Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИГРОВЫХ СРЕДСТВ'

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИГРОВЫХ СРЕДСТВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
42
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Ключевые слова
ЛЕКОТЕКА / РЕАБИЛИТАЦИЯ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ИНТЕГРАЦИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Пипина С.С.

В последнее время во многих городах России активно внедряются инновационные технологии сопровождения семей, воспитывающих детей-инвалидов. Одной из наиболее эффективных форм психологического сопровождения является использование инновационных игровых средств, в первую очередь оборудования лекотеки. В статье описан многолетний опыт использования данного оборудования в реабилитации детей с особенностями в развитии и членов их семей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Пипина С.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL REHABILITATION FOR DISABLED CHILDREN USING GAME TOOLS

Recently, innovative technologies for supporting families raising children with disabilities have been actively introduced in many cities of Russia. One of the most effective forms of psychological support is the use of innovative gaming tools, primarily the equipment of the lecotheque. The article describes many years of experience in using this equipment in the rehabilitation of children with special needs and their families.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИГРОВЫХ СРЕДСТВ»

УДК 159

Пипина С.С.

педагог-психолог краевого государственного автономного учреждения социального обслуживания «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями» (г. Ачинск, Россия)

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИГРОВЫХ СРЕДСТВ

Аннотация: в последнее время во многих городах России активно внедряются инновационные технологии сопровождения семей, воспитывающих детей-инвалидов. Одной из наиболее эффективных форм психологического сопровождения является использование инновационных игровых средств, в первую очередь оборудования лекотеки. В статье описан многолетний опыт использования данного оборудования в реабилитации детей с особенностями в развитии и членов их семей.

Ключевые слова: лекотека, реабилитация, психолого-педагогическое сопровождение, социализация, интеграция.

Каждой семье хочется иметь здорового ребенка. Появление в семье ребёнка с особенностями в развитии меняет жизненные установки. Такие семьи нуждаются в поддержке и постоянном психолого -педагогическом сопровождении. В последнее время во многих городах России активно внедряются инновационные технологии сопровождения семей, воспитывающих детей-инвалидов. Одной из наиболее эффективных форм психологического сопровождения является лекотека.

Слово «лекотека» («Lekotek») образовано из шведского слова «leko», что значит «игрушка» и «tek» - «собрание», «коллекция». На базе Ачинского

реабилитационного центра для детей и подростков лекотека была создана 10 лет назад. Имеются положительные результаты применения данного оборудования, что свидетельствуют о её несомненной эффективности в процессе реабилитации. Учреждение посещают дети с разными заболеваниями: ВПР, ДЦП, синдром Дауна, ЗПР и др. У каждого из них появилась возможность оказаться в пространстве лекотеки.

Деятельность лекотеки связана с использованием игровых средств, обеспечивающих полноценное вовлечение ребенка с особыми нуждами и окружающих его людей в социальную активность. Материальная база лекотеки включает специальное оборудование для детей с нарушениями движений; оборудование для развития общей подвижности; игрушки для развития ручных навыков; игрушки для развития тактильного восприятия; игрушки и средства для развития зрительного восприятия; игрушки для развития слухового восприятия; игрушки для развития мышления; игрушки для развития речи и языка; игрушки для поддержки социально-эмоционального развития; игрушки для игры с водой; игрушки для игры с сыпучими материалами; материалы для изобразительного творчества; музыкальные игрушки; книги для детей; фонотека; видеотека; компьютерные игры; книги для родителей; средства для развития невербальной коммуникации; выставка самодельных игрушек; специальное оборудование для слепых детей и детей со сложным дефектом.

Работа организуется поэтапно:

1. Диагностический: изучаются индивидуальные особенности детей, их потенциальные возможности; специфика проблем родителей.

2. Коррекционно-развивающий: с учетом полученных результатов психолого-педагогического обследования разрабатывается индивидуальный маршрут развития ребенка индивидуально и в мини-группах. Продолжительность занятий составляет в среднем 30 минут, в зависимости от возраста и сложности нарушений развития детей. Занятия проходят в форме игровых сеансов. Продолжительность групповой игровой деятельности детей, в

том числе и совместно с родителями, составляет 40-60 минут. Групповая работа предполагает обучение родителей развивающих навыкам, что значительно повышает качество взаимодействия с детьми, обогащает опытом других участников группы и повышает собственную уверенность.

3. Аналитический: изучаются результаты работы с семьей на основе профессионального взаимодействия специалистов на консилиумах; вносятся (при необходимости) изменения в индивидуальную программу развития ребенка.

4. Завершающий: диагностика психофизических особенностей детей, оценивается результативность реализации программы развития ребенка, вносятся коррективы.

Одним из важных направлений в работе лекотеки является формирование у детей - инвалидов навыков и умений, необходимых им в быту. Дети знакомятся с предметами ближайшего окружения, выполняют действия в соответствии с их функциональным назначением, в доступной и занимательной форме усваивают нормы общепринятого поведения и учатся взаимодействовать с окружающими, а взрослые выступают в роли непосредственных участников, активизируя детей и направляя их действия в соответствии с правилами игры.

Использование в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья и их семьями оборудования лекотеки позволяет взрослым лучше понять ребёнка, а особенному ребёнку обеспечивает состояние психологического комфорта в процессе общения со сверстниками и взрослыми, что в конечном итоге позволит ему успешно интегрироваться в обществе.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта - М.: Просвещение, 2003; 2005;

2. Закрепина А.В. Трудный ребенок: пути к сотрудничеству / Методическое пособие. - М.: Дрофа, 2007. (коррекционно-педагогическая работа с детьми с умеренной умственной отсталостью);

3. Закрепина А.В. Педагогическая помощь семье в воспитании ребенка дошкольного возраста с умеренной умственной отсталостью // Дефектология. -2004. - №2.

4. Игры и занятия с детьми раннего возраста с психофизическими нарушениями: Методическое пособие для родителей и педагогов / Под ред. Е.А.Стребелевой, Г.А.Мишиной. - 2-е изд. - М.: 2004.

5. Коррекционная помощь детям раннего возраста с органическим поражением центральной нервной системы в группах кратковременного пребывания: Методическое пособие для родителей и педагогов /Под ред. Е.А.Стребелевой. - 2-е изд. - М.: 2004.

Pipina S.S.

Rehabilitation center for children and adolescents with disabilities

(Achinsk, Russia)

PSYCHOLOGICAL REHABILITATION FOR DISABLED CHILDREN USING GAME TOOLS

Abstract: recently, innovative technologies for supporting families raising children with disabilities have been actively introduced in many cities of Russia. One of the most effective forms of psychological support is the use of innovative gaming tools, primarily the equipment of the lecotheque. The article describes many years of experience in using this equipment in the rehabilitation of children with special needs and their families.

Keywords: lekoteka, rehabilitation, psychological and pedagogical support, socialization, integration.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.