УДК 616.31-07:616-085:37,22
А.А.БАЯХМЕТОВА
Модуль пропедевтики терапевтической стоматологии Института стоматологии КазНМУ им. С.Д.Асфендиярова, Алматы
РОЛЕВАЯ ИМИТАЦИОННАЯ ИГРА КАК ИНТЕРАКТИВНЫЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ В ИЗУЧЕНИИ ДИСЦИПЛИНЫ «ПРОПЕДЕВТИКА ТЕРАПЕВТИЧЕСКОЙ СТОМАТОЛОГИИ»
С целью оценки отношения студенческой аудитории к интерактивным методам обучения на модуле пропедевтики терапевтической стоматологии было проведено анонимное анкетирование студентов 4 курса стоматологического факультета. Большинство студентов знакомы с интерактивными методами обучения и оценивают их положительно. Одним из наиболее отмеченных анкетируемыми студентами методов являются деловые имитационные игры. Деловые имитационные игры преподаватели модуля применяют при изучении клиники, диагностики и лечения простого кариеса и некариозных поражениц твердых тканей зуба. Ниже приводится стенограмма ролевой имитационной игры, проведенной в одной из групп 4 курса стоматологического факультета. Ключевые слова: анкетирование студентов, отношение к интерактивным методам, деловая имитационная игра, стенограмма.
Ориентация медицинского образовании нашей страны на международные стандарты диктует необходимость перехода к новым методам обучения с внедрением в учебный процесс современных педагогических технологий. Наряду с приобретением теоретических знаний у студента медицинского вуза должно формироваться критическое мышление, развиваться способности и навыки самостоятельного принятия решений, что является необходимым в его будущей профессиональной деятельности [ 1 ]. Внедрение в учебный процесс интерактивных методов обучения, имитирующих профессиональную врачебную деятельность, является одним из путей решения данной задачи. Интерактивные методы1 обучения предусматривают активное взаимодействие не только преподавателя со студентами, но и самих студентов друг с другом в решении конкретной клинической ситуации [ 2,3 ].
На модуле пропедевтики терапевтической стоматологии проводится внедрение в учебный процесс интерактивных методов обучения с активным вовлечением студентов в образовательный процесс. В связи со сказанным возникает интерес к отношению самих студентов к интерактивным методам обучения. Для ответа на этот вопрос нами было проведено анонимное анкетирование 45 студентов 4 курса стоматологического факультета, проходивших цикловое обучение на модуле по дисциплине «Пропедевтика терапевтической стоматологии». В анкетах были сформулированы вопросы, позволяющие провести не только оценку отношения обучающихся студентов к интерактивным методам обучения, но и контроль частоты их применения преподавателями на занятиях. На вопрос: «Какие интерактивные методы применялись у Вас на занятиях?» смогли назвать различные интерактивные методы обучения 37 студентов (82,2%), у 8 студентов (17,8%) этот вопрос вызвал затруднения, они не смогли правильно назвать ни одного интерактивного метода, или называли их неправильно. В ответах студентов были названы такие интерактивные методы обучения, как ролевые имитационные игры, их назвали 37 студентов (82,2%), работу в малых группах отметили 20 студентов (44,4%), значительно реже
упоминались такие интерактивные методы, как «рыбья кость», «снежный ком», «ручка в центре стола», «ромашка », «каждый учит каждого». На вопрос: «Какие интерактивные методы проведения занятий Вам понравились и почему?» большинство студентов особо отметили деловые имитационные игры. Анкетируемые отмечали, что проведение деловых имитационных игр вызывает интерес, так как не только открывает возможности дискуссионного обсуждения темы, но и возникает так называемый «соревновательный дух», что становиться мотивацией для лучшей подготовки к занятиям. Коллективная работа, по мнению студентов, способствует сплоченности, каждый учится работать в коллективе, имеет возможность высказаться. «Мы научились дискутировать, выступать и слышать друг друга», «Мы чувствуем себя вра ча ми и нам это нравится». На вопрос: «Проведение занятий и лекций в интерактивном режиме требует от студентов предварительной подготовки по обсуждаемой теме для участия в свободном ее обсуждении на занятии, или на лекции. Ваше отношение к этому условию, готовы1 ли Вы1 к самостоятельной предварительной работе по обсуждаемой теме? Если да, то почему? Если нет, то почему?» не ответили 6 студентов (13,3%), остальные студенты ответили положительно (86,7%). Мотивирующими моментами были названы: интерес к предмету, желание самосовершенствования, быть хорошо подготовленным к обсуждению темы, чтобы не подвести группу и выглядеть достойно. В процессе дискуссии у студентов развивается умение формулировать мысли и аргументировать, формируются навыки критического мышления.
Деловые имитационные игры. преподаватели модуля применяют при изучении клиники, диагностики и лечения простого кариеса и некариозных поражениц твердых тканей зуба. Ниже приводится стенограмма ролевой имитационной игры, проведенной в одной из групп 4 курса стоматологического факультета. СТЕНОГРАММА РОЛЕВОЙ ИМИТАЦИОННОЙ ИГРЫ. Тема занятия: «Клиника, диагностика,
дифференциальная диагностика быстро и медленно прогрессирующего глубокого кариеса».
Рисунок 1 - Деловая имитационная игра
Вводная часть занятия.
Преподаватель назвала тему занятия «Клиника, диагностика, дифференциальная диагностика быстро и медленно прогрессирующего глубокого кариеса», обосновала актуальность темы занятия, сообщила студентам, что разбор темы данного занятия будет проводиться с использованием имитационной ролевой игры, объяснила условия и порядок проведения игры, назвала роли и предложила студентам выбрать свою роль в игре.
Студенты сами распределили роли в игре. Распределение ролей:
1. Пациент
2. Лечащий врач
3. Врач дополнительных методов обследования
4. За ведующий отделе нием
5. Арбитр ролевой игры Основная часть игрового занятия.
Лечащий врач - Проходите, садитесь в кресло. Ваша фамилия, возраст, чем занимаетесь? Пациент - называет фамилию, возраст 23 года, студент вуза .
Лечащий врач - На что жалуетесь?
Пациент - зуб болит, на верхней челюсти справа, боли
возникают при приеме пищи, от холодного и горячего.
Лечащий врач - зуб болит только от температурных
раздражителей, бывают ли боли самопроизвольные, без
причины?
Пациент - Нет, не замечал, только при приеме пищи. Лечащий врач - Давайте я осмотрю вас, откройте рот. Берет зеркало и зонд. На верхней челюсти справа первый моляр, имеется глубокая кариозная полость в пределах околопульпарного дентина, заполнена большим количеством размягченного дентина. Зондирование дна болезненно. По глубине кариозной полости и болезненном зондировании дна кариозной полости выставляю предварительный диагноз «Глубокий кариес». Надо провести для уточнения диагноза дополнительные методы исследования. Выбираю электроодонтометрию и термометрию. Заведующий отделением - У меня есть вопросы к лечащему врачу. Это касается расспроса пациента. Не
собран в полной мере анамнез заболевания и полностью отсутствуют данные анамнеза жизни, неизвестен аллергоанамнез.
Лечащий врач - обращается к пациенту. Когда у вас начал болеть зуб? Обращались ли вы к врачу? Пациент - Зуб начал чувствовать холодное и горячее в последние два месяца, к врачу не обращался. Лечащий врач - Есть ли у вас какие - либо общие заболевания, была ли аллергическая реакция на лекарственные препараты?
Пациент - Нет, я здоров, да и аллергии у меня никогда не было.
Преподаватель обращается к участникам игры. У кого есть замечания, дополнения на данном этапе? Арбитр - У меня есть замечания. Недостаточно данных по визуальному осмотру, нет данных по внешнему осмотру, состоянию региональных лимфатических узлов, не сообщена зубная формула. Относительно кариозной полости, есть ли нависающие края у кариозной полости, какой цвет нависающих эмалевых краев, какого цвета размягченный дентин?
Лечащий врач- Внешний осмотр без особенностей, проводит пальпацию регионарных лимфоузлов, регионарные лимфоузлы не увеличены. Края кариозной полости нависают, меловидно измененные, имеется большое количество светлого размягченного дентина. Врач дополнительных методов исследования -Электроодонтометрию буду проводить с использованием аппарата электроодонтометра. Рассказывает методику проведения
электроодонтометрии. Активный электрод помещается на дно кариозной полости, пульпа реагирует на силу тока в 10 мкА. Для термометрии использую струю воздуха из пистолета стоматологической установки. Реакция на холодную струю воздуха болезненная, но кратковременная.
Лечащий врач - Дифференциальную диагностику буду проводить с хроническим простым пульпитом, острым очаговым пульпитом. Проводит дифференциальную диагностику с этими заболеваниями. Сообщает окончательный диагноз «Глубокий кариес».
Заведующий отделением - У меня есть замечания по поводу работы отделения. К врачу дополнительных методов обследования. При электроодонтометрии надо было определить показания аналогичного зуба с противоположной челюсти. К лечащему врачу. Окончательный диагноз выставлен неполностью, не указано и не обосновано течение глубокого кариеса. Лечащий врач - Уточняет и обосновывает окончательный диагноз «Быстро прогрессирующее течение глубокого кариеса». Намечает план лечения -препарирование кариозной полости, медикаментозная обработка, лечебная прокладка -дайкал, изолирующая прокладка, постоянная пломба. Лечение планирует в одно посещение.
Преподаватель обращается к участникам игры. У кого есть замечания или дополнения на данном этапе? Заведующий отделением - Почему нет обезболивания, ведь препарирование при глубоком кариесе достаточно болезненная процедура?
Врач дополнительных методов исследования -
Лечащий врач так и не сообщил на какой поверхности
находится кариозная полость, ведь существуют
особенности препарирования, неясно какой
пломбировочный материал планирует использовать, не
обосновал выбор лечебной прокладки.
Пациент - Можно мне тоже сказать. Почему в одно
посещение? Ведь показатели электроодонтометрии
показывают понижение электровозбудимости пульпы,
наверное, нужно планировать два посещение с
предварительным наложением лечебной повязки,
нормализующей состояние пульпы?
Лечащий врач - Я согласен со сделанными в мой адрес
замечаниями.
Моя ошибка, что я не учел быстро прогрессирующее течение глубокого кариеса и не предпринял никаких действий для нормализации состояния пульпы. В первое посещение необходимо наложение лечебной противовоспалительной повязки под временную пломбу. Заведующий отделением - Надо определиться четко с выбором пломбировочного материала, учитывая функциональные особенности моляра, это жевательный зуб и необходим материал, обладающий в первую очередь высокими прочностными свойствами. Врач дополнительных методов исследования - Мне кажется, что надо еще указать, что необходимо во второе посещение посмотреть динамику электровозбудимости пульпы
Преподаватель обращается к участникам игры. Сделаны правильные и существенные дополнения. У кого еще есть замечания или дополнения на данном этапе? Если нет, то приступаем к обсуждению игры. Арбитр, пожалуйста, вам слово.
Арбитр - К тем замечаниям, которые уже были высказаны, надо добавить прежде всего некачественное обследование, недостаточный сбор анамнеза. При
описании кариозной полости были упущены такие моменты, как нависающие меловидно измененные края кариозной полости, большое количество светлого размягченного дентина, а ведь это клинические признаки быстро прогрессирующего течения. При осмотре не проведена перкуссия зуба, не осмотрена слизистая оболочка в области проекции верхушки корня. Осмотр проведен достаточно небрежно и поверхностно, поэтому и диагноз выставлен был без указания клинического течения процесса. Относительно обезболивания, лечащий врач должен был нам сообщить, какой метод будет использовать, какой анестетик выберет в данной конкретной клинической ситуации. Я думаю, что заведующему отделением надо было вмешаться в эти моменты и исправить положение. Арбитр оценивает выполнение роли каждого участника игры с пробным заполнением оценочных чек-листов. В завершении было проведено обсуждение результатов, где каждый участник игры высказал свои замечания, или несогласие с мнением других участников игры. Преподаватель в заключении отмечает, что не были указаны особенности медикаментозной обработки глубокой кариозной полости, не были названы лечебные противовоспалительные прокладки, которые надо было использовать на первом этапе лечения быстро прогрессирующего глубокого кариеса, подводит итог деловой имитационной игры, заполняет оценочные рубрики с объяснением и комментариями по каждому пункту чек-листа. Заключение.
Как показано в стенограмме при выполнении своей роли каждому участнику требовалось не только наличие теоретических знаний по теме занятия, но и умение вести диалог с коллегами на профессиональном языке, задавать «правильные» вопросы пациенту, правильно интерпретировать полученную информацию в ходе игры, развивать навыки клинического мышления и умения ра ботать в кома нде.
Преподавателю требовалось умение внести в нужный момент коррективы и при необходимости направить ход игры в правильное русло.
На модуле пропедевтики терапевтической стоматологии деловые имитационные игры проводятся по следующим темам дисциплины:
1. Клиника, диагностика, дифференциальная диагностика начального кариеса. Принципы и этапы лечения. Ремотерапия.
2. Клиника, диагностика, дифференциальная диагностика поверхностного и среднего кариеса.
3.Клиника, диагностика, дифференциальная диагностика быстро- и медленно прогрессирующего глубокого кариеса.
4.Некариозные поражения твердых тканей зуба. Клиновидный дефект. Эрозия эмали. Клиника, диа гностика, дифференциальная диагностика, лечение.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1 Модель медицинского образования Казахского Национального медицинского университета им. С.Д.Асфендиярова. Вып.1. - Алматы: КазНМУ им. С.Д.Асфендиярова, 2010. - Часть 3. Методы и формы обучения. - 72 с.
2 Мынбаева А.К., Садвокасова З.М.. Инновационные методы обучения, или как интересно преподавать: учебное пособие. - 4-е изд., доп. - Алматы: 2010. - 344 с.
3 Сарсенбаева С.С., Рамазанова Ш.Х., Баймаханова Н.Т. Активные методы обучения в медицинском вузе. Учебное пособие . - Алматы: 2011. - 45 с.
А.А. БАЯХМЕТОВА
«ТЕРАПИЯЛЫ^ СТОМАТОЛОГИЯ ПРОПЕДЕВТИКАСЫ» ПЭН1Н1 УЙРЕНУДЕ ИНТЕРАКТИВТ1 О^У ЭДЮ Р9ЛД1К ИМИТАЦИЯЛЫ^
ОЙЫНЫ.
ТYйiн: Терапиялыж; стоматология пропедевтикасы модулец 4 курс стоматология факультетшц студенттер арасында жасырын сауалнама ЖYPriзедi. Б^ныц ма ;саты - студенттердi интерактивт эдiспен о;ытуда гы кез;арасын ба галау. Кептеген студенттер интерактивт эдiспен таныс жэне оц кез;араспен багалайды. Соныц шнде жасырын сауалнама керсеткiшi бойынша студенттер иммитациялы; ойындар TYPiн кеп мысалга келтiредi. Модульдi ц о;ытушылары iскерлi имитациялы; ойындарга ;атысып «Ткжеп жэне тiстiц ;атты тiнцерiнiц ткжеп емес а;ауларыныц клиникасын, диагностикасын жэне емдеуге атсалысады. Теменде 4 курс стоматология факультепн ц бiр тобында ЖYPriзiлген. Релдiк имитация ойындардыц стенограммасы! керсетiлген.
ТYйiндi сездер: студенттердiц жасырын сауалнамасы, интерактивт эдкке кез;арас, iскерлi имитациялы; ойын, стенограмма
A.A. BAYAKHMETOVA
ROLE-PLAYING IMITATING GAME, AS AN INTERACTIVE METHOD OF TRAINING, IN DISCIPLINE STUDYING "PROPAEDEUTICS OF
THERAPEUTIC STOMATOLOGY".
Resume: For the purpose of an assessment of the relation of student's audience to interactive methods of training on the module of propaedeutics of therapeutic stomatology anonymous questioning of students 4 courses of stomatologic faculty was conducted . The majority of students are familiar with interactive methods of training and estimate them positively. One of the methods most noted by questioned students are role-playing imitating games. Role-playing imitating games teachers of the module apply when studying clinic, diagnostics and treatment of simple caries and not carious lesions of hard tissues of tooth. Below the shorthand report of the role-playing imitating game held in one of groups 4 courses of stomatologic faculty is provided. Keywords: questioning of students, relation to interactive methods, role-playing imitating game, shorthand report.