Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА ВУЗА: РЕЗУЛЬТАТЫ АНКЕТИРОВАНИЯ'

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА ВУЗА: РЕЗУЛЬТАТЫ АНКЕТИРОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
228
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА / СТУДЕНТЫ / МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Козлова Н.И.

В статье представлены результаты анкетирования, проведенного сотрудниками кафедры клинической психологии по изучению потребности вуза в создании психологической службы. Респондентами явились 243 студента 1-6 курсов Смоленского государственного медицинского университета лечебного, педиатрического, стоматологического, фармацевтического, психолого-социального факультета и медико-биологического факультетов. Целью данного исследования стало определение потребности студентов нашего вуза в создании психологической службы и выявление основных запросов, обучающихся при ее оказании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Козлова Н.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL SERVICE OF THE UNIVERSITY: RESULTS OF THE SURVEY

The article presents the results of a survey conducted by the staff of the Department of Clinical Psychology to study the needs of the university in creating a psychological service. The respondents were 243 students of the 1st-6th years of the Smolensk State Medical University of Medical, Pediatric, Dental, Pharmaceutical, Psychological and social faculties and Medical and Biological Faculties. The purpose of this study was to determine the needs of students of our university in creating a psychological service and to identify the main requests for its provision.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА ВУЗА: РЕЗУЛЬТАТЫ АНКЕТИРОВАНИЯ»

УДК 61:371.128.1(079.5)

□ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА ВУЗА: РЕЗУЛЬТАТЫ АНКЕТИРОВАНИЯ Козлова Н.И.

Научный руководитель - к.м.н., доц. Уласень Т.В., к.п.н., доцент Федорова Е.А.

Смоленский государственный медицинский университет, г. Смоленск, Россия

Россия, 214019, Смоленск, ул. Крупской, 28.

kozlova_1998@inbox.ru - Козлова Н.И.

Резюме. В статье представлены результаты анкетирования, проведенного сотрудниками кафедры клинической психологии по изучению потребности вуза в создании психологической службы. Респондентами явились 243 студента 1-6 курсов Смоленского государственного медицинского университета лечебного, педиатрического, стоматологического, фармацевтического, психолого-социального факультета и медико-биологического факультетов. Целью данного исследования стало определение потребности студентов нашего вуза в создании психологической службы и выявление основных запросов, обучающихся при ее оказании.

Ключевые слова: психологическая служба, студенты, медицинский университет.

□ PSYCHOLOGICAL SERVICE OF THE UNIVERSITY: RESULTS OF THE SURVEY Kozlova N.I.

Scientific advisers - Candidate of Medicine, associate professor Ulasen T.V., Candidate of Psychology, associate professor Fedorova E.A.

Smolensk State Medical University

Russia, 214019, Smolensk, st. Krupskoy, 28.

kozlova 1998@ inbox.ru - Kozlova N.I.

Abstract. The article presents the results of a survey conducted by the staff of the Department of Clinical Psychology to study the needs of the university in creating a psychological service. The respondents were 243 students of the 1st-6th years of the Smolensk State Medical University of Medical, Pediatric, Dental, Pharmaceutical, Psychological and social faculties and Medical and Biological Faculties. The purpose of this study was to determine the needs of students of our university in creating a psychological service and to identify the main requests for its provision.

Keywords: psychological service, students, medical university.

Введение. Студенты медицинского университета - это особая группа учащихся, которых отличают не только соблюдение строгих этических принципов, но и высокая ответственность и самоотдача. Выявление, изучение и коррекция психологических проблем у студентов является актуальным и востребованным направлением работы психологической службы вуза. Это поможет начинающим специалистам спокойно пройти адаптацию на первых курсах, избежать затруднений, связанных с трудностями обучения, повышенными психическими нагрузками и высокими педагогическими требованиями. Своевременно оказанная психологическая помощь позволит студенту пройти путь сложной внутренней работы по развитию и самовоспитанию личностных и профессиональных качеств.

Цель исследования - определение потребности студентов нашего вуза в создании психологической службы, выявление основных запросов обучающихся на ее оказание.

Методика. В статье представлены результаты анкетирования, проведенного сотрудниками кафедры клинической психологии. В разработке анкеты приняли участие преподаватели кафедры клинической психологии ФГБОУ ВО «Смоленского государственного медицинского университет» Минздрава России - зав. кафедрой к.м.н., доцент Уласень Т.В., к.пс.н., доцент Федорова Е.А., к.пс.н., доцент Побокин П.А., к.п.н., старший преподаватель Латушкина Ю.А.

С целью получения исчерпывающей информации были выделены ключевые вопросы:

• Есть ли в вашем вузе психологическая служба?

• Укажите причины, затрудняющие обращение студентов в психологическую службу вуза.

• С каким запросом вы бы обратились/обращались к психологу вуза.

• Какие навыки или качества вы бы хотели в себе развить.

• Предпочтительные способы обращения в психологическую службу.

• Предпочтительные способы психологического консультирования.

• Готовы ли Вы обратиться за помощью к студенту-психологу выпускного курса?

• Какого возраста, по Вашему мнению, должен быть психолог-консультант, которому бы вы доверили свои проблемы?

• Где бы Вы хотели, чтобы была размещена подробная информация о психологической службе?

В анкетировании приняли участие 243 студента Смоленского государственного медицинского университета 1-6 курсов лечебного, педиатрического, стоматологического, фармацевтического, психолого-социального факультета и медико-биологического факультетов. Анкеты были представлены на бланковых вариантах и в ;оо§1е-форме.

Результаты. По результатам исследования было установлено, что потребность в обращении за психологической помощью ВУЗа отмечалось 81,9 % опрошенных (199 студентов из 243), в то время как у 18,1% (44 студента из 243) такой потребности выявлено не было (рис. 1).

Есть ли у вас потребность в обращении в психологическую службу ВУЗа?

■ Да ■ Нет

Рисунок 1. Потребность студентов в обращении за психологической помощью в вузе (в %)

Опыт обращения в психологическую помощь ВУЗа имеют 18,1% респондентов (44 студента) (рис.2).

Был ли у вас опыт обращения в психологическую службу ВУЗа?

■ Да ■ Нет

Рисунок 2. Процент студентов, имеющих опыт обращения за психологической помощью

В ходе проведенного исследования были выявлены основные причины, затрудняющие обращение студентов к специалистам-психологам. Среди них выделены «стеснение перед психологом, который может оказаться знакомым» - 27% (64 человека), «нет четкой и подробной информации о психологической службе ВУЗа на сайте вуза» - 24% (58 человек); 21% (52 человека) опасаются, что информация об обращении перестанет быть конфиденциальной, 15% (36 человек) не имеют желания рассказывать о своих проблемах психологу, 8% (20 человек)

опасаются того, что о посещении психолога станет известно одноклассникам и 5 % (12 человек) свои затруднения обращения к психологу обосновать затруднялись (рис.3).

Возраст студентов медицинского университета, как известно, находится в диапазоне 17-26 лет, что согласно возрастной периодизации относится к категории поздняя юность/ранняя взрослость. Этот возрастной рубеж означает этап развития и взросления на фоне повышенной учебной нагрузке. В связи с этим, мы решили выяснить возможные причины обращения к психологу. Проанализировав ответы студентов, было установлено, что 53,9% (131 человек) обратились бы к психологу для определения цели жизни, 47,7% (116 человек) хотели бы повысить учебную мотивацию; добавить преодоление трудностей общения у 46,1% (112 человек) отмечалось сниженное настроение, у 41,2% (100 человек) - страхи и фобии, добавить нарушения сна (рис.3).

Рисунок 3. Возможные причины обращения студентов к психологу в нашем вузе (в %).

Исходя из имеющихся данных, можно утверждать, что причины обращения за психологической помощью достаточно разнообразны и требуют от специалиста ориентированности в разных сферах и отраслях психологии (клинической, общей и социальной).

На вопрос о желании развивать в себе какие-либо навыки, студенты медицинского университета ответили следующим образом: 70% (170 человек) желают развить в себе стрессоустойчивость, 60,5% (147 человек) стремятся выработать в себе уверенность, 49,4% (120 человек) хотят быстро находить нужную информацию, 48,1% (117 человек) желают улучшить навыки коммуникации и 37,4% (91 человек) имеют привычки, от которых не мешало бы, по их мнению, избавиться (рис 5).

Рисунок 4. Основные запросы студентов по развитию личностных черт и коммуникативных навыков (абс, %).

Из предпочтительных способов обращения в психологическую службу за помощью большинство студентов (78%) отметили очное обращение при активном взаимодействии с психологом, и только 22% студентов избрали обращение через сайт психологической службы (рис 6).

Дистанционное консультирование

консультирование 84% |

Рисунок 5. Предпочтительные способы обращения в психологическую службу (в%)

Размещение подробной информации о психологической службе ВУЗа для 66% студентов предпочтительнее через различные социальные сети, а для 34% студентов удобнее получать сведения через информационный стенд вуза и личное информирование.

Для более детального анализа и благоприятной работы студента с консультантом-психологом мы решили уточнить наиболее удобные возрастные границы специалиста.

Предпочтительный возраст психолога-консультанта, выбранный студентами, располагается в пределах 30-45 лет (47%), специалистов-психологов до 30 лет выбирают 30% студентов. При этом получить консультацию у студентов старших курсов психолого-социального факультета согласились только 12% респондентов.

После 45 Студент-практикант

3% 12%

Рисунок 6. Предпочтительный возраст психолога - консультанта, выбранный студентами (в %)

Выводы. Таким образом, результаты анкетирования студентов нашего вуза лечебного, педиатрического, стоматологического, фармацевтического, психолого-социального и медико-биологического факультетов свидетельствуют о необходимости создания психологической службы. Анализ основных запросов студентов позволил определить основные направления ее работы для построения персонализированных и групповых психокоррекционных и психодиагностических программ.

Литература

1. Кузнецова Л.Э. Актуальность проблемы психологического сопровождения развития личности студента в условиях психологической службы вуза / Л.Э. Кузнецова, И.С. Юшина. - Текст: непосредственный // Молодой ученый. - 2017. - № 8 (142). - С. 289-291.

2. Кулыгина М.А., Логинов И.А., Царенко Д.М. Медико-психологическое сопровождение в вузе: предпосылки и практическая реализация / Психологическая служба университета: реальность и перспективы, 2017.

3. Психологическая служба университета: реальность и перспективы: материалы I Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Москва, 27-28 октября 2017 г. / отв. ред. И.Б. Умняшова, И.В. Макарова. - Москва: ФГБОУ ВО МГППУ. НИУ ВШЭ, 2017. - 424 с

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.