систем сенсорных эталонов. Знакомство с признаками предметов следует осуществлять в три этапа. Сначала формируется умение устанавливать сходство предметов по заданному качеству или признаку («Дай такой же»), затем детей учат находить предмет по называемому взрослым признаку - сначала одному, затем двум («Принеси маленький желтый мяч»). Потом ребенку предлагают назвать предмет и его основные свойства («Что ты принес? Какой он (предмет)?»).
При планировании работы со второй группой детей, для которых характерно недостаточное развитие практической ориентировки на форму и величину; снижение аналитико-синтетической деятельности, основной акцент делается на стимуляции и совершенствовании самих ориентировочных действий, формировании адекватных способов обследования предметов. Эти дети в большей степени нуждаются в играх и упражнениях, совершенствующих наглядно-действенное и развивающих наглядно-образное мышление. Практическая ориентировка в свойствах предметов закрепляется в ходе выполнения заданий с рамками-вкладышами, пирамидками, матрешками, «Досками Сегена», «Коробками форм», разрезными картинками, «Сюжетными вкладками», простыми вариантами паззлов и т.д.
При работе с третьей группой детей, особенностью ориентировочно-исследовательских действий которых является общая пассивность, в центре внимания становится развитие мотивационной направленности на целенаправленные действия с предметами, в том числе - формирование познавательных мотивов, создание проблемных ситуаций; стимуляция активности ребенка на занятиях. Для них значимыми оказываются задания, направленные на формирование представлений о разновидностях свойств предметов, а также на совершенствование самих перцептивных действий, т.е. по всем направлениям сенсорного обучения и воспитания. Поскольку у всех детей этой группы в большей степени отмечался сниженный интерес к предметно-игровым действиям, особое внимание уделяется формированию положительного эмоционального отношения у дошкольников к совместной деятельности с взрослым. При обучении используются задания, которые имеют одни и те же цели, но различаются по форме [1].
Выводы. Адекватным способом, позволяющим провести анализ ориентировочно-исследовательских действий у детей с ОВЗ, является использование сочетания методик, позволяющих провести количественную оценку и качественный их анализ. Это дает возможность оценить уровень актуального развития интеллекта и сделать прогноз в отношении зоны его ближайшего развития. Диагностика состояния ориентировочно-исследовательских действий у детей дошкольного возраста с ОВЗ позволила определить основные направления психологической помощи в развитии интеллекта.
Литература:
1. Богданова Т.Г., Варламова О.И. Диагностика и коррекция познавательной сферы младших дошкольников с отклонениями в развитии. М.: НКЦ, 2016. - 110 с.
2. Выготский Л.С. Мышление и речь. // Собр. соч.: В 6 т. - М.: Педагогика. 1982. Т. 2. - 365 с.
3. Иванова А.Я. Обучаемость как принцип оценки умственного развития детей. - М.: Изд-во МГУ, 1976. - 98 с.
4. Лубовский В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. - М.: Педагогика, 1989. - 104 с.
5. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Вопросы психологии. - 1971. - №4. - С. 6-12.
Психология
УДК: 882
кандидат психологических наук, доцент Вербина Галина Георгиевна
Чувашский государственный университет имени И. Н. Ульянова (г. Чебоксары)
ФАКТОРЫ, ФОРМИРУЮЩИЕ АТТРАКЦИЮ
Аннотация. В статье рассматривается феномен «Аттракция», раскрываются различные точки зрения исследователей данного феномена как зарубежных, так и отечественных. Знание приемов и правил аттракции является одним из важнейших условий для построения межличностных отношений. Визуальная импрессия личности, а также использование визуально-семиотической информации при создании «Образа-Я», положительная визуальная самоподача являются основными подходами в исследовании феномена «Аттракция». Материалы статьи могут быть полезными для психологического изучения триады «внешность - личность - образ», при изучении психологических аспектов формирования благоприятного индивидуального имиджа.
Ключевые слова: аттракция, визуальная самоподача, физическая привлекательность, способность формировать аттракцию.
Annotation. Knowing attraction rules and techniques is one of the most important preconditions of successful interpersonal communications in professional environment as well. The leading approach to this problem is the visual personal impression using visual and semiotic information to build the image of the self for visual self-presentation. The materials provided in the article may be useful for psychological research of the triad "appearance - personality -image" as well as psychological aspects of individual image building which is very important for imageology, advertising psychology and professional applications.
Keywords: attraction, ability to attract, factors of attraction.
Введение. В современной научной психологии практически отсутствуют исследования, посвященные изучению визуальных знаков внешнего облика человека, которые могли бы объединить результаты данных исследований в русле различных подходов. Термин «Аттракция» был впервые введен в научную психологическую литературу в 50-ые годы ХХ века. Феномен «Аттракция» изучали многие выдающиеся исследователи ХХ века: Д. Бирн, Дж. Клор, Э. Аронсон, Р. Джонс, У. Гриффит, Р. Кендел, Т. Ньюком и др. [2, 12, 13]. В России в 80-ые годы ХХ века данной проблемой занимался известный отечественный ученый Л.Я. Гозман. Большое количество исследований данного феномена рассматривается в межличностных романтических и дружеских отношениях [3, 4, 14, 17]. В эти годы несколько исследователей, работающих по
данной тематике: Д. Бирн, Дж. Тедеши, У. Гриффит, М. Каплан, Л.Я. Гозман, З.А. Киреева и др. предлагают свои модели структуры аттракции [3, 6, 12, 13].
Изложение основного материала статьи. Изучение проблем невербальной коммуникации привлекает представителей исследователей самых разных направлений психологии, поведенческих и социальных наук, так как в обществе растет интерес к проявлениям невербальной коммуникации и сфера общения начинает занимать все больше места в социуме. По мнению многих ученых это определяет причину роста интереса к практическим руководствам по результативному использованию механизмов невербального общения, знаний, навыков и приемов в благоприятном построении межличностных отношений.
Много работ посвящено изучению феномена «Аттракция», но четкого определения данному явлению так и не появилось [12, 14]. Х. Инглиш и А. Инглиш в психологическом словаре определяют аттракцию как некую особенность объекта, которая позволяет вовлечь человека в совместную с этим объектом активность [15]. В кратком психологическом словаре, датируемым 1985 годом, аттракция определяется через «понятие, обозначающее возникновение при восприятии человека человеком привлекательности одного из них для другого» [7]. В зарубежной научной психологической литературе аттракция рассматривается как установка на партнера общения. Основное внимание уделяется эмоциям и чувствам партнера, суждениям о нем. Отечественные исследователи данного феномена: Л.Я. Гозман, Ю.Е. Алешина, Г.М. Бреслав, М.А. Абалакина, А.А. Бодалев, И.С. Кон, Н.Н. Обозов, В.С. Агеев и др. рассматривают аттракцию, главным образом, в процессе и закономерностях межличностных отношений на разных этапах их развития [3, 6]. В своих исследованиях О.В. Грива представляет феномен «Аттракция» как положительную установку на партнера общения, который кажется привлекательным, вызывает интерес, симпатию и дружественное расположение[4]. Сколько исследователей, столько же точек зрения существует в науке на данное явление. Например, Г.М. Андреева относит аттракцию к разделу межличностного восприятия. В то же время, многие авторы считают аттракцию аттитюдом, установкой на другого человека. Но всех исследователей данного феномена объединяет то, что они рассматривают аттракцию как явление, имеющее эмоциональную окраску. По Л.Я Гозману, эмоциональная природа аттракции присутствует практически во всех определениях данного феномена [3]. И основной особенностью аттракции как эмоционального явления считается то, что она имеет своим объектом другого человека [1, 3, 4].
О многомерности данного феномена говорит тот факт, что в науке существует множество разнообразных определений аттракции. Вопрос детерминирующих факторов является основным и интересным вопросом, возникающим при изучении данного явления. Несколько работ посвящено изучению причин возникновения аттракции. Многие исследователи в число внутренних факторов возникновения аттракции включают: физическую привлекательность человека (внешняя красота, обаяние, чувство юмора, тактичность, оптимистичность, дружелюбие, коммуникабельность и т.д.). Внешние факторы аттракции включают в себя: способность выстраивать доброжелательные отношения с другими людьми, потребность в аффиляции как стремление людей к объединению, желание нравиться, способность быть привлекательным, чувствовать себя ценной личностью; фактор стабильного положительного эмоционального состояния индивида в конкретный момент восприятия; фактор пространственной близости - способность чувствовать допустимую корректную дистанцию в построении межличностных отношениях [3].
Л.Я. Гозман - известный отечественный исследователь феномена «Аттракция» предлагает свою схему рассмотрения структуры аттракции, включающую в себя следующие составляющие: 1) свойства объекта; 2) свойства самого субъекта; 3) соотношения свойств между субъектом и объектом; 4) ситуация, в которой происходит общение; 5) особенности взаимодействия между ними; 6) культурный контекст, в который включены общающиеся индивиды; 7) фактор времени [3].
З.А. Киреева составляет свою модель структуры аттракции, которая, по ее мнению, отражает характеристики человека, способствующие проявлению по отношению к нему доброжелательного отношения. Структура аттракции по З.А. Киреевой включает в себя четыре уровня: 1) социально-психологические качества, связанные с общепсихологическими свойствами (экстраверсия, интроверсия, спонтанность, агрессивность, сензитивность, эмоциональная стабильность, лабильность, тревожность, интернальность); 2) социально-психологические способности (общительность, эмпатия, самоконтроль в общении); 3) социально-психологические качества, формирующиеся в группе (стремление к сохранению теплых эмоциональных отношений, стремление контролировать отношения, стремление к получению признания, властность, покорность, зависимость, независимость, прямолинейность, недоверчивость); 4) социально психологические качества, связанные с социальным поведением и позицией личности (ответственность, сотрудничество, лидерские склонности, доброжелательность, стиль поведения) [6].
Результаты исследований Э. Аронсона, К. Дайон, Э. Уолстера, Г. Рэйса показали, что фактор внешней физической привлекательности объекта играет большую роль в возникновении аттракции. Исследователи отмечают явление выбора более красивых людей, например, в построении межличностных отношений. И. Сильверман, А. Фейнгольд, Т. Каш, В. Дерлега выделяют тенденцию выбора партнера одной степени привлекательности. Т. Хастон в своих работах показал, что выбор часто определяется самооценкой субъекта. С. Кислер, Р. Барала рассматривают не только самооценку субъекта, но и перспективы потенциального общения с партнером - прогноз ответной реакции. В данных исследованиях результаты показали, что физически привлекательные люди оцениваются выше, испытуемые также приписывают им часто наличие положительных качеств, а также большой успех в жизни. Результаты исследований О.В. Грива подтверждают тот факт, что фактор привлекательности (аттракции) является ведущим механизмом формирования первого впечатления, при построении межличностных отношений с партнером по общению, наделяя его такими положительными качествами, как интеллектуальный, доброжелательный, интересный собеседник, общительный, симпатичный [2, 14].
Существуют и другие внешне проявляемые факторы, которые влияют на возникновение аттракции: это -социально-демографические характеристики: статус, образование, занимаемая должность, профессия и др. По результатам исследований наблюдается положительная связь между оценкой данных параметров объекта субъектом и степенью аттракции. В работах Э. Аронсона однако, подчеркивается, что слишком высокий уровень оценки другого может иметь негативное влияние, например, чересчур высокий уровень компетентности одного может отрицательно сказываться на самооценке другого человека [17].
Невербальные характеристики: улыбка, открытый взгляд и др., отмеченные в исследованиях В. А. Лабунской, Н.В. Казариновым, В.Н. Куницыной, В.М. Погольша и др. оказывают огромное влияние на
возникновение аттракции, симпатии к партнеру по общению. Положительное влияние степени самораскрытия на аттракцию отмечает З. Рубин в своих исследованиях. М. Лернер, Е. Бершейд, Е. Уолстер раскрывают зависимость аттракции от удачливости [4].
Многочисленные исследования, в том числе исследование Д. Бирна и Д. Нильсона, показали, что аттракция коррелирует с похожестью. Похожесть, в данном случае - степень совпадения установок. Л. Фестингер в своем классическом исследовании подчеркнул, что сходство мнений, установок членов групп ведет к росту межличностной аттракции [13, 16].
Результаты исследований Л.Фестингера выделяют также важность пространственной близости между людьми, называемый «proхimity effect» («эффект близости»). Очень важно для возникновения аттракции частота общения и встреч. Субъект скорее отнесется положительно и доброжелательно к человеку, которого он часто встречает, чем к незнакомому. В то же время, и здесь стоит отметить, что частые встречи могут как усиливать положительную аттракцию, так и формировать отрицательное отношение к другому человеку [16].
В исследованиях Е. Аронсона и Д. Линдена отмечается еще один интересный принцип - еще большая аттракция по сравнению с аттракцией к человеку, который относится к нам хорошо, рождается у нас к тому, кто сначала относился к нам плохо, а потом стал относиться хорошо [12].
Интересна работа Дж. Левингера, в которой исследователь выделяет три ступени аттракции в зависимости от стадий развития отношений. К первой ступени можно отнести ситуации, когда люди составляют определенное мнение о человеке на основе, имеющейся у них информации, но не знают этого человека лично. Второй уровень реализуется либо при единичной встрече, либо при ситуационном ролевом взаимодействии. Первая форма имеет место в кафе, на вечеринках и т.п., вторая - на работе (коллега из другого отдела, офиса и т.п.), дома (сосед этажом выше и пр.). Здесь аттракция формируется на основе той информации, которая получена в том числе и друг от друга, но объем ее все также ограничен. Третья же ступень характеризуется более высокой степенью осведомленности друг о друге. Здесь автор отмечает важность двух процессов - самораскрытие (предоставление более полной информации о себе друг другу) и «инвестирование» (подстраивание друг под друга, совместный опыт, совместные переживания) [6].
Во многих работах отмечается, что хотя аттракция приписывается объекту, на самом деле — это характеристика взаимодействия между субъектом и объектом. Аттракция объекта определяется потребностями и желаниями человека, его оценивающего, не в меньшей степени, чем характеристиками самого объекта [3, 4, 6, 15].
В научной литературе практически нет данных об исследованиях взаимосвязи аттракции и успешности индивида в различных сферах жизнедеятельности, поэтому изучение факторов, влияющих на формирование аттракции, которая позволит быть успешным, является перспективной и актуальной областью для научных работ. Аттракция обеспечивает формирование позитивного отношения к воспринимаемому человеку. В результате процесса аттракции складывается система социальных установок, которые регулируют отношения личности с ее социальной микросредой.
Теоретическая и практическая актуальность поднимаемой темы обусловлена отсутствием в современной психологии целенаправленных и системных исследований факторов, формирующих аттракцию.
Выводы. Таким образом, аттракцию необходимо рассматривать как комплексное явление, как сочетание эмоционального (эмоция по отношению к другому человеку), поведенческого (аттитюд на другого человека) и когнитивного (эмоциональный компонент межличностного восприятия) компонентов. Аттракция является характеристикой не только объекта, но и субъекта общения - характеристикой их взаимодействия. Существует ряд факторов, оказывающих влияние на формирование и развитие аттракции: фактор общности установок и ценностей субъекта и объекта взаимодействия, их пространственной близости, частоты взаимодействий; внешность, социальные характеристики (статус, образование, профессия и т.п.), невербальные характеристики поведения объекта; самооценка и личностные качества субъекта.
Литература:
1. Андреева Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева. Учебник для вузов - 5-е издание. - М.: Аспект Пресс, 2008. - 384 с.
2. Аронсон, Э. Социальная психология. Психологические законы поведения человека в социуме / Э. Аронсон, Т. Уилсон, Р. Эйкерт. — СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2004. — 560 с.
3. Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений / Л.Я. Гозман. - М.: Издательство Московского Университета, 1987. - 170 с.
4. Грива О.В. Межличностная аттракция и ее детерминирующие факторы / О.В. Грива. Современная психология: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Пермь, июль 2014 г.). — Пермь: Меркурий, 2014. —
C. 23-25.
5. Джавадова Р.Р. Некоторые вопросы исследования межличностной аттракции / Р.Р. Джавадова // Вектор науки ТГУ. Серия: Педагогика, психология. 2012. № 1 (8). С. 124-126
6. Киреева З.А. Социально-психологическая структура аттракции и ее влияние на социометрический статус личности: диссертация на соискание степени канд. психол. Наук [Электронный ресурс] / Библиотека диссертаций URL: http://www.dslib.net/soc-psixologia/socialno-psihologicheskaja-struktura-attrakcii-i-ee-vlijanie-na-sociometricheskij.html (дата обращения 25.03.2017).
7. Краткий психологический словарь / Сост. Л. А. Карпенко; Под. общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. - Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС», 1998. - 431 с.
8. Науменко Е.А. Основы профессиональной компетентности специалистов в сфере государственного управления / Е.А. Науменко, О.Н. Науменко // Вестник ЮУрГУ. 2012. № 6(265). С. 37-41.
9. Панасюк А.Ю. Вам нужен имиджмейкер? Или о том, как создавать свой имидж / А.Ю. Панасюк. - 2-е изд. - М.: Акад. нар. хоз-ва при Правительстве Рос. Федерации: Дело, 2000. - 238 c.
10. Панфилова А.В. Управление впечатлениями о себе: аттракция, ассертивность, фасцинация [Электронный ресурс]. URL: http://www.elitarium.ru (дата обращения: 28.02.2017).
11. Чирикова А.Е. Личностные предпосылки успешности деятельности российских предпринимателей / А.Е. Чирикова // Психологический журнал. 1999. № 3. С. 81-92.
12. Aronson, E. Gain and loss of esteem as determinants of interpersonal attractiveness / Aronson, E., Linder,
D. // Journal of Experimental Social Psychology, 1965, 1 (2), 156-171.
13. Byrne, D. Attraction as a linear function of proportion of positive reinforcements / Byrne, D., Nelson, D. // Journal of Personality and Social Psychology, 1965, 1(6), 659-663.
14. Dion K. Physical attractiveness and interpersonal attraction / Dion K. Love and attraction. Oxford, 1979. P. 142-165.
15. English H., English A. A comprehensive dictionary of psychological and psychoanalitical terms. — N. Y., 1958.
16. Festinger, L. (1954). A theory of social comparison processes / Festinger L. / Human Relations.No. 7 (2). London.
17. Sigal, H. (1969). Liking for a evaluator as a function of her physical attractiveness and nature of her evaluations / Sigal H., Aronson E. // J. of experimental social psychology. Vol.5. No. 38. pp. 187-195.
Психология
УДК 159.922
кандидат психологических наук, доцент Данилова Таисия Николаевна
ГБУОВО РК «Крымский инженерно-педагогический университет» (г. Симферополь)
ПСИХОСЕМАНТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ АДЮЛЬТЕРЕ: ГЕНДЕРНЫЙ
АСПЕКТ
Аннотация. В статье осуществлён психосемантический анализ представлений о супружеской измене в сознании молодых мужчин и женщин. По результатам ассоциативного эксперимента авторами выявлена и описана специфика семантических универсалий слова-стимула измена испытуемых женской и мужской группы.
Ключевые слова: супружеская измена, месть, ревность, сознание, архетип.
Annotation. In article the psychosemantic analysis of ideas of adultery in of young men and women's consciousness is carried out. According to the results of an associative experiment authors revealed and described specifics of semantic universals of a word incentive "treason" of examinees of female and men's group.
Keywords: adultery, revenge, jealousy, consciousness, archetype.
Введение. Проблема супружеской измены - одна из наиболее часто встречающихся в практике психологического консультирования и психотерапии. В психологической литературе описаны различные виды адюльтера (супружеской измены) и причины её возникновения. Истоки возникновения измены берут своё начало в детско-родительских отношениях (З.Фрейд, М.Кляйн, О.Фенихель), в неадекватно сформированном социальном чувстве (А.Адлер), в невротической потребности любви (К.Хорни), навязанной «судьбе» (Л.Сонди), в повторяющимся из поколения в поколения жизненном сценарии (Э.Бёрн), в доминировании определённых архетипических фигур коллективного бессознательного (К.Юнг), в некрофильном характере (Э.Фромм).
Однако, несмотря на значительное внимание, уделяемое психологами межличностным отношениям мужчины и женщины, проблема измены в настоящее время, за исключением единичных исследований [3; 6; 11; 15], остаётся мало изученной.
Так, осуществив теоретический анализ данной проблемы, Т.Волкова [3] описывает основные причины супружеской измены:
1. Новая любовь. Как правило, такая причина характерна для браков, в которых изначально любовь была незначительной или вовсе отсутствовала: рассудочные, рациональные или вынужденные браки, основанные на выгоде, традиции, страхе одиночества или иных подобных побуждений.
2. Возмездие. Измена в данном случае - месть за неверность супруга, потребность восстановить чувство уязвлённого самолюбия.
3. Поруганная любовь. Чаще всего встречается в браках с невзаимным чувством. Один из супругов страдает от неудовлётворённой аффилиативной потребности, что, зачастую, побуждает его находить вне семьи способы её удовлетворения.
4. Поиск новых любовных переживаний. Этот тип измен характерен, как правило, для супругов, проживших вместе более 15-20 лет, то есть когда чувства потеряли свою романтическую окраску. Также он встречается в семьях с так называемой гедонистической моралью, когда от жизни берется все возможное.
5. Восполнение. При этом типе измен человек компенсирует недостаток любовных отношений, который возникает из-за длительных разлук, болезни супруга и других ограничений на полноту любви в браке.
6. Тотальный распад семьи. В данном случае измена — фактически создание новой семьи, когда прежняя по тем или иным причинам воспринимается нежизнеспособной.
В настоящее время в работах по психосемантике описаны семантические пространства различных психических состояний (восторга, апатии, радости, воодушевления, гнева и др.). В то же время семантическое пространства супружеской измены практически нигде не представлено. В связи с этим объектом данного исследования является сознание молодых мужчин и женщин.
Предметом: специфика представлений о супружеской измене в сознании молодых мужчин и женщин.
Цель: выявить и описать специфику конгломерата коннотативных значений образа измены (адюльтера) в сознании молодых мужчин и женщин.
Методологическим базисом данной работы явилась техника субъективного шкалирования. В качестве объектов шкалирования выступали категории, полученные в ходе ассоциативного эксперимента.
Изложение основного материала статьи. В исследовании приняло участие 46 человек (в возрасте от 22 до 30лет), 23 мужчины и 23 женщины. Из них - 30 человек состоят в зарегистрированном браке, 16 - в незарегистрированном. Опыт супружеской измены имеют 28 респондентов, у 18 опыт измены отсутствует. Дифференциация выборок осуществлялась по половому признаку. Специального дополнительного интервьюирования по анализу причин супружеской измены мы не проводили, однако часть испытуемых, в ходе проведения эксперимента спонтанно высказывалась о том, какие факторы её обуславливают и к каким последствиям это может привести.
В качестве основного метода исследования выступал ассоциативный эксперимент как один из наиболее распространённых методов семантического анализа. Применение ассоциативного эксперимента позволяет создавать различные экспериментальные ситуации, заключающиеся в предъявлении испытуемым различных