Научная статья на тему 'ЭФФЕКТИВНОЕ ФОРМИРОВАНИЕ ИГРОВЫХ УМЕНИЙ У ОСОБЕННЫХ ДЕТЕЙ'

ЭФФЕКТИВНОЕ ФОРМИРОВАНИЕ ИГРОВЫХ УМЕНИЙ У ОСОБЕННЫХ ДЕТЕЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
219
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ / ИГРОВЫЕ УМЕНИЯ / ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЛЕКОТЕКА / ОСОБЕННЫЕ ДЕТИ / PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL REHABILITATION / PLAY SKILLS / PLAY ACTIVITY / LEKOTEK / CHILDREN WITH SPECIAL NEEDS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Камнева О.А., Ковалева И.В., Смагина Ю.В., Гусакова Ю.В.

Актуальность статьи обусловлена необходимостью разработать такую реабилитационную технологию, которая позволила бы эффективно формировать игровые умения у особенных детей и сократить срок их реабилитации. Игровые умения являются фундаментом развитию познавательных процессов и речевой деятельности. С этой целью авторы предлагают включить в процесс реабилитации родителей. Новизна исследования состоит в том, что структура реабилитационного процесса представлена не диадой «педагог - ребенок», а триадой «педагог-ребенок-родитель». Для родителей особенных детей предложены курсы по подбору игрушек и правилам организации игровой деятельности согласно нозологии (задержка психического развития, синдром Дауна, умственная отсталость, расстройство аутистического спектра). Авторами было доказано, что если после занятий со специалистами, родители продолжают заниматься с ребенком дома через игровую деятельность, то достигается хороший коррекционный и компенсирующий результат, сокращается время реабилитации. Благодаря такой совместной работе специалистов и родителей у особенных детей не только формируется (и развивается) игровая деятельность, но и происходит речевое, социально-коммуникативное, познавательное развитие. Эффективность такой работы доказана в исследовании. Статья будет представлять интерес для психологов, психологов-педагогов, специалистов, работающих с особенными детьми, которые ищут альтернативные пути эффективной реабилитации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Камнева О.А., Ковалева И.В., Смагина Ю.В., Гусакова Ю.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EFFECTIVE FORMATION OF PLAY SKILLS IN CHILDREN WITH SPECIAL NEEDS

The relevance of the article is due to the need to develop a rehabilitation technology that help to form play skills of children with special needs and reduce the period of their rehabilitation. Play skills are the foundation of the development of cognitive processes and speech activity. The authors propose to include parents in the rehabilitation process in order to achieve this goal. The innovativeness of the research study is in the fact, that the structure of the rehabilitation process is represented by the triad of “teacher- child - parents” instead of diad of “teacher-child”. The courses on the toys selection and organization of play activity according to nosology (mental retardation, Down's syndrome, mental defectiveness, autism spectrum disorder) were offered to the parents of special needs children. The authors have proved that if parents continue to engage their children by play activity at home after the classes with the specialists, it allows to achieve correctional and compensation results and reduce the period of the rehabilitation. This joint work of the specialists and the parents of special needs children helps to develop not only play activity of these children but also their speech, social and communicative skills and cognitive activity. The effectiveness of this work has been proved in this research study. The article will be of interest to psychologists, educational psychologists, specialists working with special needs children who are looking for alternative ways of the effective rehabilitation.

Текст научной работы на тему «ЭФФЕКТИВНОЕ ФОРМИРОВАНИЕ ИГРОВЫХ УМЕНИЙ У ОСОБЕННЫХ ДЕТЕЙ»

УДК 159.9.072.43

Эффективное формирование игровых умений у особенных детей Effective formation of play skills in children with special needs

Камнева О.А., Астраханский государственный университет, OAKamneva@gmail.com Ковалева И.В., Научно-практический центр реабилитации детей «Коррекция и развитие», kovalevaiv 71@mail. ru

Смагина ^Ю.В., Научно-практический центр реабилитации детей «Коррекция и развитие», smagina_yulya@list. ru

Гусакова ЮЮ.В., Научно-практический центр реабилитации детей «Коррекция и развитие», denikina26@mail. ru

Kamneva O., Astrakhan State University, OAKamneva@gmail.com

Kovaleva I., Research and practical centre for the children rehabilitation «Correction and Development», kovaleva_iv71@mail.ru

Smagina Y., Research and practical centre for the children rehabilitation «Correction and Development», smagina_yulya@list.ru

Gusakova Y., Research and practical centre for the children rehabilitation «Correction and Development», denikina26@mail.ru

DOI: 10.34772/KPJ.2020.141.4.035

Ключевые слова: психолого-педагогическая реабилитация, игровые умения, игровая деятельность, лекотека, особенные дети.

Keywords: psychological and pedagogical rehabilitation, play skills, play activity, lekotek, children with special needs.

Аннотация. Актуальность статьи обусловлена необходимостью разработать такую реабилитационную технологию, которая позволила бы эффективно формировать игровые умения у особенных детей и сократить срок их реабилитации. Игровые умения являются фундаментом развитию познавательных процессов и речевой деятельности. С этой целью авторы предлагают включить в процесс реабилитации родителей. Новизна исследования состоит в том, что структура реабилитационного процесса представлена не диадой «педагог -ребенок», а триадой «педагог-ребенок-родитель». Для родителей особенных детей предложены курсы по подбору игрушек и правилам организации игровой деятельности согласно нозологии (задержка психического развития, синдром Дауна, умственная отсталость, расстройство аутистического спектра). Авторами было доказано, что если после занятий со специалистами, родители продолжают заниматься с ребенком дома через игровую деятельность, то достигается хороший коррекционный и компенсирующий результат, сокращается время реабилитации. Благодаря такой совместной работе специалистов и родителей у особенных детей не только формируется (и развивается) игровая деятельность, но и происходит речевое, социально-коммуникативное, познавательное развитие. Эффективность такой работы доказана в исследовании. Статья будет представлять интерес для психологов, психологов-педагогов, специалистов, работающих с особенными детьми, которые ищут альтернативные пути эффективной реабилитации.

Abstract. The relevance of the article is due to the need to develop a rehabilitation technology that help to form play skills of children with special needs and reduce the period of their rehabilitation. Play skills are the foundation of the development of cognitive processes and speech activity. The authors propose to include parents in the rehabilitation process in order to achieve this goal. The innovativeness of the research study is in the fact, that the structure of the rehabilitation process is represented by the triad of "teacher- child - parents" instead of diad of "teacher-child". The courses on the toys selection and organization of play activity according to nosology (mental retardation, Down's syndrome, mental defectiveness, autism spectrum disorder) were offered to the parents of special needs children. The authors have proved that if parents continue to engage their children by play activity at home after the classes with the specialists, it allows to achieve correctional and compensation results and reduce the period of the rehabilitation. This

joint work of the specialists and the parents of special needs children helps to develop not only play activity of these children but also their speech, social and communicative skills and cognitive activity. The effectiveness of this work has been proved in this research study. The article will be of interest to psychologists, educational psychologists, specialists working with special needs children who are looking for alternative ways of the effective rehabilitation.

Введение. Ребенок с ограниченными возможностями здоровья или особенный ребенок может выйти на качественный уровень своего интеллектуального и физического развития только в том случае, если коррекционно-воспитательная работу с ним будет системна [4]. Системный подход в работе с особенным ребенком заключается не только в том, чтобы специалист грамотно выстроил свою работу и ним - индивидуальный маршрут, но и предложил эффективное сотрудничество со значимыми взрослыми - родителями. Такое плодотворное сотрудничество можно осуществить во время игры. Цель этой деятельности - научить ребенка играть, а не просто манипулировать предметами [9]. Игра - это сложная деятельность, поэтому на начальном этапе важно сформировать орудийные и соотносящие действия. Ребенку с особенностями в развитии это сделать непросто.

Исследования влияния игровой деятельности на психическое развитие ребенка проводили П.Я. Гальперин, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, А.А. Реан, Д.Б. Эльконин, С.Л. Рубинштейн. Важную роль этой деятельности для развития особенных детей указал Л.С. Выготский, отмечая проблему развития высших психических функций у детей с ограниченными возможностями [1]. Элькониным Д.Б. было доказано, что значимый взрослый -родитель является источником эмоциональной поддержки в игре, что положительно отражается на результатах деятельности [6].

Следовательно, специалистам, работающим с особенными детьми, важно создать предпосылки для полноценной игровой деятельности как во время занятий, так и дома. Для этого необходимо обучить игровым умениям родителей, которые часто не знают, как взаимодействовать со своим ребенком в игре и чему его можно научить [2;3].

Под игровыми умениями родителей следует понимать совокупность теоретических знаний и способов действий, позволяющих родителям создавать мнимую (изображаемую) ситуацию и развивать ее совместно с детьми. Осваивая игровую деятельность, ребенок раннего возраста постепенно усваивает условные действия с игрушками и предметами-заменителями, а также делает первые шаги по принятию ролевого поведения [5; 10].

Родитель при этом выполняет роль партнера-взрослого, который демонстрирует образцы действий с предметом-заменителем и создает

условия для дальнейшего естественного развития детской игры [8].

Материалы и методы исследования. На базе службы ранней помощи научно-практического центра реабилитации детей «Коррекция и развитие» (г. Астрахань) успешно реализуется комплексный подход к работе с родителями, воспитывающими особенных детей, и в частности, к формированию у них навыков взаимодействия с ребенком в игре.

Исследование проходило в течение 2019 года с января по декабрь и с января по март 2020 года. Игровым умениям обучались более 100 родителей, воспитывающих особенных детей, из них - 52 родителя имели детей с риском по РАС (расстройством аутистического спектра), 32 родителя с детьми, у которых диагностирована задержка психического развития (ЗПР), 28 родителей, дети которых имели смешанную патологию развития (умственная отсталость, синдром Дауна).

Каждый реабилитационный период длился около трех месяцев.

Обучение родителей происходило по этапам.

На первом этапе формировалась активная родительская позиция. Для этого не только необходимо сформировать мотивацию родителей на самостоятельную активную игровую деятельность с особенным ребенком, обучить навыкам игры, которые являются специфичными для каждой отдельной нозологии, но и научить родителей нести свою долю ответственности за результаты такой работы.

На данном этапе родителям объяснялось значение их игровой деятельности с ребенком в домашних условиях, показывались перспективы психического развития ребенка. Созданный в центре «Коррекция и развитие» родительский клуб дает возможность семьям, воспитывающим особенных детей, не только получить новые знания в рамках мастер-классов, консультаций и тренингов, но и увидеть примеры других семей, которые оказались в похожей ситуации.

Второй этап - это непосредственное обучение родителей игровой деятельности, когда родители имеют возможность в группе или индивидуально, под руководством специалистов, освоить навыки игровой деятельности, адаптированные под конкретного ребенка.

Третий этап - анализ, контроль и коррекционная работа. Специалисты

корректируют игровую деятельность родителей с ребенком, отвечают на текущие вопросы родителей, анализируют достигнутые результаты.

Особое внимание при обучении родителей уделялось подбору конкретных игр, адаптированных под конкретные потребности особенного ребенка.

Большое значение при формировании навыков игрового взаимодействия родителей с ребенком уделялось лекотеке. Слово «лекотека» со шведского можно перевести, как «коллекция игрушек». Первая лекотека появилась в Стокгольме в 1963 году при поддержке педагогов и родителей и предназначалась для смягчения психотравмирующих воздействий на детей дошкольного возраста при госпитализации [7; 11]. С тех пор возможности лекотеки значительно возросли.

В центре «Коррекция и развитие» лекотека была организована в 2010 г. Стратегической целью лекотечной работы в центре является абилитация, реабилитация и социализация особенных детей. Нозология особенного ребенка - двигательные, умственные, сенсо-моторные, коммуникативные, эмоциональные нарушения, а также смешанная патология. Даже минимальная возможность научиться чему-либо через игру дает возможность особенному ребенку развиваться. Эту возможность всегда надо использовать.

В лекотеке центра «Коррекция и развитие» помогают развивать детей, которые в силу своего диагноза, не были приняты в другое детское учреждение. Здесь им оказывается психологическая, педагогическая и

оздоровительная поддержка и, что особенно важно, уделяется большое внимание родителям. В лекотеке они получают своеобразную эмоциональную разрядку, возможность поделиться проблемами с другими родителями. Педагоги-психологи, работающие в лекотеке, составляют индивидуальный маршрут для семьи и осуществляют контроль на маршруте за выполнением индивидуальной игровой деятельностью через взаимодействие с родителями. Показателем качества игровых умений родителей является общение специалиста с ребенком. Показанный на занятии и закрепленный навык в домашних условиях в игре и есть показатель эффективности работы родителей.

Родители обучаются взаимодействию с ребенком в игре сначала в ходе консультации с педагогами, а затем на диагностическом игровом сеансе переходят к практическим действиям -

играют с ребенком в оборудованной комнате под наблюдением специалистов. Диагностический игровой сеанс (обычно 40 минут) дает возможность родителям попробовать свои силы в новой для них деятельности, решить в ходе игры возникшие проблемы и получить оценку своих действий от работников лекотеки. Кроме этого, лекотечные работники могут дать консультацию по изготовлению игрушки, в том числе, совместно с ребенком.

Каждая семья имеет возможность брать на определенное время заинтересовавшую игрушку и самостоятельно проводить коррекционно-развивающие занятия, заниматься развитием познавательной, эмоционально-волевой сфер, сенсорно-моторной ловкости, слухового восприятия и внимания, памяти, мышления своего ребенка.

В играх с детьми в домашних условиях родители могут использовать игрушки лекотеки, предназначенные для:

- развития мелкой моторики рук («Волшебный мешочек», разнообразные шнуровки, пирамидки, кукольный театр, конструктор Лего);

- развития координации движений (рыбалка «В болоте», разнообразные деревянные лабиринты, «Мышь в сыре», каталки);

- развития вариативного мышления (головоломки, вкладыши, пазлы, интерактивная игрушка «Зайка», магнитная доска);

- развития памяти, внимания, восприятия (звуковые коврики, музыкальные инструменты);

- развития фантазии (наборы для детского творчества);

- физического развития ребенка (мячи, детский боулинг);

- социальной адаптации детей и приобретения навыков самообслуживания («Готовим овощи», куклы, кукольные домики, детская посуда) и многое другое.

Выбор игрушек и игры определяется выявленной нозологией.

Для детей с риском по РАС, эффективными являются технологии сенсорной интеграции. Это связано с тем, что у таких детей отмечены нарушения коммуникативных навыков, навыков самообслуживания, отмечается стереотипность поведения. Это могут быть игры с природными материалами, спортивное игровое оборудование, которое может применяться в домашних условиях. У детей с риском по РАС обострены тактильные ощущения. Значит посредством игры родитель должен передать ребенку как можно

больше информации с помощью подручных материалов. Например, с помощью тканевых или музыкальных кубиков с шуршащим или звенящим наполнением.

Дети с умственной отсталостью характеризуются органическими поражениями центральной нервной системы, что отражается в специфичности формирования высших психических функций (произвольности действий, внимании, речи, словесно-логического мышления), поэтому игровая терапия базируется на прелингвистическом методе Милье, который оказал свою эффективность в коррекционной работе. В данном случае игровую деятельность родителям целесообразно вести под контролем и при участии специалиста. Это связано с тем, что у такого ребенка в ходе социализации не наблюдается развитие игровых интересов. Игровую деятельность приходится формировать в ходе регулярного и долгого взаимодействия в игре.

Для детей с синдром Дауна, имеющим нарушения интеллектуального развития, особенно необходимо стимулировать игровую деятельность, поскольку они могут не проявлять никакой активности в применении игрушек, им нужно объяснять и показывать их назначение. Таких детей нужно заинтересовать игрой постепенно. Специалисты центра рекомендуют использовать графо-моторные игрушки, например, лабиринт с карандашом-магнитом, игровые технологии Перттра и мнемокартинки.

При совместной игровой деятельности, в том числе при участии специалиста, достигается хороший коррекционный и компенсирующий результат.

В конце реабилитационного периода, только дети с риском по РАС имели относительно низкие показатели исследуемых показателей. Это говорит о том, что данная группа детей нуждается в более длительном психолого-педагогическом воздействии. У детей с другими нарушениями отмечается

Еще одна категория детей - это дети с задержкой психического развития. Они развиваются медленнее, чем их сверстники. В этом случае специалисты рекомендуют родителям осваивать дидактические игры, направленные на коррекцию познавательной сферы.

Для исследования была отобрана группа особенных детей, родители которых посещали вместе с ними коррекционно-развивающие занятия и получали рекомендации от специалистов, а также посещали лекотеку.

Кроме этого, за этот же период специалистами проводились коррекционно-развивающие занятия с детьми в центре «Коррекция и развитие».

Результаты исследования. Для оценки результативности взаимодействия родителей с особенными детьми в игровой деятельности в домашних условиях при общим комплексном психолого-педагогическом воздействии

специалистов в центре «Коррекция и развитие», использовалась комплексная методика Е.А. Стребелевой [5]. Работа велась в течение 2019 года и с января по март 2020 года. В исследовании приняли участие 26 детей с риском по РАС, 16 детей с диагнозом ЗПР, 8 детей с синдромом Дауна и 6 детей с умственной отсталостью.

Из таблицы 1 следует, что на начальном этапе исследования дети с риском по РАС, синдромом Дауна, умственной отсталостью, задержкой психического развития имеют низкий уровень сформированности игровой деятельности, социально-коммуникативного и речевого развития, познавательных процессов.

положительная динамика в развитии исследуемых характеристик, см. таблицу 2.

Статистическая обработка результатов исследования проводилась с использованием программы Microsoft Excel 2011 и интегрированного статистического пакета SPSS Statistics 21. Для оценки достоверной разницы между начальными и конечными

Таблица 1. - Некоторые характеристики развития детей с ОВЗ на начальном этапе исследования

Изучаемые характеристики Дети с риском по РАС Дети с синдромом Дауна Умственно отсталые ЗПР

Речевое развитие 3% 3% 5% 10%

Социально-коммуникативное развитие 3% 5% 10% 10%

Познавательное развитие 3% 5% 8% 10%

Игровая деятельность 3% 5% 8% 10%

Примечание: критерии уровня сформированности: 0 - полное отсутствие; 5 - 10% - низкий уровень; 10 - 15% - средний уровень; 15% и выше - высокий уровень.

показателями использовался

непараметрический критерий Манна-Уитни. Данный выбор обусловлен тем, что выборки достаточно малы и отличаются от нормального распределения. Достоверные результаты получены по характеристикам: речевое развитие - у детей с синдромом Дауна

(р<0,05), умственно отсталых детей (р<0,05); социально-коммуникативное развитие - у детей с ЗПР (р<0,05); познавательное развитие

- у всех групп детей, кроме детей с риском по РАС (р<0,05); развитие игровой деятельности

- у детей умственно отсталых и детей с задержкой психического развития (р<0,05).

Таблица 2. - Характеристики развития детей с ОВЗ на конечном этапе исследования

Изучаемые характеристики Дети с риском по РАС Дети с синдромом Дауна Умственно отсталые ЗПР

Речевое развитие 6% 8% 12% 15%

Социально-коммуникативное развитие 5% 5% 12% 15%

Познавательное развитие 5% 12% 15% 15%

Игровая деятельность 5% 8% 12% 15%

Примечание: критерии уровня сформированности: 0 - полное отсутствие; 5 - 10% - низкий уровень; 10 - 15% - средний уровень; 15% и выше - высокий уровень

Заключение. Эффективное формирование игровых умений у особенных детей происходит благодаря целенаправленному двустороннему процессу обучения игровой деятельности. Часто коррекционно-развивающий процесс для особенного ребенка представляется как диада «педагог - ребенок», где родители выполняют пассивную роль. В лучшем случае, повторяют с ребенком материал, пройденный со специалистом. Новизна исследования состоит в том, что в структуру реабилитационного процесса встроена триада «педагог -ребенок - родитель», где родители выполняют роль помощника специалиста.

Благодаря такой работе родители активно включаются в процесс реабилитации и становятся участниками коррекционно-развивающего процесса для своих детей. Дети быстрее усваивают навыки, их познавательные процессы развиваются и закрепляются эффективнее, когда взаимодействие

осуществляется со значимыми взрослыми, а не только с педагогами. В знакомой домашней обстановке, испытывая положительные эмоции, особенные дети с удовольствием включаются в игру. Благодаря такой работе у особенных детей не только формируется (и развивается) игровая деятельность, но и происходит речевое, социально-коммуникативное, познавательное развитие. В игре дети познают окружающий мир, родители проговаривают каждое действие и устанавливают обратную связь с ребенком, поощряя его на диалог и вызывая положительные эмоции.

В триаде «педагог - ребенок - родитель» срок реабилитации сокращается до двух месяцев. Это имеет высокую практическую значимость, т.к. сокращение реабилитационного периода дает возможность принять в специализированный центр большее количество детей и сократить очередь на реабилитацию.

Литература:

1. Алимская Е.А. Обучение игровой деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья / Е.А. Алимская // Амурский медицинский журнал. - 2015. -№1 (9). - С. 74-76.

2. Багян А.А. Использование игровых технологий в работе с детьми с ОВЗ / А.А. Багян, Е.А. Татаринцева // Молодой ученый. - 2020. - № 4. - С. 274-215.

3. Вертоухова Ю.А., Галагузова Ю.Н. Методика развития игровых умений родителей, воспитывающих детей раннего возраста / Ю.А. Вертоухова, Ю.Н. Галагузова // Воспитание и обучение детей младшего возраста. - М.: Мозаика-синтез, 2016.

4. Вечканова И.Г. Особенности театральной деятельности в реабилитационно-образовательной

работе с дошкольниками с интеллектуальной недостаточностью / И.Г. Вечканова // Ярославский педагогический вестник. - 2016. - № 2. - С. 90-94.

5. Игры и занятия с детьми раннего возраста с психофизическими нарушениями: Методическое пособие; под ред. Е.А. Стребелевой, Г.А. Мишиной. -2-е изд. - М.: Экзамен, 2006.

6. Кислинг У. Сенсорная интеграция в диалоге: понять ребенка, распознать проблему, помочь приобрести равновесие / У. Кислинг. - М.: Теревинф, 2010.

7. Организация деятельности лекотек и служб ранней помощи / А.М. Казьмин, Е.А. Петрусенко, А.И.

Чугунова, В.Н. Ярыгин // Национальный фонд защиты детей от жестокого обращения. - Москва, 2011.

8. Курылева Н.В. Развитие у детей с ограниченными возможностями здоровья коммуникативных навыков посредством игровой деятельности / Н.В. Курылева. // Социальные отношения. - 2018. - № 1(24). - С. 95-106.

9. Неустроева В.Н. Педагогические условия эффективной социализации детей с ограниченными возможностями / В.Н. Неустоева, Н.Е. Кривошапкина // Проблемы современного педагогического образования.

- 2018. - № 61-1. - С. 220-224.

10. Позднякова А.В. Игра как метод коррекционной деятельности с детьми с ОВЗ / А.В. Позднякова, М.В. Шевченко, А.С. Казакова, О.А. Крапивкина // Молодой ученый. - 2016. - № 17. - С. 149-154.

11. Ярыгин В.Н. Российская лекотека: реальная помощь детям с особенностями развития/ В.Н. Ярыгин, А.М. Казьмин, Л.В. Казьмина, Е.А. Петрусенко, А.И. Чугунова, Н.М. Калдарару // Современное дошкольное образование. Теория и практика. - 2008. - № 1-3. - С. 76-79.

References:

1. Alimskaya E.A. Teaching the game activity of children with disabilities / E.A. Alimskaya // Amur Medical Journal. - 2015. - № 1(9). - P. 74-76.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Bagyan A.A. The use of gaming technologies in working with children with disabilities / A.A. Bagyan, E.A. Tatarintseva // Young scientist. - 2020. - № 4. - P. 274-215.

3. Vertoukhova Yu.A., Galaguzova Yu.N. Methodology for the development of game skills of parents raising children of early age / Yu.A. Vertoukhova, Yu.N. Galaguzova // Education and training of young children. -M.: Mosaic-synthesis, 2016.

4. Vechkanova I.G. Features of theatrical activity in rehabilitation and educational work with preschoolers with intellectual disabilities / I.G. Vechkanova // Yaroslavl Pedagogical Bulletin. - 2016. - № 2. - P. 90-94.

5. Games and activities with young children with psychophysical disorders: Methodological manual; ed. E.A. Strebeleva, G.A. Mishina. - 2nd ed. - M.: Exam, 2006.

6. Kisling U. Sensory integration in dialogue: understand the child, recognize the problem, help to acquire balance / U. Kisling. - M.: Terevinf, 2010.

7. Organization of activities of lekotheques and early assistance services / A.M. Kazmin, E.A. Petrusenko, A.I. Chugunova, V.N. Yarygin // National Fund for the Protection of Children from Cruelty. - Moscow, 2011.

8. Kuryleva N.V. Development of communicative skills in children with disabilities by means of game activity / N.V. Kurylev. // Social relations. - 2018. - № 1(24). - P. 95-106.

9. Neustroeva V.N. Pedagogical conditions for effective socialization of children with disabilities / V.N. Neustoeva, N.E. Krivoshapkina // Problems of modern pedagogical education. - 2018. - № 61-1. - P. 220-224.

10. Pozdnyakova A.V. Game as a method of correctional activity with children with disabilities / A.V. Pozdnyakova, M.V. Shevchenko, A.S. Kazakova, O.A. Krapivkina // Young Scientist. - 2016. - № 17. - P. 149-154.

11. Yarygin V.N. Russian lekoteka: real help to children with special needs / V.N. Yarygin, A.M. Kazmin, L.V. Kazmina, E.A. Petrusenko, A.I. Chugunova, N.M. Kaldararu // Modern preschool education. Theory and practice. - 2008. - № 1-3. - P. 76-79.

19.00.07 - Педагогическая психология

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.