PSYCHOLOGICAL SCIENCES
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ АТТРАКЦИИ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ
Коптелова И.Е.
ФГБОУ ВО Тюменский индустриальный университет, преподаватель PSYCHOLOGICAL ASPECTS OF ATTRACTIVENESS IN ADOLESCENCE
Koptelova I.E.
Tyumen Industrial University, Lecturer
Аннотация
В статье представлена сравнительная характеристика понятия аттракция с точки зрения зарубежных и отечественных авторов. Аттракция рассматривается как процесс формирования привлекательности какого-то человека для воспринимающего, и как продукт этого процесса. Юность описывается как период выраженных социальных потребностей, отмечается, что межличностные отношения в этот период имеют свои особенности, которые влияют на процесс аттракции.
Abstract
The article presents a comparative characteristic of the concept of attraction from the point of view of foreign and domestic authors. Attraction is considered as a process of formation of attractiveness of some person for perceiving, and as a product of this process. Youth is described as a period of expressed social needs, it is noted that interpersonal relationships in this period have their own characteristics that affect the process of attraction.
Ключевые слова: аттракция, юношеский возраст, психологический механизм, социальная установка, общение.
Keywords: attraction, youthful age, psychological mechanism, social setting, communication.
Невозможно себе представить развитие человека, само существование индивида как личности, его связь с обществом вне общения с другими людьми. К.Маркс и Ф.Энгельс отмечали в связи с этим: "...действительное духовное богатство индивида всецело зависит от богатства его действительных отношений...".
Особый круг проблем межличностного восприятия возникает в связи с включением в этот процесс специфических эмоциональных регуляторов. Люди не просто воспринимают друг друга, но формируют друг по отношению к другу определенные отношения. Область исследований, связанных с выявлением механизмов образования различных эмоциональных отношений к воспринимаемому человеку, получила название исследования аттракции. Буквально аттракция - привлечение, но специфический оттенок в значении этого слова в русском языке не передает всего содержания понятия «аттракция».
В «Кратком психологическом словаре», аттракция определяется как «понятие, обозначающее возникновение при восприятии человека человеком привлекательности одного из них для другого».
Термин «аттракция» может использоваться и для обозначения негативных чувств к партнеру. Таким образом, аттракция объекта определяется потребностями и желаниями человека, его оценивающего, не в меньшей степени, чем характеристиками самого объекта (Л.Я. Гозман, 1987).
Ряд авторов (Ф.В. Бассин, 1971; Л.В. Благона-дежина, 1956; В.К. Вилюнас, 1976; Л.С. Выготский, 1958; С.Л. Рубинштейн, 1973; П.В. Симонов, 1970; Г.Х. Шингарев, 1971 и др.) рассматривают аттрак-
цию как эмоцию, и в результате аттракция становится проблемой общей психологии, а не социальной.
Кроме того, аттракцию можно рассматривать как особый вид социальной установки на другого человека, в которой преобладает эмоциональный компонент, когда этот «другой» оценивается преимущественно в категориях, свойственных аффективным оценкам (Г.М. Андреева, 1996).
Е.В. Андриенко указывает, что «аттракция -особая форма восприятия и познания другого человека, основанная на формировании по отношению к нему устойчивого позитивного чувства». В широком смысле под межличностной аттракцией понимается формирование положительного эмоционального отношения в процессе восприятия людьми друг друга.
Л.Я. Гозман считает, что этим термином может обозначаться как процесс формирования эмоционального отношения, так и результат этого процесса, то есть некоторое качество сформированного отношения. Кроме того, пишет ученый, даже если рассматривать аттракцию только как характеристику отношения, в ней все равно можно выделить как минимум два компонента:
1. Эмоция, направленная на другого человека.
2. Установка по отношению к другому как к единичному, уникальному объекту.
В настоящее время формируется расширенная трактовка процесса аттракции как формирования эмоционально-оценочных представлений друг о друге и о своих межличностных взаимоотношениях (как положительных, так и отрицательных), своего
рода социальной установки с преобладанием эмоционально-оценочного компонента.
Долгое время считалось, что сфера изучения таких феноменов, как дружба, симпатия, любовь в разном возрасте не может быть областью научного анализа, скорее, это область искусства, литературы и т.д. Однако логика углубления в изучение межличностного восприятия заставила социальную психологию «принять» и эту проблематику, и в настоящее время насчитывается довольно большое количество экспериментальных работ и теоретических обобщений в этой области.
Благодаря положительным чувствам симпатии, привязанности, любви, дружбы и т.д. между людьми возникают определенные отношения, позволяющие более глубоко познать друг друга.
Аттракция может существовать только на уровне индивидуально-избирательных межличностных отношений, характеризующихся взаимной привязанностью их субъектов. Эмоциональная привязанность может возникнуть на основании общих взглядов, интересов, ценностных ориентаций или как избирательное отношение к особой внешности человека, его поведению, чертам характера и т.д. Любопытным является то, что такие отношения позволяют лучше понимать другого человека.
Юность - решающий этап становления мировоззрения, потому что именно в это время созревают и его когнитивные, и его эмоционально- личностные предпосылки.
Главное психологическое приобретение юности - открытие своего внутреннего мира. Обретая способность погружаться в себя, в свои переживания, юноша заново открывает целый мир новых эмоций. Юношеское "Я " ещё неопределённо, расплывчато, оно нередко переживается как смутное беспокойство или ощущение внутренней пустоты, которую необходимо чем-то заполнить. Отсюда растёт потребность в общении и одновременно повышается его избирательность, потребность в уединении.
Вовлечение юношества в орбиту уже не детских интересов побуждает к интенсивной перестройке взаимоотношений с окружающими людьми. Взаимоотношения со сверстниками подразделяются на товарищеские и дружеские, а отношения со взрослыми - на личные и деловые. В целом, вся система взаимоотношений в ранней юности становится сложнее, чем в подростковый
период, и в ней юноши и девушки начинают играть множество различных социальных ролей. Межличностные отношения, общение занимает еще больше времени, чем в подростничестве, причем большая часть времени, затрачиваемого на него, приходится на общение со сверстниками. Юноши и девушки, образно говоря, находятся в постоянном поиске общения. Жадное стремление к новому опыту, настоятельная потребность разрешить обуревающие их проблемы заставляют их надеяться, что в потоке людей, встречающихся на их пути, их ждет много интересных, важных, необычных знакомств. Поэтому, как правило, интерес вызывает каждое новое лицо, появившееся в поле зрения. Признанием и уважением у юношей и девушек пользуются такие сверстники, которые являются их близкими друзьями. С остальными поддерживаются только товарищеские или приятельские отношения.
Юность характеризуется как период выраженных социальных потребностей. Потребность в дружбе, в подтверждении возможности осуществления собственного Я находит свой предмет в момент встречи друга. Главное переживание, которое ее характеризует, - это узнавание близости этого человека к себе, своему Я.
Итак, как видим, аттракция - термин достаточно многозначный. Под аттракцией понимают, прежде всего, чувство одного человека к другому. Как таковая она представляет собой частный случай в ряду эмоциональных явлений. Затем, аттракция — это отношение к другому человеку, т. е. она принадлежит и к классу социальных установок; наконец, аттракция — это оценка человека (хороший, симпатичный), следовательно, она представляет собой определенный компонент межличностного восприятия.
Список литературы
1. Обозов, Н.Н. Межличностные отношения / Н.Н. Обозов. - Ленинград: ЛГУ, 1979.
2. Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений -- М. 1987.
3. Петровская Л.А. Компетентность в общении. М., 1989.
4. Поршнев Б.Ф. Социальная психология и история. М., 1968.
5. Рубинштейн С.Л. Принципы и пути развития психологии. М., 1960.