УДК 159.99
ФЕНОМЕН УЛЫБКИ ВО ВЗАИМООТОШЕНИЯХ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ
И СТУДЕНТОВ
А. А. Шадрина Научный руководитель - Н. А. Антоненко*
Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева
Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газеты «Красноярский рабочий», 31
E-mail: [email protected]
Проведен опрос студентов и преподавателей Аэрокосмического колледжа Сибирского государственного университета имени академика М. Ф. Решетнева с целью выяснить их отношение к феномену улыбки в учебном процессе.
Ключевые слова: феномен улыбки, студенты, преподаватели, взаимоотношения преподавателей и студентов.
SMILE PHENOMENON IN RELATIONSHIPS TEACHERS AND STUDENTS
A. A. Shadrina Scientific supervisor - N. A. Antonenko*
Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarskii rabochii prospekt, Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: [email protected]
A survey of students and teachers of the Aerospace College of Reshetnev Siberian State University was conducted in order to find out their attitude to the phenomenon of a smile in the educational process.
Keywords: the phenomenon of smiles, students, teachers, the relationship between teachers and students.
Известный мастер мотивации Зиг Зиглар сказал - «Почаще улыбайтесь людям и разговаривайте с ними. Это элементарно, не так ли? Чтобы нахмуриться, нужно задействовать 72 мускула, а чтобы улыбнуться - 14. Улыбка - первое, что вы замечаете у других» [1].
Что такое происходит с современным человеком, что ему приходиться напоминать такие казалось бы простые истины? Мы живём в мире постоянно развивающихся информационных технологий, общение людей друг с другом уже немыслимо без этих технологий. При этом современный человек перестал замечать те вещи, которые замечали люди столетия назад. Разве тождественны по значению искренняя улыбка при встрече двух людей и универсальный улыбающийся смайлик в информационном сообщении? Феномен улыбки предполагает непосредственное общение людей друг с другом, и мы хотели бы рассмотреть этот феномен конкретно во взаимоотношениях преподавателей и студентов.
Улыбка — это, в первую очередь, показатель эмоций, миролюбия и доброжелательности. Когда мы говорим «улыбка», возникает ассоциация с чем-то приятным. Улыбка является врожденной, ее можно назвать универсальным кодом, в ее основе лежит сложный биохимический мозговой процесс, который обеспечивается врожденными нейронными
Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2020. Том 3
программами и завершается сокращением многочисленных мимических мышц. В своем развитии она проходит несколько этапов: от рефлекторной улыбки (нечто подобное улыбке может появиться на лице младенца в первые часы жизни как рефлекс) до улыбки, выражающей с помощью мимики лица удовольствие, радость, хорошее самочувствие, приветствие, доброе расположение к другим людям [2].
Также улыбка является единственным универсальным средством расположения к себе другого человека, которая используется и понимается в любом социуме. Она является наиболее результативной формой общения и лучшим комплиментом, который мы можем сделать своему собеседнику, показывая этим свою заинтересованность в нём.
Однако улыбка может выражать не только дружелюбие, но и иронию, насмешку, презрение и выглядит при этом по-разному (например, чем сильнее дружеские чувства, тем больше обнажаются зубы, но такая улыбка не уместна при знакомстве).
Одну из национальных особенностей русской улыбки Стернин И. называет бытовой неулыбчивостью [3]. Русский человек рассматривает улыбку как приглашение вступить в контакт, она должна быть искренней, иметь для улыбающегося вескую причину, понятную окружающим, и быть уместной. Поэтому наш соотечественник редко улыбается незнакомцам и не всегда готов отвечать улыбкой на улыбку. А для многих европейцев и американцев улыбнуться при встрече - значит продемонстрировать свою вежливость и расположение к собеседнику, а русского человека вежливая "дежурная улыбка", скорее, настораживает. Уникальность русской улыбки в том, что "просто так" улыбаться не принято. В нашей стране не принято улыбаться во время исполнения служебных обязанностей. Поэтому таможенники, продавцы, официанты не улыбаются, хотя последних настойчиво учат на тренингах располагающей улыбке, адресованной клиенту [3]. Улыбка в русском общении не является сигналом вежливости [4-5].
Также не принято, чтобы школьники и студенты улыбались на занятиях. По нашим наблюдениям в колледже одним из самых распространенных замечаний преподавателя студенту является фраза: «Чего улыбаешься? Сиди, пиши».
В Аэрокосмическом колледже был проведен опрос 36 студентов и 10 преподавателей с целью выяснить, как они относятся к феномену улыбки в учебном процессе. Студентов спрашивали о том, как они относятся к улыбке преподавателя, а преподавателей - как они относятся к улыбкам студентов.
72% (26 студентов) положительно относятся к улыбающемуся на занятии преподавателю, остальные 28% - относятся к улыбке преподавателя нейтрально. При этом студенты предполагают, что у преподавателя хорошее настроение, ему нравится заниматься своей работой, но половина из опрошенных студентов считает, что в ответ улыбаться не стоит или можно улыбаться не любому преподавателю и не на любом предмете («смотря какому преподавателю», «соответственно по ситуации»). На вопрос может ли улыбка преподавателя улучшить посещаемость лент 64% (23 студента) ответили утвердительно.
Преподаватели оказались более недоверчивы, чем студенты. 7 из 10 опрошенных преподавателей ответили, что улыбаться не обязательно («Это может расслаблять студентов»). А если студенты улыбаются на лентах - половина опрошенных преподавателей предположила, что причина не в их доброжелательном отношении, а в чем-то еще («отвлекаются», «что-то не так в моем внешнем виде» и т.д.).
По результатам нашего небольшого опроса можно сделать вывод, что улыбка не всегда положительно влияет на учебный процесс, у студентов и преподавателей разные взгляды на этот феномен. Поэтому можно порекомендовать преподавателям - чаще использовать этот универсальный способ невербального общения для установления и поддержания контакта со студентами во время проведения занятий, а студентам больше использовать улыбку во взаимодействии с преподавателями во внеучебное время (например, на перемене), а не на занятиях.
Библиографические ссылки
1. Зиглар 3. До встречи на вершине. Попурри, 2008. 544 с.
2. Ширмамедова 3. Н. Феномен улыбки в современной жизни // NovoUm.Ru. Психологические науки. 2019. №18 [Электронный ресурс]. URL: http://novaum.ru/public/ p1321 (дата обращения: 20.04.2020).
3. Стернин П. А. Почему русские мало улыбаются? // Практика. 1996. № 2. С.5-6
4. Стефаненко Т. Г. Улыбка и высоконтекстность традиционной русской культуры // Национальный психологический журнал. 2014. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ulybka-i-vysokokontekstnost-traditsionnoy-russkoy-kultury (дата обращения: 20.04.2020).
5. Солдатова О. С. Межкультурный аспект изучения эмоций // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Лингвистика. 2010. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mezhkulturnyy-aspekt-izucheniya-emotsiy (дата обращения: 20.04.2020).
© Шадрина А. А., 2020