Научная статья на тему 'ОТНОШЕНИЕ К ВРЕМЕНИ КАК ИНДИКАТОР ПЕРЕЖИВАНИЯ КРИЗИСА ВОЛЕЙБОЛИСТАМИ'

ОТНОШЕНИЕ К ВРЕМЕНИ КАК ИНДИКАТОР ПЕРЕЖИВАНИЯ КРИЗИСА ВОЛЕЙБОЛИСТАМИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
73
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЛЕЙБОЛИСТЫ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ПЕРЕЖИВАНИЕ КРИЗИСА / ВРЕМЕННАЯ СВОБОДА / ВРЕМЕННАЯ ЗАВИСИМОСТЬ / ОТНОШЕНИЕ К ВРЕМЕНИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Духновский Сергей Витальевич, Сениченко Сергей Андреевич

Введение. Психологическая подготовка является одним из условий, обеспечивающих высокие достижения в спорте. В частности, за счет своевременной оценки и мониторинга психического состояния спортсменов, их отношений, включая и отношение к своему психологическому времени. Коррекция и регуляция отношения к времени может стать одним из направлений психологической подготовки спортсменов, их восстановления и реадаптации после завершения спортивной карьеры. Цель исследования - выявление взаимосвязи отношения волейболистов к психологическому времени с особенностями переживания кризиса, а также описание кризисных профилей спортсменов с разным отношением к времени. Методика и организация исследования. Обследовано 75 девушек-волейболисток, играющих в Высшей лиге «А» чемпионата России, в возрасте от 18 до 24 лет имеющих спортивный разряд не ниже I взрослого. Использовали комплекс методик: «Шкала отношения к времени» и опросник «Переживание кризиса личностью». Результаты исследования и их обсуждение. Установлена взаимосвязь между отношением спортсменов к своему времени и особенностями переживания психологического кризиса. Так, изменению отношения в сторону временной зависимости свойственно увеличение кризисной нагрузки и снижение способности противостоять жизненным трудностям, неблагоприятному давлению обстоятельств. Показано, что отношение к времени по типу временной зависимости, сопровождается снижением психологической устойчивости, что является фактором риска, негативно влияющим на психическое состояние спортсменов. Выводы. В зависимости от отношения к времени установлены две группы волейболистов - с временной свободой и временной зависимостью. У волейболистов с временной зависимостью доминирующим профилем является переживание кризиса с неопределенным прогнозом, тогда как у спортсменов с временной свободой - адаптация с благоприятным прогнозом. Полученные данные необходимо учитывать в психологической подготовке волейболистов, как в период учебнотренировочных сборов, так и в соревновательный и восстановительный период. Коррекция отношения к времени является перспективным направлением работы спортивных психологов в рамках регуляции психического состояния спортсменов и профилактики деструктивного переживания кризисов, возникающих в их спортивной карьере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Духновский Сергей Витальевич, Сениченко Сергей Андреевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RELATION TO TIME AS AN INDICATOR OF THE EXPERIENCE OF THE CRISIS BY VOLLEYBALL PLAYERS

Introduction. Psychological training is one of the conditions that ensures high achievements in sports. In particular, through the timely assessment and monitoring of the mental state of athletes, their relationships, including attitudes to their psychological time. Correction and regulation of attitude to time can become one of directions of psychological training of athletes, their recovery and readaptation after completion of sports career. The purpose of the study is to identify the relationship between the attitude of volleyball players to psychological time and the features of experiencing a crisis, as well as a description of the crisis profiles of athletes with different attitudes to time. Methodology and organization of the study: 75 volleyball girls playing in the Premier League "A" of the Russian Championship were examined, aged 18 to 24 years with a sports category not lower than I adult. A set of methods was used: "Scale of attitude to time" and the questionnaire "Experiencing a crisis by personality." Research results and discussion: а relationship has been established between the attitude of athletes to their time and the features of experiencing a psychological crisis. Thus, a change in attitude towards time dependence is characterized by an increase in the crisis load and a decrease in the ability to withstand life difficulties and unfavorable pressure of circumstances. It has been shown that the relationship to time by type of time dependence is accompanied by a decrease in psychological stability, which is a risk factor that negatively affects the mental state of athletes. Conclusions: depending on the attitude to time, two groups of volleyball players are established - with temporary freedom and temporary dependence. In volleyball players with temporary dependence, the dominant profile is experiencing a crisis with an uncertain forecast, while in athletes with temporary freedom, adaptation with a favorable forecast. The obtained data should be taken into account in the psychological training of volleyball players both during the training camp and in the competitive and recovery periods. Correcting attitudes to time is a promising area of work of sports psychologists in the framework of regulating the mental state of athletes and preventing destructive experiences of crises arising in their sports careers.

Текст научной работы на тему «ОТНОШЕНИЕ К ВРЕМЕНИ КАК ИНДИКАТОР ПЕРЕЖИВАНИЯ КРИЗИСА ВОЛЕЙБОЛИСТАМИ»

нал. - 2020. - № 6. - С. 280-285.

2. Исхак М.С. Психологическая подготовка юных теннисистов к соревновательной деятельности / М.С. Исхак, В.Г. Шилько // Теория и практика физической культуры. - 2020. - № 11. -С. 27-29.

REFERENCES

1. Ampleeva, V.V., Voronkova, E.V., Merkulova, V.V. and Kalimullina, O.A. (2020), "Education of strong-willed qualities of tennis players aged 12-14 in the preparatory period", Kazan Pedagogical Journal, No. 6, pp. 280-285.

2. Iskhak, M.S. and Shilko, V.G. (2020), "Psychological preparation of young tennis players for competitive activity", Theory and practice ofphysical culture, No. 11, pp. 27-29.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 02.11.2021

УДК 159.923:796.325

ОТНОШЕНИЕ К ВРЕМЕНИ КАК ИНДИКАТОР ПЕРЕЖИВАНИЯ КРИЗИСА

ВОЛЕЙБОЛИСТАМИ

Сергей Витальевич Духновский, доктор психологических наук, профессор, Сергей Андреевич Сениченко, кандидат педагогических наук, доцент, Югорский государственный

университет, г. Ханты-Мансийск

Аннотация

Введение. Психологическая подготовка является одним из условий, обеспечивающих высокие достижения в спорте. В частности, за счет своевременной оценки и мониторинга психического состояния спортсменов, их отношений, включая и отношение к своему психологическому времени. Коррекция и регуляция отношения к времени может стать одним из направлений психологической подготовки спортсменов, их восстановления и реадаптации после завершения спортивной карьеры. Цель исследования - выявление взаимосвязи отношения волейболистов к психологическому времени с особенностями переживания кризиса, а также описание кризисных профилей спортсменов с разным отношением к времени. Методика и организация исследования. Обследовано 75 девушек-волейболисток, играющих в Высшей лиге «А» чемпионата России, в возрасте от 18 до 24 лет имеющих спортивный разряд не ниже I взрослого. Использовали комплекс методик: «Шкала отношения к времени» и опросник «Переживание кризиса личностью». Результаты исследования и их обсуждение. Установлена взаимосвязь между отношением спортсменов к своему времени и особенностями переживания психологического кризиса. Так, изменению отношения в сторону временной зависимости свойственно увеличение кризисной нагрузки и снижение способности противостоять жизненным трудностям, неблагоприятному давлению обстоятельств. Показано, что отношение к времени по типу временной зависимости, сопровождается снижением психологической устойчивости, что является фактором риска, негативно влияющим на психическое состояние спортсменов. Выводы. В зависимости от отношения к времени установлены две группы волейболистов - с временной свободой и временной зависимостью. У волейболистов с временной зависимостью доминирующим профилем является переживание кризиса с неопределенным прогнозом, тогда как у спортсменов с временной свободой - адаптация с благоприятным прогнозом. Полученные данные необходимо учитывать в психологической подготовке волейболистов, как в период учебно-тренировочных сборов, так и в соревновательный и восстановительный период. Коррекция отношения к времени является перспективным направлением работы спортивных психологов в рамках регуляции психического состояния спортсменов и профилактики деструктивного переживания кризисов, возникающих в их спортивной карьере.

Ключевые слова: волейболисты, психологическая подготовка, переживание кризиса, временная свобода, временная зависимость, отношение к времени.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.11.p560+567

RELATION TO TIME AS AN INDICATOR OF THE EXPERIENCE OF THE CRISIS

BY VOLLEYBALL PLAYERS

Sergey Vitalievich Dukhnovsky, the doctor of psychological sciences, professor, Sergey An-dreevich Senichenko, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Ugra State University, Khanty-Mansiysk

Abstract

Introduction. Psychological training is one of the conditions that ensures high achievements in sports. In particular, through the timely assessment and monitoring of the mental state of athletes, their relationships, including attitudes to their psychological time. Correction and regulation of attitude to time can become one of directions of psychological training of athletes, their recovery and readaptation after completion of sports career. The purpose of the study is to identify the relationship between the attitude of volleyball players to psychological time and the features of experiencing a crisis, as well as a description of the crisis profiles of athletes with different attitudes to time. Methodology and organization of the study: 75 volleyball girls playing in the Premier League "A" of the Russian Championship were examined, aged 18 to 24 years with a sports category not lower than I adult. A set of methods was used: "Scale of attitude to time" and the questionnaire "Experiencing a crisis by personality." Research results and discussion: а relationship has been established between the attitude of athletes to their time and the features of experiencing a psychological crisis. Thus, a change in attitude towards time dependence is characterized by an increase in the crisis load and a decrease in the ability to withstand life difficulties and unfavorable pressure of circumstances. It has been shown that the relationship to time by type of time dependence is accompanied by a decrease in psychological stability, which is a risk factor that negatively affects the mental state of athletes. Conclusions: depending on the attitude to time, two groups of volleyball players are established - with temporary freedom and temporary dependence. In volleyball players with temporary dependence, the dominant profile is experiencing a crisis with an uncertain forecast, while in athletes with temporary freedom, adaptation with a favorable forecast. The obtained data should be taken into account in the psychological training of volleyball players both during the training camp and in the competitive and recovery periods. Correcting attitudes to time is a promising area of work of sports psychologists in the framework of regulating the mental state of athletes and preventing destructive experiences of crises arising in their sports careers.

Keywords: volleyball players, psychological training, crisis experiences, temporary freedom, temporary dependence, attitude to time.

ВВЕДЕНИЕ

Психологическая подготовка спортсменов является одним из условий, обеспечивающих высокие достижения в спорте. В этом контексте актуальным является оценка и отслеживание особенностей психического состояния, как индикаторов переживания острых, переломных моментов в жизни спортсменов, их профессиональной карьере, наряду с отношением к своему времени как ресурсу для актуализации способностей и потенциалов, их реализации в спорте. Коррекция и регуляция отношения к времени может стать одним из направлений психологической подготовки спортсменов, их восстановления и реадаптации после завершения спортивной карьеры.

Рассматривая вопросы психологической подготовки спортсменов, в том числе и волейболистов, обращают на себя внимание исследования А.В. Ежова, О.Н. Крюкова, И.Е. Плотникова, И.И. Гревцева [7], Т.П. Елисеевой, Д.С. Нырковой [8], Л.Е. Наконечной, Е.В. Романиной [11], В.И. Попкова [13], Е.В. Романиной, Ю.А. Хоревой [14], С.Д. Си-нюшкиной, Е.О. Меркеевой [15], З.В. Юркиной [17] и др. Проблема кризиса, кризисных состояний изучалась в работах А.Г. Амбрумовой [2], С.В. Духновского [5], Л.В. Куликова [10] и др. Психологическое время, его роль в жизни и деятельности освещалась в исследованиях К.А. Абульхановой, Т.Н. Березиной [1], Е.М. Вечкановой [3], Ж.В. Горькой [4], С.В. Духновского, Е.В. Забелиной [6], Я.В. Кравцовой, Т.Д. Дубовицкой, А.Г. Абдуллина [9], Т. А. Нестика, [12], А. А. Чеврениди [16] и др.

Краткий обзор исследований показал, что вопросы психологического времени, отношения к нему в рамках психологии спорта, и, в частности психологической подготовки спортсменов нуждаются в дополнительном эмпирическом изучении, анализе и обобщении. Наиболее актуальными в этом контексте являются вопросы о том, взаимосвязано ли отношение к времени спортсменов-волейболистов с особенностями переживания кризиса, а также о том существуют ли различия в кризисных профилях личности волейболистов с разным отношением к времени. Ответы на поставленные вопросы определили основную цель нашего исследования.

МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Было обследовано 75 девушек волейболисток, играющих в Высшей лиге «А» чемпионата России, в возрасте от 18 до 24 лет имеющих спортивный разряд не ниже I взрослого. В обследовании использовали авторские психодиагностические методики:

- «Шкала отношения к времени». Основное назначение - оценка особенностей восприятия и использования своего времени в качестве ресурса для решения задач, возникающих в повседневной жизни и деятельности, а также для своего личностного и профессионального развития и саморазвития, с помощью самооценок тестируемого. Предмет методики - временная свобода, зависимость, инфантилизм как феномены отношения субъекта к своему времени. В зависимости от выраженности итогового показателя, оценивается отношение респондента к времени в континууме «временная зависимость -свобода - инфантилизм». Чем выше балл, тем больше оценки отклоняются в сторону временной зависимости, низкие значения говорят об временном инфантилизме, тогда как пониженные - о временной свободе, как феноменах отношения к времени.

- «Переживание кризиса личностью» (ППК), основное назначение которой - выявление выраженности ситуационных реакций, проходящих на непатологическом уровне и связанных с возникновением психологического кризиса, а также уровня психологической устойчивости личности [5].

В качестве методов математической статистики использовали: первичные описательные статистики, критерий сравнения, корреляционный анализ. Перед проведением сравнительного анализа для каждой переменной был рассчитан статистический критерий нормальности Колмогорова-Смирнова. Уровень значимости р по всем переменным выше 0,05. Это позволило сделать вывод о нормальном распределении и определить в качестве метода параметрический критерий ^Стьюдента сравнения выборок. С целью выявления взаимосвязи между переменными был использован коэффициент корреляции г-Пирсона. Обработка результатов проводилась при помощи программного пакета «^аЙБЙса 13.0»

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

На начальном этапе, для выявления взаимосвязей показателя отношения к времени с особенностями переживания кризиса спортсменов использовали корреляционный анализ, результаты которого представлены в таблице 1.

Таблица 1 - Матрица интеркорреляций показателей по шкале «Отношение к времени» (ОКВ) с показателями по шкалам методики «Переживание кризиса личностью» (ПИК)

Показатель шкалы «ОКВ» Показатели методики «ППК»

Эд Пс Об Дм Оп Дз СР ПУ

Отношение к времени 0,56* 0,57* 0,48* 0,41* 0,23 0,48* 0,57* -0,33*

Примечание: Эд - эмоциональный дисбаланс, Пс - пессимистическая реакция, Об - реакция отрицательного баланса, Дм - реакция демобилизации, Оп - реакция оппозиции, Дз - реакция дезорганизации, СР - индекс ситуационного реагирования (величина кризисной нагрузки), ПУ - психологическая устойчивость; * - коэффициенты корреляции на уровне р<0,01

Данные, представленные в таблице 1, показывают наличие значимых корреляционных связей показателя «отношение к времени» с показателями по шкалам методике «Переживание кризиса личностью» (ППК). Наличие взаимозависимостей говорит о том,

что изменение показателя по шкале отношение к времени в сторону увеличения, сопровождается повышением значений по шкалам методики «ППК», за исключением показателя «реакция оппозиции» и «психологическая устойчивость». Соответственно, увеличение склонности спортсменов к управлению и контролю своего времени, выраженное в навязчивом желании и стремлении рационально его планировать и использовать (показатель по шкале отношение к времени), сопровождается превалированием отрицательных эмоций, пессимистичностью, повышением рефлексии о своей жизни, выраженной в оценке «пройденного пути», изменением в сфере контактов и активности (их сужение или частичное прекращение), а также тревожностью и снижением психологической устойчивости (об это свидетельствуют показатели по шкалам методики «ППК»).

Таким образом, предположение о взаимосвязи отношения спортсменов к своему времени особенностями переживания психологического кризиса и индивидуально-психологических особенностей с ним связанных, нашло своё эмпирическое подтверждение. Так, изменению отношения в сторону временной зависимости свойственно увеличение кризисной нагрузки и снижение способности противостоять жизненным трудностям, неблагоприятному давлению обстоятельств. Далее для выявления доминирующего кризисного профиля у спортсменов с разным отношением к времени, обследованные, в зависимости от выраженности данного показателя были разделены на две группы:

Первая - волейболисты (п=31) с высокими значениями по данной шкале (показатели находятся в диапазоне 7-9 стэнов), что говорит о наличии у них временной зависимости. Для данной категории спортсменов присуще пристрастное отношение к своему времени, его контролю и управлению, выраженное в навязчивом желании и стремлении рационально его планировать и использовать. Субъекты испытывают тревогу и беспокойство, когда не могут следовать заранее установленному ими временному плану или распорядку, даже по независящим от него причинам или стечению обстоятельств; имеет место напряженность, тревожность, неудовлетворённость жизнью, ее ходом, процессом самореализации и тем, как именно в настоящее время разворачиваются основные жизненные события.

Вторая - спортсмены (п=44) с отношением к времени, соответствующему временной свободе (показатель по шкале находится в диапазоне от 4 до 5 стэнов). Им свойственно восприятие и отношение к времени как к ресурсу для реализации себя и своей активности. Они способны гибко изменять и перестраивать свой временной план в желаемую для себя сторону, когда этого требуют обстоятельства, что не изменяет их психическое состояние и настроение в неблагоприятную сторону. Спортсмены представляют себя сильной личностью, обладающей свободой выбора, чтобы построить свою жизнь в соответствии со своими целями и представлениями о смысле. При сравнении волейболистов с временной свободой и зависимостью, были обнаружены достоверные различия по методике «Переживание психологического кризиса» (ППК). Для оценки значимости различий использовали параметрический критерий 1-Стьюдента. Показатели по шкалам методики «ППК», соответствующие каждой группе, представлены в таблице 2.

Таблица 2 - Выраженность показателей по шкалам методики «Переживание психологичен_

Шкалы методики «ППК» Отношение к времени

Зависимость Свобода

Реакция эмоционального дисбаланса 22,9±8,1* 9,9±4,8

Пессимистическая реакция 19,5±6,3* 9,1±3,4

Реакция отрицательного баланса 15,3±4,5 14,0±3,8

Реакция демобилизации 20,5±7,5* 9,2±2,0

Реакция оппозиции 15,2±4,0 14,9±3,7

Реакция дезорганизации 22,1±8,0* 14,1±3,9

Ситуационное реагирование 105,2±24,3* 70,9±15,6

Психологическая устойчивость 28,2±3,0 27,8±3,6

Примечание: * - различия достоверно выше на уровне р<0,05, значение ^критерия находится в диапазоне от 1,95 до 1,98

Данные таблицы 2 показывают наличие достоверных различий по показателям шкал методики «Переживание психологического кризиса» у спортсменов с разным отношением к времени (значение ^критерия находится в диапазоне от 1,95 до 1,98). У волейболистов с временной зависимостью значения данных показателей - достоверно выше, чем в группе спортсменов с временной свободой, что говорит о неблагоприятном их кризисном профиле. Наибольшие различия установлены по ситуационным реакциям эмоционального дисбаланса, пессимизма, демобилизации и дезорганизации, а также индексу ситуационного реагирования, как величине кризисной нагрузки.

Так, для волейболистов с временной зависимостью как показателем отношения к времени характерно преобладание отрицательных эмоций в сочетании с повышенной готовностью к их восприятию, повышенная утомляемость, в сочетании с пессимистичностью, тревожностью, отказом от привычных контактов и деятельности или существенном их ограничении. Тогда как у волейболистов с временной свободой, как отношения к своему времени имеет место преобладание положительных эмоций, оптимистичность - как позитивность мировоззрения, суждений и оценок, включенность в различные виды деятельности с другими людьми и высокая её результативность, в сочетании суверенностью в себе, своих силах и потенциалах (пониженной тревожностью).

На основании сочетания показателей индекс «ситуационного реагирования» и «психологическая устойчивость» (см. таблицу 2) нами были установлены доминирующие кризисные профили у волейболистов с разным отношением к времени.

Доминирующим кризисным профилем у волейболистов с временной зависимостью является «переживание кризиса с неопределённым прогнозом», предполагающий умеренный индекс ситуационного реагирования в сочетании с умеренным показателем психологической устойчивости личности. Спортсменам присущи трудности, связанные с выполнением стоящих перед ними задач в течение длительного времени, эмоциональная восприимчивость и впечатлительность, неблагоприятное психическое состояние и умеренное субъективное благополучие.

У волейболистов с временной свободой преобладает кризисный профиль «адаптация с благоприятным прогнозом» (пониженный индекс ситуационного реагирования и умеренный показатель психологической устойчивости личности). Спортсменам свойственно высокая энергичность и низкая эмоциональность - готовность интенсивно выполнять стоящие задачи в течение длительного времени, в сочетании с пониженной чувствительностью к эмоциогенным воздействиям, жизнерадостность, вера в свои возможности, активное, оптимистическое отношение к жизни и актуальной ситуации, готовность к преодолению препятствий на пути к желаемым целям, переживание благополучия и удовлетворённостью жизнью.

Таким образом, результаты исследований показали, что волейболисты с разным отношением к времени, различаются кризисными профилями личности по степени их благоприятности для субъектов. Фактором риска в данном случае является показатель психологической устойчивости личности, который в обеих группах выражен на среднем уровне. Так, его снижение у волейболистов наряду с изменением отношения к времени в сторону зависимости усиливает кризисную нагрузку и негативно влияет на психическое состояние спортсменов, и соответственно, на качество их тренировочной и соревновательной деятельности.

Обращает на себя внимание, что показатель психологическая устойчивость (по методике «ППК») у спортсменов имеет отрицательную корреляционную связь с показателем отношение к времени (см. таблицу 1). Соответственно, чем больше оценки спортсменов отклоняются в сторону временной зависимости, тем ниже психологическая устойчивость, и наоборот. Исходя из этого, считаем, что, изменение отношения к времени (снижение временной зависимости) может выступать условием для формирования и поддержания способности противостоять жизненным трудностям, неблагоприятному давле-

нию обстоятельств, соизмерять уровень напряжения с ресурсами своей психики и организма.

ВЫВОДЫ:

1. Установлена взаимосвязь между отношением спортсменов к своему времени и особенностями переживания психологического кризиса. Так, изменению отношения в сторону временной зависимости свойственно увеличение кризисной нагрузки и снижение способности противостоять жизненным трудностям, неблагоприятному давлению обстоятельств.

2. В зависимости от отношения к времени установлены две группы волейболистов - с временной свободой и временной зависимостью. Волейболисты с временной свободой отличает отношение к времени как к ресурсу для реализации себя и своей активности, а также способность гибко изменять и перестраивать свой временной план в желаемую для себя сторону, когда этого требуют обстоятельства. Спортсменам с временной зависимостью, присуще пристрастное отношение к своему времени, его контролю и управлению, выраженное в навязчивом желании и стремлении рационально его планировать и использовать, что сопровождается тревогой и беспокойством, когда они не могут следовать заранее установленному ими временному плану или распорядку, даже по независящим от них причинам.

3. Установлено что отношение к времени является индикатором переживания острых, переломных моментов, выраженных в соответствующих кризисных профилях. Так у волейболистов с временной зависимостью доминирующим профилем является переживание кризиса с неопределенным прогнозом, тогда как у спортсменов с временной свободой - адаптация с благоприятным прогнозом.

4. Показано, что временная зависимость сопровождается снижением психологической устойчивости волейболистов, что является фактором риска, усиливающим кризисную нагрузку и негативно влияющим на психическое состояние спортсменов.

5. Полученные данные необходимо учитывать в психологической подготовке волейболистов как в период учебно-тренировочных сборов, так и в соревновательный и восстановительный периоды. Регуляция и коррекция отношения к времени является одним из перспективных направлений работы спортивных психологов в рамках регуляции психического состояния спортсменов и профилактики деструктивного переживания кризисов, возникающих в их спортивной карьере.

ЛИТЕРАТУРА

1. Абульханова К. А. Время личности и время жизни / К. А. Абульханова, Т.Н. Березина. -Санкт-Петербург : Алетейя, 2001. - 304 с.

2. Амбрумова А.Г. Анализ состояний психологического кризиса и их динамика / А.Г. Ам-брумова // Психологический журнал. - 1985. - № 6. - С. 107-115.

3. Вечканова Е.М. Специфика временной перспективы личности при различных уровнях переживания кризиса идентичности / Е.М. Вечканова // Вестник Кемеровского государственного университета. - 2014. - № 4-2. - С. 117-122.

4. Горькая Ж.В. Социокультурный анализ психологии восприятия времени / Ж.В. Горькая // Вестник Самарского государственного университета. - 2014. - № 9. - С. 245-250.

5. Духновский С.В. Психодиагностика : учебник и практикум для вузов / С.В. Духнов-ский. - Москва : Юрайт, 2021. - 353 с.

6. Духновский С.В., Особенности отношения к времени у выпускников вузов с разным уровнем субъективного благополучия и оптимизма / С.В. Духновский, Е.В. Забелина // Вестник Кемеровского государственного университета. - 2021. - Т. 23, № 3. - С. 673-681.

7. Повышение надежности психологической подготовки юных волейболистов / А.В. Ежова, О.Н. Крюкова, И.Е. Плотникова, И.И. Гревцева // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта - 2016. - № 10 (140). - С. 238-241.

8. Елисеева Т.П. Влияние психологической подготовки на результат соревновательной деятельности волейболистов / Т.П. Елисеева, Д.С. Ныркова // Царскосельские чтения. - 2015. -

№XIX. - С. 208-212.

9. Кравцова Я.В. Психологическое время и самоэффективность личности / Я.В. Кравцова, Т.Д. Дубовицкая, А.Г. Абдуллин // Психология. Психофизиология. - 2020. Т. 13, № 3. - С.17-23.

10. Куликов Л.В. Психология настроения / Л.В. Куликов. - Санкт-Петербург: Изд-во Санкт-Петербургского университета, 1997. - 234 с.

11. Наконечная Л.Е., Романина Е.В. Аспекты психологической подготовки спортсменок высокой квалификации / Л.Е. Наконечная, Е.В. Романина // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта - 2017. - №4 (146). - С. 303-305.

12. Нестик Т.А. Групповое отношение к времени как социально-психологический феномен / Т.А. Нестик // Известия Иркутского государственного университета. Серия Психология. - 2015. -Т. 14, С. 10-30.

13. Попков В.И. Учёт психологических особенностей личности игроков в процессе подготовки волейболистов / В.И. Попков // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. - 2017. - Т. 2, № 2. - С. 102-107.

14. Романина Е.В. Психологические средства формирования помехоустойчивости волейболистов к негативному влиянию сбивающих факторов / Е.В. Романина, Ю.А. Хорева // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта - 2016. - № 5 (135). - С. 298-301.

15. Синюшкина С.Д. Оценка роли стресс-факторов для организации психологической подготовки спортсменов / С.Д. Синюшкина, Е.О. Меркеева // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта - 2020. - № 11 (189). - С. 644-648.

16. Чеврениди А.А. Особенности временной перспективы у руководителей разного должностного уровня / А.А. Чеврениди // Организационная психология. - 2019. - Т.7, № 1. - С.83-96.

17. Юркина З.В. Психологическая подготовка спортсменов во время проведения соревнований по волейболу / З.В. Юркина // Здоровье - основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения. - 2019. - № 2. - С. 912-917.

REFERENCES

1. Abulkhanova, K.A. and Berezina, T.N. (2001), Time of personality and time of life, Aleteia, St. Petersburg.

2. Ambrumova, A.G. (1985), "Analysis of psychological crisis states and their dynamics", Psychological journal, No. 6, pp. 107-115.

3. Vechkanova, E.M. (2014), "Specifics of the temporary perspective of personality at various levels of experience of the identity crisis", Bulletin of Kemerovo State University, No 4-2, pp. 117-122.

4. Gorkaya Zh.V. (2014), "Sociocultural analysis of the psychology of time perception", Bulletin of Samara State University, No. 9, pp. 245-250.

5. Dukhnovskii, S.V. (2021), Psychodiagnostics: textbook and workshop for universities, Yurayt, Moscow.

6. Dukhnovskii S.V. and Zabelina E.V. (2021), "Features of attitude to time among university graduates with different levels of subjective well-being and optimism", Bulletin of Kemerovo State University, Vol. 23, No 3, pp. 673-681.

7. Ezhova, A.V., Kryukova, O.N., Plotnikova, I.E. and Grevtseva, I.I. (2016) "Improving the reliability of psychological training of young volleyball players", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 10 (140), pp. 238-241.

8. Eliseeva, T.P. and Nyrkova, D.S. (2015), "The influence of psychological training on the result of competitive activities of volleyball players", Tsarskoye Selo readings, No XIX, pp. 208-212,

9. Kravtsova, Ya.V., Dubovitskaya, T.D. and Abdullin, A.G. (2020), "Psychological time and self-effectiveness of personality", Psychology. Psychophysiology, Vol. 13, No, 3, pp.17-23.

10. Kulikov, L.V. (1997), Psychology of mood, St. Petersburg University, St. Petersburg.

11. Nakonechnaya, L.E. and Romanina, E.V. (2017), "Aspects of psychological training of athletes of high qualification", Uchenye zapiski universiteta imeniP.F. Lesgafta, No 4 (146), pp. 303-305.

12. Nestik, T.A. (2015), "Group attitude to time as a socio-psychological phenomenon", Bulletin of Irkutsk State University. Series Psychology, Vol. 14, pp. 10-30.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Popkov, V.I. (2017), "Takes into account the psychological characteristics of the personality of players in the process of training volleyball players", Physical culture. Sports. Tourism. Motor recreation, Vol. 2, No. 2, pp. 102-107.

14. Romanina, E.V. and Khoreva, Yu.A. (2016), "Psychological means of forming the noise immunity of volleyball players to the negative influence of knocking down factors", Uchenye zapiski univer-

siteta imeni P.F. Lesgafta, No. 5 (135), pp. 298-301,

15. Sinyushkina, S.D. and Merkeeva, E.O. (2020), "Assessment of the role of stress factors for the organization of psychological training of athletes", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 11 (189), pp. 644-648.

16. Chevrenidi, A.A. (2019), "The peculiarities of the time perspective among leaders of different job levels", Organizational psychology, Vol. 7, No. 1, pp. 83-96.

17. Yurkina Z.V. (2019), "Psychological training of athletes during volleyball competitions", Health is the basis of human potential: problems and ways to solve them, No 2, pp. 912-917.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 03.11.2021

УДК 159.9.07

ФОРМИРОВАНИЕ СПОСОБНОСТИ К САМОРАЗВИТИЮ У КУРСАНТОВ В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ВОЕННО-МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА

Татьяна Борисовна Зотова, преподаватель, Военно-медицинская академия имени С.М.

Кирова», Санкт-Петербург; Майя Витальевна Снеткова, кандидат психологических наук, ЕВМ-консалтинг, Санкт-Петербург

Аннотация

Статья посвящена актуальным вопросам формирования способности к саморазвитию у курсантов военно-медицинского вуза. В теоретическом анализе выявлены подходы к определению понятий «образовательная среда», «саморазвитие», «способность» и условия для формирования способности к саморазвитию у курсантов в военно-медицинском вузе. В практической части исследования изучался характер взаимосвязи образовательной среды и формирования способности к саморазвитию. Целью исследования является теоретический анализ условий для формирования способности к саморазвитию как специфическому виду способности у курсантов в военно-медицинском вузе. Задачи данной статьи состоят в: теоретическом обзоре подходов к определению понятий «образовательная среда», «саморазвитие» и «способность»; практическом подтверждении взаимосвязи образовательной среды и проявлении способности к саморазвитию. С целью выявления мнения курсантов о степени влияния образовательной среды на их саморазвитие было проведено анкетирование. В исследовании приняли участие курсанты Военно-медицинской академии им. С.М. Кирова 3-6 курсов в количестве 101 человек. Выводы: Существуют различные точки зрения о понятии «саморазвитие». В нашем исследовании понятие «саморазвитие» - особый вид «внутренней деятельности», осознанный целенаправленный процесс самопознания и самосовершенствования, который направлен на формирование и развитие тех сфер личности, которые сами в свою очередь, будут влиять на способность к саморазвитию. С точки зрения деятельностного подхода способность к саморазвитию - интегративное образование в виде совокупности индивидуально-психологических качеств. Мы предполагаем наличие следующих предикторов способности к саморазвитию: мотивационный, когнитивно-оценочный, эмоционально-волевой, деятельностный, рефлексивный и рассматриваем эти характеристики как внутренние условия для формирования способности к саморазвитию. Вместе с тем, образовательная среда, организуемая в военно-медицинском вузе, является внешним условием формирования способности к саморазвитию у курсанта.

Ключевые слова: образовательная среда, способность, саморазвитие, военно-медицинский вуз, мотивационный предиктор, когнитивно-оценочный предиктор, эмоционально-волевой предиктор, деятельностный предиктор, рефлексивный предиктор.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.11.p567-574

FORMATION OF THE ABILITY TO SELF-DEVELOPMENT AMONG CADETS IN

THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF A MILITARY MEDICAL UNIVERSITY

Tatyana Borisovna Zotova, the teacher, the Kirov Military Medical Academy St. Petersburg;

Maya Vitalievna Snetkova, the candidate of psychological sciences, Consulting of EVM,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.