического университета. 2013. [Электронный ресурс]. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/professionalnoe-samorazvitie-studentov-kak-vazhneyshaya-zadacha-vuza (дата обращения: 20.04.2020).
3. Маралов В. Г. Ценности и опасности саморазвития личности // Психологические науки. 2015. [Электронный ресурс]. URL: https://research-journal.org/psycology/cennost-i-opasnosti-samorazvitiya-lichnosti/ (дата обращения: 20.04.2020).
4. Калинина Н. В. Саморазвитие как актуализированная ценность современного педагогического образования // Вестник Восточно-Сибирской государственной академии образования. 2014. № 20. С. 56-59.
5. Минюрова С. А. Психология самопознания и саморазвития : учебник / С. А. Минюрова; Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 2013. 316 с.
© Демченко К. С., Зелепухин Д. Н., Масаева Н. В., Шевцова О. В., 2020