Научная статья на тему 'ИНТЕРАКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ СТУДЕНТОВ В МЕДИЦИНСКИХ УЧРЕЖДЕНИЯХ'

ИНТЕРАКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ СТУДЕНТОВ В МЕДИЦИНСКИХ УЧРЕЖДЕНИЯХ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
87
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / КЛИНИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Федорова Е.А., Северова Е.А., Охапкин А.С., Юрьева Н.В., Фетисова О.В.

Применение интерактивных педагогических технологий для преподавания в медицинских учреждениях способствует формированию и развитию клинического мышления у студентов медицинского ВУЗа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERACTIVE TRAINING OF STUDENTS IN MEDICAL INSTITUTIONS

Application of interactive pedagogical technologies for teaching in medical institutions contributes to the formation and development of clinical thinking among of the Smolensk State medical University.

Текст научной работы на тему «ИНТЕРАКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ СТУДЕНТОВ В МЕДИЦИНСКИХ УЧРЕЖДЕНИЯХ»

УДК 616.89 (07.07)

DOI10.37963/SMA.2020.4.59

□ ИНТЕРАКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ СТУДЕНТОВ В МЕДИЦИНСКИХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

ФедороваЕ.А.1, СевероваЕ.А.1, Охапкин А.С.1, ЮрьеваН.В.1, Фетисова О.В.2 Смоленский государственный медицинский университет, Россия, 214019, Смоленск, ул. Крупской, 28

2 ОГБУЗ Смоленский областной клинический психоневрологический диспансер, Россия, 214031, Смоленск, ул. Рыленкова 5а

Фёдорова Елена Александровна - fiodorovaelena@yandex. ru Северова Екатерина Александровна - sever77@yandex. ru Охапкин Александр Сергеевич - psi@smolgmu.ru Юрьева Надежда Васильевна - psi@smolgmu.ru Фетисова Ольга Викторовна - 5fetisova.o@mail.ru

Резюме: применение интерактивных педагогических технологий для преподавания в медицинских учреждениях способствует формированию и развитию клинического мышления у студентов медицинского ВУЗа.

Ключевые слова: интерактивные методы обучения, клиническое мышление, педагогические технологии.

□ INTERACTIVE TRAINING OF STUDENTS IN MEDICAL INSTITUTIONS

Fiodorova E.A., Severova E.A., Okhapkin A.S., Yurieva N. V, Fetisova O. V

Smolensk State Medical University, 214019, 28, Krupskoy str., Smolensk, Russiа

2OGBUZ Smolensk regional clinical psychoneurological hospital, Russia, 214031, Smolensk, 5A

Rylenkovastr.

Abstract. Application of interactive pedagogical technologies for teaching in medical institutions contributes to the formation and development of clinical thinking among of the Smolensk State medical University.

Key words: interactive teaching method, clinical thinking, differential diagnosis, teaching techniques.

«Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, то мы украдем у наших детей завтра»

Джон Дьюи

Обучение в современном мире направлено, прежде всего, на активизацию учебной деятельности учащихся и формирование навыков коллективного взаимодействия. Именно в данных условиях обучающиеся имеют возможность в полном объеме проявить свою интеллектуальную, познавательную и личностную самостоятельность, выполняя различные задания в тесном взаимодействии с преподавателем.

Целью медицинского образования является формирование особых личностных качеств будущего медицинского работника таких как: компетентность, ответственность, милосердие и сострадание, а главное, умение в экстренных условиях принять самостоятельное верное решение [1,5,8].Сделать процесс обучения в медицинских учреждениях интересным, творческим и разнообразным может способствовать использование в учебном процессе преподавателями активных и интерактивных методов обучения, которые, в свою очередь, способствуют совершенствованию педагогического мастерства и профессиональному развитию преподавателей [5,7].

Сама по себе интерактивная методика обучения предполагает тесное и продуктивное взаимодействие студента и преподавателя и позволяет комбинировать как традиционные методы с интерактивными, так и сопоставлять вариативные интерактивные методы между собой. Данные вариации зависят, прежде всего, от грамотности и опытности педагогов во владении различными педагогическими технологиями [4, 6]. Понятие "интерактивное обучение" представляет собой

перевод англоязычного термина interactive learning, который обозначает научение (стихийное или специально организованное). На сегодняшний день оно включено в учебный процесс современной педагогики высшей профессиональной школы из-за наличия большого образовательного и развивающегося потенциала, так как в нем обучающийся становится полноправным участником учебного процесса, что играет важную роль не только в более качественной проработке учебного материала, но и в становления и развития личности учащегося [3, 6].

Интерактивный метод принято считать от таких прославленных педагогов, как Я.А.Коменский, И.Песталоцци, А.Дистервег, Г.Гегель, Ж.Руссо, Д.Дьюи, однако мысли о том, что обучение должно строится на самообучении и саморганизации встречались ещё в античное время. Техники интерактивного обучения подробно разрабатывались и в отечественной педагогике в трудах известных исследователей: Л.С.Выготского, Д.Б.Элькониным, В.В.Давыдовым, Л.В.Занковым, И.Я.Лернером и т.д.

Американский ученый Джордж Мид, в большей степени интересовавшийся социальной психологией, является основоположником интеракционизма. В своих трудах он рассматривал развитие общества и социального индивида в неразрывном единстве, считая, что происхождение «я» целиком социально, а главная его характеристика - это способность становиться объектом самонаблюдения, саморефлексии и самоконтроля [4, 6, 10].

При интерактивном обучении требуется использование специальных форм организации познавательной деятельности, грамотная и последовательная подборка учебного материала и четкая постановка цели - все это делает продуктивными успешным сампроцесс обучения [9].

Интерактивное обучение одновременно решает несколько задач:

- развитие профессионального и творческого мышления, коммуникативных навыков,

- помощь в установлении эмоциональных контактов между учащимися;

- формирование общих учебных знаний, стремления к самостоятельному поиску в выработке правильного решения;

- получение навыков работать в команде, прислушиваться к чужому мнению, проявляя уважение к другой точке зрения;

- формирование собственного мнения обучающегося, которое опирается на определенные факты и доказательства;

Принципами интерактивного обучения являются:

- диалогическое и дискуссионное взаимодействие;

-свобода выбора - право выбора любого субъекта деятельности, которое предоставляется во всём: и в выборе форм, и в возможности представить собственную точку зрения.

-принцип открытости - не только давать знания, но и показывать их границ; ставить обучающихся перед проблемами, решения которых лежат за пределами исследуемого вопроса. -принцип деятельности - создавать условия для исследования границ применения полученных знаний.

- принцип идеальности - предоставление возможности дальнейшего взаимодействия и взаимообогащения новой информацией в педагогическом процессе.

- обратная связь - регулярно контролировать процесс обучения с помощью развитой системы обратной связи: оценивать проведение и подводить итог занятия, вводить в обучение возможность вопроса обсуждения самого процесса обучения.

- работа в малых группах на основе взаимодействия и сотрудничества;

- сюжетно-ролевая игровая деятельность;

- равные позиции всех обучающихся;

- учет индивидуальных особенностей студентов.

Интерактивное обучение может быть в виде:

- вебинаров, лекций и семинаров посредством Интернета, когда студенты и преподаватели имеют возможность не только слушать лекции, но и обсуждать ту или иную тематику, участвовать в дискуссии, обмениваться документами и т.д.;

-регулярное обновление и использование электронных учебно-методических комплексов (учебно-методические материалы, тесты, задачи, практикумы и т.д.);

-проведение лекций и практических занятий в компьютерных классах;

-использование мультимедийных средств для проведения лекций и семинаров;

Методы и приемы интерактивного обучения

Мозговой штурм - поток предложений и идей по заданной теме без какой-либо оценки своевременности их поступления, а также правильности и неправильности их применения. Положительная сторона данного приема, прежде всего, состоит в том, что участники не боятся и

не стесняются высказывать свое мнение, что очень быстро помогает найти нужное решение задачи.

Прием «Анализ текста» - заключается в том, что обучающиеся получают распечатку текста документа, производят предварительное ознакомление с текстом документа и списком предложенных вопросов. Текст должен быть доступен для понимания. Преподаватель предлагает провести анализ данного документа, опираясь на перечень вопросов, зафиксированных на доске или в индивидуальной памятке. Важно, чтобы поставленные вопросы позволяли обучающимся сформировать свое собственное отношение как к событиям, описанным в источнике, так и к позиции автора документа.

Круглый стол - метод, который предполагает коллективное обсуждение учащимися проблемы, предложений, идей, мнений и совместный поиск решения задачи.

Деловые игры - достаточно популярный метод, который может применяться даже в начальной школе. Во время игры учащиеся играют роли участников той или иной ситуации, примеривая на себя разные профессии.

Аквариум - одна из разновидностей деловой игры. При этом заданную ситуацию обыгрывают 2-3 участника. Остальные наблюдают со стороны и анализируют не только действия участников, но и предложенные ими варианты, идеи.

Метод проектов - самостоятельная разработка учащимися проекта по теме и его защита.

Прием «Незаконченное предложение».С помощью данного метода можно как осуществить проверку знаний учащихся.

Антиконференция. Метод предложил веб-мастер ТимОРейли. Суть его в том, что каждый становится не только участником, но и организатором конференции. Все участники выступают с новыми идеями, презентациями, предложениями по заданной теме. Далее происходит поиск самых интересных идей и их общее обсуждение.

Презентация - наиболее простой, распространённый и доступный метод для использования на занятиях. Это демонстрирование слайдов, подготовленных самими учащимися по теме.

Игровые методы обучения - группа методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр, которая стимулирует познавательную активность обучающихся, самостоятельность в поисках ответов на имеющиеся вопросы, исходя из своего жизненного опыта и знаний.

Пример построения практического занятия по дисциплине психиатрия на тему: «Шизофрения: этиология, патогенез, клинические формы, терапия и реабилитация» с использованием интерактивных приемов обучения.

Первая часть занятия посвящается обсуждению этиологии, патогенеза и клинических форм заболевания в виде обсуждения по форме «вопрос-ответ», предложив студентам поделиться на две команды. Каждая команда готовит по 5 вопросов по теме. Поочерёдно каждая команда задает вопрос другой команде, которая в свою очередь должна подготовить развернутый ответ. Оценивание вопросов и ответов производится по таким характеристикам как: соответствие вопроса теме занятия, глубина проработки учебного материала, креативность построения вопроса, развернутость и обоснованность ответа, а также активность студентов и отстаивание своих позиций при даче ответа.

Проработка и закрепление материала по вопросам терапии и реабилитации пациентов с диагнозом шизофрения, может проводится с помощью сюжетно-ролевой игры, где выбирается студент-врач, студент-пациент и студенты - родственники больного. Задача студента-врача грамотно выстроить клиническую беседу с больным для выявления клинических признаков и симптомов болезни, собрать детально анамнез, прибегая к помощи студента-родственника больного, а задача студента-больного грамотно предъявлять жалобы, выстраивать поведение, речь, эмоциональные реакции в соответствии с клинической формой и течением болезни. Далее студент-врач дает рекомендации по лечению и возможностям проведения психотерапии с больным шизофренией и его родственниками.

По окончании проводится экспертный клинический разбор, где включаются все студенты группы, наблюдавшие за игрой. Оцениваются «игровые» неточности, клинические несоответствия, возможные дополнения по сбору анамнеза, проведению клинической беседы, имеющимся жалобам, лечению и, обсуждаются варианты психотерапевтической и психокоррекционной работы с пациентами и родственниками.

Для закрепления пройденного материала и оценки полученных знаний предоставляется ситуационная задача по теме занятия с заранее подготовленными вопросами:

Больной К., 16лет. Мать перенесла послеродовый психоз. В настоящее время здорова. Отец болен шизофренией, инвалид I группы, в последние годы живет в психоневрологическом интернате. Больной по характеру тихий, стеснительный, рос одиноко, друзей не имел. В последних классах школы резко снизилась успеваемость, перестал заниматься, дома целыми днями лежал на диване, ничем не интересовался, Мать обратилась за советом к врачу-психиатру, и больной был госпитализирован. Психическое состояние: сознание не помрачено. На вопросы отвечает односложно, нередки негативные ответы: «не помню, не знаю», некоторые вопросы вообще игнорирует. С окружающими не общается. Бесцельно бродит по отделению, в труд включить не удается. Пытается ходить босиком по полу Безразлично относится к помещению в больницу, при посещении матери равнодушно берет еду и сразу уходит. Жалоб, желаний нет. Эмоционально туп. Бреда и обманов чувств не выявлено.

1. Какие симптомы описаны?

2. Каким синдромом определяется состояние?

3. При каких расстройствах может наблюдаться эта клиническая картина?

4. Какие факторы влияют на возникновение подобного расстройства?

5. Каковы лечебные рекомендации?

Таким образом, интерактивные методы - это методы, обеспечивающие личное участие, непосредственную включенность студентов в предлагаемую деятельность, где исследуются противоречивые вопросы, моделируются реальные клинические и профессиональные ситуации, предлагаются проблемы для совместного группового решения и обсуждения. Грамотная организация и проведение интерактивного обучения позволяет преподавателю создать в группе атмосферу сотрудничества, где участникам предоставляется возможность активно демонстрировать имеющиеся знания и свободно дискутировать.

Литература

1. Кузнецов В.В. Введение в профессионально-педагогическую специальность. - М.: Academia. - 2017 - 176c.

2. Гуслова, М.Н. Инновационные педагогические технологии. - М.:Академия. - 2017. -288c.

3. Загвязинский В. И. Исследовательская деятельность педагога. - М.: Academia. - 2016. -176c.

4. Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования. - М.: Академия. - 2016. - 208c.

5. Морева Н.А. Технологии профессионального образования. - М.: Академия. 2017. — 362c.

6. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. М.:Академия. - 2017. - 272c.

7. Попков В.А., Коржуев А.В. Теория и практика высшего профессионального образования. - М.: Академический проект. - 2016. - 138c.

8. Сальникова Т.П. Педагогические технологии. - М.: Сфера. - 2018. - 88c.

9. Щербинина Ю.В. Педагогический дискурс. Мыслить-говорить-действовать. - М.: Флинта. Наука. - 2017. - 397c.

10. Якушева С.Д. Основы педагогического мастерства. - М.: Академия. - 2018. - 256c.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.