УДК 159.9:61-053.82(07.07)
DOI 10.37963/SMA.2020.4.74
□ МЕТОДЫ ПРАКТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ В ВОСПИТАНИИ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ
Федорова Е.А.1, Побокин П.А.1, Уласень Т.В.1
Смоленский государственный медицинский университет, Россия, 214019, Смоленск, ул.
Крупской, 28.
Уласень Татьяна Валентиновна -ulasen.tatiana@yandex.ru
Фёдорова Елена Александровна -fiodorovaelena@yandex. ru
Побокин Павел Анатольевич -p.pobokin@yandex.ru
Резюме: использование в учебно-воспитательной работе методов практической психологии, помогает повысить адаптацию и учебную успеваемость студентов медицинских учреждений.
Ключевые слова: воспитательные методы психологии, педагогическое воздействие.
□ METHODS OF PRACTICAL PSYCHOLOGY IN THE EDUCATION OF MEDICAL STUDENTS
Fiodorova E.A.1, Pobokin P.AJ, Ulasen TV
Smolensk State Medical University, 214019, 28, Krupskoy str, Smolensk, Russia
Abstract: the use of methods of practical psychology in educational work helps to increase the adaptation and academic performance of students in medical institutions.
Key words: educational methods of psychology, pedagogical influence.
Основными направлениями деятельности преподавателя высшей школы являются изучение компонентов педагогического процесса в вузе и развитие педагогических компетенций. Во многом этому способствуют активное внедрение психолого-психотерапевтических методов в учебную и воспитательную формы работы [4,5].
Следует отметить, что стопроцентно уникально действующих педагогических приемов не существует. Как правило опытный преподаватель обычно подбирает сочетание методов, которые зависят, прежде всего, от цели и условий самого образовательного процесса. При этом немаловажную роль играют и личностные качества педагога, включающие уровень образования, культуру и этику преподавания, развитость коммуникативных навыков и уровень рефлексии [1,4].
Студенты медицинских учреждений - это группа учащихся, напрямую зависящая от специфики медицинской этики, которая предполагает воспитание глубокой духовной нравственности, ответственности и самоотдачи. По словам А.П. Чехова «...Профессия врача -подвиг. Она требует самоотверженности, чистоты души и чистоты помыслов. Не всякий способен на это...». Именно с такими качествами врач может заботиться о здоровье населения и проводить первичную и вторичную профилактику заболеваний [2,3].
О совершенствовании воспитательной работы среди студентов-медиков излагал ещё Николай Иванович Пирогов (1810-1881), имя которого вошло в историю развития мировой хирургической науки, в историю развития русской науки и просвещения. Помимо клинических занятий Николай Иванович привлекал студентов к научной деятельности, к самостоятельному ведению больных и их историй болезни, к проведению малых операций с обязательными суточными дежурствами. Также существенное воспитательное воздействие оказывали участие в обходах и клинических разборах [3,5].
В настоящее время среди психологических воспитательных методов особой популярностью пользуются:
-метод ролевой игры, где студентам, погружаясь в образ, предоставляется возможность выражать чувства и мысли в соответствии с имеющимися у данной роли возможностями. Обучающиеся в ходе занятий учатся взаимодействовать с окружающими, отображать и рефлексировать свои чувства. Учащиеся в медицинских учреждениях активно используют этот метод на занятиях и в образе врача не только учатся грамотно и последовательно задавать вопросы пациенту для выяснения клинической картины, но и отрабатывает в себе необходимую модель поведения врача;
- пример-идеал, где предоставляется информация о какой-либо выдающейся личности, его деятельности, положительных поступках и мотивах поведения. Данный метод помогает формировать у студентов многие положительные качества личности и вырабатывать навыки самовоспитания. Используя пример-идеал, преподаватели медицинских учреждений могут рассказать о выдающихся отечественных или зарубежных врачах, прославивших медицину, их непростой врачебной практике и отношения к больным в тяжёлых условиях;
- метод ситуации свободного выбора, помогает обучающимся действовать не только по указанию наставника в рамках конкретного поручения, но и пытаться самостоятельно, исходя из имеющихся знаний, умений и наработанных навыков, принять решение. Метод воспитывает у обучающихся способность брать на себя ответственность в принятии решений и прогнозировать последствия и результат - что, несомненно, является важным качеством в работе врача. Предложенный метод студенты-медики используют на практических занятиях, где им предоставляется возможность самостоятельно взаимодействовать с пациентами в лечебных учреждениях. Отвечая на вопросы больных, студент-медик берет на себя ответственность за рекомендации, исходя из собственных наработанных знаний, умений и навыков.
- соревнование - является действенным методом, который помогает учащимся повысить свою активность и сравнить свои результаты по знаниям, умениям и навыкам с однокурсниками. Соревновательность создаёт сильные эмоциональные стимулы и позволяет открыть в себе совершенно неожиданные способности, которые в привычной обстановке обычно не проявляются.
Например, соревновательный метод, очень широко используется на кафедре клинической психологии медицинского университета во время проведения психологических олимпиад среди обучающихся лечебного, стоматологического, педиатрического и фармацевтического факультета.
Распространенные методы психотерапии и психокоррекции обычно включают в себя беседу, упражнение по саморегуляции, тренинги.
Психологическая коррекция - это деятельность, направленная на исправление тех особенностей психического развития, которые вызывают неудобства. Обычно психотерапия используется как метод лечения, а психокоррекция - как метод профилактики.
На начальных курсах обучения перед преподавателем стоит нелегкая задача - организовать воспитательный процесс, ориентируясь на разные возможности и личностные особенности студентов и применяя индивидуальный подход. Все эти личностные качества студентов обычно распознаются преподавателем по мере выполнения студентами контрольных заданий, выступлений на семинарах, устными и письменными ответами. Уже в самом начале учебного года среди студентов целесообразно провести соответствующие психологические тесты, опросники, анкеты, с помощью которых можно получить информацию о мотивах деятельности студентов, особенностях их направленности, а также выделить категории лиц, которым учиться не интересно и которым учиться очень хочется, хотя и трудно. Обычно такая информация постоянно дополняется в течение учебного периода.
В целях благоприятной адаптации студентов эффективно проведение психологического тренинга. Его использование снижает личностную тревожность студента, позволяет проработать учебные и коммуникативные трудности с однокурсниками, повысить уверенность в себе.
Одним из наиболее эффективных психокоррекционных и психотерапевтических методов воспитания является беседа. Необходимость проведения индивидуальной беседы со студентами вызвана разными причинами и ситуациями: трудные жизненные ситуации, неуспеваемость студента, учебные трудности, трудности в сессионный период, конфликты в группе и с преподавателями и т.д. Исходя из того, что преподаватель пытается выяснить во время беседы (получить информацию, сообщить информацию, совместно проработать имеющиеся трудности и т.д.) для более продуктивного результата желательно составить план ведения беседы.
В начале беседы необходимо установить уважительный контакт и расположить к себе студента, с первых слов показывая заинтересованность в разговоре. Здесь необходимо и обязательно приветствие (элементарное «здравствуйте», «привет», «как дела?»). Ошибка некоторых заключается в использовании повелительных или неприязненных форм установления контакта: ни в коем случае нельзя употреблять фразы типа «А-а, это ты! Ну, заходи, раз пришел!», и т.д. Если вы ожидаете продуктивного разговора, то следует с первых слов показать собеседнику вашу заинтересованность в результате разговора. Начиная разговор со студентом желательно наметить продолжительность беседы, что позволит мобилизироваться студенту и сконцентрироваться, говоря лишь по делу, не уходя от сути и цели разговора. Назначать встречу необходимо в удобном месте. И лучше предложить пройти в свободную аудиторию.
Если преподаватель выяснил сущность проблемы студента, то необходимо начать основной разговор по её решению. Уточняя детали, можно прибегать к следующим фразам: «Правильно ли я понял, что, вы на это смотрите следующим образом...», «Можно мне уточнить одну деталь из того, что вы сказали.», «Можете поподробнее пояснить это?». На этом этапе общая информация должна отвечать на вопросы: «Что произошло?», «Как произошло?», «Какие действия были совершены. Важно знать, что собеседника не рекомендуется перебивать и необходимо дать возможность выговориться, что очень затруднительно для студента, так как в волнении очень трудно приходят нужные слова и фразы.
Хорошо, если слушатель предъявит невербальные жесты: доброжелательное покачивание головой, позитивный взгляд и т.д. Самое главное во время беседы, сохранять спокойствие, верить в студента и не поддаваться на его провокации. Если совместно решить проблему не предоставляется возможным, то можно перенаправить студента к другому человеку, который может дать совет. Очень неплохо в конце беседы подбодрить студента фразами: «.. Я верю в тебя...», «Я желаю тебе удачи, успеха...» и т.д. Эти положительные подкрепления помогут студенту еще раз убедиться, что кто-то верит в него и в его силы, может поддержать. Таким образом, средствами и методами воспитания студентов-медиков являются различные виды деятельности, в которую входят и самостоятельная работа студентов, и работа, организуемая преподавателями, а также разнообразные предметы культуры, включенные в воспитательный процесс. На основе анализа знаний и учета индивидуальных личностных особенностей студентов преподаватель выбирает и осуществляет необходимые воспитательные психолого-педагогические воздействия в каждом конкретном случае. Кроме того, студентам-медикам надо самостоятельно пройти путь сложной внутренней работы по развитию и самовоспитанию личностных качеств.
Литература
1. Борытко, Н. М. Технологические основания профессионального воспитания студента вуза / Н. М. Борытко // Ярославский педагогический вестн. - 2015. — Т. II, № 2. - С. 103-107.
2. Морева, Н. А. Технологии профессионального образования / Н.А. Морева. - М.: Академия, 2017 - 362 с.
3. Особенности воспитательного процесса при обучении студентов медиков [Электронный ресурс] / А. А. Зубкова [и др.] // Современные проблемы науки и образования. - 2017. - №2. -Режим доступа: https://www.scienceeducation.ru/ru/article/view?id=26271 (дата обращения: 14.09.2020)
4. Попков, В. А. Теория и практика высшего профессионального образования / В.А. Попков,
A.В. Коржуев. - М.: Академический проект, 2016 - 138 с.
5. Теоретические основы формирования общепрофессиональных компетенций студентов в воспитательном процессе образовательных организаций: монография / под ред. И. В. Руденко, Л.
B. Алиевой. - М.: Изд. дом Академии естествознания, 2017. - 172 с.