Научная статья на тему 'ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ К ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ НА ОСНОВЕ САМОПОЗНАНИЯ'

ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ К ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ НА ОСНОВЕ САМОПОЗНАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
37
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БУДУЩИЕ УЧИТЕЛЯ / САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ / САМОПОЗНАНИЕ / САМОУТВЕРЖДЕНИЕ / САМОРАЗВИТИЕ / ПОИСКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ПРИЗВАНИЕ И СМЫСЛЫ ЖИЗНИ / САМОРЕАЛИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Глузман Александр Владимирович, Глузман Алина Александровна

Представлены основные положения теории самосовершенствования будущих учителей на основе самопознания. Раскрывается содержание этапов личностно-профессионального самосовершенствования будущих учителей, включающих самопознание, самоутверждение, саморазвитие, поиски профессионального призвания и смысла жизни, самореализацию, определяющих суть, структуру и функции личностно-профессиональной деятельности специалиста на протяжении всей жизнедеятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Глузман Александр Владимирович, Глузман Алина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FUTURE TEACHERS TRAINING TO PERSONAL AND PROFESSIONAL SELF-IMPROVEMENT ON THE BASIS OF SELF-KNOWLEDGE

The article deals with the main thesises of the theory of the self-improvement of future teachers on the basis of self-knowledge. The content of the stages of the personal and professional self-improvement of the future teachers is revealed, including the self-knowledge, the self-affirmation, the self-development, the search for a professional vocation and the meaning of life, the self-realization, which determine the essence, structure and functions of a specialist’s personal and professional activities throughout the life.

Текст научной работы на тему «ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ К ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ НА ОСНОВЕ САМОПОЗНАНИЯ»

известия вгпу

8. Nevezhina S.B. Vyzovy cifrovizacii obra-zovaniya dlya prepodavatelya regional'nogo vuza // Chelovek i obshchestvo v nestabil'nom mire: materi-aly Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. Omsk, 2019. S. 134-137.

9. Programma «Cifrovaya ekonomika Rossijskoj Federacii»: utv. rasporyazheniem Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 28 iyulya 2017 g. № 1632-r [Elek-tronnyj resurs]. URL: http://static.government.ru/me dia/files/9gFM4FHj4PsB79I5v7yLVuPgu4bvR7M0.pdf (data obrashcheniya: 23.04.2022).

10. Prohorova M.P., Lebedeva T.E., Ksenofonto-va A.I. Riski cifrovizacii v professional'nom obrazo-vanii // Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2020. № 66-3. S. 236-240.

11. Rozin V.M. Cifrovizaciya v obrazovanii (po sledam issledovaniya «Trudnosti i perspektivy cifro-voj transformacii obrazovaniya») // Mir psihologii. 2021. № 1-2 (105). S. 104-115.

12. Strekalova N.B. Riski vnedreniya cifrovyh tekhnologij v obrazovanie // Vestn. Samar. un-ta. Istoriya, pedagogika, filologiya. 2019. T. 25. № 2. S. 84-88.

13. Tebekin A.V. Perspektivy i riski cifrovizacii dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniya // Pro-fessional'noe obrazovanie v sovremennom mire. 2019. T. 9. № 1. S. 2558-2566.

The experience of including the lecturers of the pedagogical university in the realization of the network research and educational projects with the use of the resources of the technopark

The article deals with the analysis of the experience of the organization of the educational process on the basis of the technopark of the universal pedagogical competencies in Volgograd State Socio-Pe-dagogical University and the results of the questionnaire of the university's lecturers, aimed at the definition of the basic difficulties and the prospects of including them in the realization of the network educational projects on the basis of the technopark.

Key words: quantorium, network research and educational projects, technopark, digital educational environment, digital educational technologies.

(Статья поступила в редакцию 28.07.2022)

А.в. ГЛуЗмАН, A.A. ГЛуЗмАН (ялта)

подготовка Будущих учителей к личностно-ПрофЕссионАльному самосовершенствованию на основе самопознания

Представлены основные положения теории самосовершенствования будущих учителей на основе самопознания. Раскрывается содержание этапов личностно-профессионального самосовершенствования будущих учителей, включающих самопознание, самоутверждение, саморазвитие, поиски профессионального призвания и смысла жизни, самореализацию, определяющих суть, структуру и функции личностно-профессиональной деятельности специалиста на протяжении всей жизнедеятельности.

Ключевые слова: будущие учителя, самосовершенствование, самопознание, самоутверждение, саморазвитие, поиски профессионального призвания и смысла жизни, самореализация.

Актуальность исследуемой проблемы обусловлено необходимостью подготовки будущих учителей к профессиональному самосовершенствованию субъекта педагогической деятельности на протяжении всей жизнедеятельности. Освоение полифункциональных приемов и способов деятельности, их применение на основе самопознавательных методик и технологий является одним из путей поддержания высокого уровня компетентности учителя, его профессионализма и педагогической культуры.

отдельные аспекты формирования основ самосовершенствования учителей нашли отражение в научных трудах В.А. Адольфа [1],

B.И. Андреева [2], В.А. Деркунской [3], Н.Б. Евтуха, Э.А. Пиньковской и Т.В. Черка-шиной [4], Э.Ф. Зеер и О.Н. Шахматовой [5], Г.М. Коджаспировой [6], М.И. Лукьяновой [8],

C.А. Минюровой [11], Б.И. Сарсенбаевой [15], В.И. Слободчикова и Е.И. Исаева [16]. Различным психолого-педагогическим аспектам лич-ностно ориентированной подготовки будущих учителей посвящены ряд докторских (М.И. Кряхтунов [7]) и кандидатских (Т.А. Михайловская [12], М.Г. Попова [13], Н.Г. Рукавишникова [14]) диссертаций.

О Глузман А.В., Глузман А.А., 2022

Анализ психолого-педагогических исследований проблемы подготовки будущих учителей к личностно-профессиональному самосовершенствованию на основе самопознания позволяет говорить о том, что данный феномен представляет собой образовательную технологию, которая включает самопознание, самоутверждение, саморазвитие, поиски профессионального призвания и смысла жизни, самореализацию, которые в совокупности определяют суть, структуру и функции лич-ностно-профессиональной деятельности будущего учителя на протяжении всей жизнедеятельности.

Содержание понятия «самосовершенствование будущих учителей на основе самопознания» сопряжено с широким кругом философских, социально-психологических и психолого-педагогических явлений.

В философских науках (Г.С. Бати-щев, М.М. Бахтин, В.С. Библер, Э.В. Ильенков, М.К. Мамардашвили, В.Э. Чудновский, С.Л. Франк, В.А. Ядов) личностно-профес-сиональное самосовершенствование рассматривается как деятельность человека, направленная на формирование у себя новых и усиление имеющихся позитивных качеств и свойств, умений и навыков, а также на коррекцию своих недостатков. Ведущим критерием сформированности личности вообще, показателем того, насколько человек готов управлять своей жизнью и независим от внешних обстоятельств, считается развитость его самосознания, способность выбирать ту систему ценностей и целей, которую он будет реализовывать в своей жизни.

В психологических науках (см. труды к.А. Абульхановой-Славской, Б.Г. Ананьева, К.Я. Вазиной, Е.А. Климова, Д.А. Леонтьева, С.А. Минюровой, Л.И. Рувинского, В.И. Слободчикова, В.В. Столина, В. Франкла, Г.К. Юнга) сущностная характеристика лич-ностно-профессионального самосовершенствования субъекта любой деятельности определяется мотивационными, интеллектуальными и практико-ориентированными факторами, которые определяются уровнем осмысленности себя и своей роли в профессиональной среде, стремлением к самопознанию, самоутверждению, самовыражению, самореализации, самоактуализации. Личностно-профессиональное самосовершенствование включает в себя жизненные смыслы-цели, определяющие характер и направленность профессиональных целей и планов, в то же время данные цели и планы

КИЕ НАУКИ -

конкретизируют смысложизненные ценностные предпочтения, поскольку личность выбирает из иерархии ценностей те, которые наиболее тесно увязаны с ее доминирующими потребностями.

В педагогических науках (В.И. Андреев, В.А. Деркунская, Г.М. Коджаспиро-ва, Н.В. Кузьмина, В.Г. Маралов, Ю.М. Орлов) личностно-профессиональное самосовершенствование рассматривается как внутренний процесс осознанной самопознавательной (ценностно-мотивированной) жизнедеятельности на основе системного целепола-гания, самоорганизации, самоанализа, самооценки и самокоррекции, направленных на совершенствование индивидуальных качеств и личностно-профессионального роста. Личностный и профессиональный рост будущего учителя связан с качественным изменением его личностного и профессионального потенциала: расширением сознания и самосознания, открытием истинного, сущностного в себе, обретением профессионально и личностно ценных смыслов и целей своего бытия, индивидуального способа осуществления себя в профессии. Профессиональное становление педагога во многом зависит от осуществления поиска и обретения им смысла жизни, от осознания им профессиональной деятельности как своего жизненного призвания.

Таким образом, сущность самосовершенствования будущего учителя на основе самопознания рассматривается и понимается в следующих значениях:

- как педагогическая технология;

- как самостоятельно направленная на качественные изменения личностного и профессионального потенциала деятельность будущего учителя;

- как система, определяющая личностно ориентированный функционал индивидуальных целей, задач, умений планировать и организовать свою деятельность, навыков самоконтроля, коррекции, самооценки и самостоятельного проектирования дальнейшей работы, в целом формирования профессиональных компетенций в педагогической сфере.

Первый подход к исследованию феномена самосовершенствования личности наиболее существенно представлен в фундаментальных трудах отечественных (Н.А. Бердяев, П.С. Гу-ревич, И.А. Донцов, И.И. Звягинцева, М.К. Мамардашвили, Ф.Т. Михайлов, Г.К. Сайкина, А.Г. Спиркин, В.М. Розин, С.Л. Франк) и зарубежных (Э. Гидденс, И. Кант, Дж. Рейноутер,

ИЗВЕСТИЯ вгпу

Дж. Томас, Э. Фромм, М. Фуко, К. Юнг) философов. Предметом их теоретических исследований явились различные взгляды к осмыслению многомерности и целостности человека в философии, науке и религии; определению понятий «саморазвитие», «самопознание», «самосовершенствование», их сущности, механизмов, движущих сил; осмыслению субъектности как центральной категории человеческой субъективности и центральной категории философии саморазвития и самосовершенствования; определению ценностно-смыслового уровня самосовершенствования: его сущности, структуры и функций.

Философия самосовершенствования обусловливает целостное видение субъекта самообразования и самовоспитания и содержание самообразовательной и самовоспитательной деятельности в контексте рассмотрения его социокультурного разностороннего образовательного и жизненного опыта, его исторического и антропологического смысла. Именно поэтому самосовершенствование анализируется исследователями с позиции культурологического, аксиологического, эпистемологического, антропологического и деятельност-ного подходов.

Второй подход отражен в ряде работ педагогов (В.И. Андреев, В.Б. Бондаревский, Е.И. Исаев, В.Г. Куценко, В.Г. Маралов, л.М. Попов, л.И. Рувинский, В.И. Слободчи-ков, А.Г. Хохлов) и других ученых в области педагогики и социальной психологии, основным содержанием которых являются основные подходы к пониманию и объяснению закономерностей развития человека, сложившиеся в зарубежной и отечественной психологии, вопросы о самовоспитании и самосовершенствовании личности, а также описание ступеней, периодов и стадий развития субъективности человека в пределах его индивидуальной жизни [16].

На основе анализа педагогической и психологической научной литературы можно сделать вывод о том, что самосовершенствование является глубинной конструкцией формирования и постепенного углубления человеческого в индивиде, продолжение строительства личностной природы. Базовая структура самосовершенствования включает:

- постоянное образование (овладение способами логического мышления, поисковыми, творческими, управленческими учебными и профессиональными приемами интеллектуальной и практической деятельности);

- развитие личностных качеств (мотивации, интереса, потребностей и возможностей, социально-деятельностных навыков, морально-нравственных и эстетических норм и лич-ностно-индивидуального опыта).

В этой связи самосовершенствование личности диктуется не только объективной необходимостью постоянного пополнения, творческого овладения знаниями, но и процессом его постепенного развития познавательных способностей, общей и индивидуальной культуры, социальной зрелости, профессиональной мобильности.

Оба подхода взаимно дополняют и обогащают друг друга. Такое философское и психолого-педагогическое осмысление феномена самосовершенствования человека предполагает стремление личности к достижениям и победам индивидуального плана или реализации групповых и общественных интересов.

Рассматривая подготовку будущих учителей к личностно-профессиональному самосовершенствованию на основе самопознания как процесс цикличный, философы, психологи и педагоги условно выделяют следующие этапы:

Первый этап - самопознание, которое включает осознание личностью собственных свойств, интеллектуальных особенностей, черт характера, отношений и социальных связей с другими индивидами, в целом своей индивидуальности и уникальности.

Для будущих учителей элементами самопознания являются:

- наличие внешних и внутренних мотивов («мотивационного поля»), которые позволяют разобраться в своих сильных и слабых качествах как профессионала, расширить общекультурный и профессиональный кругозор;

- развитие интересов и потребностей в профессиональной деятельности в качестве преподавателя иностранного языка;

- осмысление внутренних и внешних противоречий между результатами своего труда и личностно-профессиональными стратегическими целями, разрешение которых стимулирует процесс познания себя и самосовершенствование своей жизнедеятельности;

- обретение внутренней гармонии с самим собой, субъектами образовательной действительности, социумом и окружающей природой, которое позволит восстановить равновесие между собой и окружающими; ликвидировать отрицательные эмоциональные переживания в связи с критическими замечаниями в

педагогические науки

свой адрес администрации, коллег, родителей, иногда и учеников;

- наличие психического и психологического здоровья, воли как отражения психологической зрелости педагога;

- развитие стимулов самопознания, таких как самоутверждение и самоактуализация, как элементов саморазвития личности и ее самореализации.

В.Г. Маралов в состав саморазвития индивида включает следующие формы, отражающие суть «самопостроения личности» [10]:

- самосовершенствование как сознательное управление процессом собственного развития в определенном направлении и стремление приблизиться к некоторому идеалу;

- самоактуализацию, позволяющую реализовать себя в мире путем познания смысла жизни, выявить в себе определенный потенциал и использовать его в жизни;

- самоутверждение, позволяющее заявить о себе в полной мере как о личности и индивидуальности и направленное на интенсивное развитие качеств и черт характера, способов поведения и деятельности.

Второй этап формирования и развития личностно-профессионального самосовершенствования будущих учителей - это самоутверждение, включающее принятие себя и опору на самого себя, демонстрацию своих достоинств и подкрепление их реальными достижениями в социуме. Сущность самоутверждения состоит в самовыражении, проявлении педагогом своей индивидуальности, стремлении реализовывать себя в процессе получения значимых результатов в деятельности и взаимодействии с другими людьми и на основе этого утверждать себя как личность.

Самоутверждение включает три важных системообразующих элемента:

- самоопределение личности, предполагающее осознание ею потребности в самоутверждении и самореализации, выработка своей позиции, отношения к окружающей ее действительности, постановка целей деятельности и поведения, определение своего места в ролевой официальной и неофициальной структурах коллектива, обоснование своих действий, поведения, средств и способов по осуществлению поставленных целей;

- процесс реализации и достижения человеком целей самоутверждения, включающих содержательные и процессуально-инструментальные характеристики данного феномена;

- оценка педагогом результатов и процесса своего самоутверждения в зависимости от

выявления истоков его затруднений, коррекция целей, средств, способов дальнейшего самоутверждения личности.

Основными функциями профессионального самоутверждения учителя являются: социально-ролевая, профессионально-деятель-ностная и социально-психологическая (система неформальных отношений в коллективе).

Таким образом, стремление к профессиональному самоутверждению является стимулом развития и саморазвития будущего учителя. Непосредственные психологические механизмы поведения самоутверждающейся личности находятся в ней самой, хотя и связаны с особенностями той социально-образовательной среды и деятельности, которые детерминируют ее поведение, действия, поступки, отношения.

Третий этап личностно-профессио-нального самосовершенствования будущего учителя включает саморазвитие - проявление внутренней свободы выбора личности, ее инициатива относительно самой себя и профессиональной деятельности. Проблема саморазвития личности в психолого-педагогических условиях становилась предметом исследований в рамках деятельностного (А.Н. Леонтьев), динамического (Л.И. Анцыферова), субъектного (А.К. Маркова), синергетическо-го (Э.Ф. Зеер) подходов. На основе анализа этих подходов личностно-профессиональное саморазвитие рассматривается как становление, развитие, творческое освоение и функционирование полифункциональных компетенций учителя, включающих систему знаний и способов действий, личностных качеств и способностей, направленных на саморегуляцию, самоизменения и преобразования, связанных с достижением личностно и профессионально значимых целей на протяжении жизнедеятельности.

На основе системного анализа выделены следующие компоненты личностно-професси-онального саморазвития, которые включают:

- самоосознание, предполагающее субъективное определение отличительных особенностей себя от других индивидов, собственных эмоций, личностных качеств, черт характера, позволяющих на этой основе осознавать себя как субъекта деятельности и развивать самооценку в отношении своего поведения и практических действий (В.С. Мерлин);

- самооценку, представляющую субъективный анализ собственных достижений в профессиональной деятельности, их соответ-

ИЗВЕСТИЯ ВГПУ

ствия поставленным стратегическим целям и задачам, а также личностным моральным принципам и правилам поведения;

- самоорганизацию, включающую сознательное и целенаправленное конструирования своей жизнедеятельности на основе четкого планирования рабочего и свободного времени в соответствии с личностными качествами: эмоциональной уравновешенностью, ответственностью, аккуратностью, обязательностью и правдивостью;

- самоуправление, связанное с систематическим самоопределением стратегических целей в ходе планирования, организации и эффективного решения полифункциональных учебных и производственных задач, достижения высокого уровня их решений на основе собственных способностей и возможностей [2].

В психолого-педагогической литературе выделяются следующие функции личностно-профессионального саморазвития будущего учителя:

- мотивационно-смысловая (целесообра-зующая), определяющая ценностно-смысловые ориентации будущего учителя, направленные на самоизменения, актуализацию внутренних устремлений субъекта к достижению личностно и профессионально значимых целей;

- рефлексивная, стимулирующая изучение будущим учителем своих внутренних качеств, интересов, потребностей и интересов, работу над собой, поиск и личностную оценку своего жизненного и профессионального опыта;

- деятельностно-практическая, направленная на развитие регуляции собственного поведения, умений осуществлять практические действия, которые ориентированы на самоизменение;

- нормативная, предопределяющая соблюдение правовых отношений;

- активного взаимодействия, обусловливающая деятельность и активность будущего специалиста, запускающую механизм саморазвития (Е.Е. Чудина).

Таким образом, саморазвитие предполагает приобретение будущим учителем широкой ориентированности в окружающей среде, формирование личностно-профессиональной направленности, усвоение и совершенствование компетентности в выбранной специальности, формирование системы устойчивых личных качеств, создающих возможность успешного выполнения деятельности на основе знаний о себе (Е.А. Климов).

Четвертый этап подготовки будущего учителя к самосовершенствованию включает поиски профессионального призвания и смысла жизни, обретение личностью самой себя, выяснение сути и цели ее жизнедеятельности. В контексте рассматриваемой проблемы широко рассматриваются такие взаимосвязанные понятия, как «психология смысла» (Д.А. Леонтьев), и «вершинная психология» (л.С. Выготский).

Смыслы жизни человека отражаются в личностных потребностях и ценностях, системе отношений к самому себе, социуму и окружающей природе, воплощая принцип единства деятельности, сознания и личности. Смыслы жизни образуют основу внутреннего мира личности (обдумывание, соображение, конструирование, определение), отражающую динамику ее эмоций и переживаний, структурирующую и трансформирующую картину мира и ее ядро - мировоззрение [8].

В психологической науке выделены определенные ступени смысловых образований, которые объединяются в следующие уровни смысловой сферы:

- эгоцентрический, подразумевающий личную выгоду, жизненное и пространственное удобство, престижность, систему отношений с другими субъектами жизнедеятельности, которые помогают или препятствуют индивиду в достижении стратегических целей;

- группоцентрический, при котором для личности важной становится система взаимодействий с группой субъектов жизнедеятельности, являющейся для нее референтной;

- просоциальный, включающий в себя коллективистскую, общественную и общечеловеческую ступень.

Как и любое психологическое образование, смысловые образования имеют свои специфические функции:

- направленные на формирование идеального плана будущей жизнедеятельности, связанного с перспективными личностно-профес-сиональными целями и задачами, которые будут решаться личностью в ходе саморазвития и самосовершенствования;

- направленные на формулирование общих личностных принципов, которые могут реализовываться или не реализовываться в зависимости от жизненно-профессиональных ситуаций или условий [4].

Смыслы будущего учителя неразрывно связаны с профессиональным призванием, которое является важнейшим критерием такого

явления, как человеческое счастье и благополучие в семейной жизни и работе.

Сущностью профессионального призвания являются внутренняя склонность к определенному виду деятельности, соответствующему индивидуальным мотивам, интересам, желаниям, способностям и потребностям, темпераменту и характеру личности, определяющим стиль и условия жизни, а также возможность работать в определенной сфере: науки, образования, здравоохранения, культуры, строительства, государственного управления, производства и т. д.

Структура профессионального призвания включает такие компоненты, как:

- предназначение, миссия, представляющие смысл жизненного и профессионального пути человека, двигаясь по которому он чувствует себя в гармонии с самим собой, социумом, окружающей средой, реализуя собственные мотивы, способности, интересы, лич-ностно-профессиональные потребности и возможности в различных областях жизнедеятельности;

- личностные и профессиональные интересы, страсть к какому-то виду деятельности, включающие активное, избирательное познавательное, эмоциональное и волевое отношение личности к определенному виду деятельности на основе социальной установки и профессиональной направленности к данной сфере деятельности (В.Ф. Афанасьев, Е.Н. Землянская, Л.А. Йовайша);

- способности создавать материальные, социальные и духовные ценности, представляющие ценность для людей, получая при этом финансовое и моральное удовлетворение от результатов своего труда;

- личностные и профессиональные качества, приобретенные в процессе общения, обучения, производственной практики: ответственность, повышенная работоспособность, стремление к профессиональному росту; способность находить с людьми общий язык, аналитическое мышление и т. д.

Таким образом, поиски призвания и смысла жизни по своей сути, структуре и функциям являются системными действенными личностно-профессиональными технологиями, ведущими к саморазвитию и самосовершенствованию личности.

Пятый этап формирования и развития личностно-профессионального самосовершенствования будущего учителя включает самореализацию, сущностью которой являет-

кие науки -

ся проявление и реализация личностью в полной мере собственных и общественно значимых мотивов, интересов, потребностей, связанных с активной и плодотворной жизнедеятельностью.

Сущность самореализации заключается в осознании собственных задатков, потенциала, таланта и в их грядущем воплощении в определенном выбранном виде деятельности. Потребность в самореализации изначально заложена природой в каждом конкретно взятом индивиде. И в этой связи самореализация в «иерархии потребностей» представляет собой наивысшую потребность личности (А. Мас-лоу), является воплощением субъектом индивидуального потенциала в семейных отношениях и различных видах деятельности и основой для создания стратегической системы ориентирования личности на протяжении всей жизнедеятельности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Стратегической целью самореализации личности является идеальное представление результатов личностно-профессиональной деятельности на основе использования собственных компетенций, механизмов их реализации.

Самореализация будущего учителя включает условно два компонента: самоопределение и самоактуализацию личности. Самоопределение обеспечивает осмысление своего жизненного и профессионального пути, оценивание собственных возможностей и ресурсов, способность к сопоставлению стратегических целей и задач, выбранных условий и средств их достижения. Самоактуализация является индивидуальным стимулом для обоснования и реализации личностно-профессиональных планов и проектов в ходе осуществления самореализации.

Профессиональная самореализация будущего учителя включает ряд необходимых и важных функций, подразумевающих:

- сознание собственной миссии в выбранной профессиональной действительности;

- осознание степени собственной адекватности профессиональным стандартам, своего места в иерархии социальных и личностно-профессиональных ролей;

- осмысление субъектом педагогической деятельности степени признания его в профессиональной сфере;

- осознание собственных сильных сторон и недостатков, позволяющих или мешающих личностно-профессиональному самосовершенствованию на протяжении жизнедеятельности;

ИЗВЕСТИЯ вгпу

- принятие и реализация общечеловеческих и личностно-профессиональных принципов, позволяющих совершенствовать себя в значимых областях жизнедеятельности.

Таким образом, под профессиональной самореализацией можно понимать постоянный разновременный процесс формирования потенциальных мотивов, интересов, потребностей и возможностей личности в процессе индивидуально-творческой жизнедеятельности на протяжении всего земного пути. Самореализация личности представляет собой область применения индивидуального творческого потенциала индивида и выработки у него рефлексивного отношения по отношению к профессиональной деятельности и семейной жизни.

Исследования в области философии, психологии и педагогики показывают, что обучение в вузе - это наиболее благоприятный период для становления будущего учителя, поскольку именно в это время интенсивно развивается самоосознание, формируются навыки самоорганизации и самоуправления. И чтобы соответствовать уровню современных требований, будущему специалисту необходимо не только успешно заниматься в системе специально организованной подготовки, но и непрерывно работать над собой, профессионально самосовершенствоваться.

Список литературы

1. Адольф В.А. Профессиональная компетентность совершенного учителя: моногр. М. - Красноярск, 1998.

2. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс. Казань, 1996.

3. Деркунская В.А. Личностно-профессиональ-ное самопознание студента педагогического вуза: психолого-педагогический практикум: учеб.-метод. пособие. М., 2007.

4. Евтух Н.Б., Пиньковская Э.А., Черкаши-на Т.В. Методики личностно-профессионального самосовершенствования субъекта педагогической деятельности на основе самопознания: учеб.-метод. пособие. Черкассы, 2016.

5. Зеер Э.Ф. Шахматова О.Н. Личностно-ори-ентированные технологии профессионального развития специалиста: науч.-метод. пособие. Екатеринбург, 1999.

6. Коджаспирова Г.М. Культура профессионального самообразования педагога: учеб. пособие. М., 1994.

7. Кряхтунов М.И. Психолого-педагогические условия профессионального саморазвития учителя: дис. ... д-ра пед. наук. М., 2002.

8. Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. 4-е изд., испр. и доп. М., 2019.

9. Лукьянова М.И. Развитие психолого-педагогической компетентности учителя: диагностика и развития: моногр. Ульяновск, 2002.

10. Маралов В.Г., Низовских Н.А., Щукина М.А. Психология саморазвития: учебник и практикум для вузов. 2-е изд., испр. и доп. М., 2022.

11. Минюрова С.А. Психология саморазвития человека в профессии: моногр. М., 2008.

12. Михайловская Т.А. Творческое саморазвитие будушцх учителей в процессе реализации компетентностно-ориентированного подхода: дис. ... канд. пед. наук. Тольятти, 2003.

13. Попова М.Г. Саморазвитие как условия формирования профессиональной направленности студентов педагогического колледжа: дис. ... канд. пед. наук. Якутск, 2004.

14. Рукавишникова Н.Г. Профессиональное самопознание студентов педагогического вуза: дис. ... канд. психол. наук. М., 1999.

15. Сарсенбаева Б.И. Психология личностного и профессионального самосовершенствования бу-душих педагогов: моногр. М., 2005.

16. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология развития человека. Развитие субъективной реальности в онтогенезе: учеб. пособие. М., 2014.

* * *

1. Adol'f V.A. Professional'naya kompetentnost' sovershennogo uchitelya: monogr. M. - Krasnoyarsk,

1998.

2. Andreev V.I. Pedagogika tvorcheskogo samo-razvitiya. Innovacionnyj kurs. Kazan', 1996.

3. Derkunskaya V.A. Lichnostno-professional'-noe samopoznanie studenta pedagogicheskogo vuza: psihologo-pedagogicheskij praktikum: ucheb.-metod. posobie. M., 2007.

4. Evtuh N.B., Pin'kovskaya E.A., Cherkashi-na T.V. Metodiki lichnostno-professional'nogo samo-sovershenstvovaniya sub#ekta pedagogicheskoj deya-tel'nosti na osnove samopoznaniya: ucheb.-metod. posobie. Cherkassy, 2016.

5. Zeer E.F. Shahmatova O.N. Lichnostno-orien-tirovannye tekhnologii professional'nogo razvitiya specialista: nauch.-metod. posobie. Ekaterinburg,

1999.

6. Kodzhaspirova G.M. Kul'tura professional'no-go samoobrazovaniya pedagoga: ucheb. posobie. M., 1994.

7. Kryahtunov M.I. Psihologo-pedagogicheskie usloviya professional'nogo samorazvitiya uchitelya: dis. ... d-ra ped. nauk. M., 2002.

8. Leont'ev D.A. Psihologiya smysla: priroda, stroenie i dinamika smyslovoj real'nosti. 4-e izd., ispr. i dop. M., 2019.

педагогические науки

9. Luk'yanova M.I. Razvitie psihologo-pedago-gicheskoj kompetentnosti uchitelya: diagnostika i raz-vitiya: monogr. Ul'yanovsk, 2002.

10. Maralov V.G., Nizovskih N.A., Shchuki-na M.A. Psihologiya samorazvitiya: uchebnik i praktikum dlya vuzov. 2-e izd., ispr. i dop. M., 2022.

11. Minyurova S.A. Psihologiya samorazvitiya cheloveka v professii: monogr. M., 2008.

12. Mihajlovskaya T.A. Tvorcheskoe samoraz-vitie budushchih uchitelej v processe realizacii kom-petentnostno-orientirovannogo podhoda: dis. ... kand. ped. nauk. Tol'yatti, 2003.

13. Popova M.G. Samorazvitie kak usloviya for-mirovaniya professional'noj napravlennosti studen-tov pedagogicheskogo kolledzha: dis. ... kand. ped. nauk. Yakutsk, 2004.

14. Rukavishnikova N.G. Professional'noe samo-poznanie studentov pedagogicheskogo vuza: dis. ... kand. psihol. nauk. M., 1999.

15. Sarsenbaeva B.I. Psihologiya lichnostnogo i professional'nogo samosovershenstvovaniya budu-shchih pedagogov: monogr. M., 2005.

16. Slobodchikov V.I., Isaev E.I. Psihologiya raz-vitiya cheloveka. Razvitie sub»ektivnoj real'nosti v on-togeneze: ucheb. posobie. M., 2014.

Future teachers training to personal and professional self-improvement on the basis of self-knowledge

The article deals with the main thesises of the theory of the self-improvement of future teachers on the basis of self-knowledge. The content of the stages of the personal and professional self-improvement of the future teachers is revealed, including the self-knowledge, the self-affirmation, the self-development, the search for a professional vocation and the meaning of life, the self-realization, which determine the essence, structure and functions of a specialist's personal and professional activities throughout the life.

Key words: future teachers, self-improvement, self-knowledge, self-affirmation, self-development, search for a professional vocation and the meaning of life, self-realization.

и.С. трифонова, в.е. ермолаева

(Тюмень)

индивидуальные образовательные траектории как ресурс для повышения эффективности обучения в вузе: модели И ПРАКтИКИ

На международном и российском опыте показано, что индивидуальные образовательные траектории интегрируются в традиционную модель высшего образования на разных уровнях: от системного реинжиниринга всех программ обучения вуза до отдельных подходов к реализации ряда дисциплин и направлений. Описаны элементы модели 4С/Ю и возможности ее применения на занятиях по иностранному языку.

Ключевые слова: индивидуальная образовательная траектория, модель Liberal arts, модель PDP, модель 4C/ID.

В XXI в. ценность качественного образования резко возросла на фоне всеобщего процесса глобализации, развития концепции непрерывного обучения и появления новых профессий в процессе перехода к технологическому укладу общества в условиях цифровой экономики. Необходимость повышения качества образования для создания высококвалифицированных кадров, соответствующих социальному заказу общества, и преодоления квалификационного разрыва на сегодняшний день является одним из ключевых вопросов стратегического развития любой страны, от решения которого зависит ее дальнейшая социально-экономическая стабильность, а также возможность быстрой адаптации к современным вызовам [17; 21].

Одним из возможных решений данной проблемы является внедрение индивидуальных образовательных траекторий (ИОТ) в образовательный процесс высшей школы.

Целью данной работы является описание наиболее известных моделей Иот в российских и зарубежных вузах, а также подходы к реализации ИОТ на занятиях.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

- рассмотреть содержание понятия ИОТ и смежных понятий;

(Статья поступила в редакцию 21.07.2022)

© Трифонова И.С., Ермолаева В.Е., 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.