Научная статья на тему 'Формирование представлений о традициях сентиментализма в литературе ХХ века у студентов педагогических вузов'

Формирование представлений о традициях сентиментализма в литературе ХХ века у студентов педагогических вузов Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1410
130
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕНТИМЕНТАЛИЗМ / ТРАДИЦИЯ / ПРЕПОДАВАНИЕ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В ВУЗЕ / И.А.БУ-НИН / Л.С.ПЕТРУШЕВСКАЯ / Л.УЛИЦКАЯ / Т.А.ТОЛСТАЯ / М.АМЕЛИН / I.BUNIN / L.PETRUSHEVSKAYA / L.ULITSKAYA / T.TOLSTAYA / M.AMELIN / SENTIMENTALISM / TRADITION / TEACHING RUSSIAN LITERATURE AT UNIVERSITY

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Галимуллина Альфия Фоатовна

Статья посвящена проблеме наследования традиций сентиментализма в творчестве русских писа-телей ХХ века. На материале творчества И.А.Бунина, Л.С.Петрушевской, Л.Улицкой, Т.А.Тол-стой, М.Амелина и других писателей ХХ века рассматриваются пути формирования представле-ний о традициях русской литературы XVIII века у студентов-филологов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SPECIFIC ASSOCIATION OF THE 20TH CENTURY RUSSIAN WRITERS WITH THE TRADITIONS OF SENTIMENTALISM (THE METHODOLOGICAL ASPECT)

The article deals with the singularity of manifestation of sentimentalist tradition in the works of the Rus-sian writers of the 20th century. The works of I.Bunin, L.Petrushevskaya, L.Ulitskaya, T.Tolstaya, M.Amelin and other writers of the 20th century are used to show the formation of traditions of the 18th century′s Russian literature to the philological students.

Текст научной работы на тему «Формирование представлений о традициях сентиментализма в литературе ХХ века у студентов педагогических вузов»

ВЕСТНИК ТГГПУ. 2011. №1(23)

УДК 882 (09)

ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ТРАДИЦИЯХ СЕНТИМЕНТАЛИЗМА В ЛИТЕРАТУРЕ ХХ ВЕКА У СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ

© А.Ф.Галимуллина

Статья посвящена проблеме наследования традиций сентиментализма в творчестве русских писателей ХХ века. На материале творчества И.А.Бунина, Л.С.Петрушевской, Л.Улицкой, Т.А.Тол-стой, М.Амелина и других писателей ХХ века рассматриваются пути формирования представлений о традициях русской литературы XVIII века у студентов-филологов.

Ключевые слова: сентиментализм, традиция, преподавание русской литературы в вузе, И.А.Бу-

нин, Л.С.Петрушевская, Л.Улицкая, Т.А.Толстая,

Формирование у студентов представлений о традициях русской литературы XVIII века начинается во время изучения дисциплины "История русской литературы XVIII века", однако программа данного курса не предполагает углубленного исследования проблемы традиций литературы указанного периода в творчестве писателей последующего времени. Для более эффективного формирования у студентов представлений о специфике проявления преемственных связей в русском литературном процессе необходимо включение дисциплины по выбору "Традиции русской литературы XVIII века в литературном процессе ХК-ХХ вв." в программу подготовки студентов филологических специальностей. Анализ произведений крупнейших писателей XVIII-ХХ веков в аспекте преемственных связей предполагает определение существенных свойств их поэтики, обусловленной принадлежностью к тому или иному периоду развития литературы, а также определенным типом мышления, мировидения, миропонимания писателей.

Формирование у студентов представлений о традициях осуществляется наиболее эффективно при системном подходе, в ходе реализации в учебном процессе синхронного и диахронного принципов изучения историко-литературного материала. Преемственные связи с русской литературой XVIII века прослеживаются на примере крупнейших русских писателей и поэтов (В.А.Жуковского, А.С.Грибоедова, А.С.Пушки-на, М. В. Лермонтова, Н.В.Гоголя, Ф.И.Тютчева, Н.А.Некрасова, И.С.Тургенева, Ф.М.Достоевско-го, Л.Н.Толстого, И.А.Гончарова, М.Е.Салтыков-Щедрина, В.Я.Брюсова, В.В.Маяковского, А.А.Блока, О.Э.Мандельштама и др.).

Основным средством получения теоретических и историко-литературных знаний, наряду с освоением лекционного курса, является самостоятельная работа студентов с текстами худо-

М.Амелин.

жественных произведений, с учебниками, монографическими исследованиями и статьями по вопросам дисциплины. Необходимые учебные умения и навыки студентов отрабатываются на семинарских и практических занятиях путем целостного анализа отдельных произведений, сравнительного анализа текстов одного жанра, сравнения по основным признакам произведений различных жанров, сопоставления системы изобразительно-выразительных средств произведений и выявления стилистических формул и индивидуальных приемов писателей XVIII-XIX веков. В ходе сравнительно-сопоставительном анализа произведений писателей XVIII века с художественными текстами XIX-XX веков студенты осознают стилевое единство поэтики представителей классицизма, сентиментализма и предро-мантизма и общее отличие их от других литературных направлений, актуализируют знания и умения, сформированные при изучении дисциплины "История русской литературы XVIII века", а также овладевают умением "переноса" понятий о классицизме, сентиментализме и предроман-тизме, анализируя произведения поэтов и писателей, принадлежавших другим направлениям (реализму, модернизму, постмодернизму).

Существенно осложняет успешное формирование представлений о традициях русской литературы XVIII века в последующем литературном процессе отсутствие специальных литературоведческих исследований по данной проблеме. Наиболее изученным в этом плане является вопрос о традициях классицизма, наибольшие затруднения вызывают темы, связанные с проявлениями преемственных связей с литературой сентиментализма и предромантизма. В этой связи в данной статье рассмотрим проблему влияния традиций сентиментализма на творчество писателей ХХ века и своеобразия обращения писате-

лей ХХ века к традициям литературы сентиментализма.

Необходимо отметить, что преемственные связи сентиментализма находились на периферии отечественного литературного процесса первой половины XX века. Однако, по наблюдениям

А. С. Акбашевой, ряд особенностей литературного процесса начала ХХ века способствовал активизации интереса к XVIII веку в целом и к сентиментализму в частности: "исключительное

многообразие художественных исканий и художественных открытий, многоголосие, новое художественное мышление, взаимодействие разных видов искусства, жанров, стилей, науки и поэзии, идея всеединства, единство динамического развития объединяют ХХ и XVIII века. Не в отрицании предшествующего опыта (в том числе у футуристов), а в погружении в него утверждалось художественное слово, национальное своеобразие русской культуры, поэзии. Эстетические искания делали его внутренне необходимым" [1: 253].

Данный вывод подтверждается рядом современных исследований, в том числе и итальянского слависта М.Массимо, который отмечает, что "в послереволюционной русской литературе обнаруживается на удивление много параллелей, отсылающих к литературной ситуации конца XVIII - начала XIX веков, понятное дело с отличиями, порой даже очень существенными. Общность проявляется, прежде всего, на уровне миропонимания и мировосприятия периодов, следовавших за революциями, которые изменили лицо всей Европы" [2: 264]. Исследователь объясняет причины востребованности традиций сентиментализма в русской литературе ХХ века переходным характером: "Оба периода являются переходными этапами как в литературном, так и в культурном смыслах", а также тем, что "выбор второстепенных и третьестепенных жанров в истории литературы прошлого характерен для литературной эволюции ранней советской поры" [2: 264].

Наиболее востребованным писателем в русской литературе ХХ века, как и в позапрошлом веке, остается Н.М.Карамзин, с творчеством которого, прежде всего, связывается представление о сентиментализме. В течение многих десятилетий он продолжал оставаться живым явлением русской литературы, культуры и общественной жизни, обладая способностью отвечать на менявшиеся запросы времени. По наблюдениям Л.А.Сапченко, творчество Н.М.Карамзина вызывает живой интерес у читателей конца ХХ века: "Литература двух последних десятилетий обнаруживает прямую ориентацию на карамзинские

образно-стилевые тенденции, вследствие чего возникает качественно новый аспект проблемы -эстетика сентиментализма и имя Н.М.Карамзина в литературе и культуре наших дней (Л.Бежин, М.Кураев, А.Варламов, Л.Петрушевская и др.)" [3: 373].

Писатели ХХ века активно обращаются к повести Н.М.Карамзина "Бедная Лиза". Востребованность данного сюжета в литературе последующего времени В.Н.Топоров объяснял следующим образом: "Тот или иной писатель всякий раз иначе интерпретирует известную коллизию: "молодая крестьянка, полюбившая неровню, человека из более высокого круга, который не может на ней жениться, но при этом не является ни злодеем, ни просто плохим человеком" [4: 167]. Л.А.Сапченко указывает на продуктивность сентиментальной модели сюжета: "Модификации данного отношения позволяют всякий раз ставить иные творческие задачи и создавать новые художественные миры, но при этом все равно сохраняется исходная модель, "матрица", в которой остается неизменной ситуация вольной или невольной вины и жертвы (в социальном, нравственно-психологическом, религиозно-философском аспектах), отвергнутой чистой женской любви и, следовательно, невозможности идиллии. <...> Одновременно в этом "генотипе" заложены неограниченные возможности развития, эволюции, переосмысления - в соответствии с иными художественными задачами автора, с его эстетическим и нравственным идеалом" [3: 224]. Причем концентрированным выражением данной сюжетной модели становится, по мнению исследователя, привычный "бином" заглавия, который тем не менее оказывается удивительно емким: "Он вмещает в себя героиню, ее судьбу (сюжет) и отношение к ней автора и читателей. В связи с этим порой невозможно отделить друг от друга эти три аспекта: так заявляет о себе специфика карамзинской прозы" [3: 204].

В разработку "Лизина текста" большой вклад в ХХ веке внес И.А.Бунин в повестях о любви ("Грамматика любви", "Легкое дыхание", "Темные аллеи" и др.). Л.А.Сапченко выявляет преемственные связи И.А.Бунина с творчеством Н.М.Карамзина, отмечая особую актуальность сюжета "Бедной Лизы". В то же время на примере анализа рассказа "Грамматика любви" исследователь указывает и на существенные различия в воплощении традиционного сюжета в творчестве писателя начала ХХ века: "У И.А.Бунина известный сюжет возвращается к своему источнику на новом витке литературного развития, в определенном смысле повторяет его, но у Н.М.Карамзина - "воспоминание о плачевной

судьбе бедной Лизы", у И.А.Бунина же - воспоминание о самом утраченном времени, не столько об утопившейся или не утопившейся Лушке, сколько об ушедшем под воду континенте" [3: 224].

Своеобразна судьба "Лизина текста" в литературе первой половины ХХ века, после октября 1917 года. Современный подход к данной теме представлен в статье В.Н. Топорова "Несколько слов о бедной Лизе "железного" века"", в которой показан, как "кумулятивный "Лизин"" текст после 1917 года, исходя как из своего ядра из ка-рамзинской "Бедной Лизы", устремился в две полярно противоположные стороны". Как указывает В.Н.Топоров, "более популярным (что

вполне отвечало духу времени) было то направление, которое предусматривало развенчание "бедной Лизы", как якобы обнаружение ее подлинной сути в лице ее преемниц, поскольку Лиза " Лизиного" текста русской литературы, при всех своих вариациях и трансформациях, все-таки сохраняла след своего родства и преемства с ка-рамзинской бедной Лизой и потому была враждебной всему строю "новой" жизни и ее идеалам" [4: 481].

На примере рассказов Л.И.Добычина "Встречи с Лиз" (1924) и М.Зощенко "Бедная Лиза" (1935) исследователь показывает эволюцию образа Лизы и всего "Лизиного текста" в отечественной литературе ХХ века: "Если зощенковская Лиза связана с карамзинской хотя бы по признаку "бедности", то удвоенная Лиза из первого рассказа Ю.Буйды "Апокрифы нового времени" соотносима с Лизой Карамзина по отзывчивости -и тоже иной - сердца" [4: 489].

Исследователь приводит в качестве примера драматизированную поэму А.Н.Егунова "Беспредметная юность", несомненно, выдающийся образец развития "Лизина" текста русской литературы в ХХ веке (1918 г., 1933 г.), что "высокий прецедент не был забыт и в страшные годы русской литературы, в середине ХХ века" [4: 495]. Как и в XIX веке, зачастую в литературе ХХ века между сентиментальным произведением ("Бедная Лиза" Н.М.Карамзина) и произведением современного автора стоит пушкинский текст. В русской литературе первой половины ХХ века, по мнению В.Н.Топорова, примером "самого глубокого проникновения в образ бедной Лизы, в "метаисторический" смысл его, в значение в русской "метакультуре"" является повесть Даниила Андреева "Роза Мира" [4: 508].

Программа дисциплины по выбору позволяет расширить круг изучаемых авторов, включив в него творчество менее известных и малоизученных писателей. Обосновывая необходимость

изучения наряду с ведущими писателями своего времени творчества писателей второго и третьего ряда, итальянский исследователь М.Массимо указывает, что "в произведениях малоизвестных писателей конца XVIII - начала XIX века можно обнаружить источники, крайне важные как для распространенного в пост-авангардной панораме абсурдистского русла, так и для тяги к ненорма-тивности мышления и поведения, пользовавшихся популярностью в непризнанной литературе 1920-1930-х гг. (ОБЭРИУ, А.Николев, Н.Глазков и мн. др.); речь идет о таких источниках, как "Путешествие моего двоюродного братца в карманы" Н.П.Брусилова, "Чувствительное путешествие по Невскому проспекту" П.Л.Яковлева и др. [2: 265-266]. Для некоторых авторов именно литературный опыт конца XVIII в. служил идеальным трамплином для начала писательской деятельности.

Типичной в этом отношении, по мнению М.Массимо, является творчество А.Николева, под этим псевдонимом скрывался А.Егунов (1895-1968), известный литературовед, переводчик с древнегреческого. Исследователь формулирует оригинальную теорию о путях усвоения традиций литературы XVIII века: "Элиза - чрезвычайно распространенное в литературе XVIII в. имя, причем именно литературное имя. Интересно, что у М.А.Кузмина эта "ерунда" связывается с идеей смерти, идущей от греческой мифологии (Элизиум, это же елисейские поля), но и отсылает к герою "Елисея, или Раздраженного Вакха"

В.Майкова" и приходит к выводу, что "таким образом устанавливается параллель между мировой литературой (символически представленной совмещением сентименталистской "ерунды" и ирои-комической поэмы начала русской словесности) и смертью, мифологией и зарей цивилизации. Есть мнение, что именно из "этимологического" ряда М.А.Кузмина А.Николев взял название для своего сборника" [2: 268].

М. Массимо отмечает, что обращение писателей ХХ века (особенно абсурдистских течений

- А.Введенский) к традициям XVIII века на уровне словотворческих реминисценций, образов, сюжетов позволяет создать им индивидуальный стиль, "некую реальность" с особой абсурдистским мировосприятием и философствованием.

В современной литературе наиболее активно проявляется сентиментальный дискурс в произведениях разных литературных направлений (реалистических, постмодернистских). Н.Лейдер-ман и М.Липовецкий среди современных литературных течений выделяют - "неосентиментализм" [5: 84]. Анализируя основные тенденции

развития русской литературы в 1986-1990-е годы, авторы учебного пособия "Современная русская литература" (2001) отмечают возрождение интереса к "маленькому человеку", к "униженным и оскорбленным" - мотивам, "формирующим уходящую в XIX век традицию возвышенного отношения к народу и народному страданию" [5: 81]. Особое направление в неонатурализме представляет женская проза. Как отмечают авторы пособия, "в женской прозе происходит важная трансформация "чернухи": открытая в этой прозе телесность создает почву для неосен-тименталистского течения 90-х годов" [5: 84].

Н.Лейдерман и М.Липовецкий считают закономерным возрождение в современной русской прозе сентименталистских традиций и называют ряд признаков их проявления:

- современный натурализм возрождает "слезную традицию";

- переходный, неустойчивый характер этой тенденции связан с тем, что заново открывая "маленького человека", эта литература окружает его состраданием и жалостью, но сам герой сентиментального натурализма еще не готов к самосознанию, он целиком замкнут в эмоциональнофизиологической сфере;

- неосентиментализм объединяет представителей различных литературных течений современной литературы: "на почве неосентиментализма встречаются, с одной стороны, маргиналы постмодернизма - такие как Тимур Кибиров, Анатолий Королев, М.Эпштейн ("Отцовство"), Александр Кабаков, Алексей Слаповский (особенно в повестях из цикла "Общедоступный песенник") и покойный "певец подпольной Москвы" Евгений Харитонов, а с другой - маргиналы реализма и соцреализма, такие как Людмила Улицкая, Марина Палей, Галина Щербакова, Марина Вишневецкая, драматург Николай Коляда;

- новая тенденция не может быть сведена к банальной слезливости и натужной пасторально-сти - и лишь условно может быть названа неосентиментализмом;

- условность связана с серьезной переакцентировкой собственно сентименталистской традиции, происходящей в 90-е годы: 1) "новая сентиментальность" по пафосу своему противоположна постмодернистскому скепсису и возвращает к традициям художественной системы романтического типа; 2) действие неосентиментализма прямо противоположно постмодернизму, который дискредитирует не только фантому? культуры, он превращает в "семулякры" даже ту реальность, которая переломлена в культурном опыте;

- "новый сентиментализм" уже обращается к романтическому мифу как к онтологической реальности;

- в произведениях "нового сентиментализма", по наблюдениям Н.Лейдермана и М.Липо-вецкого, актуализируется память культурных архетипов, наполненных высоким духовным смыслом; (. ) но эти архетипы не канонизированы, они сдвинуты из своих семантических гнезд, а главное - в отличие от прежнего неосентиментализма, они не находятся в непримиримом антагонизме с окружающей их "чернухой". Отношение тут сложнее - и отталкивание, и нахождение черт сходства, и озарение порывом из "чернуш-ного дна" к свету, излучаемому архетипическим образом;

- "постмодернизм - не менее важный источник неосентиментализма, чем натурализм", -убеждены авторы пособия. Постмодернисты Т.Кибиров, А.Королев, М.Эпштейн приходят к телесности и связанным с ней сентименталист-ским и сенсуалистским темам как к тому, что замещает окончательно деконструированные идеологии и утопии [5: 84-86].

В русской литературе посмодернизма актуализируются также и традиции сентиментальных жанров. Так, в поэме Вен.Ерофеева "Москва -Петушки", сконцентрировавшей основные темы, проблемы, мотивы и образы русской классики, традиция сентиментализма проявляется на уровне жанра: назвав главу именем населенного пункта, лежащего на пути героя, Вен.Ерофеев напоминает читателю традиции Н.М.Карамзина и А.Н.Радищева. Как отмечает В.И.Догалкова, "сближает героя с сентиментализмом стремление к бегству от ложных общественных ценностей (конечная цель Веничкиного путешествия -идиллические Петушки), отличает - отсутствие публицистической задачи" [6: 91].

Проявление сентиментального дискурса в произведениях "лирического" постмодернизма И.С.Скоропанова рассматривает на примере поэмы Вен.Ерофеева "Москва - Петушки", Е.По-пова "Душа патриота", актуализируя их гуманистическую направленность, восходящую к традициям сентиментализма: "Плох ли Венечка, хорош ли, он - один из нас. Он человек, а человек, даже во прах поверженный, заслуживает защиты. В этом - реабилитации человека - один из главных нравственных уроков "Москвы - Петушков" и один из знаков верности Венедикта Ерофеева основной - гуманистической и гуманизирующей

- традиции русской литературы" [7: 147]. Такой подход позволяет исследователю сделать вывод о том, что "Москва - Петушки" - "не только памятник недавно почившей эпохи, но и свиде-

тельство непрерывности литературного процесса, связывающего прошлое и будущее" [7: 149].

Проблема традиций литературы XVIII века в творчестве современных писателей остается до сих пор на уровне постановки вопроса в статьях и материалах научных конференций (Т.Г.Прохорова, А.Багманова, В.В.Биткинова, С.А.Васильев, В.И.Догалкова, А.Кадырина, М.Массимо, А.В.Малько, в которых чаще всего на примере отдельных произведений писателей выявляются реминисценции, аллюзии, образы XVIII века, диалог двух поэтов и писателей (наиболее часто прослеживаются традиции Г.Р.Державина, И.И.Дмитриева, Н.М.Карамзина). Такие исследования носят частный характер.

Удачной попыткой перехода от частных наблюдений к обобщению природы и причин проявления традиций в научных статьях является статья А.Кадыриной, в которой диалог современного поэта рассматривается на примере творчества М.Амелина [8: 116-121]. Автор статьи не только отмечает случаи обращения М.Амелина к традиции литературы XVIII века: актуализация тематики стихотворений поэтов XVIII века; цитаты из стихотворений Г.Р.Державина, В.Майкова, Н.А.Львова, обоих Сумароковых; воссоздание стиля XVIII века (сложный синтаксис, ин-вертированность речи, архаичный слог); актуализация жанров (эпическая поэма ("Веселая наука, или Подлинная повесть о знаменитом Бою-се"), ода ("Новому миру"), элегия ("На смерть Тишинского", "В уединении на даче"), послания, обращенные не только к современникам (С.Янышеву, Г.Шульпякову), но и поэтам предшествующих эпох (Языкову, Кутуллу).

Объясняя причины обращения современного поэта к традиции XVIII века, А.Кадырина отмечает диалогичность творчества М. Амелина, который "не просто реанимирует утраченную связь через имитацию, стилизацию произведений XVIII века", а выстраивает диалог, при этом "диалог ведет человек современной эпохи, впитавший в себя трагический опыт крушения грандиозных утопий ХХ века и современной эпохи безвременья" [8: 118]. В связи с этим традиционный постмодернистский прием - ирония, приобретает новое качество. Ироничность лирического героя М.Амелина - "не насмешка над вечными ценностями, а, напротив, попытка их воскресить, пусть даже с горестным сознанием необратимости утраченного" [8: 118].

А.Кадырина рассматривает творчество

М.Амелина в контексте диалога современной литературы с культурой XVIII века, что позволяет ей перейти от частных наблюдений к обобщениям всего литературного процесса рубежа XX-

XXI веков: "Диалогичность, интертекстуаль-

ность определяют характерные особенности современной литературы в целом. Особый интерес к эпохе и культуре XVIII века в поэзии конца ХХ

- начала XXI веков продиктован тем, что развитие современной литературы происходит в постмодернистской ситуации, с присущей ей девальвацией всех канонов и ценностей, но одновременно в русской литературе ощущается и тоска по утраченной целостности. Соответственно, диалог современных поэтов с культурой XVIII века воспринимается как реализация этой тоски по утраченному" [8: 116].

На современном этапе изучения традиций русской литературы XVIII века в новейшей литературе за редким исключением отсутствуют монографические исследования. Проблемы традиций рассматриваются при выявлении основных тенденций современной литературы (Н.Лей-дерман, М.Липовецкий, Т.Н.Бреева, Л.Ф.Хаби-буллина), в монографиях, посвященных проблемам русского постмодернизма (И.С.Скоропа-нова). Монографическое осмысление проблемы специфики проявления традиций в русской литературе XX-XXI веков является одним перспективных направлений изучения внутрилитератур-ного и внутрикультурного диалога. Другой путь

- от исследования творчества современного писателя как единой художественной системы, внутри которой проявляются диалог с традициями предшествующих эпох, в том числе и традиции сентименталистской литературы, наметила Т.Г.Прохорова в монографии "Проза Л.Петру-шевской как художественная система" (2007).

Т.Г. Прохорова обращает внимание на проявление в художественной системе Л.С. Петрушев-ской сентиментального дискурса, как значительном явлении, которое необходимо для выявления ее системы ценностей, "для характеристики ее дискурсивной стратегии" [9: 78]. К проявлению сентиментального дискурса в творчестве Л.С.Петрушевской она относит следующие явления: Л.С.Петрушевская, называя в своих статьях авторов, в творчестве которых "концептуально значима нота милосердия, жалости", открывает этот список Н. М. Карамзиным; 2) писательница причисляет себя и своих героев к типу маленького человека, специфика которого, по мнению исследователя, заключается в том, что "он может быть жалким, маленьким, вовсе не Героем, не гражданином, не делателем, а просто чувствительным и чувствующим человеком"; 3) в прозе Л.С.Петрушевской "позиция автора выражает не просто женский взгляд на вещи, а именно материнский взгляд. Отсюда желание защитить, ее жалостливое и милосердное отношение к

своим героям <...> Эта сострадательная позиция матери определяет и характер многих заглавий ее произведений ("Дочь Ксени", "Дитя", "Доченька", "Гимн семье", "Материнский привет") и специфику сюжетов, которые преимущественно связаны с семейной темой. <. > Материнство воспринимается как высший критерий в оценке женщины ("Белые дома"); 4) как вариация типа маленького человека у Л.С.Петрушевской нередко встречается тип сиротки, звучит мотив сиротства, что по определению провоцирует чувство жалости ("Йоко Оно", "Сирота", "Свой круг"); 5) сентименталистский дискурс во многом объясняет характер взаимоотношений между героями в прозе Л.С.Петрушевской. Даже когда речь идет о жене и муже; о взрослых детях и родителях или просто о женщине и мужчине, стереотип их отношений часто отражает именно ситуацию "мать - дитя", причем нередко "дитя" неразумное, эгоистичное, капризное или больное (рассказы "Я люблю тебя", "Младший брат", "Как ангел", "Али-баба", "Элегия", "Ребенок Тамары", "Через поля", "Милая дама", "С горы"); 6) в рассказах Л. С. Петрушевской реализуется также значимая сентименталистская категория "трогательное", которая психологически мотивируется заданной дискурсивной стратегией - высказывание организовано как выражение точки зрения матери ("Младший брат"); 7) Л.С.Петрушевская, актуализируя в памяти читателей сентиментальный дискурс, выносит в название эпитет "бедный" ("Бедное сердце Пани"). Т.Г.Прохорова считает, что "эпитет "бедное" выглядит здесь почти как реминисценция, отсылающая самому известному произведению русского сентиментализма - "Бедной Лизе" Н.М.Карамзина; позиция сострадания, жалости как некий нравственный императив нередко фокусируется в так называемых ударных позициях текста: в заглавиях, начальных фрагментах или в финалах рассказов Л.Петрушевской (рассказ "Кто ответит"); 8) сентиментальный дискурс характеризует и особенности отношения автора с читателем. В рассказах "Возможность мениппеи. Три путешествия", "Девятый том", Л.С.Петрушевская дает оценку идеального читателя, через способность к жалости, к сочувствию. Т. Г. Прохорова выявляет, что в произведениях Л.С.Петрушевской "автора, рассказчицу и читателя связывают чувства жалости и милосердия, их объединяет общность позиции матери, ее жизненный опыт"; 9) игра с сентиментальным дискурсом проявляется и в заглавии произведения "Карамзин. Деревенский дневник, в его дневниковой форме [9: 80-94].

Выработанную в ходе изучения творчества Л. С. Петрушевской методологию исследования

проблемы традиций XVIII века у современных писателей, Т.Г.Прохорова успешно применяет и к изучению творчества других писателей. Так, специфику обращения Л.Улицкой к сентимента-листской традиции Т. Г. Прохорова выявляет в написанной в соавторстве с А.Р.Багмановой статье [10: 441-451]. В прозе Л.Улицкой наряду с другими приемами исследователи выявляют не-осентименталистские интенции и своеобразную игру с сентименталистскими концепциями, моделями на примере анализа повести "Сонечка" и романа "Искренне ваш Шурик". Авторы статьи приходят к выводу, что в романе Л. Улицкой "Искренне ваш Шурик" "игра с сентименталист-скими концепциями, моделями в конечном итоге подчиняется осуществлению серьезной задачи, которая диктуется не постмодернистскими, а реалистическими установками писательницы" [10: 451].

Специфику обращения писателей-постмодер-нистов к традициям сентиментализма раскрывает Е.А.Сергеева, указав на то, что "постмодернисты сочленяют языки разных эпох и культур (в том числе и классицизм, сентиментализм, реализм), обыгрывают стереотипы восприятия жизни" [10: 286]. Е. А.Сергеева выявляет приемы и функции элементов сентиментализма в постомодернист-ском тексте на примере прозы Т.Н.Толстой ("Милая Шура", "Соня", "Любишь - не любишь", "Чистый лист", "Река Оккервиль", "Спи спокойно, сынок"). Своеобразие преломления сенти-менталистских традиций в творчестве Т.Н.Тол-стой выражается, по мнению исследователя, в использовании их наряду с элементами поэтики постмодернизма: "С этической позиции, в духе русского критического реализма, в рассказах Т.Н.Толстой звучит пронзительная, щемящая гуманистическая нота любви к человеку, удивление перед необозримым богатством людской души и радость неожиданного открытия" [11: 286]. Каждый рассказ Т.Н.Толстой посвящен не эпизоду, а всей судьбе человека - от начала до конца. Это история героя, в которой пунктиром запечатлена его внешняя биография, но зато ярко и подробно раскрыта внутренняя эволюция, а иногда и деградация.

Таким образом, традиции сентиментализма в современной русской литературе актуализируются на уровне трансформации сюжетов, в использовании образов, мотивов, реминисценций, цитат для установления ассоциативных связей с литературой XVIII века, гуманизации в решении проблем современного человека и общества. Представленный в данной статье литературоведческий материал о традициях сентиментализма в творчестве русских писателей ХХ века стал ос-

новой для создания системы лекционных и практических занятий дисциплины по выбору "Традиции русской литературы XVIII века в литературном процессе XIX-XX вв." студентов филологических факультетов. Студенты под руководством преподавателя осуществляют научноисследовательскую деятельность, результатом которой становятся сбор материала, написание и защита рефератов, курсовых работ, лучшие из которых рекомендуются для участия в различных научно-практических конференций различного уровня (студенческие, межвузовские, республиканские, международные).

В частности, студенты выявляют традиции сентиментализма в поэзии, прозе и драматургии последующего времени, работая над темами: " Традиции русского сентиментализма в поэзии XIX-XX веков", "Традиции русского сентиментализма в прозе XIX-XX веков", "Традиции русского сентиментализма в драматургии XIX-XX веков", "Вопрос о масонской литературе и ее традициях в русской литературе и культуре", "Традиции сентиментализма в творчестве Л.Н.Толстого", "Традиции сентиментализма в творчестве И.С.Тургенева", "Традиции сентиментализма в творчестве Ф.М.Достоевского", "Образ Дома в поэзии XVIII-XXI веков: традиции и новаторство", "Женские образы в русской литературе XVIII-XXI веков: традиции и новаторство", "Традиции сентиментализма в литературе постмодернизма", "Традиции Н.М.Карам-зина в русской литературе XVIII-XXI веков", Традиции Н.М.Муравьева в последующей русской литературе", "Своеобразие масонских романов М.М.Хераскова и их традиции в русской литературе XVIII-XXI веков", "Идейно-художественное своеобразие романов Ф. Эмина и их традиции в русской литературе XVIII-XXI веков", "В.В.Капнист и русская литература XVIII-XXI веков", "А.Н.Львов и русская литература XVIII-XXI веков", "Трансформация "Лизина текста" в русской литературе XVIII-XXI веков", "Традиция Н.М.Карамзина в творчестве Л.Пет-рушевской", "Традиция Н.М.Карамзина в творчестве Л.Улицкой", "Русская повесть XVIII-XXI веков: традиции и новаторство", "Жанр поэтического послания XVIII-XXI веков: традиции и новаторство", "Жанр поэтического идиллии XVIII-XXI веков: традиции и новаторство", "Традиция жанра путешествия XVIII века в последующей русской литературе".

Формирование устойчивых и глубоких представлений о традициях сентиментализма у сту-дентов-филологов происходит в три этапа: I этап

- формирование начального представления об эстетике, круге авторов, произведений сентимен-

тализма - при усвоении курсов "Теория литературы", "История русской литературы XVIII века" (на 1-2 курсах филологических факультетов), II этап - развитие у студентов-филологов представлений о традициях сентиментализма в русской литературе XIX-XX веков - на последующих историко-литературных курсах при изучении творчества А.С.Пушкина ("Повести Белкина"), Ф.М.Достоевского ("Бедные люди", "Униженные и оскорбленные"), И.С.Тургенева ("Ася", "Дворянское гнездо"), Л.Петрушевской и др., III этап - в рамках дисциплины по выбору "Традиции русской литературы XVIII века в литературном процессе XIX-XX вв." студенты выявляют традиции сентиментализма (в частности,

H.М.Карамзина) в произведениях писателей ХХ-XXI веков.

Включение дисциплины по выбору "Традиции русской литературы XVIII века в литературном процессе XIX-XX вв." в программу подготовки студентов филологических специальностей позволяет повысить познавательную деятельность студентов-филологов, внедряя в практику преподавания историко-литературных курсов активные формы обучения, а также способствует глубокому, сознательному усвоению знаний по истории и теории русской литературы, выявлению внутренних диалогических взаимосвязей историко-литературного процесса, закреплению знаний и умений студентов по анализу художественных текстов, а также применения их к анализу современной литературы.

Статья написана при финансовой поддержке гранта РГНФ 10-06-29603 а/В и гранта АН РТ 10-0629603 2010 а/В (РГНФ).

I. Акбашева А. С. Динамика литературного развития XVIII века в русской поэзии начала ХХ века (к постановке проблемы) // Проблемы изучения русской литературы XVIII века: Межвузовский сборник научных трудов.- Самара: ООО "Изд-во "НТС", 2006. - Вып.12. - С.251-255.

2. Массимо М. Неофициальная русская литература 1920-1950-х годов: взгляд из XVIII века // Проблемы изучения русской литературы XVIII века: Межвузовский сборник научных трудов. - Самара: ООО "Изд-во "НТС", 2006. - Вып.12. - С.264-271.

3. Сапченко Л.А. Н.М.Карамзин: судьба наследия (Век XIX) - М.: МПГУ; Ульяновск: УлГУ, 2003. -380 с.

4. Топоров В.Н. "Бедная Лиза" Карамзина. Опыт прочтения: К двухсотлетию со дня выхода в свет.

- М.: Изд. центр Российск. гос. гуманит. ун-та, 1995. - 512 с.

5. Лейдерман Н.Л., Липовецкий М.Н. Современная русская литература: в 3 кн.: учеб. пособ. - М.: Эдиториал УРСС, 2001. - Кн.3: В конце века (1896-1990-е годы). - 160 с.

6. Догалкова В.И. Поэма Венедикта Ерофеева "Мо-сква-Петушки" в контексте русской классики // Научная программа: русский язык, культура, история: сб. материалов науч. конф. лингвистов, литературоведов, фольклористов, историков. - М.: МПГУ, 1995. - Ч.1. - С.90-92.

7. Скоропанова И. С. Русская постмодернистская литература: учеб. пособ. - М.: Флинта: Наука, 1999.

- 608 с.

8. Кадырина А. Максим Амелин. Диалог с XVIII веком (на примере творчества) // Татьянин день: сб. ст. и материалов - Казань: РИЦ "Школа", 2006. -Вып.3. - С.116-121.

9. Прохорова Т.Г. Сентименталистский дискурс в прозе Л.Петрушевской // Прохорова Т.Г. Проза

Л.Петрушевской как художественная система. -Казань: КГУ, 2007. - С.75-114.

10. Багманова А.Р., Прохорова Т.Г. Игровой диалог с сентиментализмом в романе Л.Улицкой "Искренне ваш Шурик" // Проблемы изучения русской литературы XVIII века: Межвузовский сборник научных трудов. - Самара: ООО "Изд-во "Ас-Гард", 2009. - Вып.14. - С.441-451.

11. Сергеева Е.А. Трансформация конфликта долга и чувства в новейшей русской литературе (на примере рассказов Татьяны Толстой) // Проблемы изучения русской литературы XVIII века: Межвузовский сборник научных трудов. - Самара: ООО "Изд-во "НТС", 2006. - Вып.12. - С.285-290.

12. Бреева Т.Н., Хабибуллина Л.Ф. Национальный миф в русской литературе. Монография. - Казань: РИЦ "Школа", 2009. - 612 с.

THE SPECIFIC ASSOCIATION OF THE 20th CENTURY RUSSIAN WRITERS WITH THE TRADITIONS OF SENTIMENTALISM (THE METHODOLOGICAL ASPECT)

A.F.Galimullina

The article deals with the singularity of manifestation of sentimentalist tradition in the works of the Russian writers of the 20th century. The works of I.Bunin, L.Petrushevskaya, L.Ulitskaya, T.Tolstaya, M.Amelin and other writers of the 20th century are used to show the formation of traditions of the 18th century's Russian literature to the philological students.

Key words: Sentimentalism, tradition, teaching Russian literature at university, I.Bunin,

L.Petrushevskaya, L.Ulitskaya, T.Tolstaya, M.Amelin.

Галимуллина Альфия Фоатовна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры русской, зарубежной литературы и методики преподавания Татарского государственного гуманитарно-педагогического университета.

E-mail: alfiya_gali@rambler.ru

Поступила в редакцию 2S.G1.2G11

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.