Научная статья на тему 'К вопросу о проведении интерактивной формы обучения «Ролевая игра» студентов стоматологического факультета по дисциплине «Педиатрия»'

К вопросу о проведении интерактивной формы обучения «Ролевая игра» студентов стоматологического факультета по дисциплине «Педиатрия» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
283
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРАКТИВНАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ / РОЛЕВАЯ ИГРА / ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ / ПЕДИАТРИЯ / INTERACTIVE FORM OF LEARNING / ROLE-PLAY / PRACTICE / PEDIATRICS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бекезин В.В., Дружинина Т.В., Пересецкая О.В.

В статье обсуждаются основные достоинства и недостатки интерактивной формы обучения «ролевая игра» по результатам анкетирования студентов стоматологического факультета. При использовании ИФУ «ролевая игра» повышается качество получаемых знаний студентами по многим разделам практического занятия: последовательность оказания медицинской помощи, проведение дифференциальной диагностики, интерпретация лабораторных и инструментальных данных, алгоритм оказания медицинской помощи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бекезин В.В., Дружинина Т.В., Пересецкая О.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE ISSUE OF «ROLE PLAY» AS ONE FORM OF INTERACTIVE LEARNING OF THE STUDENTS OF FACULTY OF DENTISTRY IN PEDIATRICS

According to the results of students’ of the faculty of Dentistry Faculty questioning main advantages and disadvantages of role-play as one form of interactive learning are discussed in the article. Application of role-play improves quality of education received by students in many fields of practical class: sequence of medical care, differential diagnosis, interpretation of laboratory and instrumental data and algorithm of medical assistance.

Текст научной работы на тему «К вопросу о проведении интерактивной формы обучения «Ролевая игра» студентов стоматологического факультета по дисциплине «Педиатрия»»

УДК 616-053:378.147+616.31:378.180.6

К ВОПРОСУ О ПРОВЕДЕНИИ ИНТЕРАКТИВНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ «РОЛЕВАЯ ИГРА» СТУДЕНТОВ СТОМАТОЛОГИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ПЕДИАТРИЯ»

Бекезин В.В., Дружинина Т.В., Пересецкая О.В.

Смоленский государственный медицинский университет, Россия, 214019, г. Смоленск, ул. Крупской, д. 28

Резюме. В статье обсуждаются основные достоинства и недостатки интерактивной формы обучения «ролевая игра» по результатам анкетирования студентов стоматологического факультета. При использовании ИФУ «ролевая игра» повышается качество получаемых знаний студентами по многим разделам практического занятия: последовательность оказания медицинской помощи, проведение дифференциальной диагностики, интерпретация лабораторных и инструментальных данных, алгоритм оказания медицинской помощи.

Ключевые слова: интерактивная форма обучения, ролевая игра, практические занятия, педиатрия.

ON THE ISSUE OF «ROLE PLAY» AS ONE FORM OF INTERACTIVE LEARNING OF THE STUDENTS OF FACULTY OF DENTISTRY IN PEDIATRICS

Bekezin V. V., Druzhinina T. V., Peresetskaya O. V.

Smolensk State Medical University,

28, Krupskaya St., Smolensk, Russia, 214019

Abstract. According to the results of students' of the faculty of Dentistry Faculty questioning main advantages and disadvantages of role-play as one form of interactive learning are discussed in the article. Application of role-play improves quality of education received by students in many fields of practical class: sequence of medical care, differential diagnosis, interpretation of laboratory and instrumental data and algorithm of medical assistance.

Key words: interactive form of learning, role-play, practice, pediatrics.

Одно из направлений совершенствования образовательной деятельности в настоящее время - использование современных педагогических технологий, введение активных и интерактивных форм обучения (ИФУ). Понятие «технология обучения» не является общепринятым в традиционной педагогике. В документах ЮНЕСКО технология обучения рассматривается как системный метод сознания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования. Педагогическая технология - это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организа-

ции и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для преподавателя и студента.

К основным методам интерактивного обучения в настоящее время относят дискуссионные (групповая дискуссия, разбор ситуаций из практики), игровые (дидактические, творческие, организационно-деятельные игры) и тренинговые формы проведения занятий [1]. Все они направлены в конечном итоге на эффективное решение основных дидактических задач -овладение знаниями, их закрепление и систематизацию, формирование умений и профессиональных компетенций. Целый ряд таких интерактивных методов, как решение ситуационных задач, моделирование, работа с тренажерами, отработка

практических навыков в эксперименте и на больном, уже несколько десятилетий используются в практике медицинских вузов [2, 3, 4].

Целью настоящей работы было изучение мнения студентов стоматологического факультета о проведенной ИФУ «ролевая игра» на практических занятиях по дисциплине «Педиатрия» на кафедре детских болезней лечебного и стоматологического факультетов.

Материалы и методы

На практических занятиях (ПЗ) по дисциплине «Педиатрия» со студентами 4-го курса стоматологического факультета нами проводилась ИФУ «ролевая игра» по теме «Заболевания желудочно-кишечного тракта у детей». На кафедре были разработаны: сценарий ролевой игры; карточки с указанием врачебной должности в ролевой игре для студентов; примерный сценарий ситуационных диалогов; набор бланков медицинских документов: согласие, отказ от медицинского вмешательства и др. ; на-

Анкета для студентов после

бор результатов лабораторных и инструментальных данных, соответствующий подобной ситуации реального оказания медицинской помощи; оценочный лист. Этапы проведения ИФУ включали: совместное определение учебных задач и постановка проблемы, ознакомление участников с исходной информацией и условиями игры, знакомство с игровыми правилами, распределение ролей, предоставление пакета игровых материалов, определение режима работы. После окончания ролевой игры обсуждались результаты ИФУ, анализ полученного опыта.

Для оптимизации педагогического процесса с применением ИФУ разработана добровольная анонимная анкета (таблица) для студентов, участвующих в ИФУ «ролевая игра», на практическом занятии по теме «Заболевания желудочно-кишечного тракта у детей», где предложено выбрать подходящий вариант ответа или по желанию дополнить ответ пояснениями.

Таблица

дения ИФУ «ролевая игра»

Вопрос Да Нет

1. Вы участвовали ранее в ИФУ «ролевая игра» до проведения ПЗ на нашей кафедре?

а) на уроках в школе (Да, какой предмет обучения?)

Ь) на занятиях в СГМУ

с) в другом учебном заведении

ё) ранее я участвовал(а) на занятиях в других вариантах ИФУ (укажите примерное название)

2. Вам понравилось участие в ИФУ «ролевая игра»?

3. Вы бы предпочли разбор темы в виде обычных ПЗ (1), в виде ИФУ «ролевая

игра» (2)

4. Проведение ИФУ «ролевая игра» лучше проводить до (1), после (2) разбора темы занятия?

5. Какие знания по теме занятия больше всего запомнились после проведения ИФУ «ролевая

игра»:

- не запомнились никакие;

- объем обследования;

- последовательность оказания медицинской помощи;

- проведение дифференциальной диагностики;

- интерпретация лабораторных и инструментальных данных;

- лечебные мероприятия.

6. Какая / какие роли в этой ролевой игре оказались самые интересные?

7. Какая / какие роли в этой ролевой игре оказались самые познавательные для

изучения темы?

Вопрос Да Нет

8. Ваше мнение, в чем преимущество и недостатки ИФУ «ролевая игра»:

а) преимущественно позитивный микроклимат при проведении занятий;

Ь) обсуждение в группе улучшает усвоение материала;

с) улучшается запоминание за счет участия различных видов памяти;

ё) повышается ответственность за результат собственной и коллективной работы;

е) повышается собственная самооценка пониманием важности труда медицинских работников;

1) появляется интерес к различным видам врачебной специальности;

§) нет никаких преимуществ

И) недостаточное изучение отдельных разделов темы:

- этиология;

- патогенез;

- классификация;

- клинические проявления;

- диагностика;

- лечение;

- профилактика

Результаты и их обсуждение

Получены 67 анкет от студентов, принимавших участие в ИФУ «ролевая игра» на практическом занятии. Согласно полученным данным, 59,7% респондентов (40 студентов) отрицали где-либо предыдущее участие в ИФУ «ролевая игра», в 5,97% случаев ответ не был указан. Участвовали ранее в ИФУ «ролевая игра» 40,29% респондентов (27 студентов), в том числе 35,82% в школе на уроках истории или литературы и 31,34% ссылались на занятия с проведением ИФУ «ролевая игра» в Смоленском государственном медицинском университете. При этом 91,04% респондентов (61 студент) отрицали участие в других вариантах ИФУ ранее.

На вопрос, понравилось ли участие в ИФУ «ролевая игра», преобладал ответ «да» - у 62 респондентов (92,53%). Ответ «нет» - был у 5 респондентов (7,46%), причина отрицательного ответа респондентами указана не была.

Предпочли бы разбор темы только в виде традиционной методики обучения на ПЗ 7 респондентов (10,44%), только в виде ИФУ «ролевая игра» - 15 (22,38%), в сочетании традиционного подхода к обучению и ИФУ «ролевая игра» - 45 (67,16%). По мнению 12 респондентов (17,91%), лучше проводить ИФУ «ролевая игра» до разбора

темы занятия. Однако в 4,33 раза чаще респонденты предлагали проведение ИФУ «ролевая игра» после разбора темы - 52 респондента (77,61%).

Ответы на вопрос - какие знания (разделы) по теме занятия больше всего запомнились после проведения ИФУ «ролевая игра», были распределены следующим образом: объем обследования - 28 респондентов (41,79%), последовательность оказания медицинской помощи - 56 респондентов (83,58%), проведение дифференциальной диагностики - 52 респондента (77,61%), интерпретация лабораторных и инструментальных данных - 42 респондента (62,68%), лечебные мероприятия -44 респондента (65,67%), не запомнились никакие - 4 респондента (5,97%).

Отметили, что в ролевой игре оказалась самой интересной и самой познавательной для изучения темы «Роль врача» - 48 респондентов (71,64%), уточнили, какого врача (гастроэнтеролога) - 8 (11,94%). Выделили роль пациента в игре - 18 респондентов (26,86%).

Мнение студентов о преимуществах и недостатках ИФУ «ролевая игра» распределилось следующим образом: преимущественно позитивный микроклимат при проведении занятий отметили 32 респондента (47,76%), нет позитивного микро-

климата при проведении занятий - 9 респондентов (13,43%), обсуждение в группе улучшает усвоение материала - 56 респондентов (83,58%), обсуждение в группе не улучшает усвоение материала - 3 респондента (4,47%), улучшается запоминание за счет участия различных видов памяти - 48 респондентов (71,64%), повышается ответственность за результат собственной и коллективной работы - 48 респондентов (71,64%), повышается собственная самооценка за счет понимания важности труда медицинских работников - 33 респондента (49,25%), появляется интерес к различным врачебным специальностям - 40 респондентов (59,70%), нет никаких преимуществ - 8 респондентов (11,94%).

Согласно ответам респондентов, недостаточно изучаются следующие разделы темы ПЗ в случае проведения ИФУ «ролевая игра»: этиология заболевания (10,44%), патогенез заболевания (26,86%), классификация нозологических форм (17,91%),

диагностика, дифференциальная диагностика заболевания (8,95%), лечение и профилактика (4,47%). При этом отрицали недостаточное изучение темы ПЗ 7 респондентов (10,44%).

Заключение

Таким образом, ИФУ «ролевая игра» является одним из методов (игровой) интерактивной формы обучения и может с успехом применяться на современном этапе при обучении студентов медицинских вузов на клинических кафедрах. При использовании ИФУ «ролевая игра», как отмечают студенты, повышается качество получаемых знаний по многим разделам практического занятия: последовательность оказания медицинской помощи, проведение дифференциальной диагностики, интерпретация лабораторных и инструментальных данных, алгоритм оказания терапевтической помощи.

Литература

1. Аверченко, Л.К. Имитационная деловая игра как метод развития профессиональных компетенций [Текст] / Л.К. Аверченко, И.В. Доронина, Л.Н. Иванова // Высшее образование сегодня. - 2013. - № 10. - С. 35-40.

2. Мандель, Б. Технологии проблемно-модульного обучения: аспекты развития новых методов [Текст] / Б. Мандель // Ректор вуза. - 2013. - № 4. - С. 40-47.

3. Мещерякова, М.А. Решение ситуационных задач как этап итоговой государственной аттестации врачей-выпускников [Текст] / М.А. Мещерякова // Alma mater. - 2009. -№ 6. - С. 32-36.

4. Молотков, О.В. Мнение студентов об эффективности применения инновационных и традиционных методов обучения [Текст] / О.В. Молотков, О.В. Халепо, М.А. Евсеева, Т.Д. Козлова, В.В. Решедько, О.А. Лучкина, Я.В. Тишкова, Т.А. Виноградова, Т.Е. Сосина. Смоленский медицинский альманах. - 2015. - № 2. - С. 116-121.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.