Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СЕМЕЙ РЕБЕНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ'

АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СЕМЕЙ РЕБЕНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
567
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / СЕМЬЯ РЕБЕНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / КОМПЕТЕНЦИЯ РОДИТЕЛЕЙ / САМООБРАЗОВАНИЕ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ВНУТРИСЕМЕЙНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Круглова Елена Евгеньевна

В данной статье изложены результаты контент-анализа диссертационных исследований российских и зарубежных ученых, посвященные социально-педагогическому сопровождению семей, воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Рассматриваются проблемы воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, актуальные проблемы взаимодействия ребенка, родителей и образовательного учреждения; социально-педагогическое сопровождение на основе культурологического и аксиологического подходов; описана методология проблемы сопровождения семьи ребенка с ОВЗ. Выявлены основные направления по сопровождению с семьей ребенка с ОВЗ с начала XIX в. до настоящего времени в России и зарубежных странах. Выделены наиболее актуальные проблемы. Сформулированы выводы о необходимости социально-педагогического сопровождения родителей, самосовершенствования их психолого-педагогической компетенции. Дан сравнительный анализ проблем сопровождения в России и за рубежом. Установлено, что успешно организованное социально-педагогическое сопровождение родителей ребенка с ограниченными возможностями здоровья в условиях взаимодействия школы и семьи способствует повышению социально-педагогической компетентности родителей, созданию условий для конструктивного взаимодействия и общения субъектов сопровождения, оптимизации взаимоотношений в семье, развитию способности принимать, понимать и доверять друг другу, умению осознавать важность семейного внимания и воспитания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Круглова Елена Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE PROBLEMS OF SOCIO-PEDAGOGICAL SUPPORT TO FAMILIES RAISING A CHILD WITH DISABILITIES

Introduction. This article presents the results of the content analysis of dissertation research by Russian and foreign scientists devoted to the socio-pedagogical support of families raising a child with disabilities. The problems of raising children with disabilities are considered; the actual problems of interaction between a child, parents and an educational institution are described. Theoretical analysis. The article describes the methodology of the problem of accompanying the family of a child with disabilities. Socio-pedagogical support based on culturological and axiological approaches is considered. The author identifi es the main directions for accompanying the family of a child with disabilities from the beginning of the XIX century to the present in Russia and foreign countries. Common problems that occur most often are highlighted. Conclusions are formulated about the need for socio-pedagogical support of parents and self-improvement of their psychological and pedagogical competence. A comparative analysis of the problems of support in Russia and abroad is given. Conclusions. It is revealed that successfully organized socio-pedagogical support of parents of a child with disabilities in the conditions of interaction between school and family contributes to the improvement of socio-pedagogical competence of parents; creation of conditions for constructive interaction and communication of subjects of support; optimization of relationships in the family; development of the ability to accept, understand and trust each other, and be able to realize the importance of family attention and upbringing.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СЕМЕЙ РЕБЕНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2022. Т. 22, вып. 2. С. 208-212 Izvestiya of Saratov University. Philosophy. Psychology. Pedagogy, 2022, vol. 22, iss. 2, pp. 208-212

E. E. Круглова

Омский государственный педагогический университет, Россия, 644099, г. Омск, Набережная Тухачевского, д. 14 Круглова Елена Евгеньевна, аспирант кафедры педагогики, starkova_lenus@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-1217-8557

Аннотация. В данной статье изложены результаты контент-анализа диссертационных исследований российских и зарубежных ученых, посвященные социально-педагогическому сопровождению семей, воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Рассматриваются проблемы воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, актуальные проблемы взаимодействия ребенка, родителей и образовательного учреждения; социально-педагогическое сопровождение на основе культурологического и аксиологического подходов; описана методология проблемы сопровождения семьи ребенка с ОВЗ. Выявлены основные направления по сопровождению с семьей ребенка с ОВЗ с начала XIX в. до настоящего времени в России и зарубежных странах. Выделены наиболее актуальные проблемы. Сформулированы выводы о необходимости социально-педагогического сопровождения родителей, самосовершенствования их психолого-педагогической компетенции. Дан сравнительный анализ проблем сопровождения в России и за рубежом. Установлено, что успешно организованное социально-педагогическое сопровождение родителей ребенка с ограниченными возможностями здоровья в условиях взаимодействия школы и семьи способствует повышению социально-педагогической компетентности родителей, созданию условий для конструктивного взаимодействия и общения субъектов сопровождения, оптимизации взаимоотношений в семье, развитию способности принимать, понимать и доверять друг другу, умению осознавать важность семейного внимания и воспитания.

Ключевые слова: дети с ограниченными возможностями здоровья, семья ребенка с ограниченными возможностями здоровья, социально-педагогическое сопровождение, компетенция родителей, самообразование, социализация, внутрисемейные отношения

Для цитирования: Круглова Е. Е. Анализ проблем социально-педагогического сопровождения семей ребенка с ограниченными возможностями здоровья // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2022. Т. 22, вып. 2. С. 208-212. https://doi.org/10.18500/1819-7671-2022-22-2-208-212 Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0)

Article

Analysis of the problems of socio-pedagogical support to families raising a child with disabilities E. E. Kruglova

Omsk State Pedagogical University, 14 Embankment of Tukhachevsky, Omsk 644099, Russia Elena E. Kruglova, starkova_lenus@mail.ru; https://orcid.org/0000-0002-1217-8557

Abstract. Introduction. This article presents the results of the content analysis of dissertation research by Russian and foreign scientists devoted to the socio-pedagogical support of families raising a child with disabilities. The problems of raising children with disabilities are considered; the actual problems of interaction between a child, parents and an educational institution are described. Theoretical analysis. The article describes the methodology of the problem of accompanying the family of a child with disabilities. Socio-pedagogical support based on culturological and axiological approaches is considered. The author identifies the main directions for accompanying the family of a child with disabilities from the beginning of the XIX century to the present in Russia and foreign countries. Common problems that occur most often are highlighted. Conclusions are formulated about the need for socio-pedagogical support of parents and self-improvement of their psychological and pedagogical competence. A comparative analysis of the problems of support in Russia and abroad is given. Conclusions. It is revealed that successfully organized socio-pedagogical support of parents of a child with disabilities in the conditions of interaction between school and family contributes to the improvement of socio-pedagogical competence of parents; creation of conditions for constructive interaction and communication of subjects of support; optimization of relationships in the family; development of the ability to accept, understand and trust each other, and be able to realize the importance of family attention and upbringing.

Keywords: children with disabilities, family of a child with disabilities, social and pedagogical support, competence of parents, self-education, socialization, intra-family relations

https://phpp.sgu.ru

https://doi.org/10.18500/1819-7671-2022-22-2-208-212

Научная статья УДК 376.142

Анализ проблем социально-педагогического сопровождения семей ребенка с ограниченными возможностями здоровья

© Круглова Е. Е., 2022

For citation: Kruglova E. E. Analysis of the problems of socio-pedagogical support to families raising a child with disabilities. Izvestiya of Saratov University. Philosophy. Psychology. Pedagogy, 2022, vol. 22, iss. 2, pp. 208-212 (in Russian). https://doi.org/10.18500/1819-7671-2022-22-2-208-212

This is an open access article distributed under the terms of Creative Commons Attribution 4.0 International License (CC-BY 4.0)

Введение

В настоящее время наблюдается рост рождения детей с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ), что связано с экологической обстановкой, социально-экономическими проблемами, высоким качеством диагностики и медицины. В России 4,5% детей являются лицами с ОВЗ. Как в зарубежных странах, так и в России, создано множество учреждений, центров для организации обучения, воспитания, социализации и реабилитации детей данной категории. Но как показывает практика, в помощи нуждаются не столько дети, сколько их родители и близкие люди. В Законе об образовании (п. 1, ст. 18) сказано, что родители являются первыми педагогами, они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка [1]. Указанные проблемы связаны с уровнем компетентности родителей, поддержки и социально-педагогической помощи таким семьям. Трудности семьи, воспитывающей ребенка с ОВЗ, имеют много аспектов психологического, социального и соматического характера [2, с. 43]. То, какой смысл придают родители особенностям развития ребенка с ОВЗ, закладывают в него тот или иной сценарий жизни [3, с. 8].

Рассмотрим социально-педагогическое сопровождение семей на основе культурологического и аксиологического подходов.

В рамках культурологического подхода (В. С. Библер, М. С. Каган, Ш. А. Амонашвили, В. А. Сухомлинский, Н. Б. Крылова, Г. И. Ловецкий) социально-педагогическое сопровождение родителей, имеющих ребенка с ОВЗ, отражается в умении ориентироваться в социокультурном пространстве, в осознании субъектов своей ценности и индивидуальности, в развитии культурных ценностей [4, с. 92]. В результате реализации данного подхода у участников социально-педагогического сопровождения формируются положительное отношение к культурному наследию, развиваются личностные качества, которые способствуют созданию новых культурных ценностей.

Аксиологический подход (И. Ф. Исаева, Е. И. Шиянов, Б. М. Бим-Бад, Т. А. Маслов, Б. Т. Лихачев, Т. И. Пороховская, В. А. Сла-стенин) предполагает социальное становление детей с ОВЗ, приобщение человека к социо-

культурным ценностям и сотрудничество педагогов, родителей, детей для решения проблем адаптации и социализации особых детей [5].

Социально-педагогическое сопровождение семей, воспитывающих ребенка с ОВЗ, направлено на развитие личности и индивидуальности каждого ребенка, на исправление нарушений психофизического развития, на формирование социально значимой личности, приносящей пользу обществу. При сопровождении семьи ребенка с ОВЗ одновременно решаются многие повседневные проблемы и устраняются затруднения. Главная цель каждого родителя - создать такие условия, чтобы ребенок независимо от индивидуальных особенностей или ограничений в здоровье смог полноценно жить в современном мире.

Основные проблемы, возникающие при организации социально-педагогического сопровождения семей, воспитывающих ребенка с ОВЗ, заключаются в сотрудничестве с семьей, ребенком, с образовательной организацией, со специалистами; в установлении доверительного отношения; в уровне компетенций родителей; в наличии стремления к самообразованию и саморазвитию; в семейных взаимоотношениях между супругами и детьми; в принятии ребенка с проблемами в развитии; во взаимодействии с социумом.

Теоретический анализ

Нами были проведены контент-анализ диссертаций и публикаций за последние 10 лет, а также интерпретация полученной информации. На основе сравнительного анализа были выявлены общие и специфические проблемы в организации социально-педагогического сопровождения семьи ребенка с ОВЗ в российской и зарубежной практике; выделены наиболее часто встречающиеся проблемы сопровождения семей; обозначены вопросы, возникающие в процессе социально-педагогического сопровождения семей, воспитывающих ребенка с ОВЗ.

Результаты исследования дали возможность проанализировать и интерпретировать итоги изучения опыта социально-педагогического сопровождения родителей семей ребенка с ограниченными возможностями и потребностями в России и за рубежом.

В разных странах накоплен опыт помощи семьям, воспитывающим особого ребенка, что по-

зволило установить положительные стороны и недостатки организации сопровождения таких семей.

История развития человечества охватывает период взаимоотношений семьи и общества, в котором имели место случаи избавления от неполноценных младенцев, оказания помощи и поддержки семьям, воспитывающим ребенка с ограниченными возможностями. В начале XIX в. в лечении, обучении и воспитании детей с нарушенным развитием активно привлекались родители и родственники ребенка, создавались консультативные пункты для семей «дефективных» детей в России. Специалисты прибегали к использованию всех членов семьи для профилактики и помощи в лечении детей с интеллектуальными нарушениями. До 90-х гг. XX в. такая работа носила рекомендательный характер. Е. М. Мастюкова в своих исследованиях часто затрагивала проблемы нарушенного развития детей, необходимости всестороннего и комплексного изучения семей, у которых появляется ребенок с ограниченными возможностями здоровья.

Впервые рассматривался вопрос участия родителей детей с ОВЗ в коррекционном, образовательном и воспитательном процессах. Со временем работа с родителями становилась необходимостью. Без участия семьи, воспитывающей ребенка с ОВЗ, невозможно добиться положительных результатов.

В процессе проведения анализа диссертационных исследований был определен объект анализа, который заключался в изучении, создании и апробации современных моделей сопровождения семей ребенка с ОВЗ, в комплексе эффективных форм сопровождения данных семей. В результате такой работы было выявлено, что большее внимание уделяется сопровождению взаимоотношения учителя и ребенка, сопровождению родительских отношений к детям, имеющим определенное нарушение. Недостаточно проработан вопрос сопровождения семьи, имеющей ребенка с ОВЗ. Даже если он затронут, то касается ребенка с определенным единичным нарушением. В изученных работах теоретически обоснованы, разработаны и апробированы модели учреждения комплексной помощи семьям и детям с ограниченными возможностями здоровья в определенном регионе или дан сравнительный анализ в нескольких регионах. Главная задача направлена на создание комплексной модели сопровождения детей с ОВЗ, а не их семей. Но если сопровождать только детей без включения родителей, то данная работа не приведет к эффективным результатам, так как семья играет огромную роль в воспитании любого ребенка.

В настоящее время в России написано множество работ и проведено достаточно исследований по проблеме сопровождения и поддержки, в частности, Е. Б. Хомутовой (2018), А. В. Югоровой (2012), М. Н. Елиашвили (2012), Л. А. Асламазовой (2012) и др. Многие зарубежные ученые также считают семью главным аспектом полноценного развития ребенка с ОВЗ, что отражено в трудах Ф. Л. Ратнера, М. Ф. Музафарова и др.

Анализ педагогической теории и практики в исследовании Л. Э. Абдуллиной, посвященном изучению вопросов социально-педагогического сопровождения семей, воспитывающих ребенка с ОВЗ, показывает, что большинство родителей не могут самостоятельно заниматься самообразованием, что связано с утратой семейных традиций, ростом количества неполных семей, возрастанием тревоги родителей, материальной нестабильностью, отсутствием мотивации для осуществления самообразования и саморазвития [6, с. 124].

Изучив исследования зарубежных ученых (А. П. Тернбулл, Ю. А. Саммерс, С. Тэйлор-Браун и др.), можно сделать вывод, что многие семьи, прошедшие специальное обучение или получившие необходимую консультацию и поддержку специалистов, могут самостоятельно осуществлять образовательный и воспитательный процессы в домашних условиях. За рубежом создано множество центров и учреждений, специализирующихся на организации взаимодействия родителей, воспитывающих детей с ОВЗ, с целью обмена опытом. В настоящее время создаются целые ассоциации по сотрудничеству таких семей.

Исходя из этого, можно констатировать, что российские семьи настолько загружены работой, решением повседневных вопросов, что у них не хватает времени на самообразование и воспитание детей. Отсутствие работы сказывается на отсутствии финансовых возможностей в вопросах содержания семьи. А вот зарубежные семьи могут позволить себе не работать, а заниматься своими детьми самостоятельно, проходить обучение, повышать квалификацию. Поэтому данный вопрос остается открытым для наших ученых. Не зря сейчас разрабатывается и реализуется ряд проектов, направленных на сотрудничество с семьей («Поддержка семей, имеющих детей», «Дети особой заботы», «Школа - территория здоровья» и др.).

Достаточно глубоко исследован вопрос создания и реализации моделей сопровождения семьи ребенка с ОВЗ как в России, так и за рубежом (О. А. Макаров, А. С. Савельева,

О. В. Кашинская, Т. Хелльбург), но большинство из них направлены на психолого-педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста. В работе А. О. Макарова «Социально-педагогическое сопровождение семейного воспитания ребенка с ОВЗ» описана модель самопомощи в семье, которая в дальнейшем позволит найти выход из сложных ситуаций, использовать и систематизировать знания специалистов по социально-педагогическому сопровождению [7, с. 137]. Данная модель направлена на формирование компетенций, мотивации, инициативы разрешения проблем и ответственности за свои поступки. Семьям нужна постоянная помощь в воспитании и обучении детей, консультации специалистов, так как каждый ребенок индивидуален, с возрастом потребности и возможности детей меняются, поэтому, учитывая особенности развития ребенка, возраст, взаимоотношение с родителями, необходимо подбирать определенный, индивидуальный маршрут по сопровождению семьи ребенка с ОВЗ.

В Германии широко используется индивидуальный и групповой тренинги в работе с родителями ребенка с ОВЗ. Данный метод разработан профессором Т. Хелльбрюгге. Цель данного тренинга заключается в обмене опытом, в ролевом проигрывании проблемных ситуаций, в видеосъемке миниспекталей-импровизаций с последующим обсуждением и анализом [цит. по: 8, с. 19].

Считаем данный метод очень эффективным, так как театральная педагогика помогает раскрыться социуму, по-иному взглянуть на ребенка, на проблему в семье и ее решение. Данное направление не получило распространения в России, поэтому мы пытаемся внедрить этот тренинг в своем регионе и проверить его эффективность, ведь сейчас на первый план выходит работа с родителями.

Выводы

Многие современные ученые считают, что семью нужно рассматривать как социальный институт, выполняющий требования общества для создания эффективной модели ее сопровождения. Согласно исследованиям Р. В. Овчаро-вой в мире растет потребность в помощи семьям, не входящим в группу риска [цит. по: 9, с. 3].

Сегодня важное место в социально-педагогическом сопровождении семей ребенка с ОВЗ занимает профессионализм специалистов, их мобильность, умение находить инновационные формы и средства сотрудничества с семьями, воспитывающими таких детей.

В зарубежных странах родители не нуждаются в помощи и поддержке педагогов и психологов только на начальных этапах. Они самостоятельно решают проблемы, возникшие в процессе обучения и воспитания ребенка с ОВЗ, используя по необходимости консультации специалистов и педагогов. В России, наоборот, семьям ребенка с ОВЗ требуется постоянная помощь, поддержка и консультации специалистов, что связано с загруженностью, необходимостью родителей работать. Установки родителей относительно будущего их детей с ОВЗ зачастую не осознаны и не обоснованы [10, с. 224].

Решить семейные проблемы родителей, воспитывающих ребенка с ОВЗ, помогут социально-педагогические, консультативные пункты, создание родительских клубов, театральных студий, оказание адресной помощи этим семьям. Службы сопровождения семьи ребенка с ОВЗ могут создаваться как организационная структура муниципальных образовательных учреждений и социальных и реабилитационных учреждений региональной системы, ресурсных центров [11, с. 108]. Также нужны инновационные разработки и программы для работы с «особыми» детьми и их семьями в условиях образовательных учреждений, центров и средства для их реализации.

Список литературы

1. Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации: Федеральный закон от 24.07.1998 г. № 124. URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ ips/?docbody=&nd=102054607 (дата обращения: 13.02.2022).

2. Арутюнян A. M. Проблемы семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья // Санкт-Петербургский образовательный вестник. 2016. № 3 (3). С. 41-43.

3. Посысоев Н. Н. Психолого-педагогическое сопровождение семей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья : методическое пособие. Ярославль : ГОАУ ЯО ИРО, 2011. 76 с.

4. Шнейдер Л. Б. Психология семейных отношений : курс лекций. М. : Эксмо-Пресс, 2000. 512 с.

5. Крикуненко Н. И. Аксиологический подход как методологическая основа педагогического исследования. Ставрополь : Просвещение, 2016. 42 с.

6. Абдуллина Л. Э. Педагогическое сопровождение самообразования родителей в условиях взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи : дис. ... канд. пед. наук. М., 2019. 221 с.

7. Макаров А. О. Модель социально-педагогического сопровождения семейного воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья // Вест-

ник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. 2014. № 5. С. 127-137.

8. Ратнер Ф. Л., Сигал Н. Г., Юсупова А. Ю. Работа с родителями детей с ограниченными возможностями : отечественный и зарубежный опыт // Современные исследования социальных проблем. 2015. № 5. C. 624-633.

9. Дубровина Н. А., Набойченко Е. С. Анализ методологических подходов в организации психолого-педагогического сопровождения семьи // Психолого-педагогические проблемы в образовании. 2002. № 11. С. 211-215.

10. Ольхина Е. А., Шитикова А. А. Образовательные запросы семьи ребенка с ОВЗ основного, среднего и высшего образования // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 63-1. С. 221-225.

11. Веко Л. В., Боброва А. В. Развитие форм сопровождения семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями в Нижегородской области // Служба сопровождения семьи и ребенка : инновационный опыт : методический сборник / ред. В. М. Соколова. Владимир : Транзит-ИКС, 2010. 132 с.

References

1. On Basic guarantees of the rights of the child in the Russian Federation. Federal Law of 24.07.1998, no. 124. Available at: http://pravo.gov.ru/proxy/ ips/?docbody=&nd=102054607 (accessed 13 February 2022) (in Russian).

2. Arutyunyan A. M. Problems of a family raising a child with disabilities. Sankt-Peterburgskiy obrazovatelnyy vestnik [St. Petersburg Educational Bulletin], 2016, no. 3 (3), pp. 41-43 (in Russian).

3. Posysoev N. N. Psikhologo-pedagogicheskoe sopro-vozhdenie semey, imeyushchikh detey s ogranichen-nymi vozmozhnostyami zdorovya [Psychological and Pedagogical Support of Families with Children with Disabilities]. Yaroslavl, GOAU YaO IRO Publ., 2011. 76 p. (in Russian).

4. Shneyder L. B. Psikhologiya semennykh otnoshenii [Psychology of Seed Relations]. Moscow, Eksmo-Press Publ., 2000. 512 p. (in Russian).

5. Krikunenko N. I. Aksiologicheskiy podkhod kak metodo-logicheskaya osnova pedagogicheskogo issledovaniya [Axiological Approach as a Methodological Basis of Pedagogical Research]. Stavropol, Prosveschenie Publ., 2016. 42 p. (in Russian).

6. Abdullina L. E. Pedagogical support of parents self-education in the conditions of interaction between a preschool educational organization and a family. Diss. Cand. Sci. (Ped.). Moscow, 2019. 221 p. (in Russian).

7. Makarov A. O. The model of socio-pedagogical support of family education of children with disabilities. Vestnik Yuzhno-Uralskogo gosudarstvennogo gumanitarno-pedagogicheskogo universiteta [Bulletin of the South Ural State Humanitarian Pedagogical University], 2014, no. 5, pp. 127-137 (in Russian).

8. Ratner F. L., Sigal N. G., Yusupova A. Yu. Working with parents of children with disabilities: domestic and foreign experience. Sovremennye issledovaniya sotsi-alnykh problem [Modern Studies of Social Problems], 2015, no. 5, pp. 624-633 (in Russian).

9. Dubrovina N. A., Naboychenko E. S. Analysis of methodological approaches in the organization of psychological and pedagogical support of the family. Psikhologo-pedagogicheskie problemy v obrazovanii [Psychological and Pedagogical Problems in Education], 2002, no. 11, pp. 211-215 (in Russian).

10. Olkhina E. A., Shitikova A. A. Educational needs of the family of a child with disabilities of basic, secondary and higher education. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya [Problems of Modern Pedagogical Education], 2019, no. 63-1, pp. 221-225 (in Russian).

11. Veko L. V., Bobrova A. V. Development of forms of support for a family raising a child with disabilities in the Nizhny Novgorod region. In: Sokolova V. M., ed. Sluzhba soprovozhdeniya sem'i i rebenka: innovatsion-nyy opyt [Family and Child support service: Innovative experience]. Vladimir, Transit-X Publ., 2010. 132 p. (in Russian).

Поступила в редакцию 28.11.2021; одобрена после рецензирования 10.12.2021; принята к публикации 25.03.2022 The article was submitted 28.11.2021; approved after reviewing 10.12.2021; accepted for publication 25.03.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.