15. Социальная психология / под ред. А. М. Столяренко. Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.
References.
1. Berns R. Razvitie Ya-kontseptsii i vospitanie: monografiya: per.s angl. Moskva: Progress, 1986.
2. Kon I. S. V poiskakh sebya: Lichnost' i ee samosoznanie. Moskva: Politizdat, 1984.
3. Leont'ev, D. A. Psikhologiya smysla: priroda, stroenie i dinamika smyslovoi real'nosti: monografiya. Moskva: Smysl, 1999.
4. Pantileev S. R. Samootnoshenie kak emotsional'no-otsenochnaya sistema. Moskva: Izdatel'stvo Moskovskogo universiteta, 1991.
5. Rodzhers K. Teoriya lichnosti K. Rodzhersa. Raigorodskii D. Ya. Psikhologiya lichnosti. T.1. Khrestomatiya.
Izdanie vtoroe, dopolnennoe. Samara: Izdatel'skii Dom BAKhRAKh 1999. 351-362.
6. Stolin V. V. Samosoznanie lichnosti. Moskva: Izdatel'stvo Moskovskogo universiteta, 1983.
7. Khorni K. Nashi vnutrennie konflikty, Raigorodskii D. Ya. Psikhologiya lichnosti. T.1. Khrestomatiya. Izdanie vtoroe, dopolnennoe. Samara: Izdatel'skii Dom BAKhRAKh, 1999. 191-210.
8. Sardzhveladze N. I., Lichnost' i ee vzaimodeistvie s sotsial'noi sredoi. Tbilisi: Metsniereba, 1989.
9. Myasishchev V. N. Psikhologiya otnoshenii: Izbrannye psikhologicheskie trudy / Pod red. A. A. Bodaleva.
Moskva: «Institut prakticheskoi psikhologii». Voronezh: NPO «MODEK», 1995.
10. Chesnokova I. I. Problemy samosoznaniya v psikhologii. Moskva: Nauka, 1977.
11. Klimov E. A. Psikhologiya professional'nogo samoopredeleniya. Moskva: Akademiya, 2004.
12. Zeer E. F., Pavlova A. M., Sadovnikova N. O. Proforientologiya: teoriya i praktika.- Moskva: Akademicheskii proekt, 2006.
13. Nemov R. S. Psikhologiya. Moskva: VLADOS, 2003.
14. Arutyunyan S. G. Professional'noe samootnoshenie lichnosti uchitelya: sushchnost' i soderzhanie. Psikhologiya i pedagogika: metodika i problemy prakticheskogo primeneniya. 2012. 24-1: 89-92.
15. Sotsial'naya psikhologiya / pod red. A. M. Stolyarenko. Moskva: YuNITI-DANA, 2001.
УДК 159.9.07
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОНЦЕПЦИИ С. КАРПМАНА ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
СОЗАВИСИМЫХ ОТНОШЕНИЙ
Т. А. Демидова*, В. В. Сойко ** * Таврическая академия (структурное подразделение) ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» 295007, проспект академика Вернадского, 4,
Симферополь.
** Медицинская академия имени С. И. Георгиевского (структурное подразделение) ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского», 294006, Бульвар
Ленина 5/7, Симферополь.
Для корреспонденции: Сойко Вячеслав Васильевич, кандидат медицинских наук, доцент, кафедра психиатрии, психотерапии, наркологии с курсом общей и медицинской психологии, Медицинская академия имени С. И. Георгиевского ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского
E-mail: [email protected]
Information about authors:
Soiko V. V. http://orcid.org/0000-0002-4481-9937 Demydova T. A. http://orcid.org/0000-0002-5640-8641
For correspondence:
Soiko V. V. Médical Academy named after S. I. Georgievsky of Vernadsky CFU, E-mail: [email protected]
Резюме. В статье рассматривается драматический треугольник С. Карпмана, как один из индикаторов созависимых отношений. Дана характеристика и описание трех ролей - спасателя, жертвы и преследователя - как возможность для диагностики созависимых отношений. Представлены пути выхода из драматического треугольника как коррекции созависимых отношений.
Ключевые слова: созависимость, драматический треугольник, жертва, спасатель, преследователь.
USING KARPMAN'S CONCEPT FOR RESEARCH CODEPENDENT RELATIONSHIPS
T. A. Demydova*, V. V. Soiko **
Summary. The article deals with the dramatic triangle of S. Carpman, as one of the indicators of co-dependent relations. The characteristic and description of the three roles - the rescuer, the victim and the pursuer - is given as an opportunity to diagnose co-dependent relationships. The ways of getting out of the dramatic triangle as a correction of co-dependent relationships are presented.
Key words: codependence, dramatic triangle, victim, rescuer, pursuer.
Термин «созависимость» в психологической и психотерапевтической литературе стали использовать в конце 1970-х годов. По определению Мелоди Бити, одного из самых известных специалистов по созависимости, «созависимый» - это человек, который позволил, чтобы поведение другого человека повлияло на него, и полностью поглощен тем, что контролирует действия этого человека (другой человек может быть ребенком, взрослым, любовником, супругом, папой, мамой, сестрой, лучшим другом, бабушкой или дедушкой, клиентом, он может быть алкоголиком, наркоманом, больным умственно или физически; нормальным человеком, который периодически испытывает чувство печали) [7].
Занимаясь «спасением» близкого, созависимые личности неизбежно выстраивают взаимоотношения согласно закономерностям, известным под названием «Драматический треугольник С. Карпмана» или «Треугольник власти» [4].
С. Н. Зайцев пишет о трех ролях в созависимых отношениях: роль спасателя, роль праведного преследователя и роль жертвы. Спасатель - заботится, опекает, спасает и нянчит. Это псевдоальтруизм, который маскирует эгоцентризм. Все это делается для того, чтобы чувствовать себя нужным и востребованным. Другая роль созависимых - роль праведного преследователя. Праведный преследователь кричит, ругается, обвиняет, читает нотации, учит жизни, контролирует, воспитывает, уличает в неблаговидных поступках своего мужа или сына. Праведный преследователь просто упивается своей правильностью и бескомпромиссностью. Третья роль созависимых - роль жертвы. Жертва плачет, ищет сочувствия, жалуется на свою судьбу [2].
Е. В. Емельянова описывая роли в драматическом треугольнике говорит о том, что «Спасатель» помогает, когда его не просят; чувствует вину, когда не может помочь; дает жертве шанс на неудачу (если жертва станет самостоятельной и удачливой, то некого будет спасать); берет на себя всю ответственность за жертву или большую ее часть; смягчает последствия ее безответственности; часто делает работу за жертву. «Преследователь» критикует; обвиняет («ты в этом виноват»); поступает неоправданно жестоко; наполнен гневом; использует психологические защиты вместо искренности, так как всегда ожидает нападения. «Жертва» излучает состояние «бедный я бедный»; все время чего-то стыдится; чувствует себя беспомощной и бессильной в решении своих проблем; всегда кем-то или чем-то подавлена; нуждается в спасателе, который будет защищать и служить [1].
Концепция драматического треугольника создана психотерапевтом Стивеном Карп-маном в 1968 году. Он выделил и описал три роли - преследователь, спасатель и жертва, которые работают, чтобы держать людей в иллюзии власти. Роли включают шаблоны, привычки и механизмы контроля, для связи людей нездоровыми способами, такими как сим-биотическое и деструктивное поведение [3].
С. Карпман описал эти роли в виде перевернутого треугольника с преследователем и спасателем на верхнем конце треугольника и жертвой в нижней части. Две позиции в верхней части обеспечивают чувство превосходства, нижняя позиция - состояние беспомощности. Это роли бессознательных сценариев, которые являются фундаментом для нездоровых отношений и держат людей отключенными от истинной близости. Они проявляются в поведении так, что людям приходиться дистанцироваться и отсоединятся друг от друга. Они
показывают, как люди пытаются обезопасить себя, чувствовать себя важным и следовать инстинктам их собственного эго. Участие в драматическом треугольнике держит людей застрявшими во лжи, в чувстве вины и стыда, нездоровой таинственности, пристрастии к кризису, хаосу и манипуляции [3].
Позиции драматического треугольника обычно не признаются и не ощущаются самим человеком и удерживают на месте отрицание, высокомерие, беспомощность в сговоре (молчаливом согласии всех игроков, чтобы сохранить статус-кво.) Бессознательные сценарии вины, стыда запрограммированы в психике маленького ребенка. Темы отчаяния вокруг одной из ролей приводят к депрессии, алкоголизму, насилию, инцесту, манипуляции и созави-симости. Эти тематические шаблоны передаются из одного поколения к другому. Все роли характеризуются отрицанием своих чувств, а затем и чувств других. Отрицание является защитным механизмом, который удерживает людей, действовать в бессознательном состоянии извращенными способами, они не видят реальности, они ранят себя или окружающих [3].
С. Карпман описал их как три аспекта жертвы. Независимо от роли участника в данный момент, в конечном итоге, участник всегда становится жертвой [4]. У каждого участника есть основная или наиболее знакомая роль в треугольнике. Это место «входа» в треугольник, в систему созависимых взаимоотношений. Данная роль формируется в родительской семье. Попав в треугольник в одной роли, участник в процессе взаимоотношений проходит через все три [5].
Играя роли люди всегда проигрывают. Никто не выигрывает в драматическом треугольнике, все позиции которого направлены на то, чтобы: причинять боль; отрицать боль; закреплять ложь и нездоровые секреты; вызывать чувство стыда и позора; чувства собственной неполноценности; закреплять чувство вины и «не здоровое чувство любви»; передаваться следующему поколению детей. Роли, которые играют люди в Драматическом треугольнике держат их в состоянии несчастья.
Девиз преследователя - «Я чувствую себя в безопасности от причинения вреда другим и унижая их». Признаки преследователя: застревание в ложном чувстве превосходства; выделение адреналина во время гнева и ярости, ощущения кайфа от борьбы и просмотров передач где люди дерутся; бессознательное использование гнева как энергетика для избегания депрессии; контроль эмоциональной или физической силы, чтобы остаться у власти; угрозы и провокации конфликтов, чтобы оставаться в безопасности и доминирующей позиции; осуждение других и злость, когда другие не выполняют их требования; сильное чувство права - «ты мне должен» и готовность использовать словесную или физическую силу, чтобы получить его; чувство разочарования, которое разрешает сердиться, а не ликвидировать собственные неприятные чувства; невозможность чувствовать себя уязвимыми и отрицание собственной слабости; использование негативного поведения, чтобы скрыть/ отрицать собственные проблемы; убеждение, что сильные - правы и их полномочия не могут быть оспорены; поиск причин, чтобы сделать других неправыми и козлами отпущения; вера в то, что другие заслуживают жестокого обращения и наказания.
Девиз спасателя - «Чувствовать себя в безопасности, мне позволяют другие». Признаки спасателя: застревание в ложной позиции превосходства защищая и помогая другим; ощущение себя хорошим за счет других, отсутствие навыков заботится о себе самом; управление другими, чтобы избежать собственных чувств и проблем; использование спасения для обеспечения чувства собственной важности; соуждение других и злость, когда другие не слушают их советов; чувство вины, когда не принимает участвие в проблемах других; чувство права над жертвой «Ты мне должен, потому что все, что я сделал я делал для тебя»; может стать мучеником, когда чувствует, что жертва воспользовались им.
Девиз жертвы - «Я чувствую себя в безопасности, будучи покорным». Признаки жертвы: застревание в ложном оборонительном чувстве жалости к себе и пассивном- агрессивном поведении; уступает, для того, чтобы чувствовать себя в безопасности, когда другие действуют за него; не в силах постоять за себя и избегает конфронтации; верит, что его потребности не в счет; не в состоянии принимать решения; избегает ответственности; не может заботиться о себе; испытывает чувство стыда за то, что он безответственный и неумелый; испытывает тревогу, которая служит оправданием для того чтобы оставаться жертвой; испытывает чувства гнева и обиды, мстит путем манипуляций вместо того, чтобы выступать в качестве ответственного взрослого; проявляет гнев в обвинении других; сердится, когда выполняет то, что Преследователь или Спасатель говорят делать; ощущает безысходность и никчемность, но не рискует двигаться вперед.
Б. К. Уайнхолд, Дж. Б. Уайнхолд пишут о том, что для того чтобы преобразовать систему созависимых отношений в партнерскую модель, участники должны иметь или проявлять
следующие черты: установка на богатство и изобилие; узаконенные равные права; социальные системы, основанные на разделении власти; навыки ведения переговоров; возможность прямого общения; открытое выражение чувств; совместный подход к решению конфликтов по принципу «победитель - победитель»; готовность говорить правду и стремление к близости; уважение границ других людей. Если у людей возникает желание следовать данным рекомендациям, они могут успешно избавиться от сознания жертвы. Как только человек уясняет движущие силы этой игры и ее цели, он обнаруживает, что она ведется везде. Это оптимальный вариант для большинства семейных, общественных и рабочих отношений [6].
Цель психотерапии созависимых отношений, по мнению В. Д. Москаленко, заключается в том, чтобы научить созависимых распознавать, свои роли и сознательно отказаться от роли спасателя. Это предотвратит неизбежность попадания в роль жертвы. Отказаться от спасательства и не позволять другим спасать себя - вот одна из задач преодоления соза-висимости. Если, заботясь о других, люди в этом качестве перестают заботиться о себе, предают свои важные потребности и интересы, то это знак того, что они занимаются плохим делом, вредным и для себя, и для того, о ком заботятся. Преодоление созависимости в роли жертвы заключается в принятии ответственности за собственную жизнь и поступки, сепарации от слияния с другим. Созависимой личности необходимо осознать свою способность решать проблемы и развивать лидерские качества [5].
Независимо от роли, на которой в данный момент находится созависимая личность - первый шаг к выходу из созависимости это признание того, что отношения являются со-зависимыми и признание своей роли в данных отношениях. Сознательное наблюдение за собственными взаимодействиями с другими позволят определить способ, которым личность может отказаться от входа в треугольник [5].
О. А. Шорохова описывает этапы освобождения от созависимости и выхода из драматического треугольника. Первый этап освобождения от созависимости - это отказ от отрицания и осознание проблемы. Эмоционально это очень трудно, человек может потерять отношения со значимыми людьми, а если ощущение своей значимости было связано с этими взаимоотношениями, то выздоровление может оказаться очень болезненным. Но если созависимый обращается за помощью к специалисту и верит в то, что выздоровление возможно, начальный этап освобождения от созависимости пройдет значительно легче [7].
После того, как начался процесс осознания наличия проблемы, защитные механизмы созависимого могут рухнуть и долго сдерживаемая боль вырвется наружу. Может возникнуть серьезный кризис. Вот здесь и должен начаться этап переотождествления, осознания себя и своей проблемы во всей полноте. До попадания в этот этап человек уверен, что с ним все в порядке. Иногда принятию факта созависимости способствует какая-то личная трагедия или серьезные потери. И если у созависимого еще достаточно физических и душевных сил для выздоровления, то продолжается процесс осознания собственной жизни и принятие факта созависимости как реальной болезни. Признание это дает свои положительные результаты - облегчение от обретения способности объективно посмотреть на себя и свою проблему, возможность взглянуть на свое прошлое с новых позиций и переосознать его, а также посмотреть на свое будущее с надеждой, так как появилось реальное основание для нее.
Принять «диагноз» созависимости трудно. Это означает, что придется расстаться с ролью жертвы или обвинителя. Тогда становится невозможно оставаться жертвой, ведь освобождение от созависимости требует принятия на себя полной ответственности за собственное саморазрушающее поведение. К переотождествлению можно переходить, только поняв, что непризнание реальности приносит еще большую боль, чем признание. Реальная оценка помогает освободиться от страха и посмотреть в будущее с оптимизмом. Облегчение на этом этапе приносит и осознание того, что твои возможности ограничены: когда перестаешь обвинять себя за слабую силу воли, становится проще. Но чтобы не застрять на этом этапе надолго, решив, что и так все поддается контролю и власти,- надо только проявить больше усилий, необходимо продолжить работу по изучению и осознанию собственных возможностей: чем же реально в своей жизни человек может управлять. Здесь важно понять и принять, что не все послушно нашей воле и жизнь во многом нам неподвластна, иначе можно истощить свои эмоциональные и физические силы. И если созависимый переосознает и переживает этот кризисный момент, то здесь и начинается выздоровление.
Далее происходит практическая работа с ключевыми проблемами. Но работа эта начинается с новым знанием об ограниченности своих возможностей в сфере взаимоотношений. Созависимому трудно принять тот факт, что каждый человек должен быть независим и что нельзя управлять отношениями лишь усилием воли. Очень болезненно для созависи-
мого понимание того, что нельзя контролировать не только чувства другого человека, но и собственные трудно держать под постоянным контролем. Здесь главное - честное осознание и принятие своих чувств и их проявление нормальным адекватным образом. На этапе ключевых проблем происходит отказ от жизненной борьбы, от прежнего образа действий, от старых стратегий и тактик, которые не только не решали проблему, а способствовали ее усугублению и оттягивали возможные разрешения ее.
Перед этапом реинтеграции или возвращения к новой целостности созависимый уже проявил свою готовность к изменениям, осознал проблему и принял ее. Здесь человек принимает себя таким, каков он есть, независимо от проявления личной силы, достижений и взаимоотношений. Человек осознает ценность самого себя как личности через принятие, а не отрицание; честность, а не скрытность; благодаря сознательному контакту со своими духовными потребностями, а не высокомерием и гордыней. Все это можно сознательно изменить. Человек начинает контролировать свою, а не чужую жизнь, и основа его жизни - самодисциплина, а не бесконтрольность действий и неосознаваемость поступков. Этот процесс может быть длителен и индивидуален. И критерием того, на правильном ли пути находится человек, в том ли направлении он двигается, является ощущение внутренней наполненности, легкости, свободы, принятия себя, ощущение и стремление к счастью [7].
Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Литература
1. Емельянова Е. В. Кризис в созависимых отношениях. Принципы и алгоритмы консультирования.-СПб.: Речь, 2004.- 368 с.
2. Зайцев С. Н. Созависимость - умение любить: Пособие для родных и близких наркомана, алкоголика.- Н. Новгород, 2004.- 90 с.
3. Карпман С. Жизнь свободная от игр.- СПб.: Метанойя, 2016.- 337 с.
4. Малейчук Г. И. Особенности психотерапевтической работы с клиентами с зависимой структурой личности // Журнал практической психологии и психоанализа.- 2012.- № 2 [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://psyjoumal.ru/psyjoumal/articles/detail.php? ID=3202
5. Москаленко В.Д. Зависимость: семейная болезнь.-М.: ПЕР СЭ, 2002.- 336 с.
6. Уайнхолд Б. К., Уайнхолд Дж. Б. Бегство от близости. Избавление ваших отношений от контрзависимости - другой стороны созависимости.- СПб.: Весь, 2011.- 528 с.
7. Шорохова О. А. Жизненные ловушки зависимости и созависимости.- СПб.: Речь, 2002.- 136 с.
References
1.Emel'yanova E. V. Krizis v sozavisimykh otnosheniyakh. Printsipy i algoritmy konsul'tirovaniya.- SPb.: Rech', 2004.- 368 s.
2.Zaitsev S. N. Sozavisimost' - umenie lyubit': Posobie dlya rodnykh i blizkikh narkomana, alkogolika.-N. Novgorod, 2004.- 90 s.
3.Karpman S. Zhizn' svobodnaya ot igr.- SPb.: Metanoiya, 2016.- 337 s.
4.Maleichuk G. I. Osobennosti psikhoterapevticheskoi raboty s klientami s zavisimoi strukturoi lichnosti // Zhurnal prakticheskoi psikhologii i psikhoanaliza.- 2012.- № 2 [Elektronnyi resurs].- Rezhim dostupa: http://psyjoumal.ru/psyjoumal/articles/detail.php? ID=3202
5.Moskalenko V. D. Zavisimost': semeinaya bolezn'.-M.: PER SE, 2002.- 336 s.
6.Uainkhold B. K., Uainkhold Dzh. B. Begstvo ot blizosti. Izbavlenie vashikh otnoshenii ot kontrzavisimosti - drugoi storony sozavisimosti.- SPb.: Ves', 2011.- 528 s.
7.Shorokhova O. A. Zhiznennye lovushki zavisimosti i sozavisimosti.- SPb.: Rech', 2002.- 136 s.