Научная статья на тему 'ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СЕМЕЙ РЕБЁНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ'

ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СЕМЕЙ РЕБЁНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
342
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ТЕАТРАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА / ЛЕКОТЕКА / СЛУЖБА МЕДИАЦИИ / КЛУБНАЯ РАБОТА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Круглова Елена Евгеньевна

В исследовании вопросов организации социально-педагогического сопровождения семей ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в условиях адаптивных школ нами выделены особенности, которые заключаются в организации доступного образовательного процесса, психолого-педагогической диагностики, консультирования семьи, взаимодействия с организациями по оказанию специализированной помощи, обеспечения досуга и решения внутрисемейных проблем. В процессе изучения материалов, мы выявили, что менее изученными вопросами поддержки семей особого ребенка является взаимодействие школы и семьи, воспитывающей младшего школьника с ограниченными возможностями. Также выделили и описали основные типы семей, воспитывающие ребёнка с ограниченными возможностями здоровья: авторитарный, невротический, соматический. Особое внимание уделили анализу опыта организации социально-педагогического сопровождения в зарубежных странах и в России, в результате чего, выявили сильные стороны сопровождения, которые заключаются в системном и индивидуально-личностном подходе и недостатки организации социально-педагогического сопровождения, связанные с отсутствием эффективных и современных технологий поддержки семьи. Анализируя опыт социально-педагогической помощи семьям за рубежом, мы выявили, что семья занимает приоритетное место по отношению к обществу и государству, является главным фактором социализации, развития и воспитания детей. Опыт западных стран показал, что особое внимание уделяется личным интересам семьи, проведению эффективной и комплексной работы по социально-педагогическому сопровождению. В России опыт сопровождения семей находится в стадии становления, отсутствует чёткая структура, комплексность, доступность. Особое внимание уделили нетрадиционным, современным технологиям работы с семьёй особого ребёнка, указали на необходимость их использования. Обобщив зарубежный и российский опыт сопровождения семей ребёнка с ОВЗ, нами были сформулированы выводы, отражающие важную составляющую социально-педагогического сопровождения в ответственности родителей, включенности и активном участии в коррекционно-развивающей деятельности, во взаимодействии с ребенком, со специалистами, с коллективом школы и с социумом. Важно систематически организовывать и чётко выстраивать социально-педагогическое сопровождение семьи, воспитывающей ребёнка с ОВЗ, сопровождение должно быть направлено на интересы и запросы семей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Круглова Елена Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXPERIENCE IN ORGANIZING SOCIAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT FOR FAMILIES OF CHILDREN WITH DISABILITIES

In the study of the organization of social and pedagogical support of families of a child with disabilities in the conditions of adaptive schools, we have identified features that consist in the organization of an accessible educational process, psychological and pedagogical diagnostics, family counseling, interaction with organizations for the provision of specialized assistance, providing leisure and solving intra-family problems. In the process of studying the materials, we found that less studied issues of supporting the families of a special child is the interaction of the school and the family raising the younger student with disabilities. They also identified and described the main types of families raising a child with disabilities: authoritarian, neurotic, somatic. Particular attention was paid to the analysis of the experience of organizing social and pedagogical support in foreign countries and in Russia, as a result of which, they identified the strengths of support, which consist in a systematic and individual-personal approach and the shortcomings of the organization of socio-pedagogical support associated with the lack of effective and modern technologies for supporting the family. Analyzing the experience of social and pedagogical assistance to families abroad, we revealed that the family occupies a priority place in relation to society and the state, is the main factor in the socialization, development and upbringing of children. The experience of Western countries has shown that special attention is paid to the personal interests of the family, to carry out effective and comprehensive work on social and pedagogical support. In Russia, the experience of supporting families is in the process of formation, there is no clear structure, complexity, accessibility. Particular attention was paid to non-traditional, modern technologies for working with the family of a special child, pointed out the need for their use. Having summarized the foreign and Russian experience of accompanying the families of a child with disabilities, we formulated conclusions reflecting an important component of social and pedagogical support in the responsibility of parents, involvement and active participation in correctional and developmental activities, in interaction with the child, with specialists, with the school staff and with society. It is important to systematically organize and clearly build social and pedagogical support for a family raising a child with disabilities, support should be aimed at the interests and needs of families.

Текст научной работы на тему «ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СЕМЕЙ РЕБЁНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

УДК 376.42

Круглова Е. Е.

Омский государственный педагогический университет, г Омск, Россия E-mail: starkova_lenus@mail.ru

ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СЕМЕЙ РЕБЁНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

В исследовании вопросов организации социально-педагогического сопровождения семей ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в условиях адаптивных школ нами выделены особенности, которые заключаются в организации доступного образовательного процесса, психолого-педагогической диагностики, консультирования семьи, взаимодействия с организациями по оказанию специализированной помощи, обеспечения досуга и решения внутрисемейных проблем. В процессе изучения материалов, мы выявили, что менее изученными вопросами поддержки семей особого ребенка является взаимодействие школы и семьи, воспитывающей младшего школьника с ограниченными возможностями. Также выделили и описали основные типы семей, воспитывающие ребёнка с ограниченными возможностями здоровья: авторитарный, невротический, соматический. Особое внимание уделили анализу опыта организации социально-педагогического сопровождения в зарубежных странах и в России, в результате чего, выявили сильные стороны сопровождения, которые заключаются в системном и индивидуально-личностном подходе и недостатки организации социально-педагогического сопровождения, связанные с отсутствием эффективных и современных технологий поддержки семьи. Анализируя опыт социально-педагогической помощи семьям за рубежом, мы выявили, что семья занимает приоритетное место по отношению к обществу и государству, является главным фактором социализации, развития и воспитания детей. Опыт западных стран показал, что особое внимание уделяется личным интересам семьи, проведению эффективной и комплексной работы по социально-педагогическому сопровождению. В России опыт сопровождения семей находится в стадии становления, отсутствует чёткая структура, комплексность, доступность. Особое внимание уделили нетрадиционным, современным технологиям работы с семьёй особого ребёнка, указали на необходимость их использования. Обобщив зарубежный и российский опыт сопровождения семей ребёнка с ОВЗ, нами были сформулированы выводы, отражающие важную составляющую социально-педагогического сопровождения в ответственности родителей, включенности и активном участии в коррекционно-развивающей деятельности, во взаимодействии с ребенком, со специалистами, с коллективом школы и с социумом. Важно систематически организовывать и чётко выстраивать социально-педагогическое сопровождение семьи, воспитывающей ребёнка с ОВЗ, сопровождение должно быть направлено на интересы и запросы семей.

Ключевые слова: дети с ограниченными возможностями здоровья, социально-педагогическое сопровождение, педагогическая компетентность, театральная педагогика, лекотека, служба медиации, клубная работа.

Kruglova E.E.

Omsk State Pedagogical University, Omsk, Russia E-mail: starkova_lenus@mail.ru

EXPERIENCE IN ORGANIZING SOCIAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT FOR FAMILIES OF CHILDREN WITH DISABILITIES

In the study of the organization of social and pedagogical support of families of a child with disabilities in the conditions of adaptive schools, we have identified features that consist in the organization of an accessible educational process, psychological and pedagogical diagnostics, family counseling, interaction with organizations for the provision of specialized assistance, providing leisure and solving intra-family problems. In the process of studying the materials, we found that less studied issues of supporting the families of a special child is the interaction of the school and the family raising the younger student with disabilities. They also identified and described the main types of families raising a child with disabilities: authoritarian, neurotic, somatic. Particular attention was paid to the analysis of the experience of organizing social and pedagogical support in foreign countries and in Russia, as a result of which, they identified the strengths of support, which consist in a systematic and individual-personal approach and the shortcomings of the organization of socio-pedagogical support associated with the lack of effective and modern technologies for supporting the family. Analyzing the experience of social and pedagogical assistance to families abroad, we revealed that the family occupies a priority place in relation to society and the state, is the main factor in the socialization, development and upbringing of children. The experience of Western countries has shown that special attention is paid to the personal interests of the family, to carry out effective and comprehensive work on social and pedagogical support. In Russia, the experience of supporting families is in the process of formation, there is no clear structure, complexity, accessibility. Particular attention was paid to non-traditional, modern technologies for working with the family of a special child, pointed out the need for their use. Having summarized the foreign and Russian experience of accompanying the families of a child with disabilities, we formulated conclusions reflecting an important component of social and pedagogical support in the responsibility of parents, involvement and active participation in correctional and developmental activities, in interaction with the child, with specialists, with the school staff and with society. It is important to systematically organize and clearly build social and pedagogical support for a family raising a child with disabilities, support should be aimed at the interests and needs of families.

Key words: children with disabilities, social and pedagogical support, pedagogical competence, theater pedagogy, lecture library, mediation service, club work.

Для каждого ребёнка семья занимает особое место, ведь в семье к нему относятся с лаской и любовью, не смотря на имеющиеся проблемы развития; семья это место, где можно решить любые вопросы, где помогут и защитят. Для ребёнка с ограниченными возможностями здоровья большое значение имеют родители и его ближайшее окружение, ведь дети данной категории испытывают трудности коммуникации, адаптации, социализации, им необходима поддержка и помощь близких и родных людей. Семья ребенка с проблемами в развитии, находится в сложном социально-психологическом положении. Когда появляется долгожданный ребёнок и обнаруживается патология развития, родители переживают психологический шок, эмоциональный стресс, который распространяется на всех членов семьи и ближайшее окружение ребёнка. Часто родители не могут самостоятельно, без помощи специалистов справиться с проблемами воспитания и обучения особых детей, что может быть связано с закрытостью семьи от общества или низкой педагогической компетентностью [1]. Поэтому важным аспектом сейчас становится поддержка, сопровождение и помощь тем семьям, где растёт ребёнок с ограниченными возможностями здоровья. Ученые выявили, что такие семьи характеризуются частыми разводами, вследствие чего семья не может организовать и создать необходимые условия для полноценного развития, обуче-

ния и социализации ребёнка. Все эти факторы приводят к повышению тревожности, семья становится уязвимой и мало функциональной [2]. Современная семья отличается высоким уровнем образования, самодостаточностью, зачастую матери считают, что они лучше знают, как воспитывать и обучать особых детей и в тоже время пытаются социализировать их за счёт образовательных организаций. Такие родители с большим трудом идут на контакт, не принимают помощь, что требует от специалистов и от общества более внимательного, особого отношения, специализированного подхода к таким семьям. Каждый тип семьи по-разному реагирует на ребёнка с проблемами в развитии, выстраивает собственный план воспитательных воздействий (таблица 1).

Несмотря на реакцию семьи, ее взаимодействие с социумом, личностные проблемы, родители часто замыкаются в себе, не выставляя напоказ проблемы ребёнка, при этом пытаясь создать благоприятные условия для полно -ценного воспитания и обучения, обращаясь за помощью к специалистам. Но в современном обществе практически отсутствует системная комплексная работа по социально-педагогическому обеспечению семей ребёнка с ограниченными возможностями, наблюдается дефицит информации по вопросам обучения, воспитания, адаптации, социализации детей с проблемами в развитии, по продвижению целей и задач

Типы семей Характеристика типа семьи ребёнка с ограниченными возможностями здоровья

Авторитарный Родители руководствуются собственными утверждениями, занимают активную жизненную позицию. Положительные характеристики связаны с поиском лучшего метода лечения, семья преследуют цель адаптации, оздоровления, социализации ребенка, обучения. Отрицательные характеристики связаны с неумением сдерживать гнев, откровенное противопоставление себя социальной среде, отстраненность от проблем ребенка, часты жесткие формы наказания, неадекватные требования к ребенку, отказ замечать особенности развития ребенка, чрезмерная опека.

Невротичный тип Родители занимают пассивную жизненную позицию, характеризующуюся в чрезмерной фиксации на отсутствии выхода из ситуации, отсутствием стремления к преодолению проблемы, педагогической несостоятельности, стремлении оградить ребенка от проблем, слабости характера, отсутствии требовательности, строгости, в неумелом применении методов поощрения и наказания. Семьи оправдывают собственную бездеятельность отсутствием прямых указаний со стороны специалистов.

Психосоматический тип Характерные особенности: тенденция к доминированию и аффективное реагирование на стресс, в поведении проявляется нормативность, иногда замкнутость, проблема ребенка переживается изнутри, что проявляется в нарушениях психосоматической сферы, склонность к гиперопеке, родители посвящают свою жизнь ребенку, не умеют отдыхать, изнуряют себя, стремятся найти лучших специалистов и сами ими становятся.

Таблица 1 - Характеристика типов семей, воспитывающих ребёнка с ОВЗ

воспитания и обучения, льгот, предоставляемых государством, законодательств нашей страны. Цель нашего исследования заключается в изучении опыта исследований российских и зарубежных учёных, связанных с организацией социально-педагогического сопровождения семей ребёнка с особыми образовательными потребностями. Мы рассматривали те страны, в которых модель социально-педагогического сопровождения семей ребёнка с ОВЗ не только популярна, но и официально признана на государственном уровне (США, Германия, Швеция, Франция). Нами были проведены контент-анализ диссертаций и публикаций за последние 10 лет, интерпретация полученной информации. На основе сравнительного анализа, мы выявили общее и особенное в организации социально-педагогического сопровождения семьи ребёнка с ОВЗ в российской и зарубежной практике; выделили и описали лучшие практики взаимодействия школы и семьи по вопросам воспитания ребенка с ОВЗ. В процессе исследования нами были выявлены особенности сопровождения различных типов семей, воспитывающих ребёнка с ОВЗ; объяснены условия взаимодействия образовательного учреждения и семьи ребёнка с ОВЗ. Анализ результатов исследования позволил собрать, проанализировать и интерпретировать результаты изучения опыта социально-педагогического сопровождения семей ребёнка с ограниченными возможностями и потребностями в России и за рубежом. В разных странах накоплен опыт помощи семьям, воспитывающим особого ребёнка, что позволило нам установить положительные стороны и недостатки организации сопровождения таких семей. В процессе проведения анализа диссертационных исследований было выявлено, что большее внимание уделяется сопровождению взаимоотношения учителя и ребенка, сопровождению родительских отношений к детям. Мало изучен вопрос сопровождения семьи, имеющей ребёнка с ОВЗ. Даже если данный вопрос затронут, то он касается ребёнка с определённым единичным нарушением (ДЦП, РДА, ЗПР). Главная задача направлена на создание комплексной модели сопровождения детей с ОВЗ. Но если сопровождать только детей без включения всех членов семьи, то данная работа не приведёт к положительным результатам,

т.к. семья играет огромную роль в воспитании любого ребёнка, особенно с ограниченными возможностями. Большое внимание в работах исследователей уделяется детям дошкольного возраста и юношеского [3]. Мало затронут школьный возраст детей с ограниченными возможностями здоровья. Это связано с проблемами ранней диагностики, помощи и с профессиональной ориентацией подростков, что является одной из главных проблемам современного общества в нашей стране. Современная практическая работа по сопровождению особых детей направлена в основном на ребенка и не учитывает особенности, потребности и возможности семьи, при этом активное участие и включение родителей в социально-педагогическую деятельность является одним из самых важных компонентов. Умения и навыки, которые ребёнок усваивает на занятиях со специалистами, должны закреплять в домашних условиях, в окружении родных и близких людей. Отсутствие включенности семьи в воспитательный и образовательный процесс ребёнка с проблемами в развитии требует от общества создания условий для организации и проведения специализированных мероприятий, занятий, направленный на оказание помощи семьям ребёнка с ограниченными возможностями (социальной, педагогической, психологической). Изменившаяся социокультурная ситуация в стране не может оставаться без внимания и требует совершенствования подходов, методов, форм, содержания организации и проведения социально-педагогического сопровождения и поддержки семей, имеющих ребёнка с проблемами в развитии. Сейчас активно развивается система социально-педагогических услуг для детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей [4].

В зарубежных странах социально-педагогическая помощь семьям оказывается государством, обществом, религиозными и коммерческими центрами, частными лицами. В США сопровождением семей ребёнка с ОВЗ занимаются общины - это школы, к которым прикреплено несколько районов, кварталов. На базе этой школы созданы центры социально-педагогической поддержки, специалисты данного центра могут оказывать помощь весь год с раннего утра до позднего вечера. Во многих аме-

риканских штатах для семей, воспитывающих ребёнка с ОВЗ разрабатывается программа, под которую выделяется финансирование, что помогает сохранить семью, воспитать и обучить особого ребёнка. В Германии создаются центры, где оказывают «соседские услуги». Эти центры организовали мамы, которые могут обменивать опытом по воспитанию детей с проблемами в развитии и повышать свою образовательную компетенцию. В Швейцарии подобную помощь оказывают церковные общины. Во Франции государство финансирует того специалиста, который осуществляет присмотр и уход за ребенком, выплачивает пенсию самому ребёнку, выделяет необходимое специализированное оборудование [5]. За рубежом семья занимает приоритетное место по отношению к обществу и государству, является главным фактором социализации, развития и воспитания детей. За рубежом проводится эффективная и комплексная работа по социально-педагогическому сопровождению, цель которого направлена на личные интересы семьи; большое внимание уделяется социально-педагогической и психологической поддержке семей, имеющих особых детей; государство пытается найти, разработать эффективные модели, технологии сопровождения семей, воспитывающих ребёнка с ОВЗ. Сейчас интенсивно развивается система социально-педагогического обслуживания россиян с применением и апробированием инновационных технологий поддержки семей, что связано со сложным социальным и экономическим положением в стране, позволяет решить ряд проблем: снять эмоциональное напряжение, разрешить семейные конфликты, найти выход из любой ситуации, принимать эффективные решения [6]. Департамент по делам детей, женщин и семьи Минтруда России разрабатывает современные социальные технологии по работе с семьей и детьми, анализирует, обобщает и распространяет опыт учреждений социального обслуживания семьи и детей [7]. В деятельность департамента входит изучение особенностей работы по организации поддержки семьи особого ребенка в различных учреждениях, находит лучшие моменты, современные подходы, эффективные методики и внедряет их в систему социально-педагогической помощи семьям, имеющих ребёнка с проблемами в

развитии. Политику социальной защиты 2020 г. следует понимать как систему законодательных актов, мер и норм, которые применяются правительством для создания благоприятных условий жизни людей, гарантий государственной поддержки в случае повышения социальных рисков [8]. В сфере социальной защиты инвалидов в 2020 году за помощью и поддержкой обращаются люди, получившие инвалидность, либо родители, воспитывающие ребёнка - инвалида. В рамках данной программы государство предоставляет помощь специалистов по вопросам социально-педагогического сопровождения семей ребёнка с ОВЗ. Проблемами поддержки инвалидов и их семей занимаются социальные работники, психологи, врачи, сотрудники сервисных служб и другие. Одним из инновационных направлений доступности предоставляемых услуг является развитие ком -муникационных диспетчерских служб где специалисты будут оказывать помощь и поддержку лицам, обратившимся в экстренные службы или желающим попасть на прием к врачу [9]. Хотя государство и предпринимает ряд мер по сопровождению семей, воспитывающих ребёнка-инвалида, но этого недостаточно. Таким семьям необходима помощь узких специалистов, знающих специфику развития особого ребёнка, умеющих разработать индивидуальную программу развития.

Социально-педагогическая поддержка семей в России направлена на формирование доверительного, уважительного взаимоотношения в семье и в обществе. Здесь важно поддержать всех членов семьи в выстраивании взаимоотношений с социальным окружением (родственники, соседи, специалисты, учителя и др.), помочь преодолеть социальную изоляцию. Для решения данного вопроса нужно научиться принимать своего особенного ребенка, не стесняться его, а наоборот, всячески вовлекать в социум. Главная цель социально-педагогической поддержки семьи заключается в решении семейных проблем, ликвидации негативных последствий, разрешение конфликтных ситуаций, получение квалифицированной специализированной помощи для успешной адаптации, социализации и реабилитации ребенка в обществе [10]. Семьи, воспитывающие детей-инвалидов, нуждающиеся в данных видах помощи могут получать

поддержку от различных реабилитационных, социальных учреждений, некоммерческих общественных организаций, социально-педагогических служб, государственных органов. Одним их главных составляющих является опора на ресурсы семьи. Семья ребёнка с ОВЗ сталкивается с тяжёлыми социальными, экономическими, психологическими проблемами, связанными с воспитанием и обучением особого ребёнка. В данной ситуации семья вынуждена тесно взаимодействовать со специалистами и учреждениями, обеспечивающими сопровождение и поддержку, что позволяет побороть свое внутреннее сопротивление, поменять принципы жизни в соответствии с требованиями развития ребёнка, выйти на новый этап коммуникации и взаимодействия с окружающим миром. Воспитание и обучение будет эффективным, если семьи будут достаточно информированы в вопросах комплексного системного социально-педагогического сопровождения ребенка с проблемами в развитии, в вопросах прав ребенка. Также важно своевременно обращаться за комплексной и адресной помощью специалистов в учреждения здравоохранения, образования и социальной защиты, где проводится психологическая, социальная, медицинская, коррекционно-педагогическая помощь семье ребёнка с нарушенным развитием [11]. Данная работа направлена на взаимодействие детей и родителей, на решение конфликтных ситуаций в семье, формирование адекватных эмоционально-поведенческих реакций родителей, имеющих ребёнка с проблемами в развитии. Специалисты и педагоги помогают родителям избавиться от чувства вины, адекватно воспринимать своего ребёнка, формировать осознанную родительскую роль в развитии и воспитании особого ребёнка, нормализовать внутрисемейные отношения. У родителей, принимавших участие в коррекционно-педагоги-ческом процессе, формируются представления о методах, приёмах, технологиях обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в домашних условиях [12]. Таким образом, педагоги и специалисты обучают семьи, имеющие ребёнка-инвалида, эффективным средствам обучения и воспитания, которые реализуется в форме клубной работы, родительских собраний с использованием элементов те-

атральной педагогики, индивидуальных кон -сультаций, лекций, семинаров, тренингов для родителей. За рубежом популярно использование элементов театральной педагогики в работе с детьми и их семьями, что помогает привлекать родителей к работе со своим ребенком [14]. В настоящее время доказано, что родители при сопровождении специалиста могут эффективно помогать своим детям самостоятельно, преодолевая свои стрессовые состояния. Ярким примером этого служит опыт зарубежных стран, где развита концепция «самопомощи». Родитель самостоятельно организует воспитательный и образовательный процессы, получая, при необходимости, консультацию узких специалистов. Изучив опыт организации социально-педагогического сопровождения семей ребёнка с ОВЗ за рубежом и в России, мы выявили, что в западных странах работа по поддержки семьи систематична, чётко выстроена, направлена на интересы семей, семья занимает важное место в обществе. В России опыт сопровождения семей находится в стадии становления, ещё нет чёткой структуры, отсутствует комплексность, доступность. Для работы в данном направлении мы предлагаем инновационные технологии сопровождения семей: служба медиации, лекоте-ка, клубная работа, родительские собрание с использованием элементов театральной педагогики, технология «Перевёрнутый класс». На основе технологий строится практическая работа специалистов [15]. Служба медиации -это метод организации переговоров конфликтующих сторон независимым посредником, в целях достижения сторонами взаимовыгодного соглашения, профилактики правонарушений, где ребёнок с ограниченными возможностями избавляется от негатива и желания мести, а родитель помогает своему ребёнку в трудной ситуации и формирует в нем чувство ответственности. Лекотека - это система психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей с нарушением в развития. Специалисты знакомят родителей с особенностями развития, обучения и воспитания ребенка, помогают найти подход к ребёнку, используя специализированные методики и формы работы. Клуб - организация, добровольно объединяющая различные социальные категории граждан в целях общения, развития, социализации,

связанных с необходимостью их реабилитации, а также для профилактики негативных социальных явлений [16]. Клуб или клубная работа включает в себя социально-педагогическую, информационную-просветительскую, спортивно-оздоровительную, творческую, досуговую, трудовую виды деятельности [17]. Данная форма работы представляет собой цикл занятий, которые объединены одной общей темой. Но в те же время данные мероприятия друг с другом не связаны, каждая встреча представляет собой самостоятельное занятие, в рамках которого создаются условия для безбарьерной среды взаимодействия [18]. Здесь родители могут беспрепятственно взаимодействовать друг с другом, обмениваясь опытом воспитания и обучения особого ребёнка; выполнять совместную деятельность, что позволяет наладить внутрисемейные отношения. Родительское собрания с использованием элементов театральной педагогики - это родительское собрание, проходившее в нестандартной форме. Театральная педагогика - это система образования, организованная в виде импровизационной игры и подлинного продуктивного действия, проходящая в совместном коллективном творчестве учителей и учеников, родителей [19]. Элементы театральной педагогики позволяют родителю встать на место ребёнка или другого члена семьи, понять, пережить его чувства и найти выход из сложной ситуации. Технология «Перевёрнутый класс» - это разновидность смешанного обучения. Перевернутый класс -это модель обучения, где учитель предоставляет родителям материал для самостоятельного ознакомления дома, а на очном занятии проходит практическое применения или закрепление материала [20]. Данные технологии мы включаем в работу с родителями, воспитывающие особого ребёнка в нашем регионе. Сегодня на первый план выходит профессиональный уровень образования, самообразование, поиск эффективных методов, технологий, подходов в работе с родителями особого ребёнка. Современные разработки, специальные программы в работе с «особыми» детьми и их семьями, передовые модели воспитания и обучения таких детей в семье и в условиях взаимодействия образовательных учреждений, центров является важным условием организации социально-пе-

дагогической поддержки семьи, воспитывающей ребёнка с нарушенным развитием [21]. Для того чтобы оценить эффективность сопровождения семей, имеющих ребёнка с ОВЗ, необходимо: адекватное понимание родителей характера, личности и поступков ребенка (тест-опросник родительского отношения А.Я. Варга, В.В. Столина); позитивный характер динамики семьи (проективный тест «Социограмма «Моя семья»» В.В. Ткачевой) [13]. Чтобы оценить степень вовлеченности семьи в социально-педагогическую работу нужно учитывать активность родителей, степень принятия ребёнка, понимание его неудач и успехов, регулярность занятий с педагогами, с ребёнком, следование рекомендациям специалистов, подготовку развивающих учебных пособий. Социально-педагогическое сопровождение семьи, воспитывающей ребенка с проблемами в развитии, включает в себя организацию доступного образовательного процесса, психолого-педагогическую диагностику, выявляющую пробелы в развитии ребенка, консультирование родителей и всех членов семьи, взаимодействие с различными организациями по оказанию специализированной помощи, обеспечение досуга и решение ряда внутрисемейных проблем.

Обобщив и проанализировав опыт организации социально-педагогического сопровождения семей ребёнка с ОВЗ за рубежом и в России, мы выявили, что в западных странах работа по взаимодействию с семьёй ребёнка с ОВЗ носит систематический характер, направлена на личностные интересы всех членов семьи. В России данный опыт только формируется. Исходя из выше сказанного, можно сделать выводы: важной составляющей социально-педагогического сопровождения является ответственность родителей, включенность и активное участие в учебно-воспитательной деятельности, во взаимодействии с ребенком, со специалистами, с коллективом школы и с социумом; для эффективного социально-педагогического сопровождения семей ребенка с ОВЗ необходимо внедрять инновационные технологии поддержки семей и детей с ограниченными возможностями; важно систематически организовывать и чётко выстраивать социально-педагогическое сопровождение семьи, воспитывающей ребёнка с ОВЗ, которое должно быть направлено на

интересы и запросы семей. Как говорил В. Су-хомлинский: «В семье закладываются корни, из которых вырастают потом и ветви, и цветы, и плоды. На моральном здоровье семьи строится педагогическая мудрость школы» [22, с. 101]. В настоящее время невозможно добиться высоких результатов в обучении и воспитании детей

без участия родителей, как единомышленников и участников образовательного пространства. Эффективным решением данной проблемы может явиться создание социально-консультационных служб для родителей, клубов, центров, где будет оказываться социально-педагогическая помощь и поддержка таким семьям.

27.01.2022

Список литературы:

1. Абдуллина, Л.Э. Педагогическое сопровождение самообразования родителей в условиях взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи / Л.Э. Абдуллина. - ФГАОУ ДПО «АПКиППРО». М., 2019. - С. 221.

2. Приступа, Е.Н. Социальное сопровождение семей с детьми с ограничениями в здоровье / Е.Н. Приступа. - М., 2014. - С. 110.

3. Егизарьянц, М.Н. Роль семьи в воспитании ребенка с ограниченными возможностями здоровья / М.Н. Егизарьянц, А.А. Мя-киньких. - Армивир: АГПУ 2019.

4. Решение актуальных вопросов детско-родительских отношений в учреждениях социальной защиты населения: Материалы Круглого стола «Социально - психологическое консультирование по вопросам детско-родительских отношений в учреждениях социальной защиты населения» - 19 апреля 2010 года / Под общ. ред. О.Г. Прохоровой. - М.: ИПК ДСЗН, 2010. - С. 51.

5. Пантуева, А.С. Зарубежный опыт социальной работы с детьми и их семьями, попавшими в трудную жизненную ситуацию /

A.С. Пантуева. - Екатеринбург: РГППУ 2014. - С. 126-128.

6. Дементьева, И.Ф. Негативные факторы воспитания детей в неполной семье / И.Ф. Дементьева // Журнал «Социс №11» -2001. - С. 138.

7. Белевцева, Е.В. Клубные формы работы как залог успешной социализации семей с детьми: сборник информационно-методических материалов / Е.В. Белевцева. - Тула: ГУ ТО «Региональный центр «Развитие», 2017. - С. 80.

8. Морозова, И. Система социальной защиты и поддержки населения / И. Морозова. - М., 2017.

9. Шубина, А.А. Социальная политика Российской Федерации / А.А. Шубина // Молодой ученый, 2019. - №41 (279). - С. 207-209.

10. Макаров, А.О. Модель социально-педагогического сопровождения семейного воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья / А.О. Макаров. - Челябинск «ЧГПУ», 2014. - С. 250.

11. Дубровина, Н.А. Анализ методологических подходов в организации психолого-педагогического сопровождения семьи / Н.А. Дубровина, Е.С. Набойченко. - Екатеринбург: УГПУ 2002. - С. 215.

12. Чемерилова, И. А. Современная практика сопровождения семей, воспитывающих детей с ОВЗ / И. А. Чемерилова, Е.К. Иванова // Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании. - М., 2020.

13. Ткачева, В.В. Модель «Сотрудничество» как база оптимального пути воспитания ребенка с психофизическими недостатками /

B.В. Ткачева // Коррекционная педагогика. - 2007. - №2. - С. 68-77.

14. Иванова, Н.В. Анализ зарубежного опыта организации взаимодействия образовательного учреждения и родителей младших школьников / Н.В. Иванова, Е.В. Минаева, Н.А. Воробьева. - Нижний Новгород, 2018.

15. Тюрина, Э.И. Технологии социокультурной работы с семьей. Учебно-методическое пособие / Э.И. Тюрина. - Санкт-Петербург, 2012. - С. 206.

16. Егорычева, С.Л. Лучшие практики поддержки родителей: семейный клуб для неблагополучных семей / С.Л. Егорычева // Эксперты о лучших практиках СО НКО в сфере защиты детства и профилактики социального сиротства. - С. 56-60.

17. Организация клубной деятельности в учреждениях социального обслуживания несовершеннолетних и их семей: Методическое пособие. - Казань: Изд-во ООО «Офсет-Сервис», 2011. - С. 118.

18. Арутюнян, A.M. Проблемы семьи, воспитывающей ребёнка с ограниченными возможностями здоровья / A.M. Арутюнян. -Армавир «ФГОУ ВПО АГПУ», 2016. - С. 113.

19. Атван Садхана Социально-педагогическое сопровождение ребёнка с ограниченными возможностями в Англии, России, Иордании: дис. ... канд. пед. наук / Атван Садхана. - Санкт-Петербург, 2005.

20. Гальчук, О.В. Педагогические возможности инновационных форм литературного образования старших подростков: дис. ... канд. пед. наук / О.В. Гальчук. - М., 2016.

21. Давыдова, Н.И. Социально-педагогическое сопровождение ребенка из неблагополучной семьи в сельской школе: дис. ... канд. пед. наук / Н.И. Давыдова. - Москва, 2009.

22. Цепов А. Л. «Перевёрнутый класс» / А. Л. Цепов // Смоленски: Смоленский медицинский альманах, 2019. - №3. - С. 175-184.

References:

1. Abdullina L.E. Pedagogicheskoe soprovozhdenie samoobrazovaniya roditelej v usloviyah vzaimodejstviya doshkolnoj obrazovatelnoj organizacii i sem'i. - FGAOU DPO «APKiPPRO», M., 2019. - s. 221

2. Pristupa E. N. Socialnoe soprovozhdenie semej s detmi s OVZ. - M.: MGPI. - 2012 . - s. 26

3. Egizaryants M.N., Myakinkikh A.A. The role of the family in the upbringing of a child with disabilities. Armivir: AGPU. 2019.

4. Solving topical issues of child-parent relations in social protection institutions: Materials of the Round table «Socio-psychological counseling on child-parent relations in social protection institutions» - April 19, 2010 / Under the general editorship of O.G. Prokhorova. - M.: IPK DSZN, 2010, - p. 51.

5. Pantueva A.S. Foreign experience of social work with children and their families who have fallen into a difficult life situation. Yekaterinburg: RGPPU, 2014. - pp. 126-128.

6. . Dementeva I.F. Negativnye faktory vospitaniya detej v nepolnoj seme // ZHurnal «Socis №11» - 2001.- s. 138

7. Belevcevoj E.V. Klubnye formy raboty kak zalog uspeshnoj socializacii semej s detmi: sbornik informacionno-metodicheskih materialov. -Tula: GU TO «Regionalnyj centr «Razvitie», 2017. - s. 80

8. Morozova I. the System of social protection and support of the population. M., 2017.

9. Shubin A. A. Social policy of the Russian Federation // the Young scientist, 2019. - №41 (279). - P. 207-209.

10. Makarov A.O. Model socialno-pedagogicheskogo soprovozhdeniya semejnogo vospitaniya detej s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorovya. - CHelyabinsk «CHGPU», 2014. - s. 250

11. Dubrovina N.A., Naboychenko E.S. Analysis of methodological approaches in the organization of psychological and pedagogical support of the family. - Yekaterinburg: UGPU. - 2002. - p. 215.

12. Chemerilova I. A., Ivanova E. K. Modern practice of support for families raising children with disabilities / Text research articles on the specialty «of the science of education. M. - 2020.

13. Tkachev V. V. Model of «Cooperation» as a base of the best ways of parenting a child with mental and physical disabilities // Correctional pedagogy. - 2007. - No. 2. pp. 68-77.

14. Ivanova N.V., Minaeva E.V., Vorobyeva N.A. Analysis of foreign experience in the organization of interaction between an educational institution and parents of younger schoolchildren. Nizhny Novgorod. - 2018.

15. Tyurina E.I. Tekhnologii sociokulturnoj raboty s semej. Uchebno - metodicheskoe posobie. Sankt-Peterburg, 2012. - s. 206

16. Egorycheva S.L. Best practices of parental support: family club for disadvantaged families // Experts on the best practices of NGOs in the field of child protection and prevention of social orphanhood. - pp. 56-60.

17. Organizaciya klubnoj deyatelnosti v uchrezhdeniyah socialnogo obsluzhivaniya nesovershennoletnih i ih semej: Metodicheskoe posobie. -Kazan: Izd-vo OOO «Ofset-Servis», 2011. - s. 118

18. Arutyunyan A.M. Problemy semi, vospityvayushchej rebyonka s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorovya. - Armavir «FGOU VPO AGPU», 2016. - s. 113

19. Atwan Sadhana Socio-pedagogical support of a child with disabilities in England, Russia, Jordan: dissertation of Candidate of Pedagogical Sciences. St. Petersburg. - 2005.

20. Galchuk O.V. Pedagogical possibilities of innovative forms of literary education of older adolescents: dissertation of Candidate of Pedagogical Sciences. M. - 2016.

21. Davydova N. I. Socio-pedagogical support of a child from a dysfunctional family in a rural school: dissertation ofthe Candidate of pedagogical sciences. Moscow. - 2009.

22. Flails A. L. Flipped classroom / Smolensk: Smolensk medical almanac, 2019. - No. 3. - S. 175-184.

Сведения об авторе:

Круглова Елена Евгеньевна, аспирант 4 года обучения кафедры педагогики Омского государственного педагогического университета, учитель КОУ ОО «Адаптивная школа-интернат №17» ORCID: 0000-0002-1217-8557 E-mail: starkova_lenus@mail.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.