Научная статья на тему 'Опыт реализации практической составляющей при преподавании модуля "фтизиатрия" на стоматологическом факультете'

Опыт реализации практической составляющей при преподавании модуля "фтизиатрия" на стоматологическом факультете Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
46
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОЛЕВАЯ ИГРА / ФТИЗИАТРИЯ / КОМПЕТЕНЦИИ / ROLE-PLAYING GAME / PHTISIATRICS / COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мякишева Т.В., Рашкевич Е.Е., Василевская О.В.

В статье приведен опыт реализации преподавания практической составляющей модуля «Фтизиатрия» на стоматологическом факультете с использованием метода ролевой игры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мякишева Т.В., Рашкевич Е.Е., Василевская О.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE EXPERIENCE OF PRACTICAL TEACHING OF FHTISIATRICS AT THE DENTAL FACULTY

The article shows theexperienceofteachingthepracticalcomponentofthe module “Phthisiology” at the dental faculty using the role-playing game.

Текст научной работы на тему «Опыт реализации практической составляющей при преподавании модуля "фтизиатрия" на стоматологическом факультете»

УДК 616-002.5(07.07):616.31

ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАКТИЧЕСКОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ ПРИ ПРЕПОДАВАНИИ МОДУЛЯ «ФТИЗИАТРИЯ» НА СТОМАТОЛОГИЧЕСКОМ ФАКУЛЬТЕТЕ Мякишева Т.В., Рашкевич Е.Е., Василевская О.В.

Смоленский государственный медицинский университет, Россия, 214019, Смоленск, ул. Крупской, 28 Резюме: В статье приведен опыт реализации преподавания практической составляющей модуля « Фтизиатрия» на стоматологическом факультете с использованием метода ролевой игры. Ключевые слова: ролевая игра, фтизиатрия, компетенции.

THE EXPERIENCE OF PRACTICAL TEACHING OF FHTISIATRICS AT THE DENTAL FACULTY

Myakisheva T.V., Rashkevich E.E., Vasilevskaya O.V.

Smolensk State Medical University, Russia, 214019, Smolensk, Krupskoy St., 28.

Summary: The article shows the experience of teaching the practical component of the module "Phthisiology"

at the dental faculty using the role-playing game.

Key words: role-playing game, Phtisiatrics, competence.

Важной задачей образования в современном медицинском вузе является подготовка квалифицированного специалиста, способного к работе в условиях медицинской интеграции и модернизации здравоохранения. Современный врач-специалист для эффективной и успешной работы должен владеть знаниями и компетенциями из различных областей медицины. Это особенно актуально в условиях работы в регионах с высокой заболеваемостью туберкулезом. Для успешной профилактики этого заболевания необходимо его своевременное выявление, которое по действующим правилам СанПиН СП 3.1.2.3114-13 «Профилактика туберкулеза» является функцией специалистов общей лечебной сети [4]. Оказание стоматологической помощи населению также требует высокой настороженности в отношении заболевания туберкулезом. Специалист-стоматолог в процессе работы может столкнуться как с проявлениями туберкулеза полости рта и челюстно-лицевой области, так и с оказанием стоматологической помощи пациенту с туберкулезом легких. Кроме того, любое обращение пациента за медицинской помощью является основанием для проведения внеочередного флюорографического обследования, а направление экстренного извещения о выявленном случае заболевания туберкулезом является функцией врача, выявившего заболевание [4]. Все эти нюансы необходимо знать и уметь применять на практике выпускнику стоматологического факультета. Однако ограниченный объем времени, выделяемого на изучение модуля «Фтизиатрия» на стоматологическом факультете - всего 0,3 зачетных единицы - не позволя-

ет в полной мере использовать все имеющиеся на кафедре возможности образовательного процесса.

В связи с этим обосновано применение интерактивных методов обучения, позволяющих осуществить как успешное освоение студентами необходимых компетенций, так и их адекватную оценку за сравнительно короткий промежуток времени. Нам представляется наиболее оптимальным использование метода ролевой игры.

Ролевая игра представляет собой имитационный метод обучения, представляющий собой заранее продуманную клиническую ситуацию с обозначенными ролями и ролевыми функциями. Ролевая игра способствует развитию творческого потенциала и познавательного интереса к предмету. К достоинствам этого метода относится возможность участия одновременно всей группы студентов в обсуждении проблемы, что позволяет рассмотреть тему практического занятия за краткий промежуток времени и дать объективную оценку не только уровню теоретической подготовки обучающихся, но и их степени овладения компетенциями. Последнее показывает, насколько обучающиеся готовы применить имеющиеся у них знания в практической работе. Учебная игра позволяет оценить следующие виды компетенций:

- конкретные теоретические знания по данному вопросу;

- владение методами обследования пациента;

- развитие коммуникативных навыков при общении с пациентом и коллегами;

- правовые компетенции - ведение медицинской документации, знания по технике

214

Кратко

безопасности, соблюдение санитарных норм и правил [1].

Значение ролевой игры заключается в формировании определенного алгоритма действий в различных ситуациях, мотивации к обучению, рационального подхода при выполнении диагностических и лечебных мероприятий, тактики общения с пациентами и их коллегами. Игра позволяет выработать у обучающихся способность анализировать, оценивать свои действия и действия коллег, делать выводы. Не менее важно развитие способности и навыка публичных выступлений, работы в команде, организационных способностей.

Игра дает возможность практической отработки определенного алгоритма действий в различных клинических ситуациях. На кафедре фтизиопульмонологии Смоленского государственного медицинского университета метод ролевой игры используется, в частности, при изучении раздела «Выявление и диагностика туберкулеза». Предлагаемая игровая ситуация -обращение за стоматологической помощью пациента с симптомами туберкулеза - является типичной, реальной, но в то же время способной к росту и развитию, т.е. может быть интерпретирована и обыграна в разных вариантах, на усмотрение обучающихся. Таким образом, предоставляется возможность и создаются условия для проявления творческого подхода к решению поставленной задачи. Перед началом работы, после обязательной оценки исходного уровня знаний методом тестирования, всем обучающимся в группе (от 12 до 15 человек) преподаватель

ЛИТЕРАТУРА

озвучивает клиническую ситуацию и определяет роли. Каждая роль предполагает определенные действия, которые обучающиеся должны озвучить. Преподаватель, как правило, не вмешивается в процесс игры, выполняя функцию наблюдателя. Анализ ситуации, оценка действий коллег и интерпретация результатов проводится самими обучающимися. Методы интерактивного обучения широко используются на различных кафедрах стоматологического факультета [2], поэтому для студентов не являются чем-то новым, что облегчает выполнение задачи.

Методы интерактивного обучения на кафедре фтизиопульмонологии сочетаются с применением традиционных методов (опрос, тестирование, практическая работа с рентгенограммами и ситуационными задачами), что позволяет разнообразить учебный процесс и наиболее полноценно использовать отведенное для изучения дисциплины время.

Таким образом, соблюдение принципов преемственности, последовательности и систематичности, направленное не только на освоение, но и на закрепление ранее усвоенных знаний, умений и навыков, их последовательное развитие и совершенствование является необходимым условием педагогического процесса [3] и позволяет успешно осваивать дисциплину даже при небольшой продолжительности аудиторных занятий. Метод ролевой игры используется при аудиторных занятиях не только на стоматологическом, но и на других факультетах, и также успешно себя показывает. Кафедра фтизиопульмонологии продолжает работу в этом направлении.

1. Белякова Л.В., Лучихин Л.А., Лениченко В.П. Методы активного обучения (деловая игра, дискуссия) на кафедре оториноларингологии// Вестн. оторинолар. - 1995. - № 5. - С. 53-55.

2. Гелетин П.Н., Морозов В.Г., Лозбенев С.Н., Романов А.С. Использование активных методов при обучении студентов стоматологического факультета// Смоленский медицинский альманах. - 2017. - № 2. - С. 140-142.

3. Рахмонова В.К. Обеспечение преемственности в системе непрерывного профессионального образования// Молодой ученый. - 2013. - № 3. - С. 494-495.

4. Санитарно-эпидемиологические правила «Профилактика туберкулеза» СП 3.1.2.3114-13. Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22.10.2013 № 60. Введены в действие: 06.05.2014 г.

Кратко

215

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.