Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ АТТРАКЦИИ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ'

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ АТТРАКЦИИ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
23
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
The Scientific Heritage
Ключевые слова
аттракция / юношеский возраст / психологический механизм / социальная установка / общение / attraction / youthful age / psychological mechanism / social setting / communication

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Коптелова И. Е.

В статье представлена сравнительная характеристика понятия аттракция с точки зрения зарубежных и отечественных авторов. Аттракция рассматривается как процесс формирования привлекательности какого-то человека для воспринимающего, и как продукт этого процесса. Юность описывается как период выраженных социальных потребностей, отмечается, что межличностные отношения в этот период имеют свои особенности, которые влияют на процесс аттракции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL ASPECTS OF ATTRACTIVENESS IN ADOLESCENCE

The article presents a comparative characteristic of the concept of attraction from the point of view of foreign and domestic authors. Attraction is considered as a process of formation of attractiveness of some person for perceiving, and as a product of this process. Youth is described as a period of expressed social needs, it is noted that interpersonal relationships in this period have their own characteristics that affect the process of attraction.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ АТТРАКЦИИ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ»

PSYCHOLOGICAL SCIENCES

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ АТТРАКЦИИ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ

Коптелова И.Е.

ФГБОУ ВО Тюменский индустриальный университет, преподаватель PSYCHOLOGICAL ASPECTS OF ATTRACTIVENESS IN ADOLESCENCE

Koptelova I.E.

Tyumen Industrial University, Lecturer

Аннотация

В статье представлена сравнительная характеристика понятия аттракция с точки зрения зарубежных и отечественных авторов. Аттракция рассматривается как процесс формирования привлекательности какого-то человека для воспринимающего, и как продукт этого процесса. Юность описывается как период выраженных социальных потребностей, отмечается, что межличностные отношения в этот период имеют свои особенности, которые влияют на процесс аттракции.

Abstract

The article presents a comparative characteristic of the concept of attraction from the point of view of foreign and domestic authors. Attraction is considered as a process of formation of attractiveness of some person for perceiving, and as a product of this process. Youth is described as a period of expressed social needs, it is noted that interpersonal relationships in this period have their own characteristics that affect the process of attraction.

Ключевые слова: аттракция, юношеский возраст, психологический механизм, социальная установка, общение.

Keywords: attraction, youthful age, psychological mechanism, social setting, communication.

Невозможно себе представить развитие человека, само существование индивида как личности, его связь с обществом вне общения с другими людьми. К.Маркс и Ф.Энгельс отмечали в связи с этим: "...действительное духовное богатство индивида всецело зависит от богатства его действительных отношений...".

Особый круг проблем межличностного восприятия возникает в связи с включением в этот процесс специфических эмоциональных регуляторов. Люди не просто воспринимают друг друга, но формируют друг по отношению к другу определенные отношения. Область исследований, связанных с выявлением механизмов образования различных эмоциональных отношений к воспринимаемому человеку, получила название исследования аттракции. Буквально аттракция - привлечение, но специфический оттенок в значении этого слова в русском языке не передает всего содержания понятия «аттракция».

В «Кратком психологическом словаре», аттракция определяется как «понятие, обозначающее возникновение при восприятии человека человеком привлекательности одного из них для другого».

Термин «аттракция» может использоваться и для обозначения негативных чувств к партнеру. Таким образом, аттракция объекта определяется потребностями и желаниями человека, его оценивающего, не в меньшей степени, чем характеристиками самого объекта (Л.Я. Гозман, 1987).

Ряд авторов (Ф.В. Бассин, 1971; Л.В. Благона-дежина, 1956; В.К. Вилюнас, 1976; Л.С. Выготский, 1958; С.Л. Рубинштейн, 1973; П.В. Симонов, 1970; Г.Х. Шингарев, 1971 и др.) рассматривают аттрак-

цию как эмоцию, и в результате аттракция становится проблемой общей психологии, а не социальной.

Кроме того, аттракцию можно рассматривать как особый вид социальной установки на другого человека, в которой преобладает эмоциональный компонент, когда этот «другой» оценивается преимущественно в категориях, свойственных аффективным оценкам (Г.М. Андреева, 1996).

Е.В. Андриенко указывает, что «аттракция -особая форма восприятия и познания другого человека, основанная на формировании по отношению к нему устойчивого позитивного чувства». В широком смысле под межличностной аттракцией понимается формирование положительного эмоционального отношения в процессе восприятия людьми друг друга.

Л.Я. Гозман считает, что этим термином может обозначаться как процесс формирования эмоционального отношения, так и результат этого процесса, то есть некоторое качество сформированного отношения. Кроме того, пишет ученый, даже если рассматривать аттракцию только как характеристику отношения, в ней все равно можно выделить как минимум два компонента:

1. Эмоция, направленная на другого человека.

2. Установка по отношению к другому как к единичному, уникальному объекту.

В настоящее время формируется расширенная трактовка процесса аттракции как формирования эмоционально-оценочных представлений друг о друге и о своих межличностных взаимоотношениях (как положительных, так и отрицательных), своего

рода социальной установки с преобладанием эмоционально-оценочного компонента.

Долгое время считалось, что сфера изучения таких феноменов, как дружба, симпатия, любовь в разном возрасте не может быть областью научного анализа, скорее, это область искусства, литературы и т.д. Однако логика углубления в изучение межличностного восприятия заставила социальную психологию «принять» и эту проблематику, и в настоящее время насчитывается довольно большое количество экспериментальных работ и теоретических обобщений в этой области.

Благодаря положительным чувствам симпатии, привязанности, любви, дружбы и т.д. между людьми возникают определенные отношения, позволяющие более глубоко познать друг друга.

Аттракция может существовать только на уровне индивидуально-избирательных межличностных отношений, характеризующихся взаимной привязанностью их субъектов. Эмоциональная привязанность может возникнуть на основании общих взглядов, интересов, ценностных ориентаций или как избирательное отношение к особой внешности человека, его поведению, чертам характера и т.д. Любопытным является то, что такие отношения позволяют лучше понимать другого человека.

Юность - решающий этап становления мировоззрения, потому что именно в это время созревают и его когнитивные, и его эмоционально- личностные предпосылки.

Главное психологическое приобретение юности - открытие своего внутреннего мира. Обретая способность погружаться в себя, в свои переживания, юноша заново открывает целый мир новых эмоций. Юношеское "Я " ещё неопределённо, расплывчато, оно нередко переживается как смутное беспокойство или ощущение внутренней пустоты, которую необходимо чем-то заполнить. Отсюда растёт потребность в общении и одновременно повышается его избирательность, потребность в уединении.

Вовлечение юношества в орбиту уже не детских интересов побуждает к интенсивной перестройке взаимоотношений с окружающими людьми. Взаимоотношения со сверстниками подразделяются на товарищеские и дружеские, а отношения со взрослыми - на личные и деловые. В целом, вся система взаимоотношений в ранней юности становится сложнее, чем в подростковый

период, и в ней юноши и девушки начинают играть множество различных социальных ролей. Межличностные отношения, общение занимает еще больше времени, чем в подростничестве, причем большая часть времени, затрачиваемого на него, приходится на общение со сверстниками. Юноши и девушки, образно говоря, находятся в постоянном поиске общения. Жадное стремление к новому опыту, настоятельная потребность разрешить обуревающие их проблемы заставляют их надеяться, что в потоке людей, встречающихся на их пути, их ждет много интересных, важных, необычных знакомств. Поэтому, как правило, интерес вызывает каждое новое лицо, появившееся в поле зрения. Признанием и уважением у юношей и девушек пользуются такие сверстники, которые являются их близкими друзьями. С остальными поддерживаются только товарищеские или приятельские отношения.

Юность характеризуется как период выраженных социальных потребностей. Потребность в дружбе, в подтверждении возможности осуществления собственного Я находит свой предмет в момент встречи друга. Главное переживание, которое ее характеризует, - это узнавание близости этого человека к себе, своему Я.

Итак, как видим, аттракция - термин достаточно многозначный. Под аттракцией понимают, прежде всего, чувство одного человека к другому. Как таковая она представляет собой частный случай в ряду эмоциональных явлений. Затем, аттракция — это отношение к другому человеку, т. е. она принадлежит и к классу социальных установок; наконец, аттракция — это оценка человека (хороший, симпатичный), следовательно, она представляет собой определенный компонент межличностного восприятия.

Список литературы

1. Обозов, Н.Н. Межличностные отношения / Н.Н. Обозов. - Ленинград: ЛГУ, 1979.

2. Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений -- М. 1987.

3. Петровская Л.А. Компетентность в общении. М., 1989.

4. Поршнев Б.Ф. Социальная психология и история. М., 1968.

5. Рубинштейн С.Л. Принципы и пути развития психологии. М., 1960.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.