Научная статья на тему 'Стимулирование профессионального самосовершенствования будущего педагога в процессе образования'

Стимулирование профессионального самосовершенствования будущего педагога в процессе образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
100
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ / САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / СТУДЕНТЫ / ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЕЙ / ПЕДАГОГИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сманцер А.П.

Выявляется философская, психолого-педагогическая суть самосовершенствования обучения студентов, рассматриваются вопросы стимулирования их познавательной деятельности. Отмечается значение самопознания для стимулирования самосовершенствования студентов в обучении. С позиций системного, личностно-развивающего и андрагогического подходов выделяются основные компоненты профессионального самосовершенствования: потребностно-ценностный (отношение личности к процессу самосовершенствования в сфере профессиональной деятельности, ценности); мотивационно-целевой (осознание мотивов и целей профессионального самосовершенствования, разработка индивидуальной образовательной траектории, интерес); когнитивно-информационный (владение системой знаний о своих возможностях); процессуально-продуктивный (использование приемов самосовершенствования, самообразования); преобразовательно-творческий (деятельность по самоизменению личности); организационно-планирующий (планирование роста и самоизменения своих личностных качеств); эмоционально-волевой (целеустремленность, настойчивость, самоуверенность, радость достижения успеха); оценочно-коррекционный (оценка и самооценка, коррекция и самокоррекция результатов деятельности, рефлексия).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сманцер А.П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STIMULATION OF PROFESSIONAL SELF-IMPROVEMENT OF THE FUTURE TEACHER DURING FORMATION

The philosophical, psychological and pedagogical essence of students’ self-improvement is revealed, the issues of their cognitive activity stimulation are considered. The value of self-knowledge for stimulation of students’ self-improvement in getting education is marked. According to systematic, personal-developing and andragogycal approaches, there are the following basic components of professional self-improvement: personal attitude to the process of self-improvement in the professional sphere; realization of motives and the purposes of professional self-improvement, development of an individual educational trajectory, interest; possession of the system of personal opportunities knowledge; use of self-improvement and self-education methods; activity of changing oneself; planning of personal growth and self-changing; combination of purposefulness, persistence, self-confidence, pleasure of achievements and success; estimation and self-evaluation, correction of results of activity, reflection.

Текст научной работы на тему «Стимулирование профессионального самосовершенствования будущего педагога в процессе образования»

ПЕДАГОГИКА

УДК 37:378.016

СТИМУЛИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА В ПРОЦЕССЕ ОБРАЗОВАНИЯ

д-р пед. наук, проф. А.П. СМАНЦЕР (Белорусский государственный университет, Минск)

Выявляется философская, психолого-педагогическая суть самосовершенствования обучения студентов, рассматриваются вопросы стимулирования их познавательной деятельности. Отмечается значение самопознания для стимулирования самосовершенствования студентов в обучении. С позиций системного, личностно-развивающего и андрагогического подходов выделяются основные компоненты профессионального самосовершенствования: потребностно-ценностный (отношение личности к процессу самосовершенствования в сфере профессиональной деятельности, ценности); мотивационно-целевой (осознание мотивов и целей профессионального самосовершенствования, разработка индивидуальной образовательной траектории, интерес); когнитивно-информационный (владение системой знаний о своих возможностях); процессуально-продуктивный (использование приемов самосовершенствования, самообразования); преобразовательно-творческий (деятельность по самоизменению личности); организационно-планирующий (планирование роста и самоизменения своих личностных качеств); эмоционально-волевой (целеустремленность, настойчивость, самоуверенность, радость достижения успеха); оценочно-коррекционный (оценка и самооценка, коррекция и самокоррекция результатов деятельности, рефлексия).

Введение. Современные социально-экономические изменения в мире предъявляют новые требования к процессу профессиональной подготовки будущего учителя. Значительное место в этом процессе отводится поиску вариантов стимулирования его профессиональной деятельности, стремления к активности, творчеству, самореализации, саморазвитию. В современных условиях, когда происходит обновление содержания общего образования, проникновение в образовательный процесс новых технологий, изменяется характер социального заказа школе, становится актуальной нацеленность будущих учителей не только на овладение определенной суммой устоявшихся, общепринятых знаний, выработку необходимых умений и навыков (что само по себе очень важно), но и на развитие у них способности к поиску нужной информации, ее использованию в новых ситуациях, на осознание перспектив обогащения преподаваемого предмета, а также на развитие себя и своих учеников. Это актуализирует проблему стимулирования будущих педагогов к овладению не только репродуктивной, но и творческой деятельностью, к постоянному профессиональному и личностному самосовершенствованию.

Проблема профессионального и личностного самосовершенствования будущего педагога исследовалась и исследуется педагогами, психологами, в психолого-педагогической литературе многие ее аспекты достаточно полно представлены (В.И. Андреев, А.И. Кочетов, В.Г. Маралов, А.К. Маркова, Л.М. Митина, В.А. Сластенин, Е.Г. Скворцова, Е.И. Рогов и другие).

Исследование показало, что вопросы стимулирования будущих учителей к профессиональному и личностному совершенствованию и саморазвитию, к формированию индивидуальной образовательной траектории исследованы недостаточно.

Методы и организация исследования. Исследование проводилось на базе Белорусского государственного университета. Применялись следующие методы: метод теоретического анализа психолого-педагогической литературы, подготовка эссе на тему «Моя программа самосовершенствования», анкетирование студентов, социологические методы, позволившие выявить корреляционные связи между компонентами самосовершенствования. В опытно-экспериментальной работе приняло участие 210 студентов 3 - 4 курсов.

Основная часть. Процесс профессионального и личностного развития связан с потребностью в самосовершенствовании личности. В «Толковом словаре русского языка» С.И. Ожегов и Н.Ю. Шведова указывают, что «самосовершенствоваться - значит становиться лучше, совершеннее; повышать свои знания, мастерство» [9, с. 741]. Это значит, что совершенствование непосредственно связывается со стремлением человека к развитию своих личностных качеств.

Проблема профессионального самосовершенствования носит междисциплинарный характер. Ее исследуют философы, психологи, педагоги.

Философы П.А. Флоренский и А.Ф. Лосев самосовершенствование рассматривают как развитие «самости» и связывают его с источником сознательной, целеустремленной активности, деятельности человека [4, с. 201], а американский философ У. Джеймс процесс самосовершенствования соотносит с наличием у каждого человека способности к самоизменению [14, с. 210 - 211]. Весьма важными для нашего исследования являются философские взгляды Н.А. Бердяева, рассматривающего самосовершенствование через призму самопознания, самоактуализации, самоопределения, самооценки. Он считал, что личность «самотворится» на протяжении всей жизни и процесс самосовершенствования является привнесением себя в мир, а мира в себя [2].

Современные психолого-педагогические исследования рассматривают самосовершенствование как важнейшее условие непрерывного развития личности, определяющее ее профессиональную успешность, и подчеркивают важность стимулирования этого процесса. Так, согласно теории К. Юнга, самосовершенствование личности осуществляется через индивидуализацию, самоизменение, где человек становится сам собой, сам познает себя, сам организует, реализует, корректирует и контролирует свои действия [16, с. 183]; А. Маслоу самосовершенствование рассматривает как «напряженный процесс постепенного роста, кропотливый труд маленьких достижений, которые формируются или подавляются внешними факторами» [6, с. 56]; К. Роджерс считает самосовершенствование процессом «проявления глубинной тенденции к актуализации, пронизывающей всю фактическую жизнь личности и выявляющей всю сложность, на которую способен организм» [12, с. 52].

В педагогических исследованиях самосовершенствование рассматривается как процесс, объединяющий в себе мотивы, интересы и ценностные ориентации личности [3, с. 56]. «В самосовершенствовании, - подчеркивает Д.А. Белухин, - выражается положительное отношение к профессии, склонность и интерес к ней, желание улучшить свою подготовку, удовлетворить материальные и духовные потребности, занимаясь трудом в области своей профессии» [1, с. 13]. Самосовершенствование, отмечает В.Г. Маралов, выражает стремление личности быть лучше, «приближаться к некоторому идеалу» [5, с. 81].

Таким образом, самосовершенствование - это процесс сознательного управления развитием своих личностных качеств и способностей. Тем самым важной задачей вуза является стимулирование потребности в профессиональном самосовершенствовании будущих учителей.

Стимулирование студентов к самосовершенствованию, саморазвитию, самовоспитанию и самообразованию - одно из важных направлений в подготовке их к предстоящей профессиональной деятельности, связанной не только и не столько с репродуктивной деятельностью, сколько с постоянным творческим поиском решения проблем.

С одной стороны, профессиональное самосовершенствование как социальный процесс побуждается требованиями общества к подготовке будущего педагога. Эти требования определяются нормативными документами государства к личности педагога, т.е. «источник профессионального самосовершенствования находится в социальном окружении» [11, с. 233]. С другой стороны, профессиональное самосовершенствование обусловлено потребностями, мотивами и отношением личности к своей подготовке, осознанием и самопознанием необходимости соотнесения своего «я - реального» и своего «я - идеального».

Профессиональное и личностное самосовершенствование - это процесс, направленный на повышение и развитие личностных и педагогических качеств будущего педагога соответственно требованиям и условиям, которые ставит перед ним общество и он сам.

На основе системного личностно-развивающего подхода Л.М. Митина профессиональное саморазвитие (а значит и профессиональное самосовершенствование) понимает как «рост, становление, интеграцию и реализацию в профессиональном труде профессионально значимых личностных качеств и способностей, профессиональных знаний и умений» [8, с. 409]. И далее она отмечает, что «это активное качественное преобразование человеком своего внутреннего мира, приводящее к принципиально новому его строю и способу жизнедеятельности» [8, с. 409]. Тем самым подчеркивает, что профессиональное самосовершенствование - это сознательный, целенаправленный процесс.

Профессиональное самосовершенствование личности будущего педагога - это активный творческий процесс изучения субъектом себя, познания своих способностей, все более глубокого проникновения в неисчерпаемые возможности своего профессионального и личностного развития (самопознание), постоянной работы над собой, сознательного изменения своих личностных и профессионально значимых качеств (самовоспитание), усиления устойчивой мотивации профессионального и личностного развития, познавательной активности в овладении компетенциями в соответствии с требованиями будущей профессии и на основе личной программы развития (самообразование).

В становлении и развитии профессионального самосовершенствования выделяются несколько этапов. Началом большой и кропотливой работы студента по профессиональному саморазвитию выступает этап самопознания. Оно представляет собой сложный процесс определения человеком своих способностей и возможностей, уровня развития требуемых качеств личности. Самопознание - это процесс

осознания личностью своего «Я», самой себя как субъекта практической и познавательной творческой деятельности, своих индивидуальных характеристик: уяснения своих сильных и слабых сторон, знание особенностей своих мыслительных операций (анализ, синтез, обобщение, конкретизация и др.), познавательных процессов (ощущение, восприятие, воображение, мышление, память, речь и др.), понимание своих потенциальных творческих возможностей, склонностей и способностей, своеобразия протекания своих волевых и эмоциональных процессов, предрасположенности своего организма и состояния здоровья. С профессиональной точки зрении самопознание - это постоянное самоопределение, развитие профессиональных навыков, самопроектирование, создание определенной стратегии для профессионального роста, своей деятельности, ее реализации, знание о своих сильных и слабых сторонах, вероятных зонах успехов и неудач; представление о себе и своей работе в будущем.

В процессе исследования студенты были ориентированы на ценностное отношение к самопознанию как необходимому этапу самосовершенствования. В процессе исследования самопознание организовывалось с помощью самонаблюдения (наблюдение за собой в деятельности), сравнения себя с другими (педагогические игры). Например, на механико-математическом факультете была проведена игра «Моя компьютерная фирма», в процессе которой у многих студентов проявились лидерские качества, творческий подход к решению проблем.

Весьма важна логика самопознания: от сравнения себя с идеалом - к сравнению с реальным человеком, и от него - к сравнению себя с самим собой по формуле «был - стал», от анализа к самоанализу своих успехов (творческая деятельность); опора на три «Я»: «Я» в моем представлении (Что я знаю о себе?), «Я» идеальное (Каким я хочу быть?), «Я» зеркальное (Что обо мне думают другие люди?).

Ответы на эти вопросы позволили студентам разработать индивидуальные траектории своего самосовершенствования, которые включали бы подразделы: я хочу добиться в жизни (мои цели); мои качества на сегодняшний день; наличие необходимых знаний на данный период времени; наличие учебно -профессиональных умений; мой баланс личных успехов и неудач; мое самовоспитание; моя самореализация (что я сделал для достижения поставленной цели, что я хочу сделать для достижения поставленной цели, сроки выполнения).

На основе опроса студентов были определены главные направления осуществления самопознания: самопознание себя в системе социально-педагогических отношений, в условиях учебно-профессиональной деятельности и тех требований, которые предъявляет к нему эта деятельность (65,4 %); самоизучение уровня развития качеств собственной личности, которое осуществляется путем самонаблюдения, самоанализа своих поступков, поведения, результатов деятельности, критического анализа высказываний в свой адрес (36,9 %); самопроверки себя в конкретных условиях деятельности (24,8 %); самооценка, вырабатываемая на основе сопоставления имеющихся знаний, умений, качеств личности с предъявляемыми требованиями (38,4 %), а также выявлено наличие знаний о степени своего соответствия профессиональным эталонам (12,7 %), о своем месте в системе профессиональных ролей (14,4 %), знание своих слабых и сильных сторон (9,6 %), нацеленность на постижение своего «Я» (16,8 %), стремление сделать себя лучшим, совершенным (30,7 %), осознание путей самосовершенствования (32,6 %), понимание наличия вероятных зон успехов и неудач (13,6 %), представление о себе и своей работе в будущем (43,7 %).

На основе самопознания и самооценки у студентов начинает вырабатываться решение заниматься самосовершенствованием. Процесс принятия такого решения происходит, как правило, при глубоком внутреннем переживании положительных и отрицательных сторон личности. По существу, именно на данном этапе создается своеобразная модель работы над собой. Как отмечает Л.М. Митина, психологическим механизмом саморазвития личности, а также и ее самосовершенствования, является внутренняя активность, «активность по преобразованию своего внутреннего мира в направлении самореализации» [7, с. 96].

На следующем этапе исследования с позиций системного, личностно-развивающего и андрагоги-ческого подходов нами выделяются следующие основные компоненты профессионального самосовершенствования:

- потребностно-ценностный (отношение личности к процессу самосовершенствования в сфере профессиональной деятельности, потребности, ценности);

- мотивационно-целевой (осознание мотивов и постановка целей профессионального самосовершенствования, разработка индивидуальной образовательной траектории, интерес);

- когнитивно-информационный (владение системой знаний о своих психофизических и морфо-функциональных возможностях);

- процессуально-продуктивный (сформированность умений использовать приемы самосовершенствования, самообразование, самодеятельность, самоорганизация, комбинирование, смыслотворчество);

- преобразовательно-творческий (умение направлять деятельность на самоизменение личности);

- организационно-планирующий (умение организовывать и планировать деятельность по росту и самоизменению своих личностных качеств, самоорганизация, самопланирование, самопрогнозирование);

- эмоционально-волевой (целеустремленность, настойчивость, самоуверенность, собственные усилия, радость достижения успеха);

- оценочно-коррекционный (умение оценить свое состояние и внести изменения в программу самосовершенствования, самоанализ, самопроверка, самооценка, рефлексия).

Характеризуя выделенные компоненты профессионального самосовершенствования будущего учителя, следует отметить, что одной из важнейших предпосылок его стимулирования к профессиональному и личностному самосовершенствованию являются потребности и готовность к реализации этого процесса. Потребность в профессиональном и личностном самосовершенствовании связывается с ценностным отношением студентов к будущей профессии, с интересом к образованию и воспитанию детей. Она вызывает стремление человека к пополнению запаса знаний, определение их ценности для будущей профессиональной деятельности. Интересы выражают направленность личности на овладение педагогической деятельностью. Они являются качественной характеристикой личности, регулирующие ценностное отношение студентов к профессиональной деятельности. Это потребностно-ценностный компонент профессионального саморазвития будущего педагога.

Мотивационно-целевая сфера личности выступает важной составляющей самосовершенствующейся личности. Особенность мотива учения состоит в том, что он прямо связан со смыслом учебной деятельности, личной ее значимостью: если изменяется мотив, ради которого студент учится, то принципиально перестраивается и меняется смысл всей учебной деятельности. Осознанный мотив учебной деятельности выступает значимой предпосылкой самосовершенствования личности студента, побуждает его ставить и достигать различные цели, выполнять соответствующие действия. Психологами доказано, что если студенты не умеют ставить цели и достигать их в учебной работе, то даже зрелые потребности и мотивы остаются нереализованными. Цель должна обеспечить развитие такой учебной деятельности, чтобы удовлетворить познавательные и иные потребности студентов, обеспечить реализацию мотивов учения. Педагогам важно стимулировать принятие студентами мотивов и целей учения как личностно значимых. Осознание цели, которую студент ставит перед собой, выявление причин, мешающих их достижению, и способов их преодоления является фактически первой ступенькой к самосовершенствованию. Исследователь В.А. Якунин подчеркивает, что «цели любой деятельности и стоящие за ними потребности, ценности и мотивы являются ведущим и системообразующим звеном» [17, с. 235]. В процессе обучения в вузе преподаватели на каждом занятии стремятся к тому, чтобы студенты осознали важность получаемой информации, сознательно ее усваивали, делали обоснованные выводы и заключения. Стремление студентов к профессиональному самосовершенствованию, отмечает В.А. Якунин, с одной стороны, связывается с профессиональным ростом, с овладением необходимой профессией (профессиональные мотивы), а с другой - с приобретением новых знаний и умений, их включения в новые структуры знаний, позволяющих творчески их использовать на новом этапе обучения, что обеспечит удовлетворение от самого процесса познания (познавательные мотивы). Образовательный процесс будет эффективным настолько, насколько преподаватель сможет обеспечить управление целеполаганием и целеудержанием. Нельзя не согласиться с А.К. Осницким относительно того, что важно не только понимать и принимать предложенные цели, но и уметь цели удержать до их реализации, не допустить, чтобы их место заняли другие [10, с. 34]. Студент должен занять место активного участника, стремящегося творчески подходить к решению проблем, нацеленного на самосовершенствование, самообразование и саморазвитие.

Сравнительный анализ практики работы высшей школы, наши экспериментальные исследования показывают, что студенты в большинстве случаев недостаточно осознают цели обучения. Так, 38 % опрошенных первокурсников считают главной целью окончание вуза; 15 % стремятся получить широкое и разностороннее образование; 30 % - стать высококвалифицированными специалистами; 17 % респондентов не отвечали на вопрос о цели учебы в вузе. Студенты даже 4-го курса затруднялись ставить перед собой профессионально значимые задачи самосовершенствования. Видимо, в вузе не всегда перед обучающимися ставятся конкретные задачи учения, показывается необходимость знаний для дальнейшей деятельности, отсутствуют методики их самосовершенствования.

Профессиональное самосовершенствование студентов немыслимо без овладения определенной суммой знаний, той или иной информацией, обеспечивающей им готовность к профессиональному росту. Гностический аспект (что студент знает?) является базой, позволяющей студенту строить процесс своего профессионального самосовершенствования (как действует студент?). Однако, как подчеркивает С. Смайлс, самосовершенствование и саморазвитие личности достигается не простым количеством знаний и количеством прочитанных книг, но «исключительно основательностью изучения того или другого предмета» [13, с. 279], соединением и обобщением различных теорий, подходов и, как результат, видением новых связей и отношений, новых функций имеющихся знаний. Это третий компонент в структуре самосовершенствования деятельности будущего учителя - когнитивно-информационный.

Немаловажное значение имеет процессуально-продуктивная сторона в профессиональном самосовершенствовании студентов (что студент умеет делать?) для управления процессами самоизменения.

Исследования показывают, что только наличные знания, приобретенная информация не могут обеспечить профессиональное самосовершенствование личности. Знания человека находятся в единстве с его материальными операциями, умениями, которые реорганизуются в новые комбинации. Профессиональное самосовершенствование проявляется в процессе структурирования, комбинирования имеющихся знаний, перевода их в русло практических умений. Поэтому обучение в вузе должно быть направлено на овладение студентами общеучебными, специальными и предметными компетенциями.

В высшей школе необходимо стимулировать студентов к самообразованию: знакомить с актуальными вопросами педагогики и других наук, информировать о современных проблемах образования, стремиться, чтобы студенты овладевали дополнительными специальностями и др. Это процессуально-продуктивный компонент профессионального самосовершенствования будущего педагога.

В самосовершенствовании будущего педагога важную роль играет преобразовательно-творческий компонент, который нацеливает студентов на творческую педагогическую деятельность и самообразование, самоизменение, творческое саморазвитие. В свое время П.К. Энгельмейер советовал человеку не гнушаться и репродуктивной (рутинной) деятельностью, которая всегда предшествует продуктивной. Он подчеркивал, что «рутина и творчество не враги, а сотрудники и взаимно дополняют друг друга, как черное и белое, как выпуклое и вогнутое, день и ночь, север и юг, плюс и минус, вдыхание и выдыхание» [15, с. 15].

Важной составляющей профессионального самосовершенствования является способность личности к организации, планированию, прогнозированию и предвосхищению результатов деятельности, а также наличие иррациональной направленности в деятельности. Самосовершенствование непосредственно связано с активизацией и творческим воображением личности, с присутствием фантазии при решении сложных задач, с озарением. Воображение и фантазия, являясь полифункциональным образованием, участвует в различных сферах жизнедеятельности и стимулирует творческое саморазвитие профессиональное самосовершенствование личности.

Самоорганизация и самопланирование своей деятельности - это непременная сфера профессионального самосовершенствования студента. Они обеспечивают будущему специалисту возможность сознательно проектировать себя, изменять себя в физическом, умственном, нравственном, эстетическом и других отношениях. Самопланирование является одним из существенных признаков любого труда, важнейшей чертой творческой деятельности, важной предпосылкой самосовершенствования личности.

Велика роль реализации эмоционально-волевого компонента для самосовершенствования. Она позволяет личности радоваться, восхищаться, печалиться, возмущаться, тем самым отражать личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для саморазвития, для жизнедеятельности человека в форме переживаний. Самосовершенствование и самореализация немыслимы без волевых усилий регулирования своего поведения и деятельности, направленных на преодоление внутренних и внешних препятствий. Они позволяют личности настойчиво и упорно добиваться поставленных целей, радоваться собственным успехам и достижениям.

Самосовершенствование личности немыслимо без оценки и коррекции, самоконтроля и самооценки результатов деятельности, связанной с профессиональным самосовершенствованием, рефлексией познавательных действий, мыслительных процессов, своих потенциальных возможностей.

Самоконтроль выступает психологическим механизмом самосовершенствования личности. Он связан с самоанализом своих действий и рефлексий, самопознанием себя, т.е. требуется постоянное осмысление и самооценка личностью результатов учебной деятельности. Самооценка и рефлексия позволяют студенту выявить успехи и пробелы в саморазвитии личности, контролировать и управлять своим движением к самосовершенствованию, уметь достигать единства с самим собой. Задача рефлексии объективно оценить свои достижения и выявить недостатки в саморазвитии, а также наметить новые пути раскрытия смысла своей деятельности по совершенствованию себя, по определению своего жизненного пути.

Заключение. Целенаправленное стимулирование будущих учителей к непрерывному самосовершенствованию, развитию своих творческих сил и способностей является непременным условием повышения качества их подготовки в вузе. Тем самым будущий педагог ставится в позицию активного и инициативного субъекта образовательного процесса. Самосовершенствование личности основывается на формировании самосознания и самопознания студентов, умений самопрогнозирования и самоорганизации, самоутверждения и самонаблюдения, самоконтроля и самооценки, рефлексии и саморегуляции.

Системно-структурный анализ феномена «самосовершенствование» позволил выявить и охарактеризовать его компоненты: потребностно-ценностный, обеспечивающий ценностное отношение к профессиональному и личностному самосовершенствованию; мотивационно-целевой, направленный на возбуждение мотивов и осознание целей самосовершенствования; когнитивно-информационный, способствующий овладению необходимой информацией; процессуально-продуктивный, связанный с овладением умения и компетенций самосовершенствования, самообразования, самодеятельности, самоорганизации; преобразовательно-творческий, нацеленный на самосовершенствование в области творческой деятельности; организационно-планирующий, дающий возможность организовывать и планировать рост и само-

изменение своих личностных и профессиональных качеств; эмоционально-волевой, сопутствующий достижению успехов и радости в процессе самосовершенствования; оценочно-коррекционный, связанный с оценкой результатов деятельности и внесением изменений в программу самосовершенствования.

ЛИТЕРАТУРА

1. Белухин, Д.А. Личностно ориентированная педагогика в вопросах и ответах / Д.А. Белухин. - М.: МСПИ, 2006. - 312 с.

2. Бердяев, Н.А. Самопознание (опыт философской автобиографии) / Н.А. Бердяев. - М.: Междунар. отношения, 1990. - 336 с.

3. Вяткин, Л.Г. Развитие познавательной, самостоятельной и творческой активности педагога: учеб. пособие / Л.Г. Вяткин, А.Б. Ольнева. - Саратов: Науч. книга, 2001. - 194 с.

4. История философии: Запад - Россия - Восток. Книга четвертая: Философия ХХ в.; под ред. Н.В. Мо-торшиловой и А.М. Руткевича. - М.: Академия, 2000. - 760 с.

5. Маралов, В.Г. Основы самопознания и саморазвития: учеб. пособие / В.Г. Маралов. - М.: Издат. центр «Академия», 2002. - 256 с.

6. Маслоу, А. Самоактуализация / А. Маслоу // Психология личности: тексты. - М.: Изд-во МГУ, 1982. -С. 108 - 117.

7. Митина, Л.М. Психология труда и профессионального развития учителя: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Л.М. Митина. - М.: Академия, 2004. - 320 с.

8. Митина, Л.М. Теоретико-методологическое обоснование личностно-профессионального развития студентов университета в условиях полисубъектного взаимодействия / Л.М. Митина // Педагогическата среда в университета като пространство за професионално-личностно развитие на бъдещия специалист: сб. науч. ст. - Габрово: Изд-во «ЕКС-ПРЕС», 2010. - С. 407 - 414.

9. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова; Рос. акад. наук. Ин-т рус. яз. им. В.В. Виноградова. - 4-е изд., доп. -М.: Азбуковник, 1999. - 944 с.

10. Осницкий, А.К. Саморегуляция деятельности школьников и формирование активной личности / А.К. Осницкий. - М., 1986. - 80 с.

11. Психология и педагогика: учеб. пособие; под ред. К.А. Абульхановой [и др.]. - М.: Изд-во «Совершенство», 1998. - 320 с.

12. Rogers, C.R. A way of being / C.R. Rogers. - Boston, 1980. - 395 p.

13. Смайлс, С. Саморазвитие умственное, нравственное и практическое / С. Смайлс; пер. с англ. В. Вольф-сон. - Минск: «Ушверсиэцкае», 2000. - 411 с.

14. Философский словарь; под ред. И.Т. Фролова. - 4-е изд. - М.: Политиздат, 1980. - 444 с.

15. Энгельмейер, П.К. Теория творчества / П.К. Энгельмеер; предисл. Д.Н. Овсянико-Куликовского, Э. Маха. - 3-е изд. - М.: Книжный Дом «ЛИБРОКОМ», 2010. - 208 с.

16. Юнг, К. Трактат о человеческой природе: малые произведения: в 3-х т. / К. Юнг. - М.: Смысл, 1995. -Кн. 1. - 580 с.

17. Якунин, В.А. Педагогическая психология: учеб. пособие / В.А. Якунин; Европ. Ин-т экспертов. -СПб.: Изд-во В.А. Михайлова: Изд-во «Полису», 1998. - 639 с.

Поступила 19.11.2012

STIMULATION OF PROFESSIONAL SELF-IMPROVEMENT OF THE FUTURE TEACHER DURING FORMATION

А. SMANTSER

The philosophical, psychological and pedagogical essence of students' self-improvement is revealed, the issues of their cognitive activity stimulation are considered. The value of self-knowledge for stimulation of students' self-improvement in getting education is marked. According to systematic, personal-developing and andragogycal approaches, there are the following basic components of professional self-improvement: personal attitude to the process of self-improvement in the professional sphere; realization of motives and the purposes ofprofessional self-improvement, development of an individual educational trajectory, interest; possession of the system of personal opportunities knowledge; use of self-improvement and self-education methods; activity of changing oneself; planning of personal growth and self-changing; combination of purposefulness, persistence, self-confidence, pleasure of achievements and success; estimation and self-evaluation, correction of results of activity, reflection.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.