Научная статья на тему 'ОСНОВНЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ МЕЖЛИЧНОСТНОЙ АТТРАКЦИИ'

ОСНОВНЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ МЕЖЛИЧНОСТНОЙ АТТРАКЦИИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1699
243
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖЛИЧНОСТНАЯ АТТРАКЦИЯ / ДЕТЕРМИНАНТЫ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ПАРТНЕР / ВНУТРЕННИЕ ФАКТОРЫ / ВНЕШНИЕ ФАКТОРЫ / INTERPERSONAL ATTRACTION / DETERMINANTS / INTERACTION / PARTNER / INTERNAL FACTORS / EXTERNAL FACTORS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Шадричева Алена Ильдаровна

В статье рассматриваются основные теоретические подходы к пониманию понятия «межличностная аттракция», приводятся внешние и внутренние детерминанты, оказывающие наибольшее влияние на процесс формирования взаимного притяжения людей друг к другу. Обосновываются доводы о практической значимости учета факторов, обусловливающих явление аттракции, в контексте межличностного взаимодействия

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОСНОВНЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ МЕЖЛИЧНОСТНОЙ АТТРАКЦИИ»

13. Цагарелли Ю. А. Психология музыкально-исполнительской деятельности: учебное пособие / Ю. А. Цагарелли. - Санкт-Петербург», 2008. - 212 с.

14. Kopp M. S. Psychosocial determinants of premature health determination in a changing society: The case of Hungary / M. S. Kopp, C. T. Csoboth, J. Rethely // J. Health Psychol. - 2004. - Vol. 9. - P. 99 - 109.

ОСНОВНЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ МЕЖЛИЧНОСТНОЙ

АТТРАКЦИИ

Шадричева Алена Ильдаровна,

аспирантка кафедры «Педагогическая психология» Ивановский государственный университет (Иваново, Россия

MAIN PSYCHOLOGICAL DETERMINANTS OF INTERPERSONAL ATTRACTION

Shadricheva Alyona Ildarovna, graduate student of Pedagogical Psychology chair, Ivanovo state university (Ivanovo, Russia)

АННОТАЦИЯ

В статье рассматриваются основные теоретические подходы к пониманию понятия «межличностная аттракция», приводятся внешние и внутренние детерминанты, оказывающие наибольшее влияние на процесс формирования взаимного притяжения людей друг к другу. Обосновываются доводы о практической значимости учета факторов, обусловливающих явление аттракции, в контексте межличностного взаимодействия.

ABSTRACT

In article the main theoretical approaches to understanding of the concept «interpersonal attraction» are considered, the external and internal determinants having the greatest impact on process of formation of a mutual attraction of people to each other are given. Arguments about the practical importance of the accounting of the factors causing the attraction phenomenon in the context of interpersonal interaction locate.

Ключевые слова: межличностная аттракция, детерминанты, взаимодействие, партнер, внутренние факторы, внешние факторы.

Key words: interpersonal attraction, determinants, interaction, partner, internal factors, external factors.

Проблема взаимодействия людей друг с другом является одной из центральных в психологической науке. В советской и зарубежной психологии в качестве термина для широкого круга феноменов эмоциональных отношений, от симпатии, возникающей на самом первом этапе знакомства, до любовных переживаний, утвердился термин «межличностная аттракция». Впервые термин был использован в международном справочнике психологических исследований «Psychological Abstracts», который в 1965 году выделяет работы, посвященные проблеме аттракции, в специальный раздел [1, с. 89].

«Аттракция» (лат. attrahere - привлекать, притягивать) - понятие, обозначающее возникновение при восприятии человека человеком привлекательности одного из них для другого и на этой основе влечение одного человека к другому [2, с. 164].

Вообще «аттракция» - термин достаточно многозначный, Г.М.Андреева отмечает, что аттракцию рассматривают и как процесс формирования привлекательности объекта и как результат, продукт этого процесса - положительное отношение к этому объекту. Также автор выделяет уровни межличностной аттракции: симпатию, дружбу и любовь и связывает аттракцию с перцептивной стороной общения.

В.Н. Куницына дает определение межличностной аттракции как процесса «предпочтения одних людей другим, взаимного притяжения между людьми, взаимной симпатии» [6, с. 197].

У западных социальных психологов можно встретить точку зрения, что к аттракции относятся любые отношения между субъектами, в том числе и негативные, однако,

Евгений Павлович Ильин утверждает, что такой подход дискредитирует само понятие «аттракция» как «притяжение».

Накоплен значительный объем материала по вопросам межличностного общения, его структуры, влияния различных факторов на взаимодействие. Исследователи стремились выявить различные факторы, способствующие возникновению аттракции. Был накоплен огромный массив исследований влияния на аттракцию таких переменных, как уровень интеллекта, физическая привлекательность, сходство ценностей. Однако анализ имеющегося материала позволяет отметить, что эти исследования довольно ситуативны, вследствие чего отсутствует единый подход к пониманию аттракции, что является причиной существования множества теорий и концепций, объясняющих аттракцию с разных точек зрения.

Среди факторов, оказывающих наибольшее влияние на процесс межличностной аттракции, можно выделить внешние по отношению к процессу непосредственного межличностного взаимодействия и внутрен-ние, или собственно межличностные детерминанты аттракции. Рассмотрим подробнее каждую из этих групп.

К внешним, то есть не связанным непосредственно с процессом взаимодействия, факторам аттракции можно отнести: пространственную близость, потребность в аф-филиации, совместную деятельность, частоту взаимодействия.

Одним из внешних факторов, способствующих возникновению аттракции, является, пространственная близость. Это создает доступность контактов с другим человеком, облегчает получение информации о нем, то есть

способствует формированию его достаточно дифференцированного образа, и повышает вероятность взаимодействия с ним.

Связь между пространственной близостью и межличностной аттракцией предложил известный психолог Роберт Зайонц, сформулировав следующую зависимость: неоднократное использование какого-либо стимула увеличивает привлекательность этого стимула для воспринимающего. Иначе говоря, то, что знакомо, нравится больше, чем то, что незнакомо. В своих экспериментах исследователь находил подтверждение этому выводу. Например, он показывал испытуемым фотографии, варьируя число показов от 1 до 25 раз. Было замечено, что чем чаще человек видит конкретное лицо, тем более привлекательным оно ему кажется. Другой эксперимент: в ходе определенной игры человек встречался со своим партнером от одного до восьми раз; затем игроков просили назвать тех, кто понравился больше других. Результат был сходен с предыдущим: чем чаще люди встречались в игре, тем больше они нравились друг другу. Но было введено важное уточнение — для того чтобы повторная встреча вызывала аттракцию, начальная реакция на партнера должна быть либо нейтральной, либо положительной. Повторный негативный стимул усиливал негативное восприятие партнера [4, с. 89].

Таким образом, пространственная близость, оказывая влияние на частоту взаимодействий, соответственно увеличивает степень знакомства между людьми, снижая их настороженность и возможный страх перед новым и незнакомым. Результатом становится возрастающая межличностная аттракция.

Однако сама по себе пространственная близость не является решающим фактором, влияющим на аттракцию. Во-первых, эффект многократного воздействия со временем исчезает. Во-вторых, из жизненного опыта хорошо известно, что находящиеся близко люди не только выбирают, но и отвергают друг друга. Поэтому требуется учитывать еще ряд факторов.

Следующим фактором, детерминирующим межличностную аттракцию является потребность в аффилиации, напомним, это потребность создавать и поддерживать удовлетворительные отношения с другими людьми, желание нравиться привлекать внимание, интерес, чувствовать себя ценной и значимой личностью. Степень выраженности данной потребности у того или иного человека в значительной мере определяет тип его межличностного поведения. Человек со слабо выраженной потребностью в аффилиации производит впечатление необщительного, избегающего людей. Человек, у которого данная потребность выражена очень сильно, постоянно ищет контакта с другими, стремится к людям, старается сделать так, чтобы его заметили. Общая направленность на людей, непереносимость одиночества ока-зывается для человека с ярко выраженной потребностью в аффилиации фактором, усиливающим для него привлекательность другого человека, особенно на начальном этапе взаимодействия, как потенциального партнера по общению [6, с. 192].

Фактором формирования и развития аттракции, которую отмечают исследователи, является совместная деятельность. Экспериментально установлено, что совмест-

ная деятельность сближает людей, при этом успешная совместная деятельность, даже в рамках игры, способствует росту аттракции более, нежели неуспешная.

Факторами, способствующими формированию и развитию аттракции между субъектами совместной деятельности, являются частота взаимодействия между людьми, а также факт ожидания совместной встречи. Еще в 1950 году Дж. Хоманс установил, что если частота взаимодействия возрастает, то возрастает и симпатии друг к другу, и наоборот. Поэтому, например, чем чаще руководитель встречается с подчиненными, тем выше степень их симпатий друг к другу.

Рассмотренные выше факторы определяются как внешние детерминанты аттракции именно потому, что выступают в качестве ситуативных или внутриличностных условий, способствующих или препятствующих сближению между людьми. Помимо того, как только люди вступили в контакт, начинает действовать новая группа факторов, вызванных самим процессом межличностного взаимодействия.

К внутренним, или собственно межличностным детерминантам аттракции можно отнести: физическую привлекательность, стиль общения, частота взаимодействия, фактор сходства, дополнительности, поддерживающее поведение, удачливость склонность к самораскрытию, эмоциональное состояние.

На первых этапах общения заметнее всего будет воздействие наиболее открытых для наблюдения характеристик человека, не требующих для своего опознания сколько-нибудь длительного времени. Главной из таких характеристик является внешность, степень физической привлекательности.

Наиболее распространенным результатом исследования связи физической привлекательности объекта и симпатии к нему является констатация преимущества более красивых. Это преимущество проявляется и в более высоком социометрическом статусе в группе сверстников, начиная с раннего детства, по данным К. Дайон [4, с. 17]. , красивая внешность обеспечивает и мальчикам и девочкам более высокую популярность, начиная с четырех лет, отрицательная зависимость фиксируется лишь у девочек от 5 лет 5 месяцев до 6 лет 10 месяцев, и в диадическом межполовом общении [3, с. 245].

Однако связь между физической привлекательностью и аттракцией находится в сложных, опосредованных другими переменными зависимостях. Некоторые социальные психологи утверждают, что в основе предпочтения красивых или некрасивых лежит не столько стремление человека выбрать в качестве партнера по общению самого красивого, сколько прогноз его реакций на себя. В случае, когда человек уверен в себе, он выбирает наиболее красивого из возможных претендентов, при отсутствии такой уверенности ориентируется на средний или даже низкий уровень физической привлекательности.

Более высокий уровень физической привлекательности не обеспечивает стабильного успеха в долговременных отношениях: влияние внешней привлекательности обычно более высоко в начале знакомства и снижается по мере того, как люди узнают о других чертах.

Помимо внешности, на аттракцию влияют и другие свойства ее объекта, например социальные характеристики человека, такие, как статус, образование, профессия. В большинстве случаев аттракция положительно коррелирует с достоинствами объекта. У этого правила есть, однако, серьезные ограничения: «слишком» большая выраженность у человека положительных характеристик снижает аттракцию к нему.

Важным фактором межличностной аттракции является манера поведения (стиль общения). Общение с одними людьми приносит нам большее наслаждение, чем с другими. Те, кто проявляет щедрость, великодушие, энтузиазм, нежность, живость, коммуникабельность, решительность, как правило, нравятся больше, чем те, кого воспринимают как скупых, холодных, апатичных, «агрессивно-эгоцентричных» или чересчур робких.

Как уже было отмечено, симпатия к тому или иному человеку может зависеть от сходства с ним взглядов, установок, ценностей. Фактор формирования аттракции, обозначаемый как сходство, состоит в том, что «люди испытывают чувство симпатии к людям похожим по каким-либо параметрам на них, и, наоборот, чувство антипатии скорее возникает в отношении непохожих людей».

Л.Я. Гозман, исследуя проблему эмоциональных отношений, высказывает предположение о том, что «предпочтение сходных людей связано со стремлением обеспечить себе психологическую безопасность и комфортность общения» [4, с. 76].

Проведенные исследования показали, что люди охотнее оказывают помощь тем, кто одет в сходном стиле. В начале 1970-х годов был проведен следующий эксперимент. Несколько исследователей, одни из которых были одеты консервативно, а другие - «по-студенчески», просили у студентов монетку, чтобы позвонить по телефону. Когда экспериментатор был одет так же, как студент, требование выполнялось более чем в двух третях случаев; когда же студент и просящий были одеты по-разному, студенты давали монету менее чем в половине случаев.

По данным исследователей существует фактор, детерминирующий межличностную аттракцию, заключающийся в том, что «люди стремятся к тем людям, которые обладают качествами, дополняющими их собственные». Теорию, подчеркивающую различия, а не сходство между людьми как основу межличностной аттракции, предложил американский психолог Роберт Винч, назвав ее теорией дополняющих потребностей. Ее основное положение можно сформулировать следующим образом: при отборе брачных партнеров и даже друзей мы чаще выбираем тех, кто удовлетворяет наши потребности, а максимальное удовлетворение имеет место тогда, когда два человека имеют скорее дополняющие, а не сходные потребности [1, с. 56]. Хотя немало примеров подтверждают данную теорию, многие исследователи не разделяют ее, полагая, что она носит гипотетический характер и нуждается в дополнительной проверке.

Другой важнейшей внутренней детерминантой межличностной аттракции является выражение личного отношения к партнеру в ходе общения. Если инициатор воздействия в процессе совместной деятельности оказывает,

либо проявляет готовность оказать реальную помощь партнеру, путем личных усилий, то этим формирует у него положительное отношение к себе.

Еще Аристотель говорил, что люди любят тех, кто делает им добро. Аттракция, таким образом, возникает в ответ на положительные действия, неприязнь - в ответ на негативные действия. Симпатия по отношению к людям, оказавшим нам услугу, простирается даже на те ситуации, когда эта услуга вышла ненамеренной.

Однако не всегда мы испытываем симпатию к тем, кто оказывает нам услуги. Конкретно, люди не любят получать подарки, если те предполагают какие-то ответные дары, или от тех, кто извлекает какую-то пользу для себя.

Розенфельд, объясняя эмпатийный аспект аттракции, указывал на его связь с чувством защищенности, неодинокости. Наличие подобного рода отношений позволяет человеку уменьшить негативное эмоциональное напряжение, что приводит к чувству благодарности к их носителю. Если инициатор воздействия удовлетворяет потребности адресата в снятии внутренних переживаний, «эмоциональном резонансе», полном понимании, сочувствии, сопереживании, дружбе и поддержке, тем самым формирует у него аттракцию.

Симпатия возникает и как результат положительных оценок со стороны партнеров по взаимодействию. Этот фактор экспериментально установили Р. Девис и П.Хоф-тон, «мы с симпатией относимся к людям, которые симпатизируют нам, и с антипатией к тем, кто так же относится к нам»

На аттракцию влияют и некоторые особенности вербального и невербального поведения объекта. Так, большей популярностью пользуются люди, предпочитающие смотреть в глаза собеседнику, резко повышает аттрактив-ность человека добрая улыбка, влияют на аттракцию и ряд индивидуальных характеристик объекта, таких, как тембр голоса, конституциональный тип.

Особенностью инициатора, влияющей на аттракцию к нему, является характеристика, не столько в действительности присущая человеку, сколько приписываемая ему, - это его удачливость, то есть, представление о том, что даже в ситуации, не зависящей от собственной воли и поступков, его шансы на успех выше, чем у других. Обладание такими «свойствами» нередко повышает аттракцию к человеку.

Значимой детерминантой аттракции является и склонность человека к самораскрытию. Так, в целом самораскрытие связано с аттракцией положительно, но лишь до определенного предела. Если предметом самораскрытия между незнакомыми людьми становятся интимные моменты жизни инициатора, особенно те, которые находятся в противоречиях с общественной моралью, то аттракция снижается [4, с. 67].

Даже такие непсихологические особенности ситуации взаимодействия, как температура окружающей среды и скученность в помещении, оказывает на аттракцию значимое и вполне поддающееся регистрации влияние. Наиболее адекватной для объяснения представляется ап-пеляция к состоянию субъекта - человек, находящийся в более комфортных условиях, склонен более позитивно от-

носиться к другим людям.

Согласно многочисленным экспериментальным данным, как положительное, так и отрицательное по знаку эмоциональное возбуждение способствует росту склонности субъекта испытывать аттракцию к другому человеку.

Имеются и другие факторы, влияющие на аттракцию. Прикосновения могут усилить или ослабить симпатии. Влияет также и восприятие запахов (ольфакторная модальность) при межличностном взаимодействии. Аттрак-танты (феромоны) не имеют ощутимого запаха, они действуют на уровне подсознания, что усиливает их влияние на поведение человека [7, с. 238].

Анализ опубликованных исследований, позволяет отметить, что детерминанты межличностной аттракции недостаточно изучены в психологии, что послужило основанием предпринятого нами пилотного эмпирического исследования, посвященного данной проблеме.

В соответствии с целями исследования были использованы следующие методики: авторская анкета, направленная на диагностику личностных особенностей объекта аттракции, «Маскулинность-фемининность» Сандры Бем, «Ценностные ориентации» М. Рокича, Методика диагностики межличностных отношений Лири Т., Методика личностного дифференциала.

Подсчет средних значений, коэффициентов корреляции по каждой методике, затем анализ полученных в результате значимых коэффициентов, позволили сформулировать следующие выводы.

Психологическая природа межличностной аттракции имеет дифференцированный характер: иерархия факторов, определяющих возникновение аттракции, имеет ген-дерную специфику и обусловлена особенностями субъекта и объекта аттракции.

Иерархия личностных факторов, обусловливающих возникновение аттракции по отношению к девушкам, у юношей и девушек имеет как сходство, так и различие.

Как у девушек, так и у юношей вызывают симпатию честные, отзывчивые, чуткие и доброжелательные девушки, и, вызывают антипатию - высокостатусные, материально обеспеченные, при этом, властные, эгоистичные, недоверчивые и агрессивные девушки.

Для юношей более значимыми факторами возникновения аттракции являются, прежде всего, привлекательная внешность в сочетании с высокой компетентностью и склонностью к развлечениям.

Для девушек более значимыми факторами оказались особенности эмоциональной, интеллектуальной, коммуникативной, моральной сферы личности (жизнерадостность, высокий интеллект, воспитанность, уважительное отношение к партнеру, ответственность) а так же система личных ценностей (ориентация на активную, материально

обеспеченную жизнь).

Результаты пилотного исследования позволили убедиться в результативности использованных методик и разработать программу исследования, с целью более глубокого изучения проблемы психологических детерминант межличностной аттракции.

Знание механизмов аттракции открывает возможности качественного анализа взаимодействия, способствует повышению его эффективности.

Таким образом, межличностная аттракция определяется действием целого ряда факторов. Положительное восприятие другого человека может зависеть от эмоционального состояния самого воспринимающего, от степени выраженности у человека потребности в аффилиации, от того, находится данный человек рядом или он далеко. Людям скорее нравятся те, кто имеет взгляды, образование, ценности, статус, сходные с их собственными; те, чье поведение и стиль общения поддерживают их самоуважение и достоинство.

Владение информацией о том, как и почему люди сходятся или, напротив, не могут найти общего языка, открывает большие возможности практического приложения знаний в контексте межличностного взаимодействия. Особенно в современных условиях, когда нарастание агрессии в обществе приводит к разрушению системы конструктивного взаимодействия в структуре общения у представителей всех возрастных групп. Учет индивидуальных особенностей участников в контексте конкретного социального взаимодействия, системы их межличностных отношений имеет большое значение для прогнозирования и организации общения.

Литература

1. Аронсон Э. Общественное животное. Введение в социальную психологию. - М.: Прогресс, 1990. - 383 с.

2. Бодалев А. А. Познание человека человеком. -СПб.: Речь, 2005. - 324 с.

3. Бэрон Р., Бирн Д., Джонсон Б. Социальная психология. - СПб.: Питер, 2003. - 359 с.

4. Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений.- М.: МГУ, 1987. - 278 с.

5. Ильин Е.П. Психология неформального общения.

- СПб.: Питер, 2015. - 384 с.

6. Куницына В. Н. Трудности межличностного общения. - СПб.: Питер, 2001. - 436 с.

7. Шейнов В.П. Психологическое влияние. - 2-е изд.

- Минск: Харвест, 2011. - 800 с.

8. Киреева З.А. Социально-психологическая структура аттракции и ее влияние на социометрический статус личности: Автореферат дис. канд. психол. наук. - Ярославль, 2008.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.