Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СЕМЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С ОВЗ'

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СЕМЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С ОВЗ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2758
401
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / ДЕТИ С ОВЗ / CHILDREN WITH DISABILITIES / PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT / ТРУДНОСТИ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ / ЭТАПЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ / DIFFICULTIES OF CHILD-PARENT RELATIONS / STAGES OF PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сереней Виктория Викторовна

В статье описаны основные трудности детско-родительских отношений в семьях, где воспитывают детей с ограниченными возможностями здоровья, раскрыто содержание психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей с ОВЗ. Сформулирована цель и основные задачи психолого-педагогического сопровождения семей с детьми с ОВЗ. Обозначены этапы психолого-педагогического сопровождения семьей, воспитывающей детей с ОВЗ, а также основные направления работы с семьей в рамках Центров ранней помощи и поддержки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сереней Виктория Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT OF FAMILIES RAISING CHILDREN WITH DISABILITIES

The article describes the main difficulties of child-parent relations in families where children with disabilities are raised, the content of psychological and pedagogical support of families raising children with disabilities is revealed. The purpose and main tasks of psychological and pedagogical support of families with children with disabilities are formulated. Stages of psychological and pedagogical support of the family raising children with disabilities, and also the main directions of work with a family within the Centers of early help and support are designated.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СЕМЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С ОВЗ»

Педагогика

УДК 376.44

DOI 10.21661/r-497857

Сереней В.В., Калягина Е.А.

Психолого-педагогическое сопровождение семей, воспитывающих детей с ОВЗ

Аннотация

В статье описаны основные трудности детско-родительских отношений в семьях, где воспитывают детей с ограниченными возможностями здоровья, раскрыто содержание психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей с ОВЗ. Сформулирована цель и основные задачи психолого-педагогического сопровождения семей с детьми с ОВЗ. Обозначены этапы психолого-педагогического сопровождения семьей, воспитывающей детей с ОВЗ, а также основные направления работы с семьей в рамках Центров ранней помощи и поддержки.

I

Ключевые слова: психолого-педагогическое сопровождение, дети с ОВЗ, трудности детско-родительских отношений, этапы психолого-педагогического сопровождения.

Serenej V.V., Kalyagina E.A.

Psychological and pedagogical support of families raising children with disabilities

Abstract

The article describes the main difficulties of child-parent relations in families where children with disabilities are raised, the content of psychological and pedagogical support of families raising children with disabilities is revealed. The purpose and main tasks of psychological and pedagogical support of families with children with disabilities are formulated. Stages of psychological and pedagogical support of the family raising children with disabilities, and also the main directions of work with a family within the Centers of early help and support are designated.

I

Keywords: children with disabilities, psychological and pedagogical support, difficulties of child-parent relations, stages of psychological and pedagogical support.

Согласно статистике Министерства образования РФ, каждый год число детей с ограниченными возможностями здоровья растет в среднем на пять процентов. По данным ЮНЕСКО в настоящее время России живут более двух миллионов детей, которые имеют особенности в физическом или психическом развитии. Когда в семье появляется ребенок, имеющий отклонения в психофизическом развитии, это создает сложную стрессовую ситуацию, нарушает привычную жизнь членов семьи и их межличностные отношения.

Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) - это дети, имеющие отклонения в развитии, которые ввиду своего состояния здоровья не могут усваивать образовательные программы, так как им необходимы специальные условия обучения и воспитания.

Наиболее часто встречающиеся трудности дет-ско-родительских отношений в семьях, где воспитыва-

ют детей с ограниченными возможностями здоровья, связаны:

1. С несоответствием ожиданий родителей, когда они надеются на быстрое излечение ребенка и готовы уделять больше времени и сил, чтобы достичь такого результата. Осознание того, что ребенок развивается особенным образом и на коррекцию данного развития понадобятся годы, становится открытием для родителей. Родители осознают, что им придется отказаться от реализации некоторых жизненных планов, в связи с чем, на уровне эмоций родители реагируют целым комплексом противоречивых чувств.

2. С симбиотическим отношениями между матерью и ребенком, когда ребенок испытывает негативные эмоции в результате отделения от матери. Данный симбиоз имеет устойчивый характер и может сохраняться в подростковом и юношеском возрасте и препятствует

Pedagogy

социализации ребенка в среде сверстников и обучению в образовательном учреждении.

3. Нахождением родителей в постоянном состоянии стресса, так как любая семья, в которой воспитывается ребенок с ограниченными возможностями здоровья, испытывает стресс, сила которого зависит от возраста ребенка и тяжести заболевания. Чаще стресс проявляется у матерей, которые считают, что плохо справляются со своими обязанностями.

4. Отсутствие моральной поддержки семей со стороны близких и друзей, когда семьи детей с ОВЗ испытывают недостаток моральной поддержки не только знакомых, но и близких людей. Это связано с низким уровнем информированности общества, так как окружающие не знают о проблемах ребенка, а родителям бывает сложно объяснить специфику его поведения [1].

Поэтому сегодня все семьи, имеющие детей с ограниченными возможностями здоровья, нуждаются психолого-педагогическом сопровождении, которое предполагает оказание психологической поддержки, направленной на повышение самооценки родителей, оптимизацию психологического климата в семье, так и оказание педагогической помощи, которая связана с овладением необходимыми знаниями и навыками по воспитанию ребенка.

Главная цель психолого-педагогического сопровождения заключена в оказании квалифицированной помощи специалистов ребенку с ограниченными возможностями здоровья, которая направлена на его индивидуальное развитие, адаптацию и реабилитацию в социальном мире, а также оказание социально-психологической помощи семьям, воспитывающим детей с ОВЗ.

Психолого-педагогическое сопровождение содержит комплексную диагностику, развивающую и кор-рекционную работу, консультирование и просвещение родителей.

Задачами психолого-педагогического сопровождения являются:

1. Изучение личности ребенка с ОВЗ и его родителей, а также системы их отношений.

2. Защита интересов ребенка, сохранение семейных связей, максимальное использование сохраненных ресурсов положительного развития, как ребенка, так и семьи, на основе партнерства.

3. Информирование родителей о системе ПМПК, задачах и возможностях психолого-педагогической и медико-социальной помощи.

4. Развитие детско-родительских отношений.

5. Формирование адекватных родительских установок на заболевание и социально-психологические проблемы ребенка путем активного привлечения родителей в психо-коррекционный процесс.

6. Содействие родителям в поиске наиболее эффективных видов помощи и условий ее оказания.

7. Повышение мотивации семьи на решение проблем ребенка, оказание ему помощи и поддержки.

8. Формирование навыков адекватного общения с окружающим миром.

9. Способствовать преодолению психологических барьеров [2].

В службах ранней помощи, специализированных Центрах ранней помощи, а также лекотеках, широко создающихся сейчас, многие семьи, имеющие детей с ограниченными возможностями здоровья, получают необходимую поддержку психологов, дефектоло-гов, социальных педагогов. Наиболее важная часть работы этих структур - это оказание психологической поддержки и консультирования родителей с целью содействия психологического комфорта, а также осуществление нормализации взаимоотношений и формирование информационной компетентности родителей через образовательные программы (лекции, семинары, практикумы).

Процесс психолого-педагогического сопровождения семьи, воспитывающей детей с ОВЗ, включает три этапа.

На первом этапе проводится диагностика ребенка и членов его семьи, происходит установление контакта со всеми участниками сопровождения ребенка.

Педагог-психолог выявляет особенности развития ребенка, определяет модель воспитания, которую применяют родители. Кроме того, важное значение имеет определение личностных характеристик родителей, которые педагог вносит в специальную социально-психологическую карту семьи.

На втором этапе педагог-психолог реализует индивидуальную программу работы с ребенком с ОВЗ, проводит занятия. Кроме того, в случае необходимости проводится работа по оказанию помощи родителям в виде консультирования, проведения бесед или обсуждений ситуаций.

Также педагог-психолог проводит просветительную работу с педагогами, которые занимаются обучением ребенка с ограниченными возможностями.

Информирование родителей о важных возрастных этапах в жизни ребенка, особенностях детско-роди-тельских отношений, возможных методах и о содержании абилитационной, коррекционной работы способствует расширению родителями собственного информационного поля по вопросам воспитания ребенка с ОВЗ. Индивидуальное консультирование позволяет осветить вопросы динамики развития ребенка (по результатам диагностики), его познавательных возможностей и путей их стимулирования. Особое внимание уделяется организации развивающей среды дома [3, с. 96-97].

С детьми проводятся психологические занятия, которые содержат комплекс упражнений на развитие всех познавательных процессов ребенка. Совместно с родителями проводятся мероприятия, посвященные праздникам, например «День матери», «День семьи» и т. п. По итогам данного этапа педагог-психолог составляет рекомендации психологической помощи, которые носят индивидуальных характер и учитывают специфику той или иной семьи.

На третьем этапе педагог-психолог проводит анализ эффективности всего процесса сопровождения и полученных результатов.

Interactive science | 8 (42) • 2019

15

Педагогика

В результате психолого-педагогического сопрово- помогать ребенку обрести уверенность в своих силах, ждения семей с ОВЗ, родители учатся не стеснятся развивать его познавательную активность, эмоцио-своего ребенка, воспринимать его таким, какой он есть, нально-волевую сферу.

Литература

1. Морозова В.И. Детско-родительские отношения как фактор сотрудничества педагогов с семьей, воспитывающей ребенка в ОВЗ в системе инклюзивного образования / В.И. Морозова // Известия ВГПУ - 2018. - С. 67-71.

2. Юлдашева О.Н. Семейная социализация детей с ограниченными физическими возможностями: условия и факторы: Автореф. дис. ... канд. социол. наук / О.Н. Юлдашева. - Уфа, 2010. - 25 с.

3. Кобрина Л.М. Абилитационная работа с глухими детьми раннего возраста: учеб. / Л.М. Кобрина, О.А. Денисова. - 2-е изд. - СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2010. - 156 с.

i

References

1. Morozova, V. I. (2018). Detsko-roditel'skie otnosheniia kak faktor sotrudnichestva pedagogov s sem'ei, vospityvaiushchei rebenka v OVZ v sisteme inkliuzivnogo obrazovaniia. Izvestiia VGPU, S. 67.

2. Iuldasheva, O. N. (2010). Semeinaia sotsializatsiia detei s ogranichennymi fizicheskimi vozmozhnostiami: usloviia i faktory: Avtoref. dis., 25. Ufa.

3. Kobrina, L. M., & Denisova, O. A. (2010). Abilitatsionnaia rabota s glukhimi det'mi rannego vozrasta., 156. SPb.: LGU im. A.S. Pushkina.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.