ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
4-Й УГОЛ ТРЕУГОЛЬНИКА КАРПМАНА Рассохин Д.А.
Рассохин Дмитрий Александрович - кандидат психологических наук, ректор, Институт психологии управления, г. Екатеринбург
Аннотация: статья посвящена исследованию созависимого поведения на примере треугольника Карпмана. Приведены примеры и введена четвёртая, дополнительная ключевая роль созависимых отношений.
Ключевые слова: треугольник Карпмана, жертва, преследователь, спасатель, созависимость, зависимость, нарушения пищевого поведения.
УДК 159.9.016
В 1968 году Стивен Карпман в своей статье «Fairy Tales and Script Drama Analysis» описал психологические роли, которые люди занимают в созависимых отношениях (Рис.1). Он назвал их «Драматическим треугольником», потому что её участники или сам человек внутри себя, перемещаются из одной роли в другую играя, таким образом игру, обманывая других или самого себя чтобы удовлетворить свою потребность. Да, часто эти роль людьми не осознаваемы и человек играет в эти игры в своей голове.
Жертва
Рис. 1. Треугольник Карпмана
Подсознание определяет смену ролей в этой игре. И Карпман, считал, что их 3 три: жертва, преследователь, спасатель. Действие начинается, когда кто-либо людей, находящихся в отношениях, начинает играть одну из ролей и этим втягивает другого на роль, отведённую ему.
Например, разберём пример созависимых отношений, при алкогольной зависимости: Он поздно вечером приходит домой изрядно выпивший и довольный, Она нападает на него и устраивает скандал (Преследователь). Он какое-то время терпит (Жертва), но не выдерживает и обрушивается на неё с криками, оскорблениями и почти с кулаками, чтобы она замолчала Преследователь). Она, обижается, собирает вещи и уезжает к маме (Жертва). На утро Он просыпается, обнаруживает, что её нет, с трудом вспоминает, что вчера было и начинает звонить и извиняться (Жертва). Она поднимает трубку и гордо начинает читать нотации, Он оправдывается и заканчивается всё её словами, что мы вместе быть не можем и довольная собой кладёт трубку. Он с горя напивается, до такой степени, что его друзья звонят ей посреди ночью и говорят, что он умирает (или где-то около того). Она, забыв все свои слова, бросается на выручку (Спасатель) и забирает его домой, где на утро происходит серьёзный разговор с обещаниями бросить пить, курить и начать заниматься спортом
(Спасатель). Она угрожает ему, что если ещё раз...! Он соглашается, они оба довольны, обнимаются и вот оно счастье..., которое заканчивается максимум через неделю. И всё, с небольшими отклонениями, происходит по кругу.
Итак, что мы видим, что один человек играет сразу несколько ролей, и треугольник может крутиться в любую сторону: жертва может перейти в преследователя, снова в жертву, затем в спасателя и наоборот. В то время, как другой коммуникатор встаёт на другие роли.
Первое, что не описывает этот треугольник - это позицию Преследователь -Преследователь. В нашем примере - это тот момент, когда Она устроила скандал, а Он не выдержал и начал нападать в ответ - это состояние может быть достаточно долгим и напряжение в нём ещё больше нарастает. Но это ещё не 4 угол этого треугольника, а лишь оба участника попали в один.
Ещё один возможный дальнейший ход развития событий: Он решил взяться «за ум», бросил пить, начал заниматься спортом. Она начала очень уставать, озлобилась и обвиняет его в том, что Он изменился и чувств уже нет. И опять устраивает ему скандал, уходит к маме, ну а дальше мы уже знаем как будут развиваться события.
Иногда Жертва сама провоцирует скандал и негативное отношение к ней. Иногда Спасатель спасает того, кто не просит и не нуждается в помощи. Иногда под руку агрессора попадают совсем безучастные люди или игроки не их треугольников.
Какие варианты возможны ещё - Он, Она, оно - когда в треугольник втягивается болезнь Жертвы из-за которой второй игрок не может выйти из игры - доволен тот, кто удержал второго. Когда события развиваются: Он, Она, Она, когда любовница втягивается на место Спасателя брака - довольны Он и любовница. Он, Она и её или его мама, здесь комментарии излишни - довольны те, кто вдвоём.
И это ещё не всё, новой теории игр и сценариев сплетены всё новые комбинации:
- Экзистенциальный
- Минискрипт
- Биодинамический и Дарвиновский Драматические треугольники
- Экзистенциальный
- Минискрипт
- Перенос Фрейдовский
- Анализ семейных игр
- Треугольник переопределения ребенка, сценарий игры,
- Сценарий сценария,
- Пересмотр
- Палимпсест
- Новые экзистенциальные континуумы и другие
Как же человек играет игру внутри себя? Давайте разберём её на примере пищевой зависимости:
- Какое отличное утро, я встал, сделал зарядку, первый раз на полгода, позавтракал овсяной кашей и на работу!
- В обед только салат и грудку с овощами
- Полдник пропущу, хотя чай с печенками очень манят, но я держусь! (преследователь)
- Ближе к ужину: я так сегодня утомился, навалилось дел по горло, а хотел ещё вечером пойти погулять. (Жертва)
- По дороге домой: наверное, дома нет хлеба, заеду в магазин. (Спасатель)
- В магазине: какое вкусное печенье, куплю, пусть дома лежит, вдруг жена съесть захочет. (Спасатель)
- Жене: какой я сегодня молодец: в магазин заехал, зарядку сделал, здоровый образ жизни начал (Спасатель) и так устал на работе, столько дел навалилось, ноги еле донёс до дома (Жертва). Есть, что поесть?
- Да, правильная еда не так вкусна, вообще безвкусная, как можно её есть!? Я что не заслужил нормального питания? Сколько можно уже над собой издеваться!? Я сегодня зарядку сделал, значит могу позволить себе три печенки! (Преследователь)
- Да ладно, завтра ещё зарядку сделаю, можно ещё три. (Спасатель)
- Хорошо...
- Перед сном: ну зачем же я так наелся!? Сколько раз я уже могу себе обещать и не выполнять!? (Преследователь)
- Всё, с завтрашнего дня начинаю! (Спасатель)
Вот такие или подобные игры, с вариациями, разыгрывают люди в своих мыслительных процессах, а какие картинки они представляют! Чувствуют запахи и вкусы в предвкушении, только больше и больше возбуждая свою тягу. Эти внутренние и внешние диалоги я привожу со слов клиентов, которых я веду в своей частной практике, которую в семейной терапии и в работе с нарушениями пищевого поведения.
Давайте сейчас разберёмся. почему это происходит и чего не хватает в этих треугольниках.
Происходит это потому, что люди удовлетворяют свою потребность. Потребность невротическую или потребность зависимости, но удовлетворяют. Удовлетворяют так, что могут даже сами себе в этом не признаваться, а перекладывать ответственность за зависимое или созависимое поведение на других. И в таких отношения люди могут жить годами. Есть ещё одна закономерность треугольника Карпмана - это то что этот треугольник втягивает сначала человека, а потом притягивает зависимость даже в здоровые отношения.
Так что же такое 4 угол треугольника Карпмана? Это роль довольного. Как вы заметили в примерах всегда есть временной промежуток, когда человек или два чувствуют себя довольными. Удовольствие, которое они получают в этих отношениях, и есть тот стержень, вокруг которого вращается треугольник Карпмана. Для того чтобы не ломать треугольник и не строить квадрат, тогда он может перестать быть Треугольником Карпмана, я предлагаю ввести изображение объёмного треугольника -тетраэдра (Рис. 2) и распределить роли уже на нём.
Вывод: все игры вращаются вокруг удовлетворения потребности и снятия ответственности с себя за зависимое поведение. При удовлетворении потребности наступает момент. Когда игроки чувствуют себя довольными, испытывая позитивные чувства и эмоции: радость, гордость, исполненную месть, удовольствие и даже счастье. Ради этих моментов они и играют в эти игры, иногда даже не осознавая этого. Так как в
Довольный
Спасатель
Жертва
Преследователь Рис. 2. Тетраэдр
треугольнике не учтена главная позиция, то для полноты описания созависимых отношений более эффективно будет применять 4 позиции треугольника Карпмана.
Список литературы
1. Steiner C. Script and countercript. Transactional Analysis Bulletin. 5/18. P. 133, 1966.
2. Карпман С. Сценарий Драматического Анализа II. Международный журнал исследований и практики транзакционного анализа, 10. 2019
3. Gayol G.N. Codependence: A transgenerational script - Transactional Analysis Journal, Taylor & Francis, 2004.