Научная статья на тему 'СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПЕДАГОГА'

СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПЕДАГОГА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
228
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гуманитарные науки
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЛИЧНОСТНОЕ-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ / ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТА - ПЕДАГОГА / СПОСОБЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / КОМПОНЕНТЫ САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Глузман Алина Александровна, Глузман Александр Владимирович

Раскрываются основные положения теории самосовершенствования, ее структурные компоненты и функции. Представлен опыт личностно-профессионального самосовершенствования в процессе подготовки специалистов в системе высшего образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Глузман Алина Александровна, Глузман Александр Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ESSENCE, STRUCTURE AND FUNCTIONS OF THE PERSONAL AND PROFESSIONAL SELF-IMPROVEMENT OF THE TEACHER

The main provisions of the theory of self-improvement, its structural components and functions are revealed. The experience of personal and professional self-improvement in the process of training specialists in the system of higher education is presented.

Текст научной работы на тему «СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПЕДАГОГА»

2022//-

activity by students with various forms of political participation and the connection between the characteristics of cyber behavior and the value orientations of the individual are shown.

ЛИТЕРАТУРА

1. Emerging Technologies in Learning. -2019. - № 14 (22). - P. 111-121.

2. Gee J. P. Semiotic social spaces and affinity spaces: From The Age of Mythology to today's schools // In D. Barton and K. Tusting (Eds.) Beyond Communities of Practice: Language Power and Social Context. - Cambridge, UK: Cambridge University Press, 2005. -P. 214-232.

3. Gikas J., Grant M. Mobile Computing Devices in Higher Education: Student Perspectives on Learning with Cellphones, Smartphones & Social Media // Internet and Higher Education. - 2013. - № 19. - P. 18-26.

4. Kuznekoff J. H., Munz S., Titsworth S. Mobile Phones in the Classroom: Examining the Effects of Texting, Twitter, and Message Content on Student Learning // Communication Education. - 2015. - № 64 (3). - P. 344-365.

5. Palfrey J., Gasser U. Born Digital. Understanding the first generation of digital natives. -NY, 2008. - 288 p.

6. Schroeder R. Social Theory after the internet: Media, Technology, and Globalization. -UCL Press, 2018. - 197 p.

А. А. Гпузман, А. В. Гпузман

УДК 37-051

СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПЕДАГОГА

П роблема самоопределения, самопознания и самопонимания, саморазвития, самосовершенствования и самообразования в настоящее время является одной из актуальных проблем отечественной и зарубежной педагогики. Именно эти процессы обеспечивают личностный и профессиональный рост специалиста - педагога.

В последние годы осмысление путей трансформации педагогического образования стало предметом исследований ряда отечественных ученых в области философии, психологии и педагогики.

В философских науках [4; 25] раскрываются особенности становления и развития человека в современном обществе [4], профессионализма как социально-философского феномена [25].

В психологии рассматриваются психологические основы самопознания и саморазвития [5; 15; 17; 21; 22; 24], особенности психологии профессиональной деятельности [11; 16; 18,], психологии личностно-профессиональ-ного самосовершенствования будущих педагогов [10; 19; 20] с учетом личностно-ориен-тированных технологий профессионального развития специалиста [9]. Как отмечают психологи, личностный и профессиональный рост педагога, прежде всего, связан с качественным изменением его личностного и профессионального потенциала: расширением сознания и самосознания, развитием мотивационного и волевого потенциала, открытием истинного, сущностного в себе, обретением профессионально и личностно ценных смыслов и целей собственного бытия, индивидуального способа осуществления себя в профессии.

Профессиональное становление педагога во многом зависит от осуществления поиска и обретения им смысла своей жизнедеятельности, от осознания им важности и необходимости профессиональной деятельности как своего жизненного призвания. Перед каждым человеком всегда стоит сложный выбор: получение профессии (специальности), которая может меняться в зависимости от жизненных планов и условий, но в любом случае определяет моральное и материальное удовлетворение от результатов деятельности, а также поиска спутника (спутницы) жизни, который определяет возможность создания счастливой семейной жизни, рождения детей, благополучие близких и любимых людей. Проблема поиска смыслов в профессиональной и семейной жизни актуальна не только для студентов, находящихся в ситуации жизненного самоопределения, но и для взрослых людей, особенно в ситуациях, связанных с карьерным продвижением по службе, позитивными изменениями в семье, в целом, совершенствованием определенных личностно-профессиональ-ных действий, направленных на улучшение условий жизнедеятельности.

В педагогических науках проблема самосовершенствования педагога исследуется с позиции культуры профессионального самообразования педагога [12], профессиональной компетентности современного учителя [1, 14], стремящегося к творческому саморазвитию [2, 3], личностно-профессиональному самосовершенствованию субъекта педагогической деятельности на основе самопознания [8], на основе создания психолого-педагогических условий профессионального саморазвития учителя [13].

Эти немногочисленные труды подтверждают тот факт, что рассматриваемая проблема не исчерпана и требует дальнейшего исследования методологических, теоретических, методических и практических ее аспектов.

Как известно, в педагогических науках источником возникновения и развития идей лич-ностно-профессионального самосовершенствования явилась теория развивающего обучения,

которая была обоснована Л. С. Выготским и впоследствии развивалась Д. Б. Элькониным, А. Н. Леонтьевым, П. Я. Гальпериным, В. В. Давыдовым, А. В. Запорожцем, Л. В. Занковым. Распространение гумани-стических взглядов в системе отечественного образования привело ученых к идеям о саморазвитии, самовоспитания личности, основанных на признании роли и значения для педагога процессов самосовершенствования на протяжении всей жизнедеятельности.

Одно из направлений современных педагогических исследований связано с профессиональным и личностным самосовершенствованием специалистов педагогической сферы на основе их самопознания и саморазвития [3; 4; 8; 9]. Только саморазвивающийся в личностном и профессиональном плане педагог способен стать ориентиром и опорой для обучающихся в их работе над собой и выборе непрерывного саморазвития в качестве жизненного пути. В условиях социальной потребности в постоянном обновлении компетентно-стной базы педагогов и интенсификации, требующих внедрения достижений педагогической науки, работники образовательных учреждений все чаще выбирают стратегию самосовершенствования и непрерывного образования, где вузовский этап обучения - только начало профессионализации. Реализация данной стратегии становится залогом профессионального и личностного роста педагогических кадров.

С позиции системного подхода остановимся на определении сущности, структуры и функций ключевого понятия - «самосовершенствование педагога».

Самосовершенствование педагога в общих чертах представляет собой деятельность человека, связанную с постоянным развитием личностной и профессиональной направленности (мотивов, интересов, потребностей, качеств), формированием обобщенных знаний и способов действий, овладением новыми компетенциями в педагогической сфере. Кроме этого, самосовершенствование личности заключается в совершенствовании сис-

2022//-

темы межличностных отношений с самим собой и субъектами окружающего социума: коллегами по работе, руководителями администрации образовательного учреждения, людьми из ближнего окружения (родители, супруги, дети, родственники), значимыми людьми (научными руководителями, опытными педагогами, близкими друзьями), представителями субкультуры (музыки, театра, живописи). Саморазвитие и самопознание начинается с работы над своей личностью. Понять и осмыслить собственные мотивы, цели, интересы, потребности и возможности - сложный и непрерывный процесс, включающий развитие личностных качеств, необходимых для общения с разными людьми и восприятия окружающего социума, воспитание воли и характера, направленных на осознание собственных целеустремленных действий и получение значимого результата жизнедеятельности.

В чем заключается основной смысл самосовершенствования педагога? Каждый человек, стремящийся к позитивным результатам в семейных отношениях и успеху в профессиональной деятельности, задумывается над этим вопросом. Опыт цивилизационного развития позволяет говорить о том, что в основе самосовершенствования человека на протяжении многих веков лежало саморазвитие духовности, свободы, творчества, социальной активности личности на основе ее самопознания.

Духовность - это внутреннее состояние человека, находящегося в согласии с окружающим социумом, окружающей природой и самим собой. Духовно-нравственное самосовершенствование - это внутреннее и внешнее согласие и союз духа, интеллекта и поступков личности. Люди, идущие по пути к самосовершенствованию, целеустремлены, рассудительны, спокойны, уравновешены, способны к решению многообразных жизненно -профессиональных задач в изменяющихся условиях. К духовности, несомненно, относится физическое самосовершенствование, поскольку только в здоровом теле может быть здоровым дух. Таким образом, духовность лично-

сти - это уникальное проявление индивидуального внутреннего состояния конкретного человека, проявляющегося во всех сферах его жизнедеятельности: в познании, общении, творчестве, в отношении ко всему, что окружает индивида.

Осмысление сущности человеческой свободы являлось предметом исследований И. Канта, Б. Спинозы, С. Л. Франка, Н. Н. Бердяева. По Н. Н. Бердяеву, свобода включает «самозаконность» - способность человека жить в согласии с самим собой с учетом законов и принципов социума, в котором он осуществляет жизнедеятельность. В контексте содержания статьи можно согласиться с положением о том, что свобода - это способность и возможность человека поступать в соответствии со своими целями, интересами, потребностями на основе знания объективной действительности (П. А. Слуцкий). Вместе с тем, личная свобода непосредственным образом связана с ответственностью за свои дела и поступки. Таким образом, свобода является проявлением духовного состояния человека на основе ответственного отношения к результатам своей жизнедеятельности. Духовная и свободная личность наделена способностью самостоятельно определять направление собственной жизнедеятельности в соответствии с закономерностями и принципами окружающего социума.

В самосовершенствовании всегда скрыт творческий путь, ведь суть любого творчества - создание нового, вероятно, на основе уже известного. Переосмысление опыта прошлого, новый подход к нему - все это и есть выражение творческого начала каждого человека. Творчество не исчерпывается только лишь созданием или овладением шедеврами литературы, музыки и театра или созданием новых технологий. Творческое начало присутствует в повседневной жизни при условии, если новый подход к выполнению любого дела направлено на создание нечто нового, отличного от традиционного, осмысленного и выполненного неоднократно. Какие качества необходимы творческой личности, чтобы реа-

лизовать свое предназначение и оставить свой след в душах учеников? Этот вопрос задают практически все творческие работающие педагоги на протяжении многих лет своей деятельности! В связи с этим самосовершенствование педагога всегда связано с творческим поиском инновационного содержания, форм и методов обучения, направленных на формирование познавательных интересов обучающихся. Таким образом, проявление открытости новому опыту, уверенности в себе, независимости и свободы в организации, планировании и осуществлении образовательного процесса является критериями самодостаточности, самоуважения и креативного мышления педагога.

И, конечно же, самосовершенствование педагога не может формироваться и развиваться без социальной активности - интегра-тивного качества личности, которое проявляется в самостоятельности, инициативности, целенаправленности, направленных на осознанное взаимодействие с субъектами деятельности и социальной средой. Именно это качество, связанное с внутренней (психической) и внешней (практической) сторонами педагогической деятельности и включенностью в систему профессиональных отношений, направлено на преобразование самого себя и социокультурной среды в соответствии с интересами общества. Таким образом, в ходе самосовершенствования педагога социальная активность проявляется в стремлении реализовать себя в педагогической деятельности на всех этапах повышения квалификации и преобразования существующих условий в системе образования, и тем самым внести свой вклад в улучшение качества жизни населения страны.

Какие личностно-профессиональные компоненты определяют структуру самосовершенствования педагога? Какие системные компоненты самосовершенствования характеризуются осознанностью и постоянностью, направленностью на формирование новых личностных свойств и качеств, ключевых и специальных профессиональных компетенций?

Как известно, в иерархической системе жизнедеятельности важную роль играет направленность личности, которая включает мотивы, интересы, потребности, возможности, желания, стремления и влечения, определяющие ценностные установки и социальные ориентации.

Самосовершенствование педагога - это путь к успеху, достижению мечты и целей в жизни, насыщенной интересными и разнообразными событиями. В связи с этим целе-полагающим компонентом самосовершенствования педагога является совокупность всех побуждений человека - мотивация, мо-тивационная сфера личности. Внутренняя мотивация педагога влияет на познавательную деятельность и способствует личностно-профессиональному росту. Внешняя мотивация способствует удовлетворению ориентировочно-исследовательских, а также материальных и бытовых потребностей. Именно мотивация определяет стремление человека к успеху, повышению престижа, которые обеспечивают его адаптацию к различным условиям жизнедеятельности и возможность решать многообразные профессиональные и бытовые задачи. В ходе многократного выполнения задач вырабатываются индивидуальные способы действий, которые определяются как эффективные в определенных жизненно-профессиональных ситуациях. Таким образом, мотивация (мотивационное поле) представляет собой индивидуализированный механизм соотнесения внешних и внутренних факторов, определяющих способы поведения и деятельности личности в изменяющихся условиях жизнедеятельности.

Самосовершенствование педагога - это серьезная и кропотливая работа над собственной личностью, в процессе которой индивид ставит перед собой определенные цели, при этом приобретая новые знания и умения для воплощения мечты. Речь идет не только об идеальном представлении сиюминутных результатов работы, но и о создании стратегической гипотезы, т. е. определении закономерностей и особенностей предстоящих

2022//*

этапов самосовершенствования, характера формальных и неформальных взаимоотношений на протяжении всей жизнедеятельности. В связи с этим элементом самосовершенствования становятся условия достижения целей, которые лежат в основе самосовершенствования и служат «источником внутреннего и внешнего развития» (С. И. Архангельский). Только при условии, что педагог готов к преодолению жизненных и профессиональных трудностей, получает удовольствие от общения с учениками, коллегами, близкими и родными людьми, он сможет прийти к саморазвитию и самосовершенствованию. Таким образом, цель как системообразующий компонент выполняет мотивационную и прогностическую функции самосовершенствования. Эти функции реализуются в том случае, если сформулированные и реализуемые на протяжении всей жизнедеятельности цели включают характеристики, позволяющие педагогу представлять себе для чего, как, при каких условиях ему необходимо решать многообразные задачи и какое значение имеют результаты жизнедеятельности для его постоянно совершенствующей профессиональной работы.

Жизненные и профессиональные цели определены, но достижимы ли они на протяжении конкретных этапов и всей жизнедеятельности? Необходимо соотнести с этой целью свои способности и возможности. Поэтому следующий этап самосовершенствования -формулировка задач, включающих определение условий, позволяющих реализовать поставленные цели и смоделировать сложности и трудности, встречающиеся на пути их достижения. Определение полноты содержания поставленных задач на каждом из этапов самосовершенствования основывается на анализе реальных возможностей их выполнения, систематизации и обобщении ранее освоенного опыта. Противоречие между требованиями каждого последующего этапа жизнедеятельности и имеющимся опытом личности разрешается постановкой новых жизненных и профессиональных задач. С точки зрения психологии высшей школы на этапе постанов-

ки таких задач происходит определение полноты, релевантности, адекватности, точности, своевременности, доступности, непрерывности, структурированности, специфичности информации, которой владеет педагог и какими знаниями еще необходимо овладеть для последующего этапа самосовершенствования (В. А. Якунин). Осваивая новую информацию, педагог корректирует свои цели, преобразуя их в конкретные, достижимые в перспективе задачи. В связи с этим для движения вперед по пути к самосовершенствованию необходимо восприятие своих реальных возможностей, гармоничное сочетание идеализма и реализма. Таким образом, задачи, выполняя функцию структурирования процесса самосовершенствования, позволяют педагогу понять: чему необходимо учиться, что нужно узнать из того, что ранее ему не известно, какая информация из различных областей знаний понадобиться в будущем. Часто недооценка педагогами целей и определения задач приводит к неумению систематизировать знания, оперировать известными приемами и способами жизнедеятельности, видоизменять и переносить их при решении новых многообразных задач. Это, в свою очередь, влечет за собой многочасовой малопродуктивный труд.

Формулирование задач на каждом из этапов самосовершенствования предполагает предвидение особенностей ее течения, результатов практических действий. «Именно в организационном моменте, - писал П.П. Блон-ский, - проявляются и развиваются такие ценные качества, как творчество, инициатива, сообразительность, предусмотрительность, расчетливость, потребность в знаниях и искание их» [6]. Организация самосовершенствования включает выбор приемов и методов жизнедеятельности, позволяющих педагогу осваивать максимальный объем личностно-значи-мой и профессиональной информации, средств, ускоряющих темпы ее усвоения, а также форм, оптимизирующих процесс познания. Итак, организация самосовершенствования, выполняя управленческую функцию, предоставляет педагогу возможность определить, с помощью

каких форм, методов и средств необходимая информация становится важной составляющей системы обобщенных знаний, а в последствии и ключевыми жизненно-профессиональными компетенциями.

Самосовершенствование довольно трудно представить без освоения навыков планирования. Если самосовершенствование стало предметом каждодневного труда, тогда необходимо разбить свой день, рабочую неделю и месяц. Системный педагог при помощи данного графика жизни может без труда отследить, сколько времени и какими средствами будет выполнена та или иная поставленная профессиональная задача. Посредством такого подхода педагог формирует готовность к стратегическому и тактическому планированию своей жизни и деятельности. В психологии сформировалась идея о том, что без отчетливого представления о будущем личность неспособна к целенаправленной саморегуляции своего поведения и деятельности, к решению задач, возникающих в общественной и профессиональной жизни.

В поиске и обретении педагогом смысла жизнедеятельности решающую роль играет его профессионально-личностная перспектива, объединяющая в себе профессиональные и жизненные идеалы, ценности, мотивы, цели и планы. Все перечисленные компоненты представляют основу для обоснования и разработки программы самосовершенствования, направленной на развитие и формирование собственных позитивных свойств и качеств характера, мотивационного поля, материальных, профессиональных и познавательных интересов и доминирующих потребностей в освоении необходимой и достаточной информации и приобретении необходимых ключе -вых и специальных компетенций. Таким образом, планирование, выполняя координирующую функцию, представляет собой упорядочение жизнедеятельности, которое связано с решением вопроса: когда, в какое время и как динамично происходит самосовершенствование личности педагога.

Программа самосовершенствования содержит в себе конкретные шаги по достижению тех целей и задач, которые ставит перед собой педагог. В процессе воплощения программы происходит переход от ее общих принципов построения к ее детализации. Такая детализация осуществляется с помощью логических и практических приемов жизнедеятельности, направленных на решение поставленных задач. Непосредственная реализация каждого из этапов самосовершенствования связана с поиском необходимых процессуальных и содержательных действий, их выбором из множества возможных наиболее рациональных и эффективных, направленных на достижение определенной цели. Как справедливо отмечают психологи и педагоги (Н. Ф. Талызина, П. И. Пидкасистый), перед личностью стоит главная проблема - сформировать систему обобщенных знаний и видов деятельности, которые обеспечат их применение в различных жизненно-профессиональных ситуациях. Таким образом, осуществление передачи и усвоения информации, выполняющее коммуникативную функцию, представляет собой согласование действий в процессе ее практического применения в изменяющихся условиях жизнедеятельности.

Эффективное осуществление программы самосовершенствования невозможно без самоконтроля, корригирования и самооценки результатов жизнедеятельности. Н. Ф. Талызина писала, что «одновременное присутствие во всех действиях функций управления, исполнения и коррекции, предпринимаемых субъектом в отношении какого-либо объекта, обеспечивает успех его деятельности» [23]. Контроль, выполняющий функцию обратной связи, состоит в получении сведений о ходе познавательной деятельности, определении правильности, последовательности, полноты выполняемых действий. Самоконтроль позволяет педагогу осмыслить, какой и почему получен значимый результат на каждом из этапов жизни и профессиональной деятельности.

Результаты жизнедеятельности могут соответствовать поставленным личностно-про-фессиональным целям, но по тем или иным причинам могут иметь и отклонения от них. Поэтому контроль тесно связан с корректировкой процесса самосовершенствования, предполагающей реагирование педагога на собственные ошибки, недостатки, выявление их причин, определение эффективности используемых действий (приемов), воплощение которых на последующих этапах жизнедеятельности будут отвечать идеальному замыслу, т. е. поставленным целям. Противоречия между сформулированными и поставленными целями и перспективными жизненными проектами позволяют судить о том, насколько полученные результаты на конкретных этапах самосовершенствования соответствуют стратегическому планированию, и в конечном счете, смыслу жизни человека. В процессе коррегирования педагог определяет, имеются ли отклонения в ходе самосовершенствования, каковы причины жизненных и профессиональных трудностей и степень этих отклонений, что следует предпринять для устранения и предупреждения их появления в будущем.

Большая роль в процессе самосовершенствования принадлежит самооценке результатов жизнедеятельности на определенных уровнях самосовершенствования и их сопоставления с намеченными целями и задачами. Самооценка позволяет констатировать уровень освоения педагогом действий, направленных на решение бытовых и производственных задач, выявить причины возникающих трудностей. Нельзя не согласиться с В. В. Давыдовым, который отмечал, что «оценка дает возможность определить, разрешена ли данная задача и можно ли переходить к выполнению различных конкретных действий, опирающихся на требуемое понятие, или необходимо создавать новые ее варианты для достижения исходной цели [7, с. 19]. Самооценка позволяет педагогу определить, каким является промежуточный результат жизнедеятельности, какие цели и задачи стоят

впереди и требуют новых жизненных и профессиональных усилий.

Оценка промежуточных результатов самосовершенствования предполагает проектирование дальнейшего этапа (цикла) жизнедеятельности, связанного с выполнением более сложных задач, опираясь на уже полученный опыт. При получении промежуточных значимых результатов самооценка позволяет проектировать, где можно использовать имеющийся опыт, как он будет применяться в будущей жизнедеятельности. При незначительных результатах вслед за анализом причин неудачи при выполнении жизненных и профессиональных задач, как правило, следует обоснование и применение новых действий, средств, с помощью которых можно будет устранить недостатки.

Описываемая структура самосовершенствования педагога отображает основные компоненты и их связи, характерные для человеческой жизнедеятельности. Очевидно, что в процессе реализации каждого из описываемых компонентов, педагог овладевает процессуально-содержательной стороной самосовершенствования. Это становится реальным при системной организации саморазвития и самовоспитания педагога на основе самопознания.

Подводя итоги вышесказанного, можно сделать вывод, что основными составляющими самосовершенствования педагога являются мотивация и профессиональная направленность, цели и стремление к их достижению, сила воли и вдохновение, духовное и физическое состояние организма, определяющие степень развития личности и ее места в жизни и профессии.

АННОТАЦИЯ

Раскрываются основные положения теории самосовершенствования, ее структурные компоненты и функции. Представлен опыт личностно-профессионального самосовершенствования в процессе подготовки специалистов в системе высшего образования.

Ключевые слова: личностное-профессиональное самосовершенствование, подго-

товка специалиста - педагога, способы деятельности, компоненты самосовершенствования.

SUMMARY

The main provisions of the theory of self-improvement, its structural components and functions are revealed. The experience of personal and professional self-improvement in the process of training specialists in the system of higher education is presented.

Key words: personal and professional self-improvement, training of a specialist-teacher, methods of activity, components of self-improvement.

ЛИТЕРАТУРА

1. Адольф В. А. Профессиональная компетентность совершенного учителя: монография. - М.: М-во общего и проф. образования РФ; Красноярск, Красноярск. гос. ун-т, 1998. - 309 с.

2. Андреев В. И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс. - Казань: Изд-во КГУ, 1996. - 566 с.

3. Андреев В. И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития. - 3-е изд. -Казань: Центр инновационных технологий, 2006. - 608 с.

4. Афанасьев В. Г. Системность и общество. - М.: Политиздат, 1980. - 368 с.

5. Блинова В. Л. Психологические основы самопознания и саморазвития. - Казань: ТГГПУ, 2009. - 222 с.

6. Блонский П. П. Избранные педагогические произведения. - М.: АПН СССР, 1961. -С. 326.

7. Давыдов В. В. Содержание и структура учебной деятельности школьников // Формирование учебной деятельности школьников. - М.: Педагогика, 1982. - С. 15-21.

8. Евтух Н. Б., Пиньковская Э. А., Чер-кашина Т. В. Методики личностно-профес-сионального самосовершенствования субъекта педагогической деятельности на основе самопознания: учебно-методическое пособие. - Черкассы: Издатель: Чабаненко Ю. А., 2016. - 406 с.

9. Зеер Э. Ф. Шахматова О. Н. Лично-стно-ориентированные технологии профессионального развития специалиста: научно-методическое пособие. - Екатеринбург: Изд-во РГППУ, 1999. - 244 с.

10. Знаков В. В. Психология понимания: Проблемы и перспективы. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2005. - 448 с.

11. Климов Е. А. Психология профессионализма. - М.: ИПП МОДЭК, 1996. - 400 с.

12. Коджаспирова Г. М. Культура профессионального самообразования педагога: учебное пособие. - М.: Изд-во Всеросс. науч.-практ. центра профориентации и психол. поддержки населения, 1994. - 344 с.

13. Кряхтунов М. И. Психолого-педагогические условия профессионального саморазвития учителя: дисс. ... д-ра пед. наук. -М., 2002. - 466 с.

14. Лукьянова М. И. Развитие психолого-педагогической компетентности учителя: диагностика и развития: монография. - Ульяновск, УИПК ПРО, 2002. - 416 с.

15. Маралов В. Г. Основы самопознания и саморазвития: учебное пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 256 с.

16. Маркова А. К. Психология профессионализма. - М.: Знание, 1996. - 308 с.

17. Минюрова С. А. Психология саморазвития человека в профессии: монография. - М.: Компания Спутник +, 2008. - 298 с.

18. Мышкина В. Т. Психология профессионализма. - М.: АО «Московские учебники и Картолитография», 2001. - 200 с.

19. Рувинский Л. И. Психология самовоспитания: учеб. пособие по спецкурсу для пед. ин-тов. - М.: Просвещение, 1982. - 143 с.

20. Сарсенбаева Б. И. Психология личностного и профессионального самосовершенствования будущих педагогов: монография. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2005. - 176 с.

21. Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Психология развития человека. Развитие субъективной реальности в онтогенезе: учебное пособие. - М.: Изд-во ПСТГУ, 2013. - 395 с.

2022//*

22. Столин В. В. Познание себя и отношение к себе в структуре самосознания личности: дисс. ... д-ра психол. наук. - М., 1985. -530 с.

23. Талызина Н. Ф. Управление процессом усвоения знаний. - М.: Изд-во МГУ, 1975. - 125 с.

24.Цукерман Г. А., Мастеров Б. М Психология саморазвития. - М.: Интерпракс,1995. -228 с.

25. Цвык В. А. Профессионализм (Социально-философский анализ): дисс. ... д-ра филос. наук. - М., 2004. - 347 с.

МОДЕРНИЗАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ТЕНДЕНЦИИ И ВЕКТОРЫ РАЗВИТИЯ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.