Научная статья на тему 'Особенности межличностной аттракции в юношеском возрасте'

Особенности межличностной аттракции в юношеском возрасте Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1554
185
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖЛИЧНОСТНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / АТТРАКЦИЯ / ПОЛОВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ / ЮНОШЕСКИЙ ВОЗРАСТ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Шадричева А.И.

В данной статье рассмотрено толкование понятия «аттракция», проанализированы ее половозрастные особенности, приведено собственное эмпирическое исследование особенностей межличностной аттракции у обучающихся юношеского возраста. Выявлена и обоснована необходимость глубокого изучения данного феномена и важность применения полученных знаний на практике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности межличностной аттракции в юношеском возрасте»

УДК 159.922.1(082)

ОСОБЕННОСТИ МЕЖЛИЧНОСТНОЙ АТТРАКЦИИ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ

А.И. Шадричева. Ивановский государственный университет (Иваново, Россия), e-mail: alenkagal@mail.ru

Резюме. В данной статье рассмотрено толкование понятия «аттракция», проанализированы ее половозрастные особенности, приведено собственное эмпирическое исследование особенностей межличностной аттракции у обучающихся юношеского возраста. Выявлена и обоснована необходимость глубокого изучения данного феномена и важность применения полученных знаний на практике.

Ключевые слова: межличностное взаимодействие, аттракция, половозрастные особенности, юношеский возраст.

Проблема взаимодействия людей друг с другом является одной из центральных в психологии. Одним из социально-психологических факторов, определяющих успешность межличностного взаимодействия и удовлетворенность им, является уровень взаимной симпатии субъектов взаимодействия [1, с. 25]. В психологии накоплен достаточно богатый эмпирический материал в отношении личностных факторов, способствующих возникновению аттракции, при этом, недостаточное внимание уделяется ее возрастным и гендерным аспектам [2, с. 234].

Аттракция - это процесс формирования привлекательности какого-то человека для воспринимающего и продукт этого процесса, то есть некоторое качество отношения [3, с. 78]. Слово «аттракция» (attraction) обозначает буквально - притяжение, влечение. В психологии это понятие закрепилось в качестве термина родового для широкого круга феноменов эмоциональных отношений - от симпатии, возникающей на самом первом этапе знакомства, до любовных переживаний [4, с. 167].

Главный вопрос психологии аттракции: «Что привлекает людей друг к другу?» содержательно неоднозначен. Он охватывает и потребности субъекта, побуждающие его выбирать того или иного партнера; и свойства объекта (партнера), стимулирующие интерес или симпатию к нему; и особенности процесса взаимодействия, благоприятствующие возникновению и развитию диадических (парных) отношений; и объективные условия такого взаимодействия (например, принадлежность к общему кругу общения). Эта многозначность проблемы обусловила тематическую пестроту психологических исследований аттракции.

Из 404 эмпирических исследований, опубликованных в 1972-1976 гг. в американских научных журналах, 148 были посвящены формированию у людей впечатлений друг о друге, 129 - процессам словесного и поведенческого взаимодействия, встречам и контактам, лишь 33-длительным дружеским и 94 - любовным отношениям.

Столь же многообразными были и сами теории аттракции. Одни из них описывали преимущественно ее интраиндивидуальные, внутренние предпосылки, другие - механизмы общения, третьи - стадии его развития, четвертые - конечные результаты.

В поведенческой модели аттракции, характерной для необихевиоризма (Д. Хоманс, Д. Тибо и Г. Келли), считается важнейшим условием всякого парного взаимодействия обмен вознаграждениями (положительное подкрепление) и издержками (отрицательное подкрепление). Чтобы личные отношения развивались и поддерживались, согласно позиции теоретиков необихевиоризма, партнеры должны получать друг от друга и от самого процесса взаимодействия максимум поощрений и минимум издержек.

Более сложные модели, например, Дж. Клора и Д. Бирна, анализируют не только «исходы», но и типы стимулов - соотношение таких факторов аттракции, как сходство личных черт, близость социальных установок и характер эмоционального взаимодействия партнеров. Однако их общей методологической основой остается теория научения.

Психодинамическая теория, представленная, в частности, психоанализом, усматривает истоки дружбы, как и всех прочих привязанностей,

в неосознаваемых эмоциональных потребностях личности. Основоположник психоанализа Зигмунд Фрейд считал, что все человеческие влечения и привязанности, будь то дружба, родительская любовь или преданность идее, имеют, в конечном счете, инстинктивную природу, являясь формами полового влечения, либидо.

Авторы более поздних психоаналитических теорий мотивации, сложившихся в рамках неофрейдистских концепций, признают наличие у человека особых межличностных, коммуникативных потребностей. Например, американский психолог У. Шутц, автор модели «фундаментальной ориентации межличностных отношений», утверждает, что человек обладает определенным соотношением трех межличностных потребностей: в принадлежности (аффилиации), контроле и любви. Уровень каждой из этих потребностей закладывается в раннем детстве, предопределяя будущие коммуникативные свойства и реальное общение взрослого.

Символический интеракционизм (Д. Мид, Д. Мак-Колл и др.) выдвигает на первый план социально-структурные (ролевые) и культурно-символические аспекты личных отношений в связи с развитием самосознания.

Поскольку личность формируется и осознает себя только во взаимодействии с другими людьми, приверженцы этого направления видят цель изучения дружбы в расшифровке психологического содержания этого процесса - уяснении, почему данное Я привязывается к данному Другому. Межличностная аттракция, по определению Мак-Колла, отличается от формальных или деловых взаимоотношений тем, что в ней присутствует Я, желающее на «основе своей положительной привязанности к Другому установления личных взаимно активных отношений с ним».

Хотя по своим исходным посылкам все перечисленные подходы к осмыслению психологических аспектов межличностного взаимодействия различны, вместе с тем, они взаимодополнительны, каждый из них имеет определенное рациональное зерно. Межличностное взаимодействие, дружба разных людей никогда не могут быть одинаковыми, а имеют индивидуально-типологические, возрастные и половые вариации.

Юность - решающий этап становления мировоззрения, потому что именно в это время созревают и его когнитивные, и его эмоционально-личностные предпосылки. Юношеский возраст характеризуется не просто увеличением знаний, но и громадным расширением умственного кругозора юноши, появлением у него теоретических интересов и потребности свести многообразие фактов к немногим принципам. Мировоззренческие установки ранней юности обычно весьма противоречивы [1, с. 159].

Главное психологическое приобретение ранней юности - открытие своего внутреннего мира. Обретая способность погружаться в себя, в свои переживания, юноша заново открывает целый мир новых эмоций, красоту природы, звуки музыки. Он (юноша) начинает воспринимать и осмысливать свои эмоции уже не как производные от каких-то внешних событий, а как состояния собственного "Я». Вместе с осознанием своей уникальности, неповторимости, непохожести на других приходит чувство одиночества. Юношеское "Я" ещё неопределённо, расплывчато, оно нередко переживается как смутное беспокойство или ощущение внутренней пустоты, которую необходимо чем-то заполнить. Отсюда растёт потребность в общении и одновременно повышается его избирательность, потребность в уединении [2, с. 17].

Межличностные отношения ранней юности имеют свои особенности. Вовлечение юношества в орбиту уже не детских интересов побуждает к интенсивной перестройке взаимоотношений с окружающими людьми. Взаимоотношения со сверстниками подразделяются на товарищеские и дружеские, а отношения со взрослыми - на личные и деловые. В целом, вся система взаимоотношений в ранней юности становится сложнее, чем в подростковый период, и в ней юноши и девушки начинают играть множество различных социальных ролей.

Межличностные отношения, общение занимает еще больше времени, чем в подростничестве, причем большая часть времени, затрачиваемого на него, приходится на общение со сверстниками. Юноши и девушки, образно говоря, находятся в постоянном поиске общения. Жадное стремление к новому опыту, настоятельная потребность разрешить обуревающие их проблемы заставляют их надеяться (чаще еще неосознанно), что в

потоке людей, встречающихся на их пути, их ждет много интересных, важных, необычных знакомств. Поэтому, как правило, интерес вызывает каждое новое лицо, появившееся в поле зрения. Признанием и уважением у юношей и девушек пользуются такие сверстники, которые являются их близкими друзьями. С остальными поддерживаются только товарищеские или приятельские отношения.

Юность характеризуется как период выраженных социальных потребностей. Потребность в дружбе, в подтверждении возможности осуществления собственного Я находит свой предмет в момент встречи друга. Главное переживание, которое ее характеризует, - это узнавание близости этого человека к себе, своему Я. Психологически важно то, что дружба дарит силу для строительства собственной целостности, которая порождает и силу своего Я и других людей от возможного воздействия [1, с. 267].

Дружба - важнейший вид эмоциональной привязанности и межличностных отношений юношеского возраста. В юношеской дружбе отчетливо проявляются половые коммуникативные особенности. Потребность в интимной дружбе возникает у девочек на полтора-два года раньше, чем у мальчиков, и сама девичья дружба более эмоциональна. Девичьи критерии дружбы тоньше, более насыщены психологическими мотивами, чем юношеские, девочки чаще испытывают дефицит интимности. В общении с подругами у девушек сильнее, чем у юношей, звучат интимные темы.

Эти различия являются не просто половыми, а половозрастными. Дело не только в том, что женщины вообще более эмоциональны, придают большее значение межличностным отношениям и больше склонны к самораскрытию, чем мужчины, но и в том, что девочки раньше созревают, у них раньше появляются сложные формы самосознания, а, следовательно, и потребность в интимной дружбе. Для юноши-старшеклассника важнейшей референтной группой еще остаются сверстники своего пола.

Анализ имеющегося материала позволяет отметить, что вопрос половозрастных особенностей аттракции недостаточно изучен в психологии, что послужило основанием для проведения на базе образовательных учреждений города Иваново эмпирического исследования, посвященного данной проблеме. В исследовании приняли участие 50 юношей и 50 деву-

шек. На основании полученных результатов были сформулированы следующие выводы:

1. Психологическая природа межличностной аттракции имеет дифференцированный характер: иерархия факторов, определяющих возникновение аттракции, имеет гендерную специфику и обусловлена ген-дерными особенностями субъекта и объекта аттракции.

2. Иерархия личностных факторов, обусловливающих возникновение аттракции по отношению к девушкам, у юношей и девушек имеет как сходство, так и различие.

Как у девушек, так и у юношей вызывают симпатию честные, отзывчивые, чуткие и доброжелательные девушки, и, наоборот, вызывают антипатию - высокостатусные, материально обеспеченные и, при этом, властные, эгоистичные, недоверчивые и агрессивные девушки.

Для юношей, в отличие от девушек, более значимыми факторами возникновения аттракции являются, прежде всего, привлекательная внешность в сочетании с высокой компетентностью и склонностью к развлечениям. Для девушек, в отличие от юношей, более значимыми факторами оказались особенности эмоциональной (жизнерадостность), интеллектуальной (высокий интеллект), коммуникативной (воспитанность и уважительное отношение к партнеру), моральной (ответственность) сферы личности, а так же система личных ценностей (ориентация на активную, материально обеспеченную жизнь).

3. Иерархия факторов, обусловливающих возникновение аттракции по отношению к юношам, у юношей и девушек имеет специфические особенности.

Как юношам, так и девушкам импонируют честные, эмоционально сдержанные юноши, ориентированные на активную, продуктивную жизнь, и вызывают антипатию - эгоистичные, отличающиеся гедонистической направленностью, недоверчивые, а также феминные и склонные к подчинению юноши.

Для юношей, в отличие от девушек, более значимы высокий социальный статус в сочетании со специфической системой ценностей (ориентация на интересную работу и дружеские отношения) и такими коммуника-

тивными качествами как щедрость и неконфликтность. Для девушек, в отличие от юношей, более ценны психическая зрелость (самоуважение, уверенность, ответственность, независимость), волевые (целеустремленность и сила воли) и коммуникативные качества (воспитанность и уважительное отношение к партнеру), а также ориентация на материальное обеспечение и семейную жизнь.

4. Гендерная специфика в дифференциации личностных факторов, обусловливающих возникновение аттракции, наиболее отчетливо проявляется при оценке юноши как объекта аттракции.

Таким образом, юноши и девушки обнаруживают большее сходство в оценке симпатичной девушки, нежели в оценке юноши, способного вызвать симпатию.

5. Процесс формирования аттракции во многом определяется содержанием традиционных поло-ролевых стереотипов, в связи с этим, ценность и роль отдельных личностных факторов в формировании аттракции опосредованы степенью его соответствия содержанию исходных стереотипов.

Полученные результаты нуждаются в уточнении и дальнейшей проверке путем увеличения объема выборки. Проблема возрастных и тендерных аспектов аттракции требует более глубокого изучения.

Учет возрастных и гендерных особенностей участников межличностных отношений имеет большое значение для прогнозирования и организации процесса взаимодействия в различных сферах деятельности, и далеко не последнее место должна занимать образовательная сфера. Так как это даст возможность психологической службе образовательного учреждения оказать эффективную консультативную помощь, которая в дальнейшем окажет положительное влияние на формирование Я-концепции, уверенности в себе, повышению самооценки личности обучающихся.

Литература:

1. Обозов, Н.Н. Межличностные отношения / Н.Н. Обозов. - Ленинград: ЛГУ, 1979.

2. Гозман, Л.Я. Психология эмоциональных отношений / Л.Я. Гоз-ман. - М.: МГУ, 1987.

3. Бодалев, А.А. Восприятие и понимание человека человеком / А.А. Бодалев. - М.: Педагогика, 1982.

4. Куницына, В.Н. Трудности межличностного общения / В.Н. Куни-цына. - СПб., 1991.

© А.И. Шадричева, 2014.

© PEM: Psychology. Educology. Medicine, 2014.

© Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири , 2014. — • —

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.