Научная статья на тему 'МЕТОДЫ ПРАКТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ В ВОСПИТАНИИ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ'

МЕТОДЫ ПРАКТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ В ВОСПИТАНИИ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
74
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИИ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Федорова Е.А., Побокин П.А., Уласень Т.В.

Использование в учебно-воспитательной работе методов практической психологии, помогает повысить адаптацию и учебную успеваемость студентов медицинских учреждений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODS OF PRACTICAL PSYCHOLOGY IN THE EDUCATION OF MEDICAL STUDENTS

The use of methods of practical psychology in educational work helps to increase the adaptation and academic performance of students in medical institutions.

Текст научной работы на тему «МЕТОДЫ ПРАКТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ В ВОСПИТАНИИ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ»

УДК 159.9:61-053.82(07.07)

DOI 10.37963/SMA.2020.4.74

□ МЕТОДЫ ПРАКТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ В ВОСПИТАНИИ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ

Федорова Е.А.1, Побокин П.А.1, Уласень Т.В.1

Смоленский государственный медицинский университет, Россия, 214019, Смоленск, ул.

Крупской, 28.

Уласень Татьяна Валентиновна -ulasen.tatiana@yandex.ru

Фёдорова Елена Александровна -fiodorovaelena@yandex. ru

Побокин Павел Анатольевич -p.pobokin@yandex.ru

Резюме: использование в учебно-воспитательной работе методов практической психологии, помогает повысить адаптацию и учебную успеваемость студентов медицинских учреждений.

Ключевые слова: воспитательные методы психологии, педагогическое воздействие.

□ METHODS OF PRACTICAL PSYCHOLOGY IN THE EDUCATION OF MEDICAL STUDENTS

Fiodorova E.A.1, Pobokin P.AJ, Ulasen TV

Smolensk State Medical University, 214019, 28, Krupskoy str, Smolensk, Russia

Abstract: the use of methods of practical psychology in educational work helps to increase the adaptation and academic performance of students in medical institutions.

Key words: educational methods of psychology, pedagogical influence.

Основными направлениями деятельности преподавателя высшей школы являются изучение компонентов педагогического процесса в вузе и развитие педагогических компетенций. Во многом этому способствуют активное внедрение психолого-психотерапевтических методов в учебную и воспитательную формы работы [4,5].

Следует отметить, что стопроцентно уникально действующих педагогических приемов не существует. Как правило опытный преподаватель обычно подбирает сочетание методов, которые зависят, прежде всего, от цели и условий самого образовательного процесса. При этом немаловажную роль играют и личностные качества педагога, включающие уровень образования, культуру и этику преподавания, развитость коммуникативных навыков и уровень рефлексии [1,4].

Студенты медицинских учреждений - это группа учащихся, напрямую зависящая от специфики медицинской этики, которая предполагает воспитание глубокой духовной нравственности, ответственности и самоотдачи. По словам А.П. Чехова «...Профессия врача -подвиг. Она требует самоотверженности, чистоты души и чистоты помыслов. Не всякий способен на это...». Именно с такими качествами врач может заботиться о здоровье населения и проводить первичную и вторичную профилактику заболеваний [2,3].

О совершенствовании воспитательной работы среди студентов-медиков излагал ещё Николай Иванович Пирогов (1810-1881), имя которого вошло в историю развития мировой хирургической науки, в историю развития русской науки и просвещения. Помимо клинических занятий Николай Иванович привлекал студентов к научной деятельности, к самостоятельному ведению больных и их историй болезни, к проведению малых операций с обязательными суточными дежурствами. Также существенное воспитательное воздействие оказывали участие в обходах и клинических разборах [3,5].

В настоящее время среди психологических воспитательных методов особой популярностью пользуются:

-метод ролевой игры, где студентам, погружаясь в образ, предоставляется возможность выражать чувства и мысли в соответствии с имеющимися у данной роли возможностями. Обучающиеся в ходе занятий учатся взаимодействовать с окружающими, отображать и рефлексировать свои чувства. Учащиеся в медицинских учреждениях активно используют этот метод на занятиях и в образе врача не только учатся грамотно и последовательно задавать вопросы пациенту для выяснения клинической картины, но и отрабатывает в себе необходимую модель поведения врача;

- пример-идеал, где предоставляется информация о какой-либо выдающейся личности, его деятельности, положительных поступках и мотивах поведения. Данный метод помогает формировать у студентов многие положительные качества личности и вырабатывать навыки самовоспитания. Используя пример-идеал, преподаватели медицинских учреждений могут рассказать о выдающихся отечественных или зарубежных врачах, прославивших медицину, их непростой врачебной практике и отношения к больным в тяжёлых условиях;

- метод ситуации свободного выбора, помогает обучающимся действовать не только по указанию наставника в рамках конкретного поручения, но и пытаться самостоятельно, исходя из имеющихся знаний, умений и наработанных навыков, принять решение. Метод воспитывает у обучающихся способность брать на себя ответственность в принятии решений и прогнозировать последствия и результат - что, несомненно, является важным качеством в работе врача. Предложенный метод студенты-медики используют на практических занятиях, где им предоставляется возможность самостоятельно взаимодействовать с пациентами в лечебных учреждениях. Отвечая на вопросы больных, студент-медик берет на себя ответственность за рекомендации, исходя из собственных наработанных знаний, умений и навыков.

- соревнование - является действенным методом, который помогает учащимся повысить свою активность и сравнить свои результаты по знаниям, умениям и навыкам с однокурсниками. Соревновательность создаёт сильные эмоциональные стимулы и позволяет открыть в себе совершенно неожиданные способности, которые в привычной обстановке обычно не проявляются.

Например, соревновательный метод, очень широко используется на кафедре клинической психологии медицинского университета во время проведения психологических олимпиад среди обучающихся лечебного, стоматологического, педиатрического и фармацевтического факультета.

Распространенные методы психотерапии и психокоррекции обычно включают в себя беседу, упражнение по саморегуляции, тренинги.

Психологическая коррекция - это деятельность, направленная на исправление тех особенностей психического развития, которые вызывают неудобства. Обычно психотерапия используется как метод лечения, а психокоррекция - как метод профилактики.

На начальных курсах обучения перед преподавателем стоит нелегкая задача - организовать воспитательный процесс, ориентируясь на разные возможности и личностные особенности студентов и применяя индивидуальный подход. Все эти личностные качества студентов обычно распознаются преподавателем по мере выполнения студентами контрольных заданий, выступлений на семинарах, устными и письменными ответами. Уже в самом начале учебного года среди студентов целесообразно провести соответствующие психологические тесты, опросники, анкеты, с помощью которых можно получить информацию о мотивах деятельности студентов, особенностях их направленности, а также выделить категории лиц, которым учиться не интересно и которым учиться очень хочется, хотя и трудно. Обычно такая информация постоянно дополняется в течение учебного периода.

В целях благоприятной адаптации студентов эффективно проведение психологического тренинга. Его использование снижает личностную тревожность студента, позволяет проработать учебные и коммуникативные трудности с однокурсниками, повысить уверенность в себе.

Одним из наиболее эффективных психокоррекционных и психотерапевтических методов воспитания является беседа. Необходимость проведения индивидуальной беседы со студентами вызвана разными причинами и ситуациями: трудные жизненные ситуации, неуспеваемость студента, учебные трудности, трудности в сессионный период, конфликты в группе и с преподавателями и т.д. Исходя из того, что преподаватель пытается выяснить во время беседы (получить информацию, сообщить информацию, совместно проработать имеющиеся трудности и т.д.) для более продуктивного результата желательно составить план ведения беседы.

В начале беседы необходимо установить уважительный контакт и расположить к себе студента, с первых слов показывая заинтересованность в разговоре. Здесь необходимо и обязательно приветствие (элементарное «здравствуйте», «привет», «как дела?»). Ошибка некоторых заключается в использовании повелительных или неприязненных форм установления контакта: ни в коем случае нельзя употреблять фразы типа «А-а, это ты! Ну, заходи, раз пришел!», и т.д. Если вы ожидаете продуктивного разговора, то следует с первых слов показать собеседнику вашу заинтересованность в результате разговора. Начиная разговор со студентом желательно наметить продолжительность беседы, что позволит мобилизироваться студенту и сконцентрироваться, говоря лишь по делу, не уходя от сути и цели разговора. Назначать встречу необходимо в удобном месте. И лучше предложить пройти в свободную аудиторию.

Если преподаватель выяснил сущность проблемы студента, то необходимо начать основной разговор по её решению. Уточняя детали, можно прибегать к следующим фразам: «Правильно ли я понял, что, вы на это смотрите следующим образом...», «Можно мне уточнить одну деталь из того, что вы сказали.», «Можете поподробнее пояснить это?». На этом этапе общая информация должна отвечать на вопросы: «Что произошло?», «Как произошло?», «Какие действия были совершены. Важно знать, что собеседника не рекомендуется перебивать и необходимо дать возможность выговориться, что очень затруднительно для студента, так как в волнении очень трудно приходят нужные слова и фразы.

Хорошо, если слушатель предъявит невербальные жесты: доброжелательное покачивание головой, позитивный взгляд и т.д. Самое главное во время беседы, сохранять спокойствие, верить в студента и не поддаваться на его провокации. Если совместно решить проблему не предоставляется возможным, то можно перенаправить студента к другому человеку, который может дать совет. Очень неплохо в конце беседы подбодрить студента фразами: «.. Я верю в тебя...», «Я желаю тебе удачи, успеха...» и т.д. Эти положительные подкрепления помогут студенту еще раз убедиться, что кто-то верит в него и в его силы, может поддержать. Таким образом, средствами и методами воспитания студентов-медиков являются различные виды деятельности, в которую входят и самостоятельная работа студентов, и работа, организуемая преподавателями, а также разнообразные предметы культуры, включенные в воспитательный процесс. На основе анализа знаний и учета индивидуальных личностных особенностей студентов преподаватель выбирает и осуществляет необходимые воспитательные психолого-педагогические воздействия в каждом конкретном случае. Кроме того, студентам-медикам надо самостоятельно пройти путь сложной внутренней работы по развитию и самовоспитанию личностных качеств.

Литература

1. Борытко, Н. М. Технологические основания профессионального воспитания студента вуза / Н. М. Борытко // Ярославский педагогический вестн. - 2015. — Т. II, № 2. - С. 103-107.

2. Морева, Н. А. Технологии профессионального образования / Н.А. Морева. - М.: Академия, 2017 - 362 с.

3. Особенности воспитательного процесса при обучении студентов медиков [Электронный ресурс] / А. А. Зубкова [и др.] // Современные проблемы науки и образования. - 2017. - №2. -Режим доступа: https://www.scienceeducation.ru/ru/article/view?id=26271 (дата обращения: 14.09.2020)

4. Попков, В. А. Теория и практика высшего профессионального образования / В.А. Попков,

A.В. Коржуев. - М.: Академический проект, 2016 - 138 с.

5. Теоретические основы формирования общепрофессиональных компетенций студентов в воспитательном процессе образовательных организаций: монография / под ред. И. В. Руденко, Л.

B. Алиевой. - М.: Изд. дом Академии естествознания, 2017. - 172 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.