Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ВОЛЕЙБОЛИСТОВ К СОРЕВНОВАНИЯМ'

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ВОЛЕЙБОЛИСТОВ К СОРЕВНОВАНИЯМ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
120
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
психологическая подготовка / эмоциональная устойчивость / тревожность личности / подготовка к соревнованиям / psychological training / emotional stability / anxiety of the individual / training for competitions

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Тишкова Ксения Александровна, Левкова Татьяна Валериевна

В статье обозначена проблема психологической подготовки спортсменов. Представлено понятие психологической подготовки волейболистов, определены основные составляющие психологической подготовки. Теоретически было выявлено, что тревожность личности дестабилизирует когнитивную и волевую регуляцию поведения человека в ситуациях конкурентной борьбы. По результатам исследования уровня тревожности как показателя психологической неготовности 14—15-летних волейболистов к соревнованиям, было выявлено преобладание ситуативной тревожности у исследуемых. В результате качественного анализа результатов были выявлены основные направления работы в рамках психологической подготовки к соревнованиям юных волейболистов. Основным направлением психологической подготовки является развитие способности управлять своим психоэмоциональным состоянием.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Тишкова Ксения Александровна, Левкова Татьяна Валериевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL TRAINING OF VOLLEYBALL PLAYERS FOR COMPETITIONS

The article outlines the problem of the psychological training of athletes. The concept of psychological training of volleyball players is presented, the main components of psychological training are determined. Theoretically, it was revealed that anxiety of a person destabilizes the cognitive and volitional regulation of human behavior in situations of competitive struggle. According to the results of the study of the anxiety level, as an indicator of the psychological unpreparedness of 14—15-year-old volleyball players for competitions, a predominance of situational anxiety was revealed. As a result of a qualitative analysis of the results, the main areas of the study were identified as part of the psychological preparation for competitions of young volleyball players. The main direction of psychological training is the development of the ability to manage one's psycho-emotional state.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ВОЛЕЙБОЛИСТОВ К СОРЕВНОВАНИЯМ»

УДК 159.99

К. А. Тишкова, Т. В. Левкова

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ВОЛЕЙБОЛИСТОВ К СОРЕВНОВАНИЯМ

В статье обозначена проблема психологической подготовки спортсменов. Представлено понятие психологической подготовки волейболистов, определены основные составляющие психологической подготовки. Теоретически было выявлено, что тревожность личности дестабилизирует когнитивную и волевую регуляцию поведения человека в ситуациях конкурентной борьбы. По результатам исследования уровня тревожности как показателя психологической неготовности 14—15-летних волейболистов к соревнованиям, было выявлено преобладание ситуативной тревожности у исследуемых. В результате качественного анализа результатов были выявлены основные направления работы в рамках психологической подготовки к соревнованиям юных волейболистов. Основным направлением психологической подготовки является развитие способности управлять своим психоэмоциональным состоянием.

Ключевые слова: психологическая подготовка, эмоциональная устойчивость, тревожность личности, подготовка к соревнованиям.

DOI: 10.24412/2227-1384-2023-150-103-108

Одной из важных проблем спортивной деятельности человека в настоящее время является проблема психологической подготовки спортсмена, так как юные волейболисты во время выступления на соревнованиях испытывают волнение, страх, неуверенность в положительном результате, высокий уровень давления болельщиков. Успех в соревнованиях зависит не только от высокого уровня физической, тактической и технической подготовленности спортсмена, но и от его психологической готовности.

В психологической подготовке к спортивной деятельности важное значение имеет личностное образование, которое помогает проживать психологические кризисы, возникающие в процессе конкурентной борьбы. Успешность преодоления кризисных ситуаций зависит от того, как спортсмен способен управлять своим психоэмоциональным состоянием, своевременно мобилизоваться, достигая результата.

Проблемой психологической подготовки волейболистов к соревнованиям занимались такие специалисты как А. Ц. Пуни, Р. С. Абельская, А. С. Егоров, Б. Н. Смирнов, В. К. Петрович, Ю. Я. Киселёв, А. П. Рудик и др.

Тишкова Ксения Александровна — студент (Приамурский государственный университет имени Шолом-Алейхема, Биробиджан, Россия); e-mail: kseniya.tishkova2000@list.ru.

Левкова Татьяна Валериевна — кандидат педагогических наук, доцент, зав. кафедрой психологии (Приамурский государственный университет имени Шолом-Алейхема, Биробиджан, Россия); e-mail: tvlevkova@mail.ru.

© Тишкова К.А., Левкова Т.В., 2023

103

С. В. Кочеткова, Б. Б. Косов, А. В. Родионов, С. П. Четвертаков изучали вопросы эмоциональной устойчивости в спортивной психологии. Авторы подчёркивают, что психологическая подготовка в команде должна быть обязательна, важно регулярно и своевременно проводить мониторинг ситуаций, суметь вовремя подключиться к нестандартной, возможно, экстремальной или критической для того или иного спортсмена ситуации.

Психологическая подготовка волейболистов является актуальной проблемой в условиях нестабильности и неопределённости жизненных ситуаций, которые могут вызывать у спортсмена состояние длительного психического напряжения во время игры. Поэтому разработка эффективной системы продуктивной психологической подготовки волейболистов к соревнованиям может существенно стимулировать развитие способности стабилизации и концентрации на игре, а также поможет своевременной профилактике стрессовых состояний и снижения показателя нервно-психического напряжения.

Психологическая подготовка — это процесс, направленный на создание у спортсменов состояния психологической готовности к соревнованию как многоуровневого образования с мотивационной, ценностной, деятельностной составляющими [2]. По мнению А. М. Ахматова, И. В. Ра-ботина и В. Ф. Сопова, психологическая подготовка — это процесс практического применения чётко определённых технологий, средств и методов, стабилизирующих психоэмоциональное состояние спортсмена, направленных на создание психологической готовности спортсмена [Цит. по: 1, с. 5], [3].

Психологическая подготовка определяется необходимостью совершенствовать психологическую грамотность и мастерство спортсмена, что определяет его не только профессиональный, но и личностный рост.

Основными вопросами психологической подготовки являются следующие:

1. Диагностика особенностей личности спортсмена — его характера, темпа и динамики; уровень притязаний в спорте, степени выраженности мотивации достижений и др.;

2. Социальные аспекты личности и коллектива — характер психологического климата в спортивной команде, становление межличностных отношений;

3. Анализ критических возможностей спортсмена, его различных психологических качеств;

4. Оценка актуальных психологических состояний спортсмена и их регуляций;

5. Средства достижения максимальной или оптимальной психологической работоспособности;

6. Обоснование применяемых средств реабилитации после большой тренировочной нагрузки, ответственных соревнований, напряжённого спортивного сезона [Цит. по: 1, с. 5].

104

Анализируя основные смысловые аспекты психологической подготовки, мы осознаём необходимость акцентировать внимание на психоэмоциональной стабильности спортсменов. Так как главным критерием её является адаптивный уровень тревожности, поэтому мы считаем необходимым исследовать именно уровень проявления тревожности. Уровень тревожности и его повышение существенно влияют на психоэмоциональный баланс человека, способны изменять выраженность когнитивной оценки ситуации и волевой регуляции спортсменов. Как результат — эмоциональное реагирование в ситуации психоэмоционального напряжения становится ведущим, а соответственно когнитивное и волевое регулирование поведения невозможны в момент необходимой мобилизации личности.

Общая психологическая подготовка способствует становлению нравственных, моральных черт личности, чётких смысловых установок, своеобразного мировоззрения, устойчивых интересов, необходимой мотивации и т.д.; развитию психологических процессов и функций, необходимых для успешного выступления в соревнованиях. Здесь стоит упомянуть о существенной связи психологического и физического в природе человека. Физические упражнения, средства техники и тактики данного вида спорта являются немаловажными для становления психологической стабильности и снижения тревожности спортсменов.

Нами была изучена научно-методическая литература, Федеральные стандарты спортивной подготовки по волейболу с целью создания представления об организации психологической подготовки волейболистов к соревнованиям. Также мы ознакомились с группой испытуемых, участвовавших в исследовании.

В нашем исследовании мы изучили уровень психологической подготовки к соревнованиям волейболистов в возрасте 14 —15 лет, опираясь на идею, что показатель адекватной выраженности тревожности является критерием психологической подготовки спортсмена. Для определения уровня тревожности у воспитанников мы использовали методику «Шкала оценки уровня реактивной и личностной тревожности» Ч. Спилбергера (адаптированную Ю. Л. Ханиным).

Данная методика позволяет определить уровень ситуативной и личностной тревожности как индивидуальный показатель чувствительности к стрессу и как черту личности, характеризующуюся склонностью испытуемого в той или иной степени чувствовать в большинстве ситуаций страх, опасение. Тест состоит из двух шкал по 20 утверждений в каждой, раздельно оценивающих реактивную и личностную тревожность.

Анализ представленной документации и экспертное наблюдение показали, что в период спортивного совершенствования основными задачами общей психологической подготовки являлись:

- развитие морально-волевых качеств личности спортсмена;

105

- становление и совершенствование специализированных видов восприятия, таких как «чувство мяча», «чувство сетки», «чувство площадки», «чувство времени», «чувство партнёра»;

- развитие всех характеристик внимания, в частности, его объёма, интенсивности, устойчивости, распределения и переключения;

- развитие тактического мышления, памяти, представления и воображения, способности прогнозировать, способности быстро и правильно оценивать игровую ситуацию, принимать эффективное решение и контролировать свои действия.

- развитие способностей управлять своими эмоциями в процессе подготовки к соревнованиям и в процессе самой игры, а также способами снятия тревожных состояний и стабилизации психоэмоционального самочувствия;

- развитие мотивации достижения у спортсменов волейболистов под воздействием разработанного комплекса психолого-педагогических мероприятий.

В результате диагностики уровня тревожности по методике Ч. Спилбергера «Шкала оценки уровня реактивной и личностной тревожности», мы получили следующие результаты (см. таблицу 1).

Таблица 1

Оценка уровня тревожности волейболистов 14—15 лет

Количество испытуемых Уровень тревожности

Высокий Средний Низкий

СТ ЛТ СТ ЛТ СТ ЛТ

30 14 4 12 10 4 16

Анализ представленных данных позволяет сделать вывод, что большая часть испытуемых — 14 воспитанников (47 %) показали высокий уровень ситуативной тревожности. У 12 воспитанников, что составляет 40 % от общего числа респондентов, отмечается средний уровень, а у 4 испытуемых (13 %) прослеживается низкий уровень ситуативной тревожности.

Результаты исследования личностной тревожности показали, что у 4 воспитанников (13 %) отмечается высокий уровень, у 10 воспитанников (33 %) — средний уровень, а у 16 испытуемых (53 %) — низкий уровень.

Данный факт можно объяснить тем, что отрицательные переживания юных волейболистов связаны с неуверенностью в своих навыках, недостаточной психологической подготовкой к соревнованиям. Испытуемые считают предстоящие соревнования серьёзным испытанием, что способствует появлению тревожности. Результаты исследования представлены на рисунке 1.

Более выраженным является ситуативная тревожность волейболистов, что является прогностически весьма эффективным. Ситуативная

106

тревожность личности определяется именно ситуационными факторами, поэтому обучение исследуемым методам саморегуляции, аутотре-нировке, методам стабилизации поможет существенно снизить показатель ситуативной тревожности личности.

ситуативная тревожность личностная тревожность

Рис. 1. Оценка уровня тревожности у волейболистов

Таким образом, группе испытуемых необходима целенаправленная работа по психологической подготовке волейболистов к соревнованиям. Специфика тренировочного процесса волейболистов младшего подросткового возраста является многогранной, так как от спортсмена требуется обладание хорошей физической, тактической и психологической готовностью к соревнованиям.

Особенность соревновательной (игровой) деятельности состоит в большом количестве технических приёмов и тактических действий, а также в необходимости выполнять их многократно в процессе соревнования. Учёт анатомо-физиологических и психологических особенностей детей 14 — 15 лет важен для организации тренировок юных волейболистов.

Психологическая подготовка к соревнованию представляет собой процесс, направленный на создание у спортсменов состояния психологической готовности к соревнованию с применением определённых средств и методов. Основными вопросами психологической подготовки являются оценка особенностей личности спортсмена, психологических состояний спортсмена и их регуляций и др.

107

Список литературы

1. Ахматов А. М., Работин И. В. Психологическая подготовка в спорте. Набережные Челны: КамГАФКСиТ, 2008. 56 с.

2. Курашвили В. А. Психологическая подготовка спортсменов. Инновационные технологии. М.: Центр инновационных спортивных технологий Москомс-порта, 2015. 114 с.

3. Сопов В. Ф. Теория и методика психологической подготовки в современном

спорте. М.: Кафедра психологии РГуФКСиТ, 2010. 120 с.

* * *

Tishkova Kseniya A., Levkova Tatyana V.

PSYCHOLOGICAL TRAINING OF VOLLEYBALL PLAYERS FOR COMPETITIONS

(Sholom-Aleichem Priamursky State University, Birobidzhan, Russia)

The article outlines the problem of the psychological training of athletes. The concept of psychological training of volleyball players is presented, the main components of psychological training are determined. Theoretically, it was revealed that anxiety of a person destabilizes the cognitive and volitional regulation of human behavior in situations of competitive struggle. According to the results of the study of the anxiety level, as an indicator of the psychological unpreparedness of 14—15-year-old volleyball players for competitions, a predominance of situational anxiety was revealed. As a result of a qualitative analysis of the results, the main areas of the study were identified as part of the psychological preparation for competitions of young volleyball players. The main direction of psychological training is the development of the ability to manage one's psycho-emotional state.

Keywords: psychological training, emotional stability, anxiety of the individual, training for competitions.

DOI: 10.24412/2227-1384-2023-150-103-108

References

1. Akhmatov A. M., Rabotin I. V. Psikhologicheskaya podgotovka v sporte (Psychological training in sports), Naberezhnye Chelny, KamGAFKSiT Publ., 2008. 56 p.

2. Kurashvili V. A. Psikhologicheskaya podgotovka sportsmenov. Innovatsionnyye tekhnologii (Psychological training of athletes. Innovative technologies), Moscow, Tsentr innovatsionnykh sportivnykh tekhnologiy Moskomsporta Publ., 2015. 114 p.

3. Sopov V. F. Teoriya i metodika psikhologicheskoy podgotovki v sovremennom sporte (Theory and methodology of psychological preparation in modern sports), Moscow, Kafedra psikhologii RGUFKSiT publ., 2010. 120 p.

•Jc -Jc -Jc

108

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.