ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ТРАВЛЯ, ТРЕГОЛЬНИК КАРПМАНА И
САМОРЕАЛИЗАЦИЯ
Г.К. Эзри, старший преподаватель
Благовещенский государственный педагогический университет (Россия, г. Благовещенск)
DOI:10.24412/2500-1000-2024-8-2-118-121
Аннотация. В настоящей статье изучается возможность личностностной трансформации агрессоров и жертв в процессе выхода из треугольника Карпмана на стыке глубинной, экзистенциальной и гуманистической психологии. Показано, что данные направления психологической мысли предлагают личности обрести смысл жизни и приступить к самореализации, т.е. самоактуализироваться. Это позволит обрести «внутреннюю опору» и оценить ситуацию социального взаимодействия иначе - место зависимости занимает самодостаточность, место невротических потребностей - самоактуализация, что приведет к изменению характера межличностного общения.
Ключевые слова: психологическая травля, треугольник Карпмана, агрессор, жертва, спасатель, самореализация, самоактуализация, человек, личность, глубинная психология, экзистенция, гуманизм.
К сожалению, в человеческом обществе встречается такое явление как психологическая травля. Под психологической травлей (буллингом) будем понимать угрозы, насмешки, клевету, изоляцию, задирание без травматической физической агрессии и т.д. Существуют различные советы для взрослых и для детей как себя вести в случае, если применяются методы психологического насилия. Однако если следовать логике глубинной и экзистенциальной психологии, то поведение, деятельность -это одна из частей проблемы буллинга. Вторая часть - это внутреннее состояние участников такого взаимодействия. В этой связи попытки модификации поведения не являются полноценным решением проблемы, потому что не решают психологических вопросов. Можно сколько угодно объяснять агрессию внутри психологическими особенностями homo sapiens, но лидерское, оборонительное, конкурентное поведение возможно проявить и другими путями. Автор статьи, будучи педагогом по образованию и по роду деятельности, надеется, что возможна именно трансформация внутреннего мира личностей всех агрессоров и жертв, а не просто модификация их поведения. Итак, целью данной статьи является изучение возможности личностностной трансформации агрессо-
ров и жертв в процессе выхода из треугольника Карпмана на стыке глубинной, экзистенциальной и гуманистической психологии.
Взаимодействие агрессора и жертвы в рамках процесса психологической травли удачно описывается с помощью треугольника Карпмана. Правда данный треугольник предполагает три роли - не только жертву и агрессора (преследователя), но и спасателя. Преследователь атакует «беззащитную» жертву, которую защищает спасатель. Как показал Д.А. Рассохин, необходимо выделить еще четвертую роль - роль «довольного». Агрессор, жертва и спасатель в какой-то момент удовлетворяют свою потребность (именно наличие потребности и ведет к зависимым отношения, описываемым треугольником Карп-мана). Потребность эта, скорее всего, имеет невротический характер и удовлетворяется только на вполне ограниченный промежуток времени. В это время человек ощущает себя довольным. Уточним, что не имеется ввиду, что у жертвы есть потребность подвергаться психологической травле. Наоборот, жертва не хочет испытывать психологический дискомфорт, вызываемый буллингом. Потребность и процесс ее удовлетворения неосознаваемые. Вся от-
ветственность за зависимое поведение перекладывается на других людей [1].
Сама идея описывать отношения агрессора и жертвы с помощью треугольника Карпмана подвергается критике [2]. Соглашаясь, однако с тем, что треугольник -это метафора (от себя отметим - вполне удачная) и с тем, что чистых «агрессоров», «жертв», «спасателей» в природе не встречается (так происходит, потому что люди в разных ситуациях исполняют различные роли), нельзя согласиться, что сам по себе треугольник Карпмана обвиняет жертв в том, что они подвергаются преследованию. Верно то, что жертва, говоря довольно модным в «популярной» психологии языком, «не взяла ответственность за свою жизнь», но также верно в таком случае, что «агрессор» и «спасатель» не несут ответственности за свои жизни. Но считаем необходимым уточнить, что не может идти речи о полной неспособности нести ответственность. Какую-то ответственность каждый из них за себя все же несет - тем или иным путем каждый как минимум биологическое выживание себе обеспечивает. Речь скорее о трудностях, которые испытываются людьми во взаимодействии с людьми. В этой связи треугольника Карпмана - это скорее метафора того, что каждому человеку необходимо задуматься о своей жизни, о своем жизненном пути. Также соглашаясь с тем, что треугольник Карпмана не является научно обоснованной (в смысле проверенной эмпирически и статистически) концепцией, а является умозрительным и подтвержденным лишь личным опытом работы психологов, не считаем, что от этого он теряет свою описательную и психотерапевтическую ценность.
Итак, треугольник Карпмана представляет собой метафору, которая в целом вполне удачно описывает, почему люди пребывают в нездоровых социальных отношениях, в которых присутствуют элементы психологической травли. Причина -удовлетворение невротических потребностей и стремление уйти от части ответственности в личных отношениях. Удовлетворение потребности и уход от ответственности делают человека довольным.
Ситуация общения, в которой присутствует психологическая травля, должна заставить всех ее участников (не только жертв, но и агрессоров и спасателей) задуматься о собственной жизни - какую/какие именно потребность/потребности они не могут удовлетворить иначе как в зависимых отношениях.
В ситуации, когда личность задумывается о своих потребностях и своей жизни в целом, велика роль глубинной, экзистенциальной и гуманистической психологии. Вопрос, который в том или ином виде формулируется в данной ситуации, это вопрос о смысле жизни.
В рамках глубинной психологии можно найти как минимум два ответа на вопрос о смысле жизни.
Первый - психоаналитический. Он предложен З. Фрейдом. В работе «Недовольство культурой» [3] австрийский психоаналитик показал, что в результате становления культуры и цивилизации, происходит формирование Супер-Эго, которое внутри человеческой личности подавляет и конфликтует с Оно (с природными влечениями). Задача Эго - согласовать желания и запреты и реализовать желания в социально приемлемой форме (сублимация). На пути социально приемлемой форме реализации желаний возможна жизнь без внутренних конфликтов. Соответственно, если рассуждать с данных позиций, участие в треугольнике Карпмана говорит о наличии внутреннего конфликта и нереализованных желаниях, которые необходимо найти и удовлетворить.
Второй - юнгианский. К.Г. Юнг показал [4], что смысл индивидуальной человеческой жизни, предназначение каждой личности, находится в таком структурном элементе личности как Самость, которая не осознается. Задача человека в жизни -построить ось Эго-Самость и реализовать потенциал, заложенный в Самости. Построение данной оси - «путь героя». Однако необходимо помнить, что у личности есть теневая сторона. «Агрессор» из треугольника Карпмана вполне может быть, например, «воином-убийцей» (противопоставляется «воину-победителю») [5] или «людоедом» (противопоставляется «хозя-
ину»)) [6] из различных вариантов «популярного» осмысления юнгианской психологии, т.е. личностью, которая испытывает трудности в построении оси Эго-Самость, они борются только ради борьбы («убийцы») или конкретных достижений («людоеды») и психологически подавляют окружающих. Иначе говоря, у данной категории людей доминанта не там - не на развитии и реализации себя, а утверждении себя за счет других.
И. Ялом в рамках экзистенциальной психологии обосновал четыре экзистенциальные данности, в рамках которых существует человек: смерть, свобода, изоляция, бессмысленность [7]. Смерть ограничивает бытие человека во времени, но в этих рамках он свободен, человеку необходимо самому найти смысл жизни (смысл не является предзаданным) и, признавая свое онтологическое одиночество, научиться выстраивать социальное взаимодействие. Каждый выбор влияет на экзистенцию человека, которая влияет на дальнейшие выборы. Каков человек знает только он, а другие не способны до конца его понять. Данное обстоятельство порождает поле для социальных конфликтов и формирования отношений, описываемых треугольником Карпмана. Реализация смысла своей жизни хорошо метафорически описана А. Камю в эссе «Миф о Сизифе» [8, с. 24118]: французский мыслитель сравнил проживание жизни с толканием камня в гору, который все время с нее падает и его необходимо катить опять. Выход из треугольника Карпмана в данной логике означает осознание того, что все катят камень в гору и друг друга не понимают, и по этой причине сосредотачиывются на собственной деятельности, на своем смысле жизни, а не на нюансах социального взаимодействия.
Гуманистическая психология предлагает во многом схожий с глубинной психологией и экзистенциализмом путь - самореализация, самоактуализация. Значительное внимание «самоактуализации» уделил А. Маслоу в работе «Мотивация и личность» [9]. Он показал, что реализация потребности в самоактуализации является более ценной, чем удовлетворение по-
требности в общении. Действительно, изначально возникает желание удовлетворить потребность в коммуникации, ибо она потребность порядком ниже, чем самоактуализация. С другой стороны, если рассуждать, монахи-отшельники потребность в коммуникации не удовлетворяют, но реализуют свои внутренние устремления. Это наводить на мысль об индивидуальности иерархии потребностей, ценность каждой потребности определяется каждой личностью самостоятельно. Но все же полноты бытия личности без самореализации, самоактуализации достичь не удастся, потому что игнорирование данных потребностей - игнорирование того, что личность считает самым для себя ценным. Самоактуализация может происходить как одновременно с социальным взаимодействием, так и без такового.
Итак, глубинная, экзистенциальная и гуманистическая психология предлагают для человека схожий путь становления личности: становление личности предполагает реализацию собственного смысла жизни, своих потребностей социально приемлемым способом, для чего необходимо осознать свои ограничения и свободу в их рамках.
Как самореализация и самоактуализация могут помочь всем участникам тре-гольника Карпмана, в т.ч. жертве, выйти из него? Как самореализация и самоактуализация могут помочь жертве остановить психологическую травлю? Человек в процессе реализации своего смысла жизни приобретает «внутреннюю опору», осознает свою «внутреннюю силу». В такой ситуации личность способна действовать, потому что мотивирована и у нее есть цель, за эту цель она может взять ответственность и сделать необходимое для ее реализации. Условная «выгода» самореализации, самоактуализации на практике оказывается «выше», чем от бытия «жертвой», «агрессором», «спасателем». Обретя «внутреннюю опору», личность способна оценить ситуацию своего социального взаимодействия без психологической зависимости (личность обрела самодостаточность) и невротических потребностей (потребностью стала самоактуализация).
Библиографический список
1. Рассохин Д.А. 4-й треугольник Карпмана // Наука и образование сегодня. - 2020. -№ 1 (48). - С. 84-87.
2. Карасева О. Почему треугольник Карпмана не работает. Известная теория о социальных ролях не помогает наладить отношения // Журнал Тинькофф. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://joumal.tinkoff.ru/drama-triangle/ (дата обращения 20.08.2024).
3. Фрейд З. Недовольство культурой. - М.: Фолио, 2013. - 222 с.
4. Юнг К.Г. Нераскрытая Самость. - М.: АСТ, 2021. - 256 с.
5. Нестерова Л.В. Архетип воин (победитель и убийца). - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.b17.ru/article/51284/ (дата обращения 20.08.2024)
6. Архетип: людоед! Тревога! Паника! - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://dzen.ru/a/YpCXkvwM20zZUjah (дата обращения 20.08.2024)
7. Ялом И. Экзистенциальная психотерапия. - М.: независимая фирма «Класс», 1999. -576 с.
8. Камю А. Бунтующий человек. Философия. Политика. Искусство. - М.: Политиздат, 1990. - 415 с.
9. Маслоу А. Мотивация и личность. - СПб.: Питер, 2024. - 352 с.
PSYCHOLOGICAL BULLYING, THE KARPMAN TRIANGLE AND SELF-REALIZATION
G.K. Ezri, Senior Lecture
Blagoveshchensk State Pedagogical University
(Russia, Blagoveshchensk)
Abstract. This article examines the possibility ofpersonality transformation of aggressors and victims in the process of exiting the Karpman triangle at the junction of deep, existential and humanistic psychology. It is shown that these areas of psychological thought offer individuals to find the meaning of life and begin self-realization, i.e. self-actualization. This will allow one to find "inner support" and evaluate the situation of social interaction differently - self-sufficiency takes the place of dependence, self-actualization takes the place of neurotic needs, which will lead to a change in the nature of interpersonal communication.
Keywords: psychological bullying, Karpman triangle, aggressor, victim, rescuer, self-realization, self-actualization, human, person, depth psychology, existence, humanism.