Научная статья на тему 'ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ АТТРАКЦИИ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ У МОЛОДЕЖИ'

ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ АТТРАКЦИИ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ У МОЛОДЕЖИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
136
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АТТРАКЦИЯ / ГЕНДЕР / МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / МОЛОДЕЖЬ / ATTRACTION / GENDER / INTERPERSONAL RELATIONS / YOUTH

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ваднева В.Д., Иванова Н.В.

Данное исследование посвящено выявлению гендерно специфичных факторов аттракции (внешний вид партнера; социальные и демографические характеристики; личностные качества; особенности поведения) в межличностных отношениях у молодежи. В статье рассмотрены теории межличностной аттракции, в частности подход В.Н. Кунициной, послуживший основой для создания авторской методики, использованной в исследовании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REASONS AND CHARACTERISTICS OF ANXIETY STATES OF PERSONALITY IN YOUTH

This researchis dedicated to the identification of gender-specific factors of attraction (the appearance of a partner; social and demographic characteristics; personal qualities; behavioral characteristics) in interpersonal relations among young people. The article discusses the theory of interpersonal attraction, in particular the approach of V.N. Kunitsina, which served as the basis for the creation of the author's methodology used in the research.

Текст научной работы на тему «ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ АТТРАКЦИИ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ У МОЛОДЕЖИ»

УДК 316.6

Ваднева В .Д. студент 2 курс направление подготовки «Психология»

Иванова Н.В.

студент 2 курс, направление подготовки

«Психология»

Филиал МГУ им. М.В.Ломоносова в г. Севастополе

Россия, г. Севастополь ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ АТТРАКЦИИ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ У МОЛОДЕЖИ

Аннотация: данное исследование посвящено выявлению гендерно специфичных факторов аттракции (внешний вид партнера; социальные и демографические характеристики; личностные качества; особенности поведения) в межличностных отношениях у молодежи. В статье рассмотрены теории межличностной аттракции, в частности подход В.Н. Кунициной, послуживший основой для создания авторской методики, использованной в исследовании.

Ключевые слова: аттракция, гендер, межличностные отношения, молодежь.

Vadneva V.D. student 2 year, «Psychology» Ivanova N. V. student 2 year, «Psychology» Lomonosov Moscow State University in Sevastopol

Russia, Sevastopol «REASONS AND CHARACTERISTICS OF ANXIETY STATES OF

PERSONALITY IN YOUTH»

Annotation: this researchis dedicated to the identification of gender-specific factors of attraction (the appearance of a partner; social and demographic characteristics; personal qualities; behavioral characteristics) in interpersonal relations among young people. The article discusses the theory of interpersonal attraction, in particular the approach of V.N. Kunitsina, which served as the basis for the creation of the author's methodology used in the research.

Keywords: attraction, gender, interpersonal relations, youth.

Исследование аттракции в социальной психологии - сравнительно новая область, что и обуславливает актуальность исследования межличностной аттракции и ее влияния на отношения между людьми. Ее образование связано с разрушением определенных предубеждений. На протяжении долгого времени считалось, что изучение таких феноменов, как

любовь, симпатия, дружба, не могут быть сферой научного анализа, скорее, это сфера литературы, искусства и т.д. И рассмотрение этих явлений наукой сталкивается с препятствиями и вследствие возникающий этический затруднений, и вследствие сложности изучаемых явлений [10].

Знание механизмов аттракции будет способствовать повышению эффективности взаимодействия молодежи в построении конкретных социальных межличностных отношений, их прогнозирование и организация с учетом их гендерных и индивидуальных различий. Ведьруководствуясь информацией о том, как и почему люди сходятся или, наоборот, не могут найти общего языка, предоставит практическое использование знаний в контексте межличностного взаимодействия современного общества.

Термин аттракция вошел в психологию сравнительно недавно - в ХХ веке. Слово «attraction» с английского языка буквально переводится как «привлекательность». Аттракция - возникновение при восприятии индивида индивидом взаимной привлекательности, понимание и принятие друг друга во взаимодействии, когда не только согласуются действия, но и устанавливаются положительные взаимоотношения [9].

Объяснение термина аттракция можно встретить во многих психологических словарях и энциклопедиях. «Краткий психологический словарь» определяет аттракцию как «понятие, обозначающее возникновение привлекательности при восприятии человека человеком» [4]. В «Большом психологическом словаре» аттракция от лат. attrahere - притягивать к себе, в переносном смысле - привлекать, склонять. Психологическая энциклопедия трактует термин «аттракции» как благосклонное отношение или чувство дружбы и симпатии к другому человеку [9].

Теоретической основой исследования гендерных особенностей аттракции в межличностых отношениях послужили исследования межличностной аттракции Морено и Ньюкомб; теории социального обмена Хоманса, Тибо и Келли; модель подкрепления Д. Бирна иДж. Л. Клоре; подходы Л.Я. Гозмана и Н.В. Куницыной к выделению факторов межличностной аттракции; теория социального научения А. Бандура, М. Мид.

Американский социолог Дж. Л. Морено выдвинул предположение, что источником возникновения симпатии является эмоциональная энергия tele -таинственная способность притягивать к себе людей или отталкивать их от себя. Люди, излучают эмоциональный поток, вызывающий симпатию у других. Ученый внес значительный вклад в исследовании аттракции, создав метод измерения отношений между людьми - социометрию. Этот метод применяется для выявления скрытой от внешнего наблюдателя структуры отношений, которые определяются эмоциональными связями.

Согласно теории «балансных моделей» Ф. Хайдера, сходство относительно важных объектов усиливает взаимную привлекательность. Эта теория предполагает взаимодействие трех основных компонентов (личность А, личность В и объект С), соотношение которых и регулирует появление

А

симпатии или антипатии. Возможны различные способы проявления симпатии между тремя указанными компонентами. Основным положением этой теории является тезис о том, что люди в своих межличностных отношениях имеют тенденцию отдавать предпочтение стабильным жизненным ситуациям. За счет этого развиваются и укрепляются отношения, накапливается межличностный опыт каждой личности [1].

Логическим продолжением теории Ф. Хайдера является теория Т. Н. Ньюкомба. Он считал, что общение будет развиваться в триаде как следствие минимального дисбаланса, баланс же может возникать из-за общения при согласовании мнений, оценок. Восприятие сходства является ключевым фактором во взаимной привлекательности людей. В отличие от настоящего сходства установок, привлечение обращено к индивидуальной оценки, разницы между собственными мыслями и мыслями другого по отношению к объекту обсуждения.

Представители необихевиористического течения Д. С. Хоманс, Д. В. Тибо и Х. Х. Келли, Д. Бирн и Дж. Л. Клора рассматривали теории аттракции с точки зрения поведения, в основе которой лежит обмен между положительным (получение признания и т.п.) и отрицательным (неодобрение, осуждение и т.п.) подкреплением. Д.С. Хоманс считал, что при общении мы отдаем предпочтение тем людям, которые создают возможности для развития личности. Основой этого утверждения являются основные положения теории социального обмена: позитивные отношения будут формироваться при условии, что личность, которая проявляет симпатию, положительные эмоциии поведение, будет получать одобрение, благодарность, обратную отдачу, то есть, она получит положительное подкрепление [9].

Идею социального обмена продолжали рассматривать Дж. Л. Тибо и X. Х. Келли. Они считали, что для понимания поведения необходимо распознать структуру межличностных взаимоотношений, потому что именно эта структура определяет возможности и условия влияния поощрения или наказания. По их мнению, взаимоотношения между людьми являются серией деловых взаимоотношений. Если расходы меньше полученного, то отношения положительные, если наоборот - отрицательные [6].

Исследования И. П. Волкова, Е. С. Кузьмина, М. П. Пикельниковой и Н. Ф. Федотовой указывали на значимость различных факторов в регуляции официальных и неофициальных отношений. В условиях неофициального общения, совместного отдыха нет четкой и ограниченной программы взаимодействия, что изменяет характер регуляции межличностных отношений. Тип взаимодействия более интегральный, то есть имеет широкий диапазон выбора форм межличностных отношений. Другое дело -межличностные взаимоотношения в условиях официальной организации. В этих условиях совместная деятельность, ее задачи, инструкции определяют не только характер работы каждого, но и нормы, правила взаимодействия всех членов группы в целом[2].

ия

Кроме тех факторов, которые уже были рассмотрены, такие авторы как Л. Я. Гозман и В. Н. Куницына в своих подходах выделяли наиболее важные факторы аттракции - это физическая привлекательность и социально-демографическая характеристика личности [5].

В то же время, на формирование симпатий влияют также сходство систем ценностей, способность личности достигать жизненно важных целей, соответствия социальным ролям, социальная успешность и другие социально-психологические характеристики личности, которые познаются по мере развития межличностных отношений. Учеными исследовались факторы, влияющие на появление симпатии или антипатии: влияние потребностей, тип поведения, условия проживании. Влияние перечисленных характеристик на межличностные отношения очень разнообразны и противоречивы [3].

Основной целью нашего исследования является выявление гендерных особенностей факторов аттракции в межличностных отношениях у молодежи. Эта цель была указана в задачах, направленных на изучение следующих особенностей партнера как факторов аттракции: внешний вид партнера; социальные и демографические характеристики; личные качества; особенности поведения.

В исследовании приняли участие 100 человек: 50 юношей и 50 девушек в возрасте от 18 до 25 лет различных высших учебных заведений г. Симферополя.

В качестве методического обеспечения использовались:

1. Авторское интервью, составленное на основе подхода В.Н. Куницыной.

Подход Куницыной В.Н. к пониманию межличностных отношений, раскрывает их как взаимные ориентации, развивающиеся и оформляющееся у индивидов, которые пребывают в длительном контакте между собой. Выделяются структурные параметры, которые задают содержание отношений (психологическая близость партнеров, или дистанция;оценка отношений, или валентность; позиция партнеров в отношениях; степень знакомства), и, собственно, факторы межличностной аттракции, влияющие на выбор людьми друг друга (внешние, не связанные напрямую с процессом взаимодействия, и внутренние, действующие и вызванные непосредственно процессом межличностного взаимодействия)[7].

В соответствии выше изложенного, нами было разработано авторское интервью для определения факторов аттракции и их специфики в межличностных отношениях у молодежи.

2. Личностный семантический дифференциал О.Л. Кустовой.

В нашей работе мы проводим исследование такой детерминанты индивидуального сознания субъекта, как гендерная

принадлежность(совокупность предписаний, требований, норм, отличительных качеств, которые характеризуют женщин и мужчин).

3. Методика диагностики межличностных отношений Т. Лири.

Данная методика предназначена для исследования представлений субъекта о себе и идеальногоЯ, для определения преобладающего типа отношений к людям во взаимоотношениях. Выделяют обычно два фактора при исследовании межличностных отношений: дружелюбие-агрессивность и доминирование-подчинение, что и определяет общее впечатление о человеке в процессе восприятия, а именно, как человек, вызывающий аттракцию, должен относиться к окружающим.

На основе проведенного исследования гендерных особенностей факторов аттракции мы сделали следующие выводы:

1. Внешняя привлекательность партнера является важным фактором для обоих полов, но для парней он более приоритетен (90% и 70% соответственно). В общем-то, образы привлекательных девушек и юношей близки к общим стереотипам в обществе - фемининному и маскулинному (это отражается, например, в оценке стиля одежды партнера). Девушкам свойственно детализироваться в оценке молодого человека, презентируя четкий список требований к партнеру. Для юношей образ девушек холистичен, обобщен, как правило, трудно устанавливаемый в конкретные параметры, избегая уточнений;

2. Фактор аттракции, который является самым значимым для девушек - социально-демографические характеристики партнера. В том числе, отражаются принятые стереотипы и нормы в обществе в результатах. Юношам предпочтительны девушки моложе их или того же возраста, а вот девушкам - молодые люди старше своего возраста. Тем не менее, как для юношей, так и для девушек в приоритете партнер противоположного пола с высшим образованием (77% и 90%) и своей национальности (73% и 87%). А также, для девушек в оценке привлекательности молодого человека важным критерием является наличие профессиональной деятельности с достижениями в ней, включая материальные и статусные (80%). В то время как для молодых людей данный критерий не важен (90%);

3. Личностные характеристики партнера - не менее важный фактор аттракции и для юношей, и для девушек (83% и 87%). Для молодых людей ценны фемининные качества (76%), некоторым - андрогинные, как например независимость, самодостаточность, уверенность в себе (23%); не привлекательны - преувеличенные фемининные качества (истерия, капризность) (30%). Привлекательными для девушек являются типичномаскулинные качества (88%), некоторые андрогинные (верность, уравновешенность, проявление нежности) (17%) и отталкивает наличие фемининных (женственность, нарциссизм) (32%). Для представителей обоих полов отталкивающими являются гипертрофированно выраженные маскулинные качества (гнев, импульсивность, агрессивность) (28% и 12%). В целом, девушки предпочитают маскулинные черты личности у юношей, а молодые люди - фемининные; в большей мере для молодежи характерны андрогинные характеристики личности (80% и 79%).

4. Важным для оценки привлекательности партнёра является фактор особенностей поведения и отношения к другим. Для представителей обоих полов предпочитаемым являются альтруистическое отношение (6,2% и 6,5%) к другим и дружелюбие (6,1% и 6,2%), а также гибкость моделей поведения партнеров. Для юношей симпатию вызывают естественное проявление зависимого и подчиняемого типов поведения девушкой (3,8% и 4,5%). Более привлекательным для девушек, нежели для молодых людей, являются агрессивные и авторитарные типы проявления поведения (2,9% и 5,0%), при этом с уважительным отношением к окружающим и наличием чувства юмора. Эгоистичный (4,2% и 3,7%) и подозрительный (7,2% и 8,8%) типы поведения - не привлекательны как для юношей, так и для девушек. А для молодых людей отвержением является демонстративное (83%), пошлое, вызывающее поведение девушки (50%), которых, в свою очередь, отталкивает грубость (40%), высокомерие (60%), враждебность со стороны юноши. В качестве значимых негативных факторов аттракции относят наличие вредных привычек противоположного пола, в особенности отвергаются алкогольная зависимость (77% и 87%) и наркомания (100% и 100%). В то же время для девушек неприемлема зависимость игровая у партнера (33%), а юношами - зависимость от курения у партнерши (77%).

Таким образом, выявленные нами закономерности показывают, что значимость различных факторов аттракции и их особенностей в ситуации межличностных отношений у молодежи являются гендерно специфичными.

Данные исследования также создают возможность построения грамотной системы отношений взаимосвязи людей между друг другом с учетом индивидуальных особенностей ее членов; могут быть использованы в социально-психологических тренингах, тренингах личностного роста; их также можно включать в теоретические курсы по социальной психологии.

Дальнейшее направление исследования может быть связано с уточнением и пополнением социально-психологических компонентов в структуре аттракции, таких как мотивы, в гендерной специфике.

Использованные источники:

1. Андреева Г. М. Социальная психология: учебник для высших учебных заведений. - 5-е изд. - М.: Аспект Пресс, 2005. - 363 с.

2. Вердербер Р., Вердербер К. Психология общения. Полный курс. - СПб.: ЕВРОЗНАК, 2007. - 412 с.

3. Казаринова Н. В. Межличностное общение: Конспект лекций / Надежда Васильевна Казаринова. - СПб.: Издательство Михайлова В. А., 2000. - С. 21.

4. Краткий психологический словарь / [сост. А. Л. Свенцицкий]. - М.: Проспект, 2011. - С. 36-37.

5. Кузьмин Е. С. Основы социальной психологи / Евгений Сергеевич Кузьмин. - Л.: ЛГУ, 2003. - 173 с.

6. Куницына В. Н., Казаринова Н. В., Погольша В. М. Межличност-ное общение. - СПб.: Питер, 2002. - 544 с.

ое

7. Морено Дж. Л. Социометрия. Экспериментальный метод и наука об обществе / Джекоб Леви Морено. - М.: Просвещение, 1958. - 216 с.

8. Собчик Л.Н. Методы психологической диагностики. Вып. 3. Диагностика межличностных отношений. Модифицированный вариант интерперсональной диагностики Т. Лири. Метод. Руководство. М., 2008.

9. Социальная психология: хрестоматия \ сост. Е. П. Белинская, О. А. Тихомандринская. - М.: Аспект Пресс, 2004. - 475 с.

10. Фокина В.Н. Гендерные особенности факторов аттракции в межличностных отношениях у молодежи / В.Н. Фокина // Таврический научный вестник. Педагогика и психология, 2018. - № 3. [Электронный ресурс]. - URL:http://tavpp.ra/vypusk-3-3-2018/gendemye-osobennosti-faktorov-attrakcii-v-mezhlichnostnyx-otnosheniyax-u-molodezhi

УДК 316.6

Ваднева В .Д. студент 2 курс направление подготовки «Психология»

Иванова Н.В. студент 2 курс направление подготовки «Психология» Филиал МГУ им. М.В.Ломоносова в г. Севастополе

Россия, г. Севастополь РОЛЬ ФАКТОРОВ АТТРАКЦИИ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ Аннотация: данная статья посвящена теоретическому анализу научной литературы, посвященной факторам аттракции в межличностном общении. На основе анализа выявлены особенности межличностной аттракции у молодежи. А также рассмотрены возникновение феномена аттракции в онтогенезе и роль факторов аттракции в межличностных отношениях современной молодежи.

Ключевые слова: аттракция, любовь, молодежь, симпатия, факторы аттракции.

Vadneva V.D. student 2 year, «Psychology» Ivanova N. V. student 2 year, «Psychology» Lomonosov Moscow State University in Sevastopol

Russia, Sevastopol «THE ROLE OF ATTRACTION FACTORS IN INTERPERSONAL RELATIONS OF MODERN YOUTH» Annotation: this article is devoted to the theoretical analysis of the scientific literature on the factors of attraction in interpersonal communication. On the

lJ l-L-

the

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.