Научная статья на тему 'Интерактивные формы обучения русскому языку как иностранному в медицинском вузе'

Интерактивные формы обучения русскому языку как иностранному в медицинском вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1183
157
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРАКТИВНОСТЬ / INTERACTIVITY / "МОЗГОВОЙ ШТУРМ" / "BRAINSTORM" / КЛАСТЕРЫ / CLUSTERS / РОЛЕВАЯ ИГРА / ROLE-PLAYING GAME / КРОССВОРДЫ / CROSSWORD PUZZLES / МЕТОД "КОЛЬЦА" / "RING" METHOD

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сенченкова Евгения Валентиновна

Статья посвящена описанию интерактивных методов преподавания русского языка как иностранного (РКИ) в медицинском вузе, которые позволяют интенсифицировать учебный процесс, в результате чего у студентов формируются навыки, необходимые для общения в разных коммуникативных ситуациях. Статья имеет теоретико-практическую направленность. Целью работы является не только характеристика основных интерактивных форм обучения РКИ, но и описание примеров из собственного опыта преподавания. Предметом анализа становятся метод «мозгового штурма», кластеры, ролевые игры, кроссворды, метод «кольца». Использование их на занятиях повышает качество преподавания, интенсифицирует учебный процесс, а также способствует развитию мотивации к предмету. Метод «мозгового штурма», кластеры, ролевые игры, кроссворды используются на определенном этапе и не требуют возвращения к ним в ходе занятия. Отметим, что метод «кольца» обладает абсолютной новизной для методики преподавания РКИ. На основе этого метода строится все занятие. В результате оно принимает интерактивную форму. При анализе материала используется описательный метод. Он реализуется посредством приемов классификации и систематизации интерактивных форм преподавания. Результаты, полученные в ходе исследования, могут быть использованы в практике преподавания РКИ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сенченкова Евгения Валентиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERACTIVE METHODS OF TEACHING RUSSIAN AS A FOREIGN LANGUAGE AT A medical INSTITUTION OF HIGHER EDUCATION

The article deals with the description of interactive methods of teaching Russian as a foreign language at a medical university which would allow one to intensify the learning process and form the students' skills necessary for communication in different situations. The article has a theoretical-practical character. Its purpose is not only to characterize the main interactive forms of teaching Russian as a foreign language but also to describe examples from the author's personal experience of teaching. The article analyzes the methods of “brainstorm”, clusters, role-playing games, crossword puzzles, and the “ring” method. Their usage at the lessons raises the quality of teaching, intensifies the process of learning, and improves the motivation to study the subject. The method of “brainstorm”, clusters, role-playing games, and crossword puzzles are used at a certain stage and do not need going back to them in the course of the lesson. It is necessary to note that the “ring” method is absolutely new for the methods of teaching Russian as a foreign language. The whole lesson is built on the basis of this method. It is realized through the techniques of classification and systematization of interactive forms of teaching. The results of the study may be used in practical teaching of Russian as a foreign language.

Текст научной работы на тему «Интерактивные формы обучения русскому языку как иностранному в медицинском вузе»

96

УДК 37.016:811.161.1:378.147 ББК Ш141.12-9-99

РОССИИСКО-КИТАИСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО: ТРАДИЦИИ, СОВРЕМЕННОСТЬ И ПЕРСПЕКТИВЫ

ГСНТИ 14.35.09 Код ВАК 13.00.02

Сенченкова Евгения Валентиновна,

кандидат филологических наук, старший преподаватель, кафедра русского языка, Смоленский государственный медицинский университет Минздрава РФ; 214019, г. Смоленск, ул. Крупской, д. 28; e-mail: [email protected]

ИНТЕРАКТИВНЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК ИНОСТРАННОМУ В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: интерактивность; «мозговой штурм»; кластеры; ролевая игра; кроссворды; метод «кольца».

АННОТАЦИЯ. Статья посвящена описанию интерактивных методов преподавания русского языка как иностранного (РКИ) в медицинском вузе, которые позволяют интенсифицировать учебный процесс, в результате чего у студентов формируются навыки, необходимые для общения в разных коммуникативных ситуациях. Статья имеет теоретико-практическую направленность. Целью работы является не только характеристика основных интерактивных форм обучения РКИ, но и описание примеров из собственного опыта преподавания. Предметом анализа становятся метод «мозгового штурма», кластеры, ролевые игры, кроссворды, метод «кольца». Использование их на занятиях повышает качество преподавания, интенсифицирует учебный процесс, а также способствует развитию мотивации к предмету. Метод «мозгового штурма», кластеры, ролевые игры, кроссворды используются на определенном этапе и не требуют возвращения к ним в ходе занятия. Отметим, что метод «кольца» обладает абсолютной новизной для методики преподавания РКИ. На основе этого метода строится все занятие. В результате оно принимает интерактивную форму. При анализе материала используется описательный метод. Он реализуется посредством приемов классификации и систематизации интерактивных форм преподавания. Результаты, полученные в ходе исследования, могут быть использованы в практике преподавания РКИ.

Senchenkova Evgenia Valentinovna,

Candidate of Philology, Senior Lecturer of Department of the Russian Language, Smolensk State Medical University, Smolensk, Russia.

INTERACTIVE METHODS OF TEACHING RUSSIAN AS A FOREIGN LANGUAGE AT A MEDICAL INSTITUTION OF HIGHER EDUCATION

KEYWORDS: interactivity; «brainstorm»; clusters; role-playing game; crossword puzzles; «ring» method.

ABSTRACT. The article deals with the description of interactive methods of teaching Russian as a foreign language at a medical university which would allow one to intensify the learning process and form the students' skills necessary for communication in different situations. The article has a theoretical-practical character. Its purpose is not only to characterize the main interactive forms of teaching Russian as a foreign language but also to describe examples from the author's personal experience of teaching. The article analyzes the methods of "brainstorm", clusters, role-playing games, crossword puzzles, and the "ring" method. Their usage at the lessons raises the quality of teaching, intensifies the process of learning, and improves the motivation to study the subject. The method of "brainstorm", clusters, role-playing games, and crossword puzzles are used at a certain stage and do not need going back to them in the course of the lesson. It is necessary to note that the "ring" method is absolutely new for the methods of teaching Russian as a foreign language. The whole lesson is built on the basis of this method. It is realized through the techniques of classification and systematization of interactive forms of teaching. The results of the study may be used in practical teaching of Russian as a foreign language.

В с

I

»связи с принятием стандарта нового ) поколения ФГОС ВО возникает необходимость не только внести изменения в содержание изучаемых предметов, но и выбрать оптимальные методы и формы организации учебного процесса: «Современная система образования требует усовершенствования методов обучения, так как меняются тенденции в образовании, которое становится открытым, инновационным, интерактивным, происходит огромный рывок в развитии технических средств» [11, с. 120].

Инновационные методы обучения должны помочь повысить качество преподавания РКИ, разнообразить процесс обу-

чения, способствовать развитию мотивации к изучению предмета.

Принято считать, что общение при изучении РКИ может быть «односторонним» и «многосторонним». В первом случае следует говорить о приоритете фронтальных форм работы на занятиях, когда преподаватель задает вопросы, а обучающиеся отвечают на них. Что касается «многостороннего» общения, то характерными для него формами являются групповые, в которых каждый студент может проявить свою интеллектуальную состоятельность [3, с. 117].

При организации «многостороннего» общения происходит речевое взаимодей-

© Сенченкова Е. В., 2016

Исследование выполнено в рамках ФЦП «Русский язык» № 16.W16.25.0007.

ствие всех студентов группы, раскрытие потенциала каждого из обучающихся. Именно интерактивные формы способствуют сплочению коллектива и созданию атмосферы сотрудничества в группе. У обучающихся возникает желание не только продемонстрировать собственные знания, но и направить их на общий результат.

Внедрение интерактивных форм обучения РКИ позволяет интенсифицировать учебный процесс. В результате усвоение учебного материала происходит значительно быстрее, чем при использовании традиционных методов преподавания. У студентов формируются речевые навыки, достаточные и необходимые для общения в разных коммуникативных ситуациях.

К тому же меняется и функция самого преподавателя. Из проводника знаний он превращается в наблюдателя. Формально преподаватель присутствует в аудитории, но участвует в учебном процессе в случае необходимости. Студенты получают возможность самостоятельно управлять процессом обучения, инициировать новые идеи, приобретать знания. Как видим, «активность преподавателя уступает место активности студентов, а задачей преподавателя становится создание условий для их инициативы» [5, с. 1015].

К интерактивным формам обучения РКИ в медицинском вузе следует отнести «мозговой штурм», кластеры, ролевые игры, кроссворды, метод «кольца».

Метод «мозгового штурма» используется на занятиях по РКИ при работе с учебным материалом. Этот метод позволяет определить степень сформированности грамматических навыков и уровень владения языком в целом. «Мозговой штурм» используется с целью развития творческого мышления обучающихся, стимулирования их активной деятельности, формирования умения работать в команде и заставляет студентов мобилизовать свое внимание, обратиться к резервным знаниям. В результате те знания, которые давно не использовались в практической деятельности, становятся активными. В частности, метод «мозгового штурма» находит применение на первом курсе при составлении рассказа по картинкам, на втором курсе - при ответе на вопросы дискуссионного характера, на третьем курсе - при конструировании предложений по моделям научного стиля речи.

Целесообразно использовать этот метод в форме соревнования. В таком случае группа делится на три команды, каждая из которых поочередно составляет предложения по моделям научного стиля речи (что представляет собой что, что способствует чему, что является чем, что возника-

ет в результате чего). Преподаватель записывает все примеры на доске. Далее из общего числа идей выбираются правильные и исходя из этого ставятся баллы. Побеждает та группа, которая набрала максимальное количество баллов.

Отметим, что данный метод продуктивен тогда, когда обучающиеся оказываются вовлеченными в процесс познания и им предоставляется возможность высказать свое мнение по тому или иному вопросу. Например, на втором курсе при изучении темы «Моя семья» следует дать толкование выражениям «брак по любви» и «брак по расчету» и, выбрав вариант, наиболее приемлемый для себя, аргументировать свою точку зрения [9, с. 34].

К интерактивным формам обучения РКИ студентов-медиков относится и составление кластеров. Применительно к лингвистике под кластером понимается группа слов, объединенных общностью семы. Обычно главное слово и зависимые соотносятся как родо-видовые понятия. Например, мебель - это стол, тумбочка, шкаф, кровать, кресло и т. д. На занятиях по РКИ следует использовать составление кластеров, для того чтобы облегчить процесс запоминания лексических единиц. Этот метод позволяет группировать предметы или признаки по логическому основанию.

Так, на первом курсе можно предложить студентам составить кластеры по темам «Продукты», «Профессии», «Русская кухня», «Мебель», «Цвета», «Спорт» и т. д. На втором курсе кластеры составляются преимущественно при изучении медицинских тем. Например, кластеры «Части верхней конечности», «Области головы», «Отделения Смоленской областной клинической больницы», «Медперсонал» и т. д. На третьем курсе составление кластеров помогает быстрее усвоить профессиональные термины, необходимые при прохождении врачебной практики в больнице. Так, студенты выделяют и запоминают кластеры «Причины бронхита», «Симптомы бронхита», «Лечение заболевания».

Ролевые игры также являются интерактивной формой обучения РКИ в медицинском вузе. Они помогают развивать познавательную сферу студентов: образное мышление, память, восприятие действительности. Вместе с тем ролевые игры выполняют и культурологическую функцию. Благодаря им у обучающихся формируются нормы поведения в общественных местах. Студенты получают знания о русском речевом этикете, о роли вербальных и невербальных средств в процессе общения. Преимущество этой интерактивной формы обучения состоит в том, что каждый из участников мо-

98

РОССИЙСКО-КИТАЙСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО: ТРАДИЦИИ, СОВРЕМЕННОСТЬ И ПЕРСПЕКТИВЫ

жет представить себя в той или иной роли, предугадать последствия своих действий и самостоятельно управлять диалогической речью. Ролевая игра позволяет «проиграть» коммуникативную ситуацию, которая может произойти в действительности.

В основе ролевой игры лежит сценарий, в котором отображается последовательность действий. Так, на третьем курсе на занятиях по РКИ широко используется ролевая игра «Врач - пациент». Она помогает студентам-медикам подготовиться к прохождению врачебной практики, способствует формированию профессиональной компетенции. Студенты-врачи учатся вести диалог с воображаемыми пациентами. При этом обучающиеся соблюдают сценарий ролевой игры: используют формулы речевого этикета, запрашивают информацию об общих и сопутствующих жалобах, подводят итог расспроса.

На первом курсе рекомендуется проводить ролевую игру «В магазине». На столе раскладываются учебные принадлежности. Один из студентов играет роль продавца, а другой - роль кассира. Другие студенты по очереди приходят в магазин и покупают товар.

На втором курсе возможно проведение ролевой игры «На улице». Один из студентов не знает, где в Смоленске находятся Областная клиническая больница и больница «Красный крест». Другие студенты играют роль прохожих. Они советуют ему, как можно туда добраться, сколько минут езды до больницы, нужно ли делать пересадку, на какой остановке необходимо выйти.

Решение кроссвордов как одна из интерактивных форм обучения РКИ используется при закреплении учебного материала. Это помогает проверить знание правописания русских слов, а также умение соотносить общеупотребительную лексику с профессиональными эквивалентами. Использование этой формы работы в практике преподавания РКИ стимулирует умственную деятельность обучающихся, развивает языковую догадку.

На первом курсе при изучении темы «Страна, язык, национальность» используется кроссворд в виде лестницы. Работа проводится по группам. Обучающиеся получают карточки с изображением достопримечательностей той или иной страны. Затем они угадывают и записывают название страны, подбирают однокоренные слова, обозначающие язык и национальность народа, живущего в этой стране.

На втором курсе студентам можно предложить решить кроссворд при изучении темы «Части тела». Он помогает проверить уровень усвоения лексики. Дается определение органа, а студенты должны

вписать его название в кроссворд. Например, то, чем мы слышим, - уши; то, чем мы пишем, - рука и т. д.

На третьем курсе кроссворды обычно составляются при изучении медицинских тем «Стенокардия», «Бронхит», «Гастрит», «Гепатит», «Нефрит». Такие кроссворды включают вопросы о главном симптоме заболевания, соотношении общеупотребительного слова с медицинским термином.

Одним из действенных интерактивных форм обучения РКИ студентов-медиков является метод «кольца». Благодаря его использованию занятие получает замкнутую структуру. На начальном этапе изучения темы рекомендуется работа или с фрагментом стихотворения, или с пословицей, или с произведением живописи, или с презентацией, или с фрагментом кинофильма. Она готовит студентов к коммуникации в устной и письменной форме.

Например, на втором курсе практическое занятие начинается с обсуждения вопроса «Как вы понимаете поговорку они живут душа в душу?» [9, с. 25]. Студенты вступают в диалоговое взаимодействие, учатся излагать мысли ясно, лаконично, последовательно, приводить весомые доводы в защиту своего мнения. Далее на основе этого выражения объясняется тема «Моя семья». Обсуждаются вопросы, связанные с поговоркой: «Как живут ваши родители?», «Как вести себя в семье, чтобы жить счастливо?», «Что помогает людям быть счастливыми: сходство характеров, общие интересы или общие цели?». Затем предлагаются чтение текста по этой теме и выполнение послетекстовых заданий. В конце занятия студенты пишут мини-сочинение по данной поговорке и сдают на проверку преподавателю. Домашним заданием может стать оформление группового постера «Моя семья».

Метод «кольца» целесообразно использовать на втором курсе при изучении темы «Город». Эпиграфом к занятию служат строки из поэмы А. С. Пушкина «Медный всадник»: «Люблю тебя, Петра творенье...» [9, с. 70]. Студенты должны объяснить, почему Санкт-Петербург назван творением Петра. Красоту и величие города на Неве подтверждает видеофильм «Прогулки по Петербургу». После его просмотра студентам предлагается сформулировать вопросы по содержанию видеофильма. В конце занятия необходимо вернуться к отрывку из поэмы. Студентам следует написать мини-сочинение на тему «Почему А. С. Пушкин и многие писатели и поэты любят Санкт-Петербург?».

В отличие от остальных интерактивных форм обучения метод «кольца» охватывает занятие полностью. Значит, появляется воз-

можность использовать на занятии не отдельный элемент интерактивности, что наблюдается при методе «мозгового штурма», составлении кластеров, разгадывании кроссвордов, проведении ролевых игр, а «перевести» занятие в интерактивную форму.

В заключение хочется отметить, что интерактивные формы обучения достаточно востребованы в практике преподавания

РКИ в медицинском вузе, поскольку помогают сделать учебный процесс не только познавательным, но и увлекательным. Их использование облегчает восприятие и значительно упрощает усвоение учебного материала. Интерактивные формы обучения способствуют вовлечению всех обучающихся в совместную деятельность и формированию умения работать в команде.

ЛИТЕРАТУРА

1. Беляева А. Ю., Прокофьева Л. П. Интерактивные методы преподавания русского языка как иностранного (из опыта работы со студентами-медиками) // Предложение и слово : сб. науч. тр. Саратов, 20l3. С. 265-269.

2. Волконская С. А., Погребнякова Е. Ю. Мозговой штурм и его разновидности как эффективная технология на уроках иностранного языка / / Молодой ученый. 20l5. N° 3. С. 745-746.

3. Гальскова Н. Д. Современная методика обучения иностранным языкам : пособие учителя. М. : АРГСТИ, 2003.

4. Двуличанская Н. Н. Интерактивные методы обучения как средство формирования ключевых компетенций / / Наука и образование. 20ll. Ш 4.

5. ^забеева В. А. Интерактивные технологии в практике преподавания русского языка иностранным студентам // Успехи современного естествознания. 20l5. Ж l. Ч 6. С. 1014-1018.

6. ^шлев С. С. Интерактивные методы обучения. М. : ТетраСистемс, 20l3.

7. Янышева А. В. Игровой метод в обучении иностранному языку. СПб: KАРО, 2008.

8. ^ючкова Л. С., Мощинская Н. В. Практическая методика обучения русскому языку как иностранному : учеб. пособие. М. : ФЛИНТА : Наука, 20l3.

9. Миллер Л. В., Политова Л. В. Жили-были... l2 уроков русского языка. Базовый уровень : учебник. СПб. : Златоуст, 20ll.

10. Мильруд Р. П. Организация ролевых игр на уроке // Иностранные языки в школе. l987. Ж 3. С. 37-45.

11. Обсков А. В. K проблеме организации интерактивного обучения в вузе // Вестник Томского педагогического университета. 20l2. Ж ll. С. 120-124.

12. Потапова М. М. Ролевая игра как прием активизации обучения русскому языку как иностранному студентов гуманитарных факультетов : дис. ... канд. пед. наук. СПб., 2000.

13. Токарева Т. Н. Ролевая игра как интерактивная форма обучения иностранцев русскому языку // Kонцепт. 20l4. Т. l3. С. 26-30.

14. Шаклеин В. М., Рыжова Н. М. Современные методики преподавания русского языка нерусским : учеб. пособие. М. : РУДН, 2008.

15. Эльконин Д. Б. Психология игры. М. : ВЛАДОС, l999.

REFERENCES

1. Belyaeva A. Yu., Prokof eva L. P. Interaktivnye metody prepodavaniya russkogo yazyka kak inostrannogo (iz opyta raboty so studentami-medikami) // Predlozhenie i slovo : sb. nauch. tr. Saratov, 2013. S. 265-269.

2. Volkonskaya S. A., Pogrebnyakova E. Yu. Mozgovoy shturm i ego raznovidnosti kak effektivnaya tekh-nologiya na urokakh inostrannogo yazyka // Molodoy uchenyy. 20l5. Ж 3. S. 745-746.

3. Gal'skova N. D. Sovremennaya metodika obucheniya inostrannym yazykam : posobie uchitelya. M. : ARK-TI, 2003.

4. Dvulichanskaya N. N. Interaktivnye metody obucheniya kak sredstvo formirovaniya klyuchevykh kom-petentsiy // Nauka i obrazovanie. 20ll. Ж 4.

5. Kazabeeva V. A. Interaktivnye tekhnologii v praktike prepodavaniya russkogo yazyka inostrannym studen-tam // Uspekhi sovremennogo estestvoznaniya. 20l5. Ж l. Ch 6. S. l0l4-l0l8.

6. Kashlev S. S. Interaktivnye metody obucheniya. M. : TetraSistems, 2013.

7. Konysheva A. V. Igrovoy metod v obuchenii inostrannomu yazyku. SPb: KARO, 2008.

8. Kryuchkova L. S., Moshchinskaya N. V. Prakticheskaya metodika obucheniya russkomu yazyku kak in-ostran-nomu : ucheb. posobie. M. : FLINTA : Nauka, 2013.

9. Miller L. V., Politova L. V. Zhili-byli... l2 urokov russkogo yazyka. Bazovyy uroven' : uchebnik. SPb. : Zlatoust, 20ll.

10. Mil'rud R. P. Organizatsiya rolevykh igr na uroke / / Inostrannye yazyki v shkole. l987. Ж 3. S. 37-45.

11. Obskov A. V. K probleme organizatsii interaktivnogo obucheniya v vuze // Vestnik Tomskogo peda-gogicheskogo universiteta. 20l2. да ll. S. l20-l24.

12. Potapova M. M. Rolevaya igra kak priem aktivizatsii obucheniya russkomu yazyku kak inostrannomu studentov gumanitarnykh fakul'tetov : dis. ... kand. ped. nauk. SPb., 2000.

13. Tokareva T. N. Rolevaya igra kak interaktivnaya forma obucheniya inostrantsev russkomu yazyku // Kontsept. 20l4. T. l3. S. 26-30.

14. Shaklein V. M., Ryzhova N. M. Sovremennye metodiki prepodavaniya russkogo yazyka nerusskim : ucheb. posobie. M. : RUDN, 2008.

15. El'konin D. B. Psikhologiya igry. M. : VLADOS, 1999.

Статью рекомендует д-р филол. наук, проф. Е. Ф. Троицкий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.