УДК 378:8
ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ФОРМИРОВАНИИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЛИТЕРАТУРНЫХ ТРАДИЦИЯХ ДРЕВНЕЙ РУСИ И XVIII ВЕКА У СТУДЕНТОВ НАЦИОНАЛЬНЫХ ОТДЕЛЕНИЙ
ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ
А.Ф.Галимуллина, Ф.Г.Галимуллин Статья выполнена при финансовой поддержке гранта РГНФ № 13-16-16006/ 13.
В практике преподавания русской литературы студентам национальных отделений педагогических вузов ведущая роль отводится традиционным формам организации деятельности преподавателей и студентов: лекциям, практическим занятиям, семинарам, самостоятельной работе студентов, педагогической практике, в проведение которых в качестве элементов включаются интерактивные формы обучения: ролевая игра, мини-конференция, разрешение проблемной ситуации (элемент кейс-технологии), метод «мозгового штурма».
Ключевые слова: методика преподавания литературы в вузе, интерактивные технологии в обучении литературе, формирование теоретико-литературных представлений, литературные традиции, преподавание литературы Древней Руси и XVIII века.
При изучении русской литературы необходимо учитывать особенности национального сознания студентов. Двуязычие и одновременное изучение русской и нерусской литератур (в нашем случае, татарской) требуют специфического подхода к традиционным методам преподавания литературы. Преподавание должно быть тесно связано с изучением татарской и русской литератур. Поэтому при формировании представлений о литературных традициях Древней Руси и XVШ века у студентов татарских отделений педагогических вузов мы основывались на историко-генетическом, историко-функциональном и сравнительно-типологическом принципах анализа произведений русской и татарской литератур, которые позволяют выявить сходство и различие литературных процессов русского и татарского народов.
Одновременно преподавание историко-литературных дисциплин на национальных отделениях педагогических вузов основывается на современной педагогической концепции, носящей гуманистический характер, и ориентированную на самореализацию заложенного в человеке личностного
потенциала. Личностно-ориентированный подход в образовании нацелен на развитие мыслительных, творческих, коммуникативных способностей обучающихся и на развитие смысловой мотивационно-ценностной составляющей личности (Л.С.Выготский, А.Маслоу, К.Рождерс, Д.Б.Эльконин). В работах современных педагогов (Е.В.Бондаревской) определены приемы и формы обучения и воспитания студентов, владеющих личностно-развивающими технологиями обучения и способных проектировать личностно-ориентированный дидактический процесс. В современной педагогической науке активно развиваются активные и интерактивные формы и методы обучения, основанные на деятельностных и диалоговых формах познания, что позволяет организовывать обучение студентов с опорой на предметно-практическую деятельность и межличностное взаимодействие.
С целью повышения эффективности преподавания русской литературы на национальных отделениях педагогических вузов мы предлагаемнаряду с традиционными формами организации деятельности преподавателей и студентов: лекции, практические занятия, семинары, самостоятельная работа студентов, педагогическая практика включатьэлементы интерактивных форм обучения: ролевая игра (инсценировка повести Н.М.Карамзина «Марфа-посадница»), мини-конференция (практическое занятие «Путешествие из Петербурга в Москву А.Н.Радищева»), разрешение проблемной ситуации (элементкейс-технологии) на семинаре «Эволюция жанра хождение / путешествие в русской и татарской литературах». Вусловиях анализа реальной ситуации студенты рассматривают вопрос: «Индия в восприятии двух средневековых купцов Афанасия Никитина и Исмаила Бекмухаметова: христианский и мусульманский менталитет», в решении проблем художественного метода произведений русских писателей XVШ века (М.В.Ломоносова, Г.Р.Державина, Д.И.Фонвизина, А.Н.Радищева) помогает метод «мозгового штурма», позволяющий в динамичной форме обсудить проблему, эти же вопросы могут стать предметом дискуссии.
Подведение итогов лекционных, практических и семинарских занятий преподаватель может организовать через устное обсуждение, обмена мнениями как со всей учебной группой (20 студентов), так и в малых группах (4-6 студентов); графическое изображение (составление таблицы, схемы (например, схемы «Классицизм», «Сентиментализм», «Предромантизм»), в форме «незаконченного предложения» (использовано в качестве заданияна свободное конструирование ответов):
1. Русская литература XVIII века сохранила и преумножила литературные традиции Древней Руси:_.
2. Эстетическими принципами классицизма являются_.
3. Эстетическими принципами сентиментализма являются_.
4. Ода Горация «К Мельпомене» стала основой размышлений русских поэтов о роли поэта и поэзии в обществе, к ней обращались в XVIII - XX вв. следующие поэты (назвать фамилии и произведения)_.
5. Новаторство Г.Р.Державина в жанре оды проявилось (в чем?)_
6. Проблема определения художественного метода Д.И.Фонвизина была
предметом полемики в литературоведении ХХ века ..... (назовите фамилии
литературоведов, участвовавших в полемике, выскажите свое мнение по данному вопросу, подтвердите свой ответ примерами из произведений Фонвизина)_.
7. Проблема художественного метода «Путешествия из Петербурга в Москву» А.Н.Радищева в литературоведении не решается однозначно (назовите фамилии литературоведов, участвовавших в полемике, выскажите свое мнение по данному вопросу, подтвердите свой ответ примерами из романа)_.
8. Оды М.В.Ломоносова стали своеобразным эталоном данного жанра, основные элементы которого_.
9. Характерными особенностями повестей Н.М.Карамзина «Остров Борнгольм» и «Сиерра-Морена» являются_.
10. Характерными особенностями сентиментальной повести являются
Одним из приемов рефлексии по изученному материалу может стать тематический кроссворд, созданный студентами по итогам изучения монографической темы («Творчество Ф.Прокоповича», «Сатирическое творчество А.Д.Кантемира» или раздела дисциплины «Своеобразие русского сентиментализма») или составление синквейна по произведению или теме занятия.«Синквейн» (пятистрочие) в дидактических целях начал применяться в американских школах. Т.С.Панина и Л.Н.Вавилова дают следующее описание ее структуры: «1. Строчка - одно имя существительное (можно написать произвольно, но чаще задается преподавателем); 2-я строка - два прилагательных (выражающих ассоциации относительно понятия, обозначенного существительным); 3-я строка - три глагола, 4-я строка -предложение, 5-я строка - заключительное слово или фраза. Содержание 2-5 строк должно соответствовать по смыслу слову в 1-й строке» [2, С. 36]. Приведем несколько примером синквейнов, составленных студенткой Дианой С. на темы «Г.Р.Державин» и «Сентиментализм»:
Г.Р.Державин
1. Г. Р. Державин
2. Жизнелюбивый, сатирический
3. Прославлял, обличал, преобразовал
4. Яркий представитель позднего классицизма
5. Поэт
Сентиментализм
1. Сентиментализм
2. Естественный, чувствительный
3. Переживать, любить, страдать
4. Культ частной жизни
5. Чувство-исповедь.
Работы на практических занятиях как в учебной (академической) группе 20 человек, так и в малых группах (от 4 до 6 человек), проводятся в парах в сочетании с выступлениями по итогам проведения различных видов
самостоятельной работы (сообщения по проблеме занятия, изложение конспекта монографии, научной статьи, написание статьи или доклада, реферата, курсовой, выпускной квалификационной работы, магистерской диссертации).
В связи с тем, что проблема литературных традиций Древней Руси и XVIII века в литературном процессе Нового времени является актуальной и для современной литературоведческой науки, тем более в сопоставительном плане, она вызывает научно-исследовательский интерес у студентов. Студентов-татар привлекает еще и возможность приобщения к культуре и литературе родного края. Так, региональный, краеведческий материал позволяет создать творческие, а по желанию студентов и мультимедийные проекты-презентации по темам дисциплин по выбору «Традиции литературы XVIII века в литературном процессе XIX - XXI вв.» и «Русско-татарские взаимосвязи: литературные традиции». Например, на занятиях дисциплины по выбору «Русско-татарские взаимосвязи: литературные традиции» студенты работают над следующими проблемами, еще не исследованными в литературоведческом плане: 1. Проблема тюрко-русского диалога в «Слове о полку Игореве». 2. Образ Индии в восприятии древнерусского и татарского купцов («Хождение за три моря» А.Никитина, «Записки...» И.Бекмухамедова. 3. Образы правителей в русской и татарской средневековых литературах («Слово о полку Игореве», «Поучение» Владимира Мономаха, дастан «Бабахан», «Идегей», К.Гали «Сказание о Йусуфе»). 4. Женские образы в русской и татарской средневековой литературах («Ж^икМэргэн», Котб «Хосров и Ширин», К.Гали «Сказание о Йусуфе», «Повесть временных лет», «Слово о полку Игореве», «Повесть о Петре и Февронии», «Житие» протопопа Аввакума и др.). 5. Художественное своеобразие переводов «Слова о полку Игореве» на татарский язык. 6. Просветительские тенденции в русской и татарской литературах XVIII - XIX вв. (на примере творчества М.В.Ломоносова, Г.Р.Державина, Г.Г.Кандалыя, Г.Чокрыя). 7. Своеобразие переводов стихотворений Г.Р.Державина на татарский язык. 8. Татары и другие народы России в путевых заметках
А.Н.Радищева «В Сибирь» и «Из Сибири». 9. Перевод повести «Бедная Лиза» Н.М.Карамзина на татарский язык (Р.Г.Рахмати «Мескинэ Фэизэ». 10. Перевод стихотворения «Осень» Н.М.Карамзина на татарский язык. 11. Переводы произведений А.Н.Радищева на татарский язык. 12. Эволюция жанра путешествия в русской и татарской литературах XI - XXI вв. 13. Эволюция жанра видения в русской литературе XI - XXI вв.
Переход от конкретного образа к понятиям различного уровня, от них вновь к художественной реальности произведения помогает студентам овладевать понятиями как инструментами познания литературных фактов и решать проблему системности и концептуальности вузовского изучения литературы. Без повышения теоретической образованности трудно решить задачу эстетического и эмоционального воздействия литературы на студентов, обогатить приемы работы над текстом. На каждой новой ступени обобщения необходимо сохранить предыдущее знание и научить студентов обратному движению от уровней понятийных к проникновению в конкретную ткань произведения. Каждый уровень понятийного обобщения должен быть соотнесен с определенным уровнем образного мышления. Применительно к школьной практике преподавания литературы в аспекте внутрипредметных связей данный вопрос хорошо представлен С.А.Зининым, предложившим обучать учащихся различным видам сопоставительно-аналитической работы с произведениями литературы: 1) внутритекстовые сопоставления (сравнение образов героев, сопоставление элементов композиции произведения (эпизоды, сцены, части, описания), соотношение эпиграфа и идейного звучания произведения; 2) межтекстовые сопоставления (сопоставление произведений одного или разных авторов по жанровым, проблемно-тематическим и иным признакам, черновые и окончательные варианты текста произведения или его составных частей, художественный образ и его мемуарный прототип, сопоставление произведения и его пародийного переложения); 3) интерпретационные сопоставления (различные критические интерпретации одного произведения; сравнение читательских оценок произведения и его персонажей, историко-
функциональные аспекты прочтения произведения, сопоставление биографий писателей в аспекте к проблеме творческих связей, сравнение живописных, графических, музыкальных и других интерпретаций литературного произведения), которые являются необходимой составной частью литературной компетенции учащихся» [1, С. 94].
Таким образом, формирование представлений о литературных традициях Древней Руси и XVIII века у студентов национальных отделений педагогических вузов предполагает деятельностную направленность содержания и организации преподавания при сохранении ведущей функции традиционных форм организации познавательного процесса (лекция, практические, семинарские занятия, самостоятельная работа студентов, педагогическая практика), введение приемов и методов активизации обучения, основанных на предметно-практической деятельности и различных видах взаимодействия (интерактивности): преподаватель - студенты, студенты -студенты, студенты - учебные пособия, студенты - электронные образовательные ресурсы.
Источники:
1. Зинин С.А. Внутрипредметные связи в изучении школьного историко-литературного курса. М.: Русское слово, 2004. 239 с.
2. Панина Т.С., Вавилова Л.Н. Современные способы активизации обучения. М.:Академия, 2007. 176 с.
References:
1. Zinin S.A. Vnutripredmetny'e svyazi v izuchenii shkol'nogo istoriko-literaturnogo kursa. M.: Russkoe slovo, 2004. 239 s.
2. Panina T.S., Vavilova L.N. Sovremenny'e sposoby' aktivizacii obucheniya. M.:Akademiya, 2007. 176 s.
Зарегистрирована: 22.03.2013