Научная статья на тему 'РОЛЬ ФАКТОРОВ АТТРАКЦИИ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ'

РОЛЬ ФАКТОРОВ АТТРАКЦИИ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
151
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АТТРАКЦИЯ / ЛЮБОВЬ / МОЛОДЕЖЬ / СИМПАТИЯ / ФАКТОРЫ АТТРАКЦИИ / ATTRACTION / LOVE / YOUTH / SYMPATHY / FACTORS OF ATTRACTION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ваднева В.Д., Иванова Н.В.

Данная статья посвящена теоретическому анализу научной литературы, посвященной факторам аттракции в межличностном общении. На основе анализа выявлены особенности межличностной аттракции у молодежи. А также рассмотрены возникновение феномена аттракции в онтогенезе и роль факторов аттракции в межличностных отношениях современной молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF ATTRACTION FACTORS IN INTERPERSONAL RELATIONS OF MODERN YOUTH

This article is devoted to the theoretical analysis of the scientific literature on the factors of attraction in interpersonal communication. On the basis of the analysis, the peculiarities of interpersonal attraction among young people are revealed. The article also describes the emergence of the phenomenon of attraction in ontogenesis and the role of the factors of attraction in the interpersonal relations of modern youth.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ФАКТОРОВ АТТРАКЦИИ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ»

7. Морено Дж. Л. Социометрия. Экспериментальный метод и наука об обществе / Джекоб Леви Морено. - М.: Просвещение, 1958. - 216 с.

8. Собчик Л.Н. Методы психологической диагностики. Вып. 3. Диагностика межличностных отношений. Модифицированный вариант интерперсональной диагностики Т. Лири. Метод. Руководство. М., 2008.

9. Социальная психология: хрестоматия \ сост. Е. П. Белинская, О. А. Тихомандринская. - М.: Аспект Пресс, 2004. - 475 с.

10. Фокина В.Н. Гендерные особенности факторов аттракции в межличностных отношениях у молодежи / В.Н. Фокина // Таврический научный вестник. Педагогика и психология, 2018. - № 3. [Электронный ресурс]. - URL:http://tavpp.ra/vypusk-3-3-2018/gendemye-osobennosti-faktorov-attrakcii-v-mezhlichnostnyx-otnosheniyax-u-molodezhi

УДК 316.6

Ваднева В .Д. студент 2 курс направление подготовки «Психология»

Иванова Н.В. студент 2 курс направление подготовки «Психология» Филиал МГУ им. М.В.Ломоносова в г. Севастополе

Россия, г. Севастополь РОЛЬ ФАКТОРОВ АТТРАКЦИИ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ Аннотация: данная статья посвящена теоретическому анализу научной литературы, посвященной факторам аттракции в межличностном общении. На основе анализа выявлены особенности межличностной аттракции у молодежи. А также рассмотрены возникновение феномена аттракции в онтогенезе и роль факторов аттракции в межличностных отношениях современной молодежи.

Ключевые слова: аттракция, любовь, молодежь, симпатия, факторы аттракции.

Vadneva V.D. student 2 year, «Psychology» Ivanova N. V. student 2 year, «Psychology» Lomonosov Moscow State University in Sevastopol

Russia, Sevastopol «THE ROLE OF ATTRACTION FACTORS IN INTERPERSONAL RELATIONS OF MODERN YOUTH» Annotation: this article is devoted to the theoretical analysis of the scientific literature on the factors of attraction in interpersonal communication. On the

lJ l-L-

the

basis of the analysis, the peculiarities of interpersonal attraction among young people are revealed. The article also describes the emergence of the phenomenon of attraction in ontogenesis and the role of the factors of attraction in the interpersonal relations of modern youth.

Keywords: attraction, love, youth, sympathy, factors of attraction.

Никогда не задумывались, что заставляет вас «тянуться» к другому человеку? Говорят, что красота находится в глазах смотрящего, но это ли на самом деле? Что именно отвечает за то, будет ли кто-то привлекательным или нет?

Область исследований, связанная с выяснением механизмов образования различных эмоциональных отношений к воспринимаемому человеку, получила название исследования аттракции. Она связана преимущественно с межличностными отношениями.

На возникновение аттракции действует наиболее распространённая ориентация на схожесть. Она дает возможность легче понять партнера и быть понятным, делает более предсказуемое поведение и в целом позволяет создать более безопасную психологическую «среду». Вторая ориентация -на взаимодополняемость качеств партнеров: она позволяет партнерам быть более гибкими, использовать индивидуальные ресурсы. Третья ориентация -в противоположность: она проявляется в поиске партнера, обладающего противоположными качествами [2].

Аттракция очень сложное психологическое явление, которое отражает различные положительные эмоциональные отношения между людьми. Именно поэтому ее механизм включает в себя целый ряд внутренних и внешних факторов, с помощью которых можно подробно растолковать причины возникновения аттракции между людьми и особенности ее проявления в межличностных отношениях.

Среди факторов, оказывающих наибольшее влияние на процесс межличностной аттракции, можно выделить внешние и внутренние факторы.

К внешним, то есть не связанным непосредственно с процессом взаимодействия, факторам аттракции можно отнести: степень выражение потребности человека в аффилиации, эмоциональное состояние партнеров по общению, пространственную близость.

К внутренним, или собственно межличностным факторам относят: физическую привлекательность партнера по общению, стиль общения, фактор сходства между партнерами по общению, выражение личного отношения к партнеру в процессе общения [6].

В процессе общения между людьми включается механизм социальной перцепции, обусловленный внутренними и внешними факторами. К внутренним относятся:

Потребность - это внутреннее состояние психологической нужды или недовольства чем-либо для поддержания жизненных позиций человека. Она является внутренним побудителем эмоциональной и поведенческой

jna С0Й

активности личности, и возникает вне зависимости от каких-либо обстоятельств. По нашему мнению, для того, чтобы возникла аттракция, необходимым условием является наличие у личности таких потребностей: потребность в аффилиации (по А. Маслоу) - потребность человека в создании теплых, эмоционально значимых отношениях с другими людьми и общения с ними [8]. Сущностью аффилиации является самоценностью общения. Самтермин «аффилиация» был впервые введен Х. О. Мюрреем в 1938 г. и объяснялся им, как взаимная доверительная связь, дружеские отношения, принятия дружеской поддержки и симпатии. Вместе с тем, этот термин можно рассматривать двояко: с одной стороны, как потребность в личностном общении, а с другой - как потребность в присоединении, принадлежности к соответствующей группе [7].Аффилиативне общение -это такое общение, которое нравится человеку и приносит ему удовольствие и восторг [5]; потребность в поиске заместителя (по Х. О. Мюрреею) -ожидание совета, помощи; беспомощность, поиск утешения, мягкого обращения; потребность в самораскрытии - поделиться личным, открыть душу перед человеком, который вызывает симпатию.

Мотив. Понятие «мотив» означает побуждение к деятельности, является побудительной причиной действий и поступков. Мотивы могут быть разные: интерес к содержанию и процессу деятельности, долг перед обществом, самоутверждение и т.п. В формировании аттракции важную роль занимают мотивы познавательного интереса: если внимание привлекает определенная личность, то в сознании автоматически включается познавательный интерес. Мы стремимся разобраться, почему именно этот человек привлек наше внимание, стремление получить одобрение другого человека: мы хотим не только узнать, в чем причина нашей заинтересованности той или иной личностью, и мы сами стремимся понравиться тому человеку. Также в самораскрытии: в процессе возникновения симпатии между людьми, личность всегда раскрывает себя с лучшей стороны, пытаясь этим вызвать к себе взаимные чувства.

Оценка. Аттракция является эмоциональным явлением, а одной из важнейших качеств эмоций является когнитивная оценка, которая заключается в анализе ситуации, что приводит к проявлению эмоций. Так и при возникновении аттракции оценка выступает своеобразным шаблоном, к которому сознательно или подсознательно приравниваются характеристики ипризнаки личности. Если преобладает совместимость характеристик, то возникает аттракция.

Следующим шагом проанализируем, что же включают в себя внешние факторы.

Физическая привлекательность. По исследованиям К.К. Дайон, красивая внешность обеспечивает и мальчикам, и девочкам более высокую популярность, начиная с четырех лет. Эта тенденция актуальна для любого возраста человека. Считается, что у более красивых людей хорошо развиты коммуникативные навыки, с таким человеком легче общаться. Таким людям

ты ям

приписываются положительные черты, такие как отзывчивость, доброта, скромность, ум и тому подобное. Кроме этого, распространенный стереотип, что внешне привлекательные люди счастливы, то есть представление о том, что даже в ситуации, которые не зависят от собственной воли и поступков, их шансы на успех выше, чем в других. Такое явление можно объяснить теорией «веры в справедливый мир», которую предложил М. Лернер. Согласно этой теории, большинство людей склонны считать, что мир в целом справедлив и добр, и зло вознаграждаются по заслугам. Привлекательная внешность безусловно имеет большое влияние на возникновение аттракции, но справедливо заметил Ф. Ларошфуко, что одни люди отталкивают, несмотря на все их достоинства, а другие привлекают к себе при всех их недостатках [5].

По мнению А. Х. Игли и ее коллег, феномен привлекательности отражает связь между физической привлекательностью и личными качествами личности. [6]. При создании первого впечатления о человеке мы идентифицируем его с помощью стандартных схем, что приводит к созданию стереотипов. Этот подход предусматривает, что в нашем сознании социальные категории «привлекательных» и «некрасивых» людей связаны с различными аспектами личности. Например, если мы считаем, что привлекательные люди коммуникабельны, то, встречая человека, который кажется нам привлекательным, мы скорее всего припишем ему открытость и т.д.

Сходство индивидуальных характеристик. В целом сходство проявляется в одинаковом видении и решении определенных жизненных ситуаций. В нашем случае мы будем рассматривать сходство индивидуальных характеристик, а именно: типа поведения, характера и темперамента. Как правило, нам импонируют люди, которые похожи на нас. Если принимать во внимание характер и темперамент, то людям с одинаковыми или подобными характеристиками лучше объясниться, они в своем собеседнике находят отражение и продолжение себя, а это всегда положительно влияет на возникновение аттракции между людьми. Подобный тип поведения, как правило, является результатом сходства характера и темперамента человека. Однако есть случаи, когда люди с совершенно разными индивидуальными характеристиками обладают похожим поведением в определенных ситуациях. Это также большим толчком к появлению симпатии.

Поддержка. Позитивное отношение появляется к тем людям, кто хвалит, любит, сотрудничает, в отличие от тех, кто критикует, ненавидит ли конкурирует. Впрочем, замечено, что эмоциональная реакция на положительные действия со стороны другого человека определяется не столько самими действиями, сколько мотивацией этих действий. Как результат, аттракция возникает в ответ на положительные действия, неприязнь - на отрицательные [7].

Взаимодополняемость. «Противоположности притягиваются» -утверждает пословица и отражает такой фактор структуры аттракции, как дополнительность. Теорию дополняемых потребностей сформулировал Р. Винч. Он предполагал, что мы в своих отношениях стремимся к поиску людей, способных содействовать удовлетворению наших актуальных потребностей, имеет место тогда, когда потребности двух людей не похожи, а дополняют друг друга. В то же время, Л. Я. Гозман писал о принципе дополнения, это ориентация на те личностные характеристики, которые слабо выражены у субъекта (человек, который нуждается в подчинении, симпатизирует тому, кто управлении). Таким образом, длявозникновения аттракции при взаимодействии двух людей некоторые их характеристики, взгляды, потребности должны быть похожими, одинаковыми, другие -противоположными, дополнять друг друга.

Рассмотрим подробнее взаимосвязь каждой группы факторов у молодежи.

Основной предпосылкой возникновения у молодежи аттракции являются потребности. Одной из таких потребностей является потребность в аффилиации, это потребность в эмоционально теплых отношениях, потому что для указанного возраста характерен страх быть одиноким и беспомощным, что и подталкивает их к поиску новых симпатий, которые впоследствии могут перерасти в настоящую дружбу.

Следующей потребностью является потребность в поиске заместителя. Несмотря на то, что большинство молодых людей считают себя взрослыми, это проявляется в их поведении, в душе они остаются еще маленькими и беззащитными. Поэтому у них и возникает эта потребность, особенно у девушек, ведь ощущение защищенности придает им храбрость и раскованность. Эти качества являются достаточно важными для появления аттракции, потому бесстрашные люди всегда привлекают, с ними чувствуешь себя в безопасности [3].

Еще одной, не менее важной потребностью является потребность в самораскрытии, с помощью которой молодые люди раскрывают свой внутренний мир, для того чтобы быть услышанными. Они стремятся поделиться собственными секретами, «излить» кому-то свои душевные переживания, несмотря на то, что для их возраста характерна замкнутость.

Удовлетворение этих потребностей реализуется через мотив познавательного интереса, именно интерес побуждает их к познанию чего-то или кого-то нового; мотив получить одобрение от другого человека, то есть почувствовать поддержку со стороны сверстников, и наличие единомышленников. Это еще более положительно влияет на возникновение эмоциональных отношений.

В свою очередь, реализация этих мотивов, сопровождается анализом когнитивных оценок, в которых фигурируют особенности внешних факторов аттракции. Молодежь подвергает сокрушительной критике и анализу в~~ что их окружает в жизни. В этот анализ, прежде всего, попадает внешн

вид сверстников, именно он влияет на формирование первого впечатления о личности. Обычно, большой популярностью пользуются сверстники с привлекательной внешностью, именно им стремятся подражать, чтобы быть в центре внимания и вызывать симпатию у окружающих.

В результате обработки информации, полученной во время когнитивной оценки, может сложиться как отрицательная, так и положительная оценка. Негативная оценка, дает толчок к возникновению антипатии, отчуждении, а положительная - к положительным эмоциям, то есть к аттракции. Уже во взрослом возрасте человек во время общения подсознательно оценивает, соответствует ли личность тем заложенным ранее характеристикам, если так, то она обязательно вызовет к себе симпатию.

Следует отметить, что уже у детей в 6-7 лет формируется набор характеристик, которым должен отвечать человек, чтобы вызвать к себе симпатию. Вообще генезис аттракции начинается с самого рождения ребенка. Начиная с первых дней жизни, в сознании заложена потребность в общении.

Начиная с трехлетнего возраста, аттракция проявляется среди детей на основе общего пользования определенными предметами, как правило, игрушками. Для детей этого возраста основным показателем возникновения аттракции является тот факт, что с ними поделились игрушкой или предложили совместно играть. Вместе с тем, дружба у них имеет неустойчивый и ситуативный характер. Л. Н. Галигузова обнаружила, что дети раннего возраста нередко не в состоянии узнать среди трех сверстников того, с которым перед этим 15 раз встречались наедине и длительное время играли вместе. Детская дружба может оборваться из-за пустяка, так как они еще не умеют мириться со многими недостатками своих сверстников [1].

Канадские психологи Б. Д.Байджелоу и Д. Д. Ла Гайпа, изучая психологические особенности детей от 6 до 14 лет, обнаружили, что их дружба с точки зрения нормативных требований, проходит три стадии развития, а именно такие: ситуативные отношения в связи с совместной деятельностью, территориальной близостью, взаимной оценкой. Договорной характер отношений - непременное выполнение правил дружбы и высокие требования к характерным особенностям другу. Внутренне-психологическая стадия - первостепенное значение получают личностные качества: верность, открытость, способность к интимности.

Относительно такого уровня аттракции, как любовь, С. В. Ковалев выделил четыре возрастные периоды проявления влюбленности. Первый возрастной период от трех лет, характеризуется тем, что мальчикам или девочкам начинает очень нравиться ровесники или дети старшего возраста. Второй период - возраст от 7 до 8 лет, когда полудетская влюбленность проявляется во взаимной нежности и жалости. Третий период -подростковый возраст (12-13 лет), когда чувство к челове"" противоположного пола оказывается в растущем стремлении к общени

большому интересу к объекту влюбленности своеобразном фетишизме (когда особенно привлекает какой-то один компонент внешности: волосы, ноги и т.д.). Четвертый период - юношеский возраст (15-17 лет), влюбленность носит почти «взрослый» характер, поскольку основывается на стремлении к глубокой личной интимности, желании познать личность, в которую влюбились [4].

Итак, с проанализированного нами материала видно, что на возникновение и развитие аттракции действует целый комплекс факторов, которые имеют психологический, когнитивный и поведенческий характер. Развитие аттракции начинается с первых недель жизни человека и наиболее актуальной она становится в подростковом возрасте.

Использованные источники:

1. Галигузова Л. Н., Смирнова Е. О. Ступени общения: от года до семи лет / Л. Н. Галигузова, Е. О. Смирнова. - М.: Просвещение - 2009. - 143 с.

2. Ильин Е. П. Психология общения и межличностных отношений / Евгений Павлович Ильин. - СПб.: Питер, 2012. - 576 с.

3. Каган М. С. Мир общения. Проблема межсубъектных отношений / Моисей Самойлович Каган. - М.: Политиздат, 2001. - 319 с.

4. Кон И. С., Лосенков В. А. Проблемы исследования юношеской дружбы / И. С. Кон, В. А. Лосенков // Советская педагогика. - 2005. - № 10. - С. 35-45.

5. Кузнецова И. В. Мотив аффилиации в межличностных отношениях: дис. кандидата психол. наук: 19.00.05 / Ирина Викторовна Кузнецова. - СПб., -2006. - 187с.

6. Куницына В. Н., Казаринова Н. В., Погольша В. М. Межличност-ное общение. - СПб.: Питер, 2002. - 544 с.

7. Майерс Д. Социальная психология / Девид Майерс. - СПб.: Питер. - 688 с.

8. Маслоу А. Мотивация и личность / Абрахам Маслоу; [пер. с англ. А. Татлыбаевой]. - СПб.: Евразия, 1999. - 478 с.

А

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.