СОЦИОЛОГИЯ SOCIOLOGY
УДК 316 ББК (С) 60.5
Ольга Владимировна Бейгуленко1,
кандидат педагогических наук, доцент, Забайкальский государственный университет (672039, Россия, г. Чита, ул. Александро-Заводская, 30),
е-таИ: obalagurova@yandex.ru Юлия Ивановна Ардашова, кандидат педагогических наук, доцент, Забайкальский государственный университет (672039, Россия, г. Чита, ул. Александро-Заводская, 30),
е-mail: Ms.ardashova77@bk.ru
Социальное сопровождение инвалидов в Забайкальском крае
В статье отражена проблема социального сопровождения инвалидов в Забайкальском крае. Изучены понятия «инвалидность», «детская инвалидность», которые позволили раскрыть основные проблемы инвалидов и семей, в которых они находятся. Рассмотрены основные направления работы с детьми-инвалидами. Проанализирована численность инвалидов, детей-инвалидов в Забайкальском крае, выявлены основные проблемы. Дана классификация моделей инвалидности: медицинская и социальная. Определена роль специалиста по социальной работе в социальном сопровождении инвалидов. Раскрыто содержание понятия «социальное сопровождение», рассмотрена структура программы социального сопровождения. Проанализирована организация деятельности службы сопровождения инвалидов и семей, воспитывающих детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья. Рассмотрена роль службы социального сопровождения и её цель в работе с инвалидами, выявлены основные направления работы. Определено понятие «социальная реабилитация», его особенности для инвалидов. Дана характеристика технологий социального сопровождения инвалидов, которые могут использоваться в работе службами социального сопровождения инвалидов: технология удалённого сопровождения инвалидов, детей-инвалидов и их семей («дистанционная реабилитация»); технология «организация психолого-педагогической помощи семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья, и детям-инвалидам в условиях лекотеки»; технология социальной поддержки семьи посредством предоставления услуги по уходу за ребёнком-инвалидом при кратковременном отсутствии родителей («няня на час»); технология «домашнее визитирование».
Ключевые слова: инвалид, инвалидность, детская инвалидность, социальное сопровождение, лекотека.
1 Бейгуленко О. В. - основной автор. Вклад заключается в анализе организации деятельности службы сопровождения инвалидов и семей, воспитывающих детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья и выявлении технологий социального сопровождения инвалидов.
116
© О. В. Бейгуленко, Ю. И. Ардашова, 2015
Olga Vladimirovna Beygulenko1,
Candidate of Pedagogy, Associate Professor, Transbaikal State University (30 Alexandro-Zavodskay St., Chita, Russia, 672039), e-mail: obalagurova@yandex.ru Yuliya Ivanovna Ardashova, Candidate of Pedagogy, Associate Professor, Transbaikal State University (30 Alexandro-Zavodskay St., Chita, Russia, 672039), e-mail: Ms.ardashova77@bk.ru
Social Escort of Disabled People in Zabaikalsky Krai
In article the problem of social escort of disabled people is reflected in Zabaikalsky Krai. Concepts disability, children's disability which allowed to open the main problems of disabled people and families in which there is a disabled person are studied. The main areas of work with children disabled people are considered. The number of disabled people, disabled children in Zabaikalsky Krai is analysed, the main problems are revealed. Classification of models of disability is given: medical and social. The role of the specialist in social work in social escort of disabled people is defined. The content of concept "social maintenance" is opened, the structure of the program of social maintenance is considered. The organization of activity of an escort service of the disabled people and families which are bringing up disabled children and children with limited opportunities of health is analysed. The role of service of social maintenance and its purpose in work with disabled people is considered, the main areas of work are revealed. The concept "social rehabilitation", its features for disabled people is defined. The characteristic of technologies of social escort of disabled people which can be used in work of social escort of disabled people as services is given: technology of remote escort of disabled people, disabled children and their families "remote rehabilitation", the "organization of the psychology and pedagogical help to the families raising children with limited opportunities of health and to disabled children in the conditions of a lekote-ka" technology, technology of a social family support by means of providing service in care of the disabled child at short-term absence of parents "the nurse for an hour", the "house vizitirovaniye" technology.
Keywords: disabled person, ivalidnost, children's disability, social maintenance, lekoteka.
По данным Всемирной организации здравоохранения, каждый десятый житель планеты является инвалидом. В Российской Федерации с принятием закона о ратификации Конвенции ООН о правах инвалидов в мае 2012 года задача формирования общества равных возможностей приобрела особую актуальность. Подписание Конвенции фактически утвердило принципы, на которых должна строиться политика государства в отношении инвалидов. Прежде всего, она должна быть направлена на создание достойных условий их жизни и деятельности, обеспечение основных социальных прав и гарантий, осуществление медицинских, профессиональных и социальных аспектов реабилитации.
По данным Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Забайкальскому краю, на 1 января 2014 года в Забайкальском крае проживало более
96000 инвалидов (около 9 % от общей численности населения края), в том числе 4752 ребёнка-инвалида [3].
Различают причины инвалидности, которые влекут за собой разные правовые последствия:
- общее заболевание;
- увечье, трудовое или профессиональное заболевание;
- ранения (контузии), увечья, которые получены при защите Отечества или при исполнении иных обязанностей военной службы, или заболевание связано с пребыванием на фронте;
- увечье, полученное в результате несчастного случая, не связанного с исполнением обязанностей военной службы.
Одним из факторов, актуализирующих проблему инвалидности, является наличие множества средовых, административных, психологических барьеров, отсутствие до-
1 Beygulenko O. V. - is the main author, the main contribution is to analyze the organization of the support services for people with disabilities and families raising children with disabilities and children with disabilities and identifying the technologies of social support of persons with disabilities.
ступной среды жизнедеятельности, что обусловливает социальную изоляцию инвалидов. Значительная часть граждан данной категории, в том числе и дети, лишены возможности реализовать свои права и принимать участие во всех аспектах жизни ещё и в силу того, что проживают самостоятельно (одиноко или в родных семьях). В соответствии с рекомендациями бюро медико-социальной экспертизы, многие из них нуждаются в различных реабилитационных мероприятиях. Однако маломобильность данной категории граждан, неразвитость социальной и транспортной инфраструктуры Забайкалья, особенно в отдаленных районах края, недостаточная информированность и подготовленность граждан и их родственников в вопросах реабилитации не позволяют полноценно реализовать реабилитационные программы.
Детская инвалидность является острейшей проблемой современного общества. Численность детей с ограниченными возможностями с физическими, интеллектуальными, психическими и сенсорными отклонениями среди населения страны неуклонно возрастает. На сегодняшний день в России количество детей с ограниченными возможностями составляет более 640 тыс. чел., т. е. около 2 % от общей численности детского населения страны.
В Российской Федерации, как и во многих странах, дети-инвалиды составляют более 2,0 % от общего числа детского населения. В последние годы отмечена тенденция к увеличению числа детей-инвалидов. Причём наиболее многочисленную группу составляют дети с ограничением способности передвигаться (35,6 %); способности адекватно вести себя (33,8 %); общаться с окружающими (19,4 %); ухаживать за собой (5,6 %); действовать руками (2,6 %); владеть телом (3,1 %). Отмечено, что самый высокий процент инвалидности наблюдается среди мальчиков от 10 до 14 лет [4] .
Семьи, воспитывающие детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, имеют слабое представление о своих правах и правах ребёнка, плохо информированы о государственных гарантиях, мерах социальной поддержки и видах социальных услуг. Зачастую родители не владеют элементарными навыками ухода за детьми-инвалидами, не обладают необходимыми знаниями о методах воспитания и социализации особенных детей. Таким
образом, семья, воспитывающая ребёнка-инвалида, является средой, которая в свою очередь нуждается в развитии и поддержке. Многие родители в сложившейся ситуации оказываются беспомощными. Трудности, которые испытывают родители больного ребёнка, значительно отличаются от повседневных забот, волнующих обычную семью. Это происходит вследствие колоссальной психологической нагрузки, которую несут члены семьи, воспитывающей ребёнка-инвалида. Их положение можно охарактеризовать как внутренний (психологический) и внешний (социальный) тупики, поэтому такие семьи особенно нуждаются в профессиональной поддержке, которую могут и должны оказывать специалисты социальной сферы (здравоохранения, социальной защиты, образования, культуры, физической культуры и спорта).
Наличие в социальной структуре общества такой доли инвалидов, а также тенденция к инвалидизации населения определяют социальную работу с данной категорией одним из приоритетов в системе социальной защиты населения.
Актуальными являются и вопросы совершенствования управления реабилитационной деятельностью: для многих регионов России, в том числе и для Забайкальского края, характерна недостаточная развитость системы межведомственного взаимодействия в процессе реализации индивидуальных программ реабилитации инвалидов, в то время как глубина и много-аспектность трудной жизненной ситуации, в которой оказывается инвалид, определяют междисциплинарный, межведомственный и длительный по времени характер реабилитации. Данное обстоятельство в значительной степени осложняет организацию, координацию и контроль выполнения реабилитационных мероприятий.
Значимость проблемы обусловлена ещё и тем, что в сложившейся демографической ситуации инвалиды трудоспособного возраста, а также дети-инвалиды составляют значительный резерв нашего общества на рынке труда.
Таким образом, исходя из того, что основная цель социальной реабилитации - восстановление социального статуса инвалида, достижение им материальной независимости путём восстановления или компенсации нарушенных или утраченных способностей к выполнению обществен-
ной, профессиональной и бытовой деятельности, проблемы создания условий для возвращения инвалида к нормальной социальной жизнедеятельности приобретают всё большую актуальность.
Такая постановка проблемы требует разработки и внедрения новых управленческих подходов, социальных практик и технологий социальной работы, отвечающих потребностям как клиентов, так и общества в целом.
В научной литературе и социальной практике сложились разные направления изучения проблем инвалидности. Существуют различные модели инвалидности, которые условно можно разделить на две группы - медицинскую и социальную. Медицинская модель рассматривает инвалида в изоляции от общества. Инвалиды сами должны адаптироваться в мире, обществе, насколько это возможно. Если это невозможно, тогда их нужно отправить в специальное учреждение или создать специальные условия для их жизни. Акцент делается на зависимости, а сам подход основан на стереотипах, по которым инвалидность вызывает жалость и желание опекать и помогать. Медицинская модель определяет людей с точки зрения того, что они не могут делать. Именно поэтому общество организовывало специальные учреждения, а государство строило свою политику таким образом, чтобы изолировать людей с инвалидностью от большей части жизни общества [1, с. 66].
Социальная модель была разработана в качестве попытки представить систему, которая будет альтернативой доминирующему медицинскому восприятию инвалидности. Поэтому она в основном направлена на преодоление тех барьеров, которые изолируют людей с инвалидностью и не позволяют им стать полноправными членами своих сообществ. Согласно этой модели, положение инвалидов и дискриминация, которую они испытывают, искусственно созданы обществом, и это не имеет отношения к их нарушениям. Понимание инвалидности в этом аспекте помогает инвалидам приобрести ту силу, которая позволяет бороться с барьерами, будь то физические, институциональные, юридические или коммуникативные барьеры, не позволяющие им полноценно участвовать в жизни общества. Социальная модель признаёт, что люди с инвалидностью, как и все другие, время от
времени нуждаются в медицинской помощи. Однако эта модель говорит, что инвалидов нельзя рассматривать как объекты медицинского вмешательства [1, с. 89].
Часто инвалидность рассматривается как медицинская патология, и этим инвалиды отличаются от здоровых людей. Инвалид должен приспосабливаться к обществу здоровых людей, и задача социальной работы - помочь инвалиду в его адаптации, реабилитации. Подходы такого рода в современной научной литературе и соответствующая социальная практика иногда обозначаются термином «дизабилизм» («инвалидизм») - по аналогии с термином «расизм». Дизабилизм предполагает дискриминацию людей с ограниченными возможностями и отношение к ним как к неполноценным членам общества [2, с. 46].
Такое понимание проблемы инвалидности доминировало в общественном сознании до середины XX века и являлось характерным для индустриального общества вне зависимости от политического режима, когда человек рассматривался в первую очередь как производитель материальных и духовных благ.
По данным исследования, проведённого специалистами системы социальной защиты Забайкальского края в 2013 году, наиболее значимыми для инвалидов являются проблемы малообеспеченности, проблемы, связанные с физическим здоровьем, социально-бытовые, социально-психологические. Актуальными остаются и проблемы занятости и обеспечения техническими средствами реабилитации.
Суть личностной проблемы ребёнка с ограниченными возможностями заключается в его изолированности от общества, в котором ему предстоит жить и расти. С раннего детства дети с отклонениями в развитии сталкиваются с оценкой их внешности другими людьми. Часто здоровые дети с детской непосредственностью и жестокостью оценивают внешние дефекты детей с ограниченными возможностями в их присутствии. В результате у детей с ограниченными возможностями формируются замкнутость, замыкание «в четырёх стенах», маскированная (скрытая) депрессия. Скрытая депрессия (сниженный фон настроения, негативная самооценка собственных перспектив и других людей, часто замедленный темп мышления, скованность и пассивность) в сочетании с заниженной
самооценкой и отсутствием благоприятного прогноза на будущее достаточно часто приводит к появлению мыслей суицидального характера. Формируется комплекс неполноценности.
По мере взросления дети с ограниченными возможностями начинают осознавать, что уровень их жизненных возможностей по сравнению с «обычными» детьми достаточно снижен. При этом у них формируется заниженная самооценка, что в свою очередь приводит к чрезмерному снижению уровня притязаний. Следствием этих процессов становится социальная пассивность и сужение активного жизненного пространства. В дальнейшем дети с ограниченными возможностями начинают осознавать значимость своей зависимости от здоровых членов общества.
Анализ теоретических источников и опыта практической деятельности специалистов социальных служб убеждает, что наиболее эффективной средой реабилитации детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья является семья, поэтому важным направлением социальной работы является работа с семьями, воспитывающими детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.
Специалист по социальной работе в рамках своей профессиональной деятельности должен содействовать решению многих задач, реализация которых осуществляется не только в реабилитационных центрах для детей с ограниченными возможностями, но и в других учреждениях социальной сферы. Оценка эффективности реабилитационных мероприятий для детей-инвалидов убеждает в необходимости обеспечения преемственности процесса реабилитации уже в домашних условиях. В связи с чем возникает потребность в создании специальных служб, расположенных по месту жительства семьи, которые особенно важны для семей с маломобильными детьми.
Таким образом, участие специалистов по социальной работе в реабилитации инвалидов носит многоаспектный характер, который предполагает не только разностороннее образование, осведомлённость в законодательстве, но и наличие соответствующих личностных особенностей.
Социальная работа выступает важным фактором позитивных изменений в отношении инвалидов, она осуществляется через
различные методы и технологии. Необходимо находить ресурсы в работе с обществом, поддерживать активную жизненную позицию инвалидов и членов их семей, способствуя их самореализации. Помочь инвалидам преодолеть трудности, адаптироваться в обществе - одна из проблем, которая призвана решаться в рамках социальной работы.
В современных условиях очень важным является необходимость учёта проблем инвалидов при организации социальной реабилитации. Эффективность этого процесса во многом зависит от уровня сформированное™ установок самих инвалидов, родителей детей-инвалидов на преодоление социальной изоляции и на стремление к адаптации в общество.
В теории социальной работы понятие «социальное сопровождение» применяется сравнительно недавно. По мнению Е. И. Холостовой, социальное сопровождение - «особый вид деятельности социальных служб и особый тип деятельных взаимоотношений со специалистами социальной сферы» [5, с. 565].
Социальное сопровождение включает в себя элементы обучения и развития способностей человека к дальнейшему повышению своего социального статуса, умению самостоятельно владеть подходами и практиками, предлагаемыми специалистами социальной сферы. При социальном сопровождении решаются следующие задачи:
- адаптация клиента к реальным условиям его жизнедеятельности;
- реабилитация и выведение клиента из кризисных и стрессовых ситуаций;
- повышение социального статуса клиента;
- нормализация отношений и утверждение себя в социуме;
- восстановление здоровья, излечение от вредных привычек;
- создание условий для самореализации клиента в семье и обществе [5].
С 2013 года в регионах Российской Федерации стали создаваться службы сопровождения инвалидов и семей,воспитываю-щих детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.
Организационно службы сопровождения инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями, на закреплённых территориях представлены командой специалистов в
составе участкового специалиста по социальной работе, педагога-психолога, социального педагога, медицинского работника, юриста. Непосредственным координатором службы является участковый специалист по социальной работе, основные функции которого - организация деятельности по сопровождению, установление внутриотраслевого, межведомственного и межсекторного взаимодействия, ведение электронной базы данных по инвалидам в автоматизированной системе «Адресная социальная помощь», оформление программ сопровождения инвалидов (на основе рекомендаций медико-психолого-педагогического консилиума (МППК)), осуществление мониторинга по сопровождению инвалидов на закреплённой территории, подготовка и сдача отчётов о результатах реализации программ сопровождения.
Программы сопровождения разрабатываются на каждого клиента или семью, изъявивших желание написать заявление о постановке на сопровождение, и включают комплекс мероприятий, описание форм и видов, объёмов, сроков оказания услуг, а также действий по оказанию помощи клиентам на основе межведомственного взаимодействия, в том числе учитывающих индивидуальную программу реабилитации инвалида.
Внедрение новых подходов в практику социальной работы с инвалидами основано на идее оказания помощи инвалиду, создания для него благоприятных и безопасных условий жизнедеятельности, а также поддерживающей среды для самой семьи с ребёнком-инвалидом.
В Забайкальском крае государственные услуги инвалидам, детям-инвалидам, детям с ограниченными возможностями здоровья и воспитывающим их семьям предоставляют 5 реабилитационных центров,
1 дом-интернат для умственно отсталых детей, 32 комплексных и социально-реабилитационных центра, подведомственных Министерству труда и социальной защиты Забайкальского края.
По состоянию на 1 сентября 2014 года в крае работают 300 участковых специалистов по социальной работе в 31 муниципальном районе (в 33 городских и 280 сельских поселениях, 593 сёлах). За участковыми специалистами по социальной работе закреплены по 2-4 населённых пункта с общей численностью населения от 800 до
2 тыс. чел. [3].
С целью совершенствования межведомственного взаимодействия, развития системы социальной поддержки и защиты инвалидов, детей-инвалидов и воспитывающих их семей, оказания им содействия в решении проблем социальной адаптации и интеграции в общество Министерством труда и социальной защиты с 1 июля 2013 года на всей территории Забайкальского края внедрена служба сопровождения инвалидов.
Цель данной службы - улучшение качества жизни инвалидов, семей, воспитывающих детей-инвалидов, повышение их реабилитационного, интеграционного и коммуникативного потенциала, а также качества и уровня доступности предоставляемых им социальных услуг.
Оценка эффективности реабилитационных мероприятий детям-инвалидам в условиях полустационарного обслуживания убеждает в необходимости обеспечения преемственности процесса реабилитации уже в домашних условиях. В связи с чем возникает потребность в разработке и внедрении новых технологий социальной работы с инвалидами и семьями, воспитывающими детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья. Одними из таких технологий могут являются:
1. Технология удалённого сопровождения инвалидов, детей-инвалидов и их семей («дистанционная реабилитация»).
Идея технологии: специалистами государственных учреждений социального обслуживания (ГУСО) в онлайн-режиме проводятся: консультирование, индивидуальные и групповые занятия с инвалидами, детьми-инвалидами и их родителями, находящимися дома или в специально оборудованной студии учреждения социального обслуживания по месту жительства.
Цели: оказание непрерывной реабилитации гражданам с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детям; внедрение новых моделей работы с гражданами с ограниченными возможностями здоровья.
2. Технология «организация психолого-педагогической помощи семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья, и детям-инвалидам, в условиях лекотеки».
Идея: предоставление психолого-педагогической и медико-социальной помощи семьям, воспитывающим детей с ограни-
ченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, посредством использования игровых техник.
Цель: создание благоприятных условий для развития детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов посредством внедрения технологии «организация психолого-педагогической помощи семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, в условиях лекотеки» (лекотека - организованная специальным образом игровая среда, позволяющая проводить коррекционно-развивающие занятия с детьми, занятия с родителями по обучению развивающим методикам, и т. д.).
3. Технология социальной поддержки семьи посредством предоставления услуги по уходу за ребёнком-инвалидом при кратковременном отсутствии родителей («няня на час»).
Идея: на договорной основе устанавливается взаимодействие между семьёй, имеющей ребёнка-инвалида, ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, и государственным учреждением социального обслуживания, представляющим семье услугу по уходу за ребёнком-инвалидом при кратковременном отсутствии родителей или лиц, их заменяющих.
Цель: оказание социальной поддержки семьям, имеющим детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, способствующей их социальной адаптации и интеграции в общество.
4. Технология «домашнее визитирование».
Первый визит в семью - это стадия привлечения семьи с ребёнком-инвалидом или ребёнком с ограниченными возможностями здоровья к практическому сотрудничеству.
На этом этапе участковому социальному работнику, который будет сопровождать семью в дальнейшем, необходимо решить несколько задач:
1) установить определённые отношения с родителями, другими членами семьи с возможно более широким кругом людей, образующих социальную сеть семьи. В центре этих отношений должны находиться благополучие, безопасность и эмоциональная защищённость ребёнка;
2) определить и понять проблемы, присущие данному случаю и выявить собственные ресурсы семьи для их решения. Очень важно, чтобы специалист и члены семьи пришли к полному взаимопониманию имеющихся проблем и ресурсов;
3) предложить семье помощь в осуществлении перемен, которые позволят решить проблемы.
Анализ наблюдений специалистов учреждений социального обслуживания, результаты мониторинга качества услуг, предоставляемых в рамках сопровождения, показали востребованность данных технологий в работе с инвалидами и семьями, воспитывающими детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.
Таким образом, результаты исследования подтверждают предположение о том, что сопровождение инвалидов Забайкальского края, представляющее собой комплекс мероприятий, направленных на содействие инвалидам в преодолении трудной жизненной ситуации, способствует повышению качества социальной работы с населением. Служба сопровождения востребована, эффективна и располагает большими возможностями для решения различных проблем инвалидов и семей с детьми-инвалидами.
Список литературы
1. Зозуля Т. В. Комплексная реабилитация инвалидов: учеб. пособие. М.: Академия, 2005. 304 с.
2. Министерство труда и социальной защиты Забайкальского края [Электронный ресурс]. Режим доступа: 11йр://минсоц.забайкальскийкрай.рф/ (дата обращения: 19.02.2015).
3. Социальное сопровождение участковыми социальными работниками семей с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья: информ.-метод. рек. М.: ИПК ДСЗН, 2013. 180 с.
4. Территориальный орган федеральной службы государственной статистики по Забайкальскому краю [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://chita.gks.ru/digital/region1/ default.aspx (дата обращения: 19.02.2015).
5. Холостова Е. И., Климантова Г. И. Энциклопедия социальных практик поддержки семьи и детства в Российской Федерации. М.: Дашков и К, 2014. 752 с.
6. Холостова Е. И., Климантова Г. И. Энциклопедия социальных практик. М.: Дашков и К, 2011. 660 с.
References
1. Zozulya T. V. Kompleksnaya reabilitatsiya invalidov: ucheb. posobie. M.: Akademiya, 2005. 304 s.
2. Ministerstvo truda i sotsial'noi zashchity Zabaikal'skogo kraya [Elektronnyi resurs]. Rezhim dostupa: http://minsots.zabaikal'skiikrai.rf/ (data obrashcheniya: 19.02.2015).
3. Sotsial'noe soprovozhdenie uchastkovymi sotsial'nymi rabotnikami semei s det'mi-invalidami i det'mi s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya: inform.-metod. rek. M.: IPK DSZN, 2013. 180 s.
4. Territorial'nyi organ federal'noi sluzhby gosudarstvennoi statistiki po Zabaikal'skomu krayu [Elektronnyi resurs]. Rezhim dostupa: http://chita.gks.ru/digital/region1/default.aspx (data obrashcheniya: 19.02.2015).
5. Kholostova E. I., Klimantova G. I. Entsiklopediya sotsial'nykh praktik podderzhki sem'i i detstva v Rossiiskoi Federatsii. M.: Dashkov i K, 2014. 752 s.
6. Kholostova E. I., Klimantova G. I. Entsiklopediya sotsial'nykh praktik. M.: Dashkov i K, 2011. 660 s.
Статья поступила в редакцию 20.03.2015